–PAGE_BREAK–§2. По характеру компетенции
По характеру компетенции выделяются органы общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.
Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культурное развитие. К ним относятся правительства (Совет Министров, Кабинет Министров), администрации субъектов Российской Федерации и др.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения, Министерство здравоохранения и др.[12]
Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказывающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство промышленности, науки и технологии РФ); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство труда и социального развития РФ); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например, Российское агентство по патентам и товарным знакам).
Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные, межтерриториальные органы федеральных министерств).
§3. По порядку разрешения подведомственных вопросов
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы — организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальность позволяет наиболее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства t участием специалистов, с использованием их опыта. Коллегиальными являются правительства, некоторые государственные комитеты, федеральные комиссии и др.
Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивав оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответственность за результаты работы органа. Единоначальными мoгyт быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (министерства, администрации краев, областей и т. д.).
Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различные институты демократии и не подменяется единовластием. В системе исполнительной власти сочетание коллегиальных и единона-чальных органов способствует как всестороннему и квалифицированному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Сочетание указанных начал в единоначальных органах часто выражается в том, что здесь действуют коллегии. Они существуют в министерствах и других органах. По своему статусу коллегии относятся к совещательным органам, что не умаляет их роли в руководстве соответствующими отраслями и сферами. Решения коллегий, как правило, проводятся в жизнь приказами (распоряжениями) руководителей, но могут быть обращены к исполнению непосредственно. Это объясняется тем, что председателями являются руководители соответствующих органов, которые своей подписью придают юридическое значение решениям коллегий.[13]
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1286 «О членах коллегии федерального органа государственной власти» численность членов коллегии такого органе определяется Правительством РФ. В состав коллегии по должности входят руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти и их заместители.
Назначение и освобождение членов коллегии, не являющихся таковыми по должности, производится Правительством РФ пс представлению руководителя федерального органа из числа руководителей ведущих департаментов, управлений, отделов, территориальных органов и при необходимости представителей других федеральных органов, ведущих ученых, специалистов, число которых, как правило, не должно превышать пяти человек.
ГЛАВА IIІ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И МЕСТО МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Демократизация российского общества, формирование социально ориентированной рыночной экономики, построение правового государства, а также решение других, подчиненных этим целям, задач предполагают совершенствование роли государства в политической системе общества.
Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть или участвующих в ее осуществлении. Эти социальные институты — государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти[14].
В соответствии с современной теорией государства факторы, задающие тот или иной характер политической системе общества, формирующие ее определенный вид, оказываются не столько классовыми, сколько социологическими. Системообразующим фактором при таком подходе признается социальная среда, в которой проявляются личностные и коллективистские начала жизни общества. Сторонники этой концепции исходят из того, что человечество за всю свою историю создало всего несколько видов социальных сред, лежащих в основе собственно политических систем.
Один из таких видов — политическая система, возникающая на основе «азиатского способа производства», социалистического общества сталинского типа и некоторых иных обществ. Этот вид характеризуется гиперболизацией роли государства, его аппарата, прежде всего и главным образом карательных (правоохранительных) органов.
Другой тип социальной среды, формирующий иные политические системы, базируется не на распределительной, а на рыночной товарно-денежной основе экономической жизни общества, на идеологии и практике свободного предпринимательства. Такая среда тоже является несправедливой; она содержит противоречия и конфликты, отличается социальными потрясениями. Однако государство выполняет в ней роль организатора условий для рыночной, в том числе социально ориентированной, экономики. Государство обеспечивает права и свободы граждан, их безопасность, их собственность. Оно имеет целью создать социальную защищенность малоимущих слоев, более справедливое распределение доходов, налогов. Правовые формы становятся главным инструментом достижения политических целей.
Характеристика именно того, что делает государство, называется его функциями. Для понимания функций современного Российского государства первостепенное значение имеют их отграничение от функций общества, а также учет влияния рыночной экономики на функции государства.
Одними из самых важных функций Российского государства являются защита прав человека, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Они и раньше всегда указывались в числе основных внутренних функций социалистического государства. Однако фактически в условиях тоталитарного режима допускались беззаконие и произвол в отношении граждан, массовые репрессии в сталинский период, преследования инакомыслящих и другие нарушения прав и свобод человека и гражданина[15].
