Молодая семья в современной российской действительности

А.В.Сапронов, канд.соц.наук, доцент, Юго-Западный государственный университет

Н.Ю.Воронцева, канд.соц.наук, ст. преподаватель, Юго-Западный государственный университет

Семья, ее роль в обществе, всегда привлекали внимание исследователей: философов, социологов, демографов, психологов, историков, а также представителей других наук, что обусловлено исключительной важностью семьи для каждого отдельного индивида и общества в целом. Вместе с тем, это одна из наиболее сложных и актуальных проблем. На наш взгляд, междисциплинарное изучение семьи жизненно необходимо для нормального развития общества и государства. Современная наука рассматривает семью одновременно, как форму человеческого бытия, социальную общность, малую группу и один из первых, а, по мнению некоторых ученых, и самый древний социальный институт, состояние которого во многом определяет деятельность других социальных институтов в различных сферах общественной жизни.

Среди основных научных подходов к изучению семьи можно выделить социально-философский и социологический. Социально-философские исследования семьи характеризуются, прежде всего, глубинным подходом, стремлением к созданию целостной картины данной социальной общности, через основные категории человеческого бытия: такие как свобода, любовь, счастье, смысл жизни. Следует отметить, что в рамках данного подхода семью ученые начали исследовать очень давно, с появлением философии, то есть еще с середины первого тысячелетия до нашей эры.

Социологический подход сформировался гораздо позднее, только к концу 19 века, его специфика заключается в том, что акцент ставится на функциях семьи, объединяющих интересы личности и общества, в этом и заключается фундаментальная роль семьи с точки зрения социологии. Общество существует только потому, что индивиды через посредничество семьи мотивируются к удовлетворению потребностей общества.

Отношение к семье менялось в различные исторические эпохи, на протяжении многих веков остаются актуальными рассуждения мыслителей относительно различных аспектов семейной жизни.

Платон, размышляя об идеальном государстве, высказывался за общность жен и детей, что, по его мнению, будет способствовать достижению большего единства общества, которое предстает как одна большая семья «.Все жены мужей (стражей) должны быть общими. Дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок – кто его отец» [5, с.248].

Ученик Платона, Аристотель рассматривал вопросы распределения власти в семье: «власть отца над детьми может быть уподоблена власти царя: родитель властвует над детьми в силу своей любви к ним и вследствие того, что он старше их.». Так же он считал необходимым полное подчинение жены мужу: «Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина» [1, с.137].

Довольно необычна позиция Ф.Бэкона относительно влияния семьи на возможности самореализации личности: «тот, у кого есть жена и дети, отдал заложников судьбе, ибо семья является помехой на пути свершения великих предприятий, как добродетельных, так и злонамеренных» [2, с.374].

Д.Юм обосновывал свое негативное отношение к разводам тем, что развод приводит к страданиям детей, «как много бывает пустячных ссор и столкновений, которые люди, обладающие нормальным здравым смыслом, пытаются забыть, коль скоро они связаны необходимостью провести вместе свою жизнь, но которые вскоре разгорелись бы в пламя самой смертельной ненависти, если бы их довели до крайности при наличии перспективы легкого развода». Доводы более чем двухвековой давности, по нашему мнению, звучат весьма своевременно. В то же время мыслитель допускал разводы в исключительных случаях, а именно когда «союз мужчины и женщины порождает только отвращение и антипатию, то нет ничего жестокого, чем насильно сохранять союз» [7, с.40].

Российский философ В.В. Розанов, для которого семья была главной темой исследования, считал, что: «Семья – ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно – это место самых горячих связей; духовно – это место совершенногоидеализма.. .растворение

мужчины в женщине, и женщины в мужчине, так что первый есть уже полу- мужчина, оканчиваясь женщиною, и вторая есть полу-женщина – оканчиваясь мужчиною, и оба – одно существо и общая жизнь; эта неисповедимая тайна, едва ли не миродержущая (сочетание всего в мире) – вот брак! » [6, с.123].

Что же произошло в сознании современных людей, почему сейчас в российском обществе все чаще говорят о кризисе семьи? В результате значительных социокультурных трансформаций, характерной чертой современного общественного сознания становится исчезновение основных для традиционной культуры представлений, ценностей, идеалов, на смену им приходят новые культурные образцы принципов мышления и поведения – «теперь всё кажется неустойчивым, относительным, исчезающим, не успев возникнуть, и потому лишённым подлинной ценности» [3, с.272]. Вполне естественно, что характер отношений к семье претерпевает значительные изменения в силу объективных условий и воздействия различного рода факторов: социокультурных, экономических, политических, национальных, религиозных и прочих. Немаловажное значение в эволюции поведения и ориентаций социальных субъектов в семейно-брачной сфере имеет нарушение преемственности ценностей между поколениями в нашей стране. По мнению В.Т. Лисовского, кризис российского общества стал причиной нового, не имеющего аналогов ранее, конфликта между поколениями. Трансформируются философские, мировоззренческие, духовные основы развития общества и человека, фундаментальные взгляды на экономику, производство, материальную жизнь общества. Старшее поколение оказалось в ситуации, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. В современном российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развития [4, с.25-26]. Если старшее поколение воспитывалось на ценностях советской, тщательно выверенной идеологии, то нынешняя молодежь оказалась в положении маргиналов. Ценностный кризис в нашей стране усугубила активная пропаганда западных социокультурных ценностей, чуждых российскому менталитету. В результате происходят деформации устоявшихся социальных отношений в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, культурной, духовной.

