Монополистическое конкурентное поведение

Министерствообразования Российской Федерации
СибирскаяГосударственная Геодезическая Академия
Реферат
подисциплине: «Экономика отрасли»
натему: « Монополистическое конкурентное поведение»
Выполнил:Дианова Е.В.
гр.ЭУСз-65
Проверил:Горошко
г.Новосибирск2010

1.Монополия и доминирующее поведение
 
В действующемроссийском законодательстве отсутствует общееопределение понятия«монополия». Термин «монополия» используется в нормативныхактах и юридической литературе для характеристики: доминирующего положениясубъекта предпринимательства на рынке, особых полномочий (привилегий, прав)субъектов предпринимательства на осуществление какого-либо видапредпринимательской деятельности на рынке.
Несмотря наподобную неоднозначность характеристик монополии, ее правовая сущность заключаетсяименно в определенном исключительном положении субъекта предпринимательства(или нескольких таковых) на рынке, дающем ему (им) возможность оказыватьрешающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на данномрынке (в основном, на их цену).
Монополия(монопольное положение) — это доминирующее положение одного или нескольких субъектовпредпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке.
Следуетразличать основные типы монополий:
1)создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействиягосударства;
2) образуемыевследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства безнепосредственного регулирующего воздействия государства;
3)возникающие в результате обладания исключительными правами.
Указанныетипы монополий можно также классифицировать в зависимости от того, защищены ониот конкуренции или нет. Речь идет о том, что некоторые монополии не допускаютналичие конкуренции со стороны других субъектов предпринимательства на законныхоснованиях. В литературе эти монополии получили различные наименования:«закрытые», «легальные», «юридические» монополии.К ним относятся: 1) монополии, непосредственно регулируемые государством, и 2)монополии обладателей исключительных прав.
Остальныемонополии не могут быть защищены от конкуренции, а должны подчинятьсяэкономическим законам конкурентного рынка (взаимодействия спроса ипредложения), что является основополагающим правилом (принципом) рыночнойэкономики и предпринимательства.
Монополиипервого типа (монополии, непосредственно регулируемые государством) создаютсяпо воле государства с целью обеспечения государственных и общественныхинтересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, неявляющихся субъектами данных монополий. Представляется, что эти монополии можноназвать государственными в широком смысле, учитывая их сходную правовуюприроду.
Существуютследующие разновидности монополий рассматриваемого типа: государственныемонополии; естественные монополии.
Под государственнойпонимаетсямонополия, созданная в соответствии с законодательством РФ,определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии(монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а такжекомпетенцию контролирующего органа (разд.1 Государственной программыдемонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ).
Государственныемонополии создаются в целях защиты экономических интересов государства ипотребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политическихпозиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядкена основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечениепублично-правовых интересов.
Осуществлениегосударственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами (вчастности, Федеральными законами «О государственном регулированиивнешнеторговой деятельности» (ст.17-18), «О драгоценных металлах идрагоценных камнях» (ст.4), «О военно-техническом сотрудничествеРоссийской Федерации с иностранными государствами» (п.2 ст.4, п.1 ст.12) идр.).
Осуществляетсягосударственная монополия с помощью различных средств, установленных внормативных актах. Например, государственная монополия на экспорт или импортотдельных видов товаров (определяемых федеральным законом) реализуется посредствомлицензирования такой деятельности. Лицензии на ее осуществление выдаютсяисключительно особым хозяйствующим субъектам — государственным унитарнымпредприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепризнаннымимеждународно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту (импорту)товаров. Указанные сделки, совершаемые в нарушение государственной монополии,являются ничтожными (ст.17 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).
Естественнаямонополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынкеэффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностейпроизводства этих товаров (услуг) и иных указанных в законе причин (ст.3 Законао естественных монополиях).
Законустанавливает следующие так называемые естественные основания таких монополий:
1)существенное понижение издержек производства определенных товаров (услуг) наединицу товара по мере увеличения объема их производства;
2) товары(услуги), производимые субъектами естественной монополии, не могут бытьзаменены в потреблении другими товарами;
3) спрос наданном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественныхмонополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спросна другие виды товаров.
Существованиеданного вида монополий объясняется тем, что в определенных сферахпредпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическимпричинам является неэффективной вследствие того, что один субъектпредпринимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки наединицу продукции, чем имели бы несколько конкурентов. Однако для того, чтобыкакая-либо сфера деятельности приобрела статус естественной монополии,необходимо признание ее в качестве таковой со стороны государства. Поэтому вцелях эффективного функционирования субъектов предпринимательства,осуществляющих свою деятельность в данных сферах, получения ими экономическиобоснованной прибыли, а также достижения баланса интересов потребителей ипредпринимателей, государство объявляет подобные сферы предпринимательскойдеятельности естественными монополиями.
Существуетперечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии:
а)транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
б)транспортировка газа по трубопроводам;
в) услуги попередаче электрической и тепловой энергии;
г)железнодорожные перевозки;
д) услугитранспортных терминалов, портов, аэропортов;
е) услугиобщедоступной электрической и почтовой связи (ст.4 Закона о естественныхмонополиях).
Субъектоместественной монополии признается лишь хозяйствующий субъект, созданный в формеюридического лица, занятый производством (реализацией) товаров в условияхестественной монополии (ч.3 ст.3 Закона о естественных монополиях).
В указанныхсферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовойрежим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Сэтой целью образуются специальные органы регулирования, являющиеся федеральнымиорганами исполнительной власти, которые могут создавать свои территориальныеорганы. К ним, в частности, относятся: Федеральная энергетическая комиссия РФ(Указ Президента РФ от 29 ноября 1995 г. N 1194 (с изм. от 4 сентября 2001 г. N1091)*(470), Министерство по антимонопольной политике и поддержкепредпринимательства РФ (МАП РФ).
Органамирегулирования естественных монополий могут применяться следующие методырегулирования деятельности субъектов естественных монополий:
а) ценовоерегулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен(тарифов) или их предельного уровня;
