Учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» Факультет повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров Дисциплина: «Основы идеологии белорусского государства» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме: «Молодежная политика в Республике Беларусь» Выполнил: слушатель группы переподготовки сотрудников подразделений
МОБиСМ, обучающихся по специальности «Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности» старший инспектор УОП УВД Гомельского облисполкома майор милиции Киселёв К.И. Минск 2008 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Социально – психологическая и характеристика молодежи Глава 2. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 годы 2.1
Направления реализации программы 2.2 К ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Молодежная политика является частью государственной политики в области социально – экономического, культурного и национального развития Республики Беларусь. Ее реализация – одно из приоритетных направлений деятельности белорусского государства.
Реализация государственной молодежной политики представляет собой целостную систему мер правового, организационно – управленческого, финансово – экономического, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в жизни и развитии белорусского общества. Основные мероприятия по реализации молодежной политики осуществляются в соответствии с Республиканской программой «Молодежь
Беларуси» на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 04.04.2006 № 200. [ 10, Приложение 1] Данная программа является продолжением комплекса мероприятий по реализации молодежной политики, отраженных в ранее действующих программах «Молодежь Беларуси» на 2000-2003 г.г. и на 2004 – 2005 г.г. [9, 10] Следует отметить, что ныне действующая программа принята на более длительный срок. Это позволит осуществлять плановый, системный и дифференцированный подход в осуществлении государственной молодежной политики. Программа «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 годы разработана для улучшения социально – экономического положения молодых граждан и молодых семей, сохранения и повышения уровня духовно – нравственной, гражданско- правовой и физической культуры молодежи. В реализации программы принимает участие целый ряд государственных органов: министерства,
местные исполнительные и распорядительные органы власти, государственные комитеты, ведущие высшие учебные заведения страны, общественные организации и т.д. Целью настоящей работы является обоснование выбора путей реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы отраженных в программе «Молодежь Беларуси». Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Обозначить приоритеты молодежной политики на современном этапе; 2. Изучить социально – психологические особенности молодежи; 3. Проанализировать содержание республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 годы. 4. Определить предполагаемые результаты от реализации программы и их актуальность. Объект исследования: молодежь Беларуси как социально – демографическая группа, проходящая
социализацию в конкретных условиях жизнедеятельности белорусского общества. Предмет исследования: содержание республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 годы. Методология исследования базировалась на проблемах реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь, политической, экономической и культурной социализации молодежи. ГЛАВА 1. Социально – психологическая и характеристика молодежи Молодежь – социально-демографическая группа, обладающая совокупными половозрастными и социально-психологическими особенностями, проходящая стадии социализации в реальных условиях жизнедеятельности общества. [12, с.9] Это поколение людей, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет. [5, с.32]
В настоящее время почти четверть населения Беларуси – молодежь (23,7 %). При этом в городах проживает 70%, в сельской местности 21 %. Учащаяся молодежь составляет более половины в общем количестве молодежи республики. Причем значительную долю учащейся молодежи составляет студенчество. [15, с.191-192] Возрастная дифференциация (стратификация молодежи) – процесс объективный и многомерный.
Со всей определенностью можно сказать, что переход от детства к зрелости охватывает большой период и длится примерно около 10 лет (от 12 – 13 до 23 – 24 лет). Причем этот переход можно условно разделить на несколько промежуточных периодов. Первый период – подростковый (от 12 до 14 – 15 лет). Этот период является фазой первичной социализации индивида.
