Моноплизм в экономике и его последствия

Содержание
Введение. 2
1. Сущность и основные признаки монополизма. 3
Заключение. 10
Список использованных источников. 11
Введение
Если наначальном этапе капитализма господствовала свободная конкуренция, то позднее(особенно на рубеже XIX – XX веков), с развитием и укрупнением производства,стал набирать силу монополизм.
Монополиейназывается исключительное право на владение какой-либо собственностью иполучение на базе этого более высокого дохода.
Монополизацияэкономики характеризуется возникновением рыночной, или монопольной власти.
Рыночнаявласть – это возможность определенных рыночных структур субъективноустанавливать цену на свои товары или услуги.
Такимобразом, ведущим критерием монополизации рынков и классификации монополийявляется обладание рыночной властью, дающей возможность воздействовать на ценув целях получения монопольно высоких прибылей в форме монопольной ренты.
Какизвестно, при совершенной конкуренции ни один ее участник объективно не можетиметь такую власть на рынке.
Итак,монополия в экономике – это экономическая структура, обладающая рыночнойвластью.
1. Сущность и основные признаки монополизма
Монополия(от греч. monos – один, единственный + pōleō – продаю) в узком смысле– это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под нейподразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либосфере деятельности. [2, стр. 191]
Монополия иконкуренция составляют противоречивое единство. Это единство заключается в том,что для любого товаропроизводителя монополия на производство продукта служитсредством достижения цели. Чтобы получить максимальную прибыль, надо завыситьцену на товар. А это возможно только при условии, если производитель достигаетмонопольного положения в производстве и реализации своего товара.
Монополияявляется внутренним, необходимым, существенным свойством конкурентной борьбы. Длякаждого хозяйствующего субъекта монопольное положение на рынке обеспечивает егоэгоистический интерес при отсутствии противодействия со стороны интересовдругих субъектов.
Обобщениепрактики рыночной экономики позволяет выделить две стороны монополии: внешнюю ивнутреннюю. [7, стр.236]
Внешняямонополия – это обладание возможностью навязывать контрагентам особые условияэкономических взаимоотношений благодаря способности ощутимо влиять на процессценообразования. Это та монополия, к которой стремится товаропроизводитель, нокоторая видна и, следовательно, может быть запрещена. Внешняя монополияхарактеризует экономико-юридический статус товаропроизводителя.
Длядостижения своей цели у товаропроизводителя может быть и другой путь. Благодаряиспользованию прогрессивных технологий можно понизить индивидуальные издержкина товар, удешевит его путем повышения производительности труда и получитьмаксимальную прибыль как разницу между общественными и индивидуальнымииздержками на товар. При этом предприниматель стремится обладать монопольнонизкими индивидуальными затратами и сохранить такое положение как можно дольше.Эта внутренняя (невидимая другим предпринимателям) монополия на применениеновейшей технологии или любого другого скрытого преимущества служит средствомконкурентной борьбы в пользу монополиста.
В экономикеразличают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий(рис.1.1):
собственномонополию;
олигополию(от греч. oligos – немногий + pōleō);
монопсонию(от греч. monos + opsōnia – закупка продовольствия);
нескольких  
одного  
нескольких  
одного   />/>/>/>/>/>олигопсонию (от греч. oligos+ opsōnia). /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис.1.1. –Формы рыночного господства
Основнымипризнаками монополизма в производстве и на рынке являются следующие три (рис.1.2)[6, стр. 191 – 192]:
высокаяконцентрация хозяйственной деятельности в руках одной или несколькихобъединившихся фирм (по закону России – обычно свыше 35%);
доминирующее*,то есть преобладающее, положение этих фирм на рынке определенных товаров;
установлениемонопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и,благодаря этому получение для себя сверхприбылей.
высокая доляв производстве
доминированиена рынке
контроль надценами
Конкретносуть своекорыстных действий монополиста сводится к тому, что, намеренносокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит нарынке, он добивается повышения цены.
В отличие отэтого монопсонист, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков (скажем,зерна, молока, картофеля у фермеров), создает для них искусственные трудностисбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены. [2, стр. 192]
*Доминировать (от лат. dominans — господствующий) – господствовать, преобладать,быть основным; возвышаться над всеми окружающими.
