Федеральное агентство по образованиюРоссийской Федерации ФГОУ СПО
Хабаровский судостроительный техникум
Курсовая работа
Основы экономической теории
«Модели рынка труда в условияхсовершенной и несовершенной конкуренции и проблемы его государственного регулирования»
Работу выполнила Ковальчук С.С.
Преподаватель Сапитонова Л.Г.
Хабаровск, 2010
Содержание
Введение
1. Рыночнаяконкуренция. Виды моделей рынков
1.1Добросовестная и недобросовестная конкуренция
2. Структураи сущность рынка труда
3. Разделениетруда и специализация трудовых функций
3.1Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России
3.2 Правовоерегулирование рынка труда
3.3 Стимулированиетруда
4. Средствагосударственного регулирования. Несовершенство рыночной организации и функциигосударства
5. Проблемызанятости населения на современном этапе
5.1Государственная служба занятости
6.Безработица
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Приложение
Введение
Эволюция всех известных человеку экономических систем происходиткак следствие поиска способов решения известной дилеммы: «ресурсы ограничены –потребности безграничны». Ограниченность ресурсов относительна, т.е. в каждыйданный момент они недостаточны по сравнению с потребностью в экономическихблагах. Ограниченность ресурсов может быть в известной степени преодолена лишьпри условии роста производительности труда, т.е. увеличения выпускаразнообразных потребительских благ в единицу времени. В свою очередь повышениепроизводительности труда возможно благодаря общественному разделению труда испециализации взаимовыгодного обмена продуктами труда.
Рыночная система функционирует, во-первых, благодарямеханизму учета многочисленных решений, принимаемых собственниками товаров,денег и доходов. Во-вторых, рыночная система одновременно выступает имеханизмом осуществления этих решений в процессе движения потоков товаров иденежных доходов.
Большинство людей стремится к улучшению своего положения.Компании яростно борются за клиентов, создавая новую продукцию, а также улучшаяи удешевляя старую. Работники конкурируют друг с другом за рабочие места,заканчивая колледжи, получая специальную подготовку и опыт, который, как онинадеются, даст им преимущество на рынке труда. Страны также конкурируют междусобой, следуя макроэкономической и торговой политике, предназначенной длясоздания конкурентного экономического преимущества. Пожалуй, конкуренция дажеусилилась. Мы живем в век всемирных рынков, где деньги и товары более легко,чем когда-либо, проходят через национальные границы. Раньше наши конкурентыжили дальше по улице или в соседнем доме.
Сейчас же они могут жить в другом полушарии, в Малайзии,Китае или Испании. И впервые все подчиняются одним и тем же правилам игры,правилам рыночной экономики.
1. Рыночная конкуренция. Виды моделей рынков
Как и ценообразование, конкуренция является «собирательным»,многосложным процессом регулирования потоков товаров, денег и доходов.
«Рынок» и «конкуренция» в значительной степени синонимы: однобез другого не существует. Более того, содержание конкуренции раскрывается впонятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков – это невозможность влиянияна уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса:попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары, аискусственное снижение цены приносит убытки и затрудняет возмещение издержек.
Конкуренция выступает своеобразным регулирующим механизмомрынка. Препятствий для вступления в этот процесс или выхода из него несуществует.
Участники конкуренции решают постоянно своеобразную задачу:либо приложить огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса иопередить тех, кто добился успехов, либо смириться с потерей доходов. В этомодна из причин неприязни людей к рынку и конкуренции.
Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованиеммножества продавцов оперирующих однородными, стандартными продуктами. Числофирм-продавцов так велико, а доля каждой из них так ничтожна, что ни одна изних не способна влиять на цены путем изменения объема производства.
Своеобразным парадоксом экономического противостояниявыступает возможность перерождения конкуренции в свою противоположность – монополию.Успех в конкурентном противостоянии, экономические прибыли, техническиеновшества и растущие масштабы выпуска при снижающихся издержках – вот главныеслагаемые монопольного захвата ведущих позиций в отрасли и на рынках сбыта.
Неконкурентные рынки формируются также в форме так называемых«естественных монополий». Это относится к рынкам уникальных сырьевыхресурсов, собственность которых монополизирована в руках государства иличастных владельцев.
