Мой любимый герой в романе Л. Толстого «Война и мир»Автор: Толстой Л.Н.
Л. Н. Толстой является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом произведении, наряду с историческими событиями, он изображает быт помещичьей России и мир аристократического общества. Здесь показаны представители различных слоев дворянства. Представителями передового, мыслящего дворянства являются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией.
Впервые Толстой знакомит нас с Андреем Болконским в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы, и описывает его внешность. Автор много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был “усталый скучный взгляд”, часто “гримаса портит его красивое лицо”. Андрей Болконский получил хорошее образование и воспитание. Его отец — сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII века. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие человеческие качества, как верность чести и долгу. Отправляя сына на войну (имеется в виду война 1805—1807 годов), старый князь говорит ему на прощание: “Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет, а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно”.
Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, это презрение ему передалось от отца. Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет “глупым обществом”, так как его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он говорит Пьеру Безухову: “Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь — не по мне”. И еще: “Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти”.
Князь Андрей — богато одаренная натура. Он живет в эпоху Французской революции и Отечественной войны 1812 года. В такой исторической обстановке князь Андрей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о “своем Тулоне”, мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разочарованию. Вообще, история его жизни — это цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности и, наконец, в любви.
Далеко не случайно то, что Андрею суждено умереть на героическом взлете русской жизни, а Пьеру — пережить его; далеко не случайно и то, что Наташа Ростова останется для Андрея всего лишь невестой, а для Пьера будет женой.
В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко осознает народный характер этой войны. Он говорит Пьеру о том, что успех сражения “никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции”. “А от чего же?” — спрашивает Пьер. И слышит в ответ: “От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате”.
Однако стать такими, как они, породниться душою с простыми солдатами князю Андрею не суждено. В роковую минуту смертельного ранения он испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: “совершенно новым завистливым взглядом” он смотрит на “траву и полынь”. И потом, уже на носилках, он подумает: “Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю”.
Глубоко символично, что под Аустерлицем князю открылось отрешенное от суеты мирской голубое, высокое небо, а под Бородино — близкая, но не дающаяся ему в руки земля, завистливый взгляд на нее. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом. Эта борьба проявляется в двух формах любви: одна — земная, любовь к Наташе; другая — идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует отрешенность от жизни, освобождение и удаление от нее. Любить всех — значит, не жить земной жизнью, значит, умереть.
Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей, так и не далась ему в руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного недоумения, неразгаданной тайны. Восторжествовало величественное, отрешенное от мирских треволнений небо, а вслед за восприятием этого неба наступила смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностями характера и особого положения людей в мире. Его поманили, позвали к себе, но ускользнули, оставшись недосягаемыми, те духовные ценности, которые сделал судьбоносными 1812 год.