Для подростков характерен ряд общих социально-психологических и физиологических особенностей, отличающих их от других возрастных групп молодежи. Процесс взросления – первичной социализации – наиболее сложный и чреват различными социальными последствиями. Неадекватное восприятие и усвоение норм жизнедеятельности общества, равно как и социальное становление, сопровождаемое эмоциональными переживаниями, весьма характерны для подростков. Причем девочки – подростки заметно быстрее адаптируются в социальной среде, несмотря на то, что большинство из них сложно переживают свое физическое развитие. Осознание своего места и роли в обществе, равно как и осознание своей социальной значимости, сопричастности с другими половозрастными группами молодежи, безусловно, сказывается на дальнейшей социализации молодежи. Поэтому, как никто другой, подросток нуждается в очень корректном отношении со стороны взрослых. Несмотря на сложность подросткового возраста, большинство молодых людей достаточно быстро адаптируются
в социальной среде и переходят в новую стадию – стадию юношества. Второй период – юношество (от 14 – 15 до 18 лет). Он наступает, как правило, к 14 – 15 годам. В этот период завершается физическое созревание, хотя не в полной мере формируются социальные качества личности. Для периода юношества характерна большая самостоятельность во всех областях жизнедеятельности: в быту,
в учебе, а также в посильном труде. В то же время этот период является пограничным со взрослой жизнью, ибо уже с 16 – 18 лет молодые люди могут выполнять профессионально-трудовые функции на законных основаниях. Законодательством, как известно, определены соответствующие ограничения и льготы для этой категории молодежи в сфере трудовой деятельности. Однако это вовсе не означает, что молодые Люди в этом возрасте не должны трудиться. Напротив, именно в этом возрасте реально проявляются способности,
наклонности, интересы и другие ценные качества, с помощью которых можно определить, в какой конкретной сфере трудовой деятельности может в будущем работать, реализовать себя как личность молодой человек. Искусственное навязывание молодым людям той или иной профессии, будь то рабочей или творческой, или военной, гуманитарной или технической, может привести к отрицательным результатам в будущем. Именно на этой стадии необходимо использовать наиболее современные методики изучения профессиональной ориентации молодежи на основе социально-психологических и физиологических характеристик, ее интеллектуальных данных. Третий период (от 18 до 23 – 24 лет) – наиболее важный период социализации молодежи, ибо он связан с профессиональным и гражданским становлением, дальнейшим физическим и интеллектуальным развитием личности. Объектом социализации молодой человек становится с гораздо более четко выраженными социальными качествами, поэтому общество вправе не только оказывать ему всяческую поддержку, но и рассчитывать на
его ответственное отношение к выполнению своих обязанностей. Несмотря на то, что молодые люди в этот период еще получают соответствующие профессии, завершая учебу в средних, средних специальных и высших. учебных заведениях, или проходят службу в армии, большинство из них имеют более четко выраженные ценностные ориентации и жизненные ориентиры, связанные со своим будущим: трудом, местом жительства, социальным положением и др.
Молодые люди в этой возрастной группе обладают большей степенью самоконтроля, более осознанно выполняют те или иные функции. Тем не менее, они по-прежнему отличаются повышенной эмоциональностью и чрезмерной критичностью к событиям и людям. Порой завышенная самооценка превалирует над реальными возможностями реализовать себя как личность. Большинство молодых людей не признают навязываемых авторитетов, но, тем не менее, склонны сами создавать себе кумиров и ориентироваться на тех из них, кто в большей степени
соответствует их ценностным ориентациям. Освоение профессиональных знаний в этом возрасте происходит сравнительно несложно, поскольку, как правило, связано с научением, стажерством, т.е. с продолжением обучения без большой личной ответственности за результаты труда. Они по-прежнему считают, что имеют право на ошибки, и этот психологический барьер им трудно преодолевать. Как в сфере учебы, так и, трудовой, и семейно-бытовой жизни, молодые люди этой возрастной группы все еще рассчитывают на снисходительное к ним отношение. Между тем, если именно в этот период не сформировалась высокая доля личной ответственности за содеянное, в более старшем возрасте ее уже трудно сформировать. Четвертый период (от 25 до 30 лет). Характеризуется большей самостоятельностью личности во всех сферах жизнедеятельности. Большинство молодых людей к этому возрасту вступают в брак и у них появляются свои
наследники – дети, которым они обязаны передавать свой жизненный опыт и воспитывать их должным образом. В то же время этот период является наиболее сложным в профессиональном и социальном становлении. Молодые люди после получения в системе образования соответствующей профессии участвуют в трудовой деятельности, стремятся создать необходимые материально-бытовые условия для себя и своей семьи. Однако далеко не всем это удается сделать, поскольку разнятся стартовые экономические возможности у
различных социальных групп. По данным социологических исследований, лишь около 10% опрошенных молодых людей обходятся без материальной помощи родителей и ближайших родственников; 75% из них получают ее постоянно и около 15% – периодически. Размеры этой материальной помощи, безусловно, неравнозначны. Процесс социализации, таким образом, в этот период связан не только с передачей социального опыта старших,
