Моделирование и пошив коктельного платья

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯРФ
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛМОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГОТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИМ. Н.Э. БАУМАНА
Межвузовскийинженерно-педагогический факультет
Кафедра психологии,профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическимобразованием
 
Курсовая работа:
Моделирование и пошивкоктельного платья
Калуга 2009 г.

Введение
 
Даннаякурсовая работа представляет собой проект разработки серии моделей коктельныхплатьев на основе одной базовой модели.
Целямикурсовой работы являются: разработка базовой модели, разработка серии моделей –аналогов.
Конструирование– важнейшая часть проектирования швейных изделий, который состоит из двухпоследовательных этапов: творческого (выбор метода конструирования и разработкичертежей изделий) и технического (разработка чертежей деталей и узлов и другойрабочей документации.
Главнаязадача конструирования одежды состоит в придании деталям одежды наивыгоднейшихформ и размеров в соответствии со строением и размерами тела человека,гигиеническими требованиями, свойствами материалов, существующим стилем и модой,экономичностью расхода материалов, технологичностью обработки одежды в процессешвейного производства.

Историявозникновения платья
Платье – однаиз распространенных разновидностей одежды, обязательно с длинными полами,укрывающими тело и верхнюю часть ног. В прошлом были мужские и женские платья,но по мере дифференциации мужской и женской одежды, платье стало характернойчертой женского гардероба.
Платьеразвивалось из древних плащей и накидок как результат эволюции кроя,усовершенствование материалов и увеличения разнообразия одежды. К середине XVвека женское платье обрело предельно высокую линию талии, остроугольный,утончающий фигуру выреза, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава,и ассиметрично задрапированную (с левой стороны) юбку, которая, расширяяськнизу, сзади переходила в длинный шлейф.
Коктельноеплатья появились в США в разгар «сухого закона» в процессе демократизациивечернего платья. Рассчитанного на очень юную особу, оно едва закрывало колени,следовало последним веяниям моды и шилось из дорогих, но не роскошных тканей. Кним прилагались специальные аксессуары – маленькие сумочки, расшитыестеклярусом, открытые туфельки в цвет платья, длинные перчатки, шляпка – шлем.В настоящее время коктельные платья являются неотъемлемым атрибутом формальногодресс-кода, для вечеринок, семейного торжества, нового года и так далее.
Более предпочтительнаоднотонная цветовая гамма.

Техническийпроект
 
Таблица
Исходныеданные№ п/п Условное обозначение Наименование размерного признака Величина, см
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Р
Сг1
Сг2
Ст
Сб
Шс
Шг1
Шг2
Цг
Дтс
Дизд
Вг
Дпт
Впс
Впп
Дп
Пспр
Псут
Пшс
Пспр
Пшп
Пшг.с
Пдт.с
Пдт.п
Пур
Пт
Пг
Рост
Полуобхват груди 1
Полуобхват груди 2
Полуобхват талии
Полуобхват бедер
Ширина спины
Ширина груди 1
Ширина груди 2
Центр груди
Длина талии спереди
Длина изделия
Высота груди
Длина переда талии
Высота проймы спинки
Высота проймы полочки
Длина плеча
Прибавка на свободу проймы
Прибавка на сутюживание
Прибавка на ширину спинки
Прибавка на свободу проймы
Прибавка на ширину полочки
Прибавка к ширине горловины спинки
Прибавка к длине талии спинки
Прибавка к длине талии полочки
Прибавка на уравнивание
Прибавка талии
Прибавка по линии груди
164
42
50
31,5
45,5
37
43
47
19
38
110
10
38
26
24
14
1,5
1,2
2
1,5
1,4
0,6
0,5
0,5
0,5
1,0
1,5

