Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии

СОДЕРЖАНИЕ
1 Модели олигополии, основанные на некооперативнойстратегии. 2
2 Практическое задание. 10
Список использованных источников. 13/>
1Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии
 

Олигополия – это рыночная структура, характеризуемаяналичием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическимструктурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, т.к. этоуже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующимисубъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистическойконкуренции.
Некооперативные олигополии – в которых участники рынкадействуют самостоятельно, не зависят друг от друга и не вступают в сговор.
К моделям количественной олигополии основанным нанекооперативной стратегии принято относить модели Курно, Штекельберга иЧемберлина.
Модельдуополии основывалась на следующих предпосылках:
— на рынке присутствуют только две фирмы;
— каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производстваконкурента постоянными.
Допустим, что на рынке действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, аспрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако чтобудет делать фирма Y, фирме Xнеизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственнопланировать собственный выпуск.
Поскольку рыночный спрос есть величина заданная,расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмыX. На рисунке 1.1 показано, как сместится график спроса на продукциюфирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемыефирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельныхиздержек, будут снижаться соответственно от /> до/>, /> и от />до />, />.
/>
Рисунок 1.1 -Модель Курно
Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки.
Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены иколичества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмойX.
Объединив оба графика, получим кривые реакции обеихфирм на поведение друг друга. На рисунке 1.2 кривая Xотражает реакцию фирмы X на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y-соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривыхреакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальнымидействиями.

/>
Рисунок 1.2 — Кривые реакции фирм Xи Yна поведение друг друга
В модели Курно не отражено одно существенноеобстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмойцены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовуюигру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X можетзанять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не охватываются модельюКурно.
В отличие от модели Курно, в которой обе фирмыявляются на рынке равноправными игроками, в модели Штекельбергаодна из них (лидер I) активна, а другая (последователь II) пассивна.Последователь предоставляет лидеру возможность первому предложить на рынкежелаемое количество товара и оставшийся после этого неудовлетворенныйотраслевой спрос рассматривает как свою долю рынка [3, с. 229].
Такое взаимоотношение между конкурентами можетвозникнуть вследствие ассиметричного распределения информации: лидер знает функциюзатрат последователя, в то время как последователь не осведомлен опроизводственных возможностях лидера.
В такой ситуации фирмам не нужно приниматьстратегических решений. Прибыль лидера зависит только от его объема выпуска,так как объем выпуска последователя задан уравнением его реакции: qII =qII(qI).

/>
Рисунок1.3 — Изопрофиты дуополии
Для наглядного сопоставления равновесия Курно сравновесием Штекельберга линии реакции дуополистов нужно дополнитьлиниями равной прибыли (изопрофитами). Уравнение изопрофиты получается врезультате решения уравнения прибыли дуополии относительно объема выпуска, обеспечивающегозаданную величину прибыли.
На рисунке 1.3 показано, как располагаются изопрофиты фирмыII. При заданном выпуске фирмы I соответствующая ему точка на линии реакциифирмы II указывает объем ее производства, максимизирующий прибыль. Получитьтакую же прибыль при большем или меньшем своем выпуске фирма II может только,если фирма I уменьшит предложение на рынке, поэтому вершины изопрофитрасполагаются на линии реакции. Чем ниже расположена изопрофита, тем большуюприбыль она представляет, так как соответствует меньшему выпуску конкурента.
/>
Рисунок 1.4 — Равновесный выпуск в моделях Курно и Штекельберга

Совместив карты изопрофит дуополистов, можно увидетьсочетания qI,qII, соответствующие отраслевому равновесию в моделях Курно и Штекельберга(рисунок 1.4). Точка пересечения линий реакции (С) представляетравновесие в модели Курно, а точка касания линии реакции последователя снаиболее низкой изопрофитой лидера представляет равновесие в модели Штекельберга(SI или SII).
Из рисунка 1.4 следует, что у фирмы, становящейся лидером,прибыль увеличивается по сравнению с той, которую она получала при конкуренциипо модели Курно: лидер переходит на более низкую изопрофиту.
Можно доказать, что при линейных функциях отраслевогоспроса и общих затрат дуополистов в модели Штекельберга рыночная ценабудет ниже, чем в модели Курно.
Модель Чемберлина описывает некооперативнуюколичественную последовательную игру дуополистов. Устраняя недостатки моделейКурно и Штекельберга, она учитывает, что в отрасли оба дуополиста непридерживаются предположения о заданности выпуска соперника, а учитывают, чтоон будет меняться в ответ на действия соперников. В отличие от модели Курно,где дуополисты не максимизируют совокупную прибыль отрасли, в этой модели фирмыспособны это сделать, не прибегая к сговору.
В точках, лежащих на отрезке AB (рисунок 1.5)каждый дуополист получает больше прибыли, чем в точке С, так как он попадает наболее выгодную изопрофиту.
/>
Рисунок 1.5 – Контрактная кривая

