ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ОРЛОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА
Кафедра«Экономическая теория и
управлениеперсоналом»
Курсовая работа
по дисциплинеэкономическая теория
Тема: «Мировая торговля:структура, современные виды»
Выполнил
студент группы 11-ФК
специальность 080105
шифр 070055 Гришин Е.И.
Проверил Скоблякова И.В.
Орел 2008
Содержание
Введение
1 Теоретическиеосновы мировой торговли
2 Современныетенденции в развитии мировой торговли
3 Россияв мировой торговле
Заключение
Литература
Введение
Традиционной и наиболее развитой формоймеждународных экономических отношений является внешняя торговля. По некоторымоценкам на долю торговли приходится около 80 процентов всего объемамеждународных экономических отношений. Современные международные экономическиеотношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, вносят многонового и специфического в процесс развития национальных экономик. Я выбралданную тему для написания курсовой работы, потому что она очень актуальна.Мировая торговля — основная форма международных экономических отношений,поскольку включает торговлю не только товарами, но и самыми разнообразнымиуслугами[14, с.3].Мировая торговля занимает ведущее место в системемеждународных экономических отношений. И, исходя из того, как развиваетсямировая торговля, можно судить о состоянии экономике в целом. В двадцать первомвеке знание механизмов мировой торговли может помочь стране избежать мировыхэкономических кризисов и обеспечить высокий экономический рост.
С развитиемрыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает. Формированиекрупной машинной индустрии в качестве основы массового производства, углублениеразделения труда и специализации, увеличение оптимальных размеров предприятийтребуют более активного участия национальных хозяйств в мировой торговле полинии как экспорта, так и импорта. Реализация товаров за границей позволяетчастично разрешать присущее рыночной экономике противоречия между производствоми потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными с помощью экспортатоваров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, чтонаходит выражение в острой конкуренции, характерной для международной торговли.Вместе с тем участие в ней ведет к интенсификации воспроизводственного процессав национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация,создается возможность организации массового производства, повышается степеньзагрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники итехнологий. Расширение экспорта влечет за собой повышение занятости, что имеетважные социальные последствия.
Активноеучастие в мировой торговле создает условия для ускорения прогрессивныхструктурных сдвигов в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран(особенно азиатских) рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализациии увеличения темпов экономического роста. Поступления от экспорта — существенныйисточник накопления капитала на нужды промышленного развития. Расширение экспортапозволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы ирабочую силу, что, в конечном счете, способствует росту производительноститруда и доходов. Вовлечение промышленных предприятий, осуществляющих поставкина внешний рынок, в международную конкуренцию вызывает необходимостьпостоянного организационно-технического совершенствования их деятельности,повышения технического уровня и качества, выпускаемых в стране товаров, чтоявляется фактором роста производительности труда и эффективности экономики. В силуэтого наиболее высокие темпы экономического развития характерны для тех стран,где быстро расширяется внешняя торговля, особенно экспорт (Германия в 50 — 60-хгодах, Япония в 70 — 80-х, новые индустриальные страны Азии в 90-х). Одновременнос этим увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта внациональных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла вмировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных комплексов странусиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либокрупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международныепоследствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.
Такимобразом, мировая торговля является двигателем развития страны в современномобществе и может служить причиной нарушения функционирования экономики во всехстранах ее участников. Именно поэтому я выбрал тему свой курсовой работымировую торговлю ведь только полностью изучив её механизмы можно избежатьпроблем в функционировании экономики страны и обеспечить её экономический рост.
1 Теоретические основымировой торговли
Многовековая история мировой торговли опираетсяна вполне осязаемую выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. За этотпериод объяснения причин и последствий сложились в конкретные теории. Общаятеория международной торговли дает представление о том, что лежит в основе этойвыгоды от внешней торговли или чем определяются направления внешнеторговыхпотоков. Основы теории мировой торговлибыли сформулированы в конце XVIII — начале XIX вв. выдающимисяанглийскими экономистами А. Смитом и Д. Рикардо.
А. Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1776 г.) вывел теорию абсолютных преимуществ. В конце XVIII в.преобладала торговля сырьевыми товарами, на базе которой и была создана Смитомего теория. Главный вывод заключается в том, что для государства может бытьвыгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке[15, c.43]. Благодаря международному разделению трудацитрусовые всегда выгоднее выращивать в тропических странах, а не в Англии.Заслугой Смита явилось то, что он через наличие естественных и приобретенныхпреимуществ объяснял межстрановые торговые потоки.
Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения»(1817 г.) сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли имеждународной специализации включающий в качестве частного случая модель Смита.Рикардо открыл закон сравнительных преимуществ, согласно которому каждая странаспециализируется на производстве тех товаров, по которым ее трудовые издержкисравнительно ниже, хотя абсолютно они могут быть иногда и несколько больше, чемза границей[ 17, c. 25]. Он приводит ставшийклассическим пример обмена английского сукна на португальское вино, в результатекоторого получают выгоду обе страны, даже если абсолютные издержки производствасукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. Автор полностью абстрагируется оттранспортных расходов и таможенных барьеров и ориентируется на относительноболее низкую цену сукна в Англии по сравнению с Португалией, что объясняет егоэкспорт и относительно более низкую цену вина в Португалии, что также объясняетэкспорт последнего. В результате делается вывод, что свободная торговля ведет кспециализации в производстве каждой страны, развитию производства сравнительнопреимущественных товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также кросту потребления в каждой стране.
