Глава III. Мир исламской культуры. 1. Картина мира. Идея последовательного монотеизма По сравнению с конфуцианско-даосистской, индобуддийской и христианской культурами мир ислама относительно молод. Его возникновение относится к первой половине VII в. и полно драматических событий. Поскольку эти события оказались включенными в мусульманскую культуру и приобрели социально значимые черты, на них необходимо остановиться несколько подробнее.
Издревле в Аравии жили арабские племена, занятием которых преимущественно было скотоводство. Но существовали и оазисы, которые посредничали в торговых операциях между различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная в основном племенем курейш. Племенной бог курейшитов Аллах почитался особо. Считалось, что он воплотился в черном камне, который был вделан в стену храма Каабы, и по своей ритуальной значимости превосходил остальных племенных богов.
Курейшиты распадались на ряд родов: Хашим, Омейя и т.д. Омейя главенствовали в племени, а Хашим дал Мухаммеда, ставшего пророком Аллаха на земле. Прежде чем прославиться, Мухаммед поработал пастухом и посредником в торговых делах богатой вдовы Хадиджы. От брака с вдовой у него родилась дочь – Фатима, которая стала женой Али, кузена Мухаммеда.
Путь Мухаммеда к пророчеству был довольно извилист. Бросив торговые дела, он стал халифом, то естъ пророком-проповедником. Постепенно к нему пришел успех. Он призывал отдать себя Аллаху, единому и всемилостивейшему, покориться его воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу которых он отнес борьбу прети? ростовщичества, соблюдение честности в торговле и справедливости
в отношении бедных. Но вместе с успехом он познал злобу богатых соплеменников, и ему в 622 г. с группой близких последователей пришлось бежать в Медину. Год переселения (хиджры) стал началом летоисчисления для всех мусульман мира, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммеда получила почетное наименование муходжиров, совершивших хиджру. Так были завязаны первые узлы исламской культуры. В 630 г. Мухаммед торжественно въехал в Мекку. Племенная знать курейшитов почла за благо не продолжать спор. Мекка с Каабой становилась святыней ислама, а родственные Мухаммеду курейшиты получили важнейшие посты в социально-политической организации исламистов. В 632 г. Мухаммед умер и был похоронен в Медине. Смерть Мухаммеда обнажила проблему религии и власти. Пока жив был пророк, не существовало сомнений, что ему
принадлежит верховная политическая власть. Но кто заменит пророка? На пост халифа, заместителя пророка, был выбран Абу Бекр, который организовал ряд воинственных походов во имя Аллаха и стал главой обширного Арабского халифата. После него халифами были Омар и Осман, а затем в исламском мире возник глубокий раскол, ставший характерной
особенностью мусульманской культуры. Близкие родственники пророка полагали, что только религиозная святость дает право на власть, а эта святость падает лишь на прямых наследников Мухаммеда. Вокруг Али сплотились недовольные халифатом, создав свою партию шиитов (шиа – партия, группа). Осман был убит, и четвертым халифом 6мл провозглашен Али. Али положил начало имамату. Во главе государственной власти должен стоять представитель пророка.
Только родство с пророком дает духовную власть, а вместе с ней и право на высший светский пост. Курейшитский род Омейядов не смирился с поражением. В 661 г. Али был убит в мечети в Куфе. Халифом стал Муавия, основавший династию Омейядов. Ему удалось откупиться от внука пророка Хасана, старшего сына Али и Фатимы, и расправиться с его младшим братом
Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Хусейн был буквально растерзан на части, ибо никто не хотел брать на себя ответственность за смерть внука пророка. После этого Хусейн стал святым мучеником всех шиитов, ежегодно отмечающих день его гибели торжественными процессиями с самобичеванием и даже самоубийством религиозных фанатиков – шахсей-вахсей. Между тем торжество халифата над имаматом принесло свои богатые плоды. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. В определенной степени народы были уже подготовлены к единобожию, отказывались от своих племенных богов и принимали культ единого великого Бога. К тому же арабские халифы экономически поощряли переход христиан и зороастрийцев в мусульманство. При переходе в ислам христиане Византийской империи и зороастрийцы Ирана платили в казну халифата только десятину – ушр.