Отрезок AB получается путем соединенияточек касания изопрофит дуополистов Курно, образующихся в заштрихованнойобласти, ограниченной изопрофитами, пересекающимися в точке С. Отрезок AB является частью контрактной кривойABCD, соединяющей точки касания изопрофит, в которыхкаждый дуополист получает такую же прибыль, как в равновесии Курно, либобольшую, что позволяет максимизировать совокупную прибыль отрасли. Фирмы вмодели Чемберлина получают максимальную прибыль и одновременно максимизируютобщую прибыль отрасли, выбирая любую точку на контрактной кривой.
Однако модель Чемберлина имеет ряд ограничений вобъяснении реальной ситуации в отрасли, поскольку она не учитывает возможностивхода в отрасль других продавцов, вследствие чего равновесие в ней становитсянестабильным. Кроме того, на практике для максимизации совокупной прибылидуополисты должны иметь представление о кривой рыночного спроса и кривыхиздержек друг друга, что, при отсутствии сговора, проблематично.
К моделям некооперативной ценовой олигополииотносят модели Бертрана и Эджуорта.
Модель олигополии Бертрана указывает на то, чтосуществование нескольких крупных фирм в отрасли приведет к ценовой войне междуними. Ценовая война будет продолжаться до тех пор, пока цена не снизится доуровня предельных и средних издержек. Олигополисты независимо друг от другавынуждены будут установить одну и ту же цену, обеспечивая рыночный спрос науровне предложения на рынке совершенной конкуренции. Олигополисты Бертрана несмогут получить положительную прибыль и, следуя предпосылкам модели, в условияхравновесия разделяют рынок между собой. Доля предложения каждой фирмы на рынкесоставит часть рыночного спроса. При одинаковом количестве фирм на рынкеолигополист Бертрана в условиях равновесия предлагает на рынок большепродукции, чем олигополист Курно, а рыночный спрос удовлетворяется в большемобъеме при более низкой цене.
С увеличением числа фирм на рынке изменяется толькоодин параметр рыночного равновесия: уменьшается доля предложения каждойотдельной фирмы. В результате при значительном увеличении числа фирм на рынкеуровень выпуска отдельной фирмы становится слишком мал по сравнению с размерамирынка. В этом крайнем случае рынок олигополии Бертрана, как и рынок Курно,трансформируется в рынок совершенной конкуренции.
Пусть две фирмы на рынке предлагают однороднуюпродукцию, зная функцию рыночного спроса, но имеют неравные условия поиздержкам производства. У обеих фирм предельные издержки по-прежнему равнысредним, но у первой фирмы из уровень меньше.
При данных предпосылках ценовая война неизбежна.Предположим, что ценовая война привела к понижению цены до уровня среднихиздержек второй фирмы.Равновесие на рынке при такой цене неможет быть достигнуто, поскольку первая фирма ещё способна получить выгоду отснижения цены. Верхняя граница изменения цен существует, поскольку фирменевыгодно устанавливать цену ниже уровня средних и предельных издержек. Еслицена, назначенная первой фирмой, выше её средних издержек, но ниже среднихиздержек фирмы-конкурента, то первая фирма сможет привлечь покупателей боленизкой ценой и получить положительную прибыль. Производственная деятельностьвторой фирмы окажется убыточной. Продолжение ценовой войны будет увеличиватьубытки второй фирмы.
Обобщая модель для случая nфирм в отрасли, можно сделатьследующие выводы. При заданных условиях стратегического взаимодействия ввыигрышной ситуации окажутся те фирмы, чей уровень средних и предельныхиздержек будет ниже. Следовательно, число фирм на рынке может сократиться. Равновесиена рынке олигополии Бертрана также не будет единственным и, в частности, можетбыть достигнуто, если одна или несколько фирм смогут наладить безубыточноепроизводство при одном и том же уровне рыночной цены.
Модель дуополии Эджуорта описывает некооперативнуюценовую последовательную игру дуополистов. В отличие от модели Бертрана, в нейпроизводственные мощности фирм ограничены. Предположим, что дуополисты поделилирынок пополам, так как имеют производственные мощности для покрытия половинырыночного спроса (при P=AC=MC, как у Бертрана). Если дуополист 1 решит повыситьсвою цену по сравнению с равновесием Бертрана, чтобы получить дополнительнуюприбыль, а дуополист 2 сохранит цену, то все покупатели, привлекаемые низкойценой, перейдут к дуополисту 2. Но он, имея ограниченные производственныемощности, не сможет удовлетворить возросший спрос, и покупатели обратятся кдуополисту 1, который тоже, имея ограниченные производственные мощности, будетполучать дополнительную прибыль за счет возросшей цены, действую как монополистсвоей части рынка. Это привлечет дуополиста 2, и он повысит цену до уровня чутьниже цены первой фирмы, чтобы привлечь покупателей, но не сможет удовлетворитьспрос в полном объеме и будет получать дополнительную прибыль, действуя какмонополист. Повышение цен будет продолжаться, пока это будет выгоднодуополистам. Но в какой-то момент дуополист 1, привлекаемый прибылью дуополиста2, решит снизить цену до уровня чуть ниже, чем цена второй фирмы, чтобыотвоевать часть рынка. В ответ на это дуополист 2 поступит аналогично, чтоприведет к ценовой войне и снижению цен до уровня предельных издержек, послечего дуополистам вновь будет выгодно повышение цен и ценовой цикл повторится. Такоеравновесие не является стабильным, а предполагает попеременный переход междуциклами снижения (ценовой войной) и роста цен.
2 Практическое задание
 
