Мировое соглашение как процедура банкротства

ФГУП ВПО КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социальных наук, педагогики и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Хозяйственное право»
на тему: «Мировое соглашение как процедура банкротства»
Выполнил:
Студент группы 06-ВИМ-3
Николаева А.Н.
Шифр 099
Калининград 2008

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1.Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
Раздел 2. Процедурыбанкротства
Раздел 3. Мировоесоглашение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Данная контрольная работапосвящена теме: «Мировое соглашение как процедура банкротства»
В соответствии с темойцель работы — изучить данную процедуру банкротства. Исходя из цели задачамиявляются:
·  Изучить понятие банкротства;
·  Рассмотреть нормативно правовые актырегулирующие несостоятельность (банкротство);
·  Рассмотреть основные критериибанкротства;
· Рассмотретьпроцедуры банкротства;
· Изучить процедурумирового соглашения.
Неумение хозяйствующего субъекта из-за отсутствия опыта,неспособности или лени вести свое предпринимательское дело. Плохое изучениеконъюнктуры рынка, возможных колебаний спроса и предложений на товары,неудачный отбор вида и номенклатуры производимой продукции приводят к тому, чтовыпущенный товар оказывается никому не нужным и оседает мертвым грузом наскладе. Естественно, понесенные затраты не возмещаются, взятые взаимообразноденьги и сырье в расчете на то, что долги будут погашены из выручки от продажитовара, возвращать нечем. Так появляется потенциальный банкрот.
Неспособность хозяйствующего субъекта наладить эффективноепроизводство нужных и пользующихся спросом товаров. Непомерные издержкипроизводства, высокая себестоимость приводят к неконкурентоспособности товара иразоряют, делают несостоятельным (банкротом) его создателя. Следовательно,подобно тому, как свобода конкуренции есть объективное свойство рыночнойэкономики, банкротство имманентно последней.

Раздел 1. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
Несостоятельность, банкротство — явления одного порядка,характеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотяи не тождественные по своему содержанию. Юридическая суть несостоятельности (банкротства)состоит в том, что хозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнитьобязательства, взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силусложившихся обстоятельств. Не будет ошибочным утверждение, чтонесостоятельность (банкротство) представляет собой неизбежный и объективнообусловленный результат функционирования рыночных отношений.
Первым нормативным правовым актом, регулирующим институтбанкротства, стал Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий(банкротов) и применении к ним специальных процедур». Согласно этому Указуоснованиями для признания государственного предприятия банкротом являлисьневыполнение им в течение трех месяцев своих обязательств перед бюджетом (кромепредприятий, получивших в установленном порядке инвестиционный налоговыйкредит) и необеспечение выполнения требований юридических и физических лиц,имеющих к нему имущественные претензии, в течение трех месяцев со днянаступления срока их исполнения, а также наличие долговых обязательств насумму, превышающую двукратную величину стоимости имущества предприятия.
Основным недостатком Указа было то, что он распространял своедействие только на государственные предприятия. Но и это время ужефункционировали частные предприятия и иные негосударственные хозяйствующиесубъекты, которые нередко оказывались несостоятельными, но к ним применениепроцедуры банкротства
Правовую базу для осуществления принудительных мер, вплоть доликвидации несостоятельного предприятия в случаях, когда проведениереорганизационных мер экономически нецелесообразно или они не далиположительного результата, создал принятый Верховным Советом РФ и введенный вдействие с 1 марта 1993 г. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
Основная цель включенного в 1992 г. в российское право института несостоятельности заключалась в том, что из гражданского оборота исключаютсянеплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), задерживающие развитиерыночных отношений и стимулирующие рост неплатежей.
