Монетарная политика задачи, инструментарий и роль банков

–PAGE_BREAK–1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Тем самым, он стремится обеспечить благоприятные условия для экономического роста и преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковского резервирования.

Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением кредитно-денежной политики Центрального банка во многих странах с рыночной экономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, — покупка или продажа государственных долговых ценных бумаг. В США на открытом рынке обращаются казначейские векселя (краткосрочные обязательства), казначейские ноты (среднесрочные обязательства) и государственные облигации (долгосрочные — до 30 лет— ценные бумаги). В России до финансового кризиса 1998 г. существовал достаточно масштабный рынок государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Центральные банки могут с наибольшей эффективностью проводить операции на открытом рынке в тех странах, где существует емкий рынок государственных ценных бумаг (США, Великобритания, Канада).

Учетно-процентная (дисконтная) политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. В России эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков. Кроме того, используется ломбардная ставка, представляющая собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств. Механизм регулирования учётных ставок достаточно надежно функционировал еще в начале века, но затем его применение стало наталкиваться на противодействие сформировавшихся банков-гигантов, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не в условиях жесткой конкуренции. Интернационализация хозяйственной жизни также отрицательно повлияла на эффективность учетно-процентной политики. Если снижать учетную ставку в современных условиях, то это ведет к отливу капиталов из страны, что серьезно ослабляет влияние монетарной политики на экономическую конъюнктуру. В то же время повышение учетных ставок в современных условиях часто вызывается не внутриэкономической, а международной ситуацией (например Россия, Бразилия и другие страны резко повысили свою учетную ставку из-за финансового кризиса в Юго-Восточной Азии).

Центральный банк также имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем регулирования обязательной нормы банковского резервирования. Этот инструмент позволяет гибко и оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую кредитно-денежную политику. Норма банковского резервирования устанавливается Центральным банком и может колебаться от 3% до 20% в зависимости от экономической конъюнктуры. В США это регулирование начало осуществляться с 1933 г., а в 1980 г. был принят Закон о дерегулировании депозитных институтов и монетарном контроле, в соответствии с которым резервные требования ФРС были распространены на все депозитные институты страны (ранее — только нё коммерческие банки — члены ФРС). Это существенно усилило позиции и роль ФРС в кредитной системе США. В России Закон о Центральном банке также предоставляет Центральному банку возможность гибко изменять обязательную норму банковского резервирования.

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики.

Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой («Дешевых денег»), когда Центральный банк:

а)покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.

б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу. Так, в течение 2001 г. ФРС 11 раз снижала учетную ставку для борьбы с начавшейся рецессией американской экономики, в результате чего ее уровень в конце 2001 — начале 2002 гг. (1,75%) достиг самого низкого значения за последние 40 лет.

в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк:

а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.

б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.

в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая — в фазе бума.

Каков же механизм проведения Центральным банком кредитно-денежной, или монетарной политики?

Воздействуя различными методами, рассмотренными выше, на объем денежной массы и возможности кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход. В формализованном виде цепочку этих взаимосвязей можно записать как: М~ r~ I * Y.

Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно — денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов. В частности, это можно подтвердить следующим примером.

Допустим, что Центральный банк решил проводить курс на стимулирование экономического роста и увеличил предложение денег с целью понижения процентных ставок. Однако, следствием роста предложения денег стало повышение темпа инфляции в стране. Рост цен вынудил банки поднять уровень номинальных процентных ставок (чтобы, согласно эффекту Фишера, сохранить неизменной реальную процентную ставку). Увеличение номинальных процентных ставок оказывает дестимулирующий эффект на инвесторов: роста инвестиций не происходит. Следовательно, политика Центрального банка не привела к поставленной цели — росту ВВП.

В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики — контроль над денежным предложением (таргетирование денежной массы) или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая политика по правилам. Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизи-тельно 3—5% в год). Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

В заключение я должна отметить, что на практике правительство и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила. В конце 1980-х — начале 1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции — менее предсказуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
К преимуществам монетарной политики можно отнести:

        Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг представляет собой период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению.  Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, а поскольку эти бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и безрисковы, то  проблем с их продажей населению и банкам не возникает.

        Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска. 

        Эффект мультипликатора. Монетарная политика, как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем действуют два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс депозитного расширения, т.е. мультипликативное увеличение денежной массы, а рост автономных расходов в результате снижения ставки процента в условиях роста предложения денег мультипликативно (с эффектом мультипликатора автономных расходов) увеличивает величину совокупного выпуска. 

Недостаткимонетарной политики следующие:

        Возможность инфляции.  Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег,  ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при перегреве (инфляционном разрыве) экономики, т.е. рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика.

        Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро, т.е. быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой.

1)      Политика «дешевых денег», проводимая центральным банком, может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные  возможности банков, однако такая возможность может не превратиться в действительность. Нет никакой гарантии, что при увеличении резервов произойдет соответствующее увеличение объема кредитов, выдаваемых коммерческими банками. Кроме того, население может решить не брать кредиты. В результате денежная масса не увеличится.

 2) Реакция денежного рынка на рост предложения зависит от вида кривой спроса на деньги. Серьезное падение ставки процента произойдет только в случае, если кривая спроса на деньги крутая, т.е. если чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента невелика. Если спрос на деньги очень чувствителен к изменению ставки процента (кривая спроса на деньги пологая), то увеличение предложения денег не приведет к значительному снижению ставки процента (рис.13.2.(а)).

