–PAGE_BREAK–Противоположный взгляд на глобализацию выражается в кругах американских финансистов. Некоторые руководители ФРБ считают, что мир живет в период аналогичный периоду Промышленной революции. Только сегодня речь идет о компьютерах и телекоммуникациях, о революции в технологиях, которая увеличивает производительность, экономический рост, способствует мировой финансово-технологической интеграции, под влиянием которой усиливается конкуренция и разрушается механизм ценообразования корпораций, что сдерживает инфляцию. А когда инфляция находится под контролем, возрастает возможность увеличения жизненного уровня людей[5].
Развитие американской экономики на протяжении последнего десятилетия подтверждает этот оптимизм. И хотя многие экономисты сомневаются, что оживление роста производительности в американской экономике сохранится, и опасаются, что оно вызвано спекулятивным бумом, как это уже было в середине 80-х гг. в экономике Великобритании, а несколько позже — Японии, отрицать лидирующие позиции США в создании и распространении высоких информационных технологий и роли этих технологий в усилении зависимости различных финансовых рынков между собой и всех вместе от экономического и финансового влияния США, не приходится.
Пионеры освоения этих технологий — США привлекают наиболее мобильную форму финансового капитала — спекулятивный капитал. Короткий период его обращения соответствует скорости развития информационных технологий и носит для их получателя производственный характер.
Поэтому глобализация как отражение усиления американского влияния в мире и их стремления обеспечить информационную прозрачность всех стран за счет применения стандартных методов статистики, бухучета, отчетности, аудита, техники совершения коммерческих и финансовых операций, а также поддающихся анализу и прогнозированию способов макроэкономического регулирования — убедительная реальность.
Понимание новых условий жизнедеятельности государств, в т.ч. России, должно предопределять выбор ими в XXI в. такой политической, экономической и финансовой стратегии, которая исходит из принципа: поступательное развитие НТП и жизненного уровня людей может быть только общим, не допускающим взаимного уничтожения и побуждающим сильнейших к поиску компромисса с относительно более слабыми.
Тема 1.3. Международные валютно-кредитные организации.
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации преследуют следующие цели:
— объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
— осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
— совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН-МВФ и группа МБРР, а также Всемирная торговая организация. Непосредственно роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию — Юнктад (с 1964 г.) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. В период между сессиями функции Юнктад выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год).
Специализированное учреждение ООН — Экономический совет — создал 4 региональные комиссии — для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) включает 24 страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства Запада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). Цель ОЭСР — содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств.
Парижский клуб стран-кредиторов — неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.
Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.
С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств «семерки» и «группы десяти», которая кроме «семерки» включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.
МВФ (International Monetary Fund, IMF) — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. Согласно Уставу МВФ может установить, что «международная экономическая ситуация позволяет ввести широкую систему валютного регулирования, базирующегося на стабильных, но изменяемых паритетах». При такой системе допускаются отклонения рыночных валютных курсов от паритетов в пределах + 4,5%. Переход к данной системе возможен при одобрении ее странами-членами, располагающими большинством в 85% голосов, т.е. практически при согласии США и стран ЕС.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.
В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функций координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с другой.
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке.
Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает группа международного банка реконструкции и развития (МБРР), координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала — Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт.
Всемирный банк (МБРР) как специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.
МАР призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.
МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал.
МИГА как третий филиал МБРР служит такой специальной цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения. МИГА предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) призван содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.
Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (Базель). На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов. Основным источником ресурсов БМР являются краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности, как и ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.
Также нужно упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом деятельности Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты и кредитование взаимного товарооборота стран-членов.
Международный инвестиционный банк (МИБ) — банк долго- и среднесрочного кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом — предоставление долго- и среднесрочных кредитов прежде всего для осуществления мероприятий, связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического прогресса.
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 1995-2003 гг.
(миллиардов рублей; до 1998 г. -трлн, руб.)