Попытка реформирования института несостоятельности (банкротства) иприведения его в соответствие с требованиями времени была предпринята в 1995 г., когда был подготовлен проект нового федерального закона «О несостоятельности(банкротстве)». Несмотря на то что в декабре 1995 г. этот проект был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении, работанад ним была приостановлена. Причинами этого были появление альтернативногозаконопроекта (на 70 процентов повторяющего текст прежнего), а также принятиенижней палатой парламента РФ в первом чтении проекта федерального закона «Онесостоятельности (банкротстве) банков и иных кредитных организаций».Последний законопроект был самостоятельным, никак не связанным с проектомобщего закона о несостоятельности (банкротстве). После многократных обсужденийуказанных проектов специалистами был выработан новый проект закона, который истал Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с п. 1 ст. 185 Федеральный закон «Онесостоятельности (банкротстве)» вступил в силу с 1 марта 1998 г.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»регулировал весь спектр отношений, возникающих в связи с банкротством. Преждевсего в нем определялись критерии и признаки банкротства, основания примененияк должнику соответствующих процедур. Специфической его чертой стало включение внего не только норм материального права, но и большого количества норм процессуальногохарактера, в частности требования к заявлению о признании банкротом, оподсудности дел, видах процессуальных документов и т. д.
В качестве основного признака банкротства Законом избран критерийнеплатежеспособности. Состав и размер денежных обязательств и обязательныхплатежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признаниидолжника банкротом. При определении размера денежных обязательств принимаетсяво внимание только задолженность за переданные товары, выполненные работы иоказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником.В то же время на всех стадиях дела о несостоятельности, вплоть до конкурсногопроизводства, не учитываются обязательства, связанные с неисполнением илиненадлежащим исполнением должником принятых на себя обязательств (неустойка,штрафы, пени и убытки).
Тем не менее такой подход к определению признаков банкротства немешал кредиторам взыскивать с должника в процессе конкурсного производствапонесенные убытки и неустойку, а также применять финансовые санкции, но стоитпомнить, что данные требования в соответствии со ст. 111 Федерального закона «Онесостоятельности (банкротстве)» 1998 г. могли быть удовлетворены только в пятую очередь, после полного погашения всех остальных требований.
Таким образом, Федеральный закон 1998 г., кроме факта неплатежей и временного их отсутствия, устанавливал и минимальную задолженность.
Необходим был новый закон, который исходил бы из интересов подъемаэкономики страны, защищал имущественные права хозяйствующих субъектов.
Таким законом стал Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который вступил в силу со 2 декабря 2002 г.
Федеральный закон 2002 г. изменил критерии оценкинесостоятельности (банкротства), определив, что дело о банкротстве может бытьвозбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику —юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., кдолжнику-гражданину — не менее 10 тыс. руб.
Таким образом, принятые за последние почти полтора десятка летнормативные акты, регулирующие институт банкротства, постоянно подвергалисьизменениям. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. учел недостатки двух предыдущих законов и установил более прозрачные процедуры банкротства.
Раздел 2. Процедуры банкротства
В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности(банкротстве)» 2002 г. хозяйствующий субъект считается банкротом, еслинеспособен удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трехмесяцев с даты, когда они должны быть исполнены. При этом сумма долгаюридического лица должна составлять не менее 100 тыс. руб.
При рассмотрении дела о банкротстве должника — хозяйствующегосубъекта применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовоеоздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
1. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судомобоснованности требований заявителя. Определение о введении наблюдениявыносится судьей арбитражного суда единолично. Срок наблюдения не можетпревышать семь месяцев с даты поступления заявления о признании должникабанкротом в арбитражный суд.
Целями наблюдения являются обеспечение сохранности имуществадолжника; проведение анализа финансового состояния должника; составлениереестра требований кредиторов; проведение первого собрания кредиторов.
Введение процедуры наблюдения не является основанием дляотстранения руководителя организации, однако осуществление их полномочийзначительно ограничено.
2. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решениясобрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введениифинансового оздоровления арбитражный суд утверждает административногоуправляющего. В определении должен указываться срок финансового оздоровления, атакже содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.
