Модель авторской экскурсии Вокзалы Санкт-Петербурга

Контрольная работа
Модель авторской экскурсии «Вокзалы Санкт-Петербурга»
Выполнила студентка
III курса заочного отделения
Лакова Екатерина
Санкт-Петербург
2005 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
1. Введение
2. Краткая характеристика объектов показа
3. Описание объекта — Варшавский вокзал
4. Заключение
5. Список литературы

1.Введение
Экскурсия для участников представляет собой прежде всего интеллектуальное удовольствие, а для экскурсовода – это сложный творческий процесс, требующий незаурядных знаний и умений педагога, владения навыками коммуникации.
Тема авторской экскурсии – Железнодорожные вокзалы Санкт-Петербурга».
В качестве объектов своей авторской экскурсии я выбрала железнодорожные вокзалы Санкт-Петербурга, так как они являются неотъемлемой частью жизни города, его истории и культуры. Кроме того, вокзалы довольно редко являются объектами внимания экскурсоводов, хотя для многих туристов именно с вокзала начинается процесс знакомства с городом, страной.
Цель экскурсии — показать современные сооружения петербургских вокзалов, которые представляют собой замечательные архитектурные и инженерные сооружения, являются важнейшим элементом инфраструктуры города, его истории и культуры.
Аудитория – старшие школьники и студенты.
Библиография экскурсии включает следующие книги, пособия и материалы: Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. – 5- изд. – М.: Советский спорт, 2004. — 216 с.; Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – 5-е изд. — СПб.: КОРОНА принт, 2005. – 384 с.; Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. (Серия «Туризм и сервис») – М.: ИКЦ «МарТ». Ростов на Дону, 2005. — 272 с.; Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- 559 с.; История железнодорожного транспорта России. Т.1, 2. – СПб., 1994, 1997; Фролов А.И. Вокзалы Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во «Глагол», 2003. – 128 с.; материалы сайта: we.tkspb.ru/main.htm — развлекательно-торговый комплекс «Варшавский экспресс».
2. Краткая характеристика объектов показа
Объекты показа: Витебский вокзал, Московский вокзал, Варшавский вокзал, Балтийский вокзал, Финляндский вокзал, Ладожский вокзал.
История первой железной дороги России связана с Санкт-Петербургом. Она началась в 1835 году, когда австрийский профессор и предприниматель Ф.Герстнер направил Николаю Iдокладную записку «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское село и Павловск», где доказывал, что железная дорога является полезным предприятием для здоровья жителей столицы, «имеющих нужду в отдыхе».1
30 октября 1837 состоялось торжественное открытие первой в России общественной железной дороги. В этом же году вблизи пересечения Загородного проспекта с Введенским каналом было построено одноэтажное деревянное здание первого в стране железнодорожного вокзала — Царскосельского (Витебского).
Нынешнее здание вокзала возведено в 1904 году (архитекторы С.А.Бржозовский, С.И.Минаш). Царскосельский вокзал стал одним из первых общественных зданий города, возведенный в стиле модерн.
Здание Витебского (бывшего Царскосельского) вокзала уникально: в мире найдется очень немного сооружений, устроенных так, чтобы поезда прибывали к перронам, расположенным на втором этаже. Такое необычное инженерное решение было применено строительной компанией «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» в 1904 году из-за местоположения нового Царскосельского (ныне Витебского) вокзала. Инженеры придумали все путевое развитие спроектировать на насыпях, чтобы «развести» его с набережными канала и Боровой улицей.
У Витебского вокзала есть и еще одно принципиальное отличие. Он был императорским, потому что именно с него начиналось путешествие в Царское село — главную официальную летнюю резиденцию императорского двора. Этим статусом в большой степени определены и великолепные интерьеры вокзала — три зала ожидания для пассажиров и отдельно Императорский павильон, где могли отдохнуть члены царской фамилии и двора.
Историческая значимость ощущается уже при входе, где в перспективе главной лестницы на высоком пьедестале из красного порфира находится бюст Николая I, мраморные доски и живописное панно.
Николаевский (Московский) вокзал (1847-1851 гг.). Вокзал расположен по адресу: площадь Восстания, д.2.
