Милиция как система органов исполнительной власти 2

–PAGE_BREAK–§2. По характеру компетенции
По характеру компетенции выделяются органы общей, отрас­левой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.
Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культур­ное развитие. К ним относятся правительства (Совет Министров, Кабинет Министров), администрации субъектов Российской Феде­рации и др.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения, Министерство здравоохранения и др.[12]
Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специ­ализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказы­вающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство промышленности, науки и технологии РФ); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого зна­чения (например, Министерство труда и социального развития РФ); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (на­пример, Российское агентство по патентам и товарным знакам).
Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориаль­ные, межтерриториальные органы федеральных министерств).
§3. По порядку разрешения подведомственных вопросов
По порядку разрешения подведомственных вопросов разли­чаются коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы — организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем воп­росам компетенции данных органов. В коллегиальных органах ре­шения принимаются большинством их членов в сочетании с пер­сональной ответственностью за их исполнение, за руководство по­рученными участками работы. Коллегиальность позволяет наибо­лее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства t участием специалистов, с использованием их опыта. Коллегиаль­ными являются правительства, некоторые государственные коми­теты, федеральные комиссии и др.
Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавля­ющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивав оперативность руководства, использование индивидуальных способ­ностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответ­ственность за результаты работы органа. Единоначальными мoгyт быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (министер­ства, администрации краев, областей и т. д.).
Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различ­ные институты демократии и не подменяется единовластием. В си­стеме исполнительной власти сочетание коллегиальных и единона-чальных органов способствует как всестороннему и квалифициро­ванному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Со­четание указанных начал в единоначальных органах часто выра­жается в том, что здесь действуют коллегии. Они существуют в министерствах и других органах. По своему статусу коллегии от­носятся к совещательным органам, что не умаляет их роли в руко­водстве соответствующими отраслями и сферами. Решения колле­гий, как правило, проводятся в жизнь приказами (распоряжения­ми) руководителей, но могут быть обращены к исполнению непос­редственно. Это объясняется тем, что председателями являются руководители соответствующих органов, которые своей подписью придают юридическое значение решениям коллегий.[13]
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 де­кабря 1995 г. № 1286 «О членах коллегии федерального органа го­сударственной власти» численность членов коллегии такого органе определяется Правительством РФ. В состав коллегии по должнос­ти входят руководители соответствующих федеральных органов ис­полнительной власти и их заместители.
Назначение и освобождение членов коллегии, не являющих­ся таковыми по должности, производится Правительством РФ пс представлению руководителя федерального органа из числа руко­водителей ведущих департаментов, управлений, отделов, терри­ториальных органов и при необходимости представителей других федеральных органов, ведущих ученых, специалистов, число ко­торых, как правило, не должно превышать пяти человек.

ГЛАВА IIІ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И МЕСТО МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Демократизация российского общества, формирование со­циально ориентированной рыночной экономики, построение правового государства, а также решение других, подчиненных этим целям, задач предполагают совершенствование роли го­сударства в политической системе общества.
Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть или участвующих в ее осуществлении. Эти социальные институты — государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере обще­ственной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти[14].
В соответствии с современной теорией государства факто­ры, задающие тот или иной характер политической системе об­щества, формирующие ее определенный вид, оказываются не столько классовыми, сколько социологическими. Системообра­зующим фактором при таком подходе признается социальная среда, в которой проявляются личностные и коллективистские начала жизни общества. Сторонники этой концепции исходят из того, что человечество за всю свою историю создало всего несколько видов социальных сред, лежащих в основе собствен­но политических систем.
Один из таких видов — политическая система, возникающая на основе «азиатского способа производства», социалистическо­го общества сталинского типа и некоторых иных обществ. Этот вид характеризуется гиперболизацией роли государства, его ап­парата, прежде всего и главным образом карательных (право­охранительных) органов.
