ЭЛЕКТРОННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИРаиса Николаевна Гайбович, учитель начальных классов УО «Новопогостская ГОСШ-сад»В учебном процессе начальной школы компьютер используется редко, бессистемно. И главной причиной этого, на мой взгляд, является: недостаток хороших с дидактической и методической точки зрения педагогических программных средств учебного назначения по предметам начальной школы. Как показывают различные исследования в области информатизации образования, применение средств информационных технологий возможно (а в большинстве случаев даже целесообразно) при изучении всех учебных предметов на всех ступенях обучения. При этом компьютерные технологии выступают как инновационные интерактивные средства обучения, которые обладают возможностью визуализировать изучаемые явления, динамически представлять процесс объяснения, обрабатывать значительные объемы учебной информации, формировать у учащихся навыки самостоятельной работы и самоконтроля и т.д. Это приводит к качественному изменению методов, форм и содержания обучения. Педагог начальной школы при обучении детей любому предмету может использовать информационные технологии в следующих формах и направлениях: компьютерные игры по предметам, например, игры по обучению грамоте «Веселая азбука Кирилла и Мефодия», «Баба Яга учится читать», «Баба Яга учится считать» и др.; компьютерное тестирование, в т.ч. игровые тестовые задания, разработанные самим учителем, к примеру, в программе Hot Potatoes; мультимедиа презентации Microsoft Power Point: демонстрационные и дидактические материал к урокам, в т.ч. интерактивные игровые задания; интернет-ресурсы (электронные библиотеки, дидактические материалы по русскому языку, разработки уроков и пр.) при помощи учителя. Так, я создала проект по предмету «Человек и мир» для второго класса к разделу «Животные и человек». Так же часто использую при проведении воспитательных мероприятий презентаций, что повышает интерес детей. На поддерживающих занятиях провожу тесты. С помощью этих форм можно оживить урок и сделать его доступным для восприятия. Работа с презентациями предусмотрена на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Мой опыт работы показывает: информационные технологии способствуют более глубокому усвоению знаний (решение текстовых задач, задач на движение, доли, морфемный, словообразовательный анализ, коррекционная работа, ориентирование в пространстве, классификация в животном и растительном мире, заочные экскурсии и путешествия). Творческие задания могут быть представлены в виде создания дидактического материала, электронных карточек, шаблонов, справочников, схем, таблиц, ребусов, рисунков. Результаты показывают, что учащиеся с удовольствием работают на компьютере, повышается интеллектуальный потенциал, легче усваивают материал, имеют хорошие навыки учебной деятельности. Дети моего класса принимают участие в дистанционных олимпиадах, помогающих успешной социализации уже с начальной школы. А также усвоили начальные навыки работы с компьютером. Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика.^ Информационные технологии в начальной школеВозможности, заложенные в компьютере, могут быть в значительной степени реализованы в учебном процессе и существенно влиять на его качество. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И, наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Переход от изучения компьютера к использованию его возможностей в образовательных целях некоторым учителям дается с трудом и происходит чрезвычайно медленно. Недостаточная востребованность обусловлена следующими причинами: 1. учителя не осознают и не оценивают интереса современных школьников к работе с компьютером; не осознают образовательный и развивающийся потенциал информационных технологий; 2. у учителей не сформирована готовность к работе с использованием информационных технологий обучения младших школьников. 3. не преодолена психологическая зависимость учителя от устаревшей технологии обучения младших школьников. Поэтому этим вопросам уделяется большое внимание в нашей школе на заседаниях МО учителей начальных классов Вполне очевидно, что развитие компьютерной индустрии предопределяет изменения в педагогическом процессе, в основе которых – переход к технологиям, обеспечивающим индивидуальную деятельность школьника сообразно его психофизиологическим особенностям, способу усвоения информации. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: 1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; 2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; 3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; 4. снижению дидактических затруднений у учащихся; 5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции; 6. приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.^ Организация применения современных информационных технологий на уроках математики, русского языка и других предметов, изучаемых в начальной школеСпецифика преподавания в начальных классах предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. Проведение же урока в кабинете информатики психологически настраивает учащихся на длительный контакт с компьютером и снижает мотивацию усвоения знаний, умений и навыков традиционными методами. При этом работа ученика начальной школы за компьютером по санитарным нормам не может продолжаться более 15-20 минут( СанПиН 2.2.2542–96). В связи с этим оптимальным представляется вариант, когда в каждом кабинете начальных классов постоянно находятся 1-2 компьютера. В этом случае учитель может при составлении плана любого урока предусмотреть этап, когда несколько учеников будут поочередно либо, работая в группе, выполнять задания на компьютере. При размещении в классе мультимедийного проектора появляется возможность проведения фронтальной работы с применением новых информационных технологий в начальной школе. Особенно интересно можно использовать мультимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов. Наиболее соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям и удобным для организации урока было признано размещение компьютера на учительском столе. Необходимо строго придерживаться санитарно- гигиенических нормам при организации рабочего места учащихся за компьютером. Их неукоснительное соблюдение, а так же проведение во время урока физкультминуток, включающих гимнастику для глаз и осанки, позволит сохранить здоровье школьников и эффективно применять электронные учебные материалы в учебном процессе.^ Педагогические программные средства, которые можно использовать на уроках в начальной школеРынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. В школах в рамках реализации проекта ЭСО создаются медиатеки, в которых подобно книгам в библиотеке собираются и выдаются пользователям по мере необходимости электронные учебники, справочники, различные логические, развивающиеся и другие компьютерные программы, записанные на компакт- дисках. Большинство из них больше подходят для домашнего применения, либо для внеурочного использования. Проведя анализ существующих сегодня компьютерных программ, предназначенных для обучения и развития младших школьников, можно выделить основные подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы: 1. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения; 2. теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы; 3. объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером; 4. отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов; 5. средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий. Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.^ Методика применения электронных учебных материалов при проведении урока в начальной школеПри разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировачных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения. Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуацию успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения. Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности. Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала. Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства. При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей. Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам. Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе. Использование информационных компьютерных технологий на уроках в начальной школе необходимо, так как играют ключевую роль в формировании учебных навыков через мотивацию, устойчивую концентрацию и развитие навыков мышления. Информационные коммуникационные технологии улучшают образовательный процесс, делают его более интересным, результативным. Тем самым повышают эффективность урока. Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. У детей формируются начальные умения работать с информацией и компьютерными технологиями (запуск программы, обработка графической информации, ввод слов и простых предложений, редактирование текста, форматирование символов, вставка графических объектов). Безусловно, что моя работа по внедрению информационных технологий в образовательный процесс будет продолжена. Основной задачей станет достижение эффективности и результативности внедрения информационных технологий, активное участие в районных мероприятиях. Литература Intel® “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учеб.пособие.- 2-е изд.-М., 2003. Витухновская А.А. Компьютерная поддержка учебных курсов для начальной школы //Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу “Информатика и образование”. 2001. № 1. С. 28 – 31. Витухновская А. А., Марченко Т. С. Проектирование технологии подготовки к обучению младших школьников с использованием компьютера // Информатика и образование. 2004. № 8. Витухновская А.А., Марченко Т.С. Проектирование электронного дидактического материала (на примере курса математики начальной школы) // Педагогический дизайн: Материалы науч.-практ. конф. г. СПб, 26-27 октября 2004 г.- СПб, 2004. С. 88 – 95.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…