Милиция: задачи, организация, полномочия
Введение
Служа Закону — служу народу!1[1]
Каждый милиционер поступая на службу произносит слова клятвы:
«Я, поступив на службу в органы внутренних дел, присягаю на верность народам Российской Федерации.
Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на меня служебные обязанности.
Клянусь достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником, хранить государственную и служебную тайну.
Клянусь, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок.
Если же я нарушу принятую мной Присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации».
Итак, деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. (ст.3 Закона «О Милиции»).
Однако далеко не каждый сотрудник милиции остается верен данной клятве и принципам.
Статистические данные констатирует тот факт, что только 30% населения доверяют работникам милиции и готовы сотрудничать в случае расследования преступления2[2]. Это связано с тем, что зачастую, при обращении в органы милиции, граждане сталкиваются с грубостью, нежеланием вмешиваться в «личные» проблемы. Кроме того, средства массовой информации постоянно указывают на нераскрываемость преступлений и бездействие «доблестных сотрудников милиции», что ведет к недоверию и пессимистическому настрою в отношениях граждан и милиции. Часто звучат заявления, что милиция работает «на статистику», что милиция связана с преступностью связями намного крепче, нежели отношения при задержании или допросе преступных элементов. Прискорбно, что о коррумпированности органов внутренних дел говорят на всех уровнях.
Но в данной курсовой работе мы не ставим целью рассмотреть объективные факторы, обусловливающие негативное состояние взаимоотношений милиции и граждан по поводу выявления, регистрации и учета преступлений, условия, способствующие укрывательству в милиции заявлений и сообщений о преступлениях, т.к. это больше проблема социальная и морально-этическая (а в какой-то мере и экономическая), нежели административно-правовая. Отсюда, цель данного исследования сводится к рассмотрению именно правовой организации функционирования органов милиции в рамках курса административного права.
Зачастую рядовые граждане включают в понятие милиции и пожарные службы, и следователей, и работников федеральной службы безопасности, и сотрудников ГАИ, т.е. всех, кто носит форму и борется за соблюдение порядка и предотвращение нарушений, угрожающих правам и свободам граждан.
Однако милиция – особая правоохранная структура, имеющая задачи и полномочия, отличные от других служб.
Итак, у данной курсовой работы следующие задачи:
— исследовать понятие милиции, историю становления милицейской службы;
— рассмотреть комплекс законодательства о милиции, построить строгую иерархию;
— проанализировать систему милицейских органов;
— раскрыть содержание полномочий милицейских органов.
Глава 1. Общие положения о милиции
1.1 Понятие «милиции»
При любом общественно-политическом строе, режиме власти органы внутренних дел, как бы они ни назывались, выполняли, среди прочих, и общие задачи: охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, борьбу с преступностью. Становление российской полиции происходило в течение 200 лет, начиная с учрежденной Петром 1 в 1715 году Главной полицмейстерской канцелярии в Санкт-Петербурге.
Манифестом от 8 сентября 1802 года в числе восьми других было образовано Министерство внутренних дел России. Однако уже в 1810 году руководство полицией изымается из ведения МВД, создается Министерство полиции.
Судебная реформа 1864 года ознаменовала укрепление права в жизни общества, вследствие чего к полиции стали предъявлять повышенные требования. В числе мер повышения престижности полицейской службы было и учреждение в 1876 году медали «За беспорочную службу в полиции».
6 июля 1908 года законодательно закрепляется существование при полицейских управлениях городов и уездов сыскных отделений, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью.
Юридически полиция прекратила свое существование 11 марта 1917 года, когда Временное правительство России издало постановление об упразднении департамента полиции. Была провозглашена замена полиции «народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления».
Термин «милиция» (от латинского «militia» — войско) берет свое начало еще из древних времен. В России же он применяется с 1917 года. Однако данное определение давно смущает наших иностранных партнеров, поскольку на международном военном языке это слово означает «народное ополчение, собираемое на время войны». Название — «полиция» – более характерно для зарубежных стран (от греческого «роliteia» — управление государством, администрация).
Более того, по мнению отдельных авторов, вместо милиции нужна именно полиция, ориентированная на совершенно иные ценности3[3].