Другой тип социальной среды, формирующий иные полити­ческие системы, базируется не на распределительной, а на ры­ночной товарно-денежной основе экономической жизни обще­ства, на идеологии и практике свободного предпринимательст­ва. Такая среда тоже является несправедливой; она содержит противоречия и конфликты, отличается социальными потрясе­ниями. Однако государство выполняет в ней роль организато­ра условий для рыночной, в том числе социально ориентиро­ванной, экономики. Государство обеспечивает права и свобо­ды граждан, их безопасность, их собственность. Оно имеет целью создать социальную защищенность малоимущих слоев, более справедливое распределение доходов, налогов. Право­вые формы становятся главным инструментом достижения по­литических целей.
Характеристика именно того, что делает государство, на­зывается его функциями. Для понимания функций современно­го Российского государства первостепенное значение имеют их отграничение от функций общества, а также учет влияния ры­ночной экономики на функции государства.
Одними из самых важных функций Российского государст­ва являются защита прав человека, охрана прав и свобод граж­дан, обеспечение законности и правопорядка. Они и раньше всегда указывались в числе основных внутренних функций со­циалистического государства. Однако фактически в условиях тоталитарного режима допускались беззаконие и произвол в отношении граждан, массовые репрессии в сталинский период, преследования инакомыслящих и другие нарушения прав и свобод человека и гражданина[15].
Если приоритет для современного Российского государст­ва— модернизация страны, социально-экономическое развитие общества, то перечень задач, решаемых наряду с другими структурами органами внутренних дел и внутренними войска­ми в пределах их компетенции, может быть следующим[16]:
— преодоление традиции этатизма государства, обеспече­ние неприкосновенности частной собственности, разделение собственности и власти, активная политика в области борьбы с инфляцией и стимулирование частных (в том числе иностран­ных) инвестиций, энергичное проведение антимонопольной по­литики;
— забота об экологии, образовании, здравоохранении, раз­витии науки, культуры, о бедных, нетрудоспособных, оказание социальных услуг населению;
— борьба с преступностью, в том числе с уличной, запуги­вающей людей, и с организованной,  которая  во многом  опре­деляет экономические процессы в стране;
— последовательное и поступательное преодоление корруп­ции среди личного состава рассматриваемых органов, которая, можно сказать, есть вечный бич России. Сейчас коррупция сра­щена с мафией. Чиновник всегда потенциально более кримина­лен, чем бизнесмен. Бизнесмен может обогащаться честно, толь­ко  бы  не  мешали.  Чиновник  может  обогащаться  только  бес­честно. Поэтому очень важно обеспечить личному составу ор­ганов внутренних дел и внутренних войск достойный  и доста­точный уровень жизни;
— существенное повышение престижа  (авторитета) орга­нов и войск системы МВД в общественном мнении.

ГЛАВА IV. МИЛИЦИЯ КАК СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ
§1. Милиция в Российской Федерации
Милиция в Российской Федерации — система государст­венных органов исполнительной власти, призванных защи­щать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собствен­ность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных на­стоящим Законом и другими федеральными законами.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации[17].
Милиция является компонентом системы органов исполни­тельной власти. Тем самым уже с первых строк Закона четко определено ее место в государственном механизме, который слагается из законодательной, исполнительной и судебной властей (имеется также и прокурорский надзор). Важно отметить, что органы милиции призваны охранять и защищать указанные в Законе ценности. Их охрана является служебным долгом каждого сотрудника милиции в пределах его компетенции. Невыполнение служебного долга влечет за собой привлечение либо к дисциплинарной, либо даже к уго­ловной ответственности (см. комментарий к ст.40 настоящего Закона). На практике сложности и юридического, и морально­го характера могут возникнуть при решении вопроса о том, выполнял ли сотрудник милиции, столкнувшийся с правона­рушением или преступлением и пресекавший его, задержи­вавший правонарушителя вне рамок несения службы, свой служебный или общегражданский долг (кстати, строго говоря, последнего вообще не существует — нельзя возложить на гра­ждан обязанность пресекать правонарушения и преступления — это дело их совести и возможностей). С его решением могут быть связаны определенные юридические последствия (в слу­чае, например, причинения вреда здоровью или имуществу сотрудника милиции). Представляется, что как с точки зрения высоких моральных требований, предъявляемых к личности сотрудника милиции, так и с точки зрения установленного по­рядка несения службы эти случаи должны рассматриваться как выполнение служебных обязанностей.