3) Существенное снижение ставки процента в результате роста

    предложения денег может не привести к серьезному увеличению 

    инвестиционных расходов, если их чувствительность к изменению ставки  

    процента низка (кривая инвестиций крутая) (рис.13.2.(б))

Если чувствительность инвестиционного спроса к динамике ставки

процента высока, и инвестиционные расходы увеличились в результате падения ставки процента, то рост совокупных расходов может не привести к увеличению реального выпуска, если экономика находится в состоянии полной занятости (на уровне потенциального объема производства), что соответствует вертикальной кривой совокупного предложения (рис.13.2.(в)).

     Таким образом, нарушение в любом звене передаточного механизма могут свести на нет или существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику. Более того, наличие у монетарной политики значительного внешнего лага, т.е. запаздывания воздействия изменения предложения денег на экономику, обусловленного многоступенчатостью денежного передаточного механизма (даже в том случае, когда нет сбоев в его функционировании) может привести к дестабилизации экономики. Например, решение об увеличение денежной массы, принятое в период спада, может дать свой результат, когда экономика уже достигнет бума, что вызовет усиление инфляционных процессов. И наоборот, продажа государственных ценных бумаг центральным банком с целью снижения деловой активности в условиях «перегрева» экономики может сказаться, когда экономика будет находиться в глубоком спаде, и это только усугубит ситуацию.

        Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, которые также снижают эффективность монетарной политики. Так, если центральный банк увеличивает денежную массу, то ставка процента падает, т.е. снижаются альтернативные издержки хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть перевести средства с депозитов в наличность, что уменьшит норму депонирования (коэффициент cr, равный отношению наличности к депозитам (cr= C/D)). Одновременно падение ставки процента (цены кредита) снижает заинтересованность коммерческих банков выдавать кредиты, увеличивая их избыточные резервы (excessreserves), что сказывается на величине нормы резервирования (коэффициента rr, равного отношению резервов к депозитам ( rr= R/D) и представляющего собой сумму нормы обязательных резервов (ur), устанавливаемой центральным банком, и нормы избыточных резервов (er), определяемой самими коммерческими банками (rr= ur+ er)). Рост нормы депонирования и нормы резервирования ведет к снижению величины денежного мультипликатора, что существенно ослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику (рис.13.3.(а)). Рост денежной базы от Н1 до Н2 может привести к росту денежной базы от М1 до М2, если не меняется величина мультипликатора, и лишь до М3, если происходит уменьшение величины денежного мультипликатора вследствие роста нормы депонирования (как в данном случае) и/или нормы резервирования.

 

        Противоречивость целевых ориентиров (дилемма целей) монетарной политики. Дело в том, что центральный банк не может одновременно регулировать и предложение денег, и ставку процента, поскольку оба эти показателя определяют координаты точки равновесия денежного рынка.         Если центральный банк ставит целью поддержание на неизменном уровне ставки процента,  то поскольку при увеличении спроса на деньги (сдвиг вправо кривой спроса на деньги от MD1 до MD2), ставка процента повышается от R1 до R2 (рис.13.3.(б)), центральный банк должен увеличить предложение денег до MS2, т.е не может контролировать величину денежной массы, и она становится из экзогенной величины эндогенной величиной, полностью подчиненной цели удержания на неизменном уровне ставки процента.   И наоборот, если центральный банк ставит целью поддержание неизменной величины предложения денег, он теряет контроль за ставкой процента, поскольку при росте предложение денег (от MS1 до MS2на рис.11-3(б)), ставка процента будет снижаться (от R1 до R3), а при сокращении предложения денег ставка процента будет возрастать.

В результате монетарная политика может привести к дестабилизации экономики. Если центральный банк для стабилизации экономики ставит своей задачей не контроль предложения денег, а  поддержание на неизменном уровне ставки процента, то рост дохода (выпуска) в период подъема приведет к росту трансакционного спроса на деньги и, следовательно, общего спроса на деньги, что при неизменном предложении денег вызовет увеличение ставки процента. Для снижения ставки до первоначального уровня центральный банк вынужден увеличивать предложение денег, что в результате может  создать дополнительный импульс для роста экономики, превращая здоровый подъем в инфляционный бум. В период спада политика по поддержанию неизменной ставки процента приведет к тому, что центральный банк для предотвращения падения ставки процента, вызванного снижением общего спроса на деньги в результате снижения деловой активности, должен сократить предложение денег, что будет иметь следствием еще большее сокращение совокупного спроса и усиление спада.

