Мировые религии. Ислам

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
                                                  им. Н. Э. БАУМАНА
МИРОВЫЕРЕЛИГИИ.
                               
                                              ИСЛАМ
                                                                                                               студент 2-го курса
                                                                                                        Курилкин Д. А.
                                                                                                             КМТ 3-41
                                                                           Москва 
   
                                                                           1997 год
            Третьей (самой поздней по временивозникновения) “мировой” религией является ислам, или мусульманство. Это однаиз распространеннейшей религий: приверженцев ее насчитывается около 900миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-ВосточнойАзии. Арабоязычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюркоязычные иираноязычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также средисевероиндийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживаетсяислама.
            Ислам зародился в Аравии в VII векенашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма,ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесьмного легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророкбожий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд“откровений”, записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран —основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелиедля христиан.
            Сам Мухаммед ничего не писал: онбыл, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изреченийи поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и болеераннего времени и более поздние. Из этих записей был сделан около 650 года (притретьем преемнике Мухаммеда — Османе) свод, получивший название “Коран”(“чтение”). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророкуархангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.
            Коран разделен на 114 глав (сур).Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе кначалу, более короткие — к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские(более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разныхсурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются спредписаниями, запретами и угрозами “геенной” в будущей жизни всемнепослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературнойотделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанныетексты.
            Другая часть религиозной литературымусульман — это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) ожизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX векемусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульманепризнают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительноебольшинство в исламе.
            На основе Корана и хадисовмусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняяиз сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошладо нас в редакции IX века.
            Можно считать установленным, чтоМухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учениесначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалосьсобрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскореобъединил и бОльшую часть Аравии под знаменем новой религии. БиографияМухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографииИисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографииотдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях,сложившихся в ту эпоху в Аравии.
            Аравия была издавна населенасемитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло воазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевалав степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия былаэкономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией,Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли черезАравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканскомоазисе, близ побережья Красного моря. Родо-племенная знать обитавшего здесьплемени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Меккеобразовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба былисобраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.
            Были в Аравии и поселения иноземцев,в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религийобщались между собой, верования их влияли друг на друга.
В IV веке в Аравииначался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились навосток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшеесявеками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склонятся коседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле,усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда вобъединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение заслияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; темболее что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Средиарабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке иразвернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшаяобщественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничегонового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основноеу Мухаммеда — строгое требование почитать только единого Аллаха и бытьбезусловно покорным его воле. Само слово “ислам” означает покорность.
            “СвидетельствуетАллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которыестойки в справедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого! Поистине,религия пред Аллахом — ислам…”   (3: 16-17).
            Проповеди Мухаммеда вначале быливстречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями егособственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культастароарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, азначит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежатьиз Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н. э., считаетсямусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). Вземледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почвудля пропаганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией ирады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен;он пытался опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников,Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были принятьновую религию. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкалик новому учению, значение Мекки как национально-религиозного центра еще болеевозросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению,теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение.
            В момент смерти Мухаммеда (632 год)новое вероучение было еще совсем не оформлено. Основные его положения можноизвлечь из Корана, при всей хаотичности этой книги. Позже они были развитымусульманскими богословами.
            Догматика ислама очень проста.  Мусульманин должен твердо верить, что естьтолько один   бог — Аллах; что Мухаммедбыл его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков —это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед вышеих; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние,перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоженаходятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мирамертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящиебога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец,что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранееназначил его судьбу.
            Аллах изображается в Коране каксущество с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходнойстепени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, другихненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначилодних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям изагробным мучениям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократноименуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха — это егомогущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральноепредписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорностичеловека воле Аллаха.
            Как проста догматика ислама, так жепросты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему:обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательноеомовение перед молитвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бедных;ежегодный пост (ураза, в десятом месяце — рамазане) в течение всего месяца;паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманиндолжен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.
            Каждое из этих предписаний, несмотряна то что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия исмягчения в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствияможет быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных,для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующеечисло дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит вполном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но затов остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любымудовольствиям.
            Одно из предписаний мусульманскойрелигии состоит в священной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, есливспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов вобъединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно:в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются “запретными”)надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать ихимущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам,свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям. Однаковпоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковализаповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие междуприверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам, то естьпоследователям племенных и политеистических культов, отношение резковраждебное: “О вы, которые уверовали!Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вассуровость. И знайте, что Аллах — с богобоязненными!” (9: 124). К людям же,“имеющим писание”, то есть иудеям и христианам, составители Корана высказываютуважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях ихупрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать стеми, “которым ниспослано писание”, — с иудеями и христианами, — если они неверуют в Аллаха и не подчиняются религии истины (9: 29). На практике в исламевсякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все онирассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, илипокорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплотьдо наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев.
