Введение
В данной курсовой работе рассматривается тема под названием: «Монетарная политика в рамках модели IS-LM: концепции и практика реализации в зарубежных странах». Эта тема весьма актуальна и важна. Ведь к заслугам монетаризма можно отнести множество достижений в области денежно-кредитного регулирования: преодоление депрессии и структурные преобразования в ряде развивающихся стран, преодоление финансового кризиса 1970-х годов, денежное оздоровление Израиля, борьба с гиперинфляцией в развивающихся странах, модернизация на рыночных рельсах стран Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. В Венгрии, Чехии, Польши были созданы стартовые условия для экономического соревнования.
Можно сказать, что монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это теория, обосновывающая специфические методы регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов.
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической систе
ме. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием эконо
мики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практичес
ких решений.
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, напри
мер, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк Рос
сии), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы, Национальный банк Республики Беларусь. В не
которых странах функции центрального денежно-кредитного учрежде
ния выполняет целая группа банков (в США, например — Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики — денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономи
ки. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товар
но-денежной сбалансированности.
Целью данной курсовой работы является определение экономического значения монетарной политики в рамках модели IS-LM, а также ее концепция и практика реализации в зарубежных странах.
В соответствии с поставленной целью, задачами данной работы будут:
Рассмотрение сущности денежно-кредитной политики;
Представление роли денежно-кредитных инструментов в регулировании макроэкономики;
Анализ монетаристской политики в рамках модели IS-LM;
Практическое применение монетарной политики в зарубежных странах;
Изучение и анализ реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Объект курсовой работы – это монетарная политика и ее инструменты.
Предметом данной работы является экономическое значение монетарной политики.
Данная работа имеет следующую структуру :
Введение
Глава1. Роль монетаризма и денежно-кредитных инструментов в регулировании макроэкономики.
Глава 2. Монетаристская политика в рамках модели IS-LM.
Глава 3. Практическое применение монетарной политики: зарубежный подход. Особенности реализации в Республике Беларусь. Анализ динамики денежно-кредитных инструментов в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованных источников
Кроме того, данная курсовая работа содержит приложения, в которых изображено четыре таблицы.
При написании данной работы была использована следующая литература:
Фишер С. Экономика. Книга всемирно известных американских экономистов является одним из самых популярных учебников мира. Он содержит полный свод знаний по современной рыночной экономике. Написан прекрасным доступным языком и богато иллюстрирован.
Кроме выше перечисленного, также были использованы различные статьи из журналов (Симпсон Т. «Американский опыт функционирования центральной банковской системы и угроза инфляции»; «Вопросы экономики», № 12, 1992 г.) и Указ Президента Республики Беларусь № 597 от 19 ноября 2010 года «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год» и другие различные источники.
Глава 1. Роль монетаризма и денежно-кредитных инструментов в регулировании макроэкономики.
Кредитная политика — это система денежно-кредитных мероприятий, используемых государством для достижения определённых экономических целей и представляющая собой один из элементов общехозяйственной политики.
В капиталистических странах буржуазное государство с помощью кредитной политики пытается смягчить противоречия, присущие капиталистической экономике: ослабить периодически возникающие кризисы перепроизводства, ограничить инфляцию, обеспечить равновесие платёжного баланса и т.д.
Центральные банки, на которые возложено определение курса валюты и практическое проведение в жизнь кредитной политики, стремятся в первую очередь воздействовать на величину и структуру кредитных операций банковской системы, таким образом влияя на динамику инвестирования капиталов, ценообразование, занятость, внешнюю торговлю и т.д. При этом действия центральных банков определяются интересами господствующих групп монополий и направлены на обеспечение общих условий функционирования капиталистической экономики. К наиболее распространённым методам и формам кредитной политики в капиталистических странах относятся: изменение учётной ставки центрального банка, операции на открытом рынке (покупка и продажа центральным банком некоторых видов ценных бумаг), варьирование норм обязательных резервов банков страны.
В периоды вялой хозяйственной конъюнктуры и экономических кризисов проводится политика кредитной экспансии, стимулирования потребительского и инвестиционного спроса в стране. Центральный банк увеличивает суммы денежных резервов коммерческих банков с целью расширить общий объём кредитных операций банковской системы. При этом устанавливается низкая ставка учётного процента, снижаются нормы обязательных минимальных резервов коммерческих банков, активно скупаются облигации на рынке ценных бумаг.
Например, в период экономического кризиса 1957-1958гг. Федеральная резервная система США трижды снижала учётную ставку коммерческих банков (с 31,2% в августе 1957 до 13,4% в апреле 1958), 5 раз изменяла нормы их обязательных резервов, понизив последние с 21 до 18% от суммы депозитов до востребования, купила в течение 1958 года государственных облигаций на сумму 3 млрд. долларов. В периоды, характеризующиеся нездоровым оживлением, биржевой спекуляцией, проводится кредитная рестрикция (ограничение), направленная на свёртывание кредитных операций. Так, в период экономического бума 1969 года в ФРГ Немецкий федеральный банк повысил учётную ставку (с 3% в апреле 1969 до 71,2% в марте 1970), норму обязательных резервов с 9 до 11,65% от суммы депозитов до востребования, продал часть ценных бумаг из своего портфеля и т.д.
Многолетний опыт активной кредитной политики в капиталистических странах выявил ограниченность и недостаточную эффективность применяемых буржуазным государством кредитных методов, особенно как стимуляторов экономического роста.
В социалистических странах кредитная политика направлена на развитие и укрепление общественного производства. Национализация банковского дела и объявление его государственной монополией в первые годы Советской власти обеспечили необходимые условия для проведения единой государственной кредитной политики.
