Данная работа посвящена проблеме эсхатологических мотивов в произведениях Германа Мелвилла “Тайпи” и “Моби Дик”. Целью работы является исследование “Тайпи” и “Моби Дика” с точки зрения мифологической категории – эсхатологии. Для достижения цели были поставлены следующие задачи : – раскрыть значение эсхатологии для творчества Мелвилла; • изучить произведения Мелвилла с точки зрения мифологии; • найти эсхатологические мотивы
в творчестве Мелвилла и исследовать их. В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы : • эсхатологические мотивы присутствуют во многих произведениях Германа Мелвилла; • уже в первом произведении Мелвилла – “Тайпи” – мы находим попытки автора обратиться к эсхатологии; – роман “Моби Дик”, как вершина творчества писателя, включает в себя, помимо множества других аспектов, и мифологический. Работа состоит из: введения, трех разделов и выводов.
СОДЕРЖАНИЕ Введение Раздел 1. Герман Мелвилл и эсхатология 1. Критики о Мелвилле 1.Особенность мелвиллского повествования 2. Эсхатология как одна из категорий мифов 1.2.1. Миф и литература 2. Мифы эсхатологические Раздел 2. Эсхатология “Тайпи” 1. История создания 2. Эсхатологические мотивы повести 1.Принципы “идеальности”
Раздел 3. Мифологический аспект “Моби Дика” 1. Жанровое своеобразие романа 2. Образы романа и эсхатологические символы 1. Ахав 2. Измаил 3. Моби Дик 3.2.4. “Пекод” Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ Данная работа посвящена проблеме эсхатологических мотивов в произведениях Германа Мелвилла “Тайпи” и “Моби Дик”. Актуальность темы состоит в том, что творчество
Германа Мелвилла остается до настоящего времени не до конца исследованным и понятым, а проблемы, которые он рассматривал в своих произведениях не утратили остроты и на сегодняшний день. История литературы знает немало случаев, когда потомки “открывали” великих художников, чье творчество не было замечено и оценено современниками. Такова судьба Мелвилла. Его не признали при жизни, но сегодня он занимает место на американском литературном
Олимпе, а его роман “Моби Дик” – это шедевр мировой классики, энциклопедия американского романтизма и самый значительный роман XIX века. Новизна исследования заключается в том, что, несмотря на существующие десятки биографий и монографий, сотни статей и публикаций, тематические сборники и коллективные труды, посвященные различным аспектам, проблема эсхатологических мотивов в творчестве Германа Мелвилла не была исследована до сих пор. Целью работы является исследование “Тайпи” и “Моби
Дика” с точки зрения мифологической категории – эсхатологии. Для достижения цели были поставлены следующие задачи : – раскрыть значение эсхатологии для творчества Мелвилла; • изучить произведения Мелвилла с точки зрения мифологии; • найти эсхатологические мотивы в творчестве Мелвилла и исследовать их. Одной из задач данной работы является восполнить пробел в отечественном литературоведении относительно эсхатологических мотивов, что дает возможность более полного и достоверного
исследования творчества Г. Мелвилла Апробация работы. Наше исследование было представлено на ежегодной студенческой конференции ТЭИ (17 апреля 2002 года). Практическая ценность работы. Результаты работы могут быть использованы учащимися старших классов в школах, лицеях, студентами колледжей, институтов при изучении творчества Германа Мелвилла.
РАЗДЕЛ 1 МЕЛВИЛЛ И ЭСХАТОЛОГИЯ- 1. Критики о Мелвилле В литературной истории Соединенных Штатов Америки творчество Германа Мелвилла – является выдающимся и своеобразным. Писатель давно уже причислен к классикам старой словесности, а его занимательное творение “Моби Дик или Белый Кит” с полным основанием считается одним из шедевров литературы.
Существуют десятки биографий и монографий, сотни статей и публикаций, тематические сборники и коллективные труды, посвященные различным аспектам творчества писателя. И все же Мелвилл как личность и как художник, прижизненная и посмертная судьба его книг продолжают оставаться загадкой, до конца не разгаданной и необъяснимой. Суждения американских литературоведов часто искажают смысл его произведений в соответствии со вкусами
критика, а творчество писателя представляется в измененном виде. Так, Лоуренс Томсон в книге “Melville Quarrel with God” изображает писателя богоненавистником, образ Белого Кита в его романе “Моби Дик” определяет как символ бога, а его создателя обвиняет в сатанизме [3, с.226]. Другой критик Д. Лоуренс в одной из своих статей злословит
Мелвилла, называет “величественным провидцем, поэтом моря”, потом делает человеконенавистником: “голубоглазый викинг” “уходит в море, спасаясь от человечества”, “Мелвилл ненавидел мир” [3, с.226], море дало писателю возможность чувствовать себя вне времени, вне общества. Искажение творчества и литературной манеры писателя совершаются различными путями. Так, Вилард Торп, написавший предисловие к “Моби Дику”, изображает
Мелвилла, как “прирожденного гения”, который не проявлял никаких усилий при написании своих книг и не заботится о своем литературном мастерстве. Но сегодня вряд ли кому придет в голову усомнится в праве Мелвилла занимать место на американском литературном Олимпе. Его имя называют в одном ряду с именами По, Уитменна и Твена. О нем написано несколько десятков монографий, а количество статей перевалило за тысячу.
