Модели туризма в ведущих туристских странах и регионах мира: Восточная Европа

Моделитуризма в ведущих туристских странах и регионах мира. Восточная Европа
ЧешскаяРеспублика и Словацкая Республика. 1 января 1993 г. Чехословакия разделилась надва суверенных государства: западная половина (массив Богемия) стала ЧешскойРеспубликой, а восточная половина (возвышенная зона вместе с горами Татрами) — Словацкой Республикой.
Чехословакиябыла самой крупной туристской страной Восточной Европы с хорошо организованнойиндустрией туризма. Она имела хорошую сеть отелей и домов отдыха. До 1989 г. вЧехословакии существовала самая крупная индустрия въездного туризма среди всехстран социалистического лагеря Восточной Европы. Страна принимала 24,6 млн.гостей в год, большинство из которых приезжали из соседних социалистическихстран и классифицировались как экскурсанты.
Цели визита встрану гостей из несоциалистических стран существенно отличались от целейгостей из социалистических стран: только 18% составляли экскурсанты, большая жечасть приходилась на путешествия ради удовольствия и 17% — на деловыепутешествия.
Выезднойтуризм в Чехословакии, в основном, был нацелен на соседние социалистическиестраны, и треть путешествий были однодневными. Для граждан Чехословакии самымипопулярными туристскими центрами были Венгрия, Восточная Германия и Польша, средизападных стран — ФРГ и Австрия (количество путешествии было незначительным и восновном они совершались с деловыми целями).
С началомэкономических реформ в Чехословакии в 1989 — 1991 гг. туристский сектор страны,как внутренний, так и международный, начал бурно развиваться. Например,выездной туризм возрос с 8,5 млн. путешествий в год в 1989 г. до 20,6 млн. в1990 г. и до 39,6 млн. в 1991 г. Большинство жителей выезжали в однодневныеэкскурсии и за рубежом тратили мало денег. Хотя в 1990 — 1991 гг. количествовыезжающих резко возросло, количество потраченных ими в этот же период денегсократилось с 636 до 393 долл. Это обстоятельство наглядно демонстрируеттрудности, связанные с экономическими преобразованиями.
Две третипутешествий, совершаемых жителями Чехословакии, приходились на западные страны,и, как было сказано выше, в основном в Западную Германию (15,3 млн. человек) иАвстрию (14,1 млн. человек). В этот период резко возросло количество людей,выезжающих в соседнюю Польшу (с 1,3 млн. человек в 1990 г. до 6, L млн. человекв 1991 г.).
Значительныеизменения претерпевал и въездной туризм. Количество туристов, посетившихЧехословакию, возросло более чем в 2 раза. Большая часть гостей, а именно 41%,составляли туристы из объединенной Германии. Удвоилось также количествопольских туристов, значительно увеличился австрийский рынок — с 1,2 до 11,5%.Однако резко сократилось количество венгерских туристов, а количество самихчехов и словаков, выезжающих в Венгрию, увеличилось незначительно, всего на 3,8млн. человек.
С 1993 г. винфраструктуру туризма стран бывшей Чехословакии направлялись крупныеиностранные инвестиции, большая часть из которых приходится на ЧешскуюРеспублику. Однако политические и экономические проблемы, с которымистолкнулись обе страны во время проведения реформ, часто беспокоят иностранныхинвесторов и могут сократить их количество.
Венгрияявляется экономически и политически наиболее стабильной страной в ВосточнойЕвропе. Свою программу экономических реформ страна начала проводить с 1968 г. ипродвинулась в этом направлении намного дальше, чем соседние странысоциалистического блока. В 1989 г. индустрия туризма Венгрии была хорошопостроена и занимала второе место после Чехословакии. Особой популярностью кактуристский центр страна пользовалась у чехов, поляков и восточных немцев.Венгрия привлекала и западных туристов, особенно из таких стран, как Австрия иЗападная Германия, которых в середине 80-х годов насчитывалось 2 млн. человек вгод. Еще 1,4 млн. гостей из западных стран совершали однодневные путешествия.
В 1988 г. вВенгрию прибыли 17,9 млн. человек, из которых 30% составляли туристы изнесоциалистических стран. Количество зарубежных гостей увеличилось более чем в2 раза после революции 1989-1990 гг. достигло 37,6 млн. человек. Большая частьприбывавших гостей приходилась на долю Австрии, Германии, Югославии и Румынии.В 1991 г. сократилось количество прибытий из восточноевропейских стран, врезультате чего общее количество прибытий уменьшилось до 33,2 млн. человек.Однако количество западных туристов продолжало расти, несмотря на международнуюполитическую ситуацию.
В 80-е годычисло поездок венгров на Запад также возросло и достигло своего пика в 1989 г.Общий объем выездного туризма во все туристские центры мира в 1985 — 1988 гг.удвоился, но в последующие годы его рост замедлился. Такая ситуация заметноотличалась от Чехословакии и Польши (см. ниже). Это связано не только с тем,что поездки венгров на Запад были лучше организованы до 1989 г., но и сполитикой валютного контроля, которую проводило Венгерское правительство,начиная с 1990 г. Расходы зарубежных туристов в этот период также сократилисьпримерно в 2 раза.