б)определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или)установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможностиудовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом(реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защитыправ и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраныприроды и культурных ценностей (ст.6 Закона о естественных монополиях).
Монополиивторого типа (так называемые рыночные) создаются в результате самостоятельныхдействий субъектов предпринимательства при осуществлении ими своей деятельностипод воздействием различных факторов на рынке (экономических, внеэкономических)без непосредственного регулирующего воздействия государства.
Такиемонополии могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции надопределенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка другихконкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектовпредпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъектпредпринимательства на определенное время становится единственнымпроизводителем (продавцом) определенного товара. При этом юридическихограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют правоосуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке иконкурировать между собой.
И, наконец, омонополиях третьего типа. Монопольное положение может также возникать изобладания (использования) субъектом предпринимательской деятельностиисключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности иприравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ,услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленныеобразцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождениятоваров, фирменные наименования и т.п. (п.1 ст.138 ГК РФ).
Субъектпредпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынкепо использованию этих объектов исходя из самого факта юридического признания заним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения,промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладаниеправами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности вположение, при котором использование этих объектов всецело зависит лишь от егоусмотрения.
Возможностьзанятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладанияданными правами связана прежде всего с монопольным характером самих этих правна указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности).Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его всвоей деятельности, так и не делая этого (что является позитивной сторонойправа), а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специальновыданного разрешения или лицензии (негативная сторона права). Возможностьправообладателя отстранять всех остальных лиц от использования объектовпромышленной собственности дает предпринимателям реальные преимущества вконкурентной борьбе и реальную возможность занятия монопольного (доминирующего)положения на рынке.
Доминирующееположение субъекта предпринимательства на рынке.
Сущность исодержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующегоположения субъекта предпринимательства на рынке.
Российскоеантимонопольное законодательство предусматривает два основных критерия дляопределения доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке:качественный (основной) и количественный (вспомогательный) критерии.
Качественныйкритерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательствана определенном рынке.
В частности,под доминирующим положением на товарном рынке понимается исключительноеположение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынкетовара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им)возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара насоответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другимхозяйствующим субъектам (ч.8 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Доминирующееположение на финансовом рынке характеризуется как объем финансовых услуг,предоставляемых финансовой организацией (несколькими финансовыми организациями)на рынке финансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающеевлияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовыхуслуг или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям (ч.7ст.3 Закона о конкуренции на финансовых рынках).
Количественный(вспомогательный) критерий доминирующего положения позволяет определить долюрынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметьвозможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ,услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам.
Указание надолю на товарных рынках содержится в Законе о конкуренции на товарных рынках.Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого нарынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев,когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указаннойвеличины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующимпризнается также положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынкеопределенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольныморганом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке,относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможностидоступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующихтоварный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующегосубъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35% (ч.8ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Доляфинансовой организации, необходимая для доминирования на рынке финансовыхуслуг, не определена Законом о конкуренции на финансовых рынках. Он содержитлишь общее указание на то, что конкретная доля устанавливается исходя изотношения суммы ее оборота по определенному виду финансовых услуг к общей суммеоборота финансовых организаций в установленных границах рынка финансовых услуг(п.2 ст.4 Закона о конкуренции на финансовых рынках). Во исполнение указаннойнормы закона постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194утверждена Методика определения оборота и границ рынка финансовых услугфинансовых организаций.
Конкретныедоли на некоторых финансовых рынках установлены подзаконными актами МАП РФ. Вчастности, доминирующим признается положение страховщика, лизинговойорганизации и негосударственного пенсионного фонда на соответствующем рынке,если доля каждой из этих организаций превышает на федеральном рынке 10% или нарегиональном — 25%.
Доминирующееположение отражает степень монопольного господства одного или несколькихсубъектов предпринимательства на рынке. Так, занятие доминирующего положения нарынке одним субъектом предпринимательства свидетельствует о наличии абсолютной(«чистой») монополии. Наличие на рынке олигополии (а иногдамонополистической конкуренции), соответственно, уменьшает долю доминированияконкретного субъекта предпринимательства.
Доминирующееположение на рынке могут занимать субъекты, относящиеся к различным типаммонополий: субъекты государственных и естественных монополий, субъекты«рыночных» монополий, обладатели исключительных прав.
Субъектампредпринимательской деятельности не запрещается занимать доминирующее положениена рынке. Такое положение само по себе не является противоправным. Как ужеотмечалось, оно может возникнуть по воле государства, либо в результатенеразвитости определенного рынка, или эффективного осуществления субъектомпредпринимательства добросовестной конкуренции и победы в конкурентной борьбе,и т.п. В последнем случае доминирующее положение производно от конкуренции иявляется ее закономерным итогом.
Однако, еслидоминирующее (монопольное) положение предпринимателя явилось следствием егонеправомерных действий, нарушающих нормы законодательства, то такие действиябудут квалифицированы как правонарушения (монополистическая деятельность), авызванное ими «доминирование» — как вредоносные последствия(ограничение или устранение конкуренции).

