Михаил Горбачев Неудачник или человек столетия

–PAGE_BREAK–Против кандидатуры Горбачева выступила и часть консерваторов,
причем в этот раз не из партийной верхушки, а из съездовской фракции «Союз», сторонников сохранения СССР, как сильного централизованного государства. Альтернативные кандидатуры были предложены одним из лидеров фракции В. Алкснисом. Самую же «злую» речь против Горбачева произнес кандидат из Кемеровской области Т. Авалиани. Он обвинил Горбачева в пустословии, неумении решить ни одной из намеченных задач, развале экономики и государственных институтов. Самый чувствительный удар по Горбачеву был нанесен в конце его выступления: « А о том, что он не справится с этой работой, я писал еще в ноябре 1985 года, можете поднять архивы. И там как раз говорилось о том, что Вы будете метаться туда и сюда, а в это время произойдет то, что мы имеем сегодня».[16]
В конце концов, Горбачеву удалось добиться избрания Президентом, но проголосовало за него менее 60% депутатов.[17] Популярность его была низка, как никогда, и в случае всенародных выборов поддержка Горбачева могла оказаться еще меньше. Именно это и побудило его избираться на Съезде, а не всенародно. Но, отказавшись от всенародных выборов, Горбачев тем самым лишил свой пост необходимой легитимности, а себя — возможности апеллировать к «гласу народа». И уже это в серьёзной степени обрекало на неудачу его президентскую деятельность.
Выводы к первой главе.
Сводная таблица, характеризующая  Горбачева как личность представлена в приложении 5.
Личные и деловые качества М.С. Горбачева сформировались еще на Ставрополье. Умение «хорошо» говорить пригодилось ему в дальнейшем. А вот неумение взять на себя всю ответственность, неумение контролировать подчиненных в дальнейшем горько «аукнется» будущему Президенту СССР.
Последовавший его провал в качестве президента объяснялся многими обстоятельствами. Одно их них заключалось в том, что крах всех его предшествующих экономических реформ, многие политические неудачи породили у Горбачева губительный для реформатора комплекс — страх новых, радикальных начинаний. И если, вступая в 1985 году в должность Генерального секретаря, Горбачев предложил целую серию реформ, то заняв президентскую должность, он не смог выдвинуть ни одной новой идеи
В конце своего правления Горбачев, став Президентом, пытался опираться уже не на партийный аппарат, как все его предшественники, а на правительство и команду помощников. Горбачев все больше склонялся к социал — демократической модели.
 
Глава 2. Победы и поражения Горбачева и их оценка отечественными и зарубежными историками и общественными деятелями 2.1. Внешнеполитические успехи и просчеты Горбачев был твердо настроен и на обновление внешнеполитического курса СССР. Уже вскоре он предложил на пост министра иностранных дел Шеварднадзе, взамен Громыко, переведенного в председатели Президиума Верховного Совета СССР. «Серебристый лис», как прозвали Эдуарда Амвросиевича в Грузии, оказался незаменимым проводником курса Горбачева, пока не предал его, сбежав со своего мидовского поста в начале 1991 г. И, как выяснилось, вовремя. Крах СССР он встретил в рядах «истинных демократов». Когда-то, в бытность свою первым секретарем ЦК Грузии, он заявил, что для его республики «солнце встает на Севере». Понятно, что Горбачеву он понравиться сумел. И не он один.
 В то же время Горбачева серьезно заботили проблемы разоружения и взаимоотношений сверхдержав на международной арене.  Помимо этого, оказывалась серьезная экономическая и военно-техническая поддержка ряду дружественных режимов по всему свету: от Кубы до Лаоса, не говоря уже о мировом коммунистическом движении и «прогрессивных силах». Наконец, на шее СССР сидели в полном смысле слова и страны СЭВ. Стало обычным явлением, когда «страны народной демократии» экспортировали на Запад высококачественную продукцию, к примеру легкой промышленности, а в Союз гнали чуть ли не брак. Доходило и до того, что поставляемая им по дешевке нефть перерабатывалась, а полученные нефтепродукты выгодно сбывались в Европе.