В ходе финансового оздоровления органы управления должникаосуществляют свои полномочия, но с ограничениями.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, атакже жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих актов:определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, еслинепогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признанынеобоснованными; определение о введении внешнего управления в случае наличиявозможности восстановить платежеспособность должника; решение о признаниидолжника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствияоснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
3. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решениясобрания кредиторов на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продленне более чем на шесть месяцев. Целью внешнего управления являетсявосстановление платежеспособности должника.
На время проведения внешнего управления вводится мораторий наудовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательнымплатежам должника, за исключением требований о взыскании задолженности позаработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, а также овозмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.
Не позднее одного месяца с даты утверждения внешний управляющийобязан разработать план внешнего управления и представить его собраниюкредиторов для утверждения.
План внешнего управления должен соответствовать требованиям,установленным федеральными законами; предусматривать срок восстановленияплатежеспособности должника; содержать обоснование возможности восстановленияплатежеспособности должника в установленный срок.
По результатам проведения внешнего управления внешний управляющийобязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет. К отчету должныбыть приложены реестр требований кредиторов и жалобы кредиторов, голосовавшихпротив принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия вголосовании. Отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражнымсудом.
Прекращение производства по делу о банкротстве или принятиеарбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытииконкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнегоуправляющего.
4. Конкурсное производство. Принятие арбитражным судом решения о признаниидолжника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, котороевводится сроком на один год и может быть продлено на шесть месяцев. Цельконкурсного производства заключается в соразмерном удовлетворении требованийкредиторов.
Одновременно с вынесением решения о признании должника банкротом иоб открытии конкурсного производства назначается конкурсный управляющий. В ходеконкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию иоценку имущества должника, формирует конкурсную массу, которая охватывает всепринадлежащее должнику на праве собственности или хозяйственного веденияимущество.
Удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счетсредств, вырученных от продажи имущества должника, которые удовлетворяются вследующей очередности: в первую очередь производятся расчеты по требованиямграждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизниили здоровью, путем капитализации соответствующих повременныхплатежей, а также компенсация морального вреда; во вторую очередь производятсярасчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих илиработавших по трудовому договору и по выплате вознаграждений по авторскимдоговорам; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полногоудовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.
В случае если в отношении должника не вводились финансовоеоздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производствапоявились достаточные основания к восстановлению платежеспособности должника,то конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов для рассмотрениявопроса о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнемууправлению.
На основании ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд можетвынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе квнешнему управлению. После завершения расчетов с кредиторами конкурсныйуправляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведенияконкурсного производства.
После рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный судвыносит определение о завершении конкурсного производства, которое являетсяоснованием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записио ликвидации должника.
С даты внесения записи о ликвидации должника в Единыйгосударственный реестр юридических лиц конкурсное производство считаетсязавершенным.
5. Мировое соглашение. На любой стадии рассмотрения арбитражным судомдела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органывправе заключить мировое соглашение. Мировое соглашение утверждаетсяарбитражным судом. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силумирового соглашения не допускается.
Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и срокахисполнения обязательств должника в денежной форме. Мировое соглашениезаключается в письменной форме. В случае неисполнения мирового соглашениядолжником кредиторы вправе без расторжения мирового соглашения предъявить своитребования в размере, предусмотренном мировым соглашением, в общем порядке,установленном процессуальным законодательством.
Раздел 3. Мировой соглашение
Мировое соглашение — весьма перспективная и желательная длясовременной российской экономики процедура, позволяющая достигать в условияхнаименьшей конфликтности компромисс между лицами, участвующими в деле о банкротстве.Она максимально соответствует и интересам развития рыночных отношений в целом,придавая им должную стабильность.
Право спорящих сторон окончить дело миром традиционно вотечественном законодательстве. Институт мирового соглашения ранее былзакреплен в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР и отражен в Законе обанкротстве 1992 г. В Федеральном законе 2002 г. положения о мировом соглашении изложены более обстоятельно и всесторонне. Законодателем учтена практика,накопленная арбитражными судами в ходе рассмотрения дел о банкротстве,выявленные ею достоинства и недостатки прежнего нормативно-правового регулирования.Нормы о мировом соглашении «рассеяны» по всему тексту Федеральногозакона 2002 г. и, кроме того, им отведена специальная гл. VIII, которая так иназывается «Мировое соглашение».
