Учебно-воспитательный комплекс 1861
Мой любимый уголок Москвы –
дворец-усадьба “Останкино”.
Ученица: Холодная Анна
Класс: 11”А”
Москва 2001 г.
Содержание
Содержание……. 2
Введение 3
Исторический очерк.. 3
Дворец-Театр.. 5
На сцене дворцового театра. 8
Музей…. 9
Заключение…….. 11
Список литературы….. 13
Введение
Среди прославленных подмосковных усадеб “Останкино” занимает особое место,
представляя одну из вершин русской культуры XVIII столетия. Эпоха Просвещения призывала дворянство к служению высоким целям, среди которых занятия науками и
искусствами почитались равными государственным и ратным доблестям. Это вызвало к жизни появление нового типа аристократического особняка – своего рода
“дворца-храма”, “дворца-музея”. Последовательнее всего он был разработан в проектах архитектора И.Старова, одна из лучших работ которого
– “Таврический дворец” – величалась “Русским Пантеоном”. Высшей точкой развития этого типа дворца стал другой “пантеон” –
“Дворец Искусств”, задуманный графом Н. П. Шереметевым в центре Москвы на Никольской улице, но воплощенный лишь в Останкине.
Этот уголок восемнадцатого века я полюбила с детства и посещала сначала с родителями, а затем самостоятельно. Тихо шумящий лес успокаивает, а парк и
дворец, объединенные общей гармоничностью, доставляют эстетическое наслаждение. Несмотря на то, что Останкино находится далеко от моего дома, в транспортном
отношении оно легко доступно и хорошо знакомо. Именно поэтому я и взяла эту тему.
Исторический
очерк
Усадьба “Останкино” – уникальный по сохранности памятник русской архитектуры
XVIII века, расположенный в северной части Москвы. Когда-то подмосковная, эта усадьба располагается теперь в 20 минутах езды от Кремля и привлекает любителей
прекрасного строгими формами классицистической архитектуры, изысканной красотой интерьеров дворца и уединенной тишиной старинного парка.
Ансамбль усадьбы складывался на протяжении нескольких столетий. Первые сведения о дворце относятся к середине XVI века.
Самый старый из ныне сохранившихся на территории усадьбы памятников – “Церковь
Живоначальной Троицы” конца XVII века с девятиярусным резным иконостасом. Два его нижних яруса относятся ко времени постройки церкви, остальные – к концу
XVIII века. Пятиглавый храм в стиле “московского узорочья” возведен из красного кирпича, отделанного белым резным камнем и полихромными изразцами.
“Церковь Живоначальной Троицы” строилась князьями Черкасскими, владевшими усадьбой
с первой четверти XVI по середину XVIII века. Строительство храма с двумя его приделами продолжалось около 14 лет, начиная с 1678 года. В основном здание
было закончено в 1683 году, и тогда же был освящен северный Тихвинский придел, служивший домовой церковью; южный придел Александра Свирского освятили лишь в
1691 году, а центральную часть храма – в 1692 году. По обычаю тех лет внутренняя отделка церкви и резьба иконостаса отдавались в подряд другим
мастерам уже после окончания постройки храма. Этим и объясняются большие интервалы между концом строительства и освящением церкви. Наибольшего труда потребовал
пышный резной иконостас главного храма, поэтому центральная часть церкви была закончена позднее приделов.
Церковь в Останкине представляет характерный для московского зодчества того времени тип
бесстолпного храма, перекрытого сомкнутым сводом и состоящго из трех частей: центральной и двух небольших приделов по сторонам. Это, в сущности три церкви:
большая и две малые. По основной форме объемов все три храма одинаковы. Это квадратные призмы, перекрытые ступенями пышных “кокошников”, подводящих к пятиглавию над
большим храмом и одноглавию над меньшими.
Здание поставлено на высокий цокольный этаж – подклет, который придает ему при его
изысканых пропорциях еще большую стройность и изящество. Так же как и наружные крытые лестницы с ползучими арками всходов, подклет воспроизводит основные злементы
хором XVII века. Первоначально подклет служил складским помещением, а в XIX веке в средней его части была устроена зимняя церковь.
Обширная галерея-паперть с западной стороны служит объединяющим элементом композиции.
Каждая из трех частей имеет свой вход: скромные порталы ведут в боковые приделы а более пышные в центральную часть храма.