но и с реальной материальной помощью. В этой связи многие молодые люди серьезно задумываются над дальнейшим своим пребыванием в тех или иных регионах, городах, городских поселках, селах, на тех или иных работах. Более половины, по данным социологических исследований, проведенных в 2003 году, при благоприятных условиях хотели бы выехать за пределы Беларуси на временные заработки или постоянное жительство. Это связано, прежде всего, с относительно низким Уровнем заработной платы, не позволяющей молодым людям приобретать дорогостоящие предметы длительного пользования и особенно – строить свое собственное жилье. Несмотря на реальную поддержку со стороны государства (гарантированное предоставление первого рабочего места, льготные кредиты, материальная поддержка предприятиями и т.д.), тем не менее, по мнению молодых людей, эти реальные виды государственной помощи трудно получить, и ее бывает недостаточно для реализации первоначальных жизненно важных целей. Таким образом, значительная часть молодежи находится перед альтернативой
или искать дополнительные заработки, порой связанные с нелегальным бизнесом, или искать возможность выехать за пределы страны с целью создания материальных условий для жизни молодой семьи. К сожалению, эти мотивы часто становятся иллюзорными, нереализуемыми, так как и в ближнем, и в дальнем зарубежье молодых людей встречает множество трудностей, с которыми сложно справиться, и процесс социализации, адаптации к новым условиям жизни затягивается. В этой связи, безусловно, необходима более эффективная
политика, направленная на поддержку молодежи страны, создание благоприятных условий для реализации ее образовательного и интеллектуального потенциала на родине. Безусловно, молодые люди могли бы оставаться на местах своего прежнего жительства при условии, если бы им была обеспечена перспектива служебного и профессионального роста, перспектива создания благоприятных материальных и социальных условий жизни. Ситуация усугубляется тем, что молодые пары, у которых есть
дети, нуждаются гораздо в большей поддержке, чем те, кто находится вне брака. Однако вступление в брак как юношей, так и девушек связано с определенной тревогой за будущее и, прежде всего, с возможностью содержать семью, обеспечивать ее материально, воспитывать детей. Поэтому многие молодые люди поневоле откладывают время вступления в брак до достижения определенных целей, получения образования, приобретения жилья и др. Таким образом, вышеуказанные периоды возрастной стратификации имеют определенные особенности в процессе адаптации и социализации молодых людей. Молодежь как города, так и села находится в большой зависимости от условий социально-экономического развития страны и отдельных регионов, от реальной помощи государства в их гражданском и профессиональном становлении, в создании благоприятных условий жизнедеятельности. [2, с. 157-160] Молодежь является важнейшим стратегическим социальным ресурсом общества.
Эту социально-демографическую группу недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Роль и значение молодежи в общественном воспроизводстве определяется спецификой ее положения в обществе. [4, с.38] Молодежь имеет свои особые функции в воспроизводственном процессе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. На этом основаны сущность и содержание особой политики государства в отношении молодежи.
Понимание этого аксиоматического тезиса присутствует в Основном законе нашей страны и стратегическом курсе государства. В жизни белорусского общества последовательно реализуются принципы социально-ориентированного государства. Формирование жизнеспособного молодого поколения становится одной из главных стратегических задач молодого белорусского государства. Молодежь – важнейший объект национально-государственных интересов, один из
главных факторов обеспечения социально-экономического развития страны. [12, с. 149-254] Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. На сегодняшнем этапе истории белорусского общества государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. Молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества. Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, обеспечивающих стратегию государства в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического
потенциала молодого поколения, создании законодательно закрепленных гарантий для молодежи в правовой, экономической и других сферах жизни. [13, с.48] Государственная молодежная политика в Республике Беларусь осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь и других основополагающих законов, основным из которых является Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. «Об общих началах государственной молодежной политики
в Республике Беларусь». [Приложение 2]В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь молодежи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие. Государство призвано создавать необходимые условия для свободного участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества. В других статьях Конституции (статьи 45,47,49,64,92) гарантируется право молодежи на охрану здоровья, получения жилья,
образования и участие в общественно-политической жизни страны. В соответствии с законом Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» определяются семь основных принципов этой политики (статья 5): ы сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики; ы последовательность государственной молодежной политики; ы научная обоснованность и комплексность разработки государственной молодежной политики; ы учет интересов и потребностей молодых граждан; ы обеспечение защиты прав и законных интересов молодых граждан; ы гласность государственной молодежной политики; ы привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и всего общества. Принципы государственной молодежной политики являются определяющими для принятия других законодательных актов по актуальным проблемам молодежи.