        Потеря центральным банком контроля над предложением денег в условиях зависимости монетарной политики от фискальной политики правительства. В этом случае предложение денег также превращается из экзогенной величины в эндогенную. Если деятельность  центрального банка направлена на решение бюджетных проблем, т.е. обеспечение финансирования роста государственных расходов (при проведении правительством стимулирующей фискальной политики) или финансирования дефицита государственного бюджета, то монетарная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики. Как известно, увеличение государственных расходов и дефицит государственного бюджета могут финансироваться за счет: а) покупки центральным банком государственных  ценных  бумаг  или  прямой  эмиссии  денег  (так называемой монетизации дефицита государственного бюджета); б) покупки государственных ценных бумаг населением (внутренний долг) и в) займов у иностранного сектора (внешний долг). Если по каким-то причинам долговое финансирование невозможно (как правило, в экономиках развивающихся стран и в переходных экономиках) или считается нецелесообразным, то правительство использует эмиссионный способ, что, с одной стороны, провоцирует инфляцию, а, с другой, лишает центральный банк самостоятельности в определении направлений монетарной политики. Монетарная политика становится «заложницей» решения фискальных проблем. Кроме того, монетарная политика центрального банка не может быть независимой, а предложение денег экзогенной величиной  в  открытой экономике  при режиме фиксированных валютных курсов, поскольку изменение предложения национальной валюты (валютные интервенции ЦБ), особенно в условиях абсолютной мобильности капитала,  подчинено цели поддержания на неизменном уровне валютного курса национальной денежной единицы.

    продолжение
–PAGE_BREAK–3. БАНКИ И СТРУКТУРА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Банк— финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.[1]

Банки – весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что первые банки возникли на Древнем Востоке в VIII в. до н. э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения при сохранении приемлемого уровня текущего потребления. Затем эту эстафету приняла Древняя Греция. Наиболее чтимые храмы стали принимать деньги граждан на хранение во время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

Взоры предпринимателей того времени – ремесленников и купцов обратились в сторону хранилищ денег. Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики – коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности и владельца сбережений.  Этому банки обязаны своим рождением.

 Итак, банки возникли в глубокой древности как фирмы, специализирующиеся на оказании особого рода услуг: хранении сбережений и предоставлении кредитов. Со временем банки освоили также деятельность, связанную с организацией расчетов за покупаемые и продаваемые товары внутри страны и на мировом рынке. Это позволило ускорить платежи и повысить их надежность, что оказало положительное влияние на развитие торговли и мировой экономики в целом.

3. 1 КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВ
На практике существует многообразие банков. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом.

По форме собственности выделяют государственные, акционерные, коопе­ративные, частные и смешанные банки. Государственная форма собственности чаще всего относится к центральным банкам.

Капитал Банка России принадлежит государству. Подобная ситуация сложилась у цен­тральных банков таких стран, как Германия, Франция, Великобритания, Бельгия. Доля государства в капитале центрального банка Японии составляет 50%, остальная часть принадлежит банкам; в Швейцарии государству принадлежит 47% капитала централь­ного банка (оставшиеся 53% принадлежат кантонам); в Австрии — 50% капитала Австрийского национального банка владеет государство, другими 50% — частные лица.

Коммерческие банки в рыночном хозяйстве чаще всего являются частными (по международной терминологии понятие частного банка относится не только и даже не столько к банкам, принадлежащим отдельным лицам, сколько к акцио­нерным и кооперативным банкам). В централизованной системе хозяйства ком­мерческие банки, как правило, государственные.

По законодательству большинства стран на национальных банковских рын­ках допускается функционирование иностранных банков.

В ряде стран (например, во Франции) деятельность иностранных банков не ограничи­вается. В Канаде и других странах для иностранных банков вводится определенный коридор, в количественных рамках которого они могут разворачивать свои операции. В России размер совокупного капитала иностранных банков не ограничивается.

По правовой форме организации банки можно разделить на общества открытого и закрытого типов с ограниченной ответственностью.

По экспертным оценкам, к концу 1995 года в России в режиме закрытых форм рабо­тали примерно 60% коммерческих банков. Разрешена деятельность иностранных бан­ков, а также банков с российским и иностранным совместным капиталом. На 1 января 2004 года в России работали 128 кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, получившие право на осуществление банковских операций.

По функциональному назначению банки можно подразделить на эмиссион­ные, депозитные и коммерческие.

Эмиссионными являются все центральные банки, их классической опера­цией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслужива­нием индивидуальных клиентов. Депозитные банки специализируются на акку­муляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией. Коммерческие банки совершают все опе­рации, дозволенные банковским законодательством. Коммерческие банки состав­ляют ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства.

По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор бан­ковских услуг, обслуживать, независимо от направленности своей деятельности,как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипо­течные банки и др. В отличие от универсальных банков специализированные банки специализируются на определенных видах операций.

В России чаше всего декларируется необходимость развития универсальных банков. Считается, что универсальность деятельности способствует диверсификации и умень­шению риска, удобнее клиенту, поскольку он может удовлетворять свои потребности в более многообразных видах банковского продукта. Универсальным банкам уделяют значительное внимание и в большинстве европейских стран.

Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно со специализацией банковского хозяйства. Такова закономерность эволюции мирового банковского сообщества. Принято считать, что специализация позволяет банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость ] банковского продукта. Идея специализации более характерна для банков США.

Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации. И в том и в другом случае банки могут получить хорошую прибыль, и лишь клиенты могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется предпочтительной.

Возможна классификация и по обслуживаемым банками отраслям. Банки могут быть многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отрас­лей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промыш­ленность, сельское хозяйство).

В России преобладают многоотраслевые банки, что более предпочтительно с позиции снижения банковского риска. Вместе с тем в стране достаточно представительна про­слойка банков, созданных группами предприятий отраслей. Они обслуживают пре­имущественно потребности своих учредителей; у таких банков существенно возраста­ют риски невозврата кредитов.

