Д О К Л АД
ПО ИСТОРИИ
на тему:
Ученика 7 «Г» класса
средней школы N8
Снытко Николая
2007
Сначала XVI в. в Испании получили широкое распространение рыцарские романы.Необузданная фантастика этих созданий феодальной литературы отвечала психологиилюдей Возрождения, которые пускались в рискованные плавания и скитались поотдалённым странам.
Творчествовеличайшего испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра (1547—1616) —основоположника новой испанской литературы — возникло на почве синтеза всехдостижений предшествующего её развития. Сервантес ставил перед собой скромнуюзадачу — уничтожить влияние фантастических и далёких от жизни рыцарскихроманов. Но великолепное знание народной жизни, зоркая наблюдательность игениальная способность к обобщению привели к тому, что он создал нечтонеизмеримо более значительное.
Мигельде Сервантес Сааведра (1547—1616) жил в катастрофический период испанскойистории. Безумная политика абсолютизма и церкви в Испании, исходившая лишь изблагополучия и самолюбия правящей верхушки, довела первую державу мира дотакого упадка, что народу Испании потребовалось еще столетие, чтобы в началеXIX в. вновь явить свое величие и непреклонную волю к свободе.
Втаких условиях испанская гуманистическая интеллигенция должна была отстаиватьидеалы Возрождения, воплощать в образах новый тип человека, бороться с ложьюКонтрреформации. Это по-разному осуществлялось в народно-революционных драмах,в неиссякаемом потоке задорных комедий, в любовных стихах и сатирической прозе.Полнее всего это сделал Сервантес в «Дон Кихоте».
Мигель де Сервантес Сааведра родился29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считалсебя дворянином по крови. В 1571 году он, состоя на военной службе во флоте,принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы,из-за чего потерял левую руку. Возвращаясь морем в Испанию, попал в рукиалжирских пиратов, в плену у которых провел пять лет. Неоднократно пыталсябежать, но всякий раз терпел неудачу; в конце концов был выкуплен из пленамонахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид. В 1585 году он женился наКаталине де Салазар и выпустил пасторальный роман «Галатея». В то жевремя в мадридских театрах начинают ставиться его пьесы, до наших дней, ксожалению, в подавляющем большинстве не сохранившиеся.
Через двагода он перебрался из столицы в Андалусию, где в течение десяти лет исполнялсначала должность поставщика флота, а затем — сборщика налогов. За финансовуюнедостачу в 1597 году был посажен в севильскую тюрьму, где он и начал писатьроман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В 1605 году еговыпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть«Дон-Кихота», немедленно ставшая невероятно популярной. В 1607 годуСервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни.
Дон-Кихот и Санчо Панса. Гравюра ститульного листа одного из первых изданий ‘Дон Кихота’ Сервантеса.
Дон-Кихотмечтает возродить рыцарские времена в эпоху, когда они уже давно ушли впрошлое. Он один не понимает того, что рыцарство отжило свой век и, как последнийрыцарь, представляет собой комическую фигуру. Но вместе с тем мотивы поступковДон-Кихота человечны и благородны. Он убеждённый защитник свободы исправедливости, покровитель влюблённых, поклонник науки и поэзии.
Егоидеалы родились в борьбе против сословного неравенства, против отжившихфеодальных форм жизни. Но и то общество, которое шло ему на смену, не моглоосуществить эти идеалы. Чёрствый богатый крестьянин, прижимистые трактирщики икупцы издеваются над Дон-Кихотом, над его намерением защищать бедных и слабых,над его великодушием и гуманностью.
Двойственностьобраза Дон-Кихота состоит в том, что его прогрессивные гуманистические идеалывыступают в реакционной, отжившей свой век рыцарской форме.
Рядомс Дон-Кихотом действует в романе крестьянин — оруженосец Санчо Панса. На негоналожила свой отпечаток ограниченность деревенских условий существования: СанчоПанса наивен и даже порой придурковат, он — единственный человек, поверивший врыцарские бредни Дон-Кихота. Но Санчо не лишён хороших качеств. Он не толькообнаруживает свою сообразительность, но и оказывается носителем народноймудрости, которую излагает в бесчисленных пословицах и поговорках.
Дваглавных действующих лица романа с их фантастическими и наивными понятиямипоказаны на фоне реальной будничной Испании, страны чванливой знати,трактирщиков и купцов, зажиточных крестьян и погонщиков мулов. В искусствеизображения этой обыденности Сервантес не имеет себе равных.
«Дон-Кихот»— величайшая народная книга Испании, замечательный памятник испанскоголитературного языка. Творчество Сервантеса является высшей точкой в развитиикультуры Возрождения на испанской почве.