Мазалова Е.Г. –г.Симферополь
МОНИТОРИНГ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Профильное обучение – вид дифференцированного обучения, который предусматривает углубленное и профессионально направленное изучение цикла родственных предметов, учет образовательных потребностей, наклонностей и способностей учащихся (в том числе лингвистических), создание условий для обучения старшеклассников соответственно их профессиональному самоопределению.
Допрофильная подготовка является неотъемлемой частью профильного обучения и представляет собой систему педагогической, психологической, информационной, организационной деятельности, которая содействует самоопределению учащихся 8-9-х классов в выборе ими последующих направлений профильного обучения, сферы их будущей профессиональной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
При изучении организации допрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профиля общеобразовательных учебных заведений Автономной Республики Крым был поставлен ряд исследовательских задач, среди которых:
определение общих тенденций в деятельности органов управления образованием по организации допрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профильного направления;
оценивание эффективности организации допрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профильного направления;
определение факторов, влияющих на качество допрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профильного направления;
прогнозирование динамики эффективности допрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профильного направления.
ОБЪЕКТЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА
Объектами исследований были определены:
формы организации допрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профильного направления;
уровень учебных достижений учащихся классов филологического профильного направления;
создание условий в общеобразовательных учебных заведениях для организации допрофильной подготовки и филологического профильного обучения;
организация работы с одаренными детьми;
качественный состав педагогических работников, осуществляющих допрофильную подготовку и преподавание в классах филологического профиля;
психологическое сопровождение выбора учащимися профиля обучения.
Инструментарий мониторинга: анкетирование респондентов (согласно выборке); анализ статистической информации.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
В целях изучения факторов, влияющих на качество организации допрофильной подготовки и филологического профильного обучения, было проведено анкетирование по показателям, которые, как правило, определяют эффективность профильного обучения.
Анкетирование всех категорий респондентов проводилось анонимно, что дало возможность получить более объективную оценку эффективности организации допрофильной подготовки и результативности функционирования профильных классов.
Респондентами анкетирования выступили:
руководители общеобразовательных учебных заведений, в которых функционируют профильные филологические классы – 31 (99,9% от запланированного количества);
практические психологи – 17 (89,5%);
учителя, работающие в 8-9-х допрофильных, 10-11-х профильных филологических классах – 60 (115%);
учащиеся 9-х допрофильных, 10-11-х профильных филологических классов – 106 (100%);
родители учащихся 10-11-х профильных филологических классов – 69 (73,4%).
Результаты проведенного мониторинга показали, что создана определенная система в деятельности изученных районных, городских отделов и управлений образования по организации допрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, где функционируют классы филологического профиля:
допрофильная подготовка и профильное обучение в классах филологического (иностранная, украинская, русская, крымскотатарская филологии) и историко-филологического профилей организована в соответствии с Концепцией профильного обучения в старшей школе, утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Украины от 25.09.2003г. №10/12-2;
допрофильная подготовка и филологический профиль обучения организован в общеобразовательных учебных заведениях различных типов;
организация работы классов филологического профиля обучения осуществляется общеобразовательными учебными заведениями на основе результатов анализа кадрового потенциала, предварительной диагностики интересов учащихся, пожеланий родителей и учащихся;
общеобразовательные учебные заведения предоставляют различные возможности для удовлетворения потребности в допрофильной подготовке и профильном филологическом образовании, а именно:
в 8-9-х классах – введены курсы по выбору, углубленно изучаются отдельные предметы на дифференцированной основе, организуется работа факультативов, обеспечивается участие школьников в предметных олимпиадах, работают предметные кружки;
в 10-11-х классах – используются дополнительные часы вариативной части учебного плана для углубленного изучения профильных предметов, курсов по выбору; спецкурсов, организации индивидуальных и групповых занятий, обеспечивается участие в секциях МАН, предметных олимпиадах (диаграмма 7);
общеобразовательные учебные заведения, в которых функционируют классы филологического профиля обучения, в целом обеспечены педагогическими кадрами, качественный состав которых, соответствует требованиям действующего законодательства;
проводится определенная работа по созданию в общеобразовательных учебных заведениях условий, необходимых для работы классов филологического профиля, оснащаются соответствующие кабинеты современным оборудованием и учебно-дидактическими пособиями;
психологические службы регионов осуществляют практическую работу и соответствующую психодиагностику, направленную на выявление интересов и психологическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профиля.