Расчётконструкции
Единый метод№ п/п Отрезок Построение, см Наименование
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
АУ
АГ
АТ
ТБ
АН
Через Г, Т, Б, Н
Аа1
а1а2
а2а
Аа
Через а1, а2, а
ТТ1
ТТ11
АА1
А1А2
А2П
ПП1
А2И
Из т.И || АН↓
И1И2
ИИ3
А2, И1, И2, П1
т.П2
т.П3
т.Г2
Г11
П1, П3, 1, Г2
А3а
А3А4
А3Г3
А4А5
Г3Г6
Г6А4
А4Г7
А4А9
А9Г7
П4
П6
П5
П5П6
т.3
3-4
Ш пр.
П5, 4, П6,2, Г2
А4Г7Т`6
Т8
Т3Н4
Т1Т2
∑В
∑ в бок.
0,4Дтс ↓
0,4*38=15,2
Впр.+Пс.пр.+Псут(1,2)↓
24+3,0+1=28
АТ=Дтс=38↓
0,5Дтс↓
0,5*38=19
Дшк+Пдизд+1↓
110+2+1=113

Шс+Пшс→
37+2=39
Впрс+Пспр→
26+1,5=27,5
Шг2+Пшп→
47+1,4=48,4
Аа1+а1а2+а2а

1,5→
1→
1/3Сш+Пшгс→
1/3*15,5+0,6=5,8
Из т.А1 Аа
А1А2=Дтс1-(Дтс+Пдтс) ↑
41-(38+0,5)=2,5
/>Из т.А2→R=Шп             т.П
Из т.Т1→R=Впк
1→
1/2А2П1→
ПП1(от т.И в обе стороны откладываем одинаковые отрезки)
9↓
/>И1И3=И3И2
Оформляем линию
Из т.П1 а1Г1═П2
Г1П3=1/3Г1П2↑
Г1Г2=1/2Г1Г4→
Угол П3Г1Г2 – биссектриса
0,2Г1Г4+0,5 откладываем на биссектрисе
Лекальная кривая
Дтп1-Дтс+Пур
41-38+0,5=3,5
Через т.А3←
А3А4=А1А+1←
Прямая линия А3Г3
Из т.А3═ R=А3А4←
Получаем т.А5
Центр груди
Прямая линия
Вг-(Дтп1-Дтп)+Пур
20-(41-38)+0,5=24,5
Из т.Г7═ R=А4Г7←
2(Сг2-Сг1)+1←
2(50-44)+1=13
Прямая линия
Г4П4=Г1П2-1↑
Г4П6=1/3Г4П4↑
Из т.А9═ R=Шп=А2П
/>Из т.П6═ R=П6П1
А9П5=А2П=Шп
Прямая линия
1/2П5П6
Из т.3 П5П6=1
Г1Г4
Лекальная кривая
Дтп1+Пдтп+Пур
41+0,5+0,5=42
Через т.Т`6→ Т8
Т1Н1+1
Г1Г2→
(Спб+Пг)-(Ст+Пт)
(44+1,5)-(31,5+1)=13
1/2∑В=6,5
Уровень лопаток
Глубина проймы
Уровень талии
Уровень бедер
Длина изделия
Горизонталь
Ширина спинки
Ширина проймы
Ширина полочки
Ширина изделия
Вертикаль
Ширина горловины спинки
Линия горловины спинки
Линия плеча
Посадка
Плечевая вытачка
Раствор вытачки
Длина вытачки
Плечевой срез спинки
Вспомогательные точки
Линия проймы
Линия горловины полочки
Раствор нагрудной вытачки
Вспомогательные точки
Ширина проймы
Линия проймы полочки
Линия низа по полочке
Общий раствор вытачек

Изменениебазовой основы
 
Полочка
1)  Переносим нагрудную вытачкув линию проймы.
2)  На отрезок П5А4откладываем ½ П5А4=12 = А10. Проводим новую линию проймы Г2П10 –соединяем лекально.
3)  Оформляем середину передадля формирования складок. Участок А4А3 делим на 4 отрезка. Проводим до Г7Г3,разрезаем до Г7Г3. Делаем раствор по 3 см.
4)  Соединяем новую линиюгорловины. Уравниваем по высоте линию А3А10.
5)  Талевую вытачку частичнопереводим в боковой шов. Остатки не выполняем.
6)  Углубляем пройму на 5 см Г2Г10=5 см по модельным особенностям.
7)  Отложить от т. Г2↓ 5 см = Г12.
Спинка
1)  По спинке от т.Г12оформляем лекальную линию, образуя срез спинки, соединяя точки Г12Г11.
2)  Нижнюю часть полочкиоформляем ассиметрично по лекалам (разрез на правой ноге на высоту 25 см).
3)  Строим стойку нагорловину – прямоугольник: Ог+Пгорл.=25+1,5=26,5см высотой 5 см (*2)+припуски на выполнение застежки=2 см: 5*2+2=12см.
Стойка
Строимпрямоугольник высотой 12 см и шириной 34,5см.