Северное крыльцо сообщавшееся ранее с боярскими хоромами предназначалось для хозяев
усадьбы. Оно перекрыто обычной для московского зодчества кровлей на прямой скат. Южное крыльцо, имеющее характерную для хором и деревянных храмов форму в
виде двух всходов с площадкой – рундуком, в 1878 году было перекрыто вместо прежней двухскатной кровли шатром,
завершаемым флюгером. Западное крыло предназначавшееся для духовенства было при реставрации 1833 и 1878 годов перестроено: над ним возвышается теперь
шатровая колокольня.
Первоначально у церкви колокольни не было. На ее месте находилась небольшая звонница,
аналогичная звоннице церкви в селе Тайнинском. Об этом свидетельствует сохранившийся внутри здания старый каменный резной декор, некогда украшавший всю часть
западного фасада. Колокольня была построена лишь в 1832 году по проекту крепостного архитектора Прахаева. В то время она завершалась шпилем,
характерным для построек, выполненных в стиле “ампир”. Однако до нас она дошла уже в том виде, какой придал ей архитектор Султанов, перестроивший колокольню в
1878 году.
Переделки, осуществлявшиеся в 30-х годах ХIХ века крепостным архитектором Прахаевым и в 1877 – 1878 гг. архитектором
Султановым, в целом не изменили первоначального вида Останкинской церкви, и она по праву считается одним из лучших и типичных памятников московского зодчества
XVII века.
При Черкасских Останкино представляло собой богатую княжескую резиденцию с красивым храмом, большим барским домом и
обширным садом. Усадьба была в то время столь хороша и благоустроена, что здесь четыре раза подряд принимали императрицу Елизавету Петровну.
Существующий ныне Останкинский дворец построен одним из самых богатых и знатных людей своего времени графом Николаем
Петровичем Шереметевым в последнее десятилетие XVIII века. В род Шереметевых Останкино перешло в 1743 году в числе приданного за его матерью, урожденной
княжной Черкасской. Родители Николая Петровича в качестве подмосковной резиденции избрали Кусково и потому до конца XVIII века Останкино имело
преимущественно хозяйственное значение. Тем не менее, над проектом этого необычного дворца работали известные русские архитекторы Ф.Кампорези, В.Бренна
и И.Старов. Воплощали его крепостные архитекторы графа – А.Миронов и П.Аргунов. Строительство длилось с 1792 по 1798 гг. Выстроен дворец целиком из дерева, но
оштукатуренные стены его кажутся каменными.
Дворец-Театр
Переломным моментом в истории дворца стало строительство здания театра – решение, не
имеющее аналогов в истории европейской архитектуры. “Намерен в Останкине я строить театр…” – объявил граф Николай Петрович Шереметев своему
управителю 13 февраля 1790 года. Эта дата считается днём рождения дворцового театра.
В отличие от большинства представителей просвещенного российского дворянства того
времени, склонность к модной тогда забаве – театру у Н.П.Шереметева превратилась из увлечения в дело всей его жизни. Имея прекрасно подготовленную
труппу с обширным репертуаром и несколько театральных помещений, Шереметев задумал уникальный для России проект летней увеселительной резиденции. В духе
эпохи Просвещения, склонной к идеям общности культур и единства цивилизации, Останкино должно было стать Пантеоном искусств, дворцом, в котором царит театр.
Первый проект “Вид на Сцену Останкинского театра”, разработанный крепостным
архитектором А.Ф.Мироновым, был усовершенствован русским зодчим И. Е. Старовым, принимавшим, наряду с Ф.Кампорези, В. Бренной и П.Аргуновым, активное участие в
проектировании Останкинского дворца. Строительные работы начались в январе 1791 года и к весне Н.П.Шереметев уже имел новую сцену. Его главенствующее положение
– конкретно, в Останкинском дворце и, символически, в иерархии искусств эпохи Просвещения, – подчеркивается средствами архитектуры. Три торжественных портика
главного корпуса подняты на высокий рустованный цоколь. Центральный портик – шестиколонный, коринфского ордера, увенчан фронтоном, а, главное, – высоким
видимым издалека бельведером. Стены дворца окрашены в “цвет утренней зари” – аполлонов цвет. На этом фоне легко читаются стройные белые
колонны, лепные барельефы работы Ф.Гордеева и круглая скульптура в нишах, объединенные сюжетами танцев и веселья.