В конце XIX — начале XX вв. в результате структурных сдвигов в мировой торговлероль естественных природных различий как фактора международного разделениятруда существенно снизилась. Шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин (в 20-30гг. XX в.) создали теорию,объясняющую причины международной торговли продукцией обрабатывающейпромышленности. По мнению авторов, различные страны в разной степени наделенытрудом, капиталом, землей, а также разной потребностью в тех или иных товарах. В стране, где, к примеру,трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительнодешевым, а капитал — дорогим, и, наоборот, в стране, где трудовых ресурсовмало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал- дешевым. Согласно теории Хекшера-Олина, товары, требующие для своегопроизводства значительных (максимальных) затрат избыточных факторовпроизводства и небольших (минимальных) затрат дефицитных факторов, экспортируютсяв обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции[6,c.32].
Всередине XX в. (1948 г.) американскиеэкономисты П. Самуэлъсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера – Олина,представив, что в случае однородности факторов производства, идентичноститехники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международныйобмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основываютсвою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматриваютторговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющеесократить разрыв в уровне развития между странами[18, c.36].
Всередине 50-х годов XX в. американский экономиструсского происхождения В. Леонтьев развил теорию внешней торговли в работе,известной под названием «парадокс Леонтъева». Используя теорему Хекшера – Олина,он показал, что американская экономика в послевоенный период специализироваласьна тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чемкапитала. Это противоречило существовавшим ранее представлениям об экономикеСША, которые в силу избытка капитала должны были бы экспортировать преимущественнокапиталоемкие товары. Включив в анализ более двух факторов производства, в том числеНТП, различия в видах труда (квалифицированный и неквалифицированный) и ихдифференцированную оплату в различных странах, Леонтьев объяснил вышеназванныйпарадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ.
В последние десятилетия внаправлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги,которые не всегда поддаются объяснению в рамках классических теорий. Поэтомупоявляются альтернативные теоретические концепции: теория жизненного цикла,теория эффекта масштаба, теория конкурентных преимуществВо второй половине 60-х годов XX в.распространение получила теория «цикла жизни продукта», разработанная Р.Верноном, а также Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Каждый новый продукт проходитцикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основекоторого могут быть объяснены современные торговые связи между странами приобмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются напроизводстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях зрелости..
Цикл жизнипродукта охватывает четыре стадии: внедрение; рост; зрелость; упадок. На 1-йстадии происходит разработка новой продукции; производство нового продуктамелкосерийно; требует высокой квалификации рабочих; концентрируется в страненововведения, которая является его монополистом. На 2-й стадии — роста — спросна продукт растёт; его производство расширяется и постепенно распространяетсяна другие страны; продукт становится стандартизированным; увеличиваетсяконкуренция между производителями; расширяется его экспорт. На 3-й стадии — зрелости — производство продукта становится крупносерийным; страна нововведенияуже не обладает конкурентными преимуществами; происходит перемещение егопроизводства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила. На 4-й стадии — упадка — спрос на продукт в развитых странах сокращается; производство и рынкисбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах; странанововведения становится его импортёром[6, c.34].
В начале 80-хгодов П. Крюгман, К. Ланкастер и другие экономисты предложили объяснениехарактера мировой торговли, основанное на эффекте масштаба. Эффект масштаба заключаетсяв том, что долговременные средние издержки уменьшаются по мере увеличенияобъёма выпускаемой продукции и цена единицы продукта снижается. Согласно даннойтеории, многие страны обеспечены факторами производства в одинаковых размерах.Поэтому в этих условиях им выгодно торговать между собой при специализации втех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта масштаба (массовогопроизводства). Такая специализация позволяет увеличивать объёмы производства ивыпускать продукт по более низкой цене.
В 1991 годуамериканский экономист М. Портер в своей книге «Конкурентные преимуществастран» предложил новый подход к анализу развития мировой торговли. По егомнению, в современных условиях значительная часть мировых товарных потоковопределяется не естественными, а приобретёнными преимуществами. В своей книгеон показывает, как фирма создаёт и удерживает конкурентное преимущество икакова роль правительства в этом вопросе.
Конкурентныепреимущества фирмы заключаются в её способности производить продукт болеепривлекательный для потребителя по качеству, цене и сервису. Конкурентные преимуществафирмы зависят от правильно выбранной конкурентной стратегии и от соотношенияфакторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ. Для успеха на мировомрынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы сконкурентными преимуществами страны.
