Мир "бессонницы" в цикле "Бессонница" М.И. Цветаевой

Отдел образованияадминистрации Центрального района
Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательнаяшкола №4
Секция Литературоведение
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯРАБОТА
по теме
Мир «бессонницы» в цикле«Бессонница» М.И. Цветаевой
Воронкиной Ирины Юрьевны
учащейся 11 класса МОУ СОШ № 4
Центрального района.
Контактный телефон: 221-22-96
Руководитель:
Платонова Юлия Владимировна
Аспирант кафедры русской литературы НГПУ
Работа выполнена в МОУ СОШ № 4
Новосибирск 2007

Введение
Серебряныйвек является значимой эпохой в истории мировой культуры и литературы. Первыедва десятилетия XX века – это период расцвета русской литературы, прежде всегопоэзии, когда на литературной арене одни за другими сменялись символисты,акмеисты, футуристы. В это время творили: Александр Блок, Анна Ахматова,Владимир Маяковский, Марина Цветаева и многие другие.
ГениальностьМарины Цветаевой неоспорима, её стихи читались, читаются, и будут читатьсялюдьми разных возрастов, национальностей и вероисповеданий. Её уникальность какпоэта и в том, что она не относилась ни к одному из течений в поэзииСеребряного века. У неё было свое собственное, не похожее ни на кого и в то жевремя близкое многим понимание действительности, жизни, любви. Цветаева всегдаоставалась самой собой. Её судьба – это непростой путь русской женщины,человека, преданного искусству.
МаринаЦветаева начала писать в юном возрасте. Её первый сборник «Вечерний альбом» былиздан, когда ей исполнилось 18 лет. В следующем году она встречает СергеяЭфрона, своего будущего мужа. Многие стихи того времени посвящены именно ему. Напротяжении своей жизни Цветаева столкнулась со многими испытаниями: это исобытия в истории России: Первая Мировая война, две революции, Гражданскаявойна; и личные драмы поэтессы: смерть дочери, долгая разлука с мужем,эмиграция. Но, несмотря ни на что, Марина Цветаева продолжала писать. Л.Поликовская в статье о Цветаевой пишет: «…она не могла жить без сонмов, снов… –не могла перестать быть Поэтом»1. Именно эти строки отражают сущность ижизненную позицию Цветаевой – она была поэтом с большой буквы и считала этосвоим призванием.
Одним изцентральных мотивов в творчестве поэтессы является мотив бессонницы. Один изциклов, написанных ею, назван «Бессонница». Значимость мира, пограничного междусном и явью, изучалась такими известными исследователями, как Анна Саакянц,Елена Айзенштейн и многими другими. Но, по нашему мнению, до сих пор остаютсянераскрытыми некоторые вопросы. Основная часть научных работ, посвященныхбессоннице, была направлена на сопоставление бессонницы и сна. Актуальностьпроблемы заключается в том, что отдельно образ «бессонницы» практически нерассматривался, и в современной литературе нет чёткого толкования данногообраза в творчестве Цветаевой. Какими смыслами наполняется бессонница в лирике МариныЦветаевой, и какую роль она играла для лирической героини её стихотворений досих пор остаётся тайной. Цель нашей работы – доказать, что бессонница была целыммиром для поэтессы и исследовать, каким представлялся этот мир в еёстихотворениях.

1. «Бессонница»и «сон» в творчестве Марины Цветаевой
Образбессонницы в русской литературе имеет свою историю. Многие поэты и Золотого, иСеребряного веков, и нашего времени писали о бессоннице. В творчестве каждогоеё образ создается по-разному, и в то же время у них можно найти что-то общее.Марина Цветаева занимает исключительное место среди этих поэтов, так как мотив «бессонницы»является сквозным в её творчестве, она посвятила не одно стихотворениебессоннице, а целый цикл и множество отдельных стихотворений, в которыхприсутствует этот образ.