Итак, именно на милицию законодатель возложил выпол­нение столь важных, ответственных и трудных функций. Кроме милиции существует еще целая система органов, в том числе и не входящих в систему Министерства внутренних дел, которые в той или иной степени призваны решать аналогич­ные или сходные задачи. Однако приоритет в защите указан­ных в Законе ценностей безусловно принадлежит милиции. С деятельностью милиции не идет ни в какое сравнение дея­тельность различных общественных и профессиональных орга­низаций частного характера, в том числе и с функциями охраны правопорядка (дружины, частные агентства, бюро и пр.). Имен­но милиция находится на первой линии борьбы с правонаруше­ниями и, в частности, преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает на нее высокую от­ветственность и предоставляет большие возможности. Существенно и то, что деятельность милиции в сфере охраны правопорядка носит универсальный характер. Это — профилак­тика правонарушений и преступлений вплоть до привлечения виновных к административной ответственности в установлен­ных законом (КоАП) случаях, а также обеспечение условий для привлечения виновных к уголовной ответственности (админи­стративной, налагаемой в судебном порядке). Поэтому положе­ния ст.1 Закона о милиции имеют принципиальное значение, они позволяют определить само существо милицейской служ­бы, отграничить ее деятельность от деятельности ФСБ, военной[18].
Автор не является сторонником переименования данного органа в полицию, учитывая и исторический опыт (более 80 лет о чем-нибудь говорят), и непринципиалыюсть этого вопроса по существу. В со­временных условиях, независимо от названия, предназначение как милиции, так и полиции одно и то же — охрана личных, обществен­ных и государственных ценностей разведки и контрразведки, а тем более от деятельности Воору­женных Сил республики, функциональным предназначением которых является защита государства, его суверенитета и цело­стности от посягательств извне. Различное предназначение этих структур и милиции означает, что на Вооруженные Силы ни при каких обстоятельствах не должна возлагаться функция по наведению «внутреннего» порядка. С этой точки зрения участие в событиях на Северном Кавказе частей и подразделений Воо­руженных Сил вместо сил МВД — внутренних войск и милиции — является неконституционным.
Законодатель особо подчеркивает принадлежность милиции именно к системе государственных органов. Это означает ав­тономность милиции в пределах своей компетенции. Неиспол­нение законных требований сотрудника милиции, неподчине­ние ему, оказание сопротивления при исполнении последним своих служебных обязанностей влечет установленную зако­ном ответственность. С другой стороны, могут быть сущест­венно ограничены полномочия и правовые возможности раз­личных органов и организаций в  плане участия в охране правопорядка, помимо тех случаев, когда органы милиции са­ми делегируют часть своих полномочий. Эти обстоятельства должны быть оформлены официально[19].
Для достижения поставленных задач милиция от имени го­сударства наделяется правом применения государственного принуждения и мер, перечень которых устанавливается на­стоящим Законом и специальными нормативными актами (см. комментарий к ст.12-16 настоящего Закона).
Милиция — это вооруженный орган исполнительной власти, что не означает, однако, придания ей характера и статуса Воо­руженных Сил. Вооруженность милиции является необходи­мым условием эффективного выполнения ею своих функций по охране общественного порядка. Именно этим предназначе­нием определяется степень «насыщенности» милиции различ­ными системами оружия и специальными средствами, а также порядок и условия их применения. Наличие оружия и воз­можность его применения- не самоцель, а средство. Именно из этого должен исходить каждый сотрудник милиции. Отсю­да вытекает и другое правило — использование оружия должно предусматривать причинение минимально необходимого вреда жизни и здоровью правонарушителя, не говоря уже о по­сторонних гражданах.