На всех этапах социалистического строительства кредитной политики Советского государства была направлена на решение важнейших народно-хозяйственных задач. Так, в переходный период от капитализма к социализму проводилась кредитная политика, имевшая целью развитие и укрепление социалистического уклада, и вытеснение частного капитала из промышленности и торговли. В годы социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства кредитные ресурсы Госбанка СССР использовались для создания базы тяжёлой индустрии и ускорения процесса кооперирования крестьянских хозяйств. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. был обеспечен льготный режим кредитования важнейших оборонных объектов и мероприятий по быстрейшему восстановлению хозяйства в освобожденных от оккупации районах страны. После войны кредитная политика была направлена на решение задач восстановления и развития народного хозяйства, на повышение качественных показателей работы предприятий, мобилизацию внутренних резервов и снижение себестоимости продукции.24-й съезд КПСС указал на необходимость повышения роли кредитных отношений и усиление воздействия банковских органов на более полную мобилизацию резервов производства и повышение его эффективности. Госбанк СССР и Стройбанк СССР при кредитовании предприятий и организаций обязаны усилить воздействие на выбор наиболее эффективных объектов строительства и технического перевооружения производства, предоставляя преимущества в кредитовании объектам, обеспечивающим быструю окупаемость затрачиваемых средств и удовлетворение первоочередных нужд народного хозяйства.[4]
Составляющими кредитной системы являются:
совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;
система кредитно-финансовых институтов.
Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.
Основой кредитной системы исторически являются банки. Первые предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции
(1587 г.) на основе меняльного дела — обмена денег различных городов и стран. Главными операциями банков были прием денежных вкладов и безналичные расчеты. Позднее по такому принципу возникли банки в Амстердаме (1609 г.) и Гамбурге (1618 г.). Последние специализировались на обслуживании торговли, и такая важная функция, как выпуск кредитных денег у них не была развита.
Денежно-кредитная политика — это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Обсуждая направления денежно-кредитной политики, многие экономисты и представители центральных банков различных государств постоянно ссылаются на шесть ее основных целей:
Высокий уровень занятости;
Экономический рост;
Стабильность цен;
Стабильность процентной ставки;
Стабильность на финансовых рынках;
Стабильность валютного рынка.
–PAGE_BREAK–Высокий уровень занятости:
Высокий уровень занятости — это достойная цель по двум основным причинам:
1. высокий уровень безработицы вызывает усиление нищеты: когда семьи испытывают финансовые трудности, люди теряют самоуважение и повышается уровень преступности (хотя последний вывод весьма спорен);
2. при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемого оборудования), результатом чего служит недопроизводство (снижение ВВП).
Желательность высокого уровня занятости вполне очевидна. Может казаться, что полная занятость достигается тогда, когда нет ни одного рабочего, не имеющего работы, т.е. когда безработица равна нулю. Но в таком случае игнорируется тот факт, что, например, фрикционная безработица выгодна экономике. Скажем, рабочий, решивший найти лучшую работу, может оказаться безработным на время ее поиска.
Вот почему, ставя целью достичь высокого уровня занятости, нужно стремиться не к нулевому уровню безработицы, а к некоторому ее уровню выше нуля, который соответствовал бы состоянию полной занятости и
обеспечивал равенство спроса на труд его предложению. Экономисты называют его естественным уровнем безработицы.
Экономический рост:
Нацеленность на постоянный экономический рост тесно связана с задачей поддержания высокого уровня занятости, поскольку при низком уровне безработицы фирмы, скорее всего, будут осуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность труда и обеспечить экономический рост. И наоборот, если уровень безработицы высок и фабрики не заняты, то производителям невыгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование. Обе эти цели взаимосвязаны, но государственная политика может быть специально ориентирована на поддержание экономического роста путем стимулирования инвестиционной активности фирм или процесса формирования сбережений населения, которые обеспечивают предприятия средствами для инвестирования.
Стабильность цен:
Экономисты стали уделять больше внимания социальным и экономическим издержкам инфляции и вопросам стабильности уровня цен как цели экономической политики. Стабильность цен желательна по той причине, что повышение уровня цен (инфляция) порождает неопределенность в экономике. Наиболее ярким примером нестабильности цен является гиперинфляция, которую пережила Германия в 1921 — 1923 гг. Инфляция затрудняет и планирование на будущее. Также инфляция может расшатать социальную структуру страны: социальный конфликт может возникнуть в результате того, что каждая социальная группа начнет конкурировать с другими в борьбе за повышение заработной платы, компенсирующее рост уровня цен.
Стабильность процентной ставки:
Поддержание стабильности процентных ставок необходимо потому, что их колебания тоже могут порождать неопределенность в экономике и осложнять планирование будущего.
Стабильность на финансовых рынках:
Один из способов обеспечения стабильности — это помощь в предотвращении финансовой паники. Стабильность на финансовых рынках обеспечивается также стабильностью процентной ставки, поскольку ее колебания создают неопределенность для финансовых учреждений.
Стабильность на валютном рынке:
Рассмотрим этот пункт на примере США. По мере того как возрастала важность международной торговли для экономики США, курс доллара по отношению к другим валютам становился объектом все более пристального внимания со стороны Федеральной Резервной Системы. Рост курса доллара делает американскую продукцию менее конкурентоспособной за рубежом, а его снижение стимулирует инфляцию в США. Предотвращение больших изменений курса доллара упрощает людям и фирмам планирование будущих
покупок и продаж за рубежом. Таким образом, стабилизация резких колебаний курса доллара на рынках иностранной валюты является важной задачей денежно-кредитной политики.
Исходя из всех этих объяснений, можно сделать вывод о том, что все цели взаимосвязаны друг с другом и достигаются только при осуществлении каждой из них.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
Денежно-кредитная политика в конечном итоге воздействует на инвестиции и размеры валового национального продукта. Ее действие эффективнее действия фискальной политики, т.к. денежно-кредитная политика более гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике. На нее не оказывает давление политический фактор. Решение по проведению фискальной политики принимаются законодательными органами, которые обсуждают и утверждают их. А какой парламент или президент примет решение об увеличении налогов в год переизбрания, даже если это объективно необходимо для экономики? И поэтому часто принятие таких решений откладывается. Денежно-кредитная политика свободна от этого, Центральный Банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. В основе денежно-кредитной политики государства лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики в целом.