 Горбачев считал себя реформатором, но вот реформировать-то он и не сумел — просто крушил.
Идеи сокращения участия в локальных конфликтах и объемов помощи «братским режимам» были весьма популярны среди людей поколения «шестидесятников», к которому принадлежал и Михаил Сергеевич. Эти же люди после достижения Советским Союзом стратегического паритета с США стали рассматривать собственные вооруженные силы, как ненужную обузу. Следует отметить, что хоть диссидентское движение в СССР и было основательно разгромлено Андроповым, прозападные настроения были достаточно распространены в среде советской интеллигенции. И в результате идеологическое развитие перестройки постепенно приняло отчетливый прозападный крен. К примеру, от экономической реформы социалистического хозяйства постепенно был совершен переход к безапелляционному утверждению безусловного превосходства капиталистической экономики над социалистической.
Годы «перестройки» стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств — таково было основополагающее по­ложение нового курса на международной арене. В многочисленных выступлениях советского президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государства­ми, в частности, с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение воен­ных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С. Горба­чев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических разли­чий объявлялась одним из принципов межгосударственных отноше­ний. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Сою­за стал Э. А. Шеварднадзе.
Конкретные мероприятия советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западны­ми странами и положить конец «холодной войне».
Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполи­тических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры. В подписанном президен­тами двух стран документе констатировалось, что «ядерная война не­допустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.
Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская во­енная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В февра­ле 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).
Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли огра­ничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М. С. Горбачева и его ближайших соратни­ков. Но были и противники новых подходов к решению междуна­родных вопросов. За сохранение прежнего курса в отношениях с За­падом ратовали многие деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть работников партийного аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, они по­полнили ряды оппозиции горбачевской «перестройке».
СССР и страны Восточной Европы. Серьезные перемены про­изошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Эко­номический и политический кризис в этих странах, падение автори­тета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оп­позиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора (далее ОВД). На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе «перестройки». Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямых контактах между предприятиями.
На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс М. С. Горбачева. Однако углубление «перестро­ечных» процессов, кадровые перестановки в советском партийно-го­сударственном аппарате вызвали их неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о преобразованиях в Советском Союзе.
Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против сущест­вующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результа­те свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Алба­нии. В бывших социалистических странах произошла смена партий­но-государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. В некоторых из стран эти меры привели к резкому обострению эко­номической ситуации. Крушение существующих порядков в Югосла­вии привело к кризису национальных отношений и распаду страны на несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение Восточ­ной и Западной Германии.
Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили дея­тельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Вар­шавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 80-х годов их доля во внешнеторговом обороте Со­ветского Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%.[18]
Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объедине­ние Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса.
СССР и капиталистические страны мира. Обновленные подходы к решению меж­дународных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986—1987 гг. состоялись несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987 г.) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежа­щих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стра­тегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию в пра­вящих кругах обеих стран. По мнению многих руководителей пар­тийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безо­пасности СССР.
Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Подписан­ные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Советский Союз был при­нят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Европы — Шве­цией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о со­вместном освоении ими природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.
Нормализовались политические и экономические взаимоотноше­ния СССР и стран Юго-Восточной и Южной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создал условия для урегулирова­ния отношений с Китайской Народной Республикой. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Достигнутая с нею дого­воренность предусматривала совместные работы по освоению при­родных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Расширялись экономи­ческие и общественные контакты с Израилем. Они привели к восста­новлению дипломатических отношений между странами.
Советское правительство приняло несколько законов, соответст­вующих международному законодательству в области прав человека, в частности, указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями куль­туры разных государств.
Советский Союз занял четкую позицию во время войны в Пер­сидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта.

2.2. Внутренняя политика   2.2.1. Обострение межнациональных конфликтов. В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркмен­ская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории прожи­вали свыше 270 млн. человек — представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос, и произошло фактиче­ское выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем, непоследова­тельность национальной политики породила многочисленные проти­воречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кри­зис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.
Неспособность центральных властей справиться с экономически­ми трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окру­жающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на мес­тах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозици­онные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказа­лось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональны­ми и межэтническими конфликтами, и ростом сепаратистского дви­жения в республиках.