Рабочийпроект
 
Требованияк материалам
Направлениемоды по тканям.
Именно ткани– основа стиля и от них зависит, как будет выглядеть и сидеть вещь. Кроме модына одежду существует мода и на ткани, от которых зависит актуальность наряда,ведь даже самый модный фасон может быть безнадежно испорчен, если выбрать не туткань.
Стильдиско. Стиль 80-х на пике популярности, а это значит, что в моде броскиеткани. Это может быть простая джинсовая ткань или имитация кожи эксклюзивныхживотных, а ее расцветка яркой. Предпочтение стоит отдать серебряным изолотистым оттенкам.
Летниеткани. Для лета предпочтительней ткани натуральные. Практически всяколлекция Недель Высокой Моды 2009 содержит в себе детали одежды изо льна,хлопка и даже мешковины. Эти ткани используют для создания летних платьев,сарафанов, костюмов.
Мех. В 2009 году изделия измеха очень актуальны. Мех может быть искусственным и натуральным – это не такважно. Но он должен присутствовать в гардеробе. Шубы, шапки, сумки их мехамогут соседствовать с платьями и костюмами, в декоре которых в использовалисьмеховая отделка.
Прозрачность. Модные ткани этого годадолжны быть прозрачными. Шифон и кружева очень актуальны, они позволяют создатьмодный образ и избежать риска быть пошлыми. Особенным шиком считается удачноесочетание тканей различных фактур и разной плотности, что позволяет создатьсвой неповторимый образ.
Трикотаж. Для данной курсовой работыпредлагается использовать трикотаж. Им долго пренебрегали, считали неподходящимдля подиумов. Сейчас ситуация изменилась. Предпочтением следует отдать крупнойвязке. Чем трикотаж тоньше, тем он универсальней – изделия из такой ткани будутдарить комфорт в любой сезон. Серый и черный цвет традиционные хиты этого года,но в моде также и крупный геометрический рисунок, и нежные пастельные оттенки.
Как видно,ограничений по выбору тканей в этом сезоне нет. Дизайнеры предусмотрелипрактически все – и в будни и в праздники мы можем выглядеть прекрасно,сочетать наряды из разных тканей, играть не только с силуэтом, но и с фактурой.
 
5.2Блок-схема сборки изделия
Подготовкаизделия к первой примерке.
Проверкадеталей Перенос конструкторских линий
Соединение боковыхшвов платья
Обработкасборки на горловине
Обработкагорловины
Монтажизделия
Обработкабоковых швов
Обработкакосой бейкой проймы и верхнего среза спинки
Закреплениесборки на горловине
Притачиваниестойки Пробивание Пришивание
Обработканиза рюшей
Притачивание
ВТО платья Чисткаизделия
Эскизныйпроект
 