Основные направления денежно-кредитного регулирования:
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, то есть их
способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится, прежде всего, за счет учетной, или дисконтной политики, а также установления норм обязательных банковских резервов.
Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом:
покупает или продает государственные обязательства;
изменяет цену облигаций;
варьирует условия их продажи;
различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.
Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым. Так, регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, на уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской — к ее сокращению.
Итак, существует три основных направления кредитной политики, между которыми имеется тесная, глубокая взаимосвязь, поэтому меры, принятые правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначный характер. Рассмотрим, наконец, сами инструменты, с чьей помощью государство воздействует на кредитный рынок, проводя намеченную денежную политику.
Инструменты регулирования кредитоспособности банков:
Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум.
Для регулирования экономики ими используются следующие методы денежно-кредитной политики:
общие, которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом;
селективные — предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм.[10]
К общим методам относятся такие инструменты кредитной политики, как учетная (дисконтная) политика, операции на открытом рынке и установление норм обязательных резервов коммерческих банков.
Учетная (дисконтная) политика являющаяся старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины ХIХ в. Возникновение этого инструмента было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, или ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций.
Наибольший популярностью учетная политика пользовалась в конце ХIХ — начале ХХ в. В 30 — 40-х гг. прошлого столетия центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику «дешевых денег», то есть низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 г. — 1%. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремлении обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях и в период после Второй Мировой войны. С 50-х гг. во многих странах активизировалось использование учетной политики. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими снизилось.
Операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используются в качестве способа ее регулирования.
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, что, с одной стороны, способствуют улучшению банковской ликвидности, а с другой — эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов — метод прямого воздействия на кредитоспособность банков, поэтому многие экономисты считают последний слишком сильным, и он редко используется. Впервые его применили в США в 1933 г.
К селективным же причисляют следующие: контроль по отдельным видам кредитов и регулирование риска и ликвидности банковских операций.
Контроль по отдельным видам кредитов, часто практикуемый по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить объемы потребительского спроса.
Регулирование риска и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском во всем мире усиливается в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов с суммой собственных резервов.
Так, при кредитовании клиентуры во многих странах банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или их взаимосвязанной группе (например, фирмам, разрабатывающим одно месторождение) должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка, в США не более 10, во Франции — 75%. В развитых странах определяется также соотношение объемов кредитных операций и собственных средств. К примеру, во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.
Таким образом, современные государства обладают целой системой методов регулирования экономики, причем составляющие ее инструменты отличаются не только по силе воздействия на кредитный рынок, но и по сферам их применения, что при правильной оценке ситуации позволяет найти оптимальное решение, выводящее страну из вероятного кризиса.[3]
Глава 2. Монетаристская политика в рамках модели IS-LM
Существует две основные ситуации, связанные с вероятными эффектами монетарной политики (использующей изменения предложения денег). Называются эти три возможные ситуации кейнсианской, монетаристской (неоклассической). Две эти ситуаци являются экстремальными. На рисунке 1 изображена модель IS-LM, которая демонстрирует эти ситуации.
Рисунок 1. Экономическая политика в рамках модели IS-LM
КЕЙНСИАНСКИЙ СЛУЧАЙ
Фискальная и монетарная политики являются двумя главными инструментами осуществления экономической стабилизации на мак
роуровне. Экстремальный кейнсианский случай этой альтернативы экономической политики даст высокую оценку фискальной политике и низкую или даже нулевую оценку монетарной политике. Для того чтобы понять — почему, мы должны исхо
дить из двух экстремальных кейнсианских предпосылок.
Во-первых, пересечение линий IS и LM здесь осуществляется на том отрезке линии LM, которому «ликвидная ловушка». Иначе говоря, на этом отрезке кривой LM спекулятивный спрос на деньги абсолютно эластичен. Во-вторых, график инвестиционного спроса почти или вовсе неэластичен относи
тельно изменений процентной ставки.
«Ликвидная ловушка» может существовать в том случае, когда инвесторы или владельцы денег считают, что ценные бумаги являются «ненадежным» объектом инвестиций.
Второе предположение также основано на здравом смысле. Высокоэластичная или совершенно неэластичная инвестиционная функция означает, что при данной ставке процента предприниматели не станут заниматься созданием новых нетто-инвестиций. Подобная ситуация, по мнению кейнсианцев, типична для состояния депрес
сии или кризиса. В данном случае мы имеем дело с так называемой инвестиционной ловушкой.
Инвестиционная ловушка имеет место в том случае, когда спрос на инвестиции является неэластичным по ставке процента. В такой ситуации функция инвести
ций, а значит и линия IS, занимают перпендикулярное положение к оси абсцисс.
Рисунок 2 отражает эту кейнсианскую ситуацию. На рисунке видно, что как в случае «ликвидной ловушки», так и в случае «инвестиционной ловушки» меры монетарной поли
тики, сводящиеся к увеличению денежной массы, абсолютно неэффективны. Увеличение денежной массы от m0к М1 при довольно эластичной линии ISo лишь удлиняет протя
женность ликвидной ловушки, оставляя неизменной ставку процента.
Если ставка процента не может быть понижена, то, очевидно, не следует ожидать и притока в экономику новых инвестиций. А это значит, что национальный доход стра
ны не может быть увеличен.
Но если мы предположим, напротив, что монетарная политика является эффек
тивной при понижении ставки процента из положения i0в положение i1 (что явилось следствием сдвига вправо линии LM), то мы должны при этом полагаться на опреде
ленную эластичность линии IS. Однако именно эластичность IS1 по ставке процента, по мнению сторонников кейнсианской школы, оказывается нулевой. Рисунок 2 иллюс
трирует эту ситуацию: несмотря на понижение процентной ставки с iо до i1 неэластич
ность линии IS1 препятствует увеличению дохода.