Все виды неконкурентных рынков, монополий или тенденции кмонополизации выступают объектом особого – антимонопольного регулирования состороны государства.
Однако чистая монополия встречается в жизни крайне редко.Более распространена структура рынка, называемая олигополией. Продуктстандартизован или дифференцирован. Вступление в отрасль новых фирм крайнезатруднено.
Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынкеиграют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса,которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентнымбудет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынкасовершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке онипульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса ипредложения, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации иизменяются не так часто.
Таблица 1 Классификация структуры рынкаПрирода продуктов Количество продавцов Один Несколько Много Однородные продукты Чистая монополия Однородная олигополия Чистая конкуренция Дифференцированные продукты Дифференцированная олигополия Монополистическая конкуренция
1.1 Добросовестная и недобросовестнаяконкуренция
Добросовестная конкуренция
Основными методами конкурентнойборьбы являются:
— повышение качества продукции,
— снижение цен («войнацен»),
— реклама,
— развитие до- и послепродажногообслуживания,
— создание новых товаров и услуг сиспользованием достижений НТР и т.д.
Одной из традиционных формконкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. «войнацен». Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальнымиизменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услугпо действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. Восновном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабыхсоперников или проникновения на уже освоенный рынок.
Более эффективной и более современнойформой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рыноктовара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новойпотребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к.«формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся снакопления экономической и научно-технической информации. В качестве примераможно привести тот факт, что известная японская фирма «SONY»осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующимнаправлениям.
В связи с большим влиянием наобщественность средств массовой информации и прессы, реклама является важнейшимметодом ведения конкурентной борьбы. С помощью рекламы можно определеннымобразом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как влучшую, так и в худшую стороны.
Недобросовестная конкуренция
Основными методами конкурентнойборьбы являются:
— экономический (промышленныйшпионаж),
— подделка продукции конкурентов,
— подкуп и шантаж,
— обман потребителей,
— махинации с деловой отчетностью,
— валютные махинации,
— сокрытие дефектов и т.д.
К этому можно также добавить инаучно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка толькотогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике,т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в видеконкретных товаров или новых технологий.
2. Структура и сущность рынка труда
Функционально — организационная структура рынка трудавключает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы:принципы государственной политики в области занятости и безработицы; системуподготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержкибезработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовоерегулирование занятости.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как прилюбой сделке купли — продажи. Продавцы — это работники, предлагающие своюрабочую силу (способность к труду), а покупатели — это трудовые коллективы илиотдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и какихработников им требуется.
На рынке труда действует закон спроса и предложения нарабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения нарабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящихна рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отборнаиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Новместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданиюжесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Существовавшая ранее в нашей стране административно — командная система управления, при которой государство как собственник основныхсредств производства централизованно планировало необходимое для полнойзанятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы,полностью разрушило мотивацию к труду.
Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не можетсуществовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики идемократических общественных институтов. Тоталитарное общество дажетеоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считаетчеловека равноправным, юридически и экономически независимым от государствасубъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциалэффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимодругое — иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, аличные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую исоциальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, нопочти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в такихусловиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя егоантипод — распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своейприроде, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.
На рынке труда реализуется возможность:
— свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности,поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможностиреализации творческих замыслов и т. д.);
— найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства,защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, егооплаты;
— независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграциитрудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально — квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизнии трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместнодоступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурныхи духовных ценностей;
— свободного движения заработной платы и других доходов присохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленногозаконом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточныйминимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему,основанную на прогрессивной шкале.
В конкурентно — рыночных отношениях отражаются глубокиепроцессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед.Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционныхпотока: развитие экономики (материально — технических элементов и структур),развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей,нравственных качеств) и развитие общественных отношений (государственных иклассовых структур, отношений собственности, производственных связей). Ониобразуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.
Рабочая сила представляет собой товар особого рода,производственные созидательные качества которого целиком определяютэффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортныхтоваров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических иорганизационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок трудаобразованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационнойи территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельностинародного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем болеесложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силевысшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТРабсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создатьнаилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности исоциальную защищенность на рынке труда.
Рабочая сила — товар особого рода еще и потому, что она самав первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной вразвитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве ивыражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.
Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и еепотребителей — экономики и государства — является важнейшей социально — экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическуюоснову развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, чтоорганизованный, во многом управляемый государством и поддерживаемыйпредприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развитиянародного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненноважных звеньев социально — экономической системы любой страны.
Конечной целью рынка труда является, во-первых,удовлетворение профессионально — трудовых и жизненных интересов экономическиактивного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народногохозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной иминимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочейнеделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
3. Разделение труда и специализация трудовых функций
Разделение и специализация труда – это относительноеобособление людей для выполнения конкретных видов работ в узкой отраслидеятельности для более производительного исполнения специфических различий,свойственных всем видам ограниченных ресурсов. Разделение труда, в каких бымасштабах оно не осуществлялось, вызывает соответствующее увеличениепроизводительности труда. Отделение друг от друга различных профессий и занятийвызывалось именно этими преимуществами.
Разделение труда экономически выгодно даже при отсутствииестественных или приобретенных различий в квалификации работников ииспользованных ими ресурсов. Упрощение функций разделения труда облегчаетвведение механизации, способствует экономии на масштабах производства.
Результаты разделения и специализации труда тем болеевпечатляющи, если они основываются на различиях в способностях и талантахлюдей.
Разделение труда принято считать одной из объективных причинвозникновения рынка и присущих ему отношений обмена.
Институциональные модели рынка труда в современном мире
Эксперты ООН выделяют, по крайней мере, четыре основныеинституциональные модели рынка труда.
1. Японская модель характеризуется: а) ограниченнойпродолжительностью страхования по безработице (до 30 недель) и б)высокоцентрализованной системой установления заработной платы, формируемой входе весенних наступлений трудящихся (профсоюзы охватывают только 25% рабочих);в) пожизненной занятостью; г) высоким уровнем квалификации работников.
2. Для американской модели рынка характерны следующиеосновные черты: а) относительно жесткая система предоставления пособий побезработице с кратчайшим периодом страхования по безработице; б) установлениеминимальной заработной платы на федеральном уровне. Она относительно низка посравнению со средней заработной платой; в) весьма ограниченная практика веденияколлективных переговоров и низкая доля работников, организованных в профсоюзы;г) ограничение регулирования трудовых отношений задачей предоставления равныхвозможностей участникам рынка; д) высокая квалификация рабочей силы.
3. Модель европейского союза характеризуется следующимиособенностями: а) относительно щедрой системой пособий по безработице. Онисоставляют 60-70% заработной платы низкоквалифицированного рабочего; б)минимальная заработная плата установлена на уровне Европейского союза;в)степень участия работников в профсоюзах уменьшалась во всех европейскихстранах. Особенно во Франции, Голландии, Испании и Великобритании, но ещеостается высокой в Бельгии, Дании, германии и Италии на уровне, близком кначалу 70-х; г) трудовое законодательство выходит далеко за пределы обеспечениястатуса равных возможностей. Регулируются рабочие часы, наем и увольнение; д)уровень квалификации значительно ниже, чем в Японии и США.
Профессиональный союз (профсоюз) — объединение работников одной профессии, отраслипроизводства (услуг) или предприятия, созданное для защит интересов этихработников при согласовании с работодателями единых условий труда и его оплатыдля всех членов профсоюза.
Эта модель имеет тенденцию к высокому уровню безработицысреди женщин и молодежи, а также долгосрочную безработицу.
4. Скандинавская модель (Норвегия, Швеция и Финляндия)отличается: а) наиболее щедрыми условиями предоставления пособий по безработице;б) мощным профсоюзным движением, в) централизованной системой установлениязаработной платы через коллективные переговоры. Это особенно характерно дляШвеции.
Государственное регулирование занятости не сводится только кстрахованию по безработице, правилам закрытия предприятий и увольненияработников. Все большее значение приобретают такие направления деятельностигосударства в этой области, как подготовка и переподготовка кадров,субсидирование промышленности. Организация необходимых общественных работ,регулирование продолжительности трудовой деятельности, рабочей недели ирабочего дня.
Тем не менее занятость регулируется не только государством.Но и рынком. Поэтому неопределенность ситуации с занятостью сохраняется.