“Моби Дик” признан самым значительным американским романом XIX века. Возрождение популярности Мелвилла в Америке датируется 1921 годом, когда вышла в свет монография Роймонда Уивера “Герман Мелвилл – моряк и мистик”. На протяжении 20-х годов были переизданы многие книги Мелвилла. Крупнейшие историки литературы, культуры, общественной мысли посвятили
Мелвиллу разделы в своих работах. Появился ряд монографических исследований, специально посвященных жизни и творчеству забытого гения. “Моби Дик” существует теперь не только как книга, но как опера, балет и кинофильм. Образами Мелвилла вдохновляются современные художники (Р.Кент, Б.Робинсон, Д.Уилсон), поэты (Харт Крейн, У.Г.Оден). Мелвилл сегодня – классик мировой литературы.
1.1.1. Особенность мелвиллского повествования. Следует отметить, что произведения Германа Мелвилла отличаются художественной многоплановостью повествование, благодаря которой он достиг наивысшей оригинальности и самобытности прозы. Прочный сплав разнородных жанровых начал явился основой творческого успеха писателя, его величайшим достижением в области развития американского романа. Документальные повествование, создающие элемент достоверности, в сочетании с неограниченной фантазией,
обширные публицистические отступления, философские размышления, глубокий психоанализ, социальная обусловленность судеб героев, реалистическое бытописание, ретроспективное повествование, ирония различных оттенков, сарказм и трагизм образуют сложное жанровое и стилистическое единство, названное в литературоведении синтетизмом (или синкретизмом). Таким образом, главная особенность мелвиллской художественной системы состоит в необычайном сочетании ракурсов реалистического и символического видения мира писателем, мастерском
умении синтезировать два типа мышления: рациональное (логическое) и мифологическое (прелогическое). Так, например “Моби Дик”, как выделяют многие критики, четырехплановый роман – научный, приключенческий, философский и библейский, а вот мифологический аспект, и особенно его категорию – эсхатологию никто не исследовал. Существуют работы, посвященные эсхатологии, но она в них имеет библейскую основу. 1.2. Эсхатология как одна из категорий мифов 1.2.1.Миф и литература.
Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов, мифологические темы, образы, персонажи используются и пересматриваются в литературе почти на всем протяжении ее истории. Постоянное взаимодействие литературы и мифа протекает непосредственно, в форме “переливания” мифа в
литературу, и опосредованно: через изобразительное искусство, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века – через концепции мифологии, эстетические и философские учения. Литература Просвещения в XVIII веке использует мифологические сюжеты большей частью как условные фабулы, в которых вкладывается совершенно новое философское содержание. Одновременно в XVIII веке открывается простор для свободного сюжетосложения (особенно в романе).
Подчеркнута ироническая игра с образами традиционной мифологии, объединение элементов различных мифологий, частичный перенос акцента с образа на ситуацию как некий архетип – характерная черта мифотворчества романтиков. В начале XIX века наблюдается усиление роли христианской мифологии в общей структуре романтического искусства. Одновременно большое распространение в системе романтизма получили богоборческие настроения, выразившиеся в создании демонической мифологии романтизма.
Романтизм XIX века проявил большой неформальный интерес к мифологиям в связи с философскими спекуляциями о природе, о народном духе или национальном гении, в связи с мистическими тенденциями. Но романтическая интерпретация мифов являлась крайне вольной, нетрадиционной, творческой, становится инструментом самостоятельного мифологизирования. Таким образом, литература на всем протяжении своей истории соотносится с мифологическим наследием первобытности и древности, причем отношение это сильно
колебалось, но в целом эволюция шла в направлении “демифологизации”. 1.2.2. Мифы эсхатологические. Эсхатология (от др греч. “эсхатос” – “последний”) относится к одной из категорий мифов, и, в противоположность большей части мифов, повествующих о важнейших событиях прошлого – времени мифологического, эсхатологические мифы содержат пророчество о будущем конце света. Мифы эсхатологические о “последних” вещах, о конце мира возникают относительно поздно и опираются на
модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических (повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе). Эсхатологические мифы рассказывают не о возникновении мира и его элементах, а об их уничтожении – гибель суши во всемирном потопе, хаотизация космоса и другие. Трудно отделить мифы о катастрофах, сопровождавших смену эпох (о гибели великанов или старшего поколения
богов, живших до появления человека, о периодических катастрофах и обновлении мира), от мифов о конечной гибели мира. Более или менее развитую эсхатологию находим в мифах аборигенов