Рисунок 2. «Ликвидная» и «инвестиционная» ловушки
Таким образом, несмотря на все ухищрения экспансионистской монетарной политики, величина дохода (у) оказывается неизменной. Именно поэтому ортодоксальные кейнсианцы трактуют монетарную политику как неэффективную с теоретической и практической точек зрения. По мнению сторонников кейнсианской школы монетарная политика не способна стимулировать увеличение дохода, занятости и экономической активности.
Именно поэтому любимым детищем кейнсианцев является фискальная политика. Если вернуться к рассмотрению рисунка 2, то на кейнсианском линии LM смещение линии IS из положения ISo в IS1 увеличивает доход от уо до y1 без изменения процентной ставки. Стимулами для такого роста являются сличение государственных расходов, либо снижение налогов. При
создании государственного долга дефицит государственного бюджета имеет место при неизменном уровне процентной ставки is. В данном случае кейнсианский мультипликатор «работает» со стопроцентной эффективностью. При этом, естественно, существенно возрастает роль государства.
НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ (МОНЕТАРИСТСКИЙ) СЛУЧАЙ
Монетаристы отвергают фискальную политику с прямо противоположных позиций, отводя главную роль денежно-кредитной или монетарной политике. Для крайней неоклассической позиции характерны следующие допущения.
Во-первых, по мнению неоклассиков, линия спекулятивного спроса на деньги яв
ляется абсолютно неэластичной по отношению к процентной ставке, то есть линия LM представляет собой вертикаль.
Во-вторых, функция инвестиционного спроса, напротив, обладает высокой элас
тичностью относительно процентной ставки.
Первое предположение отрицает мотив держания денег для спекулятивных целей. Это означает, что L = Lt. Согласно данной концепции, люди держат деньги исходя только из трансакционных соображений.
Второе допущение означает, что инвестиционные затраты чрезвычайно чувстви
тельны к изменениям процентной ставки. Именно поэтому действенность монетарной политики очень эффективна при увеличении расходов. Монетаристы считают, к при
меру, что даже незначительное снижение процентной ставки приведет к крупному увеличению инвестиционных расходов.
Для увеличения валового дохода центральному банку необходимо всего лишь увели
чить предложение денег. При этом процентная ставка упадет, возрастут инвестицион
ные расходы, и совокупный доход увеличится на желаемую величину. Эластичный инвестиционный спрос демонстрируется положением линии IS.
Исходя из этих соображений, монетаристы являются решительными противника
ми фискальной политики.[4]
Рисунок 3.Увеличение валового дохода монетаристкими методами
Вернемся к рассмотрению рисунка 1 и обратим внимание на то, что сдвиг линии IS, вызванный увеличением государственных расходов из положения IS4 в положение IS5 в районе вертикального участка линии LM, не оказывает никакого воздействия на величину дохода, несмотря на увеличение процентной ставки. Увеличение процент ставки может лишь снизить величину частных инвестиций и частное потребление, при этом произойдет так называемое «вытеснение» частных расходов государственными, и величина совокупных расходов не претерпит никаких изменений, значит и величина дохода также не изменится.
Ортодоксальные неоклассики и монетаристы не признают поэтому такие категории, как ликвидная и инвестиционная ловушки, мультипликатор — со всеми его составляющими (предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению и т.д.).
Относительная эффективность кредитно-денежной политики определяется в зависимости от степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента (коэффицент h).
Стимулирующая денежно-кредитная политика наиболее эффективна при сочетании относительно крутой LM и пологой IS (см.рисунок 4). В этом случае и снижение процентных ставок весьма существенно и коэффициенты d и п значительны. Поэтому прирост Y, равный (YoY1), относительно велик.
Рисунок 4.
Стимулирующая денежно-кредитная политика относительно неэффективна при высокой чувствительности спроса на деньги к динамике R, а также низкой чувствительности инвестиций и чистого экспорта к динамике ставки процента.
Рисунок 5.
Слабая (неэффективная)
Пологая LM означает, что денежный рынок приходит в равновесие при очень небольшом снижении R в ответ на рост денежной массы. Даже если I и Хп очень чувствительны к динамике R, такого небольшого снижения процентных ставок оказывается недостаточно, чтобы существенно увеличить инвестиции и чистый экспорт. Поэтому общий прирост выпуска очень мал.
Крутая IS означает, что даже при значительном снижении R инвестиции и чистый экспорт возрастут очень слабо, так как коэффициенты d и п очень малы. Поэтому общий прирост выпуска будет незначителен даже при большом увеличении денежного предложения и существенном снижении ставок процента (см.рис.5).
Монетарная политика наименее эффективна при одновременном сочетании крутой IS и пологой LM. В этом случае и R снижается незначительно, и реакция на это со стороны I и Хп очень слабая. Поэтому общий прирост очень невелик и равен (Y0Y1).
Рис. 6. LМ (пологая)
Также, в заключении этой главы можно сделать следующий вывод: модель IS-LM используется для анализа воздействия на национальный доход краткосрочных изменений денежно-кредитной и фискальной политики.
Если государство ставит своей целью увеличение национального дохода, то оно может, например, увеличить предложение денег. Увеличение предложения денег сдвигает кривую LM вниз. Равновесие перемещается из точки А в точку В.
Результат денежно-кредитной политики: ставка процента понижается с r1 до r2, а уровень национального дохода увеличивается с Y1 до Y2.
Таким образом, рост предложения денег, понижая ставку процента, стимулирует инвестиции, что приводит к расширению спроса на товары и услуги. (Рисунок 7.)
Рисунок 7. Результат денежно-кредитной политики.
Глава 3. Практическое применение монетарной политики: зарубежный подход. Особенности реализации в Республике Беларусь. Анализ динамики денежно-кредитных инструментов в Республике Беларусь.
