1. Введение….2-2. Роль мисси в стратегическом управлении……….4-3. Цели формулирования миссии….6-4. Разработка миссии компании…8-5. Ошибки при формулировке миссии….12-6. Виды миссий… 15-7. Заключение…8. Источники…1. Введение Стратегическое управление является чрезвычайно важным для фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий своего развития.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими во внешнем окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителей, рост конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для
бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии
для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.
Одним из таких моментов является тот факт, что исходной точкой стратегического управления любой организацией является ее миссия. Именно миссия организации задает основное направление развития организации. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии. К сожалению, большинство существующих фирм не только не имеют своей миссии, но даже и не знают, что она под собой подразумевает. Вместе с тем, следует отметить, что прежде чем разрабатывать
стратегию любой фирмы, необходимо определить предназначение данной фирмы, сформулировать роль и место фирмы на рынке, сферу ее деятельности, а также перечень тех товаров и услуг, которые она собирается предоставлять или уже предоставляет. С теоретической точки зрения, данные задачи кажутся абсолютно простыми и доступными любому менеджеру низшего звена, но если обратиться к практике функционирования компаний на российском рынке, то можно увидеть, что даже топ-менеджеры не всегда понимают значение миссии для
стратегического управления организацией. Для того чтобы определить бизнес, необходимо ответить на вопрос: “Что, у Кого и Как мы удовлетворяем?” Миссия предприятия – выраженное словесно основное социально-значимое функциональное назначение предприятия в долгосрочном периоде (помимо получения прибыли). Формулировка миссии может быть получена при ответе высшего руководства предприятия на вопрос: “Кто мы, что мы делаем, куда мы движемся?” Миссия формулирует и формализует статус предприятия на внешнем
рынке и обеспечивает направления и ориентиры для определения цели и выбирает его стратегию. Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда: – она действительно может помочь предприятию стать лучше; – в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами предприятия его будущего на рынке; – ее разделяют большинство сотрудников предприятия. В данной курсовой работе мы рассмотрим на конкретных примерах виды миссий и способы ее разработки. 2. Роль миссии в стратегическом управлении
Миссия организации, означает попытку ответить на вопрос, в чем состоит конеч¬ный смысл деятельности организации. Она обычно довольно ши¬рока по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосроч¬ных перспектив организации. Разумеется, нет серьезных оснований искать миссию существования небольших коммерческих организа¬ций — парикмахерских, мастерских по ремонту бытовой техники, магазинов продовольственных товаров и им подобных. Для них и им подобных долгосрочная перспектива, как правило, состоит в выживании в жесткой
конкурентной среде и, по возможности, укреплении и расширении бизнеса. Для них также не характерно систематическое стратегическое планирование — процесс трудо¬емкий и дорогой. Так же трудно определять миссию для организа¬ций, деятельность которых строго регламентирована сверху, на¬пример, органов муниципального управления. Однако в случае корпораций, крупных организаций бизнеса проблема определе¬ния миссии может становиться одной из сложнейших проблем стра¬тегического развития.
Миссии часто можно найти в годовых отче¬тах, а также встретить в плакатах на стенах организации, где их стремятся выразить в форме кратких, эмоционально окрашенных лозунгов. Они могут включаться в информацию, распространяе¬мую организацией среди покупателей, поставщиков, кандидатов на занятие вакантных должностей в организации. Они являются базой и точкой отсчета для всех начинаний в организации. Можно привести несколько причин, по которым организация должна сформулировать свою миссию:
• сосредоточить сотрудников организации на общей цели; • сформулировать основу или стандарт для распределения ре¬сурсов; • создать или изменить климат, или культуру организации; • обеспечить трансформацию целей организации в рабочую структуру; • ввести систему формального планирования в организации. Поскольку степень детализации миссии все-таки зависит от конкретной компании и ситуации на рынках, где она работает, эксперты рекомендуют, при разработке миссии, учитывать четыре основных стратегических
цели, которые стоят перед любой компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты компании относительно каждой из этих целей: 1. Общественная. Вклад компании в местное сообщество и решение компанией конкретных общественных проблем. 2. Клиентская (потребительская). Удовлетворение конкретных запросов конкретных клиентов. Учет потребностей поставщиков и партнеров. 3. Организационная (административно-территориальная).