В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против ру­сификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило на­значение Г. Колбина, русского по национальности, первым секрета­рем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии.
Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала об­народования советско-германских договоров 1939 г., публикации до­кументов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белорус­сия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтниче­ских конфликтов.
В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азер­байджаном из-за Нагорного Карабаха — территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Воору­женный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспых­нул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев — таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демо­кратических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР высту­пило абхазское население.
«Парад суверенитетов». С конца 80-х годов усилилось движение за выход из состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения чис­ленности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособ­ления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплек­са. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республи­канских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные, органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государст­венном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайд­жанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объяв­лениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.
    продолжение
–PAGE_BREAK–12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законо­дательно закреплялся приоритет республиканских законов над союз­ными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президен­том— А. В. Руцкой.
Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистиче­ских Республик и его преобразование в демократическое федератив­ное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмеча­лось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложен­ные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и на­родов, право на самоопределение и демократическое развитие, терри­ториальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохра­нении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.
Финал политического кризиса. В апреле — мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных рес­публик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники пере­говоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписа­ния такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Су­веренных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались переме­ны в структуре органов власти и управления, принятие новой Кон­ституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.
Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предот­вращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписа­нии временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и пере­дать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов высту­пила с протестом против проекта договора. Подготовленный к под­писанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного ком­плекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остано­вить развал государства.
В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был от­странен от власти. Группа государственных деятелей заявила о не­возможности М. С. Горбачева — в связи с состоянием его здоро­вья— исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, предсе­датель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей задачей пре­одоление экономического и политического кризиса, межнациональ­ной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стоя­ла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.
Центром августовских событий стала Москва. В город были вве­дены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои на­селения, в том числе многие работники партийного аппарата, не ока­зали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин при­звал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявля­лось о переходе в ведение российского президента всех расположен­ных на территории республики общесоюзных органов исполнитель­ной власти.
22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.
События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Ук­раина, а затем и другие республики.
В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось сове­щание руководителей трех суверенных государств — России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур быв­шего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ — Содружества Независимых Государств. Союз Советских Со­циалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).
«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали рас­пад некогда могучего многонационального государства, и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных рес­публик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Россий­ской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ель­цину и поддерживавшим его демократическим силам.
  2.2.2. Социально- экономическое положение  Что касается экономических проблем Советского Союза, то их решение виделось в ускоренном «перевооружении» машиностроения. По сути дела, ЦК ставил задачу выхода на новый уровень НТР, хотя достаточно внятно это и не прозвучало (сказалась привычка не афишировать имеющиеся проблемы). Так был сделан выбор между привычными гигантскими вложениями в капитальное строительство и повышением производительности труда в пользу последнего: ускорение должно было быть достигнуто за счет перехода на новое поколение промышленного оборудования, технической модернизации. Однако проводимые мероприятия не давали должного эффекта.
Одной из затей, в которые верил Горбачев, была массовая компьютеризация: обучение основам программирования было включено в школьные и вузовские программы. Но общая отсталость Советского Союза в деле компьютеризации на тот момент изначально обрекала затею на провал: персональных компьютеров было крайне мало, советская промышленность к их массовому производству еще не приступала даже в мечтах, так что студентов обучали самым азам часто на допотопных машинах, не говоря уже о школьниках. Достаточно напомнить, что задача компьютеризации, скажем, тех же сельских школ была поставлена в современной России лишь сравнительно недавно Владимиром Путиным. Что уж тут говорить о 1985 г.!
Произошли изменения в организации сельскохозяйственного про­изводства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйст­венной продукции. Негосударственный сектор — в коллективах и ча­стных формах — получал все более широкое распространение в эко­номике.
Экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве. В 1989—1990 гг. резко сократились темпы роста произ­водства промышленной продукции (см. табл. 1).
Таблица    1
Темпы прироста промышленности
(в % по отношению к предыдущему году)
1985 г.
1986 г.
1987 г.
1988 г.
1989 г.
