Монархическая и республиканская формы правления и их разновидности

Монархическая и республиканская формыправления и их разновидности1. Формыгосударства
Хотя, часто говорят, что главное не форма, а сущность,содержание явления или события, применительно к государству, очень важное значениеимеют формы государства, формы государственного, политического режима – т.е.формальные стороны главного государственного механизма, государственной машины.
Что имеют в виду, говоря о форме государства? Форма государства– понятие не однозначное. Говоря о форме государства, в зависимости отконтекста, имеют в виду несколько понятий. Под формой государства можетпониматься форма правления, форма государственного устройства, политический режим,государственный режим, а иногда – все эти понятия вместе взятые.
Формы государства, государственные иполитические режимы оказывают значительное влияние на условия политической иобщественной жизни любой страны. Поэтому, прежде, чем говорить о каких–тосущностных сторонах жизни государства, безусловно, нужно определить формальныестороны государственной жизни.
Что такое форма правления? Под формой правления чаще всего понимаютустройство высшей государственной власти. Форма правления – это типглавенствования в данном государстве. Если исходить из буквального, самогопростого смысла этих слов, то это ответ на вопрос «Кто правит?». По формеправления государства различаются на республики и монархии.
Республика – это форма правления, где главой государства является избранное лицо. Монархия– такая форма правления, где главой государства является лицо, получившеевласть по наследству. Существуют разные точки зрения по поводу того, какая изэтих форм исторически более древняя, более совершенная. Есть примеры того, чтов первобытном обществе вождя избира-ли – это была первобытная республика. А,если сын вождя становился вождем – это была первобытная монархия. Известныдревнейшие республики в Древнем Риме и Древней Греции. Известны очень древниемонархии – Ассирия, Вавилон, Египет. И те и другие оставили неизгладимый след вмировой цивилизации. Хотя, скажем, в Древнем Риме времена республики были временамирасцвета. А времена императоров Нерона, Клавдия, Калигулы и других… самизнаете…
Для современного периода обе эти формы характерны, ивыяснение более прогрессивной формы бессмысленное дело, потому что форма неможет быть более или менее прогрессивна и потому, что в одну и ту же формумогут вкладываться совершенно разные содержания.
В зарубежных конституциях закрепляются как формы правления,так и формы государственного устройства. В самых начальных главах, как правило,записывается, что государство – это монархия или республика. В начальныхстатьях также записывается форма государственного устройства.
Что такое форма государственного устройства? Это территориально–политическоестроение, или структура государства, т.е. определенное деление территориигосударства на части и соподчинение этих частей с центральной властью и друг сдругом.
По форме государственного устройствагосударства делятся на два вида: федерации и унитарные государства. Правда, историиизвестна еще одна форма – конфедерация. Но это такая форма, которая являетсяредкой и нехарактерной, хотя о ней мы тоже поговорим. 2. Понятие политического режима игосударственного режима
Эти понятия встречаются в научной литературе. Как старыеконституции, так и новые, эти термины практически не употребляют. Понятияполитического или государственного режима – это термины научные и большеотносятся к политической, чем к правовой лексике. Если открыть зарубежныеконституции, то мы сразу приведем примеры вышесказанному. Например, ст.1 итальянскойКонституции звучит следующим образом: «Италия – демократическая республика,основывающаяся на труде». Статья 2 Конституции Франции сформулирована следующимобразом: «Франция является неделимой светской, демократической и социальнойреспубликой». Понятие республики хоть и не дается, но большинство людейпонимают, что стоит за этим определением. Что касается государственногоустройства, то оно тоже закрепляется. Например, Статья 20 Конституции ФРГгласит: «Федеративная Республика Германии является демократическим и социальнымфедеративным государством».
Точно также закрепляются и иные формы государства. Например,в Ст.1 пункт 3 Конституции Испании записано: «Политической формой испанскогогосударства является парламентарная монархия». В некоторых конституциях необозначается, что данное государство является, скажем, парламентарнойреспубликой, либо парламентарной монархией, т.е. не называется форма правления.Однако же, практически в каждой конституции есть статьи, которые определяют, ктоявляется главой государства, и уже из этого видно, какая форма правлениясуществует в данном государстве. Например, в Конституции Швеции записано: «Вгосударстве главой государства является король», т.е. это монархия. А вот какаяэто монархия, станет ясно, если прочесть дальнейшие статьи этой конституции.Примерно такие же положения закреплены в Конституции Японии. Там первая главаназывается «Император», и ясно, что Япония – это монархия. При знакомстве сэтой статьей видно, что это парламентарная монархия, потому что права монархасущественно ограничены.
Однако, если мы будем знакомиться с большим количеством иностранныхконституций, мы, как правило, вообще не найдем упоминания о политическом либогосударственном режиме, потому что определение политического и государственногорежима дается на основании целой совокупности признаков, которые, как и этитермины, не закрепляются в конституциях. Хотя нет правил без исключения. Самыйпервый раздел греческой конституции называется «Форма политического режима», ав ст.1 говорится, что политический режим Греции – режим парламентарной республики».Отметим, что хотя здесь применяется термин «политический режим», в данномконтексте следовало бы употреблять понятие «форма правления», а греки почему–тоиспользовали термин «политический режим». Но, как говорится, в каждой стране –свои нюансы.
Что же такое политический режим, что такое государственный режим?Понятие «Политический режим» – не совсем государственно–правовое иликонституционно–правовое понятие, хотя в конституциях оно встречается. Это несамое характерное для нашей науки понятие. Под политическим режимом понимаютсовокупность средств и методов, при помощи которых осуществляетсягосударственная власть в стране. Политических режимов называют несколько, но,как правило, они сводятся к двум видам: демократический и недемократический.
Государственный режим – это реальный порядок функционирования и взаимодействиячастей государственного механизма, т.е. сложившаяся ситуация в конкретнойстране, ситуация во взаимоотношениях между частями государственного механизма.Государственный режим может соответствовать тому, что написано в конституции, аможет не соответствовать. Скажем, в конституции записан один порядок избранияили отстранения президента от власти, а на самом деле используется другой,который иногда не записан. В данном случае реальный государственный режим несовпадает с конституционным регулированием. Точно также политический режимможет не совпадать с реальными средствами и методами управления государством.
В государстве, к примеру, нарушаются права человека, отсутствуютсвободные выбора, запрещаются демонстрации, митинги, преследуется печать, а позакону это все как бы есть, т.е. реальный политический режим не соответствуетконституционной букве.
Некоторые государствоведы говорят вообще о двух формах государстваи употребляют только понятия «формы правления» и «форма государственногоустройства». На наш взгляд, это не совсем точно, нужно употреблять все четырестороны, характеризующие государство: т.е. и форму правления, и формугосударственного устройства, и государственный и политический режимы.