Важным этапом в формировании законодательной базы в области государственной молодежной политики явился Указ Президента Республики Беларусь от 17 нюня 1996 г. № 215 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь», [Приложение 3] В соответствии с этим Указом определен комплекс мер по качественному улучшению социально-экономических и социально-бытовых условий жизни молодежи, созданию благоприятных условий для духовного, культурного
и физического ее развития, формированию правовой и нравственной культуры, установлению социальных гарантий для различных категорий молодежи в области образования, труда и занятости, организации досуговой деятельности; осуществлению реальной поддержки молодых семей, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также развитию международного сотрудничества белорусской молодежи с зарубежными сверстниками. На основании вышеуказанных законов был разработан важнейший рабочий документ по реализации государственной
молодежной политики – Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 годы, о которой пойдет речь в следующей главе работы. Глава 2. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 годы 2.1 Направления реализации программы Основной целью республиканской программы является развитие потенциала молодых граждан для их самореализации и участия в созидании сильной и процветающей Беларуси через создание оптимальных социально-экономических, правовых и организационных условий. В рамках реализации республиканской программы предполагается решение следующих задач: 1. повышение образовательного уровня молодежи, ее готовности к труду; 2. патриотическое воспитание молодых граждан, формирование у них правовой и политической культуры, мотивации к осознанному, ответственному и активному участию в общественной жизни страны;
3. улучшение условий для активного и эффективного участия молодежи в социально-экономической жизни общества; 4. совершенствование позитивных молодежных инициатив, соответствующих идеологии и направлениям социально-экономического развития белорусского государства; 5. формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья молодежи; 6. совершенствование системы социальной защиты молодежи и молодой семьи;
7. развитие молодежного туризма и международного молодежного сотрудничества. Республиканская программа "Молодежь Беларуси" на 2006-2010 годы носит целевой характер и призвана обеспечить координацию действий всех органов государственного управления, а также детских и молодежных общественных объединений. Ответственными исполнителями этой программы являются: Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел,
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство обороны, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство труда и социальной защиты,
Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство юстиции, Министерство финансов, Государственный комитет пограничных войск, Национальная академия наук Беларуси, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, Национальная государственная телерадиокомпания, местные исполнительные и распорядительные органы, Национальный банк, открытое акционерное общество "Сберегательный банк "Беларусбанк", общественное объединение "Белорусский республиканский союз молодежи", общественное объединение "Белорусская республиканская пионерская организация", Федерация профсоюзов Беларуси, республиканский союз общественных объединений "
Белорусский комитет молодежных организаций", молодежные и детские общественные объединения. Основными направлениями реализации республиканской программы являются: повышение престижа и возможности получения качественного образования; воспитание гражданина-патриота; создание условий для активного и эффективного участия молодежи в социально-экономической жизни страны; пропаганда здорового образа жизни, предупреждение пьянства, наркомании, правонарушений, в том числе торговли людьми; развитие молодежного
туризма, международное молодежное сотрудничество; информационное обеспечение системы работы с молодежью. [10] 2.2. Ожидаемые результаты и мероприятия, направленные на реализацию республиканской программы Ожидаемые результаты от реализации республиканской программы: 1. Оптимизация системы государственно-общественного управления в сфере государственной молодежной политики; Основным направлением государственной молодежной политики является разработка и принятие законов о