Большоевлияние на творчество Марины Цветаевой оказал А.С. Пушкин. Первым поэтом, створчеством которого она познакомилась, был именно он. «Мой Пушкин» вскоренапишет она, и будет боготворить его до конца своих дней. Марина Цветаевасчитала Пушкина поэтом с большой буквы, великим творцом. Многие образы еёстихотворений похожи на образы из стихов Пушкина. Одним из них является образ«бессонницы», традицию описания которого продолжила Цветаева.
Встихотворении А.С. Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»лирическому герою противостоит бессонница, не отпускает его. Он же стараетсяразгадать её сущность. Выразительные, образные метафоры помогают Пушкинусоздать картину происходящего вокруг, а точнее – невидимого, но ощущаемого(«Спящей ночи трепетанье,//Жизни мышья беготня…»). И Цветаева, и Пушкинчувствовали, что время неумолимо бежит вперёд, даже во сне. Лирические герои ихстихотворений пытаются найти ответы на свои вопросы, ведут диалог сбессонницей.
Мы можемпредположить, что в образе «бессонницы» Цветаевой есть что-то «тютчевское»,ведь в его лирике тоже присутствует мотив бессонницы, как значимый компоненттворчества. Его стихотворение «Бессонница» мы выбрали для сравнительногоанализа, потому что представление автора о бессоннице схоже с представлениемЦветаевой.
Во-первых, встихотворении нет конкретного лирического героя, а присутствует толькобезличное, собирательное «мы». Как у Тютчева, так и у Цветаевой бессонница –это момент столкновения жизни и смерти, но, в отличие от поэтессы, Тютчев ведётразговор со смертью не один на один, а с позиции всего человечества. МаринаЦветаева во время бессонницы просит смерть забрать её, Тютчев же утверждает:бессонница есть порог смерти, к которому каждый из нас рано или поздноподойдёт, а так как происходит постоянная смена времён и поколений, забвениенеизбежно. Отсутствие лирического «я» и конец жизни в стихотворении Тютчеваобъясняется тем, что, согласно его концепции мира и человека, жизнь – это всеголишь миг, «одно мгновение».
СтихотворенияПушкина и Тютчева отличаются друг от друга. У Тютчева восклицания — у Пушкинавопросы, у Тютчева готовое знание — у Пушкина взыскание истины, у Тютчевабезнадежность — у Пушкина противостояние путем познания. Марина Цветаева желалапродолжить начатое Пушкиным великое дело – нести истину и свет людям, еёмироощущение совпадало с идеями поэта, поэтому её стихотворения немного ближе подуху стихам Пушкина.
Прежде чемперейти непосредственно к миру «бессонницы» в стихотворениях Марины Цветаевой,необходимо понять, что значил для поэтессы ещё один образ, близкий бессоннице,– образ «сна».
Между этимипонятиями в изображении Цветаевой много общего. «Сон для Цветаевой – «один изспособов ухода от действительности», из «навязанного ей от рождения миранеобходимостей, туда, где начинается подлинная жизнь»1. Бессонница тожевыступает в роли иного мира, который не всегда похож на реальный. Е. Айзенштейнпишет: «Сон называла Цветаева любимым видом общения, своим часом суток и временемгода, своей широтой и долготой. Это сфера, через которую она говорила о высшихпереживаниях души»1. Бессонница, как и сон, помогает увидеть истинного себя.Ночь приоткрывает душу, помогает лучше понять себя и окружающих. Сон – общениес людьми в другом мире, а бессонница – граница двух миров. С другой стороны,бессонница – это ещё один мир. Для поэтессы существовало три мира: реальный,мир «сна» и мир «бессонницы». Все три мира отличались друг от друга, в каждомиз них Цветаева чувствовала себя по-разному, каждый имел свои положительные иотрицательные стороны.
