Модель экономической системы на примере Швеции

1.Вступление Термин шведская модель возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом

социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления. Другая характерная черта послевоенной

Швеции – специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность рассматриваются как результаты этой политики. Наконец, в самом широком смысле шведская модель – это весь комплекс социально-
экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие шведская модель не имеет однозначного толкования. Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека – с 1932 г. за исключением 1976-1982 гг. -у власти находится

Социал-демократическая партия Швеции СДРПШ . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции , что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом – активный ее сторонник.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как дома народа, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев. К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический

нейтралитет с 1814 неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в
Сальтшебадене в 1938 г поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон. На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания – Струра Коппарберг основанная более 700 лет назад появилась в

Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны. Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция – угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику.

Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели. С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе.

Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность. Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке
труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название функциональный социализм 2.Основные черты экономического развития За сто лет из отсталой одной из беднейших в Европе страны, какой она была в середине XIX в превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом

отношении государств. В 1970-х годах по стоимости промышленной продукции на душу населения Швеция находилась на первом месте в Европе. Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких транспортных издержек были

основными факторами развития. В 70-х годах прошлого столетия шведские железная руда и лес были необходимы для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации страны и росту городского населения, что в свою очередь привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались и быстро росли новые компании в металлургии и машиностроении. Хотя по-прежнему доминировали лесопильная и железорудная отрасли, быстро развивались целлюлозно-бумажная
промышленность и машиностроение. Доля рабочей силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г. выросла с 15 до 34. К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще приходилась половина работающего населения. В условиях быстрого роста населения важное значение имела эмиграция, прежде всего в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн. шведов. Эмиграция позволила избежать голода и массовой безработицы.

Швеция избежала участия в обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить производственный потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться на поставках воюющим странам и при восстановлении европейской экономики. В межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП уступала только США. Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к падению промышленного

производства на 25 ниже уровня 1913 г и в начале 30-х годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933 г.составляла 25. В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Это были ее золотые годы. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост производительности труда составлял в среднем в год 5,1 в первой половине 60-х годов и 4,3 в 1965-1974 гг.

Это объяснялось значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости. В 70-е годы темпы роста упали. После энергетического кризиса 1973-1974 гг. в промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В значительной степени это стало следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса середины 70-х годов. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25 промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом горно добывающую, черную
металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная конкуренция. На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками. Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976 гг когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40. В результате шведская промышленность потеряла за 1975-1977

гг. почти 20 своей доли на мировом рынке. Избыток мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь отрицательно отразились на черной металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла свои позиции под натиском конкурентов, прежде всего из Северной Америки. Большой мировой избыток мировых мощностей в судостроении в сочетании со слабым спросом как на новые суда, так и на фрахтование резко сократил выпуск судов в

Швеции . Производство обуви и одежды испытывало очень серьезную конкуренцию со стороны некоторых развивающихся стран, где издержки на рабочую силу были значительно ниже, чем в Швеции . Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы, государство с середины 70-х по начало 80-х годов предоставляло в значительных объемах помощь пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности.

В 1977 г. впервые за 25 лет сократился ВПП. Слабый прирост в 1978-1980 гг. сменился очередным падением в 1981 г. С середины 70-х годов темпы роста производительности труда резко замедлились и составили в 1975-1984 гг. только 1,4 в год. Количество отработанных часов с середины 60-х годов сократилось в основном вследствие законодательных реформ о рабочих часах, о пенсионном возрасте и об отпусках. Эти реформы учитывали рост населения и долю занятых женщин.
С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций начиная с августа 1977 г когда крона была девальвирована на 10. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной как валютная змея. Однако спрос на новые товары и технологический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение за последний период укрепило свои позиции.

Быстро развивалась и фармацевтическая промышленность. С 1983 года положение резко изменилось, и шведская экономика начала выбираться из кризиса. Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1883 г. ВПП возрос на 2,4, промышленное производство – на 5,1, производительность труда – на 7,4. В 1984 году рост ВПП составил 4 – наивысший показатель с 1973 г.

