Постоянное стремление к углубленному изучению натуры отличало Врубеля на протяжении всей жизни. «Я не знал большего труженика, более ценного и ревностного служителя искусства, нежели Врубель», – вспоминал критик и художник А. Бенуа.
М. Врубель. «Автопортрет». Акварель. 1882.
Понимание цвета определилось у выдающегося акварелиста еще в годы пребывания в академии, когда он страстно увлекся живописью водяными красками. Уже в ранних его листах колористическая основа имеет гармонично взаимодействующие полутона. Постепенно произведения приобретают широкую, смелую кладку. Это не случайно. В академические годы он и В. Серов отдали много сил, чтобы овладеть тонкостями акварельной техники, требовавшей неустанного внимания и изощренности художнического зрения, ибо здесь практически недопустимы исправления. В письмах Врубель упоминает лишь об одном из своих академических учителей – П. П. Чистякове, у которого он стал заниматься с осени 1882 года. «Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе». Начинающий художник испытывал постоянную потребность общения с учителем, чтобы «хлебнуть подкрепляющего напитка советов и критики». Чистяков преподал Врубелю основы акварельной живописи, оценив редкую одаренность ученика, его изящное и строгое письмо.
В конце 1883 года, работая над акварелью «Натурщица в обстановке Ренессанса», Врубель понял, что достиг известного мастерства. В письме он отмечал, что «переживает момент сильного шага вперед». Этот лист оказался незаконченным. Врубель удовлетворился тем, что было открыто им для себя во время отделки деталей. Работа представляет собой блестящую штудию натюрморта и обнаженной натуры. Кстати, в последующих акварелях все чаще встречаются темно-зеленые, сиреневые, фиолетовые и охристые тона с тонкой нюансировкой. Возникает сумрачная и тревожная «врубелевская гамма» – фиолетово-синяя с золотом.
М. Врубель. «Натурщица в обстановке ренессанса». Акварель. 1883.
В Киеве в 1887 году мастер создал ряд акварельных эскизов для росписей Владимирского собора. В них видна глубокая связь с традициями классического искусства.
Он считал работу с натуры необходимым условием роста мастерства. Писал акварелью многочисленные этюды цветов, прекрасные по выраженному в них чувству жизни, богатству и звучности колорита. Таковы «Цветы в синей вазе», «Белая азалия». Вот где проявилась присущая ему любовь к природе, тонкое проникновение в ее жизнь, мастерство акварелиста! В Киеве Врубель создает поэтичную и изящную по колориту акварель «Восточная сказка». «Я вообще большой поклонник Индии и Востока», – сообщал художник сестре во время работы над произведением.
Достичь красоты акварели можно различными приемами письма: все зависит от творческой индивидуальности художника. Врубель свободно владел этой техникой, зрелым мастером, он вводил в акварель для достижения нужного эффекта различные художественные материалы: белила, бронзовый, серебряный порошки, тушь.
Следуя указаниям Чистякова работать в масляной живописи планами для выявления объема предметов, он и в акварели придерживался тех же приемов, прибегая к заливкам только в целях подготовки общего тона.
М. Врубель. «Гамлет и Офелия». Акварель. 1883.
Обыкновенно поверх легкой заливки на первом плане Врубель наносил одну краску на другую, оставляя между ними небольшой просвет. Оставленные чистые места бумаги заполнял мазочками краски, избегая их слияния. Нужные места усиливал тем, что давал акварели просохнуть и прокладывал поверх нее новые слои. Оставшиеся пятна незакрытой бумаги тоненькой кисточкой осторожно покрывал легкими оттенками синего кобальта или охры. «Кобальт и охра – это божественные краски. Они соединяют между собой все разрозненные тона. Ты можешь удалить нужный план уже готовой акварели тем, что быстро покроешь его легким тоном кобальта, и красное при этом не станет лиловым, а желтое зеленым. Они только потухнут и уйдут на задний план», – приводит Николай Адрианович Прахов слова Врубеля.