В статье«Мотивы и образы «сна» в жизни и творчестве М.И. Цветаевой» раскрываетсязначение сна: «Одно из первых значений, в каком она (Марина Цветаева)употребила слово «сон» — это знак душевного безразличия, души омертвелой. Встихотворении «Месяц высокий над городом лег…» героиня отказывается на словаушедшего героя «хочется спать» монологом, в котором отчётливо противопоставляетсон и его синонимы – «уютная дремота», «покой» — иному мироощущению, отстаивающемудвижение, «муку пути», борение»2. Эти строки имеют огромное значение, так какони помогают нам понять, что бессонница – «иное мироощущение», была отлична отсна, и, если сон означал в некоторых стихотворениях смерть, то бессонница –жизнь, борьбу со смертью. Для Цветаевой сон был миром, состоянием, и она наделялаего человеческими качествами. В мире «бессонницы» можно выделить два основныхобраза: состояние, в котором Цветаева могла видеть и чувствовать всё, чтопроисходит в мире, и человек, который помогал ей всё это делать и мог быть какдругом, так и врагом.
Встихотворениях Марины Цветаевой бессонница могла быть в любом контексте и всамых разных связях с описываемым образом. Так, в стихотворении «У меня вМоскве – купола горят!» читаем:
Всейбессонницей я тебя люблю,
Всейбессонницей я тебе внемлю…
Бессонницаздесь выступает как своеобразная «мера любви». Она является и душой поэтессы, иеё состоянием. «Любить бессонницей» у Цветаевой значит любить всем сердцем. Героиняживёт в мире бессонницы, сквозь призму этого состояния она выражает своичувства. Именно в бессонные ночи она острее всего чувствовала своё влечение клюбимому. Это подтверждается и ещё одной строкой из стихов поэтессы: «Колисуженого жду – где бессонница?». Это состояние было неразрывно связано сожиданием, предвкушением чего-то, чаще всего встречи с любимым или даже мыслямио нём. В стихотворении «Поздний свет тебя тревожит?…» героиня делитсясокровенным:
Я — бессонна.Спать не может
Кто хорош икто один.
Нам бессонницане бремя,
Отродяськипим в котле.
Так-то лучше.Будет время
Телувыспаться в земле.
По мнениюЦветаевой, не спят «хорошие» и одинокие люди. На самом деле, её лирическаягероиня часто остаётся наедине с бессонницей. Мы можем предположить, чтобессонница не является трудной, обременительной, скорее наоборот, это дажесвоеобразное спасение от смерти. Но и спокойной бессонницу нельзя назвать.Метафора «отродясь кипим в котле» отражает динамику бессонницы и ночи в целом.Исследование стихотворений цикла «Бессонница» поможет нам глубже понять, какимбыл мир «бессонницы», что он значил для Цветаевой.
2 Мир«бессонницы» в цикле «Бессонница»
Цикл «Бессонница»был написан в 1916 году и только его последнее, одиннадцатое, стихотворение — в1921 году. 1916 год явился напряженным как для страны, так и для самой МариныЦветаевой. Шёл третий год Первой мировой войны, люди ждали конца боевыхдействий, которые утомили всех без исключения. В творчестве каждого поэтасобытия, происходящие в стране, нашли своё отражение. Марина Цветаева не сталаисключением, сборник стихотворений «Версты» стал ярким отражением её мыслей,чувств по отношению к обстановке в стране. Именно в 1916 году поэтесса впервыепишет о войне. В этом же году происходит разрыв её отношений с поэтессой СофьейПарнок и вспыхивает роман с Осипом Мандельштамом. Цикл «Бессонница» — неединственный, написанный в то время. Был и цикл «Стихов к Блоку», исамостоятельные стихотворения, вошедшие в сборник «Версты». Вообще, этотудивительный год называют годом рождения настоящей Цветаевой1. Как представленмир «бессонницы» в цикле и какое значение он имел для поэтессы?