Что влияет на форму правления, форму государственного устройства,политический и государственный режимы конкретной страны? Почему в одной странемонархия, в другой – республика, в одной стране конституционная монархия, вдругой – абсолютная? Почему одна страна – унитарная, вторая – федеративная? Этиформы неслучайны. Они образуются под влиянием ряда обстоятельств. К числу этихобстоятельств можно отнести следующие. На выбор формирования конкретных формгосударства оказывает непосредственное влияние исторические и национальныетрадиции, условия возникновения государств.
Под историческими традициями понимают, скажем, историческийпуть, который прошло это государство, влияние революций, гражданских войн. Национальныетрадиции – это вообще трудно объяснимая вещь. Она связана с такими понятиями,как национальный характер, менталитет народа. Например, большинство британскихподданных – граждан Великобритании, считают, что идеальной формой правленияявляется монархия, и монарх должен олицетворять государственную власть встране. Также считают, к примеру, шведы, которые сохраняют своего короля каксимвол и атрибут государства. А реально, как в Швеции, так и в Великобританииглавы государств практически лишены какой–либо власти.
Условия возникновения государства также влияют на выбор формы правленияили государственного устройства. Одно дело, если государство возникло тысячулет назад и в течение истории прошло разные ступени развития, разные переменыи, в конце концов, сложилась его конкретная форма. Другое дело, если государствовозникло в результате решения международных конференций. Например, Бельгиявозникла после поражения Наполеона на поле Ватерлоо и была образована из частиголландских провинций и части французских провинций. Естественно, очень своеобразенее национальный состав, своеобразна форма этого государства.
Если определенная территория была колонией, потом освободилась,получила независимость, то эти условия и обстоятельства тоже повлияют на выборформы, потому что появляются какие–то приоритеты, заложенные во времяосвободительной борьбы. Как правило, все бывшие колонии – это республики.
Очень влияет на выбор формы правления и государственного устройствауровень культуры граждан (причем, и обычной, и политической, и правовой), атакже уровень социально–экономического развития. Это вполне очевидные факторы,влияющие на эти формальные свойства государства.
На формы государства оказывают влияние также такие факторы, какнациональный и этнический состав страны, а также международное положение –наличие тех или иных соседей, связи с соседями. Наличие нескольких этническихгрупп может привести к тому, что в составе государства могут быть образованыавтономные единицы. Международное положение может повлиять на установлениеболее тесных связей, на образование федерации или конфедерации. Вышесказанноесвидетельствует о том, что формы государственного устройства, формы правления,политические режимы – это не случайная игра природных сил, а в значительнойстепени предопределяются рядом важных факторов и обстоятельств.
В ряде случаев изменение либо формы государства, либо политическогорежима влечет изменения других формальных характеристик государства. Например,при изменении политического режима может изменяться форма правления. Так, когдав Греции в 1967 году произошел переворот, то военные отстранили от властикороля Константина, поскольку он высказывался против диктаторского режима имешал ему. Бывает и наоборот: при установлении демократии в Испании послесмерти генералиссимуса Франко, была восстановлена монархия, потому что испанцысвязывали с личностью короля определенные демократические надежды. КорольИспании Хуан Карлос оправдал такое доверие: во время попытки военного переворотакороль резко выступил против него, и переворот «захлебнулся». Король Испаниистоит на страже демократических ценностей и является гарантом стабильностидемократического режима в Испании.
После установления военного режима в 1974 году в Эфиопии, отвласти был отстранен (низложен) император Хайле Селассие I. Затем он был убит,и после этого провозглашена республика. Смена режима повлекла смену формыправления.
В некоторых случаях, при изменении политического режима можетменяться и государственное устройство. Например, при военных переворотах иногдафедеративные государства превращаются в унитарные или наоборот. Например, вНигерии после ряда военных переворотов была попытка превратить федерацию вунитарное государство. Это закончилось кровопролитной гражданской войной (конец60–х годов).
В некоторых случаях при изменении политического режима формаправления формально не меняется, но как бы наполняется другой сущностью, другимсодержанием. Например, Чили была президентской республикой при президенте СальвадореАльенде. В результате военного переворота в 1973 году, после сверженияпрезидента Альенде, был установлен тоталитарный режим, но все равно, формальноэто была президентская республика, и генерал Аугусто Пиночет не провозгласилсебя императором. Просто в одном случае был избранный глава государства, вдругом – самоназначенный. Лицо, узурпировавшее власть, объявило себя президентом. 3. Монархическая иреспубликанская формы правления и их разновидности
В современном мире монархий меньше, чем республик, однако категории«меньше/больше» носят достаточно относительный характер. Если, например, взятьЗападную Европу, то большинство стран являются монархиями. А если взятьЛатинскую Америку или Африку, то там практически нет монархий. Но мыориентируемся при изучении нашего курса, прежде всего, на Западную Европу иСеверную Америку, поэтому, а также потому, что монархия – это интересныйпредмет для изучения, мы посвятим монархии определенное место в нашей книге.
Слово «монархия» – греческого происхождения. Корень этогослова понятен: mono – единый, единственный. Монарх – единственный глава государства.Происхождение монархии теряется в глубине веков. Вопрос о том, что древнее –монархическая форма правления или республиканская – как мы установили, не имеетответа. Обе формы были присущи первобытному обществу, поскольку первобытныеплемена могли иметь и вождя (прообраз монарха) – самого авторитетного, умного ирешительного человека, и, естественно, какие–то свои важные вопросы решалисовместно на племенных, родовых и прочих сходах. Одно другому не мешало.
Однако же, если брать историю более близкую, потому что первобытноеобщество далеко отстоит от современной европейской цивилизации, то монархияпредставляется более древней и архаичной формой, так как и средние века, идлительный период до средних веков – это период единоличной власти, период монархическогоправления практически во всех государствах Европы.
Что же понимать под монархией? Монархия, как мы уже отметили,– это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающеесвою власть по наследству. Главный признак монархии – переход титула, короны ивсех полномочий, связанных с этим переход власти от отца к сыну, от одногоблизкого родственника другому. Наследственный характер передачи власти –главная черта любой монархии. Хотя, есть некоторые исключения – есть такое понятие,как «выборная монархия». Но это то исключение, которое лишь подтверждает общееправило.