2. Монополистическоеповедение
 
Многочисленныепубликации о «неправильном» поведении монополий, о «злых намерениях» олигархови т.д. кажутся экономисту попыткой неадекватного описания действительносуществующих проблем. К экономическим проблемам пытаются применитьнеэкономические (в данном случае, психологические) методы и критерии.
Тот факт, чтолюбой монополист, как правило, заинтересован в понижении объема предоставляемыхуслуг (или выпускаемой продукции) и в повышении цен на услуги (продукцию),выглядит благодаря подобным публикациям как некое волюнтаристское решение«злокозненного» монополиста или следствием его «плохости». Экономистне может с этим согласиться, не может видеть основную причину такого поведениямонополиста только в личности конкретного человека (хотя принципиально верно,что в «олигархи» попадают в основном люди с несентиментальным складомхарактера).
Скорее всевместе: и личность (природа) человека, и ситуации монопольного положения нарынке, – заставляют монополиста ограничивать предоставление услуг (выпускпродукции) и увеличивать расценки на них (на нее). «Плохость» практическилюбого человека, ставшего монополистом и играющего по правилам максимизацииприбыли (частной выгоды), предсказуема.
Микроэкономическиеосновы поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции
В условияхсовершенной конкуренции фирмы являются слишком маленькими для того, чтобыувеличивая или уменьшая предоставление услуг или выпуск продукции, в какой быто ни было степени влиять на цену, существующую на рынке. Какое бы количествопродукции или услуг фирма ни поставила на рынок, она продаст это количество поимеющейся рыночной цене р (по большей цене никто не купит, а по меньшей ценефирме в условиях совершенной конкуренции не имеет смысла продавать). В силуэтого в условиях совершенной конкуренции рыночная цена р воспринимается фирмамикак нечто заданное, и фирмы для того, чтобы максимизировать прибыль, вариируют(увеличивают) объем выпускаемой продукции.
Максимумприбыли достигается при таком выпуске (Q* единиц продукции), при котором функцияf=p•Q–c(Q)==>maxQ достигает максимума, а предельные издержки равны рыночнойцене, МС(Q*)=р, здесь р – цена, Q – объем выпускаемой продукции, Q* –оптимальный объем выпускаемой продукции, с(Q) – функция издержек, МС=dC(Q)/dQ –предельные издержки и максимизация происходит по Q. Если средние издержкиАС(Q)=с(Q)/Q при этом меньше рыночной цены р, то фирма получает положительнуюэкономическую прибыль (рис. 1), что привлекает на рынок новые фирмы и уменьшаетэкономическую прибыль, если средние издержки с(Q)/Q больше рыночной цены р, тоэкономическая прибыль меньше нуля, и некоторые фирмы покидают рынок, чтоувеличивает экономическую прибыль. В долгосрочные плане при совершеннойконкуренции рыночная цена равна средним издержкам в отрасли. При этом экономическаяприбыль равна нулю (рис. 2).
/>
Рис. 1. Фирма(очень маленькая часть рынка) в условиях совершенной конкуренции (источник:Замков и др. (1995))