А не- мусульмане были обязаны выплачивать более тяжелый поземельный налог – харадж (от одной до двух третей урожая) и подушную подать – джизию. Естественно, что население завоеванных территорий от Испании до Средней Азии за экономическое послабление готово было поклоняться Аллаху. Вторым важным фактором распространения и укрепления исламской культуры была арабизация. Этот процесс поддерживался расселением арабских племен на захваченной территории, уничтожением мужской
части населения и приводом в гарем представительниц местного населения, благо многоженство поощрялось Кораном. Арабизации способствовало и то, что арамейское население Сирии и Ирака говорило на языке, близком арабскому. Исламизация предполагала знакомство с Кораном, но эта мудрая книга написана по-арабски и переводить ее запрещалось. Волей-неволей верующим приходилось изучать арабский и читать
Коран в подлиннике. Знание арабского языка давало многочисленные преимущества. Арабский на территории халифата стал средством общения, и его знание открывало большие возможности в торговле, ростовщичестве, на службе и т.д. Приобщение к арабскому языку служило распространению арабо-исламской культуры. Даже в Иране и Средней Азии, где существовали богатые местные культурные традиции, а языки значительно отличались от арабского, принадлежность к араба- исламской культуре служила залогом успеха и процветания в жизни. Тем не менее, распространение арабо-исламской культуры везде протекало по-разному. В Иране засилье арабов вызывало постоянное раздражение местного населения, которое обладало своими этнокультурными традициями. На почве этой оппозиции и получило широкое распространение движение шиитов. Его возглавляли потомки дяди пророка Аббаса. Опираясь на народное недовольство, Аббасиды в конце 749 г. захватили власть и учредили халифат
Аббасидов (750-1258 гг.) Омейяды сохранили власть только в Испании, где учредили, так называемый, Кордовский эмират. По мере того как заканчивались завоевательные походы и жизнь приходила в норму, складывались благоприятные условия для подъема арабо-мусульманской культуры. В центре этой культуры, естественно, находились богословские проблемы устройства мира, предопределения, свободы воли и т.д.
В обсуждении этих проблем, в разработке исламских ценностей и культов, в обогащении арабо-исламской культуры принимали самое активное участие персы, таджики, греки, тюрки и другие. В центре арабо-исламской, а затем и тюрко-исламской культуры находится Коран, в котором сосредоточено мировоззренческое ядро исламского мира. Культ Аллаха включает признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного бога,
от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ. Именно такое признание и требовалось от желающего исповедовать ислам. Надо было при свидетелях сказать: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник божий». Этот акт воспринимался как заключение договора с Аллахом, в силу чего вероотступничество исключалось.
В подтверждение всесилия Аллаха вероотступников карали смертью. В Коране внушается, что весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха. Он же обусловливает саму возможность получения урожая, размножения скота и т.д. Он устроил небесные светила, чтобы люди находили по ним путь домой. Аллах никогда не оставит в беде своих сторонников, и они должны быть верны своему Богу, которому нет равных в мире. Впрочем, у Аллаха есть противник. Это мусульманский сатана, шайтан, Иблис. В Коране говорится, что Иблис – ангел, ослушавшийся Аллаха и за это выброшенный с небес и строящий козни людям. Коран предостерегает: «Кто берет сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток! Он обещает им и возбуждает в них мечты.
Но обещает им сатана только обольщение! У этих убежище – геенна, и не найдут они от нее спасения!». (Коран. М 1963. 4 120. (Первая цифра указывает суру (главу). а вторая – аят (стих) Корана.) Среди мусульман широко распространено сказание о пророке Ибрахиме, который расправился с шайтаном в долине Мина близ Мекки. В память об этом и сейчас во время хаджа, паломничества в
Мекку, паломники совершают в этой долине обряд «побиения шайтана». Аллаху помогают верные ему ангелы Джибриль (Джабраиль), Михаиль, Исрафиль и Азраиль, которые добросовестно выполняют приказания своего хозяина. Говорится в Коране и о Даджжале. Он, согласно религиозному учению, прикован цепями к утесу на необитаемом острове посреди океана, где его кормят и охраняют джинны.
Перед концом мира это чудовище установит свое жестокое царство на земле. Лишь спустившийся в это время с четвертого неба Пса и6н Мариам сможет восстановить чистоту и силу ислама. Таковы особенности монотеизма, проповедуемого Кораном. Хотя Аллах и велик, он вынужден считаться с шайтаном и опираться на верных ангелов. Естественно, верующий не должен об этом забывать.
Шииты веруют и в наследственных имамов – глав своей общины и государства, которых было двенадцать. Последний из них – Мохаммед аль-Махди. По их представлению, этот имам еще мальчиком шести -девяти лет таинственно исчез. Это случилось еще в IX в. Шииты верят, что ое вернется и восстановит на земле справедливость. Они называют его Мунтазаром (ожидаемым) и считают мессией (махди). Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков. Аллах все знает и направляет правоверных в их жизни. У Аллаха «ключи тайного; знает их только он. Знает он, что на суше и на море; лист падает только с его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего и сухого, чего не было бы в книге ясной. И он – тот, который успокаивает вас ночью и знает, что вы добываете днем Потом – к нему ваше возвращение, потом он сообщит вам, что вы делали.