Монархическая форма правления долгое время считалась и осознавалась людьми, какнечто естественное. Власть короля, царя воспринималась как власть, полученнаяот бога, от высших духовных сфер, правовые нормы, издаваемые ими, понималиськак «божественное право», поэтому они практически не могли оспариваться, на нихнельзя было покушаться. Это было нечто непререкаемое, абсолютно авторитетное.Закат монархии начался с буржуазных революций, с того, что подверглось сомнениюкак раз божественное происхождение власти монарха, и, следовательно,подверглось сомнению право монарха безраздельно управлять своими подданными.После появления конституций и закрепления в них прав и свобод личности,закрепления принципа охраны и защиты собственности, равноправия граждан передзаконом, непререкаемая власть монарха перестала быть таковой. Может быть, однимиз сильнейших ударов по монархии как институту явилась казнь короля Карла IСтюарта во времена английской революции, во времена Оливера Кромвеля, когдабыла провозглашена республика и «помазанник божий», король, был казнен.
В современном мире три разновидности монархии. Наиболее древняяформа – абсолютная монархия. Абсолютная монархия в современном мире встречаетсядостаточно редко, в основном в странах Востока: Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман,Катар, Кувейт, Бруней и др. Абсолютная монархия означает абсолютную властьмонарха – короля, султана, шейха и т.д. На практике это сводится к тому, чтокроме монарха в данном государстве практически нет иных ветвей власти: вабсолютной монархии отсутствует парламент, судебная власть тоже либоотсутствует, либо воплощается в лице короля или тех лиц, которым он поручаетосуществлять судебную власть.
Абсолютная монархия сейчас существует в тех странах, гдеграждане этих стран воспринимают ее, как нечто естественное, поскольку они находятсяна таком этапе социально–экономического развития, что иные формы для них чужды,т.е. абсолютная монархия естественна там, где она воспринимается как нечтонормальное и естественное. Монарх может назначать членов правительства, можетназначать премьер–министра, которые абсолютно зависимы от воли монарха,выполняют лишь то, что им поручено. Они могут быть отстранены от должности влюбую минуту.
В ряде стран абсолютные монархи являются лицами, возглавляющимидуховные конфессии, что, естественно, еще более усиливает и подчеркивает ихвласть. Таково положение короля в Саудовской Аравии, Омане. В некоторых случаяхдля «украшения государственного фасада» в некоторых абсолютных монархияхпринимаются квазиконституции. Такого типа конституция была принята вгосударстве Катар в 1970 году, а в 1992 году король Саудовской Аравии Фахдопубликовал три закона, которые как бы создали правовую основу его государства:Основной закон, Закон о консультативном совете и Закон об административномустройстве. Хотя в 1 статье Основного закона отмечается, что конституциейСаудовского Королевства является священная книга мусульман Коран, этот законвсе же имеет некоторые черты конституции. Данный акт состоит из 83 статей, которыеопределяют схему государственного механизма Саудовской Аравии. В основном, этистатьи основаны на многолетних традициях этого государства, но есть некоторыенормы, «заимствованные» из мирового опыта. Члены консультативного совета всоставе 60 человек назначаются королем и получают право надзора задеятельностью правительства. В случае разногласия между консультативным советоми правительством, арбитром будет монарх. Консультативный совет – это непарламент, однако, нечто напоминающее его.
Следующей формой современной монархии назовем дуалистическуюмонархию (двойственную). Двойственность этой монархии в том, что здесь естьодновременно две сильных власти: власть наследственного монарха и избираемыйнародом парламент. Монарх представляет интересы уходящих социальных групп, апарламент – интересы возникающих новых слоев. Власть между монархом ипарламентом делится как бы пополам. Парламент – законодательный орган. Онпринимает законы по всем вопросам, которые определены парламенту. Полномочиямонарха сводятся к полномочиям в сфере исполнительной власти. Монарх и парламентконтролируют друг друга. В дуалистической монархии монарх наделен правомподписывать законы, но, если он не подписывает закон, то он, следовательно,осуществляет право вето, и закон не вступит в действие. Монарх в дуалистическоймонархии имеет право самостоятельно принимать акты типа указов. В некоторыхслучаях он имеет возможность вносить изменения в законы путем принятия своихуказов. Монарх в такой монархии, как правило, имеет право роспуска парламента.Монарх назначает членов исполнительной власти: министров, премьер–министра.Выполняя эти действия, он не советуется с парламентом. Отметим, что в рядестран дуалистическая монархия имеет свои особенности. Так монарх назначает надолжность премьера не того, кого он хочет, а лидера партии, победившей на выборах.Но это не обязательное условие, а правительство ответственно перед монархом, ане перед парламентом.
По нашему мнению, дуалистическая монархия – это промежуточнаяформа между абсолютной монархией и конституционной монархией. Это такоесостояние, когда монарх уже не может единолично управлять страной, а парламент,по ряду причин, не может отстранить его от власти, и они вынужденысосуществовать в таком неустойчивом положении. Дуалистическая монархия –неустойчивая форма, потому что каждая из этих властей стремится захватить всюполноту власти. Монархия хочет вернуть утраченное, а парламент – полностьюотстранить монарха от кормила власти. Примеры «классической» дуалистическоймонархии привести непросто, т.к. дуализм неустойчив, он может колебаться то водну, то в другую сторону. С теми или иными оговорками в современном мире кдуалистической монархии можно отнести Иорданию, Марокко, Королевство Непал. Придуализме все же решающая сила, решающая власть принадлежит монарху, хотя онвынужден считаться с парламентом.
Самой распространенной в современном мире и естественной формоймонархии является парламентарная (конституционная) монархия. Мы употребляем обатермина в качестве синонимов, хотя в некоторых книгах парламентарная иконституционная монархия разделяются, мы считаем, что это одно и то же.
Как и почему появилась парламентарная монархия? Мы полагаем,что когда дуалистическая форма не устраивает правящие слои, то усиление ролипарламента и групп, стоящих за ним неизбежно. Парламент постепенно забирает всюполноту власти, и дуалистическая монархия превращается в парламентскую.
Какой главный признак конституционной монархии? Это ответственностьправительства перед парламентом, а не перед монархом. Монарх в парламентарноймонархии играет роль символа государства, а реальной власти у него нет. Здеськлассической формулой, объясняющей реальное положение монарха, является формула«Монарх царствует, но не правит». Впервые об этом сказали англичане. Их монархуже много лет царствует, но не правит, как, впрочем, большинство монарховЗападной Европы. Власть монарха в конституционной монархии не распространяетсяна законодательную сферу, хотя формально в большинстве стран монарх подписываетзаконы. Но либо по традиции, либо по закону (в зависимости от конкретной страны),монарх в парламентарном государстве не имеет права вето. Он обязан подписатьлюбой принятый парламентом закон. В Конституции Японии прямо записано, чтомонарх не имеет права вето. В других странах это не записывается, но фактическиникогда не оспаривается монархом.