правовых нормах и гарантиях для молодежи, соответствующих мировому уровню (с учетом белорусской модели развития общества). [17, с.38] При этом необходимо исходить из специфики развития как на региональном, так и на республиканском уровне. [14] Следует уделять особое внимание управлению в сфере государственной молодежной политики, которое должно представлять особый многоуровневый процесс, включающий деятельность всех ветвей власти. [8, с.46]. С этой целью разработаны региональные программы «Молодежь», в частности областная программа «Молодежь Гомельщины» [Приложение 4] и городская программа «Молодежь Гомеля» [Приложение 5] 2. Повышение эффективности функционирования системы образования и расширение спектра оказываемых образовательных услуг для молодежи. Многие вопросы молодежной политики решаются в системе образования. Это обусловлено тем, что наряду с обучением образовательный процесс в
Республике Беларусь включает воспитательный компонент, направленный на формирование личностных качеств молодого человека, его активной гражданской позиции и социальной ответственности. Основная цель образования – не только дать знания, но и грамотно подготовить молодого человека к самостоятельной жизни. [ 13, с. 49-51] Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «вопросы повышения качества работы школьной системы – это
дело государственной важности. И, конечно, стратегической задачей государства является обеспечение молодых людей высококачественным образованием, а затем хорошо оплачиваемой работой по специальности.» [6] С целью повышения престижа и возможности получения образования на период реализации программы «Молодежь Беларуси» планируется проведение следующих мероприятий: v Разработка и внедрение образовательных стандартов второго поколения для всех уровней образования; v
Совершенствование нормативов обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений персональными компьютерами; v Создание условий для получения работающей молодежью профессионально-технического и среднего специального образования по заочной форме или самостоятельно (в порядке экстерната); v Корректировка с учетом специфики и особенностей подготовки сельских школьников учебных планов, организации, научно-методического и кадрового обеспечения учебного процесса в сельских школах; v Организация профильных (лицейских) классов, гимназий, лицеев на селе; v Развитие шефских связей вузов, учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования (далее – ССУЗ), с сельскими школами; v Участие сельских школьников в олимпиадах, проводимых вузами; v Создание в каждой области 5 7 региональных учебно-консультационных пунктов для сельских школьников по вопросам поступления в ВУЗы, Сузы; v Развитие сети подготовительных курсов для подготовки сельских
школьников к поступлению в ВУЗы, Сузы; v Обеспечение в установленном порядке повышения размера стипендий учащейся молодежи; v Возмещение иногородним студентам ВУЗов и ССУЗов, профессионально-технических училищ при невозможности их поселения в общежитиях расходов по найму жилья в установленном порядке; v Разработка планов поэтапного создания в г. Минске и областных центрах ”студенческих деревень“; v
Создание условий для профессионального обучения в вузах, ССУЗах лиц с особенностями психофизического развития. Таким образом одним из приоритетных направлений образовательной политики в Республике Беларусь является обеспечение равного доступа к качественному образованию сельской молодежи, развитие профессионального мастерства и научно – технического творчества, в том числе с целью популяризации
профессий технического профиля. 3. Создание целостной системы воспитания гражданина-патриота. Патриотизм – чувство, побуждающее человека к активной созидательной деятельности во имя и для блага народа, счастья семьи и своих ближних. Он органически связан с этническим добрососедством, взаимопомощью людей. В Республике Беларусь патриотизм правомерно отнесен к важнейшей духовно – нравственной ценности, поскольку помогает формированию у широких слоев молодежи готовности к исполнению гражданского долга во всех сферах общественной и государственной деятельности. [16] В плане по реализации республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 г предусмотрены следующие мероприятия в данном направлении: v Разработка и издание книги для выпускника ”Беларусь страна твоего будущего“; v Создание на базе Академии управления при Президенте
Республики Беларусь Республиканского молодежного информационно-идеологического центра при ЦК ОО ”БРСМ“; v Издание информационных материалов по патриотическому воспитанию, формированию политической культуры, противодействию политическому экстремизму среди молодежи; v Организация выпуска хронико-документальных теле- и видеофильмов, радиопередач, наглядных пособий, презентационных дисков о мужестве и патриотизме белорусского народа, а также военнослужащих