Он – властвующий над своими рабами, и посылает он над вами хранителей. А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, наши посланцы возвращены будут к Аллаху О да, у него власть, и он – самый быстрый из производящих расчет!». (Коран, 6: 58 – 62. ) Еще Адаму, первому человеку, сотворенному Аллахом, «он сказал: «Разве я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле и знаю то, что
вы обнаруживаете, и то, что скрываете?».(Коран. 2 : 31. ) Вследствие своего всезнайства Аллах решает судьбу каждого. (Там же. 40:12) Идея абсолютной предопределенности человеческих поступков не раз становилась предметом дискуссий в среде мусульман-богословов. Еще в первой половине IX в. мутазилиты с помощью логико-философских средств ставили под сомнение ценность предопределения,
ссылаясь на свободу человеческой воли. Только это свободомыслие завершилось печально. Мутазилиты были разгромлены. Коран непогрешим. У Аллаха хранится его оригинал, содержание которого Мухаммед частями изложил своим последователям как откровение Бога. Верным Аллаху предопределен рай. Коран говорит о верующих, которые «выполняют завет Аллаха и не нарушают обещания которые терпели, стремясь к лику своего господина, и простаивали молитву,
и давали из того, чем мы их наделили, и тайно и явно, и отгоняют добром зло. Для этих – воздаяние жилища – сады вечности. Войдут в них те, кто был праведен из их отцов, и супруг, и их потомства. И ангелы входят к ним через все двери: «Мир вам за то, что вы терпели! И прекрасно воздаяние жилища!». (Там же. 13 :20-24) В IX в. Мухаммед ибн Карраму написал книг) «Могильные наказания», в которой дополнил культур ныс традиции ислама обрядом похорон. Этот обряд сохраняется и у суннитов, и у шиитов и заключается I том, что два ангела – спрашивающий и истязатель – являются на кладбище в момент похорон правоверното. И от того, как умерший ответит на вопросы спрашивающего ангела, будет складываться наказание усопшего. Для того, чтобы помочь опрашиваемому, на кладбище, после ухода провожающих, у свежей могилы остается мулла, чтобы помочь усопшему, как отвечать этим ангелам –
Мункиру и Накиру. Хотя в Коране нет имен Мункира и Накира, сам обряд вполне в духе ислама, не оставляющего правоверного ни на минуту без присмотра со стороны Аллаха и его помощников. Все в жизни мусульманина предопределено, даже помощь муллы умершему в час «могильного наказания». Исламская картина мира была бы неполной без космологии, которая занимает в исламской культуре одно из ведущих мест. Надо помнить, что Коран создавался не на пустом месте.
Христианская «Библия» получила распространение и в Аравии. И не мудрено, что в Коране говорится, что за шесть дней Аллах создал мир, «сотворил семь небес, одно над другим сводами». (Коран. 67 : 3, 71 :14.) , устроил небо так, что «нет в нем ни одной щели» (Там же) Из семи небес «низшее небо» Аллах украсил светилами и поставил их для отражения шайтана.
Он велел небу производить темноту ночи, «заставил его изводить утреннюю светозарность» (Там же). Бог опустил также с «горных небес» на землю лестницу, «по которой ангелы и дух восходят к нему в течение дня, которого продолжение пятьдесят тысяч лет» (Там же). Эта лестница только для небожителей: люди и шайтан, если бы и хотели влезть на небо, не были бы туда допущены. Понятно, что это даже для культуры VII в. выглядит несколько наивно. Только ограниченностью культурного мира ислама можно объяснить утверждение Корана, что Земля – неподвижная плоскость. Но что же поддерживает эту плоскость? В одном из хадисов IX в. (Хадис – предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну) говорится: «Земля (держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности
обрывается знание знающих». ( Климович Л-И. Книга о Коране. М 1988. С. 173 – 174.) Исламская культура не исчерпывается догматами Корана и наивными комментариями к нему. В космологию ислама проникали и более мудрые мысли. В IX в. Ахмед Фергани склонялся считать, что Земля шаровидна. Тогда. же математик Аль-Баттани заявлял, что Земля круглая.
В XI в. Абу Бируни учил, что «шарообразная форма для Земли есть естественная необходимость». (Бируни Абу. Избр. произв. Ташкент, 1974. Т. 4, кн. 1. С. 139. ) Постепенно и в исламской культуре пробила себе дорогу научная точка зрения на Вселенную. Однако путь этот был более длительным и трудным, чем в западноевропейских странах.