Мир«бессонницы» являлся отдельным миром, в котором люди жили, чувствовали,совершали различные поступки. Цветаева порой чувствует себя одинокой в этоммире, но всё же в нём живёт много людей. С другой стороны, мир «бессонницы»открыт не каждому. Основной его характеристикой является состояние бессонницы,в котором поэтессу посещает муза, в котором она вдохновенно творит. Люди в этоммире живут обычной жизнью, у каждого из них – свои дела. В нём живёт и подругаЦветаевой, она является значимой его частью, так как поэтесса делится с нейсвоими сокровенными мыслями, а подруга в свою очередь помогает ей.
Первоестихотворение цикла, написанное 8 апреля 1916 года, начинается с четверостишья:
Обвела мнеглаза кольцом
Теневым –бессонница.
Оплела мнеглаза бессонница
Теневымвенцом.

Первое слово– глагол «обвела» — описывает действие бессонницы, которую Марина Цветаева ссамых первых строк наделяет человеческими качествами, душой. Бессонницаокружает героиню (Обвела … кольцом // Оплела … венцом), таинственная темнотарежет глаза. В то же время кольцо и венец являются символами бракосочетания, иэто придает стихотворению особенную, возвышенную окраску. Следовательно,происходит венчание с бессонницей, героиня и бессонница становятся неразлучны.
Этостихотворение построено как обращение бессонницы к героине. Как мы ужеупоминали, для Цветаевой бессонница была и живым существом, а в данномконкретном случае – подругой («–Спи, подруженька// Неугомонная,// Спи,жемчужинка,//Спи, бессонная»). Бессонница в своем обращении жалеет героиню,которая долгое время не спала. Лирическая героиня и бессонница – союз, которыйскреплен дружбой, имеющий свои сокровенные тайны: «И кому ни писали писем,//Икому с тобой не клялись мы…». На наших глазах происходит их разделение –лирическая героиня засыпает, то есть, образно говоря, покидает бессонницу, бессонницаотпускает её руки («Вот и выпущены из рук//Твои рученьки»). Сон в этомстихотворении представлен, как что-то божественное, как высшая власть, котораяподчиняет себе бессонницу («Сон – свят//Все – спят). Конец стихотворения такжесимволичен – теневой венец, надетый на героиню в начале, когда та не моглауснуть – снят. Таким образом, с самого первого стихотворения нам открываютсяпротиворечия в отношениях Цветаевой и бессонницы: с одной стороны, это подруги,пережившие многое вместе, с другой – бессонница мешает ей. Данные противоречияговорят и об амбивалентности мира «бессонницы»: Цветаевой было легко в нёмнаходиться, и в то же время её тяготило это состояние.
Во второмстихотворении цикла действие происходит ночью, когда люди спят, а лирическуюгероиню мучает бессонница. Сознание людей в это время отключено, но у МариныЦветаевой, как поэта, чувства развиты намного острее. Её героиня, как и онасама, понимает, что, пока она мучается бессонницей, в мире происходят самыеразные события («Где-то бегут ключи,//…Где-то в ночи//Человек тонет»). Оченьзначимым является употребление противоположных эпитетов: «Сонный,бессонный//Лес». Этот приём может быть растолкован с двух точек зрения:«сонный» — это характеристика леса, а «бессонный» — это его состояние, или«сонный» и «бессонный» — это две характеристики, в совокупности дающие нампредставление о противоречивости описываемого состояния. В стихотворении продолжаетсяи противостояние между сном и бессонницей: героиня хочет спать, но не можетполностью погрузиться в сон («Ко сну клонит//Сплю почти»). Это значит, чтогероиня не может (или не хочет) перейти границу между двумя мирами.