Признак вооруженности милиции от имени государства по­зволяет также разграничить компетенцию милиции и иных формирований, многие из которых действуют от своего соб­ственного имени. Смешение в данном вопросе прав и функ­ций государственных и негосударственных органов недопус­тимо, поскольку может привести к произволу и беззаконию. Вообще, следует иметь в виду, что милиция — отнюдь не слабо­сильная организация и выполнение поставленных перед ней за­дач по охране правопорядка во всех его проявлениях и аспектах не только дает возможность, но и в ряде случаев диктует необхо­димость применения тех или иных средств силового принужде­ния и пресечения. Важно лишь, чтобы они были адекватны сло­жившейся ситуации. На сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей по поддержанию правопорядка полностью распространяются требования административного и уголовного законодательства относительно допустимых преде­лов силового воздействия на правонарушителей- Более того, именно им в первую очередь адресуются специализированные правовые требования относительно правил и средств пресечения правонарушении и преступлений, задержания правонарушителей (см. комментарий к ст.12-16 настоящего Закона). За нарушение этих правил сотрудник милиции может быть в установленном порядке привлечен и к дисциплинарной, и даже к уголовной от­ветственности (например, за превышение должностных полно­мочий — ст.286 УК РФ).
В компетенцию милиции входит обеспечение безопасности личности во всех ее аспектах (см. комментарий к ст.2). Важно отметить, что впервые в законодательстве о милиции на первый план выдвигаются именно интересы личности, гражда­нина во всем их проявлении в противовес существовавшему
    продолжение
–PAGE_BREAK–” Здесь имеются в виду прежде всего различные охранные и детек­тивные структуры, а также объединения с функциями охраны право­порядка (дружины и пр.). См., например, Закон РФ «О частной детек­тивной и охранной деятельности» от П марта 1992г. Общественная или даже профессиональная деятельность в сфере охраны правопо­рядка может быть полезна, но милицию она все равно не заменит. Отсюда и различия в правовом статусе долгое время представлению о приоритете государственных начал и ценностей над общечеловеческими, а тем более над ча­стными. Это полностью соответствует набирающему силу убе­ждению о действительной системе общественных ценностей, главной из которых является человек. Тем самым, хоть и кос­венно, дается ответ на известный (и принципиальный!) вопрос: кто для кого? Государство для человека или, наоборот, человек (гражданин) для государства? Последнее мы уже проходили в течение по крайней мере семидесяти лет и очень бы не хоте­лось повторять эти уроки. Намечающаяся тенденция, безуслов­но, демократическая и перспективная. С ней в немалой степени связано и отношение членов общества к представителям право­охранительных органов (их авторитет). С другой стороны от­крывается возможность содействия рядовых граждан в деле ук­репления законности и правопорядка. В конечном счете речь идет об установлении обоюдной связи гражданин — государст­во. В данном случае это реализуется в лице полномочных со­трудников милиции, во взаимном уважении гражданина и представителя закона, в соблюдении прав и законных интере­сов с обеих сторон. Гражданин в этой системе является полно­ценным ее участником, полноправным субъектом складываю­щихся отношений. Только на такой основе (но в более широком плане) может нормально функционировать государственный механизм демократического общества и государства. 6. В настоящее время милиция входит в систему Министер­ства внутренних дел РФ, хотя появление и развитие мили­ции общественной безопасности (местной, муниципальной) уже означает в этой ее части двойное подчинение: по вер­тикали — МВД РФ, по горизонтали — соответствующим ор­ганам местной власти и управления. Представляется, что такая в целом положительная тенденция должна быть со­хранена и развита. В этом смысле может быть использован известный в ряде государств положительный опыт органи­зации системы правоохранительных органов с четким раз­граничением компетенции центральной и местных ее со­ставляющих, в том числе и по территориальному принципу. России, как федеративному государству, наиболее интере­сен в этом отношении опыт США и Германии (см. коммен­тарий к ст.7-9 настоящего Закона)[20].