Политическое влияние духовенства, застойный характер общественных отношений в странах исламского мира, отставание этих стран в области науки и техники – все это сдерживало проникновение в исламскую культуру научной картины мира. И по сей день для многих мусульман авторитетное слово Аллаха значительнее научных истин. 2. Система мусульманских ценностей. Идея абсолютного предопределения человеческих поступков
Мировоззренческая сердцевина исламской культуры содержит ряд принципиальных положений о человеке. Аллах сотворил человека после ангелов и джиннов. Сначала он вылепил человеческую модель, и взялся обсуждать ее достоинства с ангелами. Один из ангелов, как рассказывается в Коране, пытался возражать и поплатился за это. Аллах сказал своим ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда я его завершу и вдуну в него от моего духа, то падите, поклоняясь ему!». И пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса он возгордился и оказался неверным. А возгордился Иблис от того, что он создан из огня, а человек – из глины. Только эта гордость Аллаху показалась неуместной, и он проклял падшего ангела. Итак, человек не последняя фигура в трудах Аллаха. На радость Адаму Бог создал Хаву, ставшую его женой.
На радостную жизнь определил создатель своих подопечных. Но Иблис совратил Адама и его жену. Поели они от дерева вечности, и совершили они грехопадение. Путь к радостной жизни стал невыносимо труден. «Знайте обращается Коран к мусульманам что жизнь в здешнем мире есть обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между вами, желание отличиться множеством имущества и детей: она подобна тем произрастаниям при дожде,
которые собой пленяют земледельца, потом увядают, после того видишь их пожелтевшими, напоследок делаются сухими стеблями Жизнь в здешнем мире есть только обманчивое наслаждение». (Коран. 57 :19-20) Самый вместительный гарем в мире был зимний гарем Большого сераля в Стамбуле (Турция), построенный в 1589 г. и имевший 400 помещений. Ко времени смещения с трона Абдула Хамила П в 1909 г. количество его обитательниц сократилось с 1200
до 370 наложниц. Так что обращение Корана к мусульманам отказаться от тщеславия отличиться имуществом, наложницами и детьми не лишено смысла. Жаль только, что это обращение часто игнорировалось. Мусульманская культура не отличается строгостью по отношению к тем правоверным, которые в своих гаремах способны содержать до 1000 наложниц. Но в принципе Коран строг к человеку: «Здешняя жизнь – только игра и забава.* будущее жилье лучше для тех, которые
богобоязненны». (Там же. 6 : 32) Исламская культура не отвергает равенства всех мусульман перед Аллахом. Каждый правоверный меже) рассчитывать на справедливый суд и спасение. Но в не ламе нет места для личности, для личности как ценности. Ради спасания людей Аллах не приносил в жертв), своего сына. Вследствие этого в мусульманской культура невозможна идея Богочеловечества, равенства общества и личности. Аллах – абсолютная ценность, и в жизни человека он не воплощается. Он постоянно остается чем-то внешним для людей, лежащим за пределами их личного опыта. К людям обращается вишь посланник Аллаха – мессия (махди). Такие махди появляются, чтобы исправить положение на Земле, восстановить справедливость. Но положение от одной эпохи к другой становится все хуже.
Идея мессианства в мусульманской культуре дополняется эсхатологией – учением о конце света. На Земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине, в умме. Умма символизирует собой, по существу, общность всех правоверных. Жизн], каждого мусульманина, его образ мыслей, быт и сястема ценностей строго контролировались уммой, вне которой индивид становился изюем и не мог рассчитывать на благочестие и религиозное спасение.
Отношения мусульман внутри уммы регламентировались Кораном. Сунной и шариатом. Шариат – свод религиозно-этических предписаний ислама. Он был разработан в VII -ХН вв. в Арабском халифате. Шариат исходит из принципа равенства мусульман и выступает в качестве мусульманского права. Мусулдаанское равенство предполагает, что все не более, чем песчинка по сравнению со всемогущим
Аллахом, я каждый покорный воле Аллаха и судьбе является воином ислама (федаином). Причастность к исламу, к умме в мусульманской культуре расценивается выше, чем делание на расы, народы, племена и языковые группы. Мусульманская культура практически не признает социальную замкнутости сословий, наследственное социальное неравенство. «Напротив, религиозно освящен и практически всегда реализовывался принцип социальной мобильности: сила, способности, случай открывают двери наверх перед каждым, достойным того. Раб мог стать эмиром и султаном, бедняк-крестьянин – уважаемым знатоком ислама, высокопоставленным улемом, солдат – военачальником». (Васильев Л. С. История Востока. Т. 2. М 1993. С. 184. ) Вся система исламской культуры воспитывала в правоверном чувство превосходства над неверными. Так, исламское государство облагало неверных более высоким налогом, чем поклонников Аллаха. Неверный всегда рассматривался в мусульманском государстве как неравный правоверному.
И это старались подчеркнуть судьи-кади на всех процессах с участием мусульманина и немусульманина. В отношении к неверным культивировались хитрость и жестокость. Воспитанию мусульманского фанатизма способствовала система молитв. Мусульманин должен пять раз в сутки совершать молитву: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи. Каждая молитва должна свидетельствовать о религиозном рвении и
полном подчинении воле Аллаха. Ислам нашел и особую форму оповещения верующих о времени намаза. В час молитвы раздается пение муэдзина, который, выйдя на балкончик минарета, громко, нараспев читает стихи азана: «Аллах велик! Свидетельствую, что Мухаммед – посланник Аллаха. Вставайте на молитву, идите к спасению. Молитва полезней сна» Стихи повторяются несколько раз. Заканчиваются словами: «Аллах велик!