/>
Рис. 2. Рыноксовершенной конкуренции (источник: Замков и др. (1995))
Микроэкономическиеосновы поведения монополиста
Если фирмаявляется монополистом и вход возможных конкурентов на рынок по тем или инымпричинам невозможен, то количество выпускаемой и поставляемой фирмой на рынокпродукции (услуг) влияет на цену продукции (услуг). В этом случае фирмамаксимизирует прибыль, вариируя цену выпускаемой продукции и оптимизируяфункцию f=p*Q(p)–c(Q(p))==>maxp. Легко показать, что в результате монополистувеличивает цену и соответственно уменьшает количество поставляемой на рынокпродукции (услуг). Поведение монополиста логично и закономерно «злонамеренно»,так как следует законам рынка (рис. 3).
/>
Рис. 3.Монополистический рынок (источник: Замков и др. (1995))

Подобноеповедение монополиста не является Парето-эффективным и ведет, во-первых, куменьшению благосостояния общества, и, во-вторых к перераспределениюобщественных доходов, делая потребителей беднее относительно и абсолютно, амонополиста богаче относительно, а часто и абсолютно. В силу этого, большинствоправительств стараются, регулируя рынки и создавая условия для более-менеесправедливой конкуренции (сюда относятся такие меры, как антимонопольноезаконодательство, раздробление монополистов, создание условий длябеспрепятственного входа на рынок большого числа относительно маленьких инезависимых друг от друга производителей, регулирование цен (т.е.законодательное установление цены исходя из МС(Q)=р) и т.д.), не допуститьпоявления на рынке монопольных структур.
Проблемыестественных монополий.
Многиестандартные антимонопольные действия правительства зачастую невозможны, еслиотрасль, например, в силу большой минимально оптимальной величины производстваили в силу возможности получения прибыли/выживания производителями сырья тольков условиях вертикальной интеграции и т.д., характеризуется склонностью кпоявлению в ней так называемой естественной монополии.
/>
Рис.4Иллюстрация непреминимости стандартных методов антимонопольного регулирования кестественным монополиям (источник: Замков и др.(1995)).
 