Вооруженных Сил, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, пограничных войск, органов внутренних дел, о деятельности общественных объединений патриотической направленности; v Привлечение молодежи к изучению и популяризации истории и традиций Беларуси, организация и проведение республиканских патриотических акций, в том числе: ”Жыву ў Беларусі і тым ганаруся“; ”Призывник“; ”Вахта памяти“ ; v
Проведение республиканских смотров-конкурсов и слетов: юных спасателей-пожарных юных инспекторов дорожного движения учащихся военно-патриотических классов молодежных добровольных дружин; v Проведение республиканской спортивно – патриотической игры ”Зарница“; v Организация летних спортивно-патриотических лагерей для подростков и допризывной молодежи; v Обеспечение деятельности информационно-пропагандистских молодежных групп в ходе подготовки и проведения
государственных общественно-политических акций; v Создание культурно-этнографических центров, усадебно – этнографических комплексов, способствующих возрождению интереса у молодежи к традиционным ремеслам, в том числе на базе существующих домов (центров) фольклора, народного творчества, ремесел; v Проведение республиканских фестивалей детских и молодежных общественных объединений по тематике гражданского становления, нравственно-патриотического воспитания молодежи; v Организация и проведение в оздоровительных лагерях смен актива детских и молодежных общественных объединений; v Организация обучения и повышения квалификации руководителей молодежных и детских общественных объединений, специалистов по работе с молодежью; v Создание, организация работы музейных экспозиций, посвященных молодежному движению в Беларуси; v Организация и проведение Республиканского студенческого форума по актуальным проблемам государственной молодежной политики; v
Развитие клубной и кружковой работы с молодежью в учреждениях образования, а также по месту жительства; v Проведение республиканского конкурса научных работ молодых ученых по гуманитарным, естественным и техническим наукам; v Организация и проведение Национального конкурса красоты; v Проведение форума студенческой и учащейся молодежи ”Первый шаг в науку“; v Создание и практическая помощь в организации деятельности совета по поддержке молодежных инновационных
исследований при ЦК ОО ”БРСМ“ 4. Повышение качества жизни сельской молодежи, снижение уровня миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населенных пунктах; 5. Снижение численности и удельного веса молодежи в структуре безработных, развитие системы временной и сезонной занятости молодежи. Наличие перспективного кадрового резерва из числа молодых граждан и механизма его функционирования; Для развития системы трудоустройства молодежи, создания условий для активного
и эффективного ее участия в социально-экономической жизни страны Программой предусмотрены следующие мероприятия: v Организация профориентационной работы с использованием карты профессиональной ориентации учащегося в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования; v Создание системы республиканских конкурсов и соревнований среди молодежи по профессиям, в том числе сельскохозяйственного профиля; v Формирование перспективного кадрового резерва из числа учащейся молодежи и молодых специалистов, создание системы работы с ними; v Создание на основе Интернет-технологий системы информирования молодежи, в том числе безработной, о профессиях, востребованных на рынке труда, возможностях обучения и повышения квалификации по этим профессиям, трудоустройства и временной занятости v Организация мониторингового прогнозирования потребности в кадрах на селе; v Профессиональное обучение безработной молодежи по востребованным на рынке труда специальностям, основам
предпринимательской деятельности; v Проведение республиканского конкурса проектов в области малого предпринимательства среди молодежи; v Введение системы долгосрочного льготного кредитования молодежных фермерских хозяйств; v Поддержка деятельности республиканского и областных штабов студенческих отрядов, штабов трудовых дел в учреждениях образования, а также молодежных общественных объединений, занимающихся временным трудоустройством молодежи; v Проведение республиканского конкурса на лучший студенческий отряд «Трудовой семестр» и лучшую
организацию, принимающую студенческий отряд; v Привлечение молодежи к участию в благоустройстве и озеленении населенных пунктов, природных и культурно-исторических объектов. 6. Возрождение ценности и значимости семьи в общественном сознании, укрепление семьи, увеличение рождаемости; Для реализации данной задачи планируется: v Ежегодная организация мониторинга трудоустройства и обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; v