В конституционной монархии у главы государства формальновсегда сохраняется ряд важных полномочий. Например, в ряде стран глава правительства,премьер–министр, становится главой правительства только после акта,подписанного монархом. Но в абсолютном большинстве случаев никакого выбора умонарха нет. Он обязан подписать все то, что ему предлагается для подписи. Онназначает либо лидера партии, которая имеет большинство в парламенте, либолидера парламентской правительственной коалиции и т.д.
В некоторых странах сохранено формальное право монархаиздавать законодательные акты. То есть, акты, имеющие силу закона. Но в парламентскоймонархии акты, исходящие от монарха, приобретают юридическую силу только послепроцедуры контр-ассигнации, т.е. министерской подписи, которую ставит рядом сподписью монарха премьер–министр или министр. Происхождение процедуры контрассигнациидостаточно интересно. В средние века подпись министра на актах, подписанныхкоролем, ставилась для того, чтобы король не отвечал за неудачно принятыйзакон, чтобы было ответственное лицо (как сказано в Библии – «козелотпущения»). Но в связи с тем, что власть монарха ослабевала, подпись министрастала главной, а подпись монарха – стала лишь данью традиции. Акты, якобыисходящие от монарха, на самом деле исходят от правительства и простоприобретают особый ореол после подписи монарха.
Различают «старые» конституционные монархии и «новые». В старых,т.е. в тех, в которых монарха лишили реальной государственной власти оченьдавно (более 150–200 лет назад), сохраняются, так называемые, «спящиеполномочия монарха». К таким монархиям можно отнести Великобританию, Бельгию,Норвегию. «Спящие полномочия» означают такую ситуацию, когда некоторые важныеполномочия монарха в обычной жизни не применяются, но могут применяться вкризисной ситуации. Они, так сказать, «просыпаются» в необходимый момент.Классическим примером является право короля Великобритании назначатьпремьер–министра, если места в парламенте после выборов разделились пополам, инет доминирующей (победившей) на выборах партии. Скажем, избрано 300 человек отодной и 300 человек от другой партии. В такой ситуации монарх назначаетпремьер–министра. Можно подумать, что это абсолютная абстракция, но на самомделе «спящие полномочия» применялись сравнительно недавно. Например, в 60–егоды в Великобритании было несколько случаев, когда «симпатии» избирателейделились пополам, число парламентариев от лейбористской партии и от консервативнойбыло равным. Королева Елизавета II использовала «спящие полномочия» и назначилапремьер–министра. Таким премьер–министром стал Гарольд Макмиллан. Правда, такоеназначение король может делать по совету Королевского Тайного Совета, и фактическиКоролевский Тайный Совет и определяет кандидатуру будущего премьера.
Указами монарха распускается парламент. Фактически, конечно,решение принимает премьер–министр, но оформляется это указом короля.
Монархи в конституционной монархии принимают послов, их верительныеи отзывные грамоты, награждают граждан орденами и медалями, присваиваютпочетные титулы и звания. Они олицетворяют государство – совершают официальныевизиты в случаях торжеств и печальных событий. Конституционная монархия, хотямонарх и не имеет реальной власти, выполняет важную функцию, поскольку монарх являетсясимволом нации.
Главной характерной чертой парламентарной монархии является ответственностьправительства перед парламентом за свои действия. Это означает возможностьпарламента формировать правительство и уволить его в отставку в необходимыхслучаях (реальный вотум недоверия).
Слово «республика» в переводе с латинского языка означает«общее дело» (respublicum). Республика – это такая форма правления, при которойвсе органы высшей власти избираются, либо посредством прямых выборовнаселением, либо при помощи многоступенчатых выборов. Республиканская формаправления, также как и монархическая, очень древняя. Она была известна и врабовладельческом государстве (Древней Греции, Древнем Риме), иногдавстречалась в феодальном государстве (Венеция). Но наиболее всего онахарактерна для новой и новейшей истории. Современная республика имеет несколькоформ. Иногда эти формы делят на пять–шесть видов. Но, чаще всего, называют двеосновные формы республик – президентская республика, парламентская республика,а также называется третья промежуточная «смешанная» форма республики.
Президентская республика. Этот термин происходит от того, что здесь президент республикииграет доминирующую роль. Иногда такого президента называют «сильный»президент. Каковы же признаки президентской республики? В абсолютномбольшинстве случаев президент в президентской республике избирается народом,гражданами. Наряду с президентом действует парламент, который тоже наделеночень широкими властными полномочиями. Полномочия парламента и президента впрезидентской республики настолько велики, что иногда президентскую республику,по аналогии с дуалистической монархией, именуют дуалистической республикой.
Самой характерной чертой президентской республикой являетсячеткое разделение власти между президентом и парламентом. Хотя, при обозначенииэтого принципа всегда имеют в виду и судебную власть. В президентскойреспублике президент, практически всегда, возглавляет и олицетворяет собойисполнительную власть. Он назначает правительство, причем, делает это либовообще без участия парламента, либо с минимальным его участием. Правительство,назначенное президентом, не ответственно перед парламентом, парламент не имеетправо объявления вотума недоверия правительству и премьер–министру. В редкихслучаях бывает возможность вотума недоверия отдельным министрам, но это не меняетобщей картины.
В соответствии с четким принципом разделения властей, нетолько парламент не может прямо влиять на правительство, но и президент неимеет права роспуска парламента, даже по формальным основаниям. Президент ипарламент существуют как бы каждый на своем поле. Ответственность правительстваперед президентом и отсутствие вотума недоверия у парламента – это, пожалуй,главный принцип президентской республики.
Прямые выборы президента существуют в таких странах, как Мексика,Египет, Колумбия, Венесуэла, Филиппины, Зимбабве. В некоторых странахприменяется косвенное голосование, косвенные выборы. Например, в США. Косвенныепрезидентские выборы в США, формально являясь непрямыми выборами, фактическипрямые выборы, только разделенные на два этапа.
Президент в президентской республике,помимо того, что он назначает членов правительства, в ряде случаев являетсяпрямым и непосредственным главой этого правительства. Так, например, вСоединенных Штатах Америки правительство возглавляет президент США. В некоторыхслучаях должность премьер–министра предусмотрена. Например, в Египте, Эстонии идругих странах. Нужно сказать, что роль премьер–министра, если он имеется впрезидентской республике, достаточно незначительна. Это как бы старший министрили административный премьер. Практически, главой исполнительной власти всегдаявляется президент. В некоторых странах по конституции парламент формальноможет высказать недоверие правительству, но оно не вполне обязательно дляпрезидента. Например, в Перу президент может не уволить правительство вотставку после вотума недоверия, а уволить парламент. Иначе говоря, обратитьмеры воздействия против законодательного органа, а не против своего правительства.