По разнымпричинам политические изменения, происшедшие в стране в 1989 г., не оказалисущественного влияния на модели путешествий, как в Венгрию, так и из нее, вотличие от других стран Восточной Европы.
Польша имеетсамую большую численность населения в регионе, около 38 млн. человек. В страневысокотехнологическая экономика, но отсталая инфраструктура. До распадасоциалистического лагеря она входила в число основных генерирующих стран, таккак поляки могли свободно путешествовать еще в 70-е годы. Выездной и въезднойтуризм быстро развивался в 1989 г., однако последующие экономические проблемысократили его рост (уровень жизни упал к 1992 г. на 30%). Количествопутешествий за рубеж снизилось с 22 млн. человек в 1990 г. до 20,8 млн. человекв 1991 г., причем большинство выезжало с торговыми целями или для работы зарубежом.
С другойстороны, высокий уровень инфляции, который в 1991 г. составил 80%, сделалстрану относительно дешевой для международного туризма. По этой причинеколичество зарубежных туристов медленно, но росло с 3,4 млн. человек в 1990 г.до 3,8 млн. человек в 1991 г. и 4 млн. человек в 1992 г. Все это касаетсяоднодневных путешествий, число которых увеличилось с 8 млн. человек в 1989 г.до более 30 млн. человек в 1992 г.
В этот периодсущественно изменилась и структура въездного и выездного туризма Польши.Увеличилось количество прибытий из Германии, стран СНГ и Чехословакии, издругих западноевропейских стран оно возросло в 2 раза. Поляки путешествовали,как и раньше, в основном в Германию, но и количество путешествий в другиезападноевропейские страны значительно выросло. Вместе с тем страны СНГ и Чехословакияпотеряли свои рынки. туризм инфраструктура Европа
Большинствотуристов выезжают из страны и приезжают в нее с целью торговли, бизнеса ипосещения родственников и друзей, которые сосредоточены, в основном, вгородской местности страны. Тем не менее Польша богата и природными, икультурными туристскими ресурсами, которые может умело использовать в будущемдля развития отдыха. Однако недостаточное количество отелей, соответствующихзападным стандартам обслуживания, а также проживание зарубежных гостейпреимущественно у своих родственников и друзей свидетельствуют о недостаточноразвитой туристской индустрии страны.
Румыниябогата прибрежными и горными ресурсами (Карпаты) для удовлетворения внутреннихпотребностей. Выездной туризм Румынии в последние годы возрос, однако егорасходы были малы (всего 114 млн. долл. в 1991 г.). Большинство зарубежныхпутешествий были направлены в Венгрию (9 млн. человек в 1990 г.), далее — вБолгарию (1,8 млн. человек) и Турцию (500 тыс. человек в 1991 г.). Модельвыездного туризма Румынии аналогична моделям других стран Восточной Европы,однако большая часть путешествий были однодневными.
До революциистрану посещали относительно немногочисленные туристы, всего 4,5 млн. человек,из них 1 млн. гостей приезжал на один день. Это было связано с политическойситуацией в стране, хотя Румыния была единственной страной в Восточной Европе,которая предоставляла покедж-туры для пляжного отдыха на побережье Черного морядля восточноевропейского рынка. В 1990 г. страну посетили 6,5 млн. зарубежныхгостей, большинство из которых были из Восточной Европы: туристы из бывшегоСССР составляли 2,1 млн. человек, Венгрии 900 тыс. и только 13% прибытий пришлосьна другие страны Европы.
Болгария до1989 г. имела относительно небольшой, но экономически важный для страны сектормеждународного туризма. По количеству прибывавших в страну она уступалаРумынии, но доля туристов из западных стран была относительно высока (9 -12%),они приносили необходимую иностранную валюту. Тем не менее, индустрия туризмаБолгарии в основном зависела от рынка отдыха Восточной Европы: в 1991 г. 60% извсего 1,5-миллионного рынка отдыха и гостей, посетивших своих родственников идрузей в Болгарии, приехали из стран Восточной Европы, в частности из Румынии,Польши и стран СНГ.
В 1992 г.этот рынок исчез, так как сократились государственные субсидии отрасли ивозникли экономические проблемы в странах — генераторах. В период 1990 — 1992гг. Болгария испытала гиперинфляцию. Это означало, что немногие болгары могливыезжать за рубеж (только 1,5 — 2 млн. болгар путешествовали за рубеж ежегодно)и политическая свобода компенсировалась экономическими ограничениями дляпутешествий. Естественно, были невелики и расходы, осуществляемые болгарскимитуристами за рубежом.
Болгарияобладает достаточными туристскими ресурсами, чтобы удовлетворять каквнутренний, так и международный спрос историческими памятниками, возможностямидля пляжного отдыха и живописными ландшафтами гор и побережья Черного моря.