Если приоритет для современного Российского государства— модернизация страны, социально-экономическое развитие общества, то перечень задач, решаемых наряду с другими структурами органами внутренних дел и внутренними войсками в пределах их компетенции, может быть следующим[16]:
— преодоление традиции этатизма государства, обеспечение неприкосновенности частной собственности, разделение собственности и власти, активная политика в области борьбы с инфляцией и стимулирование частных (в том числе иностранных) инвестиций, энергичное проведение антимонопольной политики;
— забота об экологии, образовании, здравоохранении, развитии науки, культуры, о бедных, нетрудоспособных, оказание социальных услуг населению;
— борьба с преступностью, в том числе с уличной, запугивающей людей, и с организованной, которая во многом определяет экономические процессы в стране;
— последовательное и поступательное преодоление коррупции среди личного состава рассматриваемых органов, которая, можно сказать, есть вечный бич России. Сейчас коррупция сращена с мафией. Чиновник всегда потенциально более криминален, чем бизнесмен. Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бесчестно. Поэтому очень важно обеспечить личному составу органов внутренних дел и внутренних войск достойный и достаточный уровень жизни;
— существенное повышение престижа (авторитета) органов и войск системы МВД в общественном мнении.
ГЛАВА IV. МИЛИЦИЯ КАК СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ
§1. Милиция в Российской Федерации
Милиция в Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации[17].
Милиция является компонентом системы органов исполнительной власти. Тем самым уже с первых строк Закона четко определено ее место в государственном механизме, который слагается из законодательной, исполнительной и судебной властей (имеется также и прокурорский надзор). Важно отметить, что органы милиции призваны охранять и защищать указанные в Законе ценности. Их охрана является служебным долгом каждого сотрудника милиции в пределах его компетенции. Невыполнение служебного долга влечет за собой привлечение либо к дисциплинарной, либо даже к уголовной ответственности (см. комментарий к ст.40 настоящего Закона). На практике сложности и юридического, и морального характера могут возникнуть при решении вопроса о том, выполнял ли сотрудник милиции, столкнувшийся с правонарушением или преступлением и пресекавший его, задерживавший правонарушителя вне рамок несения службы, свой служебный или общегражданский долг (кстати, строго говоря, последнего вообще не существует — нельзя возложить на граждан обязанность пресекать правонарушения и преступления — это дело их совести и возможностей). С его решением могут быть связаны определенные юридические последствия (в случае, например, причинения вреда здоровью или имуществу сотрудника милиции). Представляется, что как с точки зрения высоких моральных требований, предъявляемых к личности сотрудника милиции, так и с точки зрения установленного порядка несения службы эти случаи должны рассматриваться как выполнение служебных обязанностей.
Итак, именно на милицию законодатель возложил выполнение столь важных, ответственных и трудных функций. Кроме милиции существует еще целая система органов, в том числе и не входящих в систему Министерства внутренних дел, которые в той или иной степени призваны решать аналогичные или сходные задачи. Однако приоритет в защите указанных в Законе ценностей безусловно принадлежит милиции. С деятельностью милиции не идет ни в какое сравнение деятельность различных общественных и профессиональных организаций частного характера, в том числе и с функциями охраны правопорядка (дружины, частные агентства, бюро и пр.). Именно милиция находится на первой линии борьбы с правонарушениями и, в частности, преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает на нее высокую ответственность и предоставляет большие возможности. Существенно и то, что деятельность милиции в сфере охраны правопорядка носит универсальный характер. Это — профилактика правонарушений и преступлений вплоть до привлечения виновных к административной ответственности в установленных законом (КоАП) случаях, а также обеспечение условий для привлечения виновных к уголовной ответственности (административной, налагаемой в судебном порядке). Поэтому положения ст.1 Закона о милиции имеют принципиальное значение, они позволяют определить само существо милицейской службы, отграничить ее деятельность от деятельности ФСБ, военной[18].