Задача 1.
Условие:
Допустим, фирма полностью монополизировалапроизводство ковров. Следующая информация отражает положение фирмы: предельныйдоход MR=100-20£>, валовой доход TR=1000g-10/>, предельные издержки MC=100+100,где О – объем выпуска ковров, P – цена одного ковра.
Сколько ковров и по какой цене будет продано фирмой-монополистом? По какой цене и сколько ковров продала бы фирма, если бы онафункционировала в условиях совершенной конкуренции?
Решение:
В условиях совершенной конкуренции ценаустанавливается на уровне предельных издержек, т.е. P=MC=100+100=200,объем производства можно определить из равенства MR=MC,но из данного условия сделать это не представляется возможным.
В условиях монополии равновесие также установится науровне MR=MC, объем производства Q известен изпредыдущего пункта. Подставив Q в уравнение для валового дохода TRможно найти валовый доход монополиста, равный площади фигуры, заштрихованной нарисунке 2.1. Разделив TR на Q найдем отрезок PMACM, которыйпредставляет собой величину превышения цены монополиста над ценой фирмы –совершенного конкурента. Значит цена в условиях монополии установится на уровнеРМ=Р+ PMACM.

/>
Рисунок 2.1 – Равновесие монополиста
Задача 2.
Условие:
Цена единицы продукта А составляет 10 долл. Фирма,производящая этот продукт нанимает работников на конкурентном рынке труда.Зависимость среднего продукта (APC) от числа нанимаемых работников (L)показана в таблице.L 1 2 3 4 5 6 APC 100 95 90 85 80 75
Сколько работников наймет эта фирма, стремящаяся кмаксимизации своей прибыли, если месячная ставка заработной платы равна 750дол.
Решение:
Для определения числа работников фирмы, стремящейся кмаксимизации прибыли, используем правило MRCL=MRP.
Из условия задачи MRP=750 дол. — ставка заработной платы.
Определим предельный продукт нанимаемых работников MRC. MRC1=APC1=100дол., MRC2=95 дол.*2-100 дол.=90 дол. и т.д.

Построим таблицу предельного продукта нанимаемыхработников.L 1 2 3 4 5 6 MPC 100 90 80 70 60 50 MRC3=80*10 дол.=800 дол. >MRP3=750 дол.
MRC4=70*10дол. =700 дол.
Таким образом, фирме, стремящейся к максимизацииприбыли в данных условиях, выгодно нанять трех работников. Предельный продукткаждого последующего работника будет меньше ставки заработной платы.
/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1 Баканов, М. И., Шемет, А. Д. Теорияэкономического анализа. – М.:ПринтИнвест, 2007. – 227 с.
2 Борисов, Е. Ф. Экономическая теория. – СпБ.: ПитерПресс, 2008. – 435 с.
3 Войтов, А. Г. Экономика. Общий курс. — М.: Эксмо, 2003. – 332 с.
4 Полотницкий, М. И. Курс микроэкономики. М.: ПринтМ, 2006. – 345 с.
5 Салимжанов, И. К.Ценообразование. – Мн.: БелПт, 2007. –456 с.
6 Курсэкономической теории / Под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – М.: РУДН, 2006. – 534 с.
7Пиндайк, Р., Ребинфельд, Д. Микроэкономика. Мн.: БГЭУ, 2002. – 354 с.
8 Уткин, Э. А.Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебн. пос. — Мн.: БГЭУ, 2007. – 354 с.
9 Хайман, Д. Н.Современная микроэкономика: анализ и применение. – М.: МГУ, 2008. – 445 с.
10 Пелих, А. С.Экономика отрасли. Мн.: БГЭУ, 2003. –358 с.