Государственный университет Высшая школа экономики
Факультет Экономики
Кафедра Математические методы анализа в экономике ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: Моделирование формирования цен на земельные
участки Московской области. Кадастровая оценка земель.
Студент группы №941
Козлов М.М.
Научный руководитель —
проф., доктор физико-математических наук Айвазян С.А. Москва 2001 год
Оглавление № страницы Введение………………………………………………………………………… 3 Глава 1. История возникновения Земельного кадастра………………… 6 Глава 2. Земельный кадастр в зарубежных странах……………………. 11 Глава 3. Современные тенденции развития земельного кадастра в России……………………………………………………………………………. 17 3.1. Результаты земельных преобразований 1990-2000гг……….. 17 3.2. Задачи земельной политики 2000-2002гг……………………… 21 Глава 4. Методы оценки объектов недвижимости……………………….. 29 4.1. Оценка массовая и индивидуальная……………………………. 29 4.2. Метод сравнения продаж…………………………………………. 30 4.3. Доходный метод……………………………………………………. 33 4.4. Затратный метод…………………………………………………… 35 Глава 5. Модели оценки земли……………………………………………… 37 5.1. Виды моделей массовой оценки………………………………… 37 5.2. Калибровка (идентификация) моделей массовой оценки…… 39 5.3. Контроль качества оценки………………………………………… 40 5.4. Границы применения массовой оценки………………………… 42 Глава 6. Состояние рынка земельных участков Московской области, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство…… 44 6.1. Общая характеристика рынка……………………………………. 44 6.2. Результаты исследования………………………………………… 47 6.3. Анализ прогностической силы модели…………………………. 71 Заключение……………………………………………………………………… 74 Список использованной литературы……………………………………….. 77 Приложения…………………………………………………………………….. 78
Введение
Земля как основной базис всех процессовжизнедеятельности общества в политической, экономической, социальной,производственной, коммунальной, экологической и других сферах обладаетстоимостью, качественная оценка которой представляет собой одно из важнейшихусловий нормального функционирования и развития экономики.
Необходимость в получении достоверной стоимостиземельных участков испытывают как государственные так и муниципальные органыисполнительной власти при управлении земельными ресурсами, проведениирациональной земельной и налоговой политики.
Для обеспечения рационального использования земельныхресурсов с 13 декабря 1968 года ведется государственный земельный кадастр,содержащий совокупность достоверных и необходимых сведений о природном,хозяйственном и правовом положении земель. Земельный кадастр включаетрегистрацию землепользования, учет количества и качества земельных угодий,бонитировку почв и экономическую оценку земель.
Государственный земельный кадастр имеет важноенароднохозяйственное значение. Его данные широко применяются при решении многихвопросов, связанных с использованием земельных ресурсов. С помощьюземельно-кадастровых данных можно определить место земельных ресурсов в составенационального богатства страны, устанавливать задания по повышениюпродуктивности использования земельных ресурсов путем перевода земель из однойкатегории в другую, трансформации и улучшения угодий, мелиорации земель, борьбыс эрозией почв, кислотностью, засолением, заболачиванием земель, давать оценкуэкономической эффективности планируемых мероприятий.
На сегодняшний день в Российской Федерации сложилисьадекватные предпосылки для формирования механизмов налогообложения земли,взимания арендной платы за землю, находящуюся в государственной и муниципальнойсобственности, а также государственной политики в области оценки земель дляцелей налогообложения.
Одним из решающих условий эффективногоиспользования земельных ресурсов в условиях переходной экономики являетсяметодически корректное определение цены земли, обеспечивающее установлениеобоснованных размеров разного рода платежей за землю, и в первую очередьвеличины земельного налога. При этом принципиальное значение приобретает поисктакой расчетной величины, которая бы в полной мере соответствовалаэкономическим реалиям конкретного этапа общественного развития. Проблемазаключается в том, что в современных экономических условиях отсутствуютметодические основы для расчета объективно обоснованной равновесной цены земли.Сложившаяся ситуация объясняется следующими причинами.
Во-первых,отечественные методы экономической оценки земли, использовавшиеся вдореформенный период, создавались без учета применения их в условияхсовременной рыночной экономики.