            Этика ислама довольно элементарна.Предписывается быть справедливым, воздавать за добро  добром, за зло злом, быть щедрым, помогатьбедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие отхристианства, нет.
            В семейной морали и во взглядеислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родовогоуклада. Женщина — подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждениямужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины:осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваютсяимущественные права женщины — право на приданое, на наследство. Коран несколькооблегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.
            В социальных принципах раннегоислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равныперед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаютсяестественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользубедных призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частнаясобственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной,ростовщичество же осуждается: “Аллахразрешил торговлю и запретил рост” (2: 276), что, по-видимому, являетсярезультатом компромисса  между интересамиторгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших отростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.
            Окидывая общим взглядом догматику,обрядность, этику раннего ислама, мы без труда видим, что в основе этойидеологии лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное к болеепримитивному общественному укладу — к разлагавшемуся родо-племенному бытуарабов. Идеология арабов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих,особенно для кочевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполневыполнимы.
            Эти-то особенности мусульманства,порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространениесреди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родо-племеннойаристократии, склонной к сепаратизму (восстание племен Аравии после смертиМухаммеда), ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новаярелигия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, квыходу из кризиса: завоевание новых земель.
            Преемники Мухаммеда — халифыАбу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в короткое время соседние, а потом и болееотдаленные страны Средиземноморья и Передней Азии. Завоевания совершались подзнаменем ислама — под “зеленым знаменем пророка”. В покоренных арабами странахповинности крестьянского населения были значительно облегчены, особенно длятех, кто принимал ислам; и это содействовало переходу широких масс населенияразных национальностей в новую религию. Ислам, зародившись как национальнаярелигия арабов, скоро стал превращаться в наднациональную, “мировую” религию.Уже в VII-IX вв. ислам сделался господствующей и почти единственной религией встранах халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до СреднейАзии и границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии,опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение вXIV-XVI вв., главным образом через арабских и индийских купцов, и почтиначисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислампроник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народамПричерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной Сибири.
            Хотя ислам в какой-то степени исплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия встранах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Этонашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.
            Самый крупный (и один из самыхранних) раскол был вызван появлением шиизма (“шия” по-арабски — партия, секта).Считают, что в шиитском движении проявилось недовольство и борьба персов противзавоевателей — арабов, то есть что это была своего рода религиозная оболочканационального антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такойхарактер шиизм принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутреннейборьбы среди арабов — с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертыйхалиф — Али был кровным родственником пророка — его двоюродным братом и зятем;приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как они былине из рода пророка, а были “избраны” религиозной общиной, то есть попростуузурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о преемственностивласти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али был убит, но егопоследователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм широко распространилсякак выражение протеста против власти Арабского халифата. По шиитскому преданию,Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шиитыежегодно справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатичнонастроенные верующие наносят себе раны холодным оружием, выражая своюрелигиозную преданность памяти мучеников.
            Главная черта шиизма — вера в то,что законными преемниками пророка Мухаммеда — имамами — могут быть только егосородичи-потомки, а “избранные” общиной халифы незаконны. В связи с этим шиитыотвергают сунну, составленную при первых халифах из преданий о пророке. Ношиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующимстало течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али;двенадцатый имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребываетневидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель — махди. Этонаиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и сначала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной государственнойрелигией.
            Другие ответвления шиизманасчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Таковасекта исмаилитов (по имени Исмаила, ее основателя в VII веке), распространеннаяныне в горных районах Афганистана, Бадахшана и др.  Исмаилиты верят в то, что в их имамовпоследовательно воплощается “мировая душа”. Эти имамы образуют наследственнуюдинастию Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду даньс членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманскихрелигиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.
            От исмаилитской секты отделилась вIX веке группа карматов — демократическая секта, члены которой, преимущественнокрестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматовпросуществовала до XI века.
            От того же исмаилизма отпочковаласьсекта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой противнемусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагамикрестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово “assassin”— убийца.
            Наконец в XI веке от того же корняотделилась группа последователей халифа Хакима. По имени видного предводителясекты Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (вЛиване).
            В отличие от шиитского направления,ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называетсясуннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не осталсявполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилитыстарались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали“справедливость” бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коранкнигой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживалинекоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре(коней IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате,мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, “несотворенности”Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитиимусульманского богословия.
            В VIII-IX вв. в правоверноммусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитови ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнутадухом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; онаукрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была ишкола маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы,распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускалиболее свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды междуприверженцами этих четырех богословских школ нет.
            В тех же VIII-X вв. в исламевозникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова “суфи” — грубаяшерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в средусуннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма идаже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, аискали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторыесуфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир— проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубоантропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавалиособое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическоетечение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманскихфанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователисуфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов — дервишей —во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и усуннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, наделе вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ;руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников —мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях такназываемые зикры — экстатические пляски и другие чисто шаманские способыобщения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: “Ху!”.