Еслиприменять к естественной монополии стандартные антимонопольные меры, например,законодательно установить цены, исходя из МС(Q)=р, то естественная монополиястанет убыточной, так как в этом случае средние издержки будут больше ценывыпускаемого монополистом товара, АС(Q)>р (рис. 4).
Если нерегулировать естественную монополию, то в силу MR(р)=р*[1+1/e(p)]=МС(р) вполной мере проявятся описанные выше эффект ухудшения благосостояния обществаиз-за увеличения цены и уменьшения выпуска, а также эффект перераспределенияобщественных доходов (относительное и абсолютное ухудшение благосостоянияпотребителей и относительное (часто и абсолютное) обогащение монополиста (рис.3).
В теории, какправило, обсуждаются два решения: 1. национализация естественного монополиста и2. государственное (на федеральном или на региональном уровне) егорегулирование.
1. Принационализации производство естественной монополии субсидируется государством,за счет чего становится возможным установление цены МС(Q)=р и увеличение объемапродукции до уровня Q(к). Однако национализация, как правило, сопровождается вдолгосрочном плане коррупцией и неэффективностью производства. Национализацияестественных монополистов часто нецелесообразна, так как государственнойбюрократии легче избежать государственных же проверок, необходимых для подсчетасредних и предельных издержек производства отрасли естественного монополиста(рис. 5).
2. Пригосударственном регулировании государственные субсидии отменяются, ноантимонопольная комиссия ежегодно анализирует издержки естественногомонополиста и назначает цену р*, исходя из уровня средних издержек, т.е.МС(Q)Q*=Q(ср)>Q(м). Этот случай считается так называемый субоптимальнымрешением (second best solution) проблемы естественного монополиста. При такомрегулировании, в случае если возможен некоррумпированный подсчет среднихиздержек естественного монополиста, общество достигает минимальных потерьблагосостояния (рис. 5).
/>
Рис. 5.Оптимальное регулирование естественного монополиста (источник: Замков и др.(1995))
Такимобразом, основная проблема заключается в том, как осуществитьнекоррумпированный подсчет средних издержек производства естественногомонополиста, а также заинтересовать естественного монополиста в снижении своихсредних издержек? С первой задачей должны справиться Счетная палата и органыправопорядка, вторая задача решаема только динамически, например, с помощью«zero base budgeting».
В идеальномслучае меры антимонопольного регулирования работают. Стандартноеантимонопольное регулирование не срабатывает в случае так называемыхестественных монополий. В этом случае необходимо не запретительное, норегулирующее вмешательство государства (общества).
3.Соперничество и конкуренция
 