Во-вторых,известные зарубежные методы не ориентированы на слабо предсказуемую кризиснуюэкономическую ситуацию и такие рынки земли, как российский, который находится встадии формирования, неустойчив и не соответствует общепринятым стандартамфункционирования. Поэтому вряд ли можно рассчитывать на получение достоверныхрезультатов, применяя широко используемые за рубежом методы капитализациидоходов, либо капитализации затрат на конкретном земельном участке.
В-третьих, в Россииеще не накоплена достоверная информационная база об операциях с землей, наоснове которой могли бы быть использованы некоторые зарубежные методики, вчастности методы аналогии, простой, либо основанной на математическихстатистических моделях экстраполяции.
Именно поэтомусегодня крайне острой и актуальной представляется проблема разработки научнообоснованной методики определения равновесной цены земли, которая способнаучитывать особенности российских условий.
Цельмагистерской диссертации – попытка разработать процедуры определения расчетнымпутем цену земельных участков по совокупности рыночных факторов земельногоценообразования, включая конъюнктуру земельного рынка, соотношение спроса ипредложения на земельные участки.
Предметисследования – экономические взаимосвязи, возникающие при формировании цен наобъекты недвижимости.
Объектомисследования являются земельные участки Московской области, предоставленные подиндивидуальное жилищное строительство (ИЖС).
Методологическойи теоретической основой исследования послужили работы Джозефа К. Эккерта«Организация оценки и налогообложения недвижимости» и Д.Фридмана, Н.Ордуэйя«Анализ и оценка приносящей доход недвижимости». В работе также использовалисьматериалы и данные компьютерной сети Интернет.
Авторунеизвестны подобные исследования и он надеется, что выводы, вытекающие изданной работы, и опыт данного исследования могут представлять практическуюценность.
Взаключение мне хотелось бы поблагодарить директора НПЦ «Оценки земель»института МосНИИПИ землеустройства, к.б.н. Гинзбурга Михаила Евгеньевича запредоставленную информационную базу и консультационную поддержку без которой невозможна была бы данная работа.
Глава 1. История возникновения земельного кадастра.
Почвенные ресурсы страны представляют собойогромное народное богатство. Правильное их использование немыслимо без строго научного количественногои качественного учета почв. Этой задаче служит составление и ведение земельногокадастра.
Первые попытки учета количества и качества земельпроводились еще при первобытнообщинном способе производства. Однако тогда учетбыл весьма примитивный и проводился в интересах общины. С появлением частнойсобственности на средства производства возникла необходимость в болеетщательном учете. Кроме частных собственников учет вело рабовладельческое государство.Оно учитывало доходы от обложения налогами, контрибуциями, расходы насодержание армии и т.п. Объектом учета постепенно становилась земля, котораяуже в то время выступает как основное средство производства в сельскомхозяйстве. Так в Египте, во времена первых фараонов (4 тыс. лет до н.э.)тщательно велись оценочные списки земель, подлежащих налогообложению. Оценкуземель дважды в год проводили специальные таксаторы — чиновники фараона.Земельный кадастр Древнего Рима (4 в до н.э.) представлял собой описаниеземельной собственности. В специальные реестры вносили сведения о размереземельных участков, способе их обработки, качестве и доходности земель. Набронзовые таблицы наносили планы имений, их названия, границы и размерыземлевладений. Там же приводили сведения о качестве земель и о самом хозяйстве.При рабовладельческом строе как специальное земельное учетное мероприятиезарождается земельный кадастр, который продолжает развиваться при феодализме иособенно при капитализме.
В эпоху феодализма дальнейшее развитие получил внутрихозяйственный учет, проводимый в целях управления и контроля за развитиемпомещичьего хозяйства.
Феодальное государство вело кадастр земли как средствапроизводства для налогообложения. При феодализме в системе земельного кадастравозникает земельная регистрация, узаконивающая право частной собственности наземлю.
Таким образом, изучение земельных ресурсов и проведениеземельного кадастра стало необходимостью с образованием государства и развитиемналогообложения. В древнейшей форме земельного обложения размер налогаустанавливался по площади земли. На определенном этапе наряду с учетомколичества начинают учитывать и качественное состояние земель, а впоследствииразмер дохода, получаемого с земель различного качества.
Земельный кадастр России характеризуется длинной историейразвития. Имея общую с западными кадастрами социальную природу, он отличаетсясвоими специфическими свойствами.