Реализация комплекса мер по созданию условий для закрепления молодежи на селе, в том числе: предоставление молодым семьям в соответствии с действующим законодательством государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья, включая льготное кредитование индивидуального строительства, оказание сельскохозяйственными и иными организациями-нанимателями поддержки своим работникам на жилищное строительство в виде займов. v Проведение среди молодых семей республиканского конкурса на лучшее сельское подворье; v Оборудование детских комнат и игровых площадок в общежитиях, где проживают молодые семьи, а также в торговых, общественно-культурных центрах и на прилегающих к ним территориях; v Проведение информационно-просветительских и воспитательных мероприятий по повышению престижа семьи, формированию осознанного родительства, этике и психологии семейных отношений; v Расширение практики проведения на базе спортивных и культурных центров семейных физкультурно-оздоровительных
и культурно-массовых мероприятий; v Проведение среди общественных объединений республиканского конкурса на лучший проект в области работы с молодой семьей; v Создание системы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; v Обеспечение охвата системой социальной адаптации всех молодых граждан, вернувшихся из мест лишения свободы; v Организация работы социальных работников и волонтеров
с молодыми гражданами группы риска в ”открытой среде“. 7. Уменьшение количества правонарушений, иных асоциальных проявлений в молодежной среде. Укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовленности молодежи; Для этого планируется проведения следующих мероприятий: v Организация мероприятий, ориентированных на формирование здорового образа жизни, внедрение здоровьесберегающих
технологий на всех уровнях образования; v Проведение республиканского творческого конкурса среди журналистов на лучшие публикации по вопросам освещения здорового образа жизни; v Проведение смотров уровня физической подготовки юношей допризывного и призывного возраста по программе прикладного физкультурно-спортивного комплекса ”Защитник Отечества“; v Проведение республиканских спартакиад среди допризывной и призывной молодежи по зимнему и летнему многоборью комплекса ”Защитник Отечества“; v Создание условий для физкультурно-оздоровительных, спортивных занятий по месту жительства: ремонт и строительство спортивных площадок в микрорайонах; заливка ледовых катков; оборудование лыжных и лыжероллерных трасс, велосипедных дорожек и другое v Создание клубов (команд) по игровым видам спорта при учебных заведениях; v Организация с участием молодежи комплекса мероприятий в рамках
Всемирной кампании против СПИД и Всемирного Дня профилактики СПИД; v Организация республиканской информационно-консультативной ”горячей линии“ для молодежи по вопросам ВИЧ- инфекции, наркомании, инфекций, передаваемых половым путем; v Организация и проведение республиканских соревнований по хоккею ”Золотая шайба“ на призы Президента Республики Беларусь, по футболу ”Кожаный мяч“; v
Организация информационно-просветительской работы по предотвращению торговли людьми и проституции; v Организация сотрудничества учреждений образования, церкви, общественных объединений, учреждений исполнения наказаний по вопросам реабилитации осужденной молодежи, шефства над подростками, склонными к девиантному поведению; v Поддержка и развитие правоохранительного движения среди молодежи, деятельности оперативных молодежных отрядов и молодежных добровольных дружин; v
Организация и проведение республиканских мероприятий и акций, направленных на противодействие табакокурению, употреблению алкоголя и распространению наркотиков в молодежной среде; v Организация тематических выпусков телепередач, социальных видеороликов для молодежи, направленных на формирование у молодых граждан правосознания и высокой правовой культуры, законопослушного поведения. 8. Активизация социально значимой деятельности детских и молодежных общественных объединений, увеличение количества молодых граждан, активно участвующих в их работе; 9. Снижение уровня политического экстремизма в молодежной среде, повышение электоральной активности молодых граждан; Избирательная активность молодежи зависит от многих факторов, как информационных, так и организационных. Основная проблема заключается в том, что молодые люди часто не ассоциируют себя с полноправными субъектами политической жизни государства, способными принимать участие в решении задач,
стоящих перед обществом. [3] Особенностью молодежного электората является наличие неустоявшихся политических взглядов и стереотипов. В этом есть как позитивные, так и негативные стороны. С одной стороны – есть возможность воздействовать на него в положительном направлении, с другой – могут найтись определенные силы, которые играя на юношеском максимализме, эмоциях и отсутствии четкой гражданской позиции, будут пытаться манипулировать молодыми людьми.