Субъектырынка могут находиться в отношениях конкуренции или соперничества,соответственно быть конкурентами или соперниками. Союз «или» выражаетздесь не тождественность, а, напротив, различение связываемых им понятий. Ссамого начала следует понять, что в экономической теории в отличие от обыденнойречи термины «конкуренция» и «соперничество» несинонимичны, они имеют разное содержание. И это особенность не только русскогоязыка. Приведем соответствующие пары терминов из экономической лексики основныхевропейских языков.
Русский:конкуренция ≈ соперничество.
Английский:competition ≈ rivalry.
Немецкий:Konkurrenz≈ Wettbewerb.
Французский:concurrence ≈ rivalite.
Небольшойэкскурс в область сравнительного языкознания и этимологии для любознательных.Слова конкуренция, Konkurrenz, concurrence происходят от латинского concurro ≈сбегаться, сталкиваться (con ≈ вместе, curro ≈ бежать); тогда каканглийское competition восходит к латинскому competitionem (com = con + +petito ≈ стремление достать что-то, добиться чего-либо, притязать начто-то). Английское rivalry и французское rivalite восходят к латинскомуrivalitas ≈ соперничество (ср.: rivalis ≈ пользующийся водой изтого же ручья, сосед по оросительному каналу). Интересно (и полезно) заметить,что к той же латинской основе многие лингвисты возводят и русское соревнование,хотя это мнение нередко оспаривается,1 а вот русское соперничество происходитот несохранившегося пьря (ср.: прения, спор). Наконец, немецкое Wettbewerbявляется производным от глагола bеwerben ≈ добиваться чего-либо,состязаться, соревноваться. Обратите внимание, что, хотя в немецком языке естьслово той же этимологии и с тем же объемом понятия, что и английское rivalry ифранцузское rivalite ≈ rivalitat, в качестве термина в немецкоязычнойлитературе по экономике используется не оно, а, как уже говорилось, Wettbewerb.To же самое произошло и с русскими словами соревнование и соперничество.
Для насважно, конечно, не этимологическое, а содержательное различие терминов«конкуренция» и «соперничество». В самом общем виде онозаключается в следующем: «В современном понимании термин «соперничество»относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относитсяк определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведенияна определенном рынке».Вернувшись к классификации товарных рынков,нетрудно понять, что поведение экономических агентов может иметь характерсоперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимостьположительна и достаточно высока (0 0). Таким образом, обусловленная недостаточностью ресурсовконкуренция между альтернативными целями их использования, о которой говорилосьв разделе, может принять форму соперничества субъектов рынка, в которых этицели персонифицированы.
В чемпроявляется соперничество? Среди продавцов (производителей) оно проявляется впредложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламированиисвоих товаров, специальных мерах по продвижению их на рынок и т. п. Средипокупателей (потребителей) соперничество может принять характер поиска болеевыгодных (во всех отношениях) поставщиков, стремления получить ценовые скидки,предложения более высокой цены за дефицитные блага, попыток подкупа должностныхлиц, представляющих интересы контрагентов, и т. д. Ярко выраженноесоперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время немогут быть названы совершенными конкурентами, как например крупнейшихавтомобилестроительных компаний. Но и наоборот, совершенная конкуренциянаблюдается на тех рынках, где такое явное соперничество отсутствует, напримерсреди фермеров или крестьян-собственников.
Из сказанноговыше очевидно, что различение конкуренции и соперничества могло возникнуть лишьс появлением и развитием теории строения рынка, его морфологии. Действительно,экономисты-классики не различали этих понятий, говоря обычно просто о свободнойконкуренции. Именно свободная конкуренция в ее противопоставлении монополии ибыла стержнем парадигмы классиков. Но, говоря о свободной конкуренции, онипрежде всего имели в виду соперничество. Как заметил Дж. Стиглер, «конкуренция»вошла в экономическую теорию из бытового языка, и в течение длительного времениэто слово обозначало только независимое соперничество двух или более лиц”.Адам Смит, например, прямо отождествлял конкуренцию с «опытом» или«обострением соперничества».
Классикипонимали, конечно, что не всегда и не везде свободная конкуренция совершенно иодинаково свободна, они признавали, что ее собственные последствия могут быть внекоторых ситуациях ограничены или перекрыты действием каких-то другихфакторов, например обычаев. Поэтому-то, чтобы, применяя выводы«политической экономии» к явлениям реального мира, избежать ошибок,Дж. С. Милль требовал учитывать «не только то, что произойдет привоображаемом условии максимального господства конкуренции, но и то, насколькоизменится результат, если господство конкуренции будет неполным».Реализовать данное требование экономисты смогли, однако, лишь тогда, когда этастепень неполноты «господства конкуренции» получила свою(качественную) меру в теории строения рынков, их типологии.
Следствиемстановления и развития этой теории стало столь глубокое очищение понятияконкуренции от каких-либо элементов соперничества, что теперь «глагол«конкурировать» (to compete), если он используется не в отношении таких видовдеятельности, которые в некотором смысле являются «монополистическими», неимеет никакого содержания в экономической теории”. Более того, в тойобособившейся от основного корпуса микроэкономической теории науке (и учебнойдисциплине), центром внимания которой является поведение предприятий, в той илииной мере обладающих рыночной или, если говорить о товарных рынках, монопольнойвластью, и которую называют организацией, или экономикой, промышленности (англ,industrial organization or economics), стандартным стало использование терминасоперничество (rivalry, rivalite, Wettbewerb) и производных от него, а нетермина «конкуренция».
Пониманиеразличия данных терминов является непременным условием усвоения этой частикурса. Так, вы должны быть готовы к пониманию того, что поведение предприятийна рынке совершенной конкуренции не содержит никаких признаков соперничества,тогда как поведение субъектов олигополистического рынка, относимого обычно крынкам несовершенной конкуренции, характеризуется прежде всего и главнымобразом именно соперничеством.
4. МодельКурно
 