Первые описания земель в России появились еще в 9 веке. Оникасались главным образом монастырских и церковных земель служили основанием длянаделения духовенства недвижимым имуществом, в частности землей. Собираниеданных о земле возникло также в связи с взиманием сборов и податей русскимикнязьями с покоренных ими племен. Существовавший в 11 веке качественный учетземель имел упрощенный характер. А первые переписи земель с характеристикой ихколичества и качества относятся к 12 веку. Старейшие кадастровые документы — описания земель периода татарского ига. Первая татарская перепись была проведенав 1245 г., а повсеместная перепись русских земель — в 1273 г. Наряду статарскими переписями описания земель вели русские князья, и земельно — кадастровыми документами в этот период являлись “Писцовые книги”.
Деятельность первого централизованного российского органа поземлеустройству, Поместного приказа (16 век), положила начало государственнымземлеустроительным и земельно-учетным работам, вошедшим в историю как Писцовыемежевания. Спустя 200 лет при Сенате образуется Межевая Канцелярия, расположившаясяв Кремле, она быстро становится важнейшим правительственным органом России,который организовал и провел в жизнь Генеральное (1766 — 1861 годов) иСпециальное (1806 — 1882 годов) межевания, позволившие навести порядок виспользовании российских земель и существенно поправить финансовое положениеРоссийской империи.
Пиком детализации правоотношений, складывающихся по поводуземли, является Аграрная реформа 1906г., ее идейным вдохновителем былП.А.Столыпин, а основой реформы его указ «О дополнении некоторых постановленийдействующего закона, касающегося крестьянского землевладения иземлепользования» от 9 ноября 1906г. Реализация столыпинских реформ 1906 — 1911годов потребовала учреждения в России Комитета по землеустроительным делам, атакже губернских и уездных землеустроительных комиссий, которые в губернияхвозглавили губернаторы, а в уездах — предводители дворянства. Говоря о ролиземлеустройства в осуществлении аграрных преобразований, Председатель СоветаМинистров России П.А.Столыпин заявил в Государственной Думе:«Землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но иглубоко общественное и политическое значение».
В мае 1911г. был принят закон «О землеустройстве», подробнорегламентирующий порядок землеустройства. Закон «О землеустройстве» фактическиподвел черту первому этапу становления законодательства о земле в России впроцессуальных формах его осуществления. Вторым этапом была Октябрьскаяреволюция 1917г. и ее законы. Одним из первых законов Советской власти былДекрет «О земле», написанный В.И.Лениным в ночь с 26 на 27 октября (с 8 на 9ноября). По нему все помещичьи, царские, церковные и монастырские земликонфисковывались вместе с инвентарем и постройками и передавались крестьянскимкомитетам и Советам для распределения между крестьянами.
Деятельность органов землеустройства после 1917 года быланаправлена на обеспечение централизованного управления единым земельным фондомгосударства. Позже конституция РСФСР 1918г. закрепила исключительнуюгосударственную собственность на землю, оставив гражданам право пользованияземлей. Остальные конституции ничуть не изменили право государственнойсобственности на землю, а еще более упрочили его положение как «генерального»собственника всех ресурсов (земельных включительно).
Помимо конституций, имели место ряд реформ, произведенныхсоветской властью в Средней Азии иКазахстане в 1921-22 и 1925-29г.г., они отражали положения Декрета «О земле».Среди нормативных актов чисто земельной направленности следует отметитьЗемельный кодекс РСФСР 1922 г., по нему всем гражданам предоставлялось правотрудового землепользования. Гражданин имел право хозяйственно использоватьземлю, возводить и использовать на земле хозяйственные и жилищные постройки, ненарушающие интересы иных землепользователей. Но гражданин не имел правопокупки, продажи, залога, завещания и дарения земли. А также Основы земельного законодательстваСССР и союзных республик, принятых в 1968г., и соответствующие земельныекодексы союзных республик. Земельные кодексы подтверждали право собственностина землю за государством, наделяя граждан правом постоянного (бессрочного)пользования или временного пользования землей, регламентируя порядок наделенияземлей, устанавливали сроки наделения землей, процессуальный порядок, органы, полномочныена осуществление этой деятельности, порядок рассмотрения споров, связанных с землей. В целом, онидетально регулировали порядок земельных правоотношений, складывающийся вусловиях государственной собственности на землю, правда, при этом интересыгосударства зачастую ставились над интересами субъектов прав на землю.