М. Портервыделил четыре детерминанты конкурентных преимуществ страны:
1)обеспеченность факторами производства, особенно специализированными;
2)ёмкость внутреннего рынка, позволяющая использовать эффектмасштаба нововведения;
3)наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков иродственных отраслей, производящих взаимозаменяемую продукцию;
4)условия в стране,определяющие особенности создания и управления фирмами, характер конкуренции навнутреннем рынке.
Страны имеют наибольшийшанс на успех в тех отраслях, где все четыре детерминанты конкурентныхпреимуществ имеют наиболее благоприятный характер. Важную роль в процессесоздания конкурентных преимуществ играет государство. Оно может воздействоватьсвоей политикой на параметры факторов производства, внутреннего спроса, наусловия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирми характер конкуренции на внутреннем рынке.
Рассматривая структурумировой торговли в первой половине XX века (до 2-й мировой войны) и впоследующие годы, мы видим существенные изменения. Если в первой половинестолетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье итопливо, то к концу века на них приходится 1/4 товарооборота. Доля торговлипродукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И наконец, более1/3 всей мировой торговли в середине 90-х годов — это торговля машинами иоборудованием[1, c.38]. Крупнейшими в мире экспортёрами и импортёрами являются США,Германия, Япония. В экспорте развитых стран преобладает сложная техника. Основнаядоля мирового товарообмена (60 %) приходится на торговлю между самими развитымистранами. Рынок сбыта развивающихся стран их не интересует, поскольку сложнаятехника не вписывается в производственный цикл данных стран.
Развивающиесястраны пока остаются поставщиками сырья и продовольствия и сравнительно простыхизделий готовой продукции. В начале 90-х годов на мировом рынке произошло снижениеспроса на сырьё и продовольствие. Одновременно развитые страны увеличили своюдолю в мировом экспорте продовольствия. Это привело к уменьшению долиразвивающихся стран в мировом экспорте данных товаров. Она сократилась с 40 % в1960 г. до 28 % в начале 90-х годов. Стремление развивающихся страндиверсифицировать свой экспорт за счёт товаров промышленной группы встречаетсопротивление развитых стран.
Однако НИСсумели добиться существенного сдвига в реструктуризации своего экспорта, повышенияв нём доли готовых промешенных изделий, в том числе машин и оборудования. Доляпромышленного экспорта развивающихся стран в МТ увеличилась с 6 % в 1950 г. до29,8 % в 2000г.
Цены на сырьёна мировом рынке имеют тенденцию к снижению. Например, реальные цены на неэнергетическое сырьё с 50-х до конца 90-х годов снизились на 50 %.Следовательно, ухудшились условия торговли для экспортёровсельскохозяйственного и минерального сырья. Попытки развивающихся стран компенсироватьпотери увеличением объёмов производства и экспорта сырья приводят к дальнейшемупадению цен и сокращению доходов этих стран.
СтраныЦентральной и Восточной Европы в период существования СЭВ экспортировали в СССРмашины и оборудование довольно низкого качества. После переориентациивнешнеэкономических связей на Западную Европу стали экспортировать продуктысельского хозяйства, товары народного потребления, сырьё. Лишь Польша и Чехиясмогли обеспечить долю машин и оборудования в своём экспорте на уровне 25 %.Торговля с Россией их интересует с точки зрения импорта сырья, энергоносителей.Россия поставляет в эти страны свыше 1/3 своего экспорта природного газа иоколо 1/4 нефти. Страны Центральной и Восточной Европы поставляют в Россиюотдельные виды машин и оборудования, химические товары, включая медикаменты.[6,c.44]
Товарнаяструктура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углублениямеждународного разделения труда. Именно влияние НТР способствовало появлениюновой сферы мировой торговли электронной торговли. Электронная торговля — торговля во всемирной сети Интернет. Интернет — коммерция, названная «новойэкономикой», развивается намного динамичнее большинства секторов мировогохозяйства. Во многих странах мира происходит процесс адаптации к «новойэкономике», осознание ее роли в системе международных экономических связей.Между тем уже сейчас ясно, что компьютерные и телекоммуникационные сетипоставят электронную границу между преуспевающими и бедными странами.Одним из видов мировойторговли является оптовая торговля. Основная организационная форма в оптовойторговле стран с развитой рыночной экономикой — независимые фирмы, занятыесобственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирмими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалыпромышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживаниемразличных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм в Германии имеютсясобственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовыесклады.Промышленные компании создаютдочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовуюсеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуяспециализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широкомтерриториальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих товарыданной промышленной компании, при необходимости значительнойпослепроизводственной обработки прямые связи нецелесообразны [3,c.41].Распространены вертикальныеобъединения «контрактного типа» — когда промышленный концерн объединяется сторговыми фирмами. В таких «цепных компаниях» создаются центральные закупочныеконторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние сталиразвивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничныхфирм. Еще одна форма «цепных компаний» — «добровольные цепи» — контрактнаяформа связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимостиучастников «цепи». В «добровольной цепи» совместная оптовая фирма обслуживаетсоздавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмыобъединяют усилия с розничными. Вертикальные объединения дают их участникам рядпреимуществ: более благоприятные условия воспроизводства по сравнению сусловиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабженияторговых фирм товарами, более надежный сбыт. Важный параметр в оптовой торговле- соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можносчитать тенденцию к специализации (в специализированных фирмахпроизводительность труда значительно выше, чем в универсальных). Специализацияидет по предметному (товарному) и функциональному (т.е. ограничение функций,выполняемых оптовой фирмой) признаку.