На первой магистральной российской железной дороге Санкт-Петербург — Москва было 34 станции и 2 вокзала. Оба вокзала — Московский в Петербурге и Петербургский в Москве — возводились по проекту Константина Андреевича Тона, известного архитектора, уже построившего к тому времени Екатерининскую церковь у Обводного канала в Санкт-Петербурге, комплекс Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Департамент железных дорог предложил архитектору предварительный план сооружений, на основе которого он и начал в 1843 году работу над проектом. Согласно замыслу архитектора вокзалы сооружались по единому проекту. В результате в обеих столицах появились одинаковые двухэтажные здания в ренессансном стиле с круглыми декоративными колоннами, высокими венецианскими окнами и строгой часовой башней в центральной части.
Варшавский вокзал — Варшавский вокзал явился третьим в Петербурге — после деревянного Витебского (1837г.) и Московского (1851г.) вокзалов. Его строительство было осуществлено в несколько этапов на протяжении 1850- начала 1860-х годов. В 1853 году, к открытию постоянного движения на участке Петербург — Гатчина, по проекту К.А.Скражинского по обеим сторонам путей, параллельно им, построили два корпуса, пространство между которыми, занятое «путевым двором», было перекрыто кровлей. Третий, главный корпус Варшавского вокзала был обращен к Обводному каналу. Варшавский вокзал с 2003 года стал историей и музеем.
Петергофский (ныне Балтийский) вокзал появился в связи со строительством железной дороги до Петергофа, начатым в 1853 году. Здание вокзала (1855-1857 гг.), возведенное по проекту профессора архитектуры А.Кракау имеет два боковых двухэтажных флигеля с ризалитами. В левом флигеле располагались царские апартаменты, в правом — служебные. Кракау возвел здание Балтийского вокзала в стиле ренессанс, очень модного в то время. Архитектор взял за основу наружную часть здания Восточного вокзала в Париже, но изменил форму кровли под шатром, сделав ее двухскатной.
Именно с Балтийским вокзалом связано появление первой электрички.
К 300-летнему юбилею города вокзал полностью отреставрирован, его открытие стало праздником для тысяч горожан, которые выезжают с этого вокзала в Петергоф, полюбоваться знаменитыми фонтанами.
Финляндскийвокзал (пл. Ленина, 5) – самый молодой из пяти вышеперечисленных вокзалов. Но и его история насчитывает более ста лет. 11 сентября 1870 года — официальный день открытия всего станционного комплекса зданий и сооружений «Санкт-Петербург – Финляндский». Его строительство связано с вводом первого участка железной дороги протяженностью 120 верст, соединившего Санкт-Петербург с Финляндией. Всего на этом участке было построено 32 станции.
Здание Финляндского вокзала построено по проекту архитектора П.С. Кулинского, а интерьеры вокзала отделаны по проектам финских инженеров В. Вестлинж и П. Дегенера.
В годы Великой Отечественной войны Финляндский вокзал был единственным работающим вокзалом в блокадном Ленинграде. Отсюда начиналась знаменитая Дорога жизни. Об этом напоминает мемориальный столб № 1, установленный на перроне вокзала. Отсюда эвакуировались дети блокадного Ленинграда, сюда с Большой земли поступало продовольствие, горючее, вооружение. 7 февраля 1943 года в 10:00 на Финляндский вокзал пришел первый после прорыва блокады поезд из Челябинска, который открыл постоянное и регулярное сообщение с Ленинградом.
В 1965 году по проекту архитекторов П.А. Ашастина, А.В. Баранова и Я.Н. Лунина началось строительство нового здания вокзала, которое завершилось в 1969 году. Его высота — 8 метров. Над зданием вокзала расположена башня со шпилем высотой 13 метров. На фасаде установлены бронзовые барельефы, напоминающие о встрече Ленина с солдатами и матросами Петрограда в апреле 1917 года. На перроне вокзала 20 апреля 1961 года установлен паровоз старой конструкции № 293.
К 1980 году со стороны Финского переулка был построен второй фасад, в центре которого оставлен фрагмент старого вокзала. В 1994 году произведена реконструкция кассового зала «Экспресс-2», и установлено современное оборудование для продажи железнодорожных билетов.
Ладожский вокзал – самый современный вокзальный комплекс Санкт-Петербурга, расположенный на Малой Охте рядом со станцией метро «Ладожская». Построен в 2001-2003 годах по проекту архитектора Никиты Явейна и потенциально рассчитан на приём 50 пар пригородных и 26 пар поездов дальнего следования. Он стал подарком российских железных дорог к 300-летнему юбилею города на Неве.
Идея строительства этого вокзала родилась в 70-е годы прошлого века. Важнейшими предпосылками для этого стали необходимость разгрузки исчерпавших свои возможности увеличения объемов перевозок Московского и Финляндского (второго в стране по объемам пригородного движения) вокзалов, а также бурное развитие правобережной части города — Невского и Красногвардейского районов.