Остановимся лишь на некоторых новых положениях, которые посравнению с Федеральным законом 1998 г., позволяют тщательнее упорядочить и расширитьприменение этого института в практике предпринимательских отношений, учесть изащитить интересы причастных к банкротству лиц, включая так называемыхминоритарных кредиторов, которые прежде при заключении мировых соглашенийнередко просто игнорировались.
Новеллой Федерального закона 2002 г. является возможность участия в мировом соглашении третьих лиц. Оно допускается, если ихучастие не нарушает права и законные интересы кредиторов, требования которыхвключены в реестр требований кредиторов, а также кредиторов, требования которыхвозникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и срокисполнения требований которых наступил до даты заключения мирового соглашения.Участвующие в мировом соглашении третьи лица вправе предоставить поручительстваили гарантии исполнения должником обязательств по мировому соглашению либо инымобразом обеспечить их надлежащее исполнение.
Должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправезаключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судомдела о банкротстве должника. Новизна Федерального закона 2002 г. состоит и в том, что он особо разграничил общее и особенное при заключении мировогосоглашения.
Общими, например, являются следующие положения:
— решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсныхкредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решениесобрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинствомголосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органовв соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым приусловии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам,обеспеченным залогом имущества должника. Решение же о заключении мировогосоглашения со стороны должника принимается должником-гражданином илируководителем должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим;
— не допускается односторонний отказ от исполнения вступившего всилу мирового соглашения;
— мировое соглашение заключается в письменной форме. Со стороныдолжника оно подписывается лицом, принявшим в соответствии с Федеральнымзаконом 2002 г. решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсныхкредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписываетсяпредставителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов насовершение данного действия лицом;
— в содержании любого мирового соглашения различается должное и возможное.Так, оно обязательно должно содержать положения о порядке и сроках исполненияобязательств должника в денежной форме. Кроме того, в тексте мировогосоглашения могут присутствовать положения: об изменении сроков и порядка уплатыобязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов; с согласияотдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа — о прекращенииобязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований надоли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации илииные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или инымипредусмотренными федеральным законом способами, если такой способ прекращенияобязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены вреестр требований кредиторов;
— удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежнойформе не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению скредиторами, требования которых исполняются в денежной форме;
— условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов иуполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения илине принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсныхкредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение.
Наряду с общими положениями определены особенности заключениямирового соглашения в ходе различных процедур банкротства: наблюдения,финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства (см.ст. 151—154 Федерального закона 2002 г.). Покажем их на примере одной изнаиболее распространенных процедур — конкурсного производства.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны должникапринимается конкурсным управляющим (для сравнения скажем, что решение озаключении мирового соглашения в ходе наблюдения и финансового оздоровленияпринимается со стороны должников их руководителями и согласованию сарбитражными управляющими не подлежит). В случае, если мировое соглашениеявляется для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и(или) учредительными документами должника совершается на основании решенияорганов управления должника или подлежит согласованию с органами управлениядолжника (одобрению этими органами), решение о заключении мировогосоглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующегорешения органами управления должника или получения соответствующегосогласования (одобрения).
При заключении мирового соглашения с участием третьих лиц,являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, конкурсномууправляющему или конкурсному кредитору, мировое соглашение должно содержатьинформацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которойимеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такойзаинтересованности.
Заключенное мировое соглашение распространяется на все требованияконкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требованийкредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение озаключении мирового соглашения.
В. Федеральный закон 2002 г. сохранил имевшиеся в Федеральном законе о банкротстве 1998 г. положения о праве арбитражного суда отказать вутверждении мирового соглашения (ст. 160, 161) и о его расторжении (ст.164—166), при этом значительно детальнее их изложив. Вместе с тем Федеральныйзакон 2002 г. закрепил новые положения, касающиеся обжалования и пересмотраопределения об утверждении мирового соглашения, что повышает защищенностьинтересов причастных к банкротству лиц.