Развивая тенденцию к укреплению местного самоуправления, следует четко определить круг соответственно федеральных, ре­гиональных и местных интересов в сфере правоохранения, в том числе поддержания общественного порядка, с тем чтобы закре­пить правосубъектность различных органов и служб по террито­риальному и родовому (характер совершенного правонаруше­ния) признакам. Сюда же войдет и ведомственное разграничение компетенции различных подразделений и служб МВД. Сделать это, конечно, следует с учетом сложившихся национальных, а также административно-территориальных границ. Представля­ются возможными два пути: либо разработать и принять на фе­деральном уровне соответствующее законодательство, либо раз­работать и заключить необходимые соглашения между федеральным центром и субъектами Федерации, а также в случа­ях необходимости непосредственно между самими субъектами. Последний вариант представляется менее желательным как под­рывающий необходимую властную вертикаль. Однако в любом случае давно назрела необходимость прямого и однозначного решения относительно органов правоохраны, их должностных лиц, в плане правомочности действий на «чужой» территории с разграничением правосубъектности федеральных органов и пра­воохранительных органов республик — субъектов Федерации. 7. Характерно, что указание на то, что милиция действует «в пре­делах, установленных настоящим Законом и другими федераль­ными законами» (последняя редакция ст. 1 Закона) включено уже в статью 1 комментируемого Закона, что сразу позволяет опре­делить и функциональное предназначение, и цели деятельности, и пределы полномочий органов милиции. В дальнейшем прин­цип законности деятельности милиции получает более подроб­ное развитие (см. комментарий к ст.З настоящего Закона).
§2. Задачи органов милиции
Задачами милиции являются:
— обеспечение безопасности личности;
— предупреждение и пресечение преступлений и админи­стративных правонарушений;
— выявление и раскрытие преступлений;
— охрана общественного порядка и обеспечение общест­венной безопасности;
–  защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
— оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установлен­ных настоящим Законом.
Иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом[21].
Принципиальной положительной чертой Закона о милиции является то, что он освободил милицию от выполнения не­свойственных ей функций. Ранее действовавшее законода­тельство возлагало или, в той или иной форме, допускал о” воз­ложение на органы милиции таких обязанностей, как:
— контроль за исполнением гражданами и должностными ли­цами решений органов власти и управления по ряду вопросов;
— соблюдение правил пожарной безопасности;
— обеспечение порядка призыва на военную службу;
— контроль за исполнением природоохранного законодательства;
— контроль за исполнением правил благоустройства и т.д. Более того, последняя редакция Закона о милиции сняла юри­дически остававшиеся вопросы о возможности возложения на милицию каких-либо иных обязанностей другими законода­тельными актами,  помимо собственно  Закона о  милиции. Строго говоря, такая возможность оставалась в силу недос­татка редакции ч.2 комментируемой статьи, в которой говори­лось о возможности такого решения на основе просто закона; следовало понимать — любого. Теперь этот пробел устранен и речь может идти только о собственно Законе о милиции. Так, например, если надзор за соблюдением правил дорожного движения  всеми его участниками  целесообразно поручить именно милиции в лице ГИБДД, то прием экзаменов на право управления автомотосредствами, их регистрацию — соответст­вующим специализированным органам.
Целесообразно и сужение административной юрисдикции ми­лиции в плане возможности наложения административных взысканий за некоторые правонарушения помимо специаль­ных органов.
Одновременно желательно было бы видеть в Законе указание на обязанность органов милиции, их сотрудников оказывать помощь гражданам, пострадавшим от правонарушений и преступ­лений, стихийных бедствий и несчастных случаев, всем лицам, находящимся в беспомощном состоянии. Такого рода деятель­ность (практически уже имеющая место) заслуживает отдельного упоминания, особенно с точки зрения формирования облика со­трудника милиции в глазах общественности. Кроме того, это еще раз подчеркнуло бы важное социальное предназначение мили­цейской службы. Его надо понимать, признавать и как минимум не препятствовать сотрудникам милиции в исполнении их про­фессиональных обязанностей, направленных в конечном счете на охрану интересов всех членов общества[22].