И действительно, проведенные за последние несколько лет различные опросы общественного мнения показывают, что российская милиция переживает глубокий кризис легитимности: граждане России не доверяют собственным правоохранительным органам. По данным одного из опросов более 50% респондентов оценивали работу милиции как плохую или очень плохую. 30% считали, что милиция озабочена прежде всего защитой собственных интересов вместо того, чтобы защищать интересы граждан, в то время как 15% полагали, что милиция работает главным образом на мафию. По данным НИИ МВД, около 60% потерпевших не хотят обращаться в милицию, так как видят в ней не защитника, а источник повышенной опасности. По данным одного из московских опросов, 43% москвичей предпочли бы не иметь дело с милицией ни при каких обстоятельствах, в том числе открыть дверь сотрудникам милиции; 37% испытывали перед милицией такой же страх, как перед преступниками.
Так чем же вызван этот кризис неужели дело только в названии «милиция»?
На наш взгляд вся острота вопроса заключается отнюдь не в терминологии, а скорее в финансировании сферы правоохранительных органов в нашей стране. А называть «милицию» можно как угодно, хоть полиция, хоть «рейнджеры», хоть «тонтон-макут»4[4], содержание от этого совсем не поменяется.
Но вернемся к термину милиция. Легальное современное определение «милиции» дается в ст. 1 Закона, «милиция в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом «О милиции» и другими федеральными законами».
Итак, из данного выше определения можно выделить следующие составляющие элементы:
Во-первых, под милицией понимается система государственных органов исполнительной власти.
Во-вторых, эти органы выполняют определенные задачи по защите жизни, здоровья, права и свободы граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
В третьих, милиция наделена определенными властными полномочиями.
Рассмотрим каждую составляющую содержания милиции, но прежде, исследуем правовое регулирование деятельности органов милиции.
1.2 Правовое регулирование деятельности органов милиции
Впервые милиция в России свое законодательное оформление получила на основании постановления Наркомата по внутренним делам от 10 ноября (28 октября cтарого стиля) 1917 года «О рабочей милиции». В 1919 году Ленин подписал декрет СНК РСФСР «О советской рабоче-крестьянской милиции», а в 1920 году ВЦИК утвердил первое положение «О рабоче-крестьянской милиции».
До 1931 года милиция находилась в ведении местных Советов, затем — в системе Наркомата, с 1946 года — в союзно-республиканском Министерстве внутренних дел СССР. Впоследствии основы организации и деятельности милиции были регламентированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью».
В настоящее время правовую основу деятельности милиции составляет действующее законодательство Российской Федерации. В первую очередь, милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I «О милиции»5[5](с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа 2001 г.), федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий. Весь этот комплекс законодательных и иных нормативных актов можно назвать «законодательство о милиции».
Проведем детальную разработку иерархии законодательства о милиции.
Итак, наряду с Конституцией и Законом «О милиции» законодатель поставил международные договоры Российской Федерации. Это правило следует не столько из норм Закона, сколько из п.4 ст.15 Конституции РФ, закрепляющей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Среди международных нормативных актов регулирующих правовое функционирование милиции можно выделить:
— Кодекс поведения должностных лиц6[6]по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г.)7[7]– это кодифицированный акт, закрепляющий основы поведения применительно к милицейским органам;
— Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, утвержденные резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г.8[8]– это документ, как это видно из его названия, закрепляющий главенствующие принципы поведения должностных лиц, в том числе и служащих в милиции.
Обратимся теперь к национальному законодательству России. Наряду с Конституций и Законом к правовому положению милицейских органов применимы нормы ряда иных Федеральных законов. В частности необходимо выделить:
— Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел РФ9[9]
— Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О Государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»10[10]— нормативный акт принятый в целях обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательством на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями данный Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких;
— Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 177-ФЗ «О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О милиции»11[11];
Кроме того, применимы нормы Уголовного кодекса РФ (ст.286, 302, 318, 319), также нормы некоторых других Федеральных законов.
Отметим, что в своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В виду того, что милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации на деятельность органов милиции распространяет свое действие Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. №103912[12].
Среди иных указов президента РФ необходимо выделить:
— Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»13[13]
— Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 декабря 1998 г.)14[14]
Наряду с указами президента РФ к правовому регулированию положения органов милиции применимы и Постановления правительства РФ. Отметим наиболее важные:
— Постановление ВС РСФСР от 18 апреля 1991 г. №1027-I «О порядке введения в действие Закона РСФСР „О милиции“15[15];
— Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I „Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации“16[16]
— Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №925 «О структуре криминальной милиции»17[17];
— Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №926 О структуре милиции общественной безопасности, создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета18[18];
— Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 58919[19];
— Постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. №720 О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе МВД РФ20[20].
Особую роль в регулировании правового положения органов милиции играют приказы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Так как, акты МВД – это ведомственные нормативные акты к ним применимо общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г.№1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»: нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в „Российской газете“. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.