Удовлетворение запросов конкретной организационной (или административно-территориальной) системы, в структуре которой работает данная организация. 4. Предпринимательская. Выполнение условий устойчивого развития бизнеса компании, путем удовлетворения потребностей его участников и совладельцев. Особенно активно подход четырех стратегических целей используют российские промышленные компании и банки, поскольку их работа в значительной степени затрагивает жизнь и финансовую деятельность
населения регионов, в которых эти компании работают, и сопряжена с нанесением вреда окружающей среде. Многие российские компании при формулировке миссии с учетом четырех указанных стратегических целей, делают особенный акцент на перечислении сфер своей ответственности, а также целевых групп, перед которыми эта ответственность возникает. Таким образом, с помощью миссии, компании сообщают местному сообществу, какой конкретно вклад они готовы внести в его развитие и за какие аспекты своей деятельности они готовы
отвечать собственной репутацией и потенциальным доходом. Примерами удачной формулировки каждой из четырех стратегических целей в миссии компании могут служить фрагменты миссий ЮКОС, Сибнефть, и Альфа-Банк. ЮКОС – общественная цель: Мы ответственны: – друг перед другом как сотрудники Компании за качество работы и следование нормам и принципам деятельности
Компании; – перед потребителями за качество продукции и услуг; – перед партнерами за выполнение своих обязательств; – перед регионами деятельности за рост их благосостояния и разумное природопользование; – перед страной за использование природных ресурсов в целях ее процветания; – перед международным сообществом за сохранение экологии регионов, в которых Компания ведет свою деятельность своего персонала. Альфа-Банк – клиентская цель: Мы видим своей основной целью предоставление каждому клиенту полного
комплекса самых современных банковских продуктов и услуг при постоянном внедрении новейших достижений в области информационных технологий, совершенствовании бизнес-процессов и повышении уровня сервиса. Все клиенты банка — как частные лица, так и крупнейшие корпорации — могут всегда рассчитывать на получение первоклассных банковских услуг. Дорожа безупречной деловой репутацией, мы будем и впредь выполнять все обязательства перед своими клиентами. Газпром – организационная цель:
Высшей целью экономической стратегии ОАО “Газпром” является повышение капитализации Общества. Предполагается реализовать эту стратегию через совершенствование законодательства Российской Федерации, либерализацию рынка акций ОАО “Газпром”, сближение уровня цен на акции в России и за рубежом, предоставление возможности увеличения иностранного участия в уставном капитале Общества до 20%, облегчение процедуры купли-продажи акций.
Этому будет способствовать также совершенствование корпоративного управления посредством разработки нормативных документов Общества, регламентирующих процедуры принятия управленческих решений и взаимоотношения с различными социальными группами. Сибнефть – предпринимательская цель: Быть устойчивым лидером в секторах разведки и добычи нефти, производства и реализации нефтепродуктов за счет использования внутреннего потенциала компании и приобретения новых активов, обеспечивать долгосрочный
и прибыльный рост бизнеса с целью увеличения стоимости акций компании и доходов акционеров. Когда стратегические приоритеты компании и ее ответственность перед целевыми группами определены, возникает вопрос – как избежать превращения миссии компании в “дайджест” ее прошлых достижений и мечтаний о светлом будущем, не отражающий реальное положение вещей? Для соблюдения баланса между реальностью, стремлениями компании и требованиями рынка, руководству компании,
после определения подхода к формулировке миссии и четырех стратегических целей, имеет смысл “протестировать” полученную миссию на предмет соответствия трем требованиям. Для удобства запоминания, эксперты российского консультационного центра “Бизнес-Инжиниринг” определили их как “МОГУ”, “ХОЧУ” и “НАДО”: • Определяется ли миссия компании ее конкурентными преимуществами (”
МОГУ”); • Отражает ли миссия компании ее ожидания, принципы и ценности (“ХОЧУ”); • Основана ли миссия компании на потребностях рынка (“НАДО”).8 3. Цели формулирования миссии Давайте рассмотрим, для чего же все-таки формулируется миссия, что она непосредственно дает для деятельности организации. Предпосылки для формирования миссии4 Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление
о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды. Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем: • миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение организации.
В результате сотрудники ориентируют свои действия в едином направлении; • миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает отправной точкой в их деятельности; • миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как, в частности, через нее до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат
в основе построения и осуществления деятельности организации. В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она: • является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования организации; • дает общий подход к распределению ресурсов организации и создает базу
для оценки их использования; • расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования. Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно,
чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.3 Миссия организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем организации.
Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в организации существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии. Для того чтобы можно было реально считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Поэтому формирование миссии — это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение этих положений
до сотрудников и принятие этих положений последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.