Обеспечение безопасности личности — более широкая фор­мулировка по сравнению с имевшейся ранее «обеспечение лич­ной безопасности граждан. Последняя вольно или невольно наводила на мысль об обеспечении (или, наоборот, необеспече­нии) таковой в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Правда, практического значения эта недоработка Закона не имела, поскольку милиция в своей работе фактически не делала различий по этому признаку. Однако такая неточность все же должна была быть устранена, что сейчас и сделано. Обеспечение безопасности личности достигается;
–  наличием в системе милиции различных функциональных подразделений (патрульно-постовая служба, служба участко­вых инспекторов), которые, действуя в пределах собственной компетенции и во взаимодействии с другими службами (де­журные части и др.), в конечном счете обеспечивают дости­жение этой общей и многоплановой цели;
— профилактической направленностью деятельности милиции, которая во многих случаях позволяет предотвратить противо­правные покушения на личность;
–  принимаемыми в особых случаях гласными и негласными мерами по обеспечению безопасности определенных лиц, на­пример, участников уголовного процесса, в безопасности ко­торых есть основания сомневаться (обвиняемые, потерпев­шие, свидетели), а также вообще всех лиц, которые могут стать жертвами противоправных, и прежде всего преступных, проявлений (представители хозяйственно-финансовых струк­тур независимо от форм собственности, общественные, поли­тические, религиозные деятели).
Весь этот комплекс сил и мероприятий милиции должен обес­печивать личную, имущественную и иную безопасность. 3. Органы милиции обязаны принимать необходимые меры по предупреждению преступных проявлений и административ­ных правонарушений, а также по пресечению уже совершае­мых противоправных деяний. Известно, что правонарушение, в частности преступление, бывает проще предупредить, чем пресечь и тем более раскрыть. К тому же в первом случае не причиняется физический или материальный вред охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, самому государству.
Что касается уже совершенных преступлений или админист­ративных правонарушений, то сотрудники милиции обязаны принять все предусмотренные законом необходимые меры к закреплению их следов, поиску и задержанию подозреваемых, доставлению их в соответствующий орган милиции, оказанию помощи потерпевшим, обеспечению охраны места происше­ствия, имущества потерпевших и иного, оставшегося без при­смотра, в необходимых случаях известить родственников по­терпевших и задержанных, принять другие определяемые обстановкой меры[23].
Под выявлением преступлений следует понимать установ­ление с достаточной полнотой обстоятельств, свидетельст­вующих о том, что то или иное преступление действительно имело место (в любой стадии преступной деятельности — при­готовление, покушение, оконченное преступление). Раскры­тие его — следующий этап, на котором устанавливаются не только его конкретные обстоятельства, но и лица, подлежа­щие привлечению к уголовной ответственности. Новая редакция Закона о милиции более четко и последова­тельно определяет основные этапы ее правоохранительной дея­тельности. Прежде чем раскрывать преступление, его надо вы­явить, т.е. обнаружить, а это один из больных моментов в деятельности милиции, поскольку известно, что многие пре­ступления вообще остаются неизвестными правоохранитель­ным органам (латентная преступность), либо сознательно скрыг ваются от учета и регистрации. И в том, и в другом случаях никакой работы по ним, разумеется, не ведется, преступники остаются безнаказанными, что создает условия для общего рецидива (совершение любого другого преступления, преступле­ний) или рецидива специального (повторение того же преступ­ления или продолжение той же преступной деятельности).
С целью выявления и раскрытия преступлений в органах милиции создаются и функционируют различные службы и подразделения, прежде всего оперативные, которые, взаимо­действуя с другими службами и органами, в первую очередь следственными (прокуратура, ФСБ и др.), в пределах своей компетенции должны  раскрывать каждое  преступление  из числа зарегистрированных.
Правоохранительная практика выработала, а уголовно-процессуальный кодекс (УПК) частично закрепил целый ряд способов и форм обеспечения взаимодействия органов дозна­ния и предварительного следствия. Это и создание смешан­ных оперативно-следственных групп, и дача следователями органам дознания (милиции) отдельных поручений по делам, находящимся в производстве следователей, и взаимный обмен информацией.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности — изначально одна из важнейших функций мили­ции. Большая роль в этой деятельности принадлежит патруль­но-постовой службе, службе участковых инспекторов, отрядам милиции особого назначения. Деятельность этих подразделе­ний регулируется специальными ведомственными актами.