Техническийрисунок
Техническоеописание модели
Коктельноеплатье прилегающего силуэта длинной по спинке до середины икры. По полочке юбкаимеет ассиметричную форму – разрез по правой ноге. Низ оформлен в два рядарюшами, которые настрочены на расстоянии 10 см друг от друга. Пройма и верхний срез спины обработаны косой бейкой. Горловина обработана воротником – «стойка»,который застегивается сзади на пуговицу. Обработка края низа изделия непредполагается в связи со свойствами материала. (См. прил. 1)
Художественноеописание моделей
Модель 1
Для даннойкурсовой работы выбрана модель 1.
Искрящийсяблеск! Коктельное платье, выполненное из необыкновенно искрящегося трикотажа подназванием «Брызги шампанского» выглядит очень привлекательно. Два ряда рюшпущенных по низу платья и разрез по правой ноге придают ему пикантность. Ещеодной изюминкой является горловина – «ошейник» и открытые плечи. Все это делаетдевушку в данном платье необыкновенно соблазнительной.
Модель 2
В центревнимания – красный. Яркий наряд – лучшее средство против пасмурного настроения!Это короткое платье – футляр с широким вырезом лодочкой и маленькимирукавчиками реглан особенно подойдет миниатюрным женщинам! Главное преимуществоего покроя – в закругленных рельефных швах, которые делают осиной даже широкуюталию. Это экстравагантное красное платье не даст чувствам и желаниямпогрузится в зимнюю спячку.
Модель 3
ЗвездаГолливуда! Мягко драпирующийся лиф, плавно изогнутый шов талии и слегкаприсборенная юбка, скроенная по «косой», придают этой модели утонченный узкийсилуэт. Не последнюю роль в этом облике играют аксессуары: изящные босоножки нашпильке и серьги с подвесками…
Модель 4
Чистоезолото! Эта модель из шелкового ламе с имитацией многослойности отделана повсем краям широким кружевом. Лиф – корсаж с подкройными боковыми деталями самымвыгодным образом подчеркивает грудь. Ну а молния, втачанная в шов спинки, делаетплатье максимально удобным.
Модель 5
Это платье –поистине нечто особенное! Соблазнительно облегающее фигуру вверху, к низу оноплавно расширяется, ниспадая мягкими складками. Оригинальные поперечные швыакцентируют внимание на талии и бедрах. Глубокое декольте украшено множествомразноцветных бусин, сверкающих как драгоценные камни!
Модель 6
Кружевнаяфеерия! Длина до колена, рукава три четверти, вырез сердечком… Элегантноекоктельное платье, достойное истинной леди, подходит не только для большихторжеств, но и для маленьких вечеринок. Филигранный узор кружева смотритсяособенно эффектно на фоне атласной подкладки. Нижний край украшен декоративнымифестонами, которые наверняка привлекут внимание к стройным ногам.
Модель 7
Это платьепокоряет своей нежностью! Оно наверняка приведет в восторг поклонницромантического стиля. По вечернему нарядным его делает черное кружево. Онообрамляет верх и образует бретель – петлю, и кокетливо выглядывает из – под нижнегокрая платья.
Модель 8
Жизнь врозовом свете… Облегающее платье футляр без рукавов позволяет приобщиться кшику 60-х годов. Плавно изогнутые швы на уровне талии моделируют трогательнохрупкий силуэт и обеспечивают идеальную посадку на фигуре. Благодаря плавноскругленному шву ампир и косым вытачкам на этом мини – платье с разрезомспереди, бюст выглядит особенно привлекательно. (См прил. 2)
 