Театральный зал в Останкине был спроектирован по образцам лучших европейских театров XVIII
века. Зрительный зал в форме подковы обеспечивал хорошую видимость со всех мест и превосходную акустику. Небольшой, уютный, оформленный в голубых и розовых
тонах, он мог вместить до 250 зрителей. Сцена получила в глубину 22 метра (при ширине 17м) и стала одной из самых больших в России того времени. Ее
обслуживали нижнее машинное отделение (трюм) и верхнее, двухъярусное, частично сохранившее свое оборудование до наших дней.
Строительные работы продолжались в несколько этапов. В результате, пристроенное к
деревянному зданию театра фойе бельэтажа, симметрично расположенные “Итальянский” и “Египетский” павильоны и галереи составили
П-образный в плане ансамбль. Разновысокие объемы оживляют, но не лишают классицистической строгости его композицию, не нарушенную и после разборки в
1830-е гг. “Старых хором” и “Гостиного флигеля”.
Принципиальная новизна замысла Шереметева заключались не только в том, что театр занимал во
дворце центральное место. Влияние идей театральности ощущались во всем: в ориентации генеральной оси усадьбы на Кремль, в выборе главной видовой точки на
дальнем берегу пруда со стороны Москвы, в оформлении парадного двора, напоминавшего сценическое пространство в окружении флигелей-кулис, в
постепенном развертывании интерьеров, сменяющих друг друга как картины в спектакле, в выборе активных ярких цветов и изобилия зеркал и позолоты в
интерьерах строго классицистического на вид здания, в соседстве подлинной роскоши с бутафорией, в реальной и иллюзорной трансформации пространства. Кроме
того, наполненные высококачественными произведениями искусства, образующими галереи живописи, графики, скульптуры и т.п., парадные залы дворца, помимо
фойе, становились своеобразным протомузеем.
К театральному залу из Вестибюля ведут два пути. Левые сенцы вводили гостей в
нижнее фойе – фойе партера. Оно занимало западное крыло дворца, главную часть которого составлял “Итальянский павильон”. Гармоничное соединение в
планировке павильона парадности и уединенности очаровывало гостей, а обилие мраморной скульптуры на изысканном голубовато-зеленоватом фоне стен напоминало
о парке.
Через Правые сенцы гости поднимались в верхнее фойе. Сменяя друг друга залы его образуют анфиладу бельэтажа, в которой
контрастные цвета, чередование объемов, игра света и тени, многочисленные “кунштюки” представляют гостям “новый вкус” хозяина дворца
– самобытную театрализованную версию интерьера классицизма. Заканчивается фойе Картинной галереей, яркие образы сюжетной живописи в которой предваряли
красочность театральных постановок.
Обращение классицистической архитектуры к античным формам и образному языку древности,
как и всякое подобное повторение, имеет сценический, декорационный оттенок, перекликающийся с характером дворца. Идее “храма искусств”
соответствует оформление интерьеров дворца в “новом вкусе”, как назвал Н. П. Шереметев воплощенную в Останкине оригинальную театрализованную
версию классицизма. Она построена на театральных по своей природе контрастах: цвета и света, обилия позолоты, разнообразных светильников, роскоши предметов
убранства, применения бутафории в оформлении. Оригинальной особенностью Останкинского театра стала возможность его быстрой трансформации в бальный зал,
“воксал”.
Парадные залы, ставшие в этом дворце одновременно и театральным фойе, и галереями
живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, разнообразием впечатлений готовили к восприятию спектакля.
На сцене
дворцового театра
Останкинская сцена стала самой большой из имевшихся у Н.П.Шереметева и позволяла ставить
современные оперы западноевропейских и русских композиторов, изобиловавшие массовыми действиями, быстрыми переменами декораций и разнообразными эффектами.
Торжественное открытие театра состоялось 22 июля 1795 года. Представляли лирическую драму
“Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила”. Автор стихотворного текста Павел Потемкин, писатель и генерал-аншеф, героически проявил себя в штурме
твердыни. Музыка, к сожалению, до нас не дошедшая, принадлежала известному композитору Осипу Козловскому. Большую часть гостей составляли участники взятия
крепости. Декорации быстро сменяли одна другую. Особенно впечатляюще была поставлена сцена штурма Измаила: под грохот пушек и сверкание молний стены
крепости рушились на глазах у пораженных зрителей.