История земельных реформ показывает чрезвычайнуювариабельность прав на землю в России с точки зрения истории права в Россиивообще. То ограничиваясь, то расширяясь права на землю постоянно изменялись, новсе же некоторые из них оставались, иостаются неизменными, и по сей день – это право пользования землей. Ониоставались неизменными со времен Киевской Руси до наших дней, и даже СССР несмог отобрать его у граждан. На протяжении семидесяти с лишним лет стоимостьлюбого объекта собственности устанавливалась раз и навсегда, но рыночныеотношения коснулись и России, что привело к зарождению рынка недвижимости, чтов свою очередь должно направить экономику Россию на путь законности и стабилизации.
Глава 2. Земельный кадастр в зарубежныхстранах.
Основы современного земельного кадастра в зарубежных странахзаложены в 20 веке. Среди них наиболее совершенен французский земельныйкадастр. Он представляет собой стройную систему учета количества и качестваземель для целей налогообложения. Французское правительство, приступив в 1925г.к обновлению кадастра, ставило перед собой задачу осуществить работы поидентификации данных о каждом участке с целью выяснить его положение, размеры иимя владельца.
Основные работы по земельному кадастру были начаты в 1930г.,практически закончены к началу 50-х годов. Начиная с 1953г., по всей странепроведено очередное обновление земельного кадастра в соответствии ссовременными требованиями. Работы по обновлению и переоценке земельосуществляются через каждые пять лет. Обновление и проверка земельного кадастравозлагаются на постоянную государственную службу земельной собственности,включающую центральное, региональное и департаментское ведомства.
Государственная служба земельного кадастра Францииобеспечивает выполнение технических, юридических и административных действий.
В качестве основной оценочной единицы во французскомземельном кадастре выступает парцелла. На парцеллы делятся сельскохозяйственныеугодья, а также земельные участки занятые постройками, промышленными икоммерческими предприятиями. Исключение составляют земли военного ведомства,скалы, болота, т.е. земли, которые не дают дохода.
Экспертная оценка земель начинается с классификации, при которой определяют количество классовземель по каждому землевладению. Всего на территории Франции выделено 13классов земель. В пределах каждого класса выделяют две типичные парцеллы — однаиз наилучших, другая из наихудших земель. На основе типичных парцеллустанавливают погектарные расценкичистого дохода по классам каждого вида землевладения. Заключительным этапомоценки является классификация парцелл, при которой они распределяются поклассам. Итоговые данные земельногокадастра по всем парцеллам, с указанием доходов и выделением парцелл,подлежащих и не подлежащих налогообложению, размещаются в специальныхтаблицах-указателях, так называемых кадастровых матрицах. Изменения в правовом,природном и хозяйственном состоянии парцелл вносятся в кадастровые матрицыежегодно.
В США изучение земель ведется специальной службой охраныпочв в системе Министерства сельского хозяйства. Она состоит из центральногооргана, филиалов в штатах и около 2400 районных ячеек по охране почв.
Основными единицами, подлежащими съемке при почвенныхобследованиях, являются серии, внутри которых выделяют почвенные типы и фазы.Серии представляют собой почвы, однотипные по мощности и структуре горизонтов,по содержанию солей, органических веществ, а также по рельефу, степени эродированности,засоления и т.д. В пределах серий выделяют типы почв. Наиболее низкаяклассификационная единица — фаза. Критерием для ее выделения являются:изменение наклона поверхности, ограничивающее использование техники, степеньподверженности эрозии, засоренности камнями, материнской породе и т.п.
Обобщить данные почвенного обследования для практическихнужд позволяет классификация земель. В зависимости от поставленных целей в СШАприменяют разные системы классификации земель. Например, почвы могут быть сгруппированы в классы по степени пригодностидля сельскохозяйственного использования, продуктивности земель и т.д.Качественная оценка земель в США производится по продуктивностисельскохозяйственных угодий. Для выявления наиболее продуктивных земель в СШАпроводится экономическая классификация земель. При этом наряду с природнымифакторами учитывают некоторые экономические показатели: размер хозяйства,структуру землепользования, уровень интенсификации, местоположение и доходностьхозяйства на единицу площади, затраты труда и т.п. Земли однородные повозможности сельскохозяйственного использования и близкие по продуктивности,включают в один из семи классов экономической классификации. Так как привыделении классов земель учитывают не только особенности почв, но и целый ряддругих природных и экономических факторов, то такой метод исследований называют комплексным.