Молодежь особенно восприимчива к различным инновациям. В молодости особенно активно создается система ценностей, и то, какими будут эти ценности, определяется объективной структурой тех отношений, в которых находятся молодые люди. Социально-экономические реформы в России влекут трансформацию молодежного образа жизни, меняется и отношение молодежи к семье, браку. Поэтому те тенденции, которые мы перечислим ниже, касаются в первую очередь молодых семей, не ограничиваясь впрочем, только ими. Еще несколько десятилетий назад, гражданские браки рассматривались как аморальное и безнравственное явление. В настоящее время и мужчины, и женщины не торопятся официально оформлять свои отношения, предпочитают сначала просто пожить вместе, без штампа в паспорте. Общество в целом относится к гражданским бракам все более лояльно, возможно поэтому такая форма отношений стала очень распространенной, особенно в молодежной среде. Разводы в нашей стране также стали обыденным явлением. Согласно данным Демографического Ежегодника Организации Объединенных Наций, который включает мировую статистику, публикуемую ежегодно, Россия лидирует в списке стран с самым высоким числом разводов и детей, рожденных вне брака. Кроме того, мы занимаем первые в мире места по абсолютной величине убыли населения и по числу детей, брошенных родителями [8].

Следствием этого является уменьшение рождаемости, увеличение количества детей, воспитывающихся в неполных семьях, количества одиноких мужчин и женщин. Характерной чертой современной семьи является ее преимущественно партнерский характер, женщины работают и зарабатывают наравне с мужчинами, а нередко и гораздо больше. Следует отметить, что чрезмерная занятость, направленная на приобретение средств к существованию, удовлетворение все возрастающих материальных потребностей, приводит к отчужденности между членами семьи, в результате дети не получают должного родительского внимания. Все это способствует росту социально-психологической конфликтности в семьях. Причем такая тенденция характерна не только для семей с низким материальным доходом, но и для довольно обеспеченных, зачастую именно в них она наиболее выражена. В современной России низкая рождаемость, несмотря на то, что ее уровень в последние годы немного вырос, он недостаточен для того, чтобы преодолеть демографическую убыль населения Постоянно увеличивается число бездетных пар, молодых людей больных различными заболеваниями, препятствующих деторождению. Вместе с тем, в большинстве молодых семей преобладает ориентация на малодетность, рождение одного, реже двух детей, что связано с неблагоприятным материальным положением, отсутствием собственного жилья, эгоистическими установками супругов жить в собственное удовольствие, сменой жизненных ориентиров. Справедливости ради стоит отметить, что схожая ситуация наблюдается и в Европе, где уровень жизни несоизмеримо выше. По нашему мнению, основная причина снижения рождаемости не столько материальные трудности, сколько социокультурные факторы. Усугубляет неблагоприятную ситуацию с рождаемостью крайне высокая смертность. На основании статистических данных, можно вполне обоснованно утверждать, что россияне вымирают, демографическую ситуацию в нашей стране можно без преувеличения охарактеризовать как катастрофическую. Выявить причины этой и других негативных тенденций, преследующих современную семью, разработать методы борьбы с ними – не просто задача академической науки, это условие выживания и развития нации, государства.

В заключение можно сказать, что проблема семьи всегда была и остается актуальной, ее исследованием ученые занимались еще с Античности, сначала в рамках социальной философии, затем социологии, демографии, психологии и прочих наук. Современная российская семья переживает непростой период, особенно это характерно для молодых семей. На наш взгляд, кризисные явления в современной семье детерминированы, прежде всего, социокультурными трансформациями, с которыми связано разрушение прежней ценностной системы, в то же время наблюдается приоритет новых, в основном прозападных ценностей, чуждых русскому менталитету. Наиболее серьезные проблемы современной семьи – большое количество разводов и низкая рождаемость, следовательно, семья в настоящее время недостаточно справляется со своей основной функцией, функцией воспроизводства населения. Решение данных проблем жизненно необходимо для российского общества.

Список литературы

Аристотель. Политика / пер. С.А. Жебелева / Аристотель. Антология мировой философской мысли. – М.: Ди- ректМедиа Паблишинг, 2004. [Электронное издание].

Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении науки // Сочинения. М., 1971. Т. I. 136 с.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: в 2 кн. / Т. 2. Становление, развитие и современное состояние персоналистского типа культуры: закономерности переходного этапа в Европе (XV-XVIII вв.); самоопределение нового типа культуры (XIX-XX вв.); проблема развития мировой культуры в XXI в. СПб.: ООО «Издательство «Петрополис», 320с.

Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000. 460 с.

Платон. Государство // Платон. Сочинения. Т. 3. М., 1972. 678 с.

Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. М. 1995. 462 с.

Юм Д. О многоженстве и разводах // Сочинения. Т. 2. М. 1965. 760 с.

http://www.za-nauku.ru

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.swsu.ru

Дата добавления: 26.02.2014