В отношении актов МВД действуют Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России (с изменениями от 29 декабря 1997 г., 5 марта, 24 июня 1998 г.). В которых определяется, что нормативный правовой акт — это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом Министерства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанные на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.
Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти.
Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде директив, приказов, положений, наставлений, инструкций, правил и уставов.
Не вдаваясь в подробное описание нормотворчества МВД отметим лишь, что наиболее «важным» нормативным актом является приказ — акт издающийся по наиболее важным вопросам функционирования системы Министерства, включая создание, реорганизацию, ликвидацию органов и учреждений, входящих в систему органов внутренних дел, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также структурных подразделений МВД России, определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений служебной деятельности, прохождения службы.
Приказами МВД утверждаются множество инструкций, и наставлений. Так в частности можно выделить:
— Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденное приказом МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490;
— Наставления по организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденные приказ МВД РФ от 15 июня 1994 г. N 201;
— Инструкцию об организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в работе по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, утвержденную приказом Министра обороны РФ и МВД РФ от 4 марта 2000 г. N 118/21821[21];
— Инструкция о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел РФ на постоянное хранение и ношение, утвержденную приказом МВД РФ от 17 ноября 1999 г. №93822[22]. –PAGE_BREAK–1.3 Задачи милиции
Задачи поставленные перед органами милиции закрепляются в ст. 2. Закона.
Задачами милиции являются:
обеспечение безопасности личности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом.
И, если иные задачи на милицию могут быть возложены только Законом «О милиции», то расшифровка их содержания и конкретизация (а иногда и спецификация) содержатся в различных уставах и положениях. Так, например, Устав Комитета федеральной криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве закрепляет следующие основные задачи:
— борьба с организованной преступностью, выявление, предупреждение и пресечение деятельности организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций);
— подрыв экономических основ деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций);
— борьба с коррупцией в органах государственной власти города Москвы и органах местного самоуправления;
— борьба с преступлениями в сфере высоких технологий;
— проведение в установленном порядке оперативно-технических мероприятий;
— проведение в установленном порядке оперативно-поисковых мероприятий;
— обеспечение собственной безопасности.
Стоящие перед ней задачи милиция решает во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Задачи поставленные перед милицией конкретизируются для каждого конкретного органа, но об этом мы поговорим в следующей главе данной курсовой работы.
Глава 2. Система организации милиции
2.1 Общие положения
В соответствии с действующим законодательством, милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Система милиции – представляет собой строгую иерархию организационно-функциональных звеньев. И, прежде всего милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности — также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правовое положение каждой из них мы рассмотрим в отдельных параграфах, сейчас же остановимся на общих вопросах милицейской организации.
Руководство всей милицией в Российской Федерации осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации.
Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации. На наш взгляд такой порядок назначения министров внутренних дел в субъектах РФ является правильным и преследует, прежде всего, цель исключения местничества, что характерно для большинства регионов России. Тем более, что данная норма компенсируется положением о том, что до внесения Президенту Российской Федерации представления по кандидатуре для назначения на должность министра внутренних дел, начальника управления (главного управления) внутренних дел субъекта Российской Федерации выясняется мнение высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по предлагаемой кандидатуре.
Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
Важно отметить, что руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
2.2 Криминальная милиция
Основными задачами криминальной милиции, в соответствии со ст.8 Закона «О милиции» являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации. И этим постановлением является уже названное нами Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №925 «О подразделениях криминальной милиции» (с изменениями от 26 июля 2001 г.).
В криминальную милицию входят подразделения:
а) уголовного розыска;
б) по борьбе с экономическими преступлениями;
в) по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
г) по борьбе с организованной преступностью, в том числе специальные отряды (отделы) быстрого реагирования;
д) оперативно-поисковые;
е) специальных технических мероприятий;
ж) собственной безопасности;
з) отряды милиции специального назначения.
В криминальную милицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.
Порядок взаимодействия между подразделениями криминальной милиции определяется Министром внутренних дел Российской Федерации.
Начальники криминальной милиции субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Российской Федерации и являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации.
Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.
Начальники криминальной милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также начальники иных подразделений криминальной милиции назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.
2.3 Милиция общественной безопасности
Основными задачами милиции общественной безопасности, в соответствии со ст. 9 Закона «О милиции», являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Милиция общественной безопасности также является органом дознания.
В соответствии с Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации (с изменениями от 2 декабря 1998 г.) милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте.
В районах, городах, районах городов милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел.
Структура милиции общественной безопасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №926 (с изменениями от 26 июля 2001 г.).