Анализмоделей-аналогов данного ассортимента
 
Направлениемоды на сезон 2009 – 2010
Модныеплатья 2009 – 2010
Самымженственным и соблазнительным предметом в женском гардеробе всегда остаетсяплатье. И в этом сезоне без него не обойтись. Дизайнеры предоставили оченьбогатый выбор самых разных платьев на все случаи жизни.
Модные платьявесна лето 2009 могут быть строгими, романтичными, сексуальными и дажевызывающими. Главное, чтобы они не были скучными: даже самые предсказуемыеклассические формы украшены оригинальным декором и дополнены стильнымиаксессуарами.
Нежность. Дизайнеры воспеваютромантику и юный возраст: короткие платья нежных пастельных оттенков украшенывоздушными рюшами и пышными бантами. Актуальны двухслойные платья с прозрачнойверхней частью. Цветовая палитра романтичных платьев: нежно-розовый, телесный,желтый, оливковый, кремовый, белый. Пастельные цвета вошли в моду какальтернатива ярким. Сезон предлагает нам бесконечное множество нежныхкарамельно-марципановых полутонов. Лёгкий фиолетовый, ментоловый, топлёно-белый– вот новые хиты модной палитры цветов. В своей коллекции лучших вещей выдолжны непременно иметь платье от Lanvin.
Цветы ияркие рисунки. В этом сезоне на поверхности платьев расцветают прекрасные сады:цветочные принты главный хит этого лета. Так же громко звучит восточная тема:пестрые рисунки а-ля «турецкий огурец» и яркие пояса, инкрустированные крупнымибусинами и полудрагоценными камнями. В моде графические рисунки: абстрактныеполоски, зигзаги и плавные линии.
Акварель. Рисунки в техникеакварели – в основе самых остро-модных платьев и аксессуаров. Дизайнерыиспользуют лёгкие растушёвки акварелью по шёлку, хлопку и тафте. Встречаютсяпрорисовки чернилами и аппликации из ткани. Принты на платьях Kenzo.
Асимметрия. Один из главных трендовлетней моды — платье с открытым плечом в греческом стиле, которое дизайнерыпредлагают носить с сандалиями-гладиаторами на плоской подошве или ссоблазнительными босоножками на высоком каблуке. Yves Saint Laurent уже сейчаспозаботились о столь примечательных платьях.
Такжеактуальна асимметричная линия низа или асимметричный декор.
Страсть. В этой теме на первыйплан выходят платья красного цвета: ультракороткие или максимально длинные счувственным декольте и летящими многослойными юбками. Также популярны модели спрозрачными вставками и смелыми вырезами.
Основныесилуэты этого сезона: прилегающий силуэт, с подчеркнутой линией талии и прямой,немного зауженный к низу (как правило, в коротких платьях). Актуальна трапеция,характерная как для мини, так и для длинных платьев.
Мода давно недиктует одну стандартную длину для всех. И в этом сезоне модная длинапредставлена двумя противоположными направлениями. Это платья-мини, которыемогут быть совсем короткими, или до колена. И вторая тенденция — это платьямаксимальной длины, выполненные из легких струящихся тканей.
Платья-минитоже никто не отменял, в этом направлении дизайнеры рекомендуют обтягивающиеплатья на ладонь ниже колена.
В новомсезоне популярны легкие струящиеся материалы и мягкие формы. В моде самыенежные ткани: шелковый атлас, шифон, вискоза, хлопковый трикотаж.
Полёты вкосмос.Стильные вечерние платья отделаны блестящими кристаллами или пайетками, блесккоторых завораживает, словно сияние звёзд на ночном небе. Под предводительствомСтефано Пилати модный Олимп продолжает мерцать пайетками, стразами и камнями.Лучшие сверкающие платья у Yves Saint Laurent.
Дизайнерыпредлагают сложные формы с асимметричными складками и фигурными оборками.Главный тренд — открытые плечи. Короткие платья могут быть пышными илиоблегающими, макси-платья, как правило, подчеркивают изгибы женского тела.
Моднаяцветовая гамма вечерних платьев: черный, пастельный, красный, желтый,темно-синий. Популярны блестящие поверхности. Дизайнеры предлагают разбавлятьоднотонные вечерние платья контрастными аксессуарами: например, черное с белымитуфлями, красное с фиолетовыми, телесное с черными.
Новые80-е, 70-е. Переосмысленная и реализованная по-новому, мода 80-х во всей красепредстала перед нами в качестве основного тренда сезона. Яркая и резкая, онасоздавалась для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность. Ярыми сторонникамистиля 80-х стали Марк Джейкобс для Louis Vuitton, Майкл Корс и дизайнерский дуэт6267.
Платья-саронгис открытыми сандалиями, психоделические принты, цвет морской волны,скульптурные формы, юбки-колокола, клеш, широкие пояса и босоножки на плетенойподошве, экологичные материалы – все это 70-е и, к слову сказать, они многим клицу!
Феерияцвета. Новыйсезон принёс нам новые цвета: бирюзовый, голубой, изумрудный, фуксию,ярко-жёлтый. Возможны самые невероятные сочетания, а также total-look в единойгамме. За вдохновением обращайтесь к Dior и Marni.
«Свисающие»тенденции. Забудьте об устаревших, прошлосезонных платьях, а-ля спецовка ишагните в весну с модными тенденциями в мире моды. Свисающие бархатные платьяуже однажды были на пике популярности, а именно в 1920-х годах в период великойамериканской депрессии. Они четко отражали тогдашнее настроение. Благодарянынешнему кризису, они вновь собираются завоевать сердца многих женщин. Надеваятакое платье в купе с «квадратным» пиджаком, вы станете объектом, притягивающимвсеобщее внимание. Такое сочетание будет наиболее актуально этой весной.Особенно удачными моделями свисающих бархатных платьев отличается Кутюрье JilSander.
Архитектурные,чистые линии, блеклые цвета, если вы серьезная девушка и не выносите кокетства,этот образ просто создан для вас.
Пышность ироскошь. Длятех, кого не вдохновляет минимализм, для истинных сибариток и тех, кто считает,что много золота не бывает, для всех солнечных натур, в этом сезоне роскошныезолотые ткани, вышивка, кружева, каменья и яркие аксессуары. Для лунных девушекподойдет строгая и мрачная роскошь.
Интеллигентныйминимализм. Мятые и жатые натуральные ткани для приверженцев экологичногостиля жизни, к бледной и бедной, добавляем яркий аксессуар. Архитектурные,чистые линии, блеклые цвета, если вы серьезная девушка и не выносите кокетства,этот образ просто создан для вас.
Историявозникновения платья
Платье – однаиз распространенных разновидностей одежды, обязательно с длинными полами,укрывающими тело и верхнюю часть ног. В прошлом были мужские и женские платья,но по мере дифференциации мужской и женской одежды, платье стало характернойчертой женского гардероба.
Платьеразвивалось из древних плащей и накидок как результат эволюции кроя,усовершенствование материалов и увеличения разнообразия одежды. К середине XVвека женское платье обрело предельно высокую линию талии, остроугольный,утончающий фигуру выреза, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава,и ассиметрично задрапированную (с левой стороны) юбку, которая, расширяяськнизу, сзади переходила в длинный шлейф.
Коктельноеплатья появились в США в разгар «сухого закона» в процессе демократизациивечернего платья. Рассчитанного на очень юную особу, оно едва закрывало колени,следовало последним веяниям моды и шилось из дорогих, но не роскошных тканей. Кним прилагались специальные аксессуары – маленькие сумочки, расшитыестеклярусом, открытые туфельки в цвет платья, длинные перчатки, шляпка – шлем.В настоящее время коктельные платья являются неотъемлемым атрибутом формальногодресс-кода, для вечеринок, семейного торжества, нового года и так далее.
Болеепредпочтительна однотонная цветовая гамма.