1995
1996″
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Доходы — всего
437,0
553,5
711,6
686,8
1213,6
2097,7
2683,7
3519,2
4138,7
В том числе:
налоговые доходы
364,3
473,0
594,1
564,6
1007,5
1707,6
2345,0
3136.8
3735,3
из них:
налог на прибыль организаций
117,6
96.7
104.9
99,3
221,0
398,8
513,8
463,3
526,5
налог на доходы физических лиц
36.6
56.6
75,2
71.5
117,3
174,8
255,8
358,1
455,7
налог на добавленную стоимость
95,7
143,9
182,8
170.3
288,2
457,3
639,0
752,7
882,1
акцизы
24,0
53,4
68,1
72.2
109,1
166.4
243,3
264,1
347,8
налога на имущество
16,9
36,9
47,8
47,7
53.2
64,8
89.6
120,5
137,8
платежи за пользование природными ресурсами
12,3
21,2
37,2
22,7
45,3
77,6
135,7
330,8
395,8
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
24,9
22,8
27,2
34,4
86,2
229,2
331,3
323.4
452,8
неналоговые доходы
53,4
57,2
64.0
66,8
64,7
135,4
198,7
266.4
333.4
из них:
От внешнеэкономической деятельности
23,4
16,9
11.6
16.7
36.4
37,4
51,5
65,4
52,9
от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций
6.3
9,0
9,6
14,0
24,1
72,3
115,8
160,5
240,2
безвозмездные перечисления
2,7
3,5
9,5
10.2
15,1
1.2
-15,0
-56,7
-91.2
доходы целевых бюджетных фондов
18,4
28,0
45,1
45,2
106,3
253.5
146,7
160,3
143.0
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
–
–
–
–
–
–
8,3
12,4
18.2
Расходы — всего
486,1
652,7
839,5
842,1
1258,0
1960,1
2419,4
3422,3
3964,9
в том числе:
на государственное управление и местное самоуправление
11,9
17,2
29,0
31,1
46.3
72,9
111,0
149.0
183,2
не международную деятельность
27,3
26.7
2,6
17.6
59.1
10,9
23,8
34.2
31,5
не национальную оборону
49.6
63,9
81,4
66.1
115,6
191,7
247,7
295,4
355,7
на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государстве
27,2
39.2
59,0
45.4
74,6
132,5
183.9
240,4
304,0
на промышленность, энергетику и строительство
35,3
38,9
50,3
26.2
31,4
58,5
237.4
324,5
334,7
на сельское хозяйство и рыболовство
22,3
25,2
31,1
24,3
35,5
55,0
67,4
59,8
68,1
на транспарт, дорожное хозяйство, связь и информатику
13,2
17,0
23.5
19,1
26.3
40,3
86,3
122.2
153,3
на охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию
2.1
2,9
4,1
3,4
5,2
8,2
10,0
16,0
19,2
на жилищно-коммунальное хозяйства
65,2
88,6
112,6
96,8
127,3
199,8
196,0
221.9
254,1
на социально-культурные мероприятия
129,1
188,4
270,5
245,7
367,0
536,4
727.6
1356,8
1175.5
на обслуживание государственного и муниципального долга
28.0
44,6
41,4
148.7
190,0
276,7
244,4
243,7
240,9
расходы целевых бюджетных фондов
17,2
20.9
36,1
43,5
101,1
248.2
152,4
169.3
162,2
прочие расходы
57.7
79,2
97,9
75.2
78,6
129,0
131,5
189,1
692,5
Профицит, дефицит (-)
-49,1
-94,2
-127,9
-155,3
-44,4
137,6
264,3
97,0
173,8
продолжение
–PAGE_BREAK–
Глава 2. Финансовые способы регулирования экспортно-импортных операций капитального характера.