Поэтому важной задачей является формирование у молодежи четкой системы ценностей и ориентиров. [2, с. 306-310] 10. Консолидация общественного молодежного движения в целях построения сильной и процветающей Беларуси. Молодежное движение в Беларуси переживает своеобразный переходный возраст. Многочисленные организации, определившие в своих уставных документах в качестве приоритета работу с детьми и молодежью (всего, по данным Минюста, их 160), разнообразны и каждая из них прочно занимает
свою нишу. В настоящее время обнаруживается общность целей и задач разных организаций (например, самых многочисленных БРСМ и БРПО), естественным образом возникли вопросы объединения усилий для их достижения. Предполагается, что в недалекой перспективе БРПО вольется в структуру БРСМ. При этом пионеры будут еще активнее развивать работу с детьми младшего возраста. Таким образом, можно выстроить качественную систему патриотического воспитания молодежи. [7] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав содержание программы «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 годы можно сделать следующие выводы: 1. Программа «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 годы разработана в целях дальнейшей реализации государственной молодежной политики. 2. Основными направлениями программы являются повышение престижа и возможности получения качественного образования, поддержка творческой и научной молодежи, воспитание гражданина-
патриота, развитие системы трудоустройства молодежи на постоянной основе, пропаганда здорового образа жизни, помощь молодым семьям, развитие молодежного туризма, принятие упреждающих мер по нераспространению среди молодых людей криминала, пьянства, наркомании. 3. Программа предусматривает создание условий для более активного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитие позитивных детских и молодежных инициатив.
4. Ожидается, что в результате реализации данной программы повысится качество жизни сельской молодежи, снизится уровень миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населенных пунктах, уменьшится число безработных среди молодежи, будет развита система временной и сезонной занятости молодежи. 5. Воплощение в жизнь положений программы позволит укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности молодежи, возродить ценность и значимость семьи в общественном сознании,
укрепить семью, увеличить рождаемость, консолидировать общественное молодежное движение в целях построения сильной и процветающей Беларуси. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Зенченко В.А Павлова Н.В Степанов Г.И. Социализация студенческой молодежи в условиях системной трансформации белорусского общества Мн 2003. 2. Идеология и молодежь Беларуси: пособие / Под общ. ред. Землякова Л.Е Лаптенка С.Д. 3. Информационный вестник «В будущее вместе с нами» Выпуск № 3. -Мн 2004. 4. Ковалева А.И Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. -М.: Социум, 1999. 5. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебник /под ред. проф. В.Т. Лисовского СПб: Изд С Петербургского университета,
1996. 6. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент// Народная газета. 2003. 29 марта. 7. Один за всех и все за одного// Советская Белоруссия.2006. 21 октября 8. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов/ Под общ. ред. С.Н.Князева, С.В. Решетникова. -Мн.: Академия управления при Президенте
Республики Беларусь, 2004. 9. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2000-2003 годы// Молодежь Беларуси: Информационный вестник. 2002. № 8. 10. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2004 – 2006 годы Мн 2004. 11. Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 годы Мн 2006 12. Сапелкин Е.
П. Молодежная политика в Республике Беларусь. Системный анализ Мн.: УП «Технопринт»,2004 13. Сапелкин Е.П. Социальный статус молодежи Мн 2002. 14. У реалізаціі дзяржаунай маладзежнай палітікі акцэнт – на актуалізацію каштоунасцей здаровага ладу жыцця, занятасць ш адпажынак кожнага маладога чалавека.// Настауніцкая газета. 2005. 2 червеня 15. Шумская Л.
И. Социализация студенческой молодежи Мн 2001. 16. Шеремет Т.П. Воспитание идейно – нравственных качеств и гражданско-патриотических чувств и качеств учащихся// Проблемы выхавання, 2003. №5. 17. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты: Учебно – методическое пособие для преподавателей, студентов, аспирантов и слушателей повышения квалификации Мн. РИВШ, БГУ, 2003.