В милицию общественной безопасности входят:
1) дежурные части;
2) участковые уполномоченные милиции;
3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;
7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;
8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
9) отряды милиции особого назначения;
10) подразделения:
а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
б) дознания;
в) патрульно-постовой службы милиции;
г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
е) по делам несовершеннолетних;
ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;
з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.
Создание, реорганизация и ликвидация изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых осуществляются в порядке, установленном министром внутренних дел Российской Федерации.
Численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых министром внутренних дел Российской Федерации.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Увеличение расходов органов местного самоуправления, связанных с финансированием милиции общественной безопасности, которое возникло в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется указанными органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности.
Начальники милиции общественной безопасности субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Российской Федерации по представлению министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, согласованному с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), и являются по должности заместителями министров или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации.
Начальники милиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований.
продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 3. Полномочия милицейских органов
Полномочия милицейских органов – это совокупность прав и обязанностей возложенных на органы милиции в целях осуществления поставленных перед ними задач.
Этому вопросу посвящен раздел III Закона «О милиции».
Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана:
1) предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;
2) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
3) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;
4) выявлять и раскрывать преступления;
5) возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;
6) разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество;
7) осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях;
8) обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
9) осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также на работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожное движение; осуществлять в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;
10) выдавать в соответствии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия, коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему, разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия;
11) охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество; инспектировать подразделения охраны организаций; давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности. Отдельно этот вопрос урегулирован: Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. №589, и Инструкцией о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденную приказом МВД РФ от 5 августа 1993 г. №371.
12) проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;
13) принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
14) исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
15) исполнять определения (постановления) суда (судьи) об административном аресте;
16) охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу;
17) контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;
18) контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;
19) выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью, создание частных детективных предприятий (объединений), охранных предприятий; согласовывать уставы служб безопасности в организациях; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил частной детективной и охранной деятельности. О порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью действует инструкция, утвержденная приказом МВД РФ от 22 августа 1992 г. N 292.
20) принимать неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и должностных лиц;
21) обеспечивать сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры по их возврату законным владельцам либо по реализации в установленном порядке;
22) осуществлять для оказания медицинской помощи привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным судом (судьей), уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих, а также указанных лиц, совершивших общественно опасные деяния; обеспечивать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих, в целях профилактики правонарушений;
23) оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам представительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, кандидатам, зарегистрированным кандидатам в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;
24) применять меры безопасности, предусмотренные федеральным законом, в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также их близких; применять предусмотренные федеральным законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности;
25) производить регистрацию средств цветного копирования, приобретаемых физическими и юридическими лицами, осуществлять контроль за соблюдением правил их учета, хранения и использования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
26) обеспечивать исполнение судебных решений о направлении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением;
27) оказывать содействие избирательным комиссиям, комиссиям референдума в реализации их полномочий, в том числе предоставлять избирательным комиссиям по их запросам сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
28) принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании, при подготовке и проведении референдума противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума (включая меры по пресечению попыток подкупа избирателей, участников референдума), информировать соответствующую избирательную комиссию или комиссию референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах;
29) осуществлять государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей в свою очередь предоставляется право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;
2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии достаточных данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию законодательством Российской Федерации;
3) вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
4) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить в установленном федеральным законом порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных средств, с помощью которых были совершены проникновение либо попытка проникновения на охраняемые милицией территории и объекты;
6) производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;
7) задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
8) задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям;
9) задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера;
10) задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом;
11) доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище — по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;
12) задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;
13) вносить в соответствии с законом в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;
14) осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;
15) производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности и иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом;
17) применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;
18) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках;
19) проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;
20) производить по решению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств;
21) производить в соответствии с законодательством Российской Федерации личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте;
22) временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;
23) запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности; осуществлять контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензиями на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также на работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, приостанавливать действие указанных лицензий, аннулировать их или продлевать срок их действия;
24) осматривать места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении этих нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством;
25) при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств и помещений консульских учреждений иностранных государств, которые используются исключительно для работы консульских учреждений), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых — с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их; получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случаях неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращении правонарушения;
26) продлевать срок действия лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью; при выявлении нарушений правил, установленных федеральным законом, аннулировать указанные лицензии или применять иные меры, предусмотренные федеральным законом;
27) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяйное имущество и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности;
28) использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами;
29) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам;
30) получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации;
31) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших;
32) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей.
Важно отметить, что использование милицией предоставленных ей прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию Законом.