Тема 2.1. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост
Многие отечественные экономисты указывают на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) как один из важнейших источников модернизации российской экономики. Между тем практика многих зарубежных стран показывает, что даже масштабный приток иностранных капиталов не гарантирует стабильных и высоких темпов экономического роста. Наглядным подтверждением этого является опыт таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Мексика и Аргентина. На протяжении последних десятилетий они были одними из основных получателей прямых иностранных инвестиций в развивающемся мире (см. таблицу). Однако несмотря на привлечение значительных объемов зарубежного капитала, их экономическое развитие на протяжении последних 25 лет остается крайне нестабильным. После экономического подъема каждый раз наблюдается новое падение объемов ВВП или снижение темпов его роста до минимального уровня. За период с 1980 по 2004 г. объем ВВП Мексики и Бразилии сокращался по 5 раз, а у Аргентины — 9 раз (рис.1).
Крупнейшие получатели прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой в
1980-1990-ее гг.
Страна
Среднегодовой приток ПИИ в 1980 гг.
Страна
Среднегодовой приток ПИИ в 1990г.
Саудовская Аравия
2858
Китай
32765
Мексика
2442
Гонконг
14899
Гонконг
2390
Бразилия
13101
Сингапур
2341
Мексика
10460
Китай
1962
Сингапур
9563
Бразилия
1629
Аргентина
7671
Малайзия
1132
Малайзия
4933
Египет
878
Бермудские острова
4254
Бермудские острова
872
Польша
4060
Таиланд
748
Чили
3667
Аргентина
700
Таиланд
3260
Тайвань
588
Южная Корея
3196
Нигерия
568
Венгрия
2891
Колумбия
513
Венесуэла
2568
Чили
475
Чехия
2334
Индонезия
418
Каймановы острова
2322
Южная Корея
405
Россия
2089
Филиппины
280
Колумбия
1996
Турция
235
Тайвань
1819
Иностранные инвестиции в развитии государств Латинской Америки исторически играли особую роль. С момента обретения ими политической самостоятельности зарубежные капиталы оказывали влияние на формирование структуры их экономики и общественно-политического климата. Во многом под воздействием иностранных капиталов складывался экстенсивный тип развития, основанный на экспорте ресурсов. Поэтому, несмотря на богатую сырьевую базу, уровень экономического развития большинства государств региона оставался невысоким.
Рис. 1. Динамика темпов прироста ВВП некоторых стран Латинской Америки
В 1980-1990-е гг. влияние иностранного капитала в латиноамериканской экономике значительно усилилось. После недостаточно успешных попыток создания собственной конкурентоспособной перерабатывающей промышленности многие страны региона пережили долговые кризисы, в результате чего ими был взят курс на либеральные реформы. Под давлением кредиторов был расширен доступ иностранных капиталов в национальную экономику и проведены масштабные приватизации с активным участием зарубежных инвесторов. В итоге значительная часть экономики многих латиноамериканских стран оказалась под контролем зарубежных корпораций, которые оказывают серьезное влияние на ситуацию в их экономике и политической сфере. Снижение управляемости национальной экономикой, высокая зависимость от неконтролируемых потоков иностранного капитала и интересов транснациональных компаний стали одними из важнейших причин происходящих здесь периодических кризисов. Особенно тяжелая ситуация складывается в Аргентине, где в 1990-е гг. был реализован, пожалуй, один из наиболее радикальных сценариев неолиберальных реформ.
В конце 1980-х гг. после валютных кризисов, гиперинфляции и банкротства долговой политики в стране было введено жесткое прикрепление курса национальной валюты — песо — к американскому доллару, что фактически лишило ее возможности проведения независимой денежно-кредитной политики и регулирования валютного курса. Правительство сократило государственные расходы, и были привлечены кредиты МВФ. Принятые меры помогли остановить гиперинфляцию и даже вызвали некоторый экономический рост. Однако уже в конце 1990-х гг. экономика страны впала в новую рецессию, и в декабре 2001 г. Аргентина объявила дефолт. Для удержания экономики от развала и предотвращения социальных взрывов правительство вынуждено было вновь просить МВФ о предоставлении финансовой помощи, взамен которой оно пошло на беспрецедентное открытие экономики, не останавливаясь перед потерей национального контроля над ней. Результатом реформ стали обеднение значительной части населения и фактическая утрата экономического суверенитета страны. Сегодня даже для решения проблем в жилищно-коммунальном секторе президенту Аргентины приходится летать во Францию, чтобы просить уступки у французских инвесторов 4.