Особое местов оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, гдеторгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В основном товарные биржиимеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно и т.д. Публичная биржеваяторговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиесяпредложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов.При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждыйзаключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публикичерез прессу и каналы связи. Движение цен будет определяться числом продавцов,желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрестиданный товар при этом уровне цены. Особенностью современной биржевой торговлипри высокой ликвидности (большом числе продавцов и покупателей) является то,что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1%уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5%цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости — 10% и более.
Существуетнесколько основных видов товарных бирж:
1) Открытые — доступные длявсех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственноучаствуют продавцы и покупатели. Посредники между ними возможны, но необязательны. Деятельность таких бирж регламентируется слабо.
2) Открытыебиржи смешанного типа, уже с посредниками — брокерами, действующими за счетклиента, и дилерами, действующими за свой счет.
3) Закрытые — торгующиереальным товаром. На них продавцы и покупатели не вправе входить в «биржевоекольцо» и тем самым непосредственно контактировать друг с другом.
В настоящеевремя биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеютнезначительные обороты. Они являются, как правило, одной из форм оптовойторговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрациейпроизводства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попыткезащитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. Вразвитых капиталистических странах бирж реального товара почти не осталось. Нов отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржиреального товара могут играть заметную роль. Институт биржи не потерял своегозначения для международной торговли в связи с превращением из биржи реальноготовара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.
Сочетаниев торговых сделках элементов купли продажи и кредита и заинтересованностьторговце скорее получить деньги на как можно большую часть стоимости товара,независимо от его фактической реализации, явились важнейшими факторамиорганизации нового типа биржевой торговли — фьючерсной. Срочные (фьючерсные)биржи — это биржи, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров вбудущем. Это могут быть закрытые срочные биржи, где непосредственно торгуютлишь профессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров отриска их снижения или, наоборот, роста в будущем; открытые срочные биржи, где,кроме профессионалов участвуют продавцы и покупатели контрактов. Фьючерснаябиржевая торговля — один из наиболее динамичных секторов капиталистическогохозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля являетсягосподствующей формой биржевой торговли. Фьючерсные биржи позволяют не толькобыстрее реализовывать товар, но и ускорить возврат авансированного капитала вденежной форме в количестве, максимально близком первоначально авансированномукапиталу, и получить соответствующую прибыль. Кроме того, фьючерсная биржаобеспечивает экономию резервных средств, которые бизнесмен держит на случайнеблагоприятной коньюктуры. Основными признаками фьючерсной торговли являются:
— фиктивныйхарактер сделок, то есть осуществление купли-продажи, при которой обмен товаровпочти отсутствует (реальные поставки составляют 1-2% всего товарооборота), таккак обязательства сторон по сделке прекращаются путем обратной операции свыплатой разницы в ценах;
— преимущественно косвенная связь с рынком реального товара (через хеджирование,а не через поставку товара);
— заранеестрого определенная и унифицированная, лишенная каких-либо индивидуальныхособенностей потребительная стоимость товара, определенное количество которогопотенциально представляет биржевой контракт, используемый в качестве носителяцены, непосредственно приравниваемого к деньгам и обмениваемого на них в любоймомент;
— полнаяунификация условий в отношении количества разрешенного к поставке товара, местаи сроков поставки;
— обезличенность сделок и заменимость контрагентов по ним, так как онизаключаются не между конкретным продавцом и конкретным покупателем, а междуними (а чаще их брокерами) и расчетной палатой — специальной организацией прибирже, играющей роль гаранта выполнения обязательств сторон при покупке илипродаже ими биржевых контрактов. При этом сама биржа не выступает в качествеодной из сторон в контракте или на стороне одного из партнеров. Во фьючерсныхоперациях сохранена полная свобода сторон только в отношении цены иограниченная в выборе срока поставки товара; все же остальные условия строгорегламентированы и не зависят от воли участвующих в сделке сторон. В связи сэтим фьючерсные биржи иногда называют «рынком цен» (то есть меновыхстоимостей), в отличие от рынков товаров (совокупности и единства), напримербирж реального товара, где покупатель и продавец могут согласовать между собойлюбые условия контракта. Именно как рынок цен биржа соответствует требованиям,предъявляемым крупным производством на высшей ступени развития капитализма.Превращение биржи из рынка реального товара в своеобразный институтобслуживающий и удешевляющий торговлю и кредитно-финансовые операции произошлов результате усиления концентрации сбыта, производства и потребления биржевыхтоваров (но при сохранении конкуренции), возникновения и эволюции формфинансового капитала. В настоящее время фьючерсные биржи служат удовлетворениюпотребностей как мелких, так и крупнейших компаний.