Автор не является сторонником переименования данного органа в полицию, учитывая и исторический опыт (более 80 лет о чем-нибудь говорят), и непринципиалыюсть этого вопроса по существу. В современных условиях, независимо от названия, предназначение как милиции, так и полиции одно и то же — охрана личных, общественных и государственных ценностей разведки и контрразведки, а тем более от деятельности Вооруженных Сил республики, функциональным предназначением которых является защита государства, его суверенитета и целостности от посягательств извне. Различное предназначение этих структур и милиции означает, что на Вооруженные Силы ни при каких обстоятельствах не должна возлагаться функция по наведению «внутреннего» порядка. С этой точки зрения участие в событиях на Северном Кавказе частей и подразделений Вооруженных Сил вместо сил МВД — внутренних войск и милиции — является неконституционным.
Законодатель особо подчеркивает принадлежность милиции именно к системе государственных органов. Это означает автономность милиции в пределах своей компетенции. Неисполнение законных требований сотрудника милиции, неподчинение ему, оказание сопротивления при исполнении последним своих служебных обязанностей влечет установленную законом ответственность. С другой стороны, могут быть существенно ограничены полномочия и правовые возможности различных органов и организаций в плане участия в охране правопорядка, помимо тех случаев, когда органы милиции сами делегируют часть своих полномочий. Эти обстоятельства должны быть оформлены официально[19].
Для достижения поставленных задач милиция от имени государства наделяется правом применения государственного принуждения и мер, перечень которых устанавливается настоящим Законом и специальными нормативными актами (см. комментарий к ст.12-16 настоящего Закона).
Милиция — это вооруженный орган исполнительной власти, что не означает, однако, придания ей характера и статуса Вооруженных Сил. Вооруженность милиции является необходимым условием эффективного выполнения ею своих функций по охране общественного порядка. Именно этим предназначением определяется степень «насыщенности» милиции различными системами оружия и специальными средствами, а также порядок и условия их применения. Наличие оружия и возможность его применения- не самоцель, а средство. Именно из этого должен исходить каждый сотрудник милиции. Отсюда вытекает и другое правило — использование оружия должно предусматривать причинение минимально необходимого вреда жизни и здоровью правонарушителя, не говоря уже о посторонних гражданах.
Признак вооруженности милиции от имени государства позволяет также разграничить компетенцию милиции и иных формирований, многие из которых действуют от своего собственного имени. Смешение в данном вопросе прав и функций государственных и негосударственных органов недопустимо, поскольку может привести к произволу и беззаконию. Вообще, следует иметь в виду, что милиция — отнюдь не слабосильная организация и выполнение поставленных перед ней задач по охране правопорядка во всех его проявлениях и аспектах не только дает возможность, но и в ряде случаев диктует необходимость применения тех или иных средств силового принуждения и пресечения. Важно лишь, чтобы они были адекватны сложившейся ситуации. На сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей по поддержанию правопорядка полностью распространяются требования административного и уголовного законодательства относительно допустимых пределов силового воздействия на правонарушителей- Более того, именно им в первую очередь адресуются специализированные правовые требования относительно правил и средств пресечения правонарушении и преступлений, задержания правонарушителей (см. комментарий к ст.12-16 настоящего Закона). За нарушение этих правил сотрудник милиции может быть в установленном порядке привлечен и к дисциплинарной, и даже к уголовной ответственности (например, за превышение должностных полномочий — ст.286 УК РФ).