В некоторых странах действия парламента, направленные противправительства, если с ними не согласен президент, могут быть оспорены, ипрезидент может вынести спорный вопрос на всенародный референдум. Такоеположение в Египте.
Иными словами, можно констатировать тот факт, что при«сильном» президенте, в президентской республике, влияние парламента на правительстволибо вообще отсутствует, либо сильно ограничено. В ряде случаев вопрос о вотумедоверия (или недоверия) может быть поставлен самим правительством как способдавления на парламент, поскольку после выражения недоверия правительству ипарламенту может быть применена суровая мера воздействия – роспуск парламента иназначение новых выборов.
Исторически президентская республика впервые появилась в США.Во всяком случае, так принято считать в литературе. При изучении наиболеехарактерных черт президентской республики следует обращаться, прежде всего, кпрактике США. Важно отметить, что при самостоятельности основных ветвей властив президентской республике существует система «сдержек и противовесов». Иначеговоря, независимость властей не означает отсутствия связей и способов влиянияисполнительной и законодательной власти друг на друга. Система сдержек ипротивовесов включает возможность отстранения президента от власти, которуюприменяет парламент при наличии веских оснований. Президент же является участникомзаконодательного процесса, поскольку он является лицом, подписывающим законы(без его подписи законы не могут вступить в силу), а также он обладает правомвето, затрудняющее принятие законов, если с ними не согласна исполнительнаявласть. Законодательные органы могут влиять на исполнительную власть путемзаслушивания отчетов представителей исполнительной власти (министров или членовкабинета). Парламентские комиссии в большинстве стран наделены правом вызыватьчленов правительства на беседы, встречи, консультации, вправе требовать отчетовпо расходованию денег и т.д. Взаимное влияние исполнительной власти ипарламентов отчетливо просматривается в президентских республиках.
Под влиянием США президентские республики очень распространеныв Латинской Америке. Типичными примерами являются Аргентина, Мексика, Бразилия,Боливия, Гватемала, Гондурас, Колумбия, Венесуэла, Панама и т.д. Во всех этихреспубликах президент избирается прямыми выборами.
Кроме термина «президентская республика» в ряде случаевприменяется термин «суперпрезидентская республика». Такое название применяется,когда власть президента еще более велика и значительна, чем в президентской республике.Суперпрезиденсткие республики характерны, в основном, для развивающихся, странАзии и Африки. Суперпрезиденсктие республики означают почти бесконтрольнуювласть главы государства – президента. Такая власть зачастую устанавливаетсялибо в результате военного переворота, либо в результате прямого подавлениясвоих политических противников. Президент суперпрезидентской республики обычноприменяет некую специфичную идеологию, при помощи которой оправдывает своюочень сильную власть. Примерами таких республик является государство Гвинея вовремена президента Секу Торе, республика Заир во главе с президентом МобутуСесе Секо. Кстати говоря, иногда суперпрезидентские республики являются простодиктатурами, в которых установлен тоталитарный режим. Тот же президент Заира, аего полный титул был таков: маршал Мобуту Сесе Секо Нгбенду Ва За Банга, что впереводе означает «Воин, который дерзает и который не знает поражений благодарястойкости и несгибаемой воле к победе». Такой титул президент Заира присвоил себев 1972 году. С 1965 года до лета 1997 года он правил практически единовластно.После казни его давних друзей супругов Чаушеску, Мобуту почувствовал, что наступаютиные времена, и создал временный как бы парламент. Он подумал, очевидно, чтосовременное государство должно иметь все атрибуты власти, хотя бы формальные,однако настоящих выборов там никогда не было «карманный» парламент никак непомог Мобуту, и он был свергнут.
Парламентарная республика очень близка по своей сущности к парламентарной монархии, затем исключением, что монархию возглавляет наследственный монарх, а впарламентарной республике главой государства является избираемый президент. Впарламентарной республике главное звено государственного механизма – парламент.Парламент формирует правительство, избирает министров, главу правительства,избирает и главу государства – президента. Власть президента в парламентарнойреспублике очень незначительна по сравнению с президентской республикой. Этосимвол государства, но символ временный, переизбираемый спустя определенныйсрок, который устанавливается конституцией.
К парламентарным республикам относятся такие страны, какИталия, ФРГ, Индия, Венгрия, Чехия, Словакия, Молдова. Для парламентарнойреспублики самой характерной чертой является то, что при формальном главенствепарламента, практически вся полнота власти принадлежит правительству. Рольпарламента сводится к тому, что после регулярных выборов народныхпредставителей–депутатов, эти народные представители образуют правительство,которое затем фактически управляет страной. Более 90% законопроетов, которыерассматриваются и принимаются парламентом, являются законопроектами, внесеннымиправительством. У парламента, конечно, есть очень сильное оружие – это вотумнедоверия, который может быть применен в случае недовольства деятельностью правительства(и правительство может быть отправлено в отставку). Но в большинстве стран миравотум недоверия уравновешивается правом правительства в ответ на вотумнедоверия распускать парламент. Формально этим правом обычно обладаетпрезидент, но президент издает такие указы только по просьбе премьер–министрапосле подачи соответствующего письменного документа.
Президент в парламентарной республике наделен рядом других формальныхполномочий, но фактическая власть осуществляется премьер–министром. Президентформально назначает премьер–министра, министров правительства, но назначить онможет только тех, кто пользуется доверием парламента, т.е. тех, кто опираетсяна парламентское большинство. Как правило, это лидеры партии (партий),победивших на выборах. Президент связан по рукам и ногам и законами, итрадициями. Формально возглавляя государство, фактически он выполняет любуюволю правительства и парламента.
В парламентарной республике, помимо законов, издающихся парламентом,помимо актов правительства, могут издаваться и акты главы государства –президента. Но, в абсолютном большинстве случаев, акты президента должныпроходить процедуру контрассигнации. Без подписи премьер–министра или министраони недействительны.
В парламентарной республике у правительства может быть, так называемая,солидарная ответственность, т.е. недоверие одному члену правительства можетвызвать отставку всего правительства. Обычно это касается недоверия кому–либоиз ключевых министров: министру обороны, финансов, внутренних дел. Отставкакого–либо из важных министров и связанная с этим отставка правительства частовлечет роспуск парламента, поскольку правительство может потребовать отпрезидента совершить такое действие, и президент обязан его выполнить.