Основателемтеории считается французский экономист Августин Курно. Рассматриваявзаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитаетпроизводить такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. Приэтом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остаетсянеизменным. Курно сделал два главных вывода:
· длялюбой отрасли существует определенное и стабильное
равновесиемежду объемом продаж и ценой товара;
·  ценаравновесия зависит от числа продавцов.
Приединственном продавце возникает монопольная цена. По мере увеличения количествапродавцов цена равновесия падает, пока она не приблизится к. предельнымиздержкам. Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесиедостигается тем больше, чем больше возрастает число продавцов. Многиеэкономисты постулировали, что фирмы ожидают реакции своих соперников на изменениецен или объемов продаж. Модель Курно, в которой допускается бездействиесоперника (объем его продаж фиксирован), подвергалась критике.
Предположим,что у фирмы цена за единицу продукта ОР, а объем продаж ОХ (рис. 6, а), DEF — кривая спроса натовары фирмы- Она принимает решение повысить цену на свои товары. Новая цена ОР1Другой вариант: она понижает цену до ОР2. Предположим далее, чтосоперники следуют за фирмой при установлении цен. В таком случае GЕН представляла бы кривуюспроса фирмы, совпадающую с кривой спроса ее соперников. На практике же, еслифирма поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену, с темчтобы увеличить свою долю рынка за счет фирмы. Если фирма понижает цену,соперники реагируют на такое сокращение, с тем чтобы предотвратить потерю своейдоли рынка. Таким образом, завершающая кривая спроса составляется из двухсегментов DЕи ЕНс переломом в точке Е. Сотрем отрезки СЕ и ЕЕ и получим ломануюкривую спроса в данной отрасли DЕН (рис. 6, б). Фирмы не реагируют на повышение цен и снижаютцены вслед за снижением цен одной из них.
/>
Рис. 6.Ломаная кривая спроса
При высокойрыночной концентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы.Олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли будут выше, когдапроводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует своиузкоэгоистическиё интересы. Фирмы, действующие в рамках олигополистическойструктуры рынка, стремятся к созданию системы связей, которая позволила быкоординировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации являетсятак называемое лидерство в ценах. Оно состоит в том, чтоизменения в справочных ценах объявляются определенной фирмой; котораяпризнается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней.Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, тайныйсговор о лидерстве и барометрическое лидерство.
Лидерстводоминирующей фирмы — ситуация на рынке, когда одна фирма (предприятие) контролируетне менее 50% производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказыватьвлияние на цены путем индивидуальных ценовых решений.
Личнаядискриминация — цены назначаются в зависимости от уровня доходов покупателей.Более богатые могут уплачивать более высокую цену, так Как их спроснеэластичен. Продавец тайно делает скидку для покупателя, который может уйти отнего к конкуренту
Групповаядискриминация — цены систематически снижаются только на рынке, которыйобслуживается конкурентом («убей конкурента»), цена включает одинаковыетранспортные издержки независимо от местоположения покупателя.
Продуктоваядискриминация — различия в цене превышают несоответствия в издержках подпредлогом неодинакового качества товара (книги в твердой и мягкой обложке).Фирмы распространяют физически однородные продукты под различными торговымимарками, назначая более высокие цены за хорошо известные торговые марки.
Модель Курноисходит из того, что на рынке действуют только две фирмы и каждая фирмапринимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимаетсвое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегдабудет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцыне узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакцииконкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.
Модель Курнопредставлена на рис. 7
/>
Рис. 7 Модельдуополии Курно
Предположим,что первым начинает производство дуополист 1, который в первое времяоказывается монополистом. Его выпуск (рис. 7) составляет q1, что при цене Рпозволяет ему извлекать максимальную прибыль, ибо в этом случае MR = = МС = 0.При данном объеме выпуска эластичность рыночного спроса равна единице, а общаявыручка достигнет максимума. Затем производство начинает дуополист 2. В егопредставлении объем выпуска сдвинется вправо на величину Oq1 и совместится слинией Aq1. Сегмент AD’ кривой рыночного спроса DD он воспринимает как кривуюостаточного спроса, которой соответствует кривая его предельной выручки MR2.Выпуск дуополиста 2 будет равен половине неудовлетворенного дуополистом 1спроса, т. е. сегмента q1D’, а величина его выпуска равна q1q2, что даствозможность получить максимум прибыли. Данный выпуск составит четверть всегорыночного объема спроса при нулевой цене, OD'(1/2 x 1/2 = 1/4).
На второмшаге дуополист 1, допуская, что выпуск дуополиста 2 сохранится стабильным,решит покрыть половину оставшегося все еще неудовлетворенным спроса. Исходя изтого что дуополист 2 покрывает четверть рыночного спроса, выпуск дуополиста 1на втором шаге составит (1/2)x(1- 1/4), т.е. 3/8 всего рыночного спроса, и т.д. С каждым последующим шагом выпуск дуополиста 1 будет уменьшаться, в то времякак выпуск дуополиста 2 будет увеличиваться. Такой процесс окончится уравновешиваниемих выпуска, и тогда дуополия достигнет состояния равновесия Курно.
Модель Курномногие экономисты считали наивной по следующим основаниям. Модель допускает,что дуополисты не делают никаких выводов из ошибочности своих предположенийотносительно реакции конкурентов. Модель закрыта, т. е. число фирм ограничено ине меняется в процессе движения к равновесию. Модель ничего не говорит овозможной продолжительности этого движения. И наконец, нереальнымпредставляется предположение о нулевых операционных издержках. Равновесие вмодели Курно можно изобразить через кривые реагирования, показывающиемаксимизирующие прибыль объемы выпуска, который будет осуществляться однойфирмой, если даны объемы выпуска конкурента.
На рис. 8кривая реагирования I представляет максимизирующий прибыль выпуск первой фирмыкак функцию от выпуска второй. Кривая реагирования II представляетмаксимизирующий прибыль выпуск второй фирмы как функцию от выпуска первой.
/>
Рис. 8 Кривыереагирования