В компетенцию милиции входит обеспечение безопасности личности во всех ее аспектах (см. комментарий к ст.2). Важно отметить, что впервые в законодательстве о милиции на первый план выдвигаются именно интересы личности, гражданина во всем их проявлении в противовес существовавшему
продолжение
–PAGE_BREAK–” Здесь имеются в виду прежде всего различные охранные и детективные структуры, а также объединения с функциями охраны правопорядка (дружины и пр.). См., например, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от П марта 1992г. Общественная или даже профессиональная деятельность в сфере охраны правопорядка может быть полезна, но милицию она все равно не заменит. Отсюда и различия в правовом статусе долгое время представлению о приоритете государственных начал и ценностей над общечеловеческими, а тем более над частными. Это полностью соответствует набирающему силу убеждению о действительной системе общественных ценностей, главной из которых является человек. Тем самым, хоть и косвенно, дается ответ на известный (и принципиальный!) вопрос: кто для кого? Государство для человека или, наоборот, человек (гражданин) для государства? Последнее мы уже проходили в течение по крайней мере семидесяти лет и очень бы не хотелось повторять эти уроки. Намечающаяся тенденция, безусловно, демократическая и перспективная. С ней в немалой степени связано и отношение членов общества к представителям правоохранительных органов (их авторитет). С другой стороны открывается возможность содействия рядовых граждан в деле укрепления законности и правопорядка. В конечном счете речь идет об установлении обоюдной связи гражданин — государство. В данном случае это реализуется в лице полномочных сотрудников милиции, во взаимном уважении гражданина и представителя закона, в соблюдении прав и законных интересов с обеих сторон. Гражданин в этой системе является полноценным ее участником, полноправным субъектом складывающихся отношений. Только на такой основе (но в более широком плане) может нормально функционировать государственный механизм демократического общества и государства. 6. В настоящее время милиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ, хотя появление и развитие милиции общественной безопасности (местной, муниципальной) уже означает в этой ее части двойное подчинение: по вертикали — МВД РФ, по горизонтали — соответствующим органам местной власти и управления. Представляется, что такая в целом положительная тенденция должна быть сохранена и развита. В этом смысле может быть использован известный в ряде государств положительный опыт организации системы правоохранительных органов с четким разграничением компетенции центральной и местных ее составляющих, в том числе и по территориальному принципу. России, как федеративному государству, наиболее интересен в этом отношении опыт США и Германии (см. комментарий к ст.7-9 настоящего Закона)[20].
Развивая тенденцию к укреплению местного самоуправления, следует четко определить круг соответственно федеральных, региональных и местных интересов в сфере правоохранения, в том числе поддержания общественного порядка, с тем чтобы закрепить правосубъектность различных органов и служб по территориальному и родовому (характер совершенного правонарушения) признакам. Сюда же войдет и ведомственное разграничение компетенции различных подразделений и служб МВД. Сделать это, конечно, следует с учетом сложившихся национальных, а также административно-территориальных границ. Представляются возможными два пути: либо разработать и принять на федеральном уровне соответствующее законодательство, либо разработать и заключить необходимые соглашения между федеральным центром и субъектами Федерации, а также в случаях необходимости непосредственно между самими субъектами. Последний вариант представляется менее желательным как подрывающий необходимую властную вертикаль. Однако в любом случае давно назрела необходимость прямого и однозначного решения относительно органов правоохраны, их должностных лиц, в плане правомочности действий на «чужой» территории с разграничением правосубъектности федеральных органов и правоохранительных органов республик — субъектов Федерации. 7. Характерно, что указание на то, что милиция действует «в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами» (последняя редакция ст. 1 Закона) включено уже в статью 1 комментируемого Закона, что сразу позволяет определить и функциональное предназначение, и цели деятельности, и пределы полномочий органов милиции. В дальнейшем принцип законности деятельности милиции получает более подробное развитие (см. комментарий к ст.З настоящего Закона).
§2. Задачи органов милиции
Задачами милиции являются:
— обеспечение безопасности личности;
— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
— выявление и раскрытие преступлений;
— охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
– защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
— оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.
Иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом[21].
Принципиальной положительной чертой Закона о милиции является то, что он освободил милицию от выполнения несвойственных ей функций. Ранее действовавшее законодательство возлагало или, в той или иной форме, допускал о” возложение на органы милиции таких обязанностей, как:
— контроль за исполнением гражданами и должностными лицами решений органов власти и управления по ряду вопросов;
— соблюдение правил пожарной безопасности;
— обеспечение порядка призыва на военную службу;
— контроль за исполнением природоохранного законодательства;
— контроль за исполнением правил благоустройства и т.д. Более того, последняя редакция Закона о милиции сняла юридически остававшиеся вопросы о возможности возложения на милицию каких-либо иных обязанностей другими законодательными актами, помимо собственно Закона о милиции. Строго говоря, такая возможность оставалась в силу недостатка редакции ч.2 комментируемой статьи, в которой говорилось о возможности такого решения на основе просто закона; следовало понимать — любого. Теперь этот пробел устранен и речь может идти только о собственно Законе о милиции. Так, например, если надзор за соблюдением правил дорожного движения всеми его участниками целесообразно поручить именно милиции в лице ГИБДД, то прием экзаменов на право управления автомотосредствами, их регистрацию — соответствующим специализированным органам.