Смешанная республика иногда именуется то полупрезидентской, то полупарламентской.Но эта республика, так или иначе, сочетает в себе черты как одной, так идругой. От президентской республики в данной форме присутствует такаяхарактерная черта, как избрание президента непосредственно народом, т.е.президент получает мандат от народа и обладает большой властью. Отпарламентской республики – то, что глава исполнительной власти имеетвозможность распускать парламент, а правительство зависит от парламента,поскольку парламент обладает правом на вотум недоверия. Формально, президентпри смешанной форме может назначать любое правительство, но поскольку парламентобладает правом вотума недоверия, президент сообразует свою волю с расстановкойсил в парламенте и назначает главой правительства лицо, пользующееся довериемпарламента, т.е. представителя самой большой фракции либо партийной коалиции.Это может привести к тому, что президент представляет одну часть политическогоспектра, одну партию, а правительство, которое должно быть при нем, состоит излиц, которые разделяют иные политические взгляды. В результате может возникнутьконфликт. Такая ситуация была в самой известной смешанной республике –современной Франции. Ситуация, когда президентом был социалист Миттеран, апремьер–министром – представитель правой партии ОПР – Жак Ширак, в литературеполучила название «сожительство». После парламентских выборов 1997 года во Францииопять появились «сожительство», только теперь Президентом стал Жак Ширак, аПремьер–министром (после завоевания социалистами большинства в НациональномСобрании) – социалист Лионель Жоспен. Вообще, Франция служит всегда примеромпри рассмотрении смешанной полупрезидентской–полупарламентской республики.
Принято считать, что в большинстве посткоммунистическихстран, таких как Польша, Словения, Югославия, Македония, Словакия, установилисьсмешанные республиканские формы правления, при которой правительство опираетсяна парламентское большинство. А президент избирается непосредственно народом.
К смешанным формам относят также республики Финляндия и Португалия.
В научной литературе встречается термин, который обозначаетособую разновидность республики – теократическая республика. Теократическаяреспублика – это республика, где главным лицом является духовный главагосударства, т.е. лицо, возглавляющее господствующую религиозную конфессию.Конкретным примером может служить Исламская Республика Иран, где по конституции1979 года предусмотрен пост избираемого президента, а, кроме того, руководителягосударства, которым является высшее духовное лицо (имам или факих). Высшеедуховное лицо, руководитель Ирана, избирается или назначается советомэкспертов, который создан в 1982 году из представителей высшего духовенстваИрана, в состав этого совета экспертов входят 93 священнослужителя. Еслинаступит смерть или произойдет отставка этого высшего должностного лица, обязанностируководителя государства будет выполнять коллегиальный орган, состоящий изнескольких десятков человек. Он будет выполнять свои функции до избраниявысшего руководителя – имама страны.
При характеристике форм правления последнее время применяетсятермин гибридные формы правления. Так называют полупрезидентские,полупарламентарные республики, – президентские республики с элементами парламентаризма.Еще так называют монархию с выборным главой государства – президентом иливерховным правителем. Гибридные формы занимают особое место. Их невозможночетко отнести к трем разновидностям республик или трем разновидностям монархий.Может быть, самыми любопытными политико–правовыми гибридами является Малайзия иОбъединенные Арабские Эмираты. По конституции 1957 года Малайзия представляетсобой особую форму конституционной монархии, где один раз в пять лет избираетсяглава государства, примерный титул которого – Верховный правитель. Главагосударства Малайзия избирается девятью наследственными монархами, которыевозглавляют штаты–султанаты. Титул Верховного правителя по–малайзийски – ЯнгДи–Пертуан Агонг. Что это точно обозначает, никто, кроме малазийцев, точно незнает.
Объединенные Арабские Эмираты (7 эмиратов) тоже раз в пятьлет избирают Президента. По традиции, установившимся правилам, президентаизбирают эмиры (монархи), возглавляющие эмираты. По традиции избирается главасамого большого эмирата – Абу Даби. В 1996 году он был переизбран в пятый раз.
Своеобразной гибридной формой правления является ШвейцарскийСоюз или Швейцарская Конфедерация. Правительство Швейцарии, которое называетсяФедеральный Совет, назначается Парламентом (Федеральным Собранием) и подотчетнопарламенту. Правительство состоит из семи министров, каждый из которых втечение одного года выполняет функции президента, т.е. президентом там можетбыть должностное лицо–министр один раз в жизни и только один год. В литературенет единства по поводу того, к какой форме республики можно отнести Швейцарию.
К гибридным формам иногда относят такие государства, какТурция, Шри–Ланка, Перу, поскольку при анализе конституционного строя этихстран трудно провести грань между парламентарной и президентской республикой.
В качестве своеобразной (то ли гибридной, то ли маргинальной)формы республики называют президентско–милитарную республику. Такая республикаобразуется после военных переворотов, когда лидеры армии создают какой–либо«военно–революционный» или «военно–административный» совет и делают своеголидера (генерала, полковника, иногда и сержанта) президентом, закрепляя затемэто назначение в своих законах или конституциях. Президентско–милитарнаяреспублика – это фактически военное правление, поскольку руководство проводитсячерез армейские структуры, т.е. эта власть, которая опирается только на армию,а органы управления – это армейские структуры.
К числу других маргинальных форм можно отнести республики спожизненной должностью президента. Например, такая республика сейчас существуетв африканском государстве Малави. Иногда пожизненное президентствосопровождается передачей власти по наследству. Подобный случай был в республикеГаити, когда после смерти пожизненного президента Дювалье его сын, Жан–Клод,стал новым президентом как бы по «праву наследования».
Отметим, что все эти экзотические разновидности республик неявляются типичными, а приводятся нами в качестве «исключений из правил».4. Политическийрежим – понятие и формы
форма государство политический режим
В науку отечественного государственного права понятие политическогорежима вошло в начале 60–х годов. Термин «политический режим», как и понятиеполитической системы общества, появился в нашей науке под влиянием работ ученыхстран социализма, а к ним пришел из стран Запада.
Понятие политического режима, безусловно, применяется, преждевсего, в политологии и принадлежит этой науке. Однако политология иконституционное (государственное) право – науки очень близкие. Политическийрежим как понятие, как комплекс свойств и характеристик помогает лучше осознатьте или иные стороны деятельности государства и его реальную сущность, котораяможет не совпадать с понятиями, закрепленными в конституциях.
Чаще всего, понятие политического режима определяется следующимобразом: политический режим – это совокупность реальных средств и методов, припомощи которых осуществляется власть в конкретном государстве.
Кроме термина политический режим в научной литературе встречаетсятермин государственный режим. Под понятием государственный режим понимаетсяреальный порядок взаимодействия частей государственного механизма. В принципе,эти два понятия могли бы использоваться как синонимы. Однако чаще всего ониимеют несовпадающие значения.