В частности, до жалобе лиц, участвующих в деле о банкротстве,третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, а также иных лиц, права изаконные интересы которых нарушены или могут быть нарушены мировым соглашением,определение арбитражного суда об утверждении мирового соглашения может бытьобжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом.
Определение об утверждении мирового соглашения может бытьпересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам в случае, если:обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения, не были и немогли быть известны заявителю на момент утверждения мирового соглашения;заявитель не участвовал в заключении мирового соглашения, однако мировымсоглашением нарушены его права и законные интересы. Заявитель вправе податьзаявление о пересмотре определения в течение месяца с даты открытияобстоятельств, являющихся основанием для пересмотра данного определения.
В случае расторжения мирового соглашения условиямирового соглашения, предусматривающие рассрочку, отсрочку удовлетворениятребований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также скидку сдолгов, прекращаются в отношении той части требований кредиторов, которая небыла удовлетворена на дату расторжения мирового соглашения.
Расторжение мирового соглашения не влечет за собойобязанность кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику полученноеими в счет погашения задолженности.
Состав и размер требований кредиторов иуполномоченных органов определяются на дату возобновления производства по делуо банкротстве.
В случае неисполнения мирового соглашения должникомкредиторы вправе без расторжения мирового соглашения предъявить свои требованияв размере, предусмотренном мировым соглашением, в общем порядке, установленномпроцессуальным законодательством.
В случае возбуждения нового дела о банкротстведолжника объем требований кредиторов, в отношении которых заключено мировоесоглашение, определяется условиями, предусмотренными мировым соглашением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной контрольной работе была рассмотрена тема «Мировоесоглашение как процедура банкротства»
Также были решены следующие задачи, поставленные во введении:
·  Изучено понятие банкротства;
Несостоятельность, банкротство — явленияхарактеризующие крайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотяи не тождественные по своему содержанию.
·  Рассмотрены нормативно правовые актырегулирующие несостоятельность (банкротство), основные признаки банкротства,процедуры банкротства;
Первым нормативным правовым актом, регулирующим институтбанкротства, стал Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий(банкротов) и применении к ним специальных процедур». Вторым сталФедеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)», но вступил в силу с 1 марта 1998 г. И третьим стал Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)», который вступил в силу со 2 декабря 2002 г.
Критерием оценки несостоятельности (банкротства), стало условие,что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют неменее 100 тыс. руб., к должнику-гражданину — не менее 10 тыс. руб.
Процедуры банкротства:
— наблюдение;
— финансовое оздоровление;
— внешнее управление;
— конкурсное производство;
— мировое соглашение.
· Изучена процедурамирового соглашения, его понятие и особенности заключения.
Мировое соглашение — весьма перспективная и желательная длясовременной российской экономики процедура, позволяющая достигать в условияхнаименьшей конфликтности компромисс между лицами, участвующими в деле о банкротстве.Она максимально соответствует и интересам развития рыночных отношений в целом,придавая им должную стабильность.
Должник, его конкурсные кредиторы иуполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение на любой стадиирассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правоваяоснова предпринимательской деятельности): Учебник для вузов / Пре-дисл. проф. В.Ф. Яковлева. — 6-е изд., обновл. — М.: Норма, 2005. — 928.с.
2. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙЗАКОН О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)» №127-ФЗ 26октября2002года, Принят Государственной Думой 27 сентября 2002года, Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года (в ред. Федеральныхзаконов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 31.12.2004 N 220-ФЗ,от 24.10.2005 N 133-ФЗ, от 18.07.2006 N 116-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от02.10.2007 N 225-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, с изм., внесенными Федеральнымизаконами от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 01.12.2007 N317-ФЗ)
3. Хозяйственное(предпринимательское) право: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Ю. Е.Булатецкий, д. и. н., проф. Н. А. Машкин. — М.: Норма, 2007. — 752 с.