Монетарная политика, являющаяся одним из важнейших блоков государственной экономической политики, играет значимую роль в динамике социально-экономического развития страны. Успешному достижению поставленных перед монетарными властями целей во многом может способствовать адекватность и эффективность используемых при реализации денежно-кредитной политики подходов и инструментов, а также их соответствие текущим и прогнозируемым экономическим условиям.
Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции.
Денежно-кредитная политика Японии.
Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно-денежного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного регулирования.
Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы.
Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального Банка частному финансовому сектору на льготных условия, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать государственные приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кредитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастание роли самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального Банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка.
В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. При этом либерализация процентных ставок в последнее десятилетие была определена не столько соображениями
эффективности, сколько необходимостью размещения на рынке громадного количество облигаций госзаймов и нажимом извне, а ставки долгосрочного кредита не являются вполне рыночными по нынешней день.
Что касается инструментариев денежно-кредитной политики Центрального Банка, то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке ценных бумаг в Японии, в течение нескольких послевоенных десятилетий, имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента.
В последнее время, правда, ситуация несколько меняется: ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости процентных ставок и учетная ставка была увеличена до рыночного уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала. Все это говорит о качественной смене модели регулирования кредитно-финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии.
Рассмотрим конкретные цели и механизм денежно-кредитной политики. В основе подхода к данной политике лежала идея избирательной поддержки — своего рода «искусственной селекции предприятий». Инициативу в проведении реформ в данной сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны, административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления, перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному Банку и правительству, в приказном по сути, порядке, направлять его крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой индустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой политики — ни Банк Японии, ни правительство не считали для себя возможным оставить решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и имевшихся редких ресурсов стихийному рыночному процессу. «Именно способность высшего государственного аппарата избежать чрезмерной зависимости от сиюминутных интересов первоначального накопления и использовать всю
силу государственного принуждения для соблюдения устанавливаемых „правил игры“ и стал, по-видимому, одной из причин быстрого и здорового экономического подъема страны в 50-е — 70-е годы.
Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования, в первую очередь краткосрочно „Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада. Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала “уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.[2]
Денежно-кредитная политика в США.
Одной из самых серьезных трудностей, с которой столкнулась экономика на современном этапе, явилась инфляция. Эта проблема особенно стала остро в 70-х годах. Так, например, в США темпы инфляции в десятилетие утроились с 4% до 13% в год. Причиной такой ситуации в Соединенных Штатах явилась утрата доверия к тому, как управляется американская экономика. Позиции доллара на зарубежных валютных рынках ослабли, а на рынках кредитных ресурсов значительно повысились нормы процента за их предоставление.
Усиление инфляционных процессов заставило экономистов провести ряд исследований в данной области. В результате проведенной работы ученые сделали вывод о необходимости установления контроля над кредитно-денежными агрегатами. Другими словами, специалисты заключили, что скорость обращения денег, выраженная отношением номинального объема производства к величине спроса населения на денежные средства, является показателем достаточно стабильным и предсказуемым.
(3.1.) V=Y/M,
где: V — скорость обращения денежной массы;
Y — номинальный объем производства;
M — величина денежной массы в обращении.
Исходя формулы 3.1., было предложено бороться с инфляцией. Если скорость обращения стабильна, тогда желаемого объема производства можно достичь, задавая соответствующие значения величины денежной массы в обращении. Нужно отметить, что на практике данный процесс более сложен, поскольку выбор монетарной переменной влияет на уровень процентных ставок, что, в свою очередь, оказывает воздействие „на степень привлекательности хранения на счетах денежных средств“, то есть на скорость обращения денег. Величина номинального дохода может быть выражена следующим образом:
Y=P*y,
где: Y — рост номинального дохода; (3.2.)
P — темпы инфляции;
у — темпы роста реального объема производства.
Было признано, что современные темпы роста реального объема производства будут приближаться к потенциальным темпам роста объемов, вовлеченных в экономическую деятельность ресурсов, а также их производительности. Денежно-кредитная политика не сможет оказывать серьезного влияния на долговременную тенденцию роста объемов производства, или это влияние будет носить негативный характер, поскольку дестабилизируется денежная система, и создаются препятствия на пути капиталовложений в экономику. При таких условиях изменение темпов роста величины номинального дохода будет означать аналогичные изменения темпов инфляции. Следовательно, ликвидация инфляции и восстановления контроля в области ценообразования требует замедления роста денежной массы. Денежно-кредитная политика США основывается на вышеизложенной концепции. На основании ее в 1978 году Конгресс США принял законодательство, обязывающее Федеральную Резервную Систему (ФРС) установить пределы роста денежной и кредитной массы. Также был принят „Акт о полной занятости и сбалансированном росте“. В нем указывались цели денежно-кредитной политики: обеспечение высокого уровня занятости и поддержания стабильности цен. Для достижения этого ФРС предписывалось ежегодно объявлять величину денежной массы и кредитных ресурсов на следующий год, что должно воздействовать на ожидаемое функционирование экономики и темпы инфляции.
Признавая, что не всегда можно поддерживать желаемое соотношение между ростом денежной массы и темпами экономического развития, закон не обязывает ФРС точно соблюдать заявленные параметры денежной массы. Однако, в случае, если расхождение имеет место, ФРС должна объяснить их причины. Величины денежной массы и кредитной эмиссии объявляются в феврале каждого года и корректируются в докладе, представляемом в конгресс в июне. В этом докладе также называются предварительные оценки указанных величин на следующий год.
Данная политика преследует три основные цели: во-первых, ограничение роста цен. Во-вторых, извещение общественности о будущей стратегии ФРС, чтобы юридические и физические лица могли соотносить свое экономическое поведение с намерениями центрального банка. В-третьих, усиление подотчетности и ответственности Центрального Банка за принимаемые им решения и достижение намеченной цели.