По числу филиалов банки можно разделить на безфилиальные и многофи­лиальные.

Наибольшее число филиалов в нашей стране имеет Сберегательный банк Российской Федерации. В целом по России на 1 января 2004 года насчитывалось 3219 филиа­лов, или в среднем 2,4 филиала на каждый коммерческий банк. Наиболее высо­кая степень обеспеченности банковскими услугами наблюдается в Северо-Запад­ном и Приволжском федеральных округах (без учета кредитных организаций Москвы и Московской области). Наименее обеспечен банковскими услугами Сибирский федеральный округ.

По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и муниципальные банки.

По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.

–PAGE_BREAK–3.2 СТРУКТУРА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны.

Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Именно необходимостью изучения такого важного компонента рыночной экономики и определяется актуальность данной темы.

Банковская система— это такое целостное образование, которое обеспечи­вает ее устойчивое развитие[2]. Как совокупность элементов ее можно пред­ставить в виде следующих блоков и их элементов:

I.Фундаментальный блок

— Банк как денежно-кредитный институт

— Правила банковской деятельности

II. Организационный блок

— Виды банков и небанков­ских кредитных организаций

— Основы банковской деятельности

— Организационная основа банковской деятельности

— Банковская инфраструктура

III. Регулирующий блок

— Государственное регулирование банковской деятельности

— Банковское законодательство

— Нормативные положения Центрального банка Российской Федерации

— Инструктивные материалы, разработанные коммерческими банками в целях регулирования их деятельности.

Представленные блоки и элементы банковской системы образуют единство, отражая специфику целого, и выступают носителями его свойств. Банковская система обладает рядом признаков:

–                включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие
единым целям;

–                имеет специфические свойства;

–                действует как единое целое;

–                является динамичной;

–                выступает как система «закрытого» типа;

–                обладает характером саморегулирующейся системы;

–                является управляемой системой.
1. Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать
субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям. К при­меру, на рынке функционируют торговая система, система транспорта и связи,
исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов. Каждая из этих и других систем имеет свое особое назначение. Они соприкасаются
друг с другом, но имеют разные задачи. В банковскую систему нельзя включать
производственные, сельскохозяйственные единицы, имеющие другой род деятельности.

2. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные
для нее самой в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее элементами и отношениями,
складывающимися между ними.

Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеется в виду, что она в качестве элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают «окраску» банковской системе.

Вместе с тем это не следует понимать так, что сущность банковской систе­мы есть сложение сущности ее элементов. Сущность банковской системы — это не арифметическое действие, а проникновение в новую более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдельных элементов, но и их взаимосвязь.

Сущность банковской системы обращена не только к сущности частного, составляющих элементов, но и к их взаимодействию.

Из этого следует, что сущность банковской системы влияет на состав и сущ­ность ее элементов.

Практика знает несколько типов банковской системы:

•    распределительная централизованная банковская система;

•    рыночная банковская система;

•    система переходного периода.

В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве суще­ствует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосре­доточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуще­ствляют различные деловые банки: коммерческие, инвестиционные, инновацион­ные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему совету, решению акционеров, а не административному органу государства.

Различия между этими двумя типами систем представлены далее:

Различия между распределительной и рыночной банковскими системами

–PAGE_BREAK–3.3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской систе­ме, поэтому основные цели их деятельности — укрепление денежного обра­щения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной едини­цы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно центральный банк должен решать пять основных задач — он призван быть:

1)           эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным пра­вом на выпуск банкнот;

2)    органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

3)    «банком банков», т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

4)     банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

5)     главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

В большинстве стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством, особенно две первые — самые главные

В качестве «банка банков» центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.

При решении пяти названных задач центральный банк выполняет определенные функции. В отечественной и зарубежной литературе нет однозначного подхода к определению функций центральных банков. В одних источниках их насчитывается более 10, в других — всего одна (в действующей Конституции Российской Федерации).

В связи с этим представляется целесообразным из многообразия функций центральных банков выделить основные (основные обязанности), без которых невозможно достижение главной цели — сохранение устойчивости национальной денежной единицы, и дополнительные (заполняющие оставшуюся часть круга обязанностей), способствующие достижению этой главной цели.

К основным функциям, осуществляемым подавляющим большинством центральных банков, целесообразно отнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую. Все остальные являются дополнительными функциями.

К регулирующей функции относятся: регулирование денежной массы в обращении и управление совокупным денежным оборотом; денежно-кредитное регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики. Это достигается путем уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минималь­ных резервов, открытого рынка, валютной политики и др., а также путем органи­зации платежно-расчетных отношений коммерческих банков (нередко последнюю относят к обслуживающей функции).

Контролирующая функция тесно связана с регулирующей и осуществля­ется путем контроля и надзора за работой кредитной системы. Эта функция вклю­чает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банков­ский рынок. Центральный банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, выполнением установленных центральным банком нормативов. Степень такого контроля существенно меняется в зависимости от законодательства и традиций отдельных стран. В некоторых странах наряду с центральными банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.

Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах по закону центральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии кредитной системы.