Нет бога, кроме Аллаха». При сотворении молитвы должны соблюдаться правила. Одно из главных условий: молящийся должен сосредоточить все свое внимание, все душевные силы только на молитве. В одном из хадисов сказано, что Всевышний не услышит молитв человека порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низменными желаниями. Молитва должна быть короткой, но глубокой по смыслу. Во время молитвы руки следует поднять до уровня плеч, а после прочтения ее совершить руками благославление Аллаху – провести ладонями по лицу, и это считается необходимым и непреложным ритуалом. Намаз совершается не только в мечети, но и в любом другом месте, где застал верующего азан: в поле, в пути, на рабочем месте и т.д. Кроме пятикратной молитвы существуют и другие виды общения с Аллахом: дуа – молитва, содержащая какую-либо конкретную просьбу к
Аллаху: маулид – благодарственная или поминальная, ночные молитвы во время поста. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети, ей предшествует проповедь – хутба, в которой трактуются не только религиозные или нравственные вопросы, но и освещаются с позиций ислама политические дела. Особое место в ритуалах исламской культуры занимает пост рамазан. Он соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному
Мухаммедом. В течение всего поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине и т.д. Шариат утверждает, что пост будет нарушен, если в дневное время слизнуть хоть каплю дождя, случайно попавшую на губы. Все запреты снимаются на время ночи. Пост предписывает и нравственную воздержанность. В этом месяце особенно предосудительно браниться, врать, клеветать, оскорблять лиц духовного звания.
Пост прежде всего нацелен на укрепление веры в Аллаха. Каждый день до наступления рассвета мусульманин должен произносить особую формулу – нийа, в которой заявляет о намерении поститься и просит Аллаха благословить и укрепить его в этом богоугодном деле. Без произнесения нийи пост недействителен. Общей ночной молитвой отмечается ночь с 26 на 27 рамадана – «ночь предопределения», когда, по преданию, с неба Мухаммеду спустился Коран. (Рамадан (рамазан) – девятый месяц мусульманского лунного года хиджры. В это время мусульмане должны соблюдать пост (уразу)). Воспитанию фанатизма у мусульман содействует и у культ паломничества (хаджж). Каждый совершеннолетний мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни хаджж, то есть посетить Мекку, священный город ислама, где родился пророк Мухаммед.
После этого он получает право на почетный титул «хаджжи». Мекка известна своим храмом – Кааба. Считается, что это древний языческий храм, известный тем, что там хранится Черный камень – Аль-хаджар уль-асвад, упавший, по преданию, с неба. Для мусульман Черный камень – святыня, символ Аллаха. Кааба именуется «домом Аллаха». Совершив ряд ритуальных действий, паломники получают право вернуться
домой в зеленой чалме, арабском бурнусе или белой длиннополой тунике. Эта одежда символизирует свершение хаджжа. Наряду с признанием Аллаха единственным богом и Мухаммеда – его пророком, пятиразовой молитвой, постом и паломничеством в основу мусульманского образа жизни и мышления включается и пятый элемент – налог в пользу бедных. В Коране это называется «закят» ; (очищение). Богач как бы очищается перед
Аллахом за свои грехи, чрезмерное богатство. Закят важен для мусульманского образа жизни, для исламской культуры. Он не только символизирует единство уммы, заботу богатых о бедных. В нем содержится оправдание политической и религиозной власти претендовать во имя Аллаха на имущество любого состоятельного мусульманина. Полный произвол властей, грабеж богатеющих торговцев – традиция исламской культуры.
Ни один мусульманин не обладает правом уклониться от богоугодного дела помочь бедным, подготовить священную войну против неверных – джихад, содействовать умме своим имуществом. Зато мусульманин, ощущая себя полноправным членом уммы, всегда был готов постоять за Аллаха. Политические и религиозные власти мусульманского мира всегда могли положиться на ревностных последователей Аллаха. 3. Теократическая идея социального мира В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. Он формировался как идеология религиозно-политической организации арабских племен, вынужденных отстаивать свои экономические, торговые интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление о власти и политической организации уммы. Можно сказать, что ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против неверных.