Еще одним полюсом крупного притока прямых иностранных инвестиций в 1970-1990-е гг. стали страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Однако в отличие от Латинской Америки азиатский экономический рост был стабильнее и выше (рис. 2).
Рис. 2. Динамика темпов прироста ВВП некоторых стран Восточной и Юго-восточной Азии s
За последние 25 лет экономики стран этого региона испытывали падение лишь 1-2 раза (см. рис. 2). Если за период с 1980 по 2004 г. экономика Аргентины выросла на 36%, Бразилии — на 79, Мексики — на 96%. то экономика Малайзии за этот же период выросла в 4,5 раза, Южной Кореи — 4,8, Китая — 9,5 раза.
В отличие от неолиберального сценария, реализованного в Латинской Америке, в Азии государство не устранилось из экономики, а взяло на себя основную роль в проведении реформ. Экономические преобразования и привлечение инвестиций осуществлялись в соответствии с национальными планами экономического развития. Так, правительство Китая широко использовало централизованную промышленную политику в рамках пятилетних планов, осуществляемых согласно так называемой долгосрочной программы четырех модернизаций. Каждый план определял секторы, которые необходимо модернизировать в первую очередь. Начальные планы были ориентированы на реформирование сельского хозяйства, модернизацию пищевой промышленности и сектора потребительских товаров. Позже были разработаны планы диверсификации и модернизации ключевых отраслей промышленности, таких как машиностроение, промышленность строительных материалов, химический и автомобильный сектора. Затем было начато стимулирование высокотехнологичных секторов: производство микросхем, компьютеров и периферии, телекоммуникационных компонентов и разработка новых материалов. В 1997 г. правительство страны утвердило официальный Отраслевой каталог для иностранных инвесторов, разделяющий объекты для иностранного инвестирования на четыре категории: поощряемые; разрешаемые; ограничиваемые; запрещенные.
На модель централизованного стратегического планирования, основывающуюся на пятилетних планах развития, опирается также Малайзия. На протяжении последних 30 лет ее правительством были успешно осуществлены новая экономическая стратегия (1971-1990 гг.) и национальная политика развития (1991-2000 гг.), превратившие сельскохозяйственную и горнодобывающую страну в современное индустриальное государство с динамично развивающейся экономикой. Преобразования в Малайзии базируются на разработанном в середине 1990-х гт. стратегическом плане развития «Видение-2020 в соответствии с которым к 2020 г. Основанной экономики страны должны стать знания и информационные технологии.
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 1995-2003 гг.
(миллиардов рублей; до 1998 г. -трлн, руб.)