Главным фактором роста опять являлся экспорт. В последующие два года темпы роста несколько снизились из-за замедления роста экспорта. Повышение доходов населения привело к увеличению личного потребления, ставшего важным катализатором продолжительного экономического подъема. В абсолютных показателях ВВС в текущих ценах составлял в 1970 г. -172 млрд. крон, в 1980 – 525 млрд в 1985 г 861, в 1989 г 1221 млрд. крон. В целом в 80-х годах

Швеция имела прирост ВПП чуть выше среднего по Западной Европе. Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась на шведской промышленности. Производственные мощности использовались на 90, а во многих отраслях этот показатель был еще выше. Это потребовало значительного объема новых капиталовложений. За 1983-1989 гг. объем промышленных инвестиций вырос более чем на 60 .

Нехватка квалифицированной рабочей силы и большое количество невыходов на работу – основные причины, сдерживающие расширение промышленного производства. Несмотря на это, объем производства быстро увеличивался. Поступление и объем заказов, прибыльность после 1982 года находились на достаточно высоком уровне. Высокий инвестиционный уровень наблюдался и в сфере услуг, которая в меньшей мере зависит от конъюнктуры.
Он выражался главным образом в рационализации производства и насыщении его электронно-вычислительной техникой. Ведущей тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы стал переход от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и фармацевтических изделий. 3. Смешанная экономика Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как

смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою нишу, выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных

взаимосвязей. Подавляющее большинство около 85 всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится 75 занятых в производственном секторе, из них 8 работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 г.

Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной собственностью , фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала. 3.1 Частный сектор Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности.
Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм,в которых основатель, собственник и директор-распорядитель часто одно и тоже лицо.В другую группу входят крупные компании,зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения.

Заметно снизилась доля акций,принадлежащих домашним хозяйствам населению и частным индивидуальным лицам – с 47 в 1975 г. до 21 в 1985 г в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании,фонды,в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд ВПФ, заметно увеличился – с 53 в 1975г. до 79 в 1985 г. включая 7, принадлежащих иностранцам. За после военный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров – с 70 в 1951

г. до примерно 20 в 1985 г вследствие прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность. Таким образом,институциональная собственность в значительной степени заменила частных лиц. В настоящее время 20 крупнейших владельцев портфелей акций – учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и страховых компаний, на которые в 1985 г. приходилось соответственно 14, 14 и 10. Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью,

произошло в силу различных причин.Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу,сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть акций в своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в качестве платежа акции покупающей компании. Некоторые крупные пакеты акций возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничества фирм. Обычным явлением стали стратегические вложения капитала в акции.
Этому способствовала высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и прибылей после 1982 г. В частности, Сканска купила Сандвик, Вольво- значительную часть Фармасия и Стура – Суидиш мэтч. Вместе с тем резко возросло и число шведов, владеющих акциями.Это объясняется как сокращением портфелей акций частных индивидуальных собственников,так и быстрым ростом числа компаний,зарегистрированных на Стокгольмской фондовой бирже.

Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 г. различных акционерно-инвестиционных фондов.Сбережения в этих так называемых всеобщих фондах под управлением банков или фирм получали разнообразные налоговые субсидии от правительства. До 1984 г. вкладчики получали скидку 30 с налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 г. налоговая скидка была отменена,но остальные

стимулы остались. В 1985 г. на эти инвестиционные фонды приходилось 6 всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти. В последние годы большой интерес к шведским акциям проявили иностранные инвесторы. К концу 1985 г. на них приходилось примерно 7 стоимости всех акций. Кроме того, некоторые шведские компании появились на некоторых западноевропейских фондовых биржах,а также в Нью-Йорке и Токио,что объясняется их желанием обеспечить лучшие,чем в

Швеции,финансовые условия и дополнительную рекламу за границей. Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях с числом занятых свыше 500 человек сосредоточено около 40 занятых в промышленности,а на мелких до 50 человек – 17. При этом рост концентрации проявляется прежде всего на уровне крупных фирм.
В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40 рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75 объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции . В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. В 1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не входят.