Целесообразно и сужение административной юрисдикции милиции в плане возможности наложения административных взысканий за некоторые правонарушения помимо специальных органов.
Одновременно желательно было бы видеть в Законе указание на обязанность органов милиции, их сотрудников оказывать помощь гражданам, пострадавшим от правонарушений и преступлений, стихийных бедствий и несчастных случаев, всем лицам, находящимся в беспомощном состоянии. Такого рода деятельность (практически уже имеющая место) заслуживает отдельного упоминания, особенно с точки зрения формирования облика сотрудника милиции в глазах общественности. Кроме того, это еще раз подчеркнуло бы важное социальное предназначение милицейской службы. Его надо понимать, признавать и как минимум не препятствовать сотрудникам милиции в исполнении их профессиональных обязанностей, направленных в конечном счете на охрану интересов всех членов общества[22].
Обеспечение безопасности личности — более широкая формулировка по сравнению с имевшейся ранее «обеспечение личной безопасности граждан. Последняя вольно или невольно наводила на мысль об обеспечении (или, наоборот, необеспечении) таковой в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Правда, практического значения эта недоработка Закона не имела, поскольку милиция в своей работе фактически не делала различий по этому признаку. Однако такая неточность все же должна была быть устранена, что сейчас и сделано. Обеспечение безопасности личности достигается;
– наличием в системе милиции различных функциональных подразделений (патрульно-постовая служба, служба участковых инспекторов), которые, действуя в пределах собственной компетенции и во взаимодействии с другими службами (дежурные части и др.), в конечном счете обеспечивают достижение этой общей и многоплановой цели;
— профилактической направленностью деятельности милиции, которая во многих случаях позволяет предотвратить противоправные покушения на личность;
– принимаемыми в особых случаях гласными и негласными мерами по обеспечению безопасности определенных лиц, например, участников уголовного процесса, в безопасности которых есть основания сомневаться (обвиняемые, потерпевшие, свидетели), а также вообще всех лиц, которые могут стать жертвами противоправных, и прежде всего преступных, проявлений (представители хозяйственно-финансовых структур независимо от форм собственности, общественные, политические, религиозные деятели).
Весь этот комплекс сил и мероприятий милиции должен обеспечивать личную, имущественную и иную безопасность. 3. Органы милиции обязаны принимать необходимые меры по предупреждению преступных проявлений и административных правонарушений, а также по пресечению уже совершаемых противоправных деяний. Известно, что правонарушение, в частности преступление, бывает проще предупредить, чем пресечь и тем более раскрыть. К тому же в первом случае не причиняется физический или материальный вред охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, самому государству.
Что касается уже совершенных преступлений или административных правонарушений, то сотрудники милиции обязаны принять все предусмотренные законом необходимые меры к закреплению их следов, поиску и задержанию подозреваемых, доставлению их в соответствующий орган милиции, оказанию помощи потерпевшим, обеспечению охраны места происшествия, имущества потерпевших и иного, оставшегося без присмотра, в необходимых случаях известить родственников потерпевших и задержанных, принять другие определяемые обстановкой меры[23].
Под выявлением преступлений следует понимать установление с достаточной полнотой обстоятельств, свидетельствующих о том, что то или иное преступление действительно имело место (в любой стадии преступной деятельности — приготовление, покушение, оконченное преступление). Раскрытие его — следующий этап, на котором устанавливаются не только его конкретные обстоятельства, но и лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности. Новая редакция Закона о милиции более четко и последовательно определяет основные этапы ее правоохранительной деятельности. Прежде чем раскрывать преступление, его надо выявить, т.е. обнаружить, а это один из больных моментов в деятельности милиции, поскольку известно, что многие преступления вообще остаются неизвестными правоохранительным органам (латентная преступность), либо сознательно скрыг ваются от учета и регистрации. И в том, и в другом случаях никакой работы по ним, разумеется, не ведется, преступники остаются безнаказанными, что создает условия для общего рецидива (совершение любого другого преступления, преступлений) или рецидива специального (повторение того же преступления или продолжение той же преступной деятельности).