Не случайно, что под зеленым знаменем Аллаха воинственные арабские племена быстро домчались до границ Франции и Индии. В X в. многие воинственные тюркские племена нашли в исламе адекватную своим настроениям идеология и культуру. Под зеленым знаменем Аллаха сначала сельджуки, а затем османы вели захватнические войны в Византии. Воины Османской империи штурмовали Вену. Кровавыми походами прославился Тамерлан. В XVI в. на завоеванной территории
Индии Бабур основал исламскую империю Великих Моголов. В силу своей специфики ислам буквально с момента своего возникновения оказался втянутым в постоянные политические распри и разногласия. Уже говорилось, что после смерти Мухаммеда появились шииты, которые претендовали на то, что власть в исламском государстве должна принадлежать родственникам, потомкам пророка. Так в мусульманской культуре сложилась проблема халифата и имамата.
Халифат – концепция исламской государственности, разработанная суннитами. Средневековые правоведы (факихи) истолковали Коран таким образом, что государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор заключается между уммой (вернее, ее [ признанными представителями) и претендентом на халифат. Условия, которым должен удовлетворять будуший халиф, сформулировал средневековый правовед Аль-Маварди, и они сводятся к следующему: халиф должен быть муджтахидом, (Муджтахид – представитель высшей категории мусульманских богословов – законоведов. Высшие ранги муджтахидов у шиитов – аятолла (знамение аллаха), аятолла аль-узма (величайший аятолла), ходжат оль-ислам (доказательство ислама)) происходить из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, смелым, физически здоровым и заботиться о благе подданных.
Халиф не обладает полномочиями монарха и не может передать власть по наследству или своей волей назначить преемника. Умма смотрит на него как на своего представителя. Халиф обязан выполнять предписания Корана и может быть привлечен к ответственности за нарушение сунны и шариата. (Шариат (шариа – надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. )
Исламская культура высоко оценивает институт халифата, полагая, что его отличает духовно-нравственная направленность, ставящая его выше западной демократии. От суннитов более демократическим настроем отличаются хариджиты (от арабского слова «хаваридж» – вышедшие, возмутившиеся). Они стоят за равенство всех мусульман, за выборность имама-халифа. Главой уммы может быть избран любой ее член. За свои радикальные взгляды хариджиты подверглись разгрому,
и в настоящее время их можно встретить главным образом в Омане и странах Северной Африки. Сторонники имамата полагают, что государственная власть имеет божественную природу и должна принадлежать лишь родственникам пророка: потомкам Али, Фатимы, то есть святым имамам, а также их родственникам по боковой линии (алиды, фатимиды, сеиды, шерифы). Имам – лицо исключительно духовное, и власть его носит теократический характер. Шииты исмаилитского толка рассорились со своими единомышленниками из-за имама Исмаила, которого шестой имам Джафар, прямой наследник Али и Фата- мы, лишил права на имамат. Исмаилиты не ограничились протестами против несправедливости. В X в. имам Убейд-аллах, объявивший себя потомком Фатимы, провозгласил себя халифом и создал исмаилитский халифат
Фатимидов, который, правда, просуществовал относительно недолго, чуть более двух с половиной веков. В XI – XIII вв. на территории Ирана активно действовала исмаилитская секта ассасинов. Взбодренные гашишем, готовые идти на смерть во имя веры, воины- смертники (федаины) образовали ударную силу этой секты. Федаины создали свое исмаилитское государство. Но и оно просуществовало недолго. Вторгнувшиеся в
Иран монголы разрушили государство ассасинов. В настоящее время исмаилиты сосредоточены главным образом в Индии и Иране, а также в Таджикистане. В силу своей внутренней сплоченности, устойчивости к внешним переменам и преданности исламским ценностям, мусульманская умма оказалась способной противостоять западноевропейскому колониализму. Мусульманская культура нашла в себе силы для содействия национально-освободительному движению. Огромный авторитет Корана и политических лидеров, одновременно выступавших в качестве проповедников
ислама, магически действовал на умы и сердца верующих. Но исламской культуре пришлось обнаружить свои потенциальные силы в различных условиях. Колонизация Египта сопровождалась его относительной европеизацией. К 1923 г. он стал независимой конституционной монархией. В 1936 г. англичане вывели 8 войска из страны, а в 1956 г. произошла национализация
Суэцкого канала. Европеизация Египта встречает сопротивление исламских фундаменталистов («братья- мусульмане»). Еще дальше по пути европеизации ушла Турция. Ислам отделен от государства, но тюрка- исламская культура полностью сохранила свои позиции. В стране буржуазно-демократические порядки сочетаются с исламскими традициями в духовной жизни и быту. Наиболее влиятелен ислам как религия в Иране. у Здесь абсолютно господствует шиитское религиозное мировоззрение. Непримиримость шиитского духовенства и ведомого им народа к переменам, угрожающим позициям ислама направляющий политический вектор силы в Иране. Проблема мусульманского культурного наследия – одна из ключевых в национально-освободительном движенин стран исламского мира. Неоднозначное понимание особенностей и специфики мусульманской культуры обусловливает острую полемику вокруг этой проблемы, столкновение различных социально-политических сил – от прогрессивных деятелей
культуры до представителей панисламизма и мусульманского национализма. Тезис о единой мусульманской культуре нередко используется реакционными силами для разжигания национализма, противопоставления мусульманских народов немусульманским, при этом игнорируется специфика национальных культур отдельных народов, исповедующих ислам. 4. Художественные традиции исламского мира Исламская культура богата философскими и художественными традициями.