Центральный банк, собирая, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От достоверности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принимая решение о дополнительном выпуске денежных средств, эмиссионное управление центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

Информационно-исследовательская деятельность центрального банка предполагает также консультирование. В порядке информационного обмена, а также с целью проведения консультаций центральные банки организуют встречи, конференции, в том числе на международном уровне.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение какой-то определенной задачи.

    продолжение
–PAGE_BREAK–4. ТЕНДЕНЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
На рубеже XXIвека Россия как суверенное и независимое государство соз­дало основные институты рыночной экономики, в том числе центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной политики цент­рального банка государству в начальные годы XXIвека удалось сформировать определенные тенденции денежно-кредитного регулирования.

ПОВЫШЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ КАК СРЕДСТВА СБЕРЕЖЕНИЯ И ПЛАТЕЖА ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ И УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СТАБИЛЬНОГО ВАЛЮТНОГО КУРСА

Тенденция повышения привлекательности национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в российской экономике задачи денежного оборота значительно изменились и требовалось их кардинальное решение.

Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых денег для удовлетворения необходимых потребностей экономики (обслуживаемых преи­мущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности начало осуществляться при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежного оборота.

Укрепление номинального курса национальной денежной единицы стало важным сигналом участникам денежного рынка для пересмотра своих инвести­ционных портфелей, а участникам денежного оборота — для применения мер опти­мизации инвестиционных портфелей.

УВЕЛИЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В РОСТЕ МОНЕТИЗАЦИИ ВВП И РОСТЕ ДЕНЕЖНОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА

В условиях увеличения денежного предложения ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платеж­ного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обраще­ния. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производствен­ного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики. Повышение меры ответственности центрального банка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положе­ния дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.

Сохранение действующей динамики скорости обращения денег позволяет более точно оценивать спрос на деньги. Происходит четкое и регламентирован­ное законодательством формирование ролевых функций различных хозяйственных структур, прежде всего центрального банка и коммерческих банков, по осуще­ствлению эмиссии денег и соответственно изменение их положения, более четкое регулирование денежного оборота.

Формированию денежной массы в объемах, необходимых для удовлетво­рения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, способствует и тенденция к увеличению денежного мультипликатора.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ РОССИЙСКОГО РУБЛЯ с 2007 года

Тенденции к глобализации мирохозяйственных связей и превращению национальных экономик отдельных стран в единую мировую экономику сильно воздействуют на денежный оборот в России. Усиливаются процессы перелива капитала; рабочей силы, товаров и услуг. Одновременно постепен­ная, но неуклонная либерализация валютного регулирования и внешне­торговой деятельности со стороны государства позволяют обеспечить отно­сительную стабильность национальной валюты. Такая стабильность опре­деляется конкурентоспособностью товаров и состоянием платежного баланса страны. По мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления различных финансовых операций кредит­ными институтами происходит устранение валютных ограничений. Это поз­воляет государству декларировать требование перевода с 2007 года россий­ского рубля в статус свободно конвертируемой валюты.

УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ К БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ, ВЫРАЖАЮЩЕЕСЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕЕ ЛИКВИДНОСТИ И РАСШИРЕНИИ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ

Последовательное снижение уровня инфляции и устойчивость валютного курса стали базовыми условиями повышения доверия к национальной валю­те и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте.

Состояние ликвидности национальной банковской системы постоянно тре­бует четкого определения источников роста денежной базы, эффективного исполь­зования инструментов денежно-кредитного регулирования и прочих мер, направ­ленных на достижение прозрачности денежного оборота с выделением его теневой части. При незрелости финансовых рынков факт отсутствия рыночных инструмен­тов управления денежным предложением проявляется особенно рельефно.

О повышении доверия населения к банковской системе свидетельствует сохранение тенденции к опережающему росту срочных депозитов. Увеличению организованных сбережений граждан на длительные сроки способствует рост реальных доходов населения.

В плане усиления эффективности регулирования денежного оборота приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения.

Развитие банковского сектора в целом характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций роста активов, собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов населения.

Изменение структуры совокупных активов кредитных институтов в пользу кредитования нефинансового сектора представляет собой долговременную тенденцию.

    продолжение
–PAGE_BREAK–5. Анализ денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики за 2005-2007г.
За 2007 г. рублевая денежная масса возросла на 47,5% (в том числе в IV квартале — на 15,5%), что меньше, чем за 2006 г. (48,8 и 16,1% соответственно). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило увеличение рублевой денежной массы в реальном выражении за истекший год на 31,8% (за 2006 г. — на 36,5%).

    Рост объема наличных денег в 2007 г., как и в предыдущие годы, в значительной степени был связан с продолжающимся увеличением денежных доходов населения. В то же время на фоне более низких темпов роста денежных доходов населения темпы роста денежного агрегата М0 в 2007 г. замедлились и составили 32,9% против 38,6% в 2006 г. (14,9% в IV квартале 2007 г. против 16,0% в аналогичный период 2006 года). Вместе с тем в 2007 г. операции населения по приобретению наличной иностранной валюты в меньшей степени по сравнению с 2006 г. сдерживали рост наличных рублевых средств (нетто-продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками через обменные пункты составили 3,3 млрд. долл. США в 2007 г. против 7,0 млрд. долл. США в 2006 г.).

    Безналичная компонента денежного агрегата М2 увеличилась за 2007 г. на 54,1%, в том числе в IV квартале — на 15,7% (в целом за 2006 г. — на 53,9%, в IV квартале — на 16,1%).