По данным мониторинговых исследований в 2007/2008 учебном году в изученных 8 регионах Автономной Республики Крым функционировал 71 класс филологического профиля. По сравнению с 2006/2007 учебным годом количество классов уменьшилось на 15,5%. Тенденция к снижению общего количества филологических профильных классов, прослеживается как в городских, так и в сельских регионах.
Создание и функционирование филологических профильных классов в определенной мере связано с взаимозависимыми факторами, влияющими на дальнейшее развитие этого профиля. По данным анкетирования различных групп респондентов по ранжиру были определены следующие факторы:
укрепление и развитие материально-технической базы общеобразовательных учебных заведений (64,6% руководителей ОУЗ; 73,8% учителей, 46,9% родителей);
инвестиции в образование (54,3%; 36,9%; 35,8% соответственно);
теоретическая и научно-методическая подготовка педагогических и руководящих кадров (31,1%; 25,7%; 33,9%);
повышение роли методических служб региона (33,6%; 35,9%; 18,6%);
внедрение инновационных технологий (32,7%; 34,1%; 22,9%);
увеличение количества учебных часов на профильные предметы (19,8%; 23,8%; 12,7%);
изменение стиля управления со стороны руководителей (19,8%; 16,9%; 24,6%).
Кроме того, было отмечено, что достаточно существенным фактором влияния на количество организуемых профильных классов вообще, и филологических в частности, является отрицательный показатель демографического роста населения в большинстве регионов автономии.
В ходе мониторинга определены задачи, которые, по мнению руководителей общеобразовательных учреждений, учителей, работающих в 10-11-х филологических профильных классах и родителей учащихся, выбравших этот профиль обучения, являются приоритетными в организации филологического профильного обучения:
формирование готовности к осознанному выбору профессии (руководители ОУЗ — 20,3%; учителя — 6,9%; родители — 21,8%);
подготовка к конкуренции на рынке труда (17,6%; 4,9%; 9,9% соответственно);
ориентация на определенный вид профессиональной деятельности (16,2%; 22,7%; 25,5%);
реализация принципа личностно ориентированного обучения для создания собственной образовательной модели каждого учащегося (12,2%; 22,7%; 5,5%);
формирование социальной, коммуникативной, информационной компетенций на профессиональном уровне (10,8%; 11,9%; 10,9%);
подготовка учащихся к поступлению в ВУЗы (9,5%; 20,8%; 15,4%);
обеспечение возможностей равного доступа учащейся молодежи к получению профессионального образования и начальной профессиональной подготовки (8,1%; 2,9%; 5,5%);
овладение учащимися старших классов навыками самостоятельной научно-практической деятельности (2,7%; 4,9%; 2,7%);
обеспечение преемственности между общим средним и профессиональным образованием (2,7%; 1,9%; 3,6%).–PAGE_BREAK–
Анализ статистических данных свидетельствует о том, что у 6-17% учащихся 11-х классов на высоком уровне сформированы практические навыки, общеучебные компетенции. Об этом свидетельствует количество учащихся, награжденных золотой медалью «За высокие достижения в обучении», а именно:
профиль иностранной филологии — 33 учащихся, что составляет 7,5% от общего количества учащихся это профиля;
профиль украинской филологии – 29 учащихся (9,2%);
профиль крымскотатарской филологии– 3 учащихся (16,6%);
профиль русской филологии – 22 учащихся (6,6%);
историко-филологический профиль – 4 учащихся (5,9%).
Вместе с тем, как негативную тенденцию, необходимо отметить незначительное количество учащихся классов филологического профиля, победивших в III этапе Всеукраинских ученических олимпиад, ставших в дальнейшем призерами IV этапа в 2007/2008 учебном году. Так, из 10-ти призеров III этапа Всеукраинских ученических олимпиад по украинскому языку победителей и призеров IV этапа нет. Из 33-х победителей по иностранному языку (20 учащихся — английский язык; 9 учащихся — немецкий язык; 4 учащихся – французский язык), призерами IV этапа стали 4 учащихся (2 учащихся – английский язык, 1 учащийся – немецкий язык и 1 учащийся – французский язык). Аналигичная тенденция прослеживается с участниками Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН. В 2007/2008 учебном году из 10-ти участников II этапа (профиль — украинская и русская филология) призером III этапа стал 1 учащийся (г. Симферополь).