Так, крупнейшая шведская фирма Вольво уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира Дженерал моторз 15 млрд долл. против 102 млрд долл. Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию. В экономике Швеции очень высока монополизация производства.Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников

СКФ,автомобилестроение Вольво и СААБ-Скания, черная металлургия Свенска столь,электротехника Электролюкс, АББ, Эрикссон, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная Свенска целлюлоза, Стура, Му ок Думше и др самолетостроение СААБ-Скания, фармацевтика Астра, Фармасиа, производство специальных сталей Сандвик, Авеста. В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран

Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них по принятой в шведской экономической литературе терминологии, сфер банков стоят ведущие частные коммерческие банки страны – Скандинависка эншильда банкен и Свенска хандельсбанкен, при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента.
В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы третьего блока во главе с крупнейшей компанией страны – автомобильным концерном Вольво. В финансовую группу Скандинависка эншильда банкен, контролирующую до 40 экспорта, 20 ВВП страны и обеспечивающую 40 занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов,

Боньеров,Лундбергов,Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых превышает 13 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм. В целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 г. оборот 250 млрд крон и прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и за границей на их предприятиях занято примерно 450 тыс. человек.

Империя Валленбергов считается одной из крупнейших в Западной Европе. Вторая финансовая группа – Свенска хандельсбанкен – включает в свой состав кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не играют значительной роли.

3.2 Государственный сектор Важнейшая роль государственного сектора в Швеции – аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности центральное правительство и местные коммунальные органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности.

Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам в каждом отдельном случае, но не в совокупности деятельности. Государственный сектор и государственная собственность – разные понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично смешанная собственность . Удельный вес государственной собственности в
Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место. Размер государственного сектора может измерятся в таких показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе.

В 1988 г. в нем работал 31 работоспособного населения, государственное потребление составляло 30 ВВП, а государственные капиталовложения – 3. Доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61 ВВП в 1989 г. Она возросла с 33 в 1960 г. до 45в 1970 г 50 в 1975 г. и 67 в 1982 г. рекорд капиталистического мира. Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах,

но наиболее активно – в Швеции. Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве. Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится больше

половины всех товаров и услуг. Их основная цель – расширение производства с достижением прибыльности. Однако конец 70-х годов характеризовался убыточным расширением, особенно после национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977 г. судостроительных и металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в результате структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости. Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока возвратившиеся к власти социал-демократы
в 1982 г. не покончили с политикой кормления хромых уток. Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных предприятий холдинг Статсферетаг был реорганизован в 1983 г когда из него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название Прокордиа. Сейчас она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и услуг.

В 1987 г. число занятых в Прокордии составило 25 тысяч человек. Кроме Прокордии в число государственных и смешанных предприятий входят горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ, металлургическая Свенска столь, судостроительная Цельсиус и коммерческий банк Нурдбанкен.В 1987 г. число занятых в этих фирмах составило 48 тыс. человек, а всего в государственных

компаниях – около 150 тыс. человек. Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь – две крупнейшие государственные монополии – приходится свыше 60 всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера – транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95 всех жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек.

Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление Ваттенфалль. В последние годы оно также занялось исследованиями в области как новых источников энергии солнце, ветер и вода, так и традиционных уголь, торф и природный газ. Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них – государственный бюджет.
В Швеции более 50 государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор домашним хозяйствам и предприятиям, в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу. Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют

государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90 оставшейся суммы, в том числе почти 23 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих – медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды около 30, образование около 21, электро- и водоснабжение 12, досуг и

культуру 5, транспорт и связь 5. Основа шведской системы социального страхования – различные виды социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики распределения. В 1988 г. переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50 – пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд. крон. Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.

Различные части государственного сектора имеют имеют собственные источники доходов. Кроме того, комунны, ландстинги 24 284 и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов – косвенные доходы. В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству, составили 340 млрд. крон, или 90 всех доходов центрального правительства 378 млрд. крон.
50 этой суммы составляют косвенные налоги, 15 – налоги на социальное страхование. Для местных властей основной источник финансирования – подоходные налоги 60. Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67 млрд. крон, что составляет 25 доходов коммун 270 млрд. крон, и являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения, помощью и субсидиями на инвестиции. В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное

страхование – основной источник доходов. Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства – 92, в том числе в здравохранении – 92, в образовании и НИОКР – 88,7, социальном страховании – 98,2. В целом же по статистике на государство приходится 49 занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний –

56. Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики. Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует

большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор. 3.3 Кооперативы Особенностью шведской экономики является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле,
жилищном строительстве и других сферах деятельности. Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится

на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле. В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве третьей силы, или третьей альтернативы, частной и государственной собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях – особенно среди потребительских кооперативов – кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в вопросах ценообразования.