Единая методика экономической оценки земель в США до сих порне разработана. Наиболее распространенным является метод оценки земель почистому доходу от реализации сельскохозяйственной продукции. Земли с наивысшимдоходом оценивают в 100 баллов и с ними сравнивают доходность других земель.
Данные изучения земельных ресурсов, обработанные с помощьюЭВМ, являются основой для планирования использования земель в отдельныхрайонах, штатах и стране в целом.
Ведением земельного кадастра в Канаде занимается Службаинвентаризации земель. Она обеспечивает изучение земель по единой для всейстраны программе, главная цель которой — предоставление в распоряжениефедеральных и провинциальных органов точных и полных данных о потенциальнойпродуктивности земельных ресурсов страны. Поскольку сельскохозяйственноеиспользование территории тесно связано с другими видами использования,осуществляют четыре типа оценки земли: для сельского хозяйства, лесногохозяйства, для рекреационных целей и воспроизводства фауны.
Для изучения земель и обработки полученной информации вКанаде разработана информационно-географическая система, которая строит своюработу на базе ЭВМ.
Экономическая оценка земель в Канаде проводится поурожайности сельскохозяйственных культур. Экономическая оценка земель встоимостном выражении не производится.
Современная система изучения земель в Великобританиивключает два основных этапа: физическую и экономическую классификацию земель.
При физической классификации все земли страны в зависимостиот степени влияния физических факторов, ограничивающих их использование всельскохозяйственном производстве, объединяют в пять классов землепригодности.Экономическая классификация земель основана на определении стоимостистандартной чистой продукции каждого класса земель. Экономическая классификацияземель предполагает объективную оценку производственных возможностей каждогоземельного участка. Такую оценку можно произвести после накопления достаточнойинформации для установления пределов колебания средней статистически чистойпродукции на акр каждого физического класса земель.
Сложность установления показателей оценки объясняетсязначительными колебаниями размеров стандартной чистой продукции с единицыплощади неодинаковых физических классов земли в хозяйствах различнойспециализации. Англичане считают, что со временем будут установлены пределыколебания стандартной чистой продукции на землях всех классов землепригодностипри всех возможных типах специализации. На основании этих данных можно будетопределить тесноту связи между физической и экономической классификациямиземель.
При проведении классификации земель учитываются только теограничивающие факторы, которые невозможно устранить на современном уровнеразвития сельскохозяйственной науки и техники. Поэтому факторы, ранеесчитавшиеся не преодолимыми препятствиями, в дальнейшем могут перейти влегкоустранимые, в результате чего земли переводятся в более высокий класс.Поэтому через каждые пять лет проводится корректировка данных классификацииземель с учетом получения информации об использовании земель, развития научныхисследований и технических возможностей улучшения земель.
В развивающихся странах широко применяют классификациюземель, разработанную службой охраны почв министерства сельского хозяйства США.Однако применение такой классификации ограничивается отсутствием материаловпочвенного обследования. Поэтому во многих странах американская системаклассификации земель применяется в упрощенном виде.
Сравнительная сопоставимость качественного состояния мировыхземельных ресурсов возможна на основе единой системы классификации земель.Поэтому большой интерес представляетклассификация земель, разработанная Продовольственной и сельскохозяйственнойорганизацией (ФАО) ООН совместно с французским бюро научных и техническихисследований заморских территорий и успешно применяемая ФАО в тропическихразвивающихся странах. Классификация выделяет пять классов земли в зависимостиот современной или потенциальной продуктивности почв. Классы землепригодностигруппируют на основе оценки физических и химических свойств почвы. Для каждогодиагностического признака в классификации ФАО разработана специальнаястобалльная шкала. В зависимости от влияния этого признака на общуюпродуктивность почв его оценивают определенным количеством баллов.
Данные оценки земельных ресурсов по классификации ФАОиспользуются при планировании развития сельского хозяйства тропических стран, атакже при прогнозировании использования земель.
Зарубежные специалисты не всегда понимают сложившуюсяситуацию в России в вопросах создания земельно-имущественного кадастра.Объясняется это просто. В странах с рыночной экономикой вся земля давноподелена на земельные участки и давно сформированы права на объектынедвижимости — в начале на земельные участки, а затем на здания и постройки.Поэтому кадастры в странах с развитой рыночной экономикой земельные, а зданиявходят в состав комплекса недвижимости земельного участка. Там право наземельный участок первично и предполагает право на все постройки земельногоучастка, а в ряде стран — и на полезные ископаемые. В этих странах земельныйкадастр развивался для информационной поддержки рынка недвижимости. Для этой жецели создана система регистрации прав на недвижимость.