Созданный в концепции интеллектуального здания, Ладожский вокзал является самым «умным» в Европе, а его электронная начинка обеспечивает повышенный комфорт, безопасность и высокое качество обслуживания клиентов.
Вокзальный комплекс состоит из вокзала пригородных поездов и вокзала поездов дальнего следования. Вокзал пригородных поездов расположен на подземном (нижнем) ярусе (соответственно, на эскалаторе нужно спуститься вниз от уровня наземного вестибюля станции метро). Там же работают пригородные кассы и установлены турникеты для прохода к электропоездам. В посттурникетной зоне находится зал ожидания пригородных пассажиров.–PAGE_BREAK–
Вокзал поездов дальнего следования расположен над железнодорожными путями, занимая весь верхний ярус. Соответственно на эскалаторе необходимо подняться вверх от уровня наземного вестибюля станции метро. Основное пространство верхнего яруса на вокзале — Световой зал — именно там расположены все необходимые для удобства пассажира службы, начиная от предварительных касс и заканчивая дежурным по вокзалу.
3. Описание объекта — Варшавский вокзал
Датой рождения Варшавского вокзала можно считать 1851 год, когда было обнародовано «высочайшее повеление» императора Николая I: «Соорудить железную дорогу от Санкт-Петербурга к Варшаве».
Строительство комплекса Варшавского вокзала на Обводном канале происходило в два этапа. В 1852-1853 гг. по проекту архитектора К.А. Скаржинского было построено первое сооружение. Фасад, задуманный в стиле неоренессанс, с треугольным фронтоном и пятью высокими арочными окнами, нес особую градостроительную функцию, замыкая и оформляя перспективу Измайловского проспекта. Здания с трех сторон охватывали платформы, которые перекрывала арочная конструкция из металла и стекла.
Второй этап строительства вокзала был связан с необходимостью его расширения: Петербургско-Варшавская железная дорога к 1859 г. дотянулась до Пскова, а к 1862 г. достигла Варшавы. По проекту архитектора П.О. Сальмоновича была произведена реконструкция вестибюля и путевого дебаркадера. В основу проекта П.О.Сальмонович был положен принцип западноевропейских железнодорожных сооружений, предусматривающий наличие в составе вокзала отстойного парка для пассажирских вагонов с поворотными кругами, каких еще не существовало в России. Строительство велось под руководством группы инженеров, как русских, так и иностранных. Большую часть работ выполнил французский инженер Ю.Фляша под руководством инженера А.С.Мерецкого. Новое здание вокзала (1859 года), по сравнению с первоначальным, было увеличено и получило новый архитектурный образ. Он представлял собой П-образную в плане постройку с двумя боковыми 2-х этажными корпусами, между которыми были проложены пути для прохода поездов. Из 10-ти составов, которые могли подаваться одновременно к 5-и платформам, 3 подходили под дебаркадер. Входы были перенесены на боковые фасады: этим достигалось разделение пространства вокзала на «зону отправления» и «зону прибытия».
Фасад торцевой части, выходящий к Обводному каналу, был прорезан крупными арочными окнами, освещающими крытый дебаркадер, и завершен небольшой часовой башенкой с флагштоком, традиционной для вокзалов того времени. В центральном высоком оконном проеме поместили витраж, боковые окна декорировали «русско-византийскими» кокошниками, остальные — «ренессансными» архитравами и пилястрами. Однако транспортное назначение вокзала, его функциональные и конструктивные особенности были выражены в облике этого здания ярче и убедительнее, чем в предшествующей постройке.
Особенно необычно и эффектно выглядел фасад вокзала со стороны железнодорожных путей, где перед взором раскрывались новаторские конструкции из металла и стекла — обширные платформы, дебаркадеры с остекленным покрытием на легких железных стропилах — стало важным новшеством в развитии архитектуры России. Подвижной состав и локомотивы для Варшавской железной дороги были поставлены лучшими заводами Европы — Кайль, Шарп-Стюарт, Боргиз, Стефенсон и др.
Как и все новинки того времени, вокзалы привлекали живейшее внимание публики, и если сегодня мы видим в них лишь точку прибытия или отправления, то в XIX веке вокзалы, которые возводились по проектам ведущих архитекторов, были чем то вроде огромных клубов, в которых проводились концерты и балы.