Философия (фалсафа), представленная Фараби, Ибн Синой, Ибн Рушдом и другими, внесла весомый вклад в мировую мысль. Фараби (870-950) развивал идеи Аристотеля. К нему восходит распространенное в средневековой арабо-исламской философии деление рассуждений на пять типов, исходя из которого решался вопрос о соотношении философии, теологии и религии. Фараби разрабатывал учение об идеальном обществе.
Оно должно основываться на принципах, общих и человеческой душе, и отдельному индивиду, и жизни в целом, космосу. Естественно, что это учение отличалось энциклопедичностью. Ибн-Сипа (Авиценна) жил в XI в. Он автор фундаментальных трудов, в которых систематизировались все современные ему научные здания. В этой систематизации он – последователь Аристотеля. Философское и медицинское наследие Ибн-Сины оказало большое влияние на развитие науки в странах Востока и Запада. Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) – араба-испанский философ. Большинство его философских трудов – комментарии к сочинениям Аристотеля. Он утверждал, что истина постигается лишь учеными, так как только они оперируют доказательствами, но отнюдь не теологами. Ибн Рушд доказывал извечность мира, отвергал чудеса, индивидуальное бессмертие,
первоначало сущего (бога) отождествлял с природой вещей. В целом философия мусульманского средневековья ориентирована на античные модели. Отдавая должное Платону и другим древнегреческим философам, представители фалсафы главным достижением считали учение Аристотеля. Основное содержание фалсафы составили идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов.
Нацеленная на земную жизнь человека, философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики – в качестве способа ее получения и обоснования. Но в философии Востока существует и несколько иная традиция, связанная с возникновением в IX в. в Аббасидском халифате суфизма. Суфизм – мистико-аскетическое течение внутри ислама.
В нем переплетаются идеи зороастризма, пантеизма, неоплатонизма м мистики каббалы. Зороастризм предшествовал исламу на территории Ирана. Назван по имени пророка Зороастра. Священный канон – «Авеста». В зороастризме противопоставляется добро и зло, борьба между которыми составляет основное содержание исторического процесса. Неоплатонизм – учение последователей
Платона. Каббала- мистическое течение в иудаизме, заимствовавшее у неоплатонизма учение об эманации и дополнившее это учение верой в то, что можно при помощи особых ритуалов вмешиваться в божественно-космический процесс. Суфизм конкурировал с с отодоксальной мусульманской философией, доказывая, что божество порождает мироздание путем излияния (эманации) и что цель чевовеческой жизни – в полном растворении в божестве. Суфизм оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и художественную культуру Востока. Художественная культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи, так как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Но в ней получает самое широкое распространение поэзия. Халифы, шахи и султаны содержали армию придворных поэтов и не жалели средств, чтобы приблизить к себе поэтическую знаменитость. На поэзию они смотрели как на средство прославления собственной персоны и
собственных деяний и хорошо понимали, что прекрасные стихи сразу же становятся достоянием базара – средоточия религиозно-культурной и политической жизни того времени. Показательно в этом отношении творчество Абуль-касима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шах-намэ» ; («Книга царей»). В ней он воспевал иранских царей – мифических и исторических, но в центре находится эпический
герой Рустам, сын своего народа. Славя человека, Фирдоуси писал: В цепи человек стал последним звеном, И лучшее все воплощается в нем. Как тополь вознесся он гордой главой, Умом одаренный и речью благой. Вместилище духа и разума он, И мир бессловесных ему подчинен. Ты разумом вникни поглубже, пойми, Что значит для нас называться людьми.
Ужель человек столь ничтожен и мал, Что высших ты в нем ни приметил начал? Земное с небесным в тебе сплетено; Два мира связать не тебе ли дано? Полны восточной мудрости и философской глубины слова Фирдоуси из «Речи в похвалу разума»; О мудрый, не надо поэтому слов. Поведай нам лучше начало миров. Верховным создателем ты сотворен
И в явном и в тайном равно умудрен. Пусть разум твои наполняет дела; Он душу твою не допустить до зла. По слову изведавших путь избери, Ходи по вселенной, с людьми говори. Какую б науку твой ум не постиг, Покоя в ученье не знай ни на миг. Но, ветви увидев, поймешь все равно. Что знанью до корня дойти не дано. (Родник жемчужин. М 1982. С. 29.) Всемирно известно творчество Омар Хайяма (1040- 1123), ученого, философа и бессмертного поэта, создавшего незабываемые рубаи. Каждое четверостишие Хайяма – это маленькая поэма с философским подтекстом. Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной. Мне известно, что мне ничего не известно Вот последняя правда, открытая мной.