Современныевиды монополизма
Всовременных условиях сохранились следующие типы монополий [6, стр. 207 – 209]:
Первый типмонополизма является результатом конкурентной борьбы. В основе лежит конкуренцияи централизация производства и капитала. Монополии такого типа являютсярезультатом развития производственных сил в условиях рыночного механизмахозяйствования. Такой вид монополизма проявляется чаще всего в банковском илистраховом деле, его особенность состоит в самовозрастании денежного капитала,что ведет к замедлению внедрения результатов научно-технического прогресса иобщему экономическому застою. Этот тип монополий обычно регулируетсягосударством.
Второй типпредставлен олигополиями, власть которых над рынком носит особый характер. Олигополияразличается по отраслевому признаку. Применяемая технология позволяет такому,как правило, крупному предприятию достичь монопольного положения, концентрироватьв своих руках материальные и людские ресурсы и на этой основе максимизироватьприбыль, добиться монопольного положения в отрасли.
Третий типмонополий связан с применением товаров, на которые утверждены торговые марки. Коммерческийуспех попадает в зависимость не только от цен на товары и их потребительскоекачество, но и от того, сумеет ли производитель поставить товар в монопольноеположение на рынке. Этот тип монополий наблюдается в странах с развитойрыночной экономикой. Применение торговой марки защищается законом.
Четвертыйтип монополий представляют предприятия, применяющие те или иные достижениянаучно-технического прогресса. Монополии такого типа носят временный характер. Вмешательствогосударства в деятельность таких предприятий минимально и ограничиваетсявведением правовых норм, способствующих более свободному обменунаучно-технической информации.
Пятый типпредставлен естественными монополиями, которые занимаются выпуском и продажейценных государственных бумаг и денежных знаков. На этих рынках государству какмонополисту противостоят другие субъекты экономической системы государства,регулируя спрос и предложение денег.
Естественныемонополии могут иметь место на рынках тех товаров и услуг, неэластичностьспроса на которые составляют неотъемлемые элементы потребительского набора,например, снабжение населения потребительскими товарами, особенно связанными сиспользованием последних достижений научно-технического прогресса.
Шестой типхарактерен для стран, в которых господствующим являетсяадминистративно-командный метод управления народным хозяйством. Такой типмонополий наносит тяжелый урон экономике стран по следующим причинам:
монополиинезамедлительно проникают во все сферы народного хозяйства;
все секторарынка имеют высокий уровень монополизации. Так, например, в России монополиямиконтролируется 90% сбыта и производства продукции.
Государственныймонополизм возникает одновременно с административно-командным управлениемотраслями народного хозяйства. Такие монополии просто не воспринимаютгосударственное регулирование и не ощущают конкуренции со стороныпредпринимателей. Народное хозяйство им почти не подчиняется [8, стр.172].
Примонополизации экономики цены на товары и услуги утрачивают рыночную гибкость,слабо реагируют на изменения спроса и предложения, в результате чего остроощущается дезориентация инвестиционных потоков. В связи с этим расширяетсясписок товаров неэластичного спроса, что ведет к усилению монополизациипроизводства.
Судя поопыту развитых стран, правительствам приходится проводить демонополизациюэкономики по двум направлениям:
либерализациярынков (снижение таможенных пошлин, отмена квот т других количественныхограничений на ввозимые или вывозимые товары) и поступление на рынокиностранных товаров;
государственныйконтроль над процессом централизации капитала, сопровождаемый финансовымисанкциями согласно антимонополистическому законодательству.
Последствиямонополизма/> />
Как и все на свете, монополизм имеет свои плюсы и минусы (рис.3.1).
Рис.3.1. –Основные плюсы и минусы монополии

Итак,положительные, или позитивные, стороны монополии проявляются в двух главныхпунктах [2, стр. 199]:
Во-первых, вопределенных отраслях она более эффективная и дает экономию затрат.
Во-вторых,по сравнению с конкурентным сектором (фирмами-аутсайдерами) у моно — иолигополистов больше средств и стимулов для развития научно-техническогопрогресса в своем производстве.
