Мониторинг качества математического образования в
естественно-техническом лицее.
Светлана Сырцова
Базой
для мониторинга качества математического образования в лицее являются
образовательные стандарты. Основываясь на государственном образовательном
стандарте среднего (полного) общего образования по математике, учителя лицея
под руководством диссертанта работают над созданием лицейского стандарта.
В
лицейский стандарт по математике включены темы, изучаемые на занятиях
обязательного факультатива. Также в качестве компонентов лицейского стандарта
разработаны пакеты самостоятельных и контрольных работ по алгебре.
Основным
структурным элементом обучения в лицее, как и в общеобразовательной школе,
является урок. Урок является главным компонентом в школьном обучении и
воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит
непосредственное и систематическое общение учителя и учеников. Именно от
качества урока в наибольшей степени зависит качество и объем приобретаемых
ребенком знаний. Каждый учитель старается использовать в своей практике различные
формы уроков, прежде всего для того, чтобы процесс получения знаний не стал
однообразно-утомительным ни для учеников, ни для учителей. Выбор оптимальной
формы – одна из самых сложных задач, которую ежедневно приходится решать
учителю.
На
уроках учитель проводит контроль знаний, получаемых учениками в данный момент
времени. И очень важно, чтобы этот контроль осуществлялся на каждом уроке, а не
только по окончании изучения какого-то блока материала. Своевременность
контроля позволит учителю, увидев затруднения в усвоении материала, провести корректировку
своих действий или действий учеников. В результате не только у учеников, но и у
учителя складывается ситуация успеха.
В
систему преподавания математики в лицее вошло использование нестандартных форм
урока, в ходе которых обращается особое внимание на контроль качества знаний
учащихся.
Проверка
знаний учащихся – одно из наиболее трудоемких и рутинных дел учителя. Проблема
разработки содержания, средств и методов контроля качества обучения, особенно
его нетрадиционных форм, весьма актуальна. Так, совершенно отсутствует методика
контроля знаний, умений и навыков учащихся на внеклассных занятиях, что
обусловливает фактическую незавершенность учебного процесса.
Для
повышения интереса к математике в лицее вошло в систему проведение внеклассных
тематических мероприятий как в рамках недели математики, так и в общем процессе
обучения.
Как
показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы,
использование дидактических игр может служить прекрасной отправной точкой для
возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса
учащихся. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а
иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному
предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны
математики.
В.Ф.
Шаталов писал: “В играх и в труде, в задорных выдумках и в безудержном
веселье во всем многообразии проявляются характеры и способности детей. Таких
возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане
оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности,
инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом
отношении урок”.
В
ходе игры у учащихся кроме интереса к предмету вырабатываются умения
сосредоточиваться, преодолевать трудности, самостоятельно и быстро принимать
решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память, легче усваиваются и
запоминаются сложные математические понятия. Даже самые пассивные ребята
прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В ходе
игры ученики, приобретая новые знания и умения, расширяют свой кругозор. Более
сильные ученики, используя свой прошлый опыт, активно помогают более слабым.
Здесь выявляется особое значение дидактической игры как средства воспитания
воли, взаимовыручки, товарищества и социальной адаптации ребенка в целом. В
игре ребенок раскрепощается, исчезают его скованность и неуверенность в своих
силах, а при достижении успеха у него появляется желание играть вновь и вновь.
В
игре важна как сама конкурсная система с четким, понятным заданием, так и все
возрастающий интерес к игре, азарт борьбы, которая побуждает детей думать,
действовать, применять свои знания на практике. Конкурсные задания должны
носить творческий, поисковый характер, рассчитанный на быстроту реакции и
мышления, ориентации и раскованности ребенка, а также работать на сплоченность
команды.
В
ходе внеклассных игр учителем предлагаются задачи, отличные от тех, которые в
данный момент времени изучаются на уроках. Это либо задачи на
сообразительность, смекалку, либо задачи, для решения которых необходимо
востребовать знания и умения, полученные уже давно, либо задачи, использующие
материал, выходящий за рамки лицейский программы. В ходе внеклассных игр можно
получить представление о степени обученности каждого ребенка, о качестве его
долгосрочных знаний.
Таким
образом, составной частью мониторинга качества математического образования в
лицее является система проводимых регулярно внеклассных мероприятий (игр, конкурсов,
турниров и т.п.) по математике.
Одним
из главных критериев, по которым можно оценить качество полученного человеком
образования, является его умение добывать и систематизировать полученные
знания. Составной частью мониторинга качества математического образования в
лицее служит система индивидуальных заданий.
Нельзя
составить полное представление об уровне усвоения математических знаний и
приобретении навыков выполнения математических операций, наблюдая детей только
на уроках математики. Если вести речь о компетентности ученика, необходимо
знать, как математические знания применяются им при изучении других предметов.
Иными словами, умеет ли он переносить в нестандартную ситуацию изученные и
усвоенные ранее понятия, законы и закономерности.
По
инициативе диссертанта в лицее стали ежегодно проводится совместные заседания
учебно-методических объединений учителей математики и информатики и учителей
естественных дисциплин. Одним из вопросов, выносимых на эти заседания,
становится обсуждение основных затруднений применения математического аппарата,
возникающих при решении физических, химических, биологических и т.п. задач. По
результатам проводимых обсуждений вносятся коррективы в планы работы учителей
математики.
В
практику работы лицея прочно вошла система научно-исследовательских работ
учащихся, обеспечивающая индивидуальную профилизацию для ученика и получение им
возможности попробовать себя в поисковом виде интеллектуальной деятельности.
Лицеисты проводят исследования по разным предметам, в том числе и по математике.
Большинство исследований носят межпредметный характер. Наибольший интерес
вызывают у ребят темы, связанные с применением компьютерных технологий в
работе. Ежегодно ребятами создаются компьютерные программы, объясняющие
различные математические понятия и контролирующие уровень знаний по математике.
Результаты
своих исследований ребята представляют на лицейской конференции «Математика в
современном мире», на выпускных экзаменах, на городских и республиканских
научно-практических конференциях.
Систему
мониторинга качества математического образования можно представить в виде схемы
(Рис.
12).
Рис. 12
.
Схема мониторинга качества математического образования
Представленная
система является органической составляющей системы мониторинга знаний учащихся
лицея в целом.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.syrtsovasv.narod.ru/