О.Хайяма приглашали многие тогдашние правители мусульманского мира. Правитель Бухары, беседуя с Хайямом, «сажал его с собой рядом на престол в знак наивысшего уважения». Султан сельджукской империи Низам-ул-мульк пригласил Хайяма в Исфаган и даже предложил ему в управление одну из своих областей. Ноf Хайям никогда не писал хвалебных од правителям, никогда не был придворным льстецом.
Он отклонил предложение сельджукского султана. Ему были милей поэзия, математика и философия. Погиб от ножа Низам-ул-мульк, как это часто бывало на исламском Востоке, и жизнь Хайяма круто изменилась. Чтобы не погибнуть от рук завистников, он совершает хадж. После этого поэт возвращается в свой родной Нишапур и там умирает в окружении искренних почитателей его философско-поэтического таланта. Современник Хайяма пишет: «Однажды в городе
Балхе, на улице работорговцев, во дворце эмира, на пиру за веселой беседой наш учитель Омар Хайям сказал: «Меня похоронят в таком месте, где всегда в дни весеннего равноденствия свежий ветер будет осыпать цветы плодовых ветвей». Через двадцать четыре года я побывал в Нишапуре, где был похоронен этот великий человек, и попросил указать мне его могилу. Меня привели на кладбище Хайры, и я увидел могилу у подножия садовой стены, осененную грушевыми и абрикосовыми
деревьями и осыпанную лепестками цветов так, что она была совершенно скрыта под ними. Я вспомнил слова, сказанные в Балхе, и заплакал. Нигде во всем мире до обитаемых его границ не бывало человека, подобного ему». (Омар Хайям. Душанбе, 1970. С. 3. ) Вот его гениальные рубаи: Я познание сделал своим ремеслом, Я знаком с высшей правдой и с низменным злом. Все тугие узлы я распутал на свете, Кроме смерти, завязанной мертвым узлом. Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь, Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь, Ни былой, ни грядущей минуте не верь, Верь минуте текущей – будь счастлив теперь! Лучше впасть в нищету, голодать или красть. Чем в число блюдолизов презренных попасть. Лучше кости глодать, чем прельститься сластями За столом у мерзавцев, имеющих власть. (Родник жемчужин.
С. 169, 170.) Творчество Джами (1414-1492) является как бы логическим завершением замечательного поэтического движения, начатого Рудаки и Фирдоуси. Поэзию он сочетал с философией, суфизмом, музыкой. Всю свою жизнь он провел в Герате. И в поэзии Джами преобладают темы любви и жизни, смерти и страданий: В огне страстей я сердце сжег, Искал я тщетно, сердце не берег. Лишь под конец, вниманья недостойный, Истерзанный, пришел на твой порог.
Я без тебя поднес бокал к губам, Но пью вино с печалью пополам. Ты черным оком дни мои смутила Расстались мы, конца нет черным дням. (Любовная лирика Востока. М 1988- С. 422, 423.) Воспевая соловья и розу, вино и красавиц, Джами. восклицает: По душе себе Джами верования искал Все религии отверг, лишь любовь ему нужна. (Там же.
С. 397) Однако, восторгаясь поэтичностью, образностью, тонкостью описания любовных настроений и тоски ожидания встречи с любимой, социальное значение этой поэзии нельзя переоценивать. Это поэзия узкого круга эстетствующих интеллектуалов исламского мира. В жизни совершалось иное. В жизни женщина в мусульманском мире – униженное существо. Мусульманин должен быть покорным Аллаху и, умирая в битве за веру, он становится шахидом и идет прямо
в рай. Женщина должна быть покорной мужчине, и неизвестно, обладает ли она душой. Воспевая мельчайшие детали красавиц, поэты-мусульмане не отвергали многоженство, плату за невесту и обряд развода. Достаточно мужу трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей «ты свободна» или три раза произнести слово «таляк» (развод), и жена должна безропотно покинуть дом мужа и очутиться на улице. «Луноликая», «кипарисоподобная» жить должна только на своей половине дома. Видеть ее могут муж, отец, свекор, сыновья, рабы и евнухи. Изменившую мужу забивали камнями. Бесплодие женщины считается наказанием Аллаха, огромным несчастьем. Намеренная бездетность, как и безбрачие тяжкий грех. Конечно, все это провозглашается лишь в Шариате. Тем не менее исламская культура – одно из достижений человечества и заслуживает уважения и понимания. Что же касается исламской поэзии, то она стала достоянием
различных немусульманских народов. Огромной популярностью и уважением эта поэзия пользуется в нашей стране.