В России опыт регулирования рынка труда еще очень мал. Встране создана Федеральная служба трудоустройства и Государственный фондзанятости, основная часть средств которого расходуется на выплату пособий побезработице. Разрабатываются меры по созданию новых рабочих мест. А стране слаборазвита сфера услуг, огромный дефицит рабочей силы существует в сельскомхозяйстве. Нуждается в дополнительном притоке рабочей силы производствопредметов потребления. Однако переориентация потоков занятости является крайнесложным и болезненным процессом. Для реализации программ обучения ипереобучения безработных требуются большие средства.
3.1 Государственное регулирование рынка труда и егонеобходимость в России
Применительно к рыночной экономикеидеи экономического либерализма, т.е. политики невмешательства государства вэкономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде “Исследование оприроде и причинах богатства”. Согласно его трактовке, рыночная системаспособна к саморегулированию, в основе которого лежит “невидимая рука” – личныйинтерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепцияне является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма ирациональных ожиданий.
Но в работах Дж.М. Кейнса этатеория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал фактсуществования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку трудавнутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условияхполной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовыеотношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечиваетсостояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняетсявынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса натруд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершеннойконкуренции.
Применительно к сегодняшнимроссийским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться напоиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующеевлияние государства не должно препятствовать реализации требованийэкономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы,высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населениядолжна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, асозданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местахи т.п.
Достижение оптимально высокой,структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованнойзанятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления российскойэкономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения ицеленаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитыхстранах проблемы занятости могут зачастую решаться обособленно, без кардинальныхизменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренноепреобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовойстабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов дляинвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективноевзаимодействие работников, работодателей и государственных органов длясогласования путей решения проблем занятости.
Перспективы занятости определяютсядинамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому болеерациональное использование работников является приоритетным направлением посравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работникови увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальнойподдержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятияхскрытого резерва рабочей силы.
Для решения всех этих задачгосударство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить иподдерживать, либо формировать “точки роста” в экономике, проводитьсоответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику,регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников ктребованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства вобласти создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это,однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должностимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимоограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечиваязащиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуацияхвысвобождение рабочей силы.
Очень важно избежать такогоположения, при котором возобновление экономического роста будет происходить привысокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случаепросто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы напредприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамикеинвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулированиечастного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем помере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будетувеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост,расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.
Для обеспечения экономического роста,сопровождаемого увеличением занятости, требуется:
· появление рыночноориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственникапроизводственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательскойактивности;
· привлечениевнутренних и иностранных инвестиций;
· обеспечениеусловий для материальной заинтересованности работников, развития ихпотребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а такжесоответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-техническойбазы.
Реализация этих требований возможналишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма всочетании с государственным регулированием. Прежде всего необходимосовершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодолениенеравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмернойспециализации регионов, более полное использование местных ресурсов ивозможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сферсоциальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходиматерриториальная мобильность рабочей силы, требующая определенногорегулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченностирегионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах сосложным уровнем проживания.
Возможности федерального центра вулучшении территориального размещения производства ограничены. Основноезначение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового ипромышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и другихэкономических объединений.
Для обеспечения занятости населениявелико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно однопосредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствиядейственной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спросанаселения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностейполучения соответствующих профессий.
Значительно снижают трудовуюмотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так ив новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованнаяоплата. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава ирядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка,формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентнооплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особойпроблемой является целесообразность увязки заработка различных категорийработников с рентабельностью производства.
Условием решения этих задач являетсяне только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, нои развитие законодательства и соответственное изменение общественного отношенияк данным проблемам.
труд занятость рыночная экономика
3.2 Правовое регулирование рынкатруда
Изменение экономической ситуации вРФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государствомфункции основного работодателя, признание многообразия форм собственности – всёэто потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенныеновации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами опорядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений идополнений в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса о том, чтонеобходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Онодолжно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ,отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшнейэкономической ситуации.
Условия трудовых отношений,возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизниконкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающийиз приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяетсделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) ипредпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательстводолжно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторонтрудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении сработодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовыхотношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможностьнавязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут,лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечитьпринцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственноезаконодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторонтрудового договора при реальном их исполнении.