Необходимо отметить положительную тенденцию в стимулировании и поощрении способных и одаренных учащихся. С 2007/2008 учебного года 2 учащихся стали стипендиатами Президента Украины (г.г. Саки, Симферополь); 25 – стипендиатами Совета министров Автономной Республики Крым (г. Армянск-1 учащийся; г. Керчь-2 учащихся; г. Саки-1 учащийся; г. Симферополь-5 учащихся; Бахчисарайский район-16 учащихся). Стипендиатами городских советов стали 5 учащихся г. Керчи; 1 учащийся г. Красноперекопска; 1 учащийся г. Саки; 11 учащихся г. Симферополя. В изученных сельских регионах за последние 3 года стипендиатов органов местного самоуправления не было.
Обеспечение уровня подготовки старшеклассников в соответствии с требованиями Государственного стандарта базового и полного среднего образования является приоритетной задачей образования вообще и профильного филологического в частности.
Наиболее высокий уровень учебных достижений показали учащиеся классов иностранной филологии и историко-филологического профиля. Высокий и достаточный уровни обученности показали 92,8% учащихся классов иностранной филологии и 84,7% учащиеся классов историко-филологического профиля, положительным является отсутствие начального уровня по результатам государственной итоговой аттестации. Достаточный и высокий уровень учебных достижений показал 81,1% учащихся классов украинской филологии, 79,1% учащихся классов русской филологии и 75% учащихся классов крымскотатарской филологии.
Вместе с тем, не все учащиеся классов филологического профиля обучения усвоили учебный материал на уровне требований Государственного стандарта базового и полного среднего образования, т.к. около 1% учащихся классов украинской филологии, 3,3% учащихся классов русской филологии и 8,3% учащихся классов крымскотатарской филологии показали начальный уровень учебных достижений по результатам государственной итоговой аттестации.
По результатам анкетирования 20,8% родителей учащихся отмечают, что подготовка учащихся к поступлению в ВУЗы является одной из приоритетных задач профильного обучения. Вместе с тем, общеобразовательные учебные заведения не всегда оправдывают ожидания родителей, т.к. только 22,6% учащихся, которые выбрали специальность, соответствующую профилю, поступают в соответствующие ВУЗы (16,7% — крымскотатарская филология, 18,6% — историко-филологический профиль, 18,7% — иностранная филология, 22,5% – русская филология, 31,7% — украинская филология).
Проведенные исследования показывают, что в основном для преподавания в классах филологического профиля привлекаются высококвалифицированные, опытные педагоги с соответствующим образованием.
Однако к преподаванию в филологических профильных классах редко привлекаются преподаватели ВУЗов, в том числе и в городах Автономной Республики Крым, где имеется достаточное количество ВУЗов. В 2007/2008 учебном году преподавание предметов филологического профиля, в изученных регионах, осуществляли только 3 преподавателя ВУЗов (г.г. Джанкой, Керчь, Симферополь).
Обеспеченность учебными программами, в основном, составляет 100% по всем филологическим профилям, однако нерешенным остается вопрос обеспеченности учебной литературой и учебными пособиями. Наименьшие показатели в следующих регионах:
г. Джанкой – украинская филология – обеспеченность 20%; иностранная филология — обеспеченность 22%;
г. Керчь – русская филология – 31%; иностранная филология – 30%; украинская филология – 35%; историко-филологический профиль – 40%;
г. Симферополь – историко-филологический профиль – 50%.
Региональными психологическими службами, как правило, обеспечивается психологическое сопровождение профильного обучения и допрофильной подготовки. Практическими психологами общеобразовательных учебных заведений осуществляется работа по изучению образовательных потребностей учащихся 8-9-х классов.
Респонденты отмечают, что практическими психологами проводятся анкетирование, тестирование, собеседования, индивидуальные и групповые консультации. В основном, психологи применяют апробированные эффективные психодиагностические методики для изучения профессиональной направленности и определения личностных характеристик учащихся. Наиболее популярна у специалистов «Карта интересов» и проекционные тесты различной направленности. По результатам диагностики, а также по запросам педагогов и родителей, организуется психологическая коррекция. На основании ответов различных категорий респондентов, можно отметить, что в 1/3 случаев выбора филологического профиля обучения решающую роль сыграла своевременная психодиагностика. Так считают 35,1% руководителей общеобразовательных учебных заведений, 31,3% учителей, 28,2% родителей и 32,5% учащихся.