1990 г.
+ 3,4
+ 4,1
+ 3,8
+ 3,9
+ 1,7
-1,2
Увеличивались размеры дефицита госбюджета, росла безработица. В начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) 6 млн. человек.
Политика реформирования экономики имела значительные соци­ально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. В конце 80-х го­дов волна забастовок охватила шахты Кузбасса, а затем Донецкого угольного бассейна. Только в Донбассе в борьбу за свои права всту­пили свыше 300 тыс. шахтеров.[19]
Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, вла­деющие средствами производства: члены кооперативов и лица, зани­мающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан, владеющих значительными финансами (банкиры). Резко усилилась поляризация в обществе.
2.2.3. Реформа политической системы и её последствия Перемены в общественно-политической сфере начались с прове­дения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку «перестройки». Широкое обсуждение нового правительст­венного курса проходило на массовых митингах граждан. На страни­цах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления» разъяс­нял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных горо­дов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса име­лись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены предсе­датель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компар­тий большинства союзных республик и т. д.
XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи со­вершенствования социалистического общества.
 В 1985—1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государст­венных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения до­кументов репрессированных в 30-е — начале 50-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по про­цессам 30-х годов. В числе реабилитированных находились Н. И. Бу­харин и А. И. Рыков, группа профессоров-экономистов (А. В. Чая­нов и др.).
Демократизации общественно-политической жизни способствова­ло введение альтернативных выборов партийных секретарей в пар­тийных организациях.
В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры госу­дарственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников «перестройки» по вопросу о за­дачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества. Конфе­ренция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обя­занностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур об­щества.
Учреждался новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, кото­рый превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках.
Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стра­не президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на Ш Съезде народных депутатов был избран М. С. Горбачев).
В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изме­нении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депу­татов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоя­лись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их чис­ле— Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев, Ю. Д. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М. С. Горбачев.
Выборы 1989 года нельзя было назвать полностью демократическими. Не все, а только 2\3 мандатов были получены кандидатами в ходе прямого голосования.
 В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с патри­архом РПЦ Пименом и представителями других религиозных кон­фессий. В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-ле­тием крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные об­щины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы.
Верующим возвращали отобранные у них ранее культовые зда­ния. Органы власти дали разрешение на строительство новых хра­мов. Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражда­нами участвовать в общественной жизни. Нескольких видных цер­ковных иерархов избрали депутатами в Верховный Совет страны.
Было разработано и утверждено новое законодательство о куль­тах. Его появлению предшествовала дискуссия на страницах перио­дической печати по вопросу о том, как должны строиться государст­венно-церковные отношения. Новый закон «О свободе совести» за­крепил курс на либерализацию отношения государства к религии.
 В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали много­численные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стиму­лом возникновения новых партий и движений. Видное место среди них занимали организации демократической ориентации — Крестьян­ская, Аграрная, Народная партии России, Республиканская партия Рос­сийской Федерации, Демократическая партия России и др. В своих программах они выступали за демократическое государство, за прове­дение экономических и политических реформ. Многие партии призна­вали необходимость создания смешанной экономики, но расходились в выборе путей для ее формирования. Руководители большинства но­вых организаций полагали необходимым для выхода из кризиса осу­ществить требуемые реорганизации сверху.
Раскол в рядах КПСС привел к возникновению нескольких пар­тий социалистической (коммунистической) ориентации. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия ком­мунистов (РПК). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии (с учетом происшедших в стране перемен), а также в усилении роли государства в экономической жизни.
Начали действовать партии социал-демократического направле­ния. За возрождение национального самосознания и сильного госу­дарства  но в разных формах — выступали партии и движения на­ционально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.).
Время существования многих партий оказалось кратким, они рас­падались, сливались с другими организациями. Возникали новые по­литические группы и блоки, и все они активно участвовали в обще­ственной жизни СССР. В центре политической борьбы за власть на рубеже 80—90-х годов оказались партии коммунистической и либе­ральной ориентации. К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М. С. Горбачева. В значитель­ной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности.
    продолжение
–PAGE_BREAK–