    Рост депозитов физических лиц в национальной валюте в 2007 г. происходил в условиях повышения реальных доходов населения, а также укрепления рубля к доллару США. Вместе с тем темпы прироста депозитов населения сократились с 51,6% за 2006 г. до 41,3% за 2007 год.

    В результате увеличения объемов банковского кредитования и повышения доходов нефинансовых организаций общий объем средств на их счетах в коммерческих банках возрос за 2007 г. на 67,9% (за 2006 г. — на 56,4%). При этом депозиты «до востребования» увеличились на 53,4%, а срочные депозиты — более чем в 2 раза (за 2006 г. — на 48,8 и 82,1% соответственно).

    В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.01.2008 сократилась относительно 1.01.2007 на 3,1 процентного пункта (до 27,9%), удельный вес депозитов «до востребования» повысился на 1,0 процентного пункта (до 32,3%), а срочных депозитов — на 2,1 процентного пункта (до 39,8%).

    Темпы прироста депозитов в иностранной валюте (в долларовом выражении) составили за 2007 г. 26,8% (за 2006 г. — 7,2%) и были вдвое ниже темпов прироста депозитов в национальной валюте (54,1%). Удельный вес депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы по методологии денежного обзора сократился с 11,4% на 1.01.2007 до 9,3% на 1.01.2008.

    Темпы прироста денежной массы по методологии денежного обзора за 2007 г. составили 44,2% (за 2006 г. — 40,5%). В 2007 г. сохранялось значение чистых иностранных активов и внутренних требований как источников роста денежного предложения. При увеличении денежной массы на 4,5 трлн. руб. прирост чистых иностранных активов составил 3,0 трлн. руб., а внутренних требований — 2,5 трлн. руб. (за 2006 г. — 2,9; 2,1 и 1,3 трлн. руб. соответственно).

    При этом в 2007 г. усилилось значение банковских кредитов нефинансовым организациям и населению как источника денежного предложения. Требования к этой группе заемщиков за 2007 г. возросли на 4,3 трлн. руб. (за 2006 г. — на 2,7 трлн. рублей). Вместе с тем сдерживающее влияние на рост денежной массы продолжало оказывать накопление средств на счетах органов государственного управления в Банке России, главным образом на счетах Стабилизационного фонда Российской Федерации.

    Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за 2007 г. на 18,8% (за 2006 г. — на 13,2%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за истекший год увеличился с 26,1 до 32,2%.

    Денежный мультипликатор увеличился с 2,182 на 1.01.2007 до 2,407 на 1.01.2008, или на 10,3% (за 2006 г. — на 5,2%).

    За 2007 г. денежная база в широком определении увеличилась на 33,7% (за 2006 г. — на 41,5%). Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования выросли за 2007 г. на 3,7 трлн. руб. (за 2006 год — на 2,8 трлн. руб.). Рост денежного предложения сдерживался Банком России путем увеличения объемов абсорбирования ликвидности. Прирост депозитов органов государственного управления в Банке России за 2007 г. составил 2,0 трлн. руб., превысив аналогичный показатель 2006 г. (1,5 трлн. рублей).

    Структура денежной базы в широком определении за 2007 г. изменилась следующим образом. Доля наличных денег выросла с 74,3% на 1.01.2007 до 74,7% на 1.01.2008. Удельный вес средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России снизился с 15,5 до 14,6%. Доля средств на счетах обязательных резервов сократилась с 5,3 до 4,0%. Удельный вес облигаций Банка России у кредитных организаций понизился с 2,5 до 1,8%, а удельный вес депозитов кредитных организаций в Банке России возрос с 2,4 до 4,9% на соответствующие даты.

    В январе—июле 2007 г. банки располагали достаточными свободными резервами и даже имели избыток ликвидности. Нестабильная ситуация, возникшая на мировых финансовых рынках летом 2007 года в результате проблем на ипотечном рынке США, обусловила ухудшение условий внешних заимствований для российских экономических агентов и как следствие — уменьшение степени участия Банка России на внутреннем валютном рынке. На фоне продолжающегося роста остатков средств на счетах органов государственного управления в Банке России это привело со второй половины августа 2007 г. к сокращению ликвидных рублевых денежных средств у банков. При этом сильный дефицит ликвидности банки испытали в октябре—ноябре 2007 года. В то же время сезонная потребность кредитных организаций в свободных резервах в декабре в большей степени была удовлетворена за счет перечислений денежных средств из бюджета, что в итоге привело к уменьшению напряжения на денежном рынке.

    Средний дневной объем совокупных банковских резервов1 в IV квартале 2007 г. был равен 1041,1 млрд. руб., что почти на 33% меньше, чем в III квартале (в целом за год — 1387,4 млрд. руб.). При этом в конце октября и в течение ноября совокупные банковские резервы снижались до уровня в 760—790 млрд. рублей.

    Вместе с тем средние дневные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России в IV квартале 2007 г. составили 569,8 млрд. руб. и были примерно на 23% больше, чем в предыдущем квартале, что обусловлено действием сезонных факторов конца года (за 2007 г. — 493,7 млрд. руб.).