Поезда Варшавской линии отличались удобными и богато обставленными вагонами, которые в первую очередь, конечно, предназначались для пассажиров первого класса. Они были похожи не на вагоны, а на маленькие комнаты с мягкими спальными местами и отделанными красным деревом и бронзой стенами, а в особенно роскошных вагонах пассажиры даже могли принять ванну. Наиболее комфортными и красивыми были вагоны императорского поезда, но кроме него по Варшавской линии ходили и другие «семейные» составы, принадлежащие самым богатым и влиятельным российским фамилиям. Свой семейный поезд был, например, у князей Юсуповых.
Интересно, что на вокзале граждане были обязаны предъявлять особым чиновникам письменные виды проезжающих «званию их присвоенные, с надлежащим полиции удостоверением», то есть паспорта. От предъявления письменных видов освобождались едущие в загородные имения и на дачи, дети, крестьяне с продуктами на продажу и крепостные при своих господах. Чиновники, изучив предъявленные документы, записывали данные в специальную книгу, а на документ ставили штемпель, означающий, что «к отъезду по железной дороге препятствий нет». С такой отметкой можно было идти в кассу за билетами.
Поведение на вокзале было строго регламентировано. В кассе было незыблемое правило: «Раздача билетов начинается за час и прекращается за 10 мин. до отправления поезда, после чего никакие причины и ни от какого лица к получению билетов не приемлются».
Подобные жесткие паспортные ограничения и прочая регламентация на железной дороге существовали до осени 1857 г., пока новый император Александр II их не отменил.
Варшавский вокзал был свидетелем крупных исторических событий. Недалеко от него в 1904 году был убит министр внутренних дел и шеф жандармов Вячеслав Константинович Плеве.
Во время октябрьской революции в здании вокзала прятались большевики, а в дни Великой Отечественной войны к нему почти вплотную приблизилась фашистская армия.
После войны здание, пострадавшее при артиллерийских обстрелах и бомбежках, потребовало серьезной реконструкции: некоторые его помещения пришлось отстраивать заново.
В 1949 году реставрационные работы были закончены, на главном фасаде вокзала, в нише, установили бронзовую скульптуру В.И.Ленина (работы Н.В. Томского), а в конце 1960-х годов, при электрификации Варшавской линии, железнодорожные пути вынесли из-под дебаркадера, а остекленную крышу демонтировали.
Вместе с Санкт-Петербургом Варшавский вокзал пережил все перипетии истории прошлого столетия — две революции, две войны, экономические трудности. Несмотря на многочисленные утраты, здание Варшавского вокзала по сей день обладает целым рядом архитектурных достоинств, изобилует интересными инженерными решениями. 15-го мая 2001 года, спустя почти 140 лет со дня своего открытия вокзал перестал быть объектом транспортного значения, в конце 2003 года было принято решение о переводе поездов дальнего следования на Витебский вокзал.
На базе комплекса «Варшавский Вокзал» предполагалось создать многофункциональный Центр современной культуры, рассчитанный на широкие слои населения и предполагающий научную, выставочную, информационно-просветительскую деятельность с включением коммерческой периферии (отели, рестораны, магазины, аттракционы и т.д.).
В настоящее время проект носит название торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», открытие которого намечено на январь 2006 года.
4. Заключение
Железнодорожный вокзал — это всегда штрих к портрету города, и, пожалуй, самый значительный. А поскольку дороги в России долгие, расстояния большие, то и вокзалам надлежит быть комфортными, теплыми, наделенными всеми необходимыми услугами. Ведь по вокзалу можно судить о городе. Вокзалы северной столицы — ее украшение и гордость. Два вокзала — Московский в Петербурге и Петербургский в Москве — сооружались по одному проекту выдающего русского архитектора Константина Тона.
Вокзалы органично вписываются в богатую историю Санкт-Петербурга, ибо каждый из них несет печать времени и любви к своему городу. Открытие нового Ладожского вокзала стало символом нового Санкт-Петербурга, города XXI века.
5. Список литературы
Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – 5-е изд. — СПб.: КОРОНА принт, 2005. – 384 с.
Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. (Серия «Туризм и сервис») – М.: ИКЦ «МарТ». Ростов на Дону, 2005. — 272 с.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. – 5- изд. – М.: Советский спорт, 2004. — 216 с.
Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- 559 с.
История железнодорожного транспорта России. Т.1, 2. – СПб., 1994, 1997.
Фролов А.И. Вокзалы Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во «Глагол», 2003. – 128 с.
we.tkspb.ru/main.htm.