Нужно отметить, что опыт американских экономистов в области борьбы с инфляцией может быть полезен при проведении антиинфляционных мер, тем более, что данное направление экономической реформы признано приоритетным российским правительством.[6]
Денежно-кредитная политика в Исландии.
В Исландии регулятором денежной массы является Центральный банк Исландии, который координирует денежно-кредитную политику страны. Главные задачи Центрального Банка Исландии стабилизация цен, управление инфляцией и курсом национальной валюты страны. Центральный банк Исландии должен каждый год опубликовать данные о денежной массе страны, а также дать оценку национальной валюте и предсказать инфляцию на три года вперед, исходя из исследований динамики макроэкономических показателей. Главная цель Центрального банка Исландии — стабилизация цен и удерживание инфляции на низком уровне. Интервенция в иностранную валюту допускается только если с помощью ее удерживается рост инфляции. Из-за высокого уровня инфляции ставка рефинансирования центрального банка беспрерывно росла до января 2009 года, когда она сoставляла 18 % и была одной из самых высоких в мире. После того как Центральный банк Исландии несколько раз уточнял ставку рефинансирования, снижая ее, в мае 2009 года ставка достигла уровня 13 % (уровень сентября 2006 года), а в третьем квартале 2010 года ставка была снижена до 4,5%.[12]
Особенности реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь. Анализ динамики денежно-кредитных инструментов в Республике Беларусь.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь — составная часть единой государственной экономической политики.
Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.
В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.
Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов.
Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.
Однако следует отметить, что Беларусь занимает 10-е место по темпам девальвации национальной валюты среди стран-участниц СНГ. Лидером по этому показателю стал Туркменистан, где официальный курс доллара вырос в 2,74 раза (с 5.200 до 14.250 манатов). Далее следует Украина — 33,5% (с 5,0500 до 6,7418 гривны). В первую шестерку вошли также страны Балтии, чьи валюты привязаны к ослабевшему евро, и Россия, рубль которой зависит от бивалютной корзины (доллар-евро). В Эстонии курс доллара увеличился с начала года на 14,34% (с 10,6382 до 12,1636 кроны), в Литве — на 13,6% (с 2,3572 до 2,6777 лита), в России — на 12,47% (с 24,5462 до 27,6060 рубля), в Латвии — на 12,4% (с 0,484 до 0,544 лата).1 января 2009 года Нацбанк Беларуси девальвировал белорусский рубль на 20% по отношению к доллару США и евро.
Кредитная политика была направлена, как и ранее, на максимально допустимое удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Так, за январь-март банковская система оказала поддержку предприятиям и населению (с учетом финансового лизинга) в объеме 15,7 трлн. рублей в рублевом эквиваленте. Это на 1,9 трлн. рублей, или 13,9 процента, больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом наибольшие темпы прироста наблюдались по долгосрочным кредитам. Активная кредитная деятельность банков существенно амортизировала для отечественных предприятий внешние шоки, вызванные глобальным финансовым кризисом, и содействовала выполнению задач социально-экономического развития страны. При этом разница между стоимостью привлечения средств физических лиц в депозиты и стоимостью предоставленных кредитов физическим лицам в национальной валюте резко сократилась, что отражает стремление банков к поддержанию спроса на кредиты. Так, в марте она была равна 1,6 процентного пункта и по сравнению с декабрем 2008 г. уменьшилась на 2,8 процентного пункта.
Согласно постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.07.2009 N 117 „Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2009 г. и задачах банковской системы по их дальнейшей реализации“, денежно-кредитная политика в составе мер единой экономической политики в первом полугодии 2009 г. проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. N 460, с учетом складывающейся в условиях мирового финансово-экономического кризиса макроэкономической ситуации. Монетарная политика была направлена на сохранение финансовой стабильности и снижение внешних дисбалансов, что способствует достижению параметров экономического и социального развития страны, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. N 459 „Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год“ (Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 2008 г., N 211, 1/9979), Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2008 года „О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2009 год“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 288, 2/1546). Важнейшие мероприятия денежно-кредитной политики в первом полугодии 2009 г. вырабатывались и осуществлялись Национальным банком Республики Беларусь (далее — Национальный банк) совместно с Правительством Республики Беларусь.[5]
Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в первом полугодии 2009 г. явились поддержание курса белорусского рубля по отношению к корзине иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых изменений, развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной базы, нормативного капитала; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.
Денежно-кредитная политика в январе-марте 2010 г: проводилась с учетом оживления экономи
ческой активности и благоприятной рыночной конъ
юнктуры, что выразилось в увеличении темпов ро
ста производства и ВВП, затухающей динамике ин
фляции, снижении складских запасов готовой продукции, уменьшении отрицательного сальдо тор
гового баланса и др. С 17 февраля 2010 г. в целях дальнейшего повышения доступности кредитов субъектам экономики Национальный банк осуще
ствил снижение ставки рефинансирования на 0,5 п.п… установив ее на уровне 13% годовых (Приложение А). Следуя из таблица, находящейся в приложении А, можно сделать вывод о том, что размер базовой ставки рефинансирования до 2004 года имела довольно высокий процент годовых. В последующих годах, начиная 2005 по 2010 годы процент учетной ставки равнялся в среднем 10 % годовых, за исключением 2009года в период мирового финансового кризиса.
Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) за январь-март 2010 г. снизилась на 2,2% в основном за счет снижения переводных депозитов физических и юридических лиц (Приложение Б). Вместе с тем сроч
ные рублевые депозиты в настоящее время имеют преимущество по доходности в сравнении с ино
странной валютой и валютными депозитами, и это вызвало изменение динамики банковских вкладов. Срочные рублевые депозиты физических лиц воз
росли за три месяца на 16,3%, тогда как объем ана
логичных депозитов в иностранной валюте сокра
тился на 0,6%, или на 19,8 млн. долл. США.