Говоря о полномочиях милиции, отметим также, что милиция в целях выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных статьями 12 — 15 Закона «О милиции».
На сотрудника милиции в полном объеме распространяются гарантии личной безопасности, предусмотренные статьей 16 Закона РСФСР «О милиции».
продолжение
–PAGE_BREAK–Заключение
Итак, в заключение подведем итоги по проделанному исследованию:
Органы милиции в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом «О милиции» и другими федеральными законами.
В России создана полноценная правовая база для функционирования органов милиции – это целый комплекс нормативно-правовых актов, представляющих собой упорядоченную иерархию, во главе с конституцией РФ, международными актами и законом «О милиции».
К сожалению, приходится констатировать, что внешние факторы играют зачастую решающую роль в том, что сотрудники оставляют свои места в поисках более оплачиваемых. Низкие заработные платы, неизбежная деформация личности в процессе общения и нарушителями закона, сама угнетающая обстановка приводит к тому, что люди с образованием редко идут работать в органы милиции. Все чаще лицом органов милиции становятся молодые люди с периферии, не получившие специального образования, порой не имеющие достаточной физической подготовки.
Правительственные программы призваны укрепить престиж профессии милиционера путем создания, прежде всего экономических условий для успешного их функционирования и выполнения долга. Более того, это привлечет человеческий фактор. Ведь люди в погонах – это, прежде всего, люди, рискующие своими жизнями и здоровьем каждый день, и это должно возмещаться хотя бы на экономическом уровне. Тогда полномочия работников милиции будут вытекать из поставленных задач, и правовое функционирование милиции Российской Федерации будет строиться на Конституции и принципах международных правовых актов.
Список литературы
Конституция РФ от 12 декабря // Российская газета. — 25 декабря 1993.
Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 22 апреля 1991 г. — №16. — Ст. 503.
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.) // Советская юстиция. — 1991 г. — N 17. – с.22
Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (утв. резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 1989/61 от 24 мая 1989 г.) // Собрание международных документов «Права человека и судопроизводство». — OSCE, Poland.
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» // Российская газета. — 7 апреля 1998 г.
Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Российская газета. — 26 апреля 1995 г.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 177-ФЗ «О применении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О милиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 19 июля 1999 г. — №29. — Ст. 3698.
Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 июля 1996 г. — №30. — Ст. 3605.
Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 апреля 1996 г. — №17. — Ст. 1958.
Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 15 февраля 1993 г. — №7. — Ст. 562.
Постановление ВС РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1027-I «О порядке введения в действие Закона РСФСР „О милиции“ // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 18 апреля 1991 г. — N 16. — Ст. 504.
Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I „Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации“ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 14 января 1993 г. — №2. — Ст. 70.
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 „О подразделениях криминальной милиции“ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 11 декабря 2000 г. — №50. — Ст.4904.
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 „О подразделениях милиции общественной безопасности“ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 11 декабря 2000 г. — №50. — Ст.4905.
Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 „Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации“ // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 24 августа 1992 г. — №8. — Ст. 507.
Постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. N 720 „О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации“ // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 2 августа 1993. — №31. — Ст. 2856
Приказ Министра обороны РФ и МВД РФ от 4 марта 2000 г. N 118/218 „Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в работе по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности“ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 3 апреля 2000 г. — N 14, в приложении к „Российской газете“ №17. — 2000 г.
Приказ МВД РФ от 17 ноября 1999 г. N 938 „Об утверждении Инструкции о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение“ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 27 декабря 1999 г. — №52.
Улучшение взаимоотношения граждан и милиции: доступ к правосудию и система выявления, регистрации и учета преступлений. Научный доклад. // К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Л.В. Кондратюк. – М.: Открытое общество. – 2001.
Ефим Бершин. Статья. Мертвый хватает живого. Время МН, № 71, 20 апреля 2002 г.
Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «О милиции»: Изложение Закона в схемах; Комментарий изменений и дополнений, внесенных в новую редакцию Закона // Под ред. Маршунова М.Н. – М.: Герда. – 2001.
Громов Н. А., Францифоров Ю. В. „Правоприменительная деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и судов. Основные начала: Учебное пособие для вузов“ – М.: Приор. – 2000.
Алферов В. А., Статкус В. Ф. и др. „Органы предварительного следствия в системе МВД России: Учебное пособие: история, современное состояние и перспективы“ – М.: Спарк. – 2000.
Соловей Ю. П., Черников В. В. „Комментарий к Федеральному закону РФ “О милиции»” – М.: Проспект. –2000.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.tarasei.narod.ru/