На останкинской сцене выступала прославленная крепостная труппа графов Шереметевых. Роль полковника российского войска Смелона исполнял ведущий актер
Петр Смагин. Партию красавицы турчанки Зельмиры – Прасковья Ковалева, по сцене Жемчугова, крепостная актриса, лучшая певица труппы, ставшая впоследствии
графиней Шереметевой. В массовых действиях до семидесяти актеров заполняли сцену. Постановка стала ярким зрелищем, подлинным праздником для ума, зрения и
слуха. В восторженном стихотворном отклике на премьеру неизвестный автор благодарил Н.П.Шереметева, который, по его словам, “всю славу россиян умел
изобразить” и “победителей заставил слезы лить”.
Следующая серия спектаклей состоялась в Останкине весной 1797 года. Принимали императора
Павла I и. чуть позже, польского короля Станислава Августа Понятовского. Гостям показывали комическую оперу знаменитого французского композитора А.Э.Гретри
“Сомнитские браки” с Жемчуговой в главной роли.
Во время приемов, проходивших в Останкине, после спектакля в том же зале давался
бал, а затем следовал ужин в “Египетском павильоне”. Он выстроен в форме атриума и классицистические традиции оформления интерьеров отразились в
нем наиболее полно. “Должен рассказать тебе о доме графа Шереметева, который третьего дня дал праздник королю польскому и избранной публике человек
в пятьсот. Ни один немецкий владетель, едва ли кто-либо из курфюрстов имеет что-либо подобное… В нижнем этаже все блестит золотом, мраморами, статуями,
вазами. Можно бы подумать, что этим ограничиваются владения хозяина, но поднимешься в бельэтаж и удивишься при виде нового, не менее королевского
великолепия. Большой прекрасный театр. Труппа, актеры, танцовщики, капелла – все принадлежность хозяина”, – записал очевидец.
Высокий профессионализм труппы, насчитывавшей до 200 актеров, певцов и музыкантов,
позволял ей успешно соперничать с императорским театром. Более сотни опер, комедий, балетов составлял ее репертуар, включавший произведения французских и
итальянских композиторов – Гретри, Монсиньи, Паизиелло, Пиччини, русские комические оперы Фомина, Козловского, Пашкевича.
Расцвет Останкина был ярок, но краток. В 1801 году в Останкине состоялся последний при
жизни Н.П.Шереметева праздник в честь императора Александра I. Вскоре труппа была распущена, а усадьба надолго оставлена владельцами. Шереметевы, владевшие
Останкиным до 1917 года, деятельности театра не возобновляли. Не произошло это и в 1918 году, когда Останкинский дворец стал музеем. Театр продолжал
безмолвствовать. Только в 1988 году вновь начались спектакли: музей приступил к восстановлению репертуара Шереметевского театра.
Музей
В Останкине театрализованный мир “дворца искусств” гармонично сочетался
с образом усадьбы, каждая из которых по правилам эпохи моделировала свой обособленный, во многом условный, идеальный мир. Отражением этого мира стал
Останкинский музей.
Музей обладает разнообразными коллекциями, в которые входят как предметы, принадлежавшие владельцам Останкина – графам Шереметевым, так и те, что были
собраны после 1918 года, когда дворец был национализирован и превращен в музей. Особую ценность представляют коллекции тех предметов убранства интерьера, что
бытовали в Останкине со времени его создания. Крупнейшая из них – собрание золоченой и наборной мебели XVIII-первой половины XIX века русского и западноевропейского
производства. Это разнообразнейших форм и типов курильницы, торшеры, геридоны, настенные украшения, панно, мебель, выполненные часто специально для Останкина.
Значительную часть коллекции составляют работы резчика П.Споля, изделия которого отличает богатство фантазии и
тщательность отделки. Из музейных собраний осветительных приборов конца XVIII века, связанных с определенными усадебными интерьерами того времени,
Останкинское по полноте и разнообразию является единственным в стране. Из первоначального убранства дворца около двухсот торшеров, бра, подсвечников, канделябров,
жирандолей, фонарей, люстр в основном русской и французской работы сохранилось к настоящему времени.
В музее также сложилась интересная коллекция русского портрета XVIII-XIX веков, в
которой представлены работы Ивана и Николая Аргуновых, Д.Левицкого, редкие полотна малоизвестных художников Горбунова, Парменова и др. В коллекции графики
и миниатюры XVIII-XIX веков входят произведения лучших российских и иностранных художников.