Формирующееся в условияхэкономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорироватьопыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитойрыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущностьвзаимоотношений наемных работников и работодателей в принципе везде одинакова.Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которыедопускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защитытруда, пригодные в российских условиях.
Скорее всего для России наиболееприемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаясягораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения,поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане непозволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями,на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников,обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно имдолжны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.
Вместе с тем особенностью современнойгосударственной политики России является децентрализация регулирования трудовыхотношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан,практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовыхотношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов впринятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачурешения многих вопросов на уровень конкретных сторон.
С учетом изложенного к основнымпринципам регулирования трудовых отношений, можно отнести следующие:
· признаниеправового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защитыболее слабой стороны – работника;
· учет интересовработников и работодателей, государственная защита их интересов;
· гуманистическийхарактер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересамипроизводства;
· учет особенностейспецифических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ приразработке механизма регулирования трудовых отношений;
· установление действенныхмер ответственности за нарушение трудового законодательства.
В заключение следует отметить, чтосамо по себе наличие должным образом подготовленного закона не достаточно,чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто неприменяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовыенарушения прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных актов,а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов отруде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимоотметить, что гарантированные государством права работников должны защищатьсяпрежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудиюбез многомесячных и унизительных ожиданий.
3.3 Стимулирование труда
Допустим, что человек нашел себе работу, соответствующую еговозможностям, знаниям и запросам к уровню оплаты. Подписав документы о найме,он уходит на время с рынка труда, но не из сферы экономических отношений.Меняется лишь характер проблем: у нанимателя теперь главная проблема — какдобиться, чтобы человек трудился с наивысшей производительностью и качеством, ау наемного работника — как получить за свой труд побольше. Эти интересы находятсвое компромиссное воплощение в методах экономического стимулирования наемныхработников. Человечество придумало массу способов такого стимулирования, иподробный рассказ о них отнял бы у нас слишком много времени. Поэтому скажемлишь об основных: поощрение трудовой активности через зарплату; вовлечениеработников в управление и совладение организацией, где они трудятся;формирование пенсии в прямой зависимости от заработной платы.
Заработная плата. Наиболее традиционные формы заработнойплаты — повременная и сдельная. При первой работник получает деньги завыполнение своих обязанностей в течение определенного времени, и размер оплатырастет прямо пропорционально этому времени. При сдельной же оплате трудаработник получает определенную сумму денег за каждое вышедшее из его рукизделие или за каждую выполненную им производственную операцию. Чем больше онсделал — тем выше сумма, которая ему выплачивается. Эти системы просты и потомуудобны, что и обусловило их господство по сей день во многих странах мира.
Повременная заработная плата — метод оплаты труда, прикотором заработок прямо пропорционально зависит от количества часов,отработанных работником во исполнение его обязанностей.
Сдельная заработная плата — метод оплаты труда, при которомзаработок прямо пропорционально зависит от количества выполненных работникомпроизводственных операций или изготовленных товаров.
Пенсия — денежное пособие, получаемоегражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии,что он отработал определенное число лет по найму
4. Средства государственногорегулирования. Несовершенство рыночной организации и функции государства
Административные средства не связаныс созданием дополнительного материального стимулирования или опасностьюфинансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают всебя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретилостроить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, апросто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государствообязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственноеобучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.
Административные средстварегулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются внезначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном наохране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоевнаселения. Основные инструменты государственного регулирования: -фискальнаяполитика, то есть политика в области правовых расходов и налогов; -денежнаяполитика; -политика регулирования доходов; -социальная политика;-государственное регулирование ценообразования; — внешнеэкономическоерегулирование.
Экономические средства государственного регулированияподразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор вэкономике. Основные экономические средства-это: — регулирование учетной ставки(дисконтная политика, осуществляемая центральным банком) — установление иизменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страныобязаны хранить в центральном банке — операции государственных учреждений нарынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговляими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменитьсоотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении.Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствамибюджетной политики.
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночнымотношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социальноэкономических проблем. Одна из них — проблема занятости, которая неразрывносвязана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовыхвзаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективныемеханизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старыепроблемы занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоевнаселения — наша действительность.