    Небольшой объем совокупных банковских резервов в IV квартале 2007 г. послужил причиной сохранения на протяжении большей его части высокого уровня ставок на рынке МБК. Средняя ставка по размещенным российскими банками однодневным рублевым МБК в IV квартале составила 5,4% годовых против 4,9% годовых в III квартале 2007 года.

    На протяжении октября—ноября дневные ставки по однодневным рублевым межбанковским кредитам на московском рынке (MIACR) колебались в широком диапазоне — от 4,0 до 8,3% годовых. В начале декабря последовало значительное снижение ставки MIACR, сопровождавшееся сужением диапазона ее колебаний до 2,6—5,0% годовых. В целом по итогам IV квартала диапазон колебаний дневной ставки MIACR сузился до 5,7 процентного пункта (7,9 процентного пункта в III квартале). В IV квартале сохранялась традиционная для ставок межбанковского рынка внутримесячная цикличность, когда в последние дни месяца отмечался рост ставок, связанный с проведением обязательных платежей банками и их клиентами. При этом в рассматриваемом квартале каждый последующий внутримесячный максимум был ниже предыдущего. Пиковые значения ставок в конце месяцев были несколько ниже пиковых значений предшествующего квартала.

    В IV квартале 2007 г. кредитные организации более активно по сравнению с III кварталом использовали операции Банка России по предоставлению ликвидности при сохранении невысокого спроса на операции по ее абсорбированию.

    Общий объем средств, предоставленных посредством операций прямого РЕПО, в IV квартале 2007 г. составил 5,1 трлн. руб., что является максимальным квартальным показателем с начала проведения указанных операций (в целом за 2007 г. — 7,7 трлн. руб.). При этом большая часть операций прямого РЕПО (99,85% от общего объема) была проведена на срок 1 день в форме аукционов, средневзвешенные ставки по итогам которых варьировали от 6,03 до 6,70% годовых. Средневзвешенные ставки, сложившиеся на четырех аукционах прямого РЕПО на срок 7 дней, находились в диапазоне от 6,55 до 6,85% годовых. С 28.11.2007 Банк России начал проводить сессии прямого РЕПО по фиксированной ставке: на 1 день — по ставке 8% годовых и на 7 дней — по ставке 7% годовых. На этих условиях в ноябре—декабре 2007 г. Банк России предоставил кредитным организациям 4,3 млрд. руб. на срок 1 день и 2,3 млрд. руб. на срок 7 дней.

    Совокупный объем сделок «валютный своп» по операциям рубль/доллар США в октябре—ноябре 2007 г. составил 5317,9 млн. долл. США, по операциям рубль/евро — 115,1 млн. евро. Сделки «валютный своп» в 2007 г. заключались также в августе и сентябре, их объем составил 2311,3 млн. долл. США и 40,1 млн. евро. Банк России с 11.10.2007 снизил процентную ставку по рублям, применяемую для целей заключения сделок «валютный своп», с 10 до 8% годовых.

    Банк России провел операции по покупке ценных бумаг в собственный портфель в октябре 2007 г. в объеме 51,0 млрд. рублей. В 2007 г. такие операции были проведены также в сентябре в размере 51,1 млрд. рублей.

    Объем ломбардных кредитов за IV квартал 2007 г. составил 13,3 млрд. руб. (в целом за 2007 г. — 24,2 млрд. руб.). При этом 12,3 млрд. руб. Банк России предоставил кредитным организациям на срок 1 неделя по фиксированной ставке, тогда как около 1 млрд. руб. было предоставлено на срок 2 недели на ломбардных кредитных аукционах. Из проведенных Банком России за IV квартал 13 ломбардных кредитных аукционов 9 были признаны состоявшимися. Фиксированная ставка на протяжении октября—декабря 2007 г. устанавливалась на уровне 7% годовых соответственно средневзвешенным процентным ставкам, сложившимся по итогам аукционов. С 28.11.2007 Банк России начал предоставлять ломбардные кредиты на срок 1 день по фиксированной ставке 8% годовых.

    В целях бесперебойного осуществления платежей за IV квартал 2007 г. Банк России предоставил внутридневные кредиты в объеме 4,3 трлн. руб. (в целом за год — 13,5 трлн. руб.). Объем предоставленных Банком России кредитов «овернайт» в рассматриваемый период составил 61,0 млрд. руб. (за 2007 г. — 133,3 млрд. руб.). В IV квартале установленная Банком России ставка рефинансирования, а также процентная ставка по кредитам «овернайт» составляли 10% годовых (в 2007 г. указанные ставки снижались дважды на 0,5 процентного пункта).

    По состоянию на 1.01.2008 рыночная стоимость заблокированных кредитными организациями ценных бумаг для обеспечения кредитов Банка России составила 173,2 млрд. руб. и увеличилась по сравнению с 1.10.2007 на 12% (за год — на 34,6%). На начало 2008 г. в структуре портфеля 72,0% составляли облигации Российской Федерации.

    В целях расширения доступа кредитных организаций к инструментам предоставления ликвидности Банк России в рассматриваемый период продолжил работу по увеличению перечня активов, принимаемых в обеспечение при предоставлении кредитов Банка России и при проведении операций прямого РЕПО.

    В октябре вступило в силу Указание № 1883-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 28 июля 2004 года № 1482-У „О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России“, в соответствии с которым на две ступени были снижены требования к уровню международного рейтинга эмитента (выпуска) облигаций. Указанная мера позволила до конца года включить в Ломбардный список Банка России более 50 новых выпусков ценных бумаг и увеличить объем потенциального обеспечения по операциям рефинансирования.