1995
1996»
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Доходы — всего
437,0
553,5
711,6
686,8
1213,6
2097,7
2683,7
3519,2
4138,7
В том числе:
налоговые доходы
364,3
473,0
594,1
564,6
1007,5
1707,6
2345,0
3136.8
3735,3
из них:
налог на прибыль организаций
117,6
96.7
104.9
99,3
221,0
398,8
513,8
463,3
526,5
налог на доходы физических лиц
36.6
56.6
75,2
71.5
117,3
174,8
255,8
358,1
455,7
налог на добавленную стоимость
95,7
143,9
182,8
170.3
288,2
457,3
639,0
752,7
882,1
акцизы
24,0
53,4
68,1
72.2
109,1
166.4
243,3
264,1
347,8
налога на имущество
16,9
36,9
47,8
47,7
53.2
64,8
89.6
120,5
137,8
платежи за пользование природными ресурсами
12,3
21,2
37,2
22,7
45,3
77,6
135,7
330,8
395,8
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
24,9
22,8
27,2
34,4
86,2
229,2
331,3
323.4
452,8
неналоговые доходы
53,4
57,2
64.0
66,8
64,7
135,4
198,7
266.4
333.4
из них:
От внешнеэкономической деятельности
23,4
16,9
11.6
16.7
36.4
37,4
51,5
65,4
52,9
от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций
6.3
9,0
9,6
14,0
24,1
72,3
115,8
160,5
240,2
безвозмездные перечисления
2,7
3,5
9,5
10.2
15,1
1.2
-15,0
-56,7
-91.2
доходы целевых бюджетных фондов
18,4
28,0
45,1
45,2
106,3
253.5
146,7
160,3
143.0
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
–
–
–
–
–
–
8,3
12,4
18.2
Расходы — всего
486,1
652,7
839,5
842,1
1258,0
1960,1
2419,4
3422,3
3964,9
в том числе:
на государственное управление и местное самоуправление
11,9
17,2
29,0
31,1
46.3
72,9
111,0
149.0
183,2
не международную деятельность
27,3
26.7
2,6
17.6
59.1
10,9
23,8
34.2
31,5
не национальную оборону
49.6
63,9
81,4
66.1
115,6
191,7
247,7
295,4
355,7
на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государстве
27,2
39.2
59,0
45.4
74,6
132,5
183.9
240,4
304,0
на промышленность, энергетику и строительство
35,3
38,9
50,3
26.2
31,4
58,5
237.4
324,5
334,7
на сельское хозяйство и рыболовство
22,3
25,2
31,1
24,3
35,5
55,0
67,4
59,8
68,1
на транспарт, дорожное хозяйство, связь и информатику
13,2
17,0
23.5
19,1
26.3
40,3
86,3
122.2
153,3
на охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию
2.1
2,9
4,1
3,4
5,2
8,2
10,0
16,0
19,2
на жилищно-коммунальное хозяйства
65,2
88,6
112,6
96,8
127,3
199,8
196,0
221.9
254,1
на социально-культурные мероприятия
129,1
188,4
270,5
245,7
367,0
536,4
727.6
1356,8
1175.5
на обслуживание государственного и муниципального долга
28.0
44,6
41,4
148.7
190,0
276,7
244,4
243,7
240,9
расходы целевых бюджетных фондов
17,2
20.9
36,1
43,5
101,1
248.2
152,4
169.3
162,2
прочие расходы
57.7
79,2
97,9
75.2
78,6
129,0
131,5
189,1
692,5
Профицит, дефицит (-)
-49,1
-94,2
-127,9
-155,3
-44,4
137,6
264,3
97,0
173,8
ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, ПОСТУПИВШИХ ОТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПО СТРАНАМ
1999
2000
2001
2002
2003
млн. долл. США
В процентах к итогу
Млн. долл. США
В процентах и итогу
млн. долл. США
В процентах к итогу
млн. долл. США
В процентах к итогу
Млн. долл. США
В процентах итогу
Объем инвестиций — всего
2983
100
9560
100
10958
100
14258
100
19780
29699
100
в тот числе из стран:
США
832
27,9
2921
30,6
1594
14,6
1604
11,2
1133
1125
3,8
Германия
308
10.3
1695
17,7
1468
13,4
1237
8,7
4001
4305
14.5
Кипр
41
1,4
923
9.7
1448
13,2
2331
16,3
2327
4203
14.2
Великобритания
183
6,1
733
7.7
599
5,4
1553
10,9
2271
4620
15,5
Нидерланды
85
2,9
541
5.7
1231
11.2
1249
8,8
1168
1743
5,9
Швейцария
436
14,6
405
4,2
784
7.2
1341
9,4
1349
1068
3.6
Франция
108
3,6
312
3,3
743
6.8
1201
8.4
184
3712
12,5
Швеция
63
2,1
70
0,7
308
2,8
72
0,5
139
233
0,8
Австрия
81
2,7
43
0,4
79
0.7
423
3,0
376
394
1,3
Япония
75
2.5
42
0,4
117
1.1
408
2,9
441
1005
3.4
Другие страны
771
25,9
1875
19.6
2587
23,6
839
19,9
5391
7291
24,5
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–