Почему? Делов том, что небольшие конкурирующие предприятия обычно весьма стеснены вфинансах и озабочены, прежде всего, текущей доходностью, а не будущимивозможными выгодами от новшеств. Кроме того, новые идеи быстро копируютсяконкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, авыгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовыевозможности шире, и вся прибыль от инноваций достается их авторам.
Вместе с тем«всякая монополия и всякая погоня за наживой – зло», со знанием делаговорит Форд. Поэтому обратимся теперь к отрицательным, или негативным,сторонам монополистического господства [5, стр.127 – 128]:
Нерациональноераспределение ресурсов.
Онопроисходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственноограничивают производство, поднимают цены (или сбивают их, в случае монопсонии),навязывают обществу определенные виды (возможно, нелучшие), технический уровень(возможно, невысокий), качество (возможно, низкое) и условия продаж (возможно,плохие) своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулированияэффективности экономики, действующий в условиях конкуренции.
Связанные смонополистами бизнесы лишаются свободного и рационального выбора, невыдерживают давления экономически неоправданных монополистических условий ицен, снижают деловую активность, а то и разоряются.
В итогесокращается производство, растут безработица и инфляция, усиливаетсярасстройство хозяйства. Богатство общества в целом становится меньше, чем моглобы быть при более оптимальном конкурентно-рыночном распределении ресурсов.
Усилениенеравенства в доходах.
Оно такжесвязано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо ихполучение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.
Экономическийзастой и торможение НТП.
Он возможенпотому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметьвысокие прибыли без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Этоне подталкивает их рационализации производства, к поиску резервов роста егоэффективности, к улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента,развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов.
Опасностьдля демократии.
В экономикемонополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию,подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу своидискриминационные условия: заниженную (по сравнению с возможностями) оплатутруда своих работников, плохое качество товаров, завышение цены своих продаж(или занижение цены покупок), принудительные «довески» к своейпродукции и пр.
Заметна иантидемократическая роль олигархов в политике. Скупая средства массовойинформации (СМИ), финансируя политические партии и предвыборные кампании, ониманипулируют сознанием людей и побуждают неразборчивых, несамостоятельныхизбирателей голосовать «как нужно». В результате манипуляторыпроводят в парламенты и правительства своих ставленников, добиваются с помощьюлоббизма принятия нужных решений, получая выгодные контракты, налоговые льготы,субсидии, другие привилегии и ущемляя тем самым интересы, права и свободыостальных граждан.
Заключение
Итак, большинствосуществующих рынков являются рынками несовершенной конкуренции, т.е. в большейили меньшей степени им присуща монополизация отдельных сегментов производстваили реализации товаров.
Монопольноеположение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к онопозволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занятьпривилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственнуювласть; влиять на других участников рынка, навязывать или свои условия.
Экономическаяроль монополий в обществе неодинакова: одни монополии тормозят экономическоеразвитие, деформируя механизм рынка, другие, напротив, обеспечивают жизнеспособностьвсей хозяйственной системы. Существует, по крайней мере, две большиемонопольные сферы, которые не должны становиться объектом демонополизации:
а) естественныегосударственные и негосударственные монополии;
б) монополии,связанные с товарными марками и лидерством в научно-техническом прогрессе.
Именно этисферы определяют границы демонополизации в любой экономике.
Список использованных источников
1.     Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: Высшее образование, 2006. – 391с. – (Основы наук)
2.     Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник. – М.: ТК Велби,Издательство Проспект, 2006. – 432с.
3.     Носова, С.С. Экономическая теория: Учебник. – М.: КНОРУС, 2007. – 800с.
4.     Салихов, Б.В. Экономическая теория: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2007. –724с.
5.     Симкина, Л.Г. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2003. – 448с. –(серия «Учебное пособие»)
6.     Экономическая теория: Учебник/ под ред.В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. – М.:Юрайт-Издат, 2005. – 557с.
7.     Экономическая теория: Учебник/ под общ. ред.А. А. Кочеткова. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и Кº», 2006. – 608с.
8.     Экономическая теория: Учебник/ под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 576с.