Основная задача проводимой высшими органами власти Россиисоциальной политики — максимальное поддержание уровня жизни населения иусиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для еевыполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которойпредусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовымиресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намеченысовместные действия структур государственного управления разноготерриториального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программыв 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функциии сферы деятельности которой мы сейчас и рассмотрим.
Несовершенство рыночной организации ифункции государства
Главным мотивом экономическогоповедения людей в мире экономики был и остается личный доход. В этом смыслерыночная организация хозяйства оказалась наиболее приспособленной для сочетанияличных и общественных экономических интересов. Однако она способнафункционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемыхгосударством. К ним относятся:
— законодательное определение правсобственности на экономические ресурсы и механизмов их осуществления;
— защита свободы индивидуальноговыбора людьми той или иной сферы приложения труда знаний, опыта.Интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;
— гарантия приоритетов личныхинтересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствиис результатами хозяйственной деятельности;
— использование конкурентногомеханизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций, как вгосударственном, так и в негосударственном секторах экономики;
— осуществление социальной политикизащиты населения с низкими доходами,
— поддержание стабильности,эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц, как в государственном,так и в негосударственном секторах экономики.
Вмешательство государства в экономикунеобходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночнаяконкуренция и свободное ценообразование неуместны. Не достигают цели и не даютудовлетворительного решения существующих проблем. Примером могут послужитьсфера совокупного социального или муниципального потребления (общественныйтранспорт, охрана общественного порядка, оборона, обслуживания таких крупныхинфраструктурных систем, как энергетика, водоснабжение, связь и т.д.).
5. Проблемы занятости населения на современном этапе
На протяжении многих десятилетий политика управлениятрудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а отпотребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественноэкстенсивный рост. Она была подчинена задачи преодоления нехватки кадров,изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущегочисла рабочих мест.
Это привело к практически полному исчерпанию трудовыхресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионноговозраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовалотакое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и ворганизациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал,количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялосьмиллионами и одновременно существовала безработица.
Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большимпеременам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизнистраны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынкарабочей силы.
Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевыхминистерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей,установленных в условиях командно — административной системы без учетаинтересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшениесоциально-экономического положения и обострение усилению межреспубликанского /впределах СНГ/ движения населения.
Это негативно сказывается на эффективности использованиянакопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечениитрудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновениюлокальных очагов безработицы.
Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основномохватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержатьконкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякоепоследствие — с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой — ухудшится ее качество.
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массовоговысвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей исвертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятияхпервого подразделения.
Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушениедоговорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемовпродукции, сокращением числа рабочих мест и работающих.
Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокойквалификации, профессионально непригодных к использованию в низовыххозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
Возрождение многоукладной экономики, предоставлениепредприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом всесторонняядемократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах кпроблемам занятости. Главное их направление превращение работника избессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы всубъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает вкачестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способовсвоего существования. Наконец общество признало право работника насамостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти,но и на деле. В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическоепонятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ковсеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего какзадача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочиеместа. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, азанятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируетсярынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своимиспособностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложениярабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределениятрудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд иповышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек самдобровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто неимеет права принуждать человека к труду административными способами. Полнаязанятость цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когдаспрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление,которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества,структуры производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силызависит от множества факторов, главные из которых — изменение формсобственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий,предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающиекоренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательнодолжны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сферезанятости и трудовых отношений.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянномподдержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетовзанятости в программах экономических преобразований.
5.1 Государственная служба занятости
Для реализации государственной политики в области занятостинаселения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в РоссийскойФедерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению ипрофориентации населения создается государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятиезанятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятостьграждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основаниемдля привлечения человека к административной или уголовной ответственности. Сдругой стороны незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категориянаселения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечитькаждому гражданину его конституционное право на труд.
Соответственно нужно решать проблему организации учетанезанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, ктооказался в такой ситуации вынуждено.
Законодательство предусматривает обязанность вынужденонезанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов,определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: негосударство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается запомощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человекарегистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступаетобязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу.Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то онприобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.