Системе допрофильной подготовки как неотъемлемой части профильного обучения уделяется должное внимание. Качественный состав учителей, обеспечивающих допрофильную подготовку, в большей мере отвечает решаемым задачам.
Используются различные формы реализации допрофильной подготовки. В 2007/2008 учебном году углубленно изучали предметы филологического цикла 607 учащихся 8-х классов и 1230 учащихся 9-х классов; спецкурсы и курсы по выбору – 793 учащихся 8-9-х классов; посещали факультативы – 107 учащихся, предметные кружки – 355 учащихся; участвовали в работе научных объединений – 25 учащихся, в деятельности секций МАН – 45 учащихся 8-х классов и 95 учащихся 9-х классов; принимали участие в предметных олимпиадах – 421 учащийся 8-х классов и 638 учащихся 9-х классов.
Преподаватели применяют как индивидуальные, так и групповые формы работы, Респонденты отмечают, что доминируют традиционные уроки и занятия, 33,3% — внедряется система подготовки и защиты проектов, 16,5% — тренинги, 16,4% – индивидуальные консультации, 4% — интерактивное обучение, 1% — исследования и эксперименты.
97,6% родителей и учащихся отмечают, что в общеобразовательных учебных заведениях систематически проводится информационно-разъяснительная работа, организуются встречи с преподавателями ВУЗов и представителями профессий филологического направления.
В ходе мониторинга, выявлены факторы, негативно влияющие на качество организации допрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профильного направления:
недостаточное количество учебных кабинетов в соответствии с профилем обучения (41,6% от потребности);
низкий уровень оснащенности учебных кабинетов в соответствии с Типовыми перечнями (в 2007/2008 учебном году он составил только 19,3%);
отсутствие учебно-методических комплектов для допрофильной подготовки и профильного филологического обучения;
недостаточно эффективно внедряются информационно коммуникативные технологии обучения, имеющиеся в наличии программно-педагогические средства обучения, как правило, не используются должным образом;
остается минимальным количество учителей филологов, прошедших обучение по программе Интел-обучение для будущего;
минимальная вариативность элективных курсов и спецкурсов, что ограничивает возможности учащихся в выборе дальнейшего направления обучения;
отсутствие или недостаточное количество региональных авторских программ спецкурсов, элективных курсов для филологических профильных классов, имеющих профессиональную, межпредметную направленность;
крайне редко привлекаются к работе в филологических профильных классах преподаватели ВУЗов;
малоэффективны формы работы с одаренными учащимися.
Вышеперечисленные негативные факторы являются типичными и присущи в той или иной степени другим профильным направлениям.
По результатам проведенного исследования можно сделать определенный прогноз повышения качества допрофильной подготовки и филологического профильного обучения в общеобразовательных учебных заведениях на основе совершенствования системы управления общеобразовательными учебными заведениями регионов Автономной республики Крым.
Повышение качества допрофильной подготовки и филологического профильного обучения возможно при условии:
внедрения системы мониторинга эффективности организации допрофильной подготовки и филологического профиля обучения на региональном уровне, в т.ч. ежегодного проведения регионального и институционного мониторингов результатов внешнего независимого оценивания выпускников профильных классов филологического направления;
внедрения информационно коммуникативных технологий обучения, эффективного использования в учебном процессе программно-педагогических средств, имеющихся в наличии;
разработки и внедрения системы профессионально ориентированного профильного филологического обучения;
рационального подбора квалифицированных педагогических кадров и привлечения научных работников для осуществления допрофильной подготовки и филологического профильного обучения;
повышения уровня профессиональной компетентности учителей, осуществляющих допрофильную подготовку и филологическое профильное обучение;
координации совместной деятельности служб занятости населения, общеобразовательных учебных заведений, ВУЗов, методических, психологических служб и социальных педагогов в вопросах организации профессионального образования учащейся молодежи;
обеспечения пополнения библиотечных фондов учебных заведений, районных, городских методических кабинетов (центров) необходимой учебной литературой, дидактическими материалами и программно педагогическими средствами обучения;
проведения тщательного анализа имеющейся материально-технической базы учебных кабинетов, прогностических расчетов ее эффективного использования в условиях экономического и финансового кризиса, с учетом дальнейшего перехода на профильное обучение;
создания в общеобразовательных учебных заведениях интегрированных профильных предметных учебных кабинетов, укрепления и пополнения их учебно-методической базы;
разработки региональных авторских программ элективных курсов и спецкурсов для организации профильного обучения как предметно, так и профессионально ориентированных.