Торговляценными бумагами ведется на международных денежных рынках, то есть на биржахтаких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж,Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится вопределенные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качествепродавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры),которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процентс оборота. Для торговли ценными бумагами — акциями и облигациями — существуюттак называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы. Биржевой курс акций идругих ценных бумаг зависит исключительно от соотношения между предложением испросом. Индекс котировки (курсов) акций — это показатель курсов важнейшихакций на биржах. Он обычно включает курсы акций крупнейших предприятий. Индекскотировки акций является своего рода индикатором климата на бирже[12, c. 54].
Одним изнаилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являютсяярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет потребителю сравнить ивыбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, незатрачивая огромных усилий на поиск информации о производителях необходимых емутоваров. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочныхплощадях свой товар «лицом», а потребитель имеет возможность выбрать, купитьили заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ведь ярмарка представляетсобой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласнотематике, отрасли, назначения и т.п. Поэтому любой желающий, сориентировавшисьпо темам выставок, может выбрать ту, которая позволит встретиться синтересующими его производителями. Соответственно и производитель встречает наярмарке аудиторию, интересующуюся именно его товаром. Роль ярмарок в будущем неуменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием международного разделениятруда, которое еще больше углубится благодаря свободному товарообмену в Европе.Ведущее место в Европе занимают ярмарки в Германии. Среди европейских ярмарокодной из старейших является Лейпцигская. Она стала одним из крупнейших торговыхцентров. В послевоенное время она часто была единственной возможностью дляразвития торговых связей между Востоком и Западом. В настоящее время Лейпцигстановится одним из самых динамичных торговых центров Европы, в которыйпроизводятся особенно большие капитальные вложения и которому предъявляютсяновые требования. Главное из них: вместо крупных универсальных выставокпроводить целенаправленное и хорошо обозримые небольшие выставки,ориентирующиеся на потребности рынка. Мюнхенская ярмарка делает особый акцентна более полном той или иной отрасли промышленности в глобальном масштабе.Мюнхен приобретает функцию моста между Востоком и Западом. Ежегодно на ярмаркепроводится около 20 международных мероприятий с 24 тысячами участников из 88стран и 2 миллионов посетителей из более чем130 стран. Мюнхенская ярмаркадержит мировой рекорд по частоте «смены декорации» на своей не столь большойтерритории[10, c. 234-238].
Годовой оборот мировойторговли составляет почти 20 млрд. долларов, а ежедневный оборот валютных бирж- примерно 500 млрд. долларов. Это означает что 90% всех валютных сделок прямоне связаны с торговыми операциями, а осуществляются международными банками. Всеэто происходит в течение суток. Под торговлей иностранной валютой понимаютсделки купли-продажи одной валюты на другую или на национальную валюту покурсу, заранее установленному партнерами. Важнейшим валютным курсом являетсякурс доллара к немецкой марке. Банки, готовые заключить валютные сделки,называют курсы, по которым они рассчитывают покупать или продавать[7, c.11].
Кроме банкови крупных предприятий в операциях на рынке принимают участие также маклеры.Маклеры являются всего лишь посредниками и требуют за свои услуги комиссию(куртаж). Их фирмы — важное место для обмена всякого рода информацией. Валютныйрынок представляет собой сумму телефонных и телетайпных контактов междуучастниками торговли иностранной валютой.
Банки-участникиданной системы в тех случаях, когда другой участник набирает их код, не обязанызаключать сделку по той информации, которая отображается на экране. Но еслидругие банки видят, что другой участник не готов с ними торговать, то рано илипоздно прерывают с ним связь.
2 Современныетенденции развития мировой торговли
Основной формой мировых хозяйственных связей остается мировая торговля,для которой за последние десятилетия были характерны следующие тенденции:
1)темпы роста мировой торговли постоянно опережают темпы ростамирового производства;
2)происходит изменение удельного веса отдельных стран в общем объёметоварооборота в направлении снижения доли США и увеличения доли стран ЕС иЯпонии;
3)наблюдается снижение в мировом товарообороте удельного веса сырья,топлива и продовольствия при повышении удельного веса готовых изделий;
4)быстрыми темпами развивается торговля услугами.[6, c.45]
динамика роста мировой торговли по сравнению с динамикойроста мировой экономики характеризовалась следующими данными:
1954— 1963 гг. — среднегодовой темп прироста международной торговлисоставил 7,1 %, рост мировой экономики — 5,2%;
1964—1973 гг. — среднегодовой темп прироста международной торговлисоставил 8,7%, рост мировой экономики — 5,7%;
1974— 1990 гг. — среднегодовой темп прироста международной торговлисоставил 4,5%, рост мировой экономики — 3,2%;
1991 — 1996 гг. — среднегодовой темп прироста международной торговлисоставил 5,6%, рост мировой экономики — 1,5% [ 4, c. 19].
В 90-е гг. после довольно умеренного роста и стагнации (в 1993 г.) объеммировой торговли товарами с 1994 г. начал расти достаточно высокими темпами.Темп прироста мировой торговли товарами в 1995 г. составил почти 9%.