В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах. На кооперативы в Швеции приходится 5 промышленного производства и всех, 7,5 занятости в промышленности, 14 в розничной торговле и 5 от числа всего работающего населения.В Швеции 23 домашних хозяйств тем или иным образом связаны с кооперативами.

На потребительские кооперативы приходится 20 продаж товаров повседневного спроса. От 12 до 23 продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99 и 80 соответственно. Термин кооператив обычно относится к экономическому понятию, основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами
его членов. Среди принципов кооперативного движения свобода членства – никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава независимость от политических партий и вероисповеданий демократическое управление – один член – один голос ограничение доходов на вложенный пай, кооперативное общество – ассоциация людей, а не капитала накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность просветительская деятельность взаимодействие кооперативов. Кооперативное движение возникло в

Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других народных движенийсвободного религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего – в лице его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских кооперативных ассоциаций.

В 1899 г. они образовали Кооперативный союз КФ. КФ – национальная организация шведских самоуправляющихся обществ потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число обществ заметно сократилось вследствие слиянийс 950 в 1920 г. до 138 в 1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и просветительской

деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,пивоваренные и консервные, а также несколько промышленных предприятий. Сфера деятельности кооперативов широка помимо упомянутых существуют кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные. Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе.
Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах. 4. Уровень жизни Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для определенных

целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы преимущественно высококвалифицированной – обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов. В шведской модели социальная политика способствует преобразованию

общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния. Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в

Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире Согласно одной из целей шведской модели – равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах. В 1986 г. в Швеции на 20 самых богатых семей приходилось 37,5 доходов,
на 20 самых бедных – 12 для США соответственно 43,7 и 4,6. Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6 зарплаты мужчин для сравнения в Италии – 84,8 в Германии – 73 в Великобритании – 70,5 в Японии – 48,5. После продолжительного роста чистых после вычета налогов доходов в послевоенный период реальные в постоянных ценах чистые доходы домашних хозяйств в 1981-1983

гг. сократились. В 1984-1989 гг. в среднем ежегодно они росли на 2,2. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других слоев населения например,пенсионеров. В 1950 г. на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70 ВВП. К 1989 г. эта доля упала примерно до 50. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам.

Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках,облигаций,акций и других требований составляют около 40. На автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится еще 10. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению. Распределение собственности в

Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран. Показатели жизненного уровня на 1000 чел. в 1987 г. СтраныВВП на душу населения долл.СШАТелефоны шт.Телевизоры шт.Легковые автомобили шт.Потребление электроэн-ии на душу кВчБезработица Швеция 18876890393420170791,6Германия1828064037 946369008,7Англия1176552434631854778,4СШ
А18338760813559112045,4Япония19465555261 24157332,5Франция15818608332394587010 Уровень доходов в 1987 г. Размер доходаЧисло мужчинЧисло женщинИтого020 27821 75542 033 1-39 999476 061905 0171 381 078 40 000-79 999560 0631 139 3621 699 425 80 000-119 999 1 029 2541 020 7192 049 973120 000-159 999778 000320 5631 098 563160 000-199 999274 16169 438343 599200 000-299 999186 30429 199215 503300 000-499 99952 0675 75657 823500 000 и выше10 7071 22711 934 5.Заключение Итак, основные цели шведской модели – полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения

полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты – составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции,активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран. Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная

безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг. Меньших успехов Швеция добилась в других областях цены росли быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран
Западной Европы,производительность труда почти не росла. Падение темпов роста производительности труда – международное явление, вызванное , в частности, расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не дает роста производительности.

Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство,опирающееся на меньшинство в рикстаге, и позиции партии постепенно

ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюктуры. Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства – видимо, потребует

новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели – низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода. 7. Литература 1 Волков А.М.
Швеция социально-экономическая модель М.Мысль1991