С целью выявления и раскрытия преступлений в органах милиции создаются и функционируют различные службы и подразделения, прежде всего оперативные, которые, взаимодействуя с другими службами и органами, в первую очередь следственными (прокуратура, ФСБ и др.), в пределах своей компетенции должны раскрывать каждое преступление из числа зарегистрированных.
Правоохранительная практика выработала, а уголовно-процессуальный кодекс (УПК) частично закрепил целый ряд способов и форм обеспечения взаимодействия органов дознания и предварительного следствия. Это и создание смешанных оперативно-следственных групп, и дача следователями органам дознания (милиции) отдельных поручений по делам, находящимся в производстве следователей, и взаимный обмен информацией.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности — изначально одна из важнейших функций милиции. Большая роль в этой деятельности принадлежит патрульно-постовой службе, службе участковых инспекторов, отрядам милиции особого назначения. Деятельность этих подразделений регулируется специальными ведомственными актами.
Указание на защиту милицией частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности — новое дополнение Закона. Отсутствие его в прежней редакции формально являлось пробелом (формально потому, что на деле данная задача перед органами милиции всегда ставилась и решалась ими). В настоящее время этот недостаток устранен. Важно подчеркнуть, что современный законодатель не проводит каких-либо разграничений между видами собственности, не устанавливает никаких льгот, преимуществ или, наоборот, ограничений в деятельности милиции в зависимости от охраняемой формы собственности. Любая собственность в равной мере подлежит защите силами милиции, что является отражением общих положений Конституции Российской Федерации.
Милиция обязана в пределах, установленных настоящим Законом, оказывать помощь физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Речь в первую очередь идет об охране от противоправных посягательств в тех случаях, когда они имеют место или их проявление реально в соответствии с объективными данными. Сюда относится также ликвидация препятствий к реализации прав и интересов физических и юридических лиц. (Примеры — участившиеся в последнее время случаи захвата помещений, зданий и территорий.) Правда, при этом далеко не просто разобраться, какая из сторон конфликта права. Представляется, что вмешиваться в такого рода события милиция должна только в рамках своих конкретных задач: восстановление общественного порядка, освобождение насильственно удерживаемых лиц, предотвращение возможных тяжких последствий, например, вследствие прекращения нормального функционирования какой-либо организации (транспорта, связи и др.)[24].
§3. Принципы деятельности милиции
Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданин, законности, гуманизма, гласности.
Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Обращает на себя внимание, что и в этой статье на первое место выдвигается положение о необходимости в деятельности милиции уважать права и свободы человека и гражданина. Часто милиция бывает поставлена перед необходимостью применения к правонарушителям мер принуждения, порой весьма острых. Но даже и в таких ситуациях принуждение должно вписываться в систему общечеловеческих ценностей, в частности закрепленных в „Декларации прав и свобод человека и гражданина“, принятой 22 ноября 1991 г. Разумеется, скорее выявляются и раскрываются. Поэтому взаимодействие — не только принцип деятельности милиции, но и требование к ней. Наиболее очевидно соприкосновение органов милиции с населением происходит в повседневной деятельности участковых инспекторов, которые служат как бы связующим звеном между милицией и населением.
§4. Правовая основа деятельности милиции
Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Российской Федерации, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации[25].
Конституция Российской Федерации представляет собой базисный, основополагающий документ, в том числе и по вопросам организации и деятельности милиции. Разумеется, в ней решаются только общие, принципиальные вопросы, вытекающие из принципов государственного устройства Российской Федерации, ее политической и социальной организации. Принципиальное значение имеют положения Конституции об основах конституционного строя Российской Федерации, в которых провозглашаются, гарантируются и отстаиваются общечеловеческие ценности (гл.]). В рассматриваемом контексте важно и решение вопроса об организации местного самоуправления (гл.8), в ведении которого, в частности, находится и обеспечение правопорядка на соответствующей территории. Исключительное значение имеют положения Конституции относительно прав человека (гл.2). Все они распространяются и на деятельность милиции. Милиция обязана соблюдать и защищать их, помнить о взаимоотношениях гражданина с органами власти и управления, в рамках которых гражданин является полноценным и равноправным участником.
продолжение
–PAGE_BREAK–