Серебряныйвек русской поэзии отличался тем, что в сознании поэтов появилось новоеотношение к языку, его ощущение. Они стали использовать новые образы и приёмы,экспериментировали со словом, вводили собственные знаки препинания там, где вобычной письменной речи мы их не ставим. Марина Цветаева довольно часто встихотворениях употребляет тире. Третье стихотворение цикла «Бессонница»буквально «усыпано» этими знаками препинания. Мы можем предположить, что цельупотребления такого количества тире – выделение слов, желание донести дочитателя истинный смысл написанного. Лирическая героиня этого стихотворенияидёт по ночному городу, она как бы находится в ином мире, но в то же времявидит всё, что происходит в её городе. Таким образом, она одновременнонаходится и в реальном мире, и в мире бессонницы. Она одинока в городе,пространство которого реально, но и в бессоннице она одна. Двойственностьсознания Цветаевой подчёркивает её уникальность и умение видеть одно и то же сразных сторон. Бессонница представлена также как состояние, в котором человекневидим, появляется некая мистика, присущая многим стихотворениям. Важно и то,что лирическая героиня теперь бежит от сна («Из дома сонного иду – прочь»). Впоследней строфе звучит просьба: она всё-таки хочет уйти в мир снов, не бытьгрёзой других людей («Освободите от дневных уз,//Друзья, поймите, что я вам –снюсь»). Почти в каждой строке стихотворения присутствует слово или слова,выделенные тире. Если построить ряд этих слов, можно увидеть, что происходит сгероиней. Получается следующий ряд: ночь – прочь – жена, дочь – ночь – путь –чуть – дуть – в грудь – свет – цвет – никому – вслед – нет – огни – вкус –снюсь. О чем же нам говорят эти слова? Во-первых, на каждое из них падаетлогическое ударение, которое выделяет самое главное. Во-вторых, создаётсякартина тайного мира цветаевской «бессонницы». Это путь одинокого человека вночи; это необычное состояние; это мир контрастов, который открыт не каждому.
Следующее стихотворениецикла описывает состояние героини после бессонной ночи. Оно было написано виюле по возвращении поэтессы из Александрова, где она гостила со своей дочерью.В это время у неё сохранялось «настроение ночной романтическоймечтательности»1. После сна человек «обновлён», сон возвращает к жизни, даётсилы. Описанное в стихотворении состояние после бессонной ночи прямопротивоположно:
Послебессонной ночи слабеет тело,
Милымстановится и не своим, — ничьим.
В медленныхжилах ещё занывают стрелы –
И улыбаешьсялюдям, как серафим.
Послебессонной ночи слабеют руки
И глубокоравнодушен и враг и друг.
Недаромговорят, что поэт острее чувствует всё: бытие, вещи, действия, людей. Цветаеваописывает события и ситуации, случавшиеся хоть однажды с каждым из нас. Именнопоэтому нам так близки её стихи, ведь мы порой узнаём в них себя. МаринаЦветаева в стихотворениях пишет и о смысле жизни, о чём свидетельствует образ«серафима». В энциклопедии символов, знаков, эмблем даётся такое определениесерафима, «как некоего мифического существа, олицетворяющего собой обобщениедуховных первооснов существования человечества — его веру, его преклонениеперед могуществом природы, его раздумья над смыслом жизни, признание невечностисамого факта жизни…»1. В мире «бессонницы» было место и мыслям духовным. Можнопредположить, что мир «бессонницы» Марина Цветаева считала даром свыше.
Встихотворениях цикла автор часто говорит о том, что бессонница затемняет взор.И хотя поэт чувствует и видит душой, глаза очень важны ему для восприятия мира,а бессонница противостоит, отнимает у него один из органов чувств. ДляЦветаевой бессонница была иным состоянием, отличным от простого бытия. Впоследних двух строчках стихотворения читаем: «… — и от темной ночи//Толькоодно темнеет у нас – глаза». Когда говорят «потемнело в глазах», обычнопричиной этому является что-то недоброе: злость, ненависть, страх. Мы не можемточно сказать, что побудило поэтессу написать именно так, но судя по тому, чтопроисходило тогда в её жизни (сложный выбор между мужем и подругой, разрыв споследней, встреча с Мандельштамом), причина скорее всего носила отрицательныйхарактер. Возможно и бессонница, которую описывает Марина Цветаева, былавызвана именно этим, ведь в тяжелые моменты жизни человек не может думать ни очём, кроме своих проблем, и, таким образом, не может заснуть, погруженный всвои мысли. Повтор однокоренных слов в этих строчках усиливает эффектвосприятия читателями написанного. Таким образом, мир бессонницы – это невсегда светлая сторона жизни.