Политический режим понимается, как нечто более объемное и значительное,включающее в себя как деятельность органов государства, так и деятельность иреальный статус других элементов политической системы: партии, общественныхорганизаций и т.д. В политический режим включается также реальный статус иправовое положение граждан, наличие прав и свобод личности.
А государственный режим, прежде всего, все–таки относится кдеятельности государственных органов – их взаимоотношений и проявления ихвласти.
Данная часть книги посвящена политическому режиму, как болееширокому понятию. Термин государственный режим будет встречаться на страницахкниги, но мы полагаем, что этот термин является вспомогательным и необязателендля науки конституционного права. Во всяком случае, он не столь употребим посравнению с другими государственно–правовыми терминами.
В отечественной науке по–разному классифицировались виды политическогорежима, но нам представляется, что виды политического режима можно разделить надве группы. Первая группа – демократические политические режимы, вторая – недемократическиеполитические режимы.
Политические режимы первого типа разновидностей, как правило,не имеют. Демократический режим – это господство института демократии, адемократия, как известно, или есть или ее нет. Это набор определенныхэлементов, признаков, и если этот набор существует, значит, демократиясуществует и, значит, имеется демократический режим. Если какие–то элементыначинают убывать, то количество переходит в качество, и демократический режимпревращается в недемократический.
Признаками демократического режима, чаще всего, называют следующие:
1. наличие многопартийной системы, при которой в странедействует несколько партий, каждая из которых участвует в политической жизни,выборах, представлены в парламенте и т.д.;
2. реальное осуществление свободных выборов – т.е. такихвыборов, которые не ограничены искусственными цензами; выборы, при которыхкаждый гражданин может участвовать в качестве избирателя либо выдвигать своюкандидатуру (быть выдвинутым в качестве кандидата);
3. наличие демократического законодательства и, прежде всего– демократической конституции, которая закрепляет демократические принципыпостроения и деятельности государства; права и свободы граждан;
4. наличие не просто многопартийной системы, но реальная инеограниченная деятельность оппозиционных партий, которые могут иметь своиофициально зарегистрированные структуры, могут быть представлены в парламенте ииных органах государства;
5. наличие не только широких прав исвобод, но и возможность для каждого гражданина защищать свои права и свободы всудебном порядке, т.е. наличие независимой судебной системы, котораяобслуживает субъекта права.
Называют еще несколько признаков демократического режима, иногдаони как бы поглощаются вышеназванными, иногда их выделяют. Среди них мыотметим:
6. построение государственного механизма по принципуразделения властей, т.е. реализация принципа разделения властей.
7. юридическое равноправие граждан, равенство их перед законом.
Демократический режим может существовать при разных формахправления – в президентской, парламентарной или смешанной республиках.Естественно, он может быть при парламентарной монархии. Что касаетсядуалистической (или абсолютной) монархии, то демократический режим практическив таких формах правления не бывает, потому что эти формы правления предполагаетдоминирование власти над гражданами.
В последние годы важной характеристикой демократического режимаявляется:
8. свобода средств массовой информации, возможность выпускапрактически любых газет, журналов, возможность открытия частных радиостанций ителевизионных станций и т.д. – т.е. реальная возможность выражения своегомнения при помощи масс медиа.
Второй формой политического режима является недемократическийрежим. Чаще всего, его называют тоталитарным режимом, хотя иногда применяетсятермин авторитарный режим. В настоящей книге мы не отождествляем понятияавторитарный и тоталитарный режим и полагаем, что тоталитарный режим – этообозначение недемократического режима, а авторитарный режима, чаще всего, этолибо промежуточная форма между демократическим или недемократическим режимом,или своеобразная форма правления, которая допускает средоточение власти в однихруках, но которая как бы допустима и при демократии.
Итак, тоталитарный режим – это такая форма осуществлениявласти, такой набор средств и методов, при котором ранее перечисленные признакидемократического режима отсутствуют либо их можно применять со знаком «не». Тоесть, в государстве с тоталитарным режимом нет многопартийной системы, нетвсеобщих свободных выборов, при тоталитарном режиме отсутствует демократическаяконституция, у граждан нет возможности защитить свои права в суде; суд неявляется независимым и т.д., а также нет возможности иметь независимую прессу,открывать газеты и журналы, создавать профессиональные союзы и иные независимыеорганизации.
Тоталитарные режимы имеют несколько разновидностей, в отличиеот демократического режима, который представляет собой нечто цельное. Самой крайнеи характерной формой тоталитарного режима является фашистский режим. Фашистскийрежим – режим, основанный не только на диктатуре какого–то лица или группы лиц,но правление, которое связано с определенной идеологией, т.е. под диктатуруподведена идеологическая база. Термин фашистский режим появился впервые вИталии, где в 20–е годы был установлен режим Муссолини. Слово фашист в Италиине было ругательным словом. Происходит это слово от «fasсio» – «пучок розог».Розги и топор были символом власти еще в Древнем Риме. Современные фашистывзяли этот символ, и от него произошло название их партии. По образцуитальянского тоталитарного режима режимы подобного рода стали называтьсяфашистскими режимами и в других странах. В большинстве случаев деятели таких режимовсами себя так не называли, так их называли другие. Классическим примеромфашистского режима, кроме Италии, был политический режим Гитлера в Германии.Этот режим, как известно, просуществовал с 1933 по 1945 год.
Фашистский режим означает полное запрещение любых партий кромеодной господствующей, означает сращивание этой единственной партии игосударственного аппарата, запрещение основных прав и свобод, применениеполитического террора, создание мест лишения свободы для противников режима оппозиции(концлагерей и т.д.). Фашистский режим – это террористическая диктатура в самыхнеприкрытых формах.
Установление тоталитарного режима ввиде фашистского режима происходил по–разному. В некоторых случаях это былмирный переход, как, например, в Германии, где партия Гитлера завоевалабольшинство в Рейхстаге, и президент Гинденбург передал власть Гитлеру. Внекоторых случаях это было постепенное проведение таких реформ, которые незаметнопривели к установлению фашистского милитаристского режима. Например, в некоторыхстранах «сползание» к тоталитарному режиму происходило постепенно (Япония передВторой мировой войной).
Установление фашистского режима, как правило, сопровождалосьбеспредельной социальной демагогией и широкомасштабной идеологическойобработкой народа. Тоталитарный режим часто прикрывался и прикрываетсяразличными общенародными мероприятиями типа референдумов и плебисцитов.