Фактором, определившим ситуацию на валют
ном рынке в январе-марте 2010 г., явилось превы
шение спроса на иностранную валюту над пред
ложением со стороны субъектов хозяйствования, которые с целью погашения кредитной задолжен
ности по иностранным займам на чистой основе купили 1497,1 млн долл. США против 955.4 млн долл. США за аналогичный период 2009 г. На ос
тальных сегментах валютного рынка сальдо опера
ций с валютой характеризовалось чистым предло
жением в размере 302,1 млн долл. США (в
том числе со стороны населения — 136.6. банков — 136,3. нерезидентов — 29,2), что позволило компенсиро
вать лишь около 20% дефицита, сложившегося по результатам операций предприятий. В целом за этот период в результате операций на всех сегмен
тах валютного рынка сложился совокупный чис
тый спрос на иностранную валюту в сумме 1062,7 млн долл. США против 232 млн долл. США за январь-март 2008 г. (табл. 1).
С целью поддержания стабильности обмен
ного курса белорусского рубля к корзине валют в условиях складывающейся на валютном рын
ке конъюнктуры Национальный банк в январе-марте 2010 г. продал на чистой основе ино
странной валюты в размере 0,9 млрд долл. США. Однако благодаря полученной последней тран
ше кредита МВФ в рамках программы в размере 698 млн долл. США международные ре
зервные активы Республики Беларусь увеличи
лись с начала 2010 г. на 7,3% (на 434,7 млн долл. США) и, по предварительным данным, состави
ли на 1 апреля 2010 г. 6 413,2 млн долл. США в национальном определении и 6 073,9 млн долл. США в определении ССРД МВФ (Приложение В). Исходя из таблицы 2 данного приложения можно сделать вывод о том, что международные резервные активы Республики Беларусь начиная с 1 октября 2004 года по 1 февраля 2011 года значительно выросли и на сегодняшний день составляют 5 579,5 млн. долларов США, за исключением 2010 года, когда международные резервные активы составляли на 1 октября 6 788,0 млн. долларов США.
Что же касается нормы обязательных резервов Национального банка Республики Беларусь по привлеченным средствам в национальной валюте по средствам физических лиц в 2002 году составляли 14 %, а по средствам юридических лиц – 16%. А в 2011 году на 1 марта нормы обязательных резервов составили :
— по средствам физических лиц – 0%,
— по средствам юридических лиц – 9%. (Приложение Г)
На 1 апреля 2010 г. стоимость корзины ино
странных валют составила 1 067,16 руб. (увеличе
ние по сравнению с началом года — на 3% при ус
тановленном коридоре возможных колебаний сто
имости валютной корзины в пределах плюс/минус 10%). Обменный курс белорусского рубля снизил
ся к доллару США на 4,02%, до 2 978 руб. за дол
лар США, к российскому рублю — на 7,14%, до 101,42 руб. за российский рубль, к евро — уве
личился на 2%. до 4 023,87 руб. за один евро. Сведения о средневзвешенном курсе белорусского рубля по отношению к иностранным валютам на валютном рынке Республики Беларусь отражено в таблице 3 (Приложение Д).
На фоне сложившейся позитивной динами
ки в реальном секторе, связанной с оживлением внешнего спроса па продукцию отечественных экспортеров, важно не допустить резкого отхода от проводимой на протяжении года достаточно жесткой денежно-кредитной политики, посколь
ку обеспечение внешнего баланса как условия финансовой стабильности на макроуровне является более приоритетным, чем наращивание темпов экономического роста.[7]
Сектор валютного рынка
Продано
Куплено
Сальдо
Январь-март 2010г.
Январь-март 2009 г.
Январь-март 2010 г.
Январь-март 2009 г.
Январь-март 2010 г.
Январь-март 2009 г.
Субъекты хозяйствования-резиденты
3 111,6
2724,3
4 608.7
3679,7
1 497,1
955,4
Нерезиденты
548,4
362,6
519,2
339,7
-29,2
-22.9
Банки
12 770,7
8360,6
12 634,4
7714,7
-136,3
-645,8
Население
1 482,4
1251,2
1 345,8
2027,9
-136,6
776,7
Итого
17 913,1
12698,7
19 108,1
13762,0
1 195,0
1 063,5
Экономический бюллетень
НИЭ11 Министерства экономики Республики Беларусь
5 • 2010
25
продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица1. Информация об операциях на валютном рынке, млн долл. США
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
В 2011 году денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.
Приоритетная цель денежно-кредитной политики – обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.
В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года, согласно приложению.
Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит
более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.
Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.
Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 – 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 11 – 13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9 – 11 процентов годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.
Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
Дальнейшее совершенствование системы регулирования ликвидности на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.
В 2011 году параметры денежно-кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 – 26 процентов, рублевой денежной массы – 27 – 29 процентов, широкой денежной массы – 25 – 28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 – 7,2 трлн. рублей, юридических лиц – на 3,8 – 4,4 трлн. рублей.
Реализация мер денежно-кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе – до 26,7 процента.
Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США.
Денежно-кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.
В 2011 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов и формированию на этой основе устойчивого экономического роста.
Реализация намеченных целей и задач монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит значимую поддержку проводимой Правительством Республики Беларусь экономической политики.[8]
Заключение
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства — очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост — таковы ее высшие и конечные цели.
Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро и микроэкономическом уровне.
Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы.
Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномо
чий Центрального банка. Государство может использовать как прямые (администра
тивные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.
Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разрабо
танные на основе такого выбора основные направления денежно-кре
дитной политики утверждаются законодательным органом.
Основными инструментами денежно-кредитной политики — средствами, при помощи которых государство планирует достичь поставленных целей являются:
операции на открытом рынке,
изменение резервной нормы
изменение учетной ставки.
В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики, а также целесообразность раз
личных стратегий ее реализации составляют предмет спора между экономистами. Представители кейнсианской, монетаристской и новой классической школ выдвигают зачастую полярные предположения.