В 1998 г. в результате азиатского финансового кризиса, которыйраспространился на многие другие страны мира, объем мировой торговли товарамисократился на 3%, а в 1999 г. опять возрос на 7%.
В 2000 г. прирост мировой торговли в стоимостном выражении составил12,5%, что является самым высоким показателем с начала 70-х гг.
Еще болеевысокими темпами в 90-е гг. развивался экспорт товаров, который по динамике такжепревышал рост мировой экономики.
Динамизм международной торговли и повышение ее значения в мировойэкономике обусловлены объективным процессом глобализации и ростомвзаимозависимости большинства стран мира.
Дополнительный стимул мировая торговля получила благодаря деятельностиВсемирной торговой организации по либерализации экспортно-импортных операций и,в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.
По оценкам экспертов ВТО, за период с конца 40-х до конца 90-х гг. тарифына ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились в среднем на 90%.
Увеличению международного товарообмена способствовала значительная либерализациявнешнеторговой политики развивающихся стран и, как следствие, расширениемасштабов торговли между ними. Однако следует подчеркнуть, что от либерализациимировой торговли выиграли, прежде всего, промышленно развитые страны. Либерализацияторговли оказала негативное воздействие на состояние окружающей среды вразвивающихся и, особенно в наименее развитых странах
Кроме того, существенным фактором роста международной торговли стало сохранениеблагоприятной конъюнктуры на рынках промышленной продукции во многихразвивающихся странах и, особенно в новых индустриальных странах.
Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в областиинформационных технологий и средств телекоммуникаций. Стоимость экспортаофисного и телекоммуникационного оборудования с начала 90-х гг. практическиудвоилась и достигла в конце 90-х гг. почти 15% общей стоимости мировойторговли.
Настоящей революцией в мировой торговле можно назвать стремительноераспространение электронной коммерции через систему Интернет. К началу третьеготысячелетия Интернет стал одной из ведущей отраслей мировой экономики с годовымоборотом свыше 500 млрд. долл. и числом занятых более 3 млн. человек.
Важнымфактором увеличения мировой торговли является существенный рост реэкспортапромышленных товаров, изготовленных в новых индустриальных странах иразвивающихся государствах с использованием компонентов и материалов,импортируемых в соответствии с системами торговых преференций. В стоимостномвыражении объем мировой торговли товарами за период с 1985 по 2000 г. возроспочти в 3 раза и достиг 11,8 трлн. долл., в том числе мировой экспорт товаровсоставил 5,8 трлн. долл., а мировой импорт — 6 трлн. долл. Что касаетсяразвития мировой торговли за последние три года, то темпы роста мировойторговли замедляются. Темпы роста мировой торговли в 2007 году составили 6%.По мнению,экономистов, главными причинами падения активности стало увеличениеинвестиционных рисков на рынках финансов и недвижимости, а также ростглобального торгового дисбаланса. По данным ВТО, 2006 год оказался достаточноуспешным для мировой торговли, темпы роста которой составили 8% (второй повеличине показатель с 2000 года)[19]. Основная причина — рост мирового ВВП на3,7% за счет сохранения стремительного развития Китая и Индии, а также болеебыстрого, чем ожидалось, укрепления экономик Европы и Японии.
Вместе с темуспешный экономический рост в 2006 создал перегрева в ряде отраслей. В 2007году прирост мирового ВВП снизится на 2%. На объеме мировой торговли сказалисьэкономические трудности в Соединенных Штатах. По мнению генерального директораВТО Паскаля Лами, важным стимулом для мирового экономического роста и борьбы сбедностью могло бы стать завершение Дохийского раунда переговоров олиберализации мировой торговли. «Соглашение также установило бы болееактуальные торговые правила, помогло бы создать устойчивую базу для динамичноразвивающегося глобального рынка»[4, c. 15].
Рост ВВП и объемовторговли по регионам, 2005 – 2006 гг. Рост ВВП, % Рост экспорта, % Рост импорта, % 2005 2006 2005 2006 2005 2006 США 3,2 3,4 8,0 10,5 6,0 5,5 25 стран Евросоюза 1,6 2,8 4,0 7,5 3,5 6,5 Страны СНГ 6,7 7,5 3,5 3,0 18,0 20,0 Китай 9,9 10,7 25,0 22,0 11,5 16,5 Япония 1,9 2,2 5,0 10,0 2,0 2,0 Индия 8,5 8,3 20,5 11,5 20,5 12,0 В мире 3,2 3,7 6,5 8,0 н/д н/д
Источник: www.WTO.ru
3 Россия в мировойторговле
Россия всегда занимала ведущие роли в мировой торговле, но основной доходстране приносила торговля сырьем. Так в товарной структуре российского экспорта90-х годов сохраняется сырьевая направленность с преобладанием в нейэнергоносителей. Доля сырьевых отраслей в экспорте страны составляет около 90%.Между тем окупаемость вложенного рубля в эти отрасли достигает 10-12 лет, тогдакак в машиностроении 3-5, в электронике 2-3, сфере обращения 1-1,5 года.