Он не доверял цвету, составленному наскоро из нескольких красок на палитре, и, проверяя себя, наносил его сначала на бумагу. Такой прием работы мастер объяснял тем, что тон палитры холодный, бумага же всегда теплее. Он говорил: «Бумага все терпит. Ты можешь пользоваться ею как палитрой для получения нужного верного тона, а потом эти пятна ввести куда-нибудь в фон. Можешь и почти отмыть для этой цели». Неизбежное при высыхании акварели «затухание» темных участков заставило Врубеля покрывать их разведенным клеем гуммиарабиком. Французские и немецкие акварелисты применяли для этого специальный лак, но в 90-х годах прошлого столетия им еще в России не пользовались.
М. Врубель. «Ночь в Италии». Акварель. 1891.
Акварелистов, равных Врубелю по технической изощренности, найти трудно. Тонкостью колорита отличается эскиз к «Демону», выполненный в смешанной технике: акварель, белила, бронзовый порошок. Лист решен в излюбленной художником фиолетово-голубой гамме. Холодные краски создают тревожное настроение. Введение бронзового порошка усилило колористическое напряжение, звучность тона. Свободная кладка, множество нюансов подчинены образной задаче. Акварель небольшого размера не уступает по монументальности произведениям масляной живописи. Лист «Корабли» исполнен разнообразными приемами. В прозрачные розовые, голубые, фиолетовые тона, создающие цветовую основу произведения, Врубель для большей торжественности колорита включил бронзовый и серебряный порошки.
Его новаторство шло от непосредственного восприятия природы. Художник говорил, что именно «реализм родит глубину и всесторонность». Даже в то время, когда к Врубелю подступила болезнь, его листы удивляют отточенностью техники. В знаменитой акварели «Раковина» он виртуозно передает перламутровые оттенки. «Эта удивительная игра переливов, – говорил мастер, – заключается не в красках, а в сложности структуры и состоянии светотени, в другой раз я передам цвет только белым и черным». Подобно выдающимся колористам, он стремился искать силу цвета не в пестроте, не в резких диссонансах, а в гармоничных сочетаниях.
Врубель много работал над иллюстрациями к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Он постиг дух его поэзии и создал запоминающиеся пластические образы, тонко выявив возможности черной акварели.
М. Врубель. «Цветы в синей вазе». Акварель. 1886-1887.
Можно бесконечно говорить о живописности этих листов, выполненных в богатой гамме от густо-черных, бархатистых оттенков до матово-жемчужных. Выразителен по динамике лист «Несется конь быстрее лани», изображающий бешеную скачку коня с мертвым всадником в седле. Характерная угловатость линий, присущая почерку Врубеля, смелость ракурсов отвечают напряженности эпизода. Необычайным орнаментальным богатством отличаются рисунки «Тамара и Демон» и «Танец Тамары». Но наиболее сильный образ создал художник в листе «Тамара в гробу». На ее лице – печать смерти. Окаймленное легким прозрачным покрывалом, оно кажется высеченным из мрамора. Врубель правдиво раскрывает внутренний мир героев лермонтовских произведений, воссоздает в иллюстрациях своеобразную природу Кавказа. В сцене дуэли Печорина с Грушницким суровый пейзаж позволяет остро почувствовать, какая драма только что произошла в этом пустынном месте. Иллюстрации исполнены черной акварелью, иногда подсвечены сепией или белилами, но в них такое богатство тона, что они кажутся цветными. Произведения построены на сложных и тонких градациях тонов, на переходе к насыщенным, темным пятнам. Иногда Врубель прекрасно использует белую бумагу в качестве цветового пятна.
Богатство колористических нюансов, гибкость кисти, сложность техники – все это придает высокую художественность листам Врубеля. По завершенности, сложности раскрытого в них содержания они воспринимаются как шедевры акварельной живописи.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.chernorukov.ru
Дата добавления: 29.12.2013