Дворцовая скульптура представлена в большинстве своем мраморными копиями, выполненными в XVIII веке в Италии с
античных оригиналов. В конце XVIII века во дворце было выставлено и тридцать подлинных антиков. Из них до наших дней дошло только пять. Помимо антиков
украшают интерьеры работы западно-европейских скульпторов Кановы, Лемуана, Буазо, Трискорни и большое количество разнообразных по форме и размерам
мраморных, алебастровых и бронзовых ваз.
Хорошо подобранное собрание русского, европейского и восточного фарфора, начало
которому было положено еще при фельдмаршале Борисе Шереметеве, содержит редкие образцы ранних изделий. Это в первую очередь относится к изделиям Мейсенской
мануфактуры. Интересен ранний фарфор производства Севрской, Венской мануфактур, английских заводов Дерби, Веджвуда, Лонгтон-холла и немецких заводов Тюрингии.
Обширную группу керамики, коллекционирование которой началось еще князьями Черкасскими, составляют редчайшие изделия японского и китайского фарфора
XVI-XVIII веков.
Коллекция русских и западноевропейских вееров XVII-ХХ веков основана в 1958 году
известным коллекционером Ф.Е.Вишневским и с тех пор значительно расширилась, превратившись в одну из крупнейших в стране и ценнейших по составу. Основную ее
часть составляют веера и опахала, созданные во второй половине XVIII века – времени наивысшего расцвета веерного искусства.
В музее хранится обширная коллекция подлинных чертежей, обмерных рисунков, проектов XVIII века, связанных с проектированием и строительством дворца в
Останкине. Наряду с усадебным архивом и библиотекой, часть из которой составляют книги Шереметевского собрания, эти материалы наглядно демонстрируют
историю появления уникального замысла, процесс проектно-строительных работ, позволяют вести обширные реставрационные работы не только во дворце, но и в
парке.
Начало Останкинскому парку было положено еще в середине XVIII века. Окончательно он
сформировался на рубеже XVIII-XIX вв. и состоял из Увеселительного и Прибавочного садов. Территория Увеселительного сада примыкала к дворцу и
включала в себя несколько гармонично соединенных элементов ландшафтной архитектуры: регулярную часть с двумя восьмилучевыми аллеями, партер, некогда
опоясанный аллеями “Берсо”, насыпную горку “Парнас”, несохранившиеся ныне “Собственный садик” и кедровую рощу, а также
несколько участков в модном тогда “английском”, т.е. пейзажном стиле. В этом же стиле был спланирован и обширный “Прибавочный сад” с
несколькими живописными прудами. Немногочисленные парковые строения до наших дней не сохранились, но имеющиеся чертежи позволяют восстановить их в процессе
реставрации “Увеселительного сада”.
Сегодня музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из
своих фондов как во дворце, так и за его пределами: в последние годы ведущиеся реставрационные работы позволили открыть для посетителей театр, часть парадных
залов и парк.
Заключение
Я надеюсь на то, что ведущаяся реставрация вернет деревянному дворцу былую крепость, актеры вновь будут выходить на сцену, и дух театра оживет в этих
стенах единственного в России и одного из немногих сохранившихся в Европе театрального здания ХVIII века. Ведь, в настоящее время Останкино –
единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Великолепные
акустические свойства этого театра, о которых специально заботились архитекторы и строители, делают его лучшим по акустике залом Москвы, а окружающие театр
парадные залы не имеют себе равных в России по степени сохранности богатого резного декора и золоченой мебели XVIII века, наборного паркета, дошедшего до
нас практически в первозданном состоянии. Бесценные собрания осветительных приборов, скульптуры, мебели, составляющие убранство дворца, размещены на своих
первоначальных местах. Дворец почти в полной мере сохранил первоначальный вид своеобразно решенных интерьеров в комплексе с подлинными предметами убранства и
редкими по красоте и качеству коллекциями (осветительных, живописи, скульптуры, фарфора).
Список
литературы.
1. К. Соловьев. “Прикладное декоративное искусство 17-18 века”.
2. М. Ильин, Т. Моисеева. “Москва и Подмосковье”.
3. И. Кондратьев. “Седая старина Москвы”
4. Ю. Александров. “Москва – диалог путеводителей”.
5. В. Рапопорт и др. “Кусково, Останкино, Архангельское”