Некоторые российские и многиезарубежные экономисты не видят большой беды в сырьевой экспортной ориентациистраны. Если подобная экспортная специализация, считают они, выгодна, значит,ее следует поддерживать, одновременно добиваясь повышения глубины и качествапереработки первичных ресурсов, тем более что другой альтернативы нет. Междутем избранная стратегия накопления валютных ресурсов для нужд рыночных реформ(в том числе для выплаты внешнего долга) за счет массированного экспорта сырьяи энергоресурсов чревата превращением страны в ресурсно-сырьевой придатокглобального мирового рынка. И чтобы не попасть в эту ловушку, необходимоучитывать многие факторы[ 16, 310].
Мировой опыт свидетельствует, что среди развитых стран немало экспортеровсырья. Так, например, у Норвегии доля чистого экспорта сырья в ВВП даже вышечем у России — 19,5% против 14,5%, а у Новой Зеландии — 14%, У таких стран, какАвстралия, Канада, Нидерланды этот показатель значительно меньше — от 7,5% до6,5%.[5, c.291]
Экспорт сырья способствует уменьшению объемов выпуска промышленнойпродукции.
Эта закономерность прослеживается во всех странах мира: чем больше объемычистого экспорта сырья, тем меньше доля обрабатывающей промышленности в валовомвнутреннем продукте (ВВП). В России эта доля пока достаточно высока — 21%, уВеликобритании — 22%, Японии — 27%, ФРГ — 29%. В Норвегии и Австралии доляпродукции обрабатывающей промышленности в ВВП составляет 15%, Канаде и Нидерландах— 18%, что ниже, чем у России[2,c.198].Принимая во внимание вышеприведенные показатели, можно предположить, что Россияс ее богатейшим научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, не менеезначимым, чем сырьевые богатства, должна идти путем сбалансированного роствывоза сырья с увеличением экспорта высоких технологий и научных разработок. Всвою очередь, экспорт машин и оборудования в последние годы сокращался. Егообъемы держатся в основном на поставках спецтехники.
Но еще четыре года назад правительство предприняло меры по исправлениюэтой ситуации. Федеральная программа поддержки, экспорта, разработаннаяМинистерством внешнеэкономических связей РФ, ориентирована главным образом наобрабатывающие отрасли и предполагала рост доли готовой продукции в российскомэкспорте до 70% в 2005 году. Для обеспечения устойчивого роста доли готовойпродукции в российском экспорте необходима поддержка в размере не менее 0,3 — 0,35% от национального дохода, что соответствует 0,7 — 1 млрд. долларов [ 2. c.215].
Отдельнонадо отметить отношения России и ВТО. В 1993 году Россия обратилась с официальнойзаявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ).В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа поприсоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г.Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединениюРоссийской Федерации к ВТО (РГ). Участие в ВТО дает стране множествопреимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле цельюприсоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считатьследующие:
· Получениелучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступароссийской продукции на иностранные рынки;
· Доступк международному механизму разрешения торговых споров;
· Созданиеболее благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведениязаконодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
· Расширениевозможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, вбанковской сфере;
· Созданиеусловий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукциив результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций нароссийский рынок;
· Участиев выработке правил международной торговли с учетом своих национальныхинтересов;
· Улучшениеимиджа России в мире как полноправного участника международной торговли. [8, c.120]
Задача ведущихся переговоров оприсоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то естьнаиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в видеснижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Переговорный процесс поприсоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрированна рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политическогорежима России на предмет его соответствия нормам ВТО. После представления в1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и поуровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннемуровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу нарынок услуг и проект Спискаизъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) [9,c.49]. Начиная с 2000 года, переговоры стали носитьполномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединенияРоссии к ВТО. К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранныхтоваров на российский рынок в основном завершены со всеми членами Рабочейгруппы по присоединению России к ВТО: ЕС, США, Китай, Корея, Новая Зеландия,Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др.Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединениеРоссии к ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт,Марокко, ЮАР и др.). В рамках уже достигнутых российской делегациейдвусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлинни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, ив первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенныхпошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем. Уровень таможеннойзащиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовыхсельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право дажеувеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 годвключительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифныеквоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющихроссийскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) ипри достаточном уровне тарифной защиты. Помимо обсуждения тарифных аспектов,эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержкиаграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии,подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары ипродовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многостороннихконсультаций с участием членов «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), странКернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) идругих заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложныйхарактер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегацияпредставила пакет документов, включающий новые предложения по AMS, составившиеоснову позиции Российской Федерации на данных переговорах: репрезентативныйпериод – 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9 млрд. долларов[11, c.183]]. В июне 2005 г.российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГпредоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 гг. в требуемомВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержкиосталась неизменной: Последний раунд консультаций по сельскому хозяйствусостоялся 27 июля 2007 г. в Женеве. Для обсуждения были представленыобновленные таблицы по размерам субсидий за 2001-2003 гг., ответы на вопросыстран-членов ВТО по итогам предыдущих консультаций 1 марта 2007 г.,консолидированные материалы по «желтой» и «зеленой» корзинам. Дискуссия в целомбыла сосредоточена на технических вопросах. Наиболее сложно переговорыпродвигались по таким чувствительным секторам сферы услуг как финансовые и«энергетические» услуги, доступ на российский рынок которых представляет особыйкоммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страныбыли весьма заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынокпоставщиков услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).