В следующихтрёх стихотворениях лирическая героиня делится с нами впечатлениями о том, чтопроисходило в мире «бессонницы», что она видела ночью. В каждом изстихотворений Мариной Цветаевой нарисованы различные картины происходящего. Пятоестихотворение представлено картинами природы. Образ ночи создан с помощьюконтрастного пейзажа (бессонница леса, сон полей), описания поведения животных«Где-то в ночи подковы//Взрывали траву.//Тяжко вздохнула корова//В сонномхлеву», что говорит о том, что бессонница может быть не только состояниемотдельного человека, а целым миром, бытием, космосом. Последняя строфа содержитразвернутую метафору:
Руки тонули впесьей шерсти.
Пес был сед.
Потом, кшести,
Началсярассвет.
Мы можемпредположить, что пёс – это олицетворение ночи, следовательно, героиня тонула,растворялась в ночи. Значимо и то, что тонут именно руки. Они были дляЦветаевой одним из самых важных компонентов восприятия мира. Бессонница здесьлишена человеческих качеств, она – состояние героини. И всё же прослеживаютсяих взаимоотношения: в данном случае, героиня мучительно провела ночь.Показывается отрицательная сторона мира «бессонницы» — в нём сложносуществовать. Героиня считает часы до истечения ночи.
Шестоестихотворение – и совсем другая картина. Оно тесно связано со вторым и третьимстихотворениями данного цикла: присутствует множество повторяющихся образов.Открывает стихотворение повтор слова «ночь», причём в каждом случае оно имеетсвое значение: «ночью» — это время, а «в ночи» — пространство. Бессонница дляЦветаевой связана с одиночеством («…я одна…//Бессонная…»). Мотив открытыхдверей, впервые появившийся во втором стихотворении («…люблю//…//И ещё –раскрывать//Двери!») получает продолжение в шестом стихотворении («Сегодняночью у меня ключи//От всех ворот единственной столицы»). Можно также провестипараллель с третьим стихотворением, ведь упомянутый в нём «огромный город»становится «единственной столицей». И именно столица является частым местомдействия, она – незримый свидетель бессонницы Марины Цветаевой. Бессонница ужене является такой близкой подругой, она принуждает героиню бродить по городу(«Бессонница меня толкнула в путь»). Эта строка перекликается с третьимстихотворением («Из дома сонного иду – прочь//…//Июльский ветер мне метёт – путь»).Это и путь лирической героини по городу, и жизненный путь Марины Цветаевой.Комплекс мотивов помогает нам яснее увидеть мир «бессонницы», выявить некоторыеего составляющие: путь, город, «образ» открытых дверей. Мы вновь видим, какавтор ощущает всё происходящее в ночи, даже если она не видит этого («Сегодняночью я целую в грудь – //Всю круглую воюющую землю!»), помогает ей почувствоватьименно бессонница. Преодолевая ночной путь, героиня учится чувствовать людей ижизнь, в мире «бессонницы» ещё больше обостряется её чувствительность.
Очень значимоупотребление сравнения и противоречивого образа в седьмом стихотворении цикла(«Так у сосенки у красной//Каплет жаркая смола.//Так в ночи моейпрекрасной//Ходит по сердцу пила»). Цветаева сравнивает смолу с кровью, неговорит об этом прямо, но мы понимаем, что её сердце болит. Цветаева называетночь прекрасной, и в то же время её мучают страдания. Они не дают ей покоя, ина смену спокойному сну приходит бессонница.