Заключение
 
В ходепроведённой работы было изучено направление моды на сезон 2009 — 2010г., атакже определены наиболее характерные её тенденции. В соответствии с изученнымбыла разработана коллекция, состоящая из восьми моделей платьев с их описанием.Для пошива одной выбранной модели были подобраны подходящие материалы ифурнитура после изучения их ассортимента в соответствии с требованиями,предъявляемыми к данной модели. Для построения базовой конструкции была принятаединая методика конструирования одежды СЭВ. Были определены необходимыеразмерные признаки, далее был выполнен расчёт для построения конструкции ипроизведено построение чертежей основных деталей проектируемой модели. Послепостроения чертежа основы были внесены необходимые изменения с использованиемосновных приёмов технического моделирования.
Для тогочтобы изготовить современное швейное изделие, необходимо обладать знаниями помоделированию и художественному оформлению швейных изделий, конструированиюодежды и технологии швейного производства, так как все это взаимосвязано иявляется последовательными этапами процесса создания современной одежды.

Списоклитературы
 
1. БердникТ.О. «Швея. Портной лёгкой женской одежды» — Ростов н/д: издательство «Феникс»,2000г.
2. ГорбуноваТ.В… «Методика производственного обучения» Калуга КГПУ им. Циолковского 2003г.
3. КозловаТ.В. Художественное проектирование костюма. М., Легкая и пищеваяпромышленность, 1982, 144с.
4.  МатюнинаВ.И. Гамма цветов журнал Швейная промышленность.-2005.
5. СавостицкийА.В, Меликов Е.Х. «Технология швейных изделий», 1982г.
6.  СкакунВ.А. «Методика производственного обучения» М.: «Интеллект – центр» 2003г
7. ТрухановаА.Т. «Основы технологии швейного производства», — М. Высш. Шк, издательскийцентр «Академия», 2001г.
8.  ШармонФ.М. Композиция костюма. М.: Легпромбытиздат, 1985. С. 8.
9. ПаранюшкинР.В «Композиция», Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
10.  СокольниковаН.М. «Изобразительнок искусство» 4 часть, «Основы композиции, Обнинск,издательство Титул 1996.
11.  Художественноепроектирование, «Учебное пособие» по специальности №2109 черчение, труд, подредакцией В.В. Лихунова, В.Д. Щидрина, Москва, издательство Просвещение 1979.
12.  ШороховЕ.В. «основы композиции», Москва, издательство Просвещение 1979.
13.  www.all womens.ru
14.  www.beauty