В России для создания информационной поддержки рынканедвижимости необходимо в первую очередь на все объекты недвижимости (земельныеучастки в том числе) создать кадастровые дела и юридически оформить права наобъекты недвижимости. Только после выполнения этой программы работ на основесовременных информационных технологий можно будет создать Государственнуюавтоматизированную систему ведения земельно-имущественного кадастра.
Государственная автоматизированная система веденияземельно-имущественного кадастра является такой же важной государственнойинфраструктурой, как транспорт, связь и т.д. Эта система обеспечивает:
– информационное обеспечение рынка недвижимости;
– создание базы налогообложения;
– основу создания различных геоинформационных систем, в том числе дляуправления развитием городов, отдельных регионов.
В настоящее времяза рубежом документы на бумажных носителях о правах на недвижимость играютмалую роль. Важно то, что записано в базе данных земельно-имущественногокадастра.
Все сделки снедвижимостью в развитых странах осуществляются только над базой данныхземельно-имущественного кадастра! Это объективная необходимость и российскийземельный кадастр должен иметь такие же процедуры.
Глава3. Современные тенденции развития земельного кадастра в России.
Как уникальное природное тело Земля являетсяпространственным базисом социально-экономического развития, главным средствомпроизводства в сельском и лесном хозяйствах, естественной кладовой минерально-сырьевыхресурсов, средой обитания животного мира. Невосполнимость и ограниченностьземельных ресурсов ставят в большинстве случаев земельные вопросы во главу углагосударственной политики страны. Наряду с этим, земельные участки являютсятакже и объектом гражданских прав.
Земельно-ресурсный потенциал нашего государства — это 1709,8 млн. гектаров земли, что составляет 12,5% территории суши земного шара.Это — 420 млн. гектаров континентального шельфа, и эта цифра может бытьзначительно увеличена. На территории России сосредоточено 55% черноземных почвмира, 50% запасов пресной воды, 60% запасов древесины хвойных пород, 30%разведанных мировых запасов энергоносителей. Обеспеченность России земельнымиресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития страны.
3.1. Результаты земельных преобразований 1990-2000гг.
Переход России в конце XX века к рыночной экономикепотребовал создания нового земельного строя. В целях обеспечения равноправногоразвития всех форм собственности и хозяйствования на земле, формированиямногоукладной экономики, рационального использования и охраны земель в 1990году был создан Государственный комитет РСФСР по земельной реформе (ГоскомземРоссии).
С 1990г. земельные преобразования привели к созданию новогоземельного строя в России, который характеризуется: многообразием формсобственности на землю; ликвидацией государственной монополии на землю иперераспределением земель в пользу граждан; платностью землепользования;наличием частной собственности на значительную часть сельскохозяйственныхземель и сформированным слоем крестьянских (фермерских) хозяйств.
Рассмотрим более подробно главные результаты земельнойреформы:
1. Ликвидирована государственная монополияна землю, осуществлен переход к многообразию форм земельной собственности,проведено бесплатное перераспределение земель в пользу граждан (на сегодняшнийдень в России более 43 миллионов собственников, владельцев и пользователейземельных участков, в частную собственность передано около 130 миллионовгектаров).
2. Обеспечена регистрация прав наземельные участки: всем собственникам изготовлены и выданы документы,удостоверяющие право собственности на землю.
3. Осуществлен переход к платномуземлепользованию — сбор всех видов земельных платежей в 1999 году составилболее 18 миллиардов рублей, а их доля в федеральных налоговых доходах отиспользования природных ресурсов составляет более 50%.
4. Создаются условия для гражданскогооборота земли: так, в 1999 году осуществлено более 5 миллионов сделок сземельными участками общей площадью более 72 миллионов гектаров. Из всех видовсделок более 90% приходится на аренду государственных и муниципальных земель. В1998 году совершено 235 тысяч сделок купли-продажи земли на общей площади 40,9тыс.га, в 1999 году гражданами и юридическими лицами осуществлено 292 тысячитаких сделок с земельными участками, площадь которых составила 45 тыс.га.
5. Сформирован слой крестьянских(фермерских) хозяйств: по состоянию на 1 января 2000 года функционировало около265 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств на площади более 14 миллионовгектаров.
6. В результат