И снова ввосьмом стихотворении продолжается тема поэтического дара видеть то, что неоткрыто глазу обычных людей. В первой строке два раза повторяется слово«зрачок», а во второй, связанный с ним по смыслу эпитет «зоркая», показываетнам отношение поэтессы к ночи. В нём также присутствует один из любимейшихконтрастных образов автора – свет и тьма. Своё предпочтение героиня отдаёт ночи(«…люблю тебя, зоркая ночь»), что во многом объясняет и любовь Марины Цветаевойк бессоннице. Она обращается к ночи, славит её, преклоняется перед нею, ведьона для поэтессы муза, вдохновение, что также даёт нам понять, почему онаназывает бессонницу своей подругой. В последней строфе героиня признается втом, что устала от жизни, что ей надоели люди и просит смерти у ночи. Всю гаммучувств героини к ночи отражает метафора «черное солнце»: это и страх, ипреклонение, и даже ненависть. Теперь её бессонница означает смерть, чтосближает этот образ со сном.
Девятое идесятое стихотворения как бы расширяют круг людей, страдающих бессонницей, добесконечности («…Никто не спит!»). Теперь героиня уже не одна в ночи, онаощущает, что есть люди, которые, как и она, не спят ночью. Например, о людях,живущих бессонницей, она говорит в первой строфе девятого стихотворения:
Кто спит поночам? Никто не спит!
Ребёнок влюльке своей кричит,
Старик надсмертью своей сидит,
Кто молод – смилою говорит,
Ей в губыдышит, в глаза глядит.
Мир«бессонницы» представляется нам похожим на реальный мир, что делает его такжеприближенным к действительности. В этом мире каждый занят своим делом, аобъединяет всех то, что они не спят. В одном и том же стихотворении дваждывозникает мотив смерти. Об этом не говорится прямо, но либо в вопросительной(«Заснёшь – проснёшься ли здесь опять?»), либо в утвердительной форме («– Неспи! крепись! говорю добром!//А то – вечный сон! а то – вечный дом!»). МаринаЦветаева призывает нас не спать ночью, так как выбор стоит между бессонницей ивечным сном. Мы можем предположить, что эти два понятия употреблены встихотворении не случайно, и в жизни поэтессы выбор был: если не точно такой,то похожий.
Вот опятьокно,
Где опять неспят.

Такначинается предпоследнее стихотворение цикла «Бессонница». С первых строк мыпонимаем, что героиня не спит уже много ночей, и не одна она бессонна. Слова«опять» — знак того, что действие происходит не первый раз, повторяется. Авторне знает, что делают бессонной ночью люди за окнами («Может – пьют вино,//Может– так сидят.//Или просто рук//Не разнимут двое»), но она точно знала, что такихлюдей очень много («В каждом доме, друг,//Есть окно такое»). Марина Цветаеватворила бессонными ночами, следовательно, бессонница не была такой мучительнойдля поэтессы. С другой стороны, слабость после бессонной ночи негативно влияетна человека, а Марине Цветаевой нужно было быть сильной. Заканчиваетсястихотворение призывом: «Помолись, дружок, за бессонный дом,//За окно согнём!», что возвращает нас к мотиву святости, возвышенности бессонницы. Вкаждом стихотворении Цветаева показывает нам двойственность бессонницы: с однойстороны, она мешает спать, отнимает силы, но с другой – она дает возможностьсоприкоснуться с чем-то недосягаемым, святым, божественным, то есть являетсявдохновением для творчества.