    В ноябре вступило в силу Указание № 1897-У о внесении изменений в то же Указание № 1482-У, устанавливающее возможность включения в базу обеспечения по кредитам Банка России и использования в операциях прямого РЕПО ценных бумаг, выпущенных юридическими лицами — нерезидентами. Целью его принятия стало решение Банка России о начале проведения операций внебиржевого прямого РЕПО, в которых будут использоваться облигации, выпущенные в соответствии с европейским правом под гарантии российских корпораций.

    Кроме того, Банк России повысил поправочные коэффициенты для расчета стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, а также снизил дисконты по ценным бумагам, используемым при заключении сделок прямого РЕПО с Банком России.

    Банк России в IV квартале 2007 г. предоставил 32,8 млрд. руб. других кредитов — кредитные организации с октября смогли воспользоваться возможностью получить рефинансирование Банка России на срок до 180 дней под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций в соответствии с Положением Банка России от 14.07.2005 № 273-П. За октябрь—декабрь заключено 8 договоров с 7 кредитными организациями в 4 территориальных учреждениях Банка России. Из общего объема выданных за рассматриваемый период других кредитов на срок до 90 дней предоставлено 8,7 млрд. руб., на срок от 91 до 180 дней — 24,1 млрд. рублей. Средневзвешенная процентная ставка по другим кредитам составила 7,72% годовых.

    Общий объем осуществленных Банком России депозитных операций за IV квартал 2007 г. составил 2,2 трлн. руб. (в целом за год — 45,1 трлн. руб.). Среднедневной остаток средств кредитных организаций на депозитных счетах в Банке России в рассматриваемый период был равен 156,9 млрд. руб. (в 2007 г. — 424,8 млрд. руб.). Основную долю в структуре задолженности Банка России по депозитам кредитных организаций в последнем квартале занимали средства, размещенные на стандартном условии «до востребования», — около 60% от общего объема депозитов. В целом за год в структуре задолженности примерно по 30% пришлось на депозиты на условиях «1 неделя» и «спот-неделя» и на депозиты на условиях «том-некст» и «спот-некст».

    В IV квартале 2007 г. фиксированные процентные ставки по депозитным операциям, проводимым на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст» и «до востребования», составляли 2,75% годовых, на стандартных условиях «1 неделя», «спот-неделя» — 3,25% годовых (в 2007 г. указанные ставки повышались дважды на 0,25 процентного пункта). В рассматриваемый период средневзвешенные процентные ставки по депозитным аукционам на срок 4 недели находились в диапазоне 4,01—4,19% годовых, а на срок 3 месяца — 4,90—4,95% годовых (в целом в истекшем году — 3,20—4,76 и 3,79—5,10% годовых соответственно).

    Объем операций по продаже ОБР в IV квартале 2007 г. составил 94,3 млрд. руб. по рыночной стоимости (в целом за 2007 г. — 662,1 млрд. руб.). При этом объем продаж облигаций в ходе аукционов (93,4 млрд. руб.) существенно превысил объем продаж на вторичном рынке (0,9 млрд. рублей). Средневзвешенная доходность на прошедших в октябре—декабре аукционах составляла от 5,06 до 5,30% годовых (в 2007 г. — от 4,14 до 5,36% годовых). В октябре Банк России осуществил досрочный выкуп ОБР № 4-02-21BR0-7 в объеме 132,0 млрд. руб., в декабре при реализации опциона «пут» выкупил остаток этого выпуска на сумму 12,4 млрд. руб. по номинальной стоимости. Среднедневная задолженность Банка России по ОБР перед кредитными организациями в последнем квартале 2007 г. составила 66,5 млрд. руб. (в целом в 2007 г. — 217,1 млрд. руб.).

    В октябре 2007 г. Банк России осуществил продажу ценных бумаг из собственного портфеля в объеме 13,6 млрд. рублей.

    В IV квартале 2007 г. в связи со сложившейся ситуацией с банковской ликвидностью Банк России принял решение о временном снижении на 1 процентный пункт нормативов обязательных резервов, и в период с 11.10.2007 по 14.01.2008 они составляли:

    — по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте — 3,5%;

    — по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации — 3,0%;

    — по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте — 3,5%.

    В 2007 г. решение об изменении нормативов обязательных резервов также принималось во II квартале. С 1 июля они были дифференцированы и повышены на 0,5 или 1 процентный пункт в зависимости от вида обязательств.

    С 1.11.2007 коэффициент для расчета усредненной величины обязательных резервов был повышен с 0,3 до 0,4, что, в частности, обусловило рост суммы обязательных резервов, в среднем поддерживаемых кредитными организациями на корреспондентских счетах и корреспондентских субсчетах в Банке России с 96,8 млрд. руб. в октябре до 124,1 млрд. руб. в декабре (в январе 2007 г. — 46,5 млрд. руб.). Кроме того, количество кредитных организаций, которым предоставлено право на усреднение обязательных резервов, в течение года постоянно увеличивалось и в декабре 2007 г. составило 767, или 67,2% от общего числа действующих кредитных организаций.

    продолжение
–PAGE_BREAK–