В настоящее время большинство экономистов признают доста
точно убедительными аргументы как кейнсианцев, так и монетарис
тов.
Центральные банки стран с развитой смешанной экономикой ру
ководствуются в практической деятельности рекомендациями, пред
лагаемыми и кейнсианской, и монетаристской экономическими теори
ями. В реальной действительности приходится искать компромисс между
полярными суждениями, находить оптимальное решение, учиты
вая различные аргументы, рассматривая несколько стратегических сценариев. Правда, основной упор делается на кейнсианскую стаби
лизационную дискретную денежно-кредитную политику. Хотя в неко
торых странах (в частности, в рамках концепций рейганомики и тэтчеризма) вводилось в действие и монетарное правило.
Экономисты всегда искали модели, которые бы давали возможность экономике приблизиться к идеальному состоянию без кризисов безработицы и инфляции или макроэкономическому равновесию.
Основой для экономического роста являются инвестиции, то есть вложения в экономику. Но, периодически возникают такие негативные явления как безработица, снижение уровня жизни и инфляция.
Модель IS-LM показывает, какие меры необходимо предпринять в изменяющихся условиях экономики под воздействием различных факторов для сохранения макроэкономического равновесия.
В модели IS-LM (инвестиции — сбережения, предпочтение ликвидности — деньги) товарный и денежный рынки предстанут как сектора единой макроэкономической системы.
Под товарным рынком подразумеваются не только рынки потребительских товаров и услуг, но и рынок инвестиционных товаров. Спрос на потребительские товары связан главным образом с доходом, тогда как на инвестиционные — с процентной ставкой.
Денежный рынок — это механизм купли-продажи краткосрочных кредитных инструментов типа казначейских векселей и коммерческих бумаг.
Одна из составляющих макроэкономического равновесия товарного рынка — это спрос на инвестиции (предприниматели), другая — предложение сбережений (население). В общем случае они не совпадают, поэтому макроэкономическое равновесие товарного рынка очень неустойчиво. Факторы здесь будут разными: доход домохозяйств, финансовые активы домохозяйств, уровень цен, инфляционные ожидания и ожидания роста доходов, величина задолженности, налоговые ставки, величина процентной ставки.
Существует две ситуации, связанные с вероятными эффектами монетарной политики (использующей изменения предложения денег). Называются эти две возможные ситуации кейнсианской, монетаристской (неоклассической) и промежужуточной… Две эти ситуаций являются экстремальными.
Экстремальный кейнсианский случай экономической политики даст высокую оценку фискальной политике и низкую или даже нулевую оценку монетарной политике.
Монетаристы отвергают фискальную политику с прямо противоположных позиций, отводя главную роль денежно-кредитной или монетарной политике. Для крайней неоклассической позиции характерны следующие допущения.
Во-первых, по мнению неоклассиков, линия спекулятивного спроса на деньги яв
ляется абсолютно неэластичной по отношению к процентной ставке, то есть линия LM представляет собой вертикаль.
Во-вторых, функция инвестиционного спроса, напротив, обладает высокой элас
тичностью относительно процентной ставки.
Монетарная политика, являющаяся одним из важнейших блоков государственной экономической политики, играет значимую роль в динамике социально-экономического развития страны.
Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции.
Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно-денежного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного регулирования.
Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы.
Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального Банка частному финансовому сектору на льготных условия, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать государственные приоритеты.
Одной из самых серьезных трудностей, с которой столкнулась экономика на современном этапе, явилась инфляция. Эта проблема особенно стала остро в 70-х годах. Так, например, в США темпы инфляции в десятилетие утроились с 4% до 13% в год. Причиной такой ситуации в Соединенных Штатах явилась утрата доверия к тому, как управляется американская экономика. Позиции доллара на зарубежных валютных рынках ослабли, а на рынках кредитных ресурсов значительно повысились нормы процента за их предоставление.
В Исландии регулятором денежной массы является Центральный банк Исландии, который координирует денежно-кредитную политику страны. Главные задачи Центрального Банка Исландии стабилизация цен, управление инфляцией и курсом национальной валюты страны. Центральный банк Исландии должен каждый год опубликовать данные о денежной массе страны, а также дать оценку национальной валюте и предсказать инфляцию
на три года вперед, исходя из исследований динамики макроэкономических показателей.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь — составная часть единой государственной экономической политики.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
В 2011 году денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.
Приоритетная цель денежно-кредитной политики – обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Список использованных источников
Банковский Кодекс Республики Беларусь 25 октября 2000 г. N 441-З (в ред. Закона от 03.06.2009 N 23-З).
Брагинский С.В. «Кредитно-денежная политика в Японии», М: Наука, Главная
редакция восточной литературы,1989г
Деньги, кредит, банки / Под редакцией Г.Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. — 624 с.
Дорбнуш Р., Фишер С., Макроэкономика.-М., «Инфра-М»,1997
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.07.2009 N 117 «Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2009 г. и задачах банковской системы по их дальнейшей реализации».
Симпсон Т. «Американский опыт функционирования центральной банковской системы и угроза инфляции»; «Вопросы экономики», № 12, 1992 г.
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 1 квартале 2010 года / И.М. Удовенко и др.; Научно-исследовательский экономический институт Республики Беларусь // Экономический бюллетень НИЭИ М-ва экономики Республики Беларусь. – 2010.- № 5. – 4-44с.
Указ Президента Республики Беларусь № 597 от 19 ноября 2010года «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год».
Указ Президента Республики Беларусь от 28.05.2002г. № 274 «Об утверждении Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 — 2010 годы».
Унгур Д. Финансовая система и устойчивость платежной системы. / Банкаўскі веснік, 2006г., студзень, с.13 — 20.
Цукарев, Т. Генезис правил монетарной политики центральных банков / Тарас Цукарев // Банковский вестник. – 2009. — № 34 (декабрь). – с. 36-42
http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Исландии
www.bwelta.by
www.nbrb.by
news.tut.by/economics