Последнеестихотворение цикла было написано только весной 1921 года. Этостихотворение–заклинание, посвященное Татьяне Фёдоровне Шлёцер (Цветаеваименовала её Скрябиной)1. За почти пять лет, прошедших со времени написанияпервых десяти стихотворений, в жизни поэтессы произошло много изменений: умерлаеё дочь Ирина, не было вестей от мужа, который уехал три года назад. Тем неменее, связь Марины Цветаевой и её героини с бессонницей не потерялась,бессонница так же оставалась неотъемлемой частью её жизни и творчества. В этомстихотворении возобновляется диалог между бессонницей и героиней, начатый впервом стихотворении. Известный исследователь творчества Цветаевой Анна Саакянцпишет: «Бессонница является к той, которую выбрала в свои подруги, и соблазняетиспить из кубка»1. Бессонница говорит героине:«…Не в высь,//А в глубь –//Веду…». Высь, возвышение возможно на небеса, то есть после смерти,следовательно, бессонница не хочет смерти лирической героини. Выход – этопогружение в ночь, которое может быть как сном, так и бессонницей. В данномслучае, героиня будет с бессонницей, которая является её неизменной подругой. Сдругой стороны, в стихотворении есть намек на смерть («Из всех страстей –//Страстнейшая, из всех смертей – // Нежнейшая…»). Бессонница сама решает, какпомочь подруге, убеждает её, что правильный выбор – остаться с ней и испить из кубка(«С каким любовником кутёж//С моим//– Дитя –//Сравним?»). Итак, циклзаканчивается союзом бессонницы и Цветаевой. Поэтесса сливается с бессонницей,растворяется в её мире. Он становится важнее и ближе, чем реальный мир. МаринаЦветаева живёт бессонницей.
По нашемумнению, цикл «Бессонница» повествует нам о духовной связи поэтессы ибессонницы. Для Марины Цветаевой бессонница была и одушевлённым существом,представая в образах подруги или врага, она была и состоянием поэтессы, вовремя которого последняя имела возможность видеть то, чего не видят другие,чувствовать посторонних людей, быть неразрывно связанной с окружающим миромобщими чувствами и переживаниями. И всё же, более всего автор воспринималабессонницу, как мир, в котором жили люди, в котором были свои законы и,главное, в котором поэтесса могла творить.

Заключение
Мырассмотрели один из мотивов творчества Цветаевой и пришли к выводу, чтобессонница в её стихах описана с разных сторон, некоторые из которых ещё ненашли своего толкования. До сих пор остаётся неясным, что же так влеклопоэтессу к бессоннице, и хотя мы попытались разгадать некоторые тайны данногообраза, истинный его смысл и предназначение были известны только самойЦветаевой.
Бессонница встихотворениях поэтессы в первую очередь была зыбкой границей между сном иявью, жизнью и смертью, светом и тьмой; миром, в котором Цветаева могла видетьто, чего не видят другие, миром, в котором ей было легче творить, так как онприоткрывал истинную картину того, что происходит в действительности. Связьпоэтессы с этим миром поддерживалась с помощью её подруги, которая была инеизменной спутницей. Мир «бессонницы» — это то, к чему стремилась Цветаева вреальном мире, он идеален.
Встихотворении Цветаевой «День – для работы, вечер для беседы…» есть такиестроки: «Оставь меня. И отпусти опять: //Совёнка – в ночь, бессонную – кбессонным». Марина Цветаева сказала этими словами самое главное: онапринадлежала миру «бессонницы» и была неразрывно с ним связана. Бессонница былавеликой силой, которая вела её по творческому пути, вдохновляла на новыестихотворения, помогала быть ближе к своей цели: донести до народа то, чтопереполняло её душу, дать людям понять, увидеть мир, в котором они живут.

Списокиспользованной литературы
1.  Айзенштейн Е. Сны МариныЦветаевой. СПб., 2003.
2.  Дворяшина Н.А., КозиковаЮ.Н. Мотивы и образы «сна» в жизни и творчестве М.И. Цветаевой.// М.И.Цветаева: судьба и творчество (Сб. науч.ст.). Сургут, 2003.
3.  Павловский А. Кустрябины. О поэзии Марины Цветаевой: Монография. Л., 1989.
4.  Пушкин А.С. Сочинения втрех томах. Том первый. М., 1985.
5.  Саакянц А. МаринаЦветаева. Жизнь и творчество. М., 1999.
6.  Сурат И. Три века русскойпоэзии. Новый мир. – №11, 2006.
7.  Цветаева М. Сочинения вдвух томах. Том первый. М., 1980.
8.  Энциклопедия для детей.Т. 9. Русская литература. Ч. 2. XX век / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. М., 2002.
9.  Энциклопедия символов,знаков, эмблем. М., 1999.