            С суфизмом было исторически связанодвижение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизнидля общения с богом (слово “тарикат” по-арабски путь). Но впоследствиитарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших “священную войну”против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войнуимамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тарикатасоставляли мюриды — послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовномунаставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.
            В новейшее время усложнениесоциально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект висламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов(последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протестпротив богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжаятрадиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальнойпростоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов изапретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями,не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокойборьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве Неджд(Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой.В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделалсягосподствующей религией.
            Религиозную оболочку приняло имассовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века.Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище “Баб” (“врата” всмысле посредника между людьми и богом). Движение получило названиебабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно,только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призванвозвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представленийи близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народныхмассах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровойказни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилосьбоевого настроя. Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али,принявший прозвище “Бехаулла”, существенным образом изменил бабистское учение.Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли ипр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение,непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей.Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. Поимени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечалонастроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде.Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама,нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.
            Под знаком ислама происходили инекоторые массовые освободительные движения в колониальных странах. Самоеизвестное — махдистское движение в Судане (Африка) в 1881-1898 гг. Глава его —Мухаммед Ахмед — объявил себя махди (то есть спасителем, мессией), призваннымруководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватиловесь Восточный Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Онопродолжалось около 20 лет и лишь с трудом было подавлено англо-французскимальянсом.
            Характерная особенностьмусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во всестороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и всяобщественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — всеэто должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена вмусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковнойвласти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшеедуховенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных  лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозномзаконе — шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали ихмусульманские богословы.
            Поэтому и мусульманское духовенствовыполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла,состоящий при мечети,— это, собственно, учитель в церковной школе. Кади — этосудья, знаток шариата. Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитетв вопросах шариата. Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиознойшколе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главемусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам — видныйбогослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по темили иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемымзаконом.
            Обучение молодежи в мусульманскихстранах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состоялипри мечетях. Высшие школы — медресе — представляли собой своего рода духовныеакадемии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу,богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы быларабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и виранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.
            Мусульманская церковь в станахислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковьможет владеть имуществом, и это имущество считается неотчуждаемым (вакф,множественное число — вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов(в эпоху завоеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всехобрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы; засчет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.
            Хотя правоверный ислам не идет ни накакие компромиссы с другими религиями (в отличие, например, от буддизма), но внародных массах мусульманские верования очень часто переплетаются с древними,домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах,распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую оказываютсяне чем иным, как древними местными божествами-покровителями, которым данымусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней Азии, культ святыхсвязан с культом мазаров — якобы гробниц этих святых, а на самом деле древнихместных святилищ. Более того, в последнее время в исламе обнаружено (особенно ународов Средней Азии) целый пласт влившихся в него, но глубоко архаичныхверований и обрядов, относящихся к культу земледельческих божеств плодородия, кродовому культу предков, к шаманизму. Повсюду в среде мусульман распространенытакже вера в магию, ношение амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллывыполняют функции заклинателей, знахарей.
            Интересно отметить, что вмноговековых столкновениях ислама с христианством (точно так же, как смаздеизмом и другими религиями) ислам почти всегда выходил победителем. Вбольшинстве стран Средиземноморья, где сейчас господствует ислам, он вытеснилпреобладавшее здесь прежде христианство (Северная Африка, Египет, Сирия, МалаяАзия). На Кавказе большинство народов до распространения ислама придерживалосьхристианства, позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы,аджарцы, часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращеныбыли некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших преждехристианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусульманскогонарода в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова(Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской Реконкисты (XII-XVвв.) были вытеснены, но это произошло в результате процесса насильственногоизгнания исповедующих ислам, а не идейной победы одной религии над другой.
            Почему же религия Мухаммеда такчасто одерживала верх над религией Христа? Видимо, вследствие большей простоты,доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, гдепреобладал патриархально-феодальный быт.
            В последние десятилетия, послепервой мировой войны, во многих странах произошли буржуазные реформы,ограничившие влияние религии. Развернувшееся после второй мировой войны широкоедемократическое прогрессивное движение в странах “третьего мира” привлекло кеще более радикальным переменам в мусульманских традициях и к их общемуослаблению. Характер перемен происходил сообразно различнымсоциально-политическим условиям.
            Речь идет не только о мелких ивнешних уступках мусульманского духовенства требованиям времени: смягчение илиотмена старых запретов, модернизация культа и пр., но и о более глубокихсдвигах. В ряде стран проведены прогрессивные реформы, означающие решительнуюперестройку правовых норм и культурно-бытового уклада, конфискацию церковныхземель, ограничение сферы действия шариата (не в пример возвращение к законамшариата в Чечне), введение светского школьного и университетского обучения. Вчастности, особенно радикальные реформы произошли в Турции после отменысултаната и учреждения республики (реформы Кемаля Ататюрка, 1920-е годы).