Государственная служба занятости является структуройспециальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решениевопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу,содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации ихпрофессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услугипредоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
-анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочуюсилу;
— информирование населения и работодателей о состоянии рынкатруда;
-учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся повопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления этих задач необходимокомплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Онапозволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации,оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основнымсредством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективнымтакже представляется создание распределительных информационных систем, сетилокальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службызанятости. На городском и областном уровне системы целесообразно созданиеперсонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятостиза помощью в трудоустройстве, консультация обращающихся в службу занятоститрудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечениярабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам. Оказаниепомощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборенеобходимых работников.
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящейсчитается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающаявозраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступностьнового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право насвободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательночерез службу занятости.
Организация профессиональной подготовки, переподготовки иповышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или другихучебных заведениях, оказывает помощь в развитии и определении содержания курсовобучения и переобучения. В настоящее время уровень профессиональной подготовкизанятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокийобщеобразовательный уровень, в промышленности, например 78% работников имеютсреднюю квалификацию, 5% — высокую и 17% — низкую.
При значительном высвобождении с предприятий работниковпотребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения пократкосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и черезсистему служб занятости, должно стать «непрерывное образование». Набазе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанскоеучебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемыхработников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы поподготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальныхделений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическуюнаправленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебныхпрограмм, а региональные службы занятости — рассчитывать потребность в учебныхместах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование.Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могутзаключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять их напрофессиональную подготовку по избранной ими профессии.
Профориентационные услуги должны предоставляться не толькоучащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Этотребует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службузанятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются итребования к работникам службы занятости.
Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сферезанятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественныхработ по профессиональной ориентации взрослого населения и организациипрофобучения безработных, их регистрация и оказание им в пределах своейкомпетенции помощи. В законе определен статус безработного, которым являетсявынуждено-незанятый человек, по отношению к которому государство не смогловыполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякийнезанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и можетрассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этоготребуется соблюдать два условия.
Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста иобладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Еслипрофессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости опредварительной профессиональной подготовке.
Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то естьжелание и обязанность пронять предложение о подходящей работе.
6. Безработица
Безработица — положение в экономике, когда часть способных и желающихтрудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности илитрудоустроиться вообще.
Неполная занятость трудоспособного населения противоречитглавной задаче экономики — обеспечению роста уровня благосостояниячеловечества.
Карл Маркс полагал, что безработица возникает из-за того,что: производство развивается медленнее, чем растет численность способных ктруду граждан, и часть населения страны оказывается как бы излишней. Новыемашины заменяют людей в производстве и те оказываются ненужными; меняетсяструктура спроса и производства и потому последнее сокращается в традиционных,наиболее трудоемких отраслях.
При этом Маркс считал, что хозяева предприятий дажесознательно поддерживают безработицу, потому что лишенные возможности трудитьсялюди образуют промышленную резервную армию, которой может располагать капитал икоторая так же абсолютно принадлежит ему, как если бы он вырастил ее за свойсобственный счет.
Можно ли вообще ликвидировать безработицу, то есть добиться100%- и занятости? В свое время эта задача была одним из главных политическихлозунгов профсоюзов и социалистических партий.
Однако на самом деле экономика, в которой одновременно занятывсе 100% трудоспособного населения, больше проигрывает, чем выигрывает.
Во-первых, добиться такого положения дел можно лишь с помощьювнеэкономического принуждения по отношению к гражданам (например, в истории СССРбыл такой период, когда закон — так же как во времена крепостного права —просто запрещал менять работу по собственному желанию трудящегося). Аограничение экономической свободы подрывает саму основу нормальногофункционирования механизмов рынка и ведет к худшему использованию ресурсовстраны и замедлению темпов роста благосостояния ее граждан.
Во-вторых, в такой экономике (по причинам, о которых мыговорили выше) резко замедляется перестройка структуры производства,обусловленная изменениями спроса и внедрением достижений науки и техники впроизводство.
Поэтому современная экономическая наука пришла к выводу отом, что полная занятость вовсе не означает отсутствие безработных? Для благастраны полезно наличие в ней небольшой безработицы, масштабы которой называютсяестественным уровнем безработицы.
Естественный уровень безработицы — сложившийся в даннойстране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурнойбезработицы.