Государственно–правовая традиция определяла и определяет фашистскиережимы – те из них, которые существовали до 1945 года. После 1945 годаприменяется термин «неофашистские» режимы. Так классифицировался режим «черныхполковников», который существовал в 1967–1974 годах в Греции. Еще этот терминприменялся во времена господства генерала Пиночета в Чили (1973–1988 гг.).Сущность неофашистского режима примерно та же, что и довоенного фашизма,однако, без таких крайних черт, как массовые убийства граждан, концентрационныелагеря, т.е. это подавление противников с некоторой оглядкой на общественное мнение.
Разновидностью неофашистского режима являетсявоенно–диктаторский режим. Иногда эти термины понимаются, как синонимы.Например, те же режимы в Греции и в Чили назывались и военно–диктаторскимирежимами. Военно–диктаторских режимов (правда, без особой идеологии) былодостаточно много в 60–70 годы в странах Латинской Америки. Такие режимысуществовали в Аргентине, Уругвае, Бразилии, очень долго существовал такойрежим в Парагвае, где более 25 лет правил диктатор Альфредо Стресснер. Типичныйпример такого режима – государство Пакистан времен диктатора Зия Уль–Хака.
В качестве разновидности тоталитарного называется режим конституционно–авторитарныйили монократический режим. Монократия – власть одного человека. Режим подобноготипа характерен тем, что формально там имеются атрибуты демократическогогосударства: конституция, которая формально содержит права и свободы граждан,формальные выборы, которые проводятся под жестким контролем власти. Но все этиатрибуты демократии носят несущественный характер. Основная власть принадлежитодной группе или одному политическому лидеру. Таких государств очень много вАфрике: Заир, Малави, Габон, Камерун и ряд других. Причем, лидеры меняются, носуть их власти остается той же: жесткая власть одного лица либо военной хунты.
Чрезвычайно недемократическими являлись расистские режимы. Расистскийрежим – это такая разновидность государства, при которых полная власть в странепринадлежит лицам, относящимся к одной (белой) расе. А лица, относящиеся кчерным, или так называемым цветным, к власти не допускаются. Классическимпримером таких режимов были африканские государства Южная Родезия иЮжно–Африканская Республика. Теоретической основой этих государств была теорияапартеида (апартхейда), что означало раздельное существование рас, теория превосходствабелого европейского меньшинства над африканским населением. Государстваподобного рода строились (от самого низа до самого верха) по принципуразделения рас. Парламент ЮАР, например, был трехпалатный. Каждая палата включалапредставителей разного цвета кожи. Это были палата для белых, для цветных, дляиндийцев. А для черных, основного населения государства, вообще никакой палатыне было.
В настоящее время расистских режимов в мире нет, онипотерпели политическое крушение. Государство Южная Родезия превратилось в государствоЗимбабве, а ЮАР, сохранив свое название, превратилось в государство, в которомвыборы были проведены по принципу «один человек – один голос», президентом сталпредставитель черного меньшинства – Нельсон Мандела – и оказалось, чтосовместное существование рас не угрожает существованию Южно–АфриканскойРеспублики, о чем еще лет 5–6 назад кричали идеологи расистского режима.
В числе тоталитарных режимов можно назвать режим диктаторскойтирании. Это, возможно, самые дикие и абсолютно нецивилизованные режимы, прикоторых были правители, выпадающие за рамки человеческого поведения. Таковымибыли диктаторские режимы Бокассы (Центрально–Африканская империя), режимдиктатора Масиаса Нгуема (Экваториальная Гвинея), диктатора Иди Амина Дада(Уганда). После свержения режимов Бокассы и Масиаса Нгуема в их холодильникахнаходили части человеческих тел, так как они не просто уничтожали своих врагов,но и поедали их части тела то ли в ритуальных целях, то ли еще в каких–тоцелях, непонятных нормальному человеку.
Авторитарный режим, который мы называли выше, по нашему мнению, являетсяпромежуточной формой, «смягченным» видом тоталитарного режима. Либо его можносчитать разновидностью демократии, стоящей на грани потери своихдемократических признаков среди авторитарных режимов можно выделитьконституционно–патриархальный режим (некоторые страны Полинезии и Океании –Западное Самоа, Королевство Тонга, Кирибати), где сильно влияниепатриархально–институционных институтов власти. В некоторых странахтрадиционные вожди являются и главами государства. Они правят не по каким–тотам западным традициям, а по сложившимся в данной стране представлениям овласти.
Разновидностью авторитарного режима можно назвать клерикальныережимы. Клерикальный режим означает господство религиозной знати в даннойстране. Клерикальным режимом можно назвать государственную власть в государствеИран, где верховную власть осуществляет пожизненный руководитель государства(имам или факих), опирающийся на иерархию служителей культа, т.е. намусульманских священнослужителей. Фактически вся полнота политической властинаходится в руках шиитского духовенства. Ключевые посты в государстве и большинствомест в парламенте (меджлисе) занято священнослужителями.
К числу авторитарных режимов можно отнести «самодержавныережимы» в ряде государств арабского Востока. Это довольно условноенаименование. Говорить о тоталитаризме невозможно, имея в виду СаудовскуюАравию, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт, потому чтототалитарный режим означает угнетение граждан и осознание гражданами этогоугнетения. То есть он существует тогда, когда граждане находятся подвоздействием этого режима и борются с ним. А существование самодержавныхрежимов (их можно назвать и конституционно–патриархальными) означает, что находитсявласть в руках одного лица (обычно это абсолютная монархия), но граждане неощущают себя угнетенными и порабощенными, потому что их понимание мира отражаети оценивает господствующее положение вещей не просто как норму, но какидеальную форму для государства, при которой они чувствуют себя вполне естественнои хорошо.
Употребляется еще термин военный режим. Военный режим можетбыть одним из видов тоталитарного режима, либо одним из видов авторитарногорежима. На практике это означает полное господство армии сверху донизу. Еслиармия не соблюдает никаких демократических прав, то это будет тоталитарный режимв виде военного режима, а если же есть какие–то элементы уважения прав человекаи населением такой режим воспринимается как нечто естественное, то это можетбыть разновидностью авторитарного режима.
При тоталитарном режиме лидер, глава этого режима, необязательно становится главой государства и называет себя президентом, королемили султаном. Тоталитарный лидер может быть главой государства, но может быть иглавой правительства и вообще занимать выдуманную должность вождя, правителя, апри этом вожде может быть формальный (марионеточный) глава государства. Этот жесамый вождь (Фюрер, Дуче) может официально не занимать первую главнуюгосударственную должность в стране. При «вожде» Бенито Муссолини свыше двадцатилет «правил» король Виктор–Эммануил.
Размещено на www.