Указание на защиту милицией частной,  государственной, муниципальной и иных форм собственности — новое дополне­ние Закона. Отсутствие его в прежней редакции формально яв­лялось пробелом (формально потому, что на деле данная задача перед органами милиции всегда ставилась и решалась ими). В настоящее время этот недостаток устранен. Важно подчерк­нуть, что современный законодатель не проводит каких-либо разграничений между видами собственности, не устанавливает никаких льгот, преимуществ или, наоборот, ограничений в деятельности милиции в зависимости от охраняемой формы собст­венности. Любая собственность в равной мере подлежит защи­те силами милиции,  что  является отражением  общих положений Конституции Российской Федерации.
Милиция обязана в пределах, установленных настоящим Законом, оказывать помощь физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Речь в первую очередь идет об охране от противоправных посягательств в тех случаях, когда они имеют место или их проявление реаль­но в соответствии с объективными данными. Сюда относится также ликвидация препятствий к реализации прав и интересов физических и юридических лиц. (Примеры — участившиеся в последнее время случаи захвата помещений, зданий и терри­торий.) Правда, при этом далеко не просто разобраться, какая из сторон конфликта права. Представляется, что вмешиваться в такого рода события милиция должна только в рамках своих конкретных задач: восстановление общественного порядка, освобождение насильственно удерживаемых лиц, предотвра­щение возможных тяжких последствий, например, вследствие прекращения нормального функционирования какой-либо ор­ганизации (транспорта, связи и др.)[24].
§3. Принципы деятельности милиции
Деятельность милиции строится в соответствии с прин­ципами уважения прав и свобод человека и гражданин, закон­ности, гуманизма, гласности.
Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимо­действии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципаль­ными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий­ской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Обращает на себя внимание, что и в этой статье на первое место выдвигается положение о необходимости в деятельно­сти милиции уважать права и свободы человека и гражданина. Часто милиция бывает поставлена перед необходимостью применения к правонарушителям мер принуждения, порой весьма острых. Но даже и в таких ситуациях принуждение должно вписываться в систему общечеловеческих ценностей, в частности закрепленных в „Декларации прав и свобод чело­века и гражданина“, принятой 22 ноября 1991 г. Разумеется, скорее выявляются и раскрываются. Поэтому взаимодействие — не только принцип деятельности милиции, но и требование к ней. Наиболее очевидно соприкосновение органов милиции с населением происходит в повседневной деятельности участ­ковых инспекторов, которые служат как бы связующим зве­ном между милицией и населением.
§4. Правовая основа деятельности милиции
Милиция в своей деятельности руководствуется Консти­туцией Российской Федерации, настоящим Законом, феде­ральными законами и иными нормативными правовыми акта­ми Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Россий­ской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Российской Федерации, действующими на территории Российской Федерации в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации[25].
Конституция Российской Федерации представляет собой ба­зисный, основополагающий документ, в том числе и по вопро­сам организации и деятельности милиции. Разумеется, в ней решаются только общие, принципиальные вопросы, вытекаю­щие из принципов государственного устройства Российской Федерации, ее политической и социальной организации. Прин­ципиальное значение имеют положения Конституции об осно­вах конституционного строя Российской Федерации, в которых провозглашаются, гарантируются и отстаиваются общечелове­ческие ценности (гл.]). В рассматриваемом контексте важно и решение вопроса об организации местного самоуправления (гл.8), в ведении которого, в частности, находится и обеспече­ние правопорядка на соответствующей территории. Исключительное значение имеют положения Конституции относительно прав человека (гл.2). Все они распространяются и на деятельность милиции. Милиция обязана соблюдать и защищать их, помнить о взаимоотношениях гражданина с ор­ганами власти и управления, в рамках которых гражданин яв­ляется полноценным и равноправным участником.
    продолжение
–PAGE_BREAK–