По итогам завершившихсяпереговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторамуслуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаяхпозиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранныхпоставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями,предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные сэнергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.).Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительныеинструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции вбудущем. В июле и октябре 2006 г. были проведены серии интенсивных консультацийс американской делегацией, по итогам которых 19 ноября 2006г. в рамках форумаАТЭС, с США были подписаны протоколы о завершении двусторонних переговоров подоступу на рынки товаров и услуг. В настоящее время продолжаются интенсивныепереговоры в двустороннем и многостороннем формате по системным вопросам. В томчисле, обсуждаются проблемы интеллектуальной собственности, техническогорегулирования, применения санитарных и фитосанитарных мер и др. Вопросыприсоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральныхорганов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерациипо вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации ивзаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества[13,c. 124]… В состав этогооргана входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функцияКомиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позициироссийской стороны. Обсуждение условий присоединения с основными торговымипартнерами продолжается практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть,что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальныеобязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельскогохозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься наоснове реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем,чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохраненииадекватной конкурентной среды.
Заключение
Международнаяторговля имеет важнейшее значение для экономического роста и развития стран вдинамично развивающейся мировой экономике. Развитие и усложнение мировойторговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этогопроцесса. В современных условиях различия в международной специализации можнопроанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделеймеждународного разделения труда. Рассмотрев мировую торговлю в плане тенденцийее развития, можно сделать вывод, что с одной стороны наблюдается явноеусиление международной интеграции, постепенное стирание границ и созданиеразличных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны — углублениемеждународного разделения труда, деление стран на промышленно развитые иотсталые. Следует обратить внимание на возрастающую роль современных средствсвязи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции кобезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключениясделок и оборот капиталов. В заключение хочется сказать о мировой торговле внашей стране. Имея почти 150-миллионное население, обладая значительнымиэнергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовымиресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собойогромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этогопотенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Россия испытываетпроблемы, как в области экспорта, так и импорта. Но, несмотря на возникающиетрудности, товарооборот России с другими странами растет, что говорит оразвитии и укреплении торгово-экономических связей. К сожалению, роль России вмировой торговле не так велика, как хотелось, но для самой России значениевнешнеэкономической сферы очень существенно. Сфера внешней торговли даетогромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджетастраны и поддержания благосостояния народа.
Литература
1. АвдокушинЕ.Ф. Международные экономические отношения. – М., 2000. 320c.
2. АндриановВ.Д. Россия в мировой экономике. – М.: Владос, 2006..246c.
3. АристовГ. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь. – 2006, № 32. 32-41с.
4. БарановаЕ.П. Современная мировая торговля // Российский экономический журнал. – 2006, №6. 14-19 с.
5. БурмистровВ.Н., Холопов К.В. Внешняя торговля РФ. – М.: Юристъ, 2001.259c.
6. Васильева,Т.Н. Мировая экономика: конспект лекций / Т.Н. Васильева, Л.В. Васильев. — Орел:ОрелГТУ, 2005. — 135 с.
7. ВинокуровЕ.И. Мировая торговля и международные инвестиции // Мировая торговля имеждународные отношения. – 2000, № 10 5-19c.
8. Гагаринов В.И. Россия в международнойторговле: учебное пособие.- АСА. 2006.178с.
9. ЗагашвилиВ., Шишков Ю. Мировая торговля и международные инвестиции //Мировая экономика имеждународные отношения. – 2000, № 8. 49-55с.
10. Мировая экономика. Экономиказарубежных стран:Учебник/Под. ред. д-ра экон. наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. наук, проф.М.Н. Осьмовой. — 3-е изд.- М.: Флинта Московский психолого-социальный институт 2001— 480с.
11. Минкова К.В.Международная многосторонняя торговля: От античности до ВТО: Монография. Изд-воСПбГУ — Санкт-Петербург. 2006. 230 с
12. Рыбалкин В.Е.Международные экономические отношения. – М., 2000.c.87
13. Спиридонов И.А. Мироваяэкономика: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб и допю-М, 2005. — 272
14. Фомичев В.И.Международная торговля. – М.: Инфра-М, 2001. 446с
15. Международныеэкономические отношения: Учебник / Под редакцией И.П. Фаминского,-М.: Юрисъ2001.- 847 с
16. Улин Б.И. Межрегиональнаяи международная торговля. Монография.- ДЕЛО.,2004 .416 с.
17. Холопов А.В. Теориямировой торговли – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000. 80 с.
18. Экономика: Учебник / Подред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001.c.367.
19. http//.www.WTO.ru
20.