Иными словами, состояние дел на рынке труда не должновызывать беспокойства, если некоторая часть трудоспособных людей временно неработают потому, что переходят с одного места работы на другое без измененияпрофессии и отрасли (фрикционная безработица). Кроме того, вполне нормально,если часть людей не работают из-за того, что им нужно поменять профессию илиместо жительства и работы, поскольку их «родные» отрасли«потеряли рынок» и сворачивают производство, а в растущих отрасляхнужны работники с другими навыками и профессиями.
Помимо экономических потерь, безработица оказывает негативноевлияние на работника. Безработица означает потерю квалификации. Утрату чувствасамоуважения, падения морали, распад семей. Вот почему государственноерегулирование занятости имеет исключительно важное значение.
Заключение
В данной работе я попыталась датьанализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельноститакого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, чтоиз-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в однойработе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можносделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностьюговорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемнымиработниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектамиспроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок трудаиспытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовыхотношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников игосударство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателейпосредством специализированных организаций и законодательного регулированиятрудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовеспрофсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либоотдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда вцелом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может бытьрезультативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из егосегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразованиясуществующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути,входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственноерегулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальныхсегментах может быть по-настоящему эффективной.
В работе был также поставлен вопрос онеобходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретнов сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночнойсоциально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент,когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговымпрессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальныхпрограмм и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночнымсаморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.
В нашей же экономике, с присущим ейкрупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы,говорить о построении эффективной социальной экономической ситуации рано. Этомуспособствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, икоррупция в руководящем составе, и сильный “теневой” сектор. Словом, чтобыначать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформироватьвсе сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
Список используемой литературы
1. Авдокушин Е.Ф.Международные экономические отношения. Учебное пособие. 6-е изд. Перераб. идопол. – М.: 2001.
2. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристь, 1999.
3. Экономика.Учебник. /А.С. Булатова. – М.: БЕК, 1994.
4. Мироваяэкономика: краткий курс / В.П.Воронин, Г.В.Кондакова, И.М.Подмолодина. 2-еизд.: Юрайт-Издат, 2003.
5. Гусьян Г.М.Экономическая теория. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007.
6. Жукова г.П. Общаяэкономическая теория. РЭА, 1994.
7. Экономическаятеория: Учебник для студентов высших учебных заведений. /В.Д. Камаева. – 8-еизд., перераб. и допол. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 640с.: ил.
8. Липсиц И.В.Введение в экономику и бизнес. Учебник для сред. Спец. Учебных заведений. – 5-еизд. – М.: Вита-Пресс, 2003.
9. Современнаяэкономика / О.Ю.Момедова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
10. Николаева И.П.Экономическая теория. Учебник. – М.: КНОРУС, 2006.
11. Экономика труда./Г.Р. Погосян, Л.И. Жукова. – М.: Экономика, 1991.
12. Руденко Г.Г.Служба занятости и ее функции. – М.: РЭА, 1992.
13. Рузавин Г.И.Основы рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ, 1996.
14. Сажина М.А.,Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Изд. Группа НОРМА– ИНФРА, 1999. – 456с.
15. Тишин Е.В.Экономика и политика России. – М.: ИЭППП, 1998.
Приложение
Таблица 2 Виды безработицыВид безработицы Сущность Фрикционная Вызывается несовершенством в техническом функционировании рынка труда, отсутствием информации о наличии рабочих мест и другими техническими причинами. Структурная Нехватка того или иного материального ресурса, невозможность найти работу вследствие половозрастных особенностей, национальности, квалификации и других личностных свойств. В условиях быстро изменяющегося разделения труда структура предложения может не соответствовать структуре спроса на труд. Технологическая (текучая) Возникает в результате замены людей машинами. Происходит «выталкивание» и одновременно притягивание рабочей силы. Скрытая Характерна для сельского хозяйства, где излишние работники используются в производстве, требующем меньшего количества рабочей силы. Может также возникать в промышленности и государственном аппарате. Сезонная Некоторые виды строительства, сельскохозяйственных работ, промыслов и т.д. обеспечивают занятость только в течение определенных сезонов. Циклическая Производство периодически испытывает спады (рецессии), соответственно падает уровень занятости. Периоды оживления и подъема увеличивают занятость.