Мильон терзаний Чацкого.Из огня тот выйдетневредим,Кто с вами деньпробыть успеет,Подышет воздухомодним,И в н м рассудокуцелеет.А.С. Грибоедов. По мнению В.Г. Белинского, Горе от ума этоблагороднейшее создание гениального человека. А И.А. Гончаров в своей статье Мильон терзаний писал
Горе от ума есть и картина нравов, и галерея живыхтипов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия. И, видимо, поэтомукомедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многихтеатров. Это поистине бессмертное произведение. В пьесе, где изображ н всего лишь один день в домемосковского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы овоспитании и образовании, о службе отечеству и
гражданском долге, о крепостномправе и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу века нынешнего с веком минувшим , Чацкого и фамусовского общества. В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи илицемерии. Их основные занятия обеды, ужины и танцы . И вот в этот дом, гдевсе пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. Вобразе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души,воодушевл
нного новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни. В основе пьесы лежит любовная драма, под которойскрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах ираскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в домФамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдаетоттого, что Софья предпочла ему недал кого и услужливого
Молчалина, укоторого-то и есть всего два таланта умеренность и аккуратность . При всехсвоих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она неможет полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностьюпротивостоит этому обществу. Софья оказывается среди мучителей , оскорбившихсветлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкогоперерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого
мечтателя вфамусовском мире. Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весьужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимаямысль, всякое искреннее чувство, когда от матерей, отцов отторженных детей сгоняют на крепостной балет , чтобы удовлетворить желание барина, когда людейменяют на борзые три собаки . Чацкий видит, что у власти стоят люди, которыхне волнуют проблемы народа и государства, они лишь Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,Где разливаются в пирах и мотовстве.И, конечно, в таком обществеблаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие там моську вовремяпогладить, там в пору карточку втереть . И такой человек как Чацкий, который внауки вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным навсегда будет изгнан из такого общества.
Чацкий это человек нового мира. Он не принимает законовжизни старой Москвы. У него сво представление о служении отечеству. По егомнению, надо служить честно, не требуя ни мест, ни повышенья в чин . Чацкийвыступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды ипросвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитиемнаук и просвещения, что чуждо фамусовскому
обществу. Человек, получившийхорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцытаких как дядюшка Максим Петрович , потому что не видит в них никакихнравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Чацкий ставитпод сомнение моральный авторитет отцов, говоря о подлейших чертах прошедшегожитья и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего.Чацкий не только обличитель лжи, он ещ и борец. Борец за дело, за идею, заправду.
На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, онотвечает Служить бы рад прислуживаться тошно . В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страданияостаются непонятыми. Ему хочется высказать вс , что накопилось у него на душе.На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потомучто сосуществование его с московскими невозможно. Общество, почувствовав это,повергло его и осмеяло.
Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Еготерзания так и остались неразреш нными. Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающемот его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшиечеловеческие свойства делают его для окружающих чудаком , страннымчеловеком , а потом просто безумцем. Чацкий рв тся к свободной жизни , кзанятиям наукой и искусством и требует службы делу, а не лицам .
Трагедия Чацкого это трагедия ума, алчущего познаний . Комедия да т Чацкому только мильонтерзаний . Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль.Чацкий пораж н тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, даи не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для негопротивоестественна и неприемлема
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,Где оскобл нному есть чувству уголок.Карету мне, карету! По словам И.А. Гончарова, Чацкий сломлен количествомстарой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силысвежей Чацкий начинает новый век и в этом вс его значение и весь ум.