Кривыереагирования можно использовать для того, чтобы-показать, как устанавливаетсяравновесие. Если следовать стрелкам, нарисованным от одной кривой к другой,начиная с выпуска q1 = 12 000, то это приведет к осуществлению равновесия Курнов точке Е, в которой каждая фирма производит 8000 изделий. В точке Епересекаются две кривые реагирования. Это и есть равновесие Курно. Им впервыебыла предложена формула D = F(P), где D — спрос, Р — цена, согласно которойспрос является функцией цены.
Основныеположения модели:
На рынкедействует фиксированное число N > 1 фирм, выпускающих экономическое благоодного наименования;
Вход на рынокновых фирм и выход из него отсутствуют;
Фирмыобладают рыночной властью. Замечание: сам Курно не знал, что такое рыночнаявласть. Этот термин появился позднее.
Фирмымаксимизируют свою прибыль и действуют без кооперации. Общее количество фирм нарынке N предполагается известным всем участникам. Каждая фирма, принимая своерешение, считает выпуск остальных фирм заданным параметром (константой).Функции издержек фирм ci(qi) могут быть различны и также предполагаютсяизвестными всем участникам.
Функцияспроса представляет собой убывающую функцию от цены блага. Цена блага заданакак цена равновесия отраслевого рынка (величина отраслевого предложения равнавеличине спроса на данное экономическое благо при одной и той же цене).
Вычислениеравновесия.
Рассмотриммодель с двумя фирмами (дуополию). Для определения равновесной цены вычислимнаилучшие ответы каждой из фирм.
Прибыль i-йфирмы имеет вид:
Рi = P(q1 +q2).qi − Ci(qi).

Ее наилучшимответом является объем выпуска qi, максимизирующий прибыль Рi при заданномобъеме выпуска другой фирмы. Производная Рi по переменной qi имеет вид:
/>
Приравниваяее к нулю, получим:
/>
Значения qi,удовлетворяющие данному условию, являются наилучшими ответами фирмы i.Равновесие в данной модели достигается, если q1 является наилучшим ответом наq2, а q2 — наилучшим ответом на q1.
Пример.
Пустьобратная функция спроса имеет вид: P(q1 + q2) = a − (q1 + q2), а издержкифирмы i Ci(qi) таковы, что ,
 /> ;/>.
Тогда прибыльфирмы i составит:
/>
Решениезадачи максимизации имеет вид:
/>

Такимобразом, задача фирмы 1:
/>
/>
/>
Из симметриирассматриваемой системы:
/>
Полученныевыражения представляют собой функции наилучших ответов. В равновесии Нэша обефирмы будут придерживаться стратегий, являющихся решениями пары этих уравнений.Подставляя q2 в наилучший ответ фирмы 1, получим:
/>
/>
/>
РавновесиемНэша в этой системе являются объемы выпуска (q1 * ,q2 * ), а равновеснаярыночная цена будет представлять собой величину P(q1 + q2) = a − (q1 +q2).

Списокиспользуемой литературы
 
1.  Гальперин В.М., ИгнатьевС.М., Моргунов В.И. ,“ Микроэкономика”, 2004
2. А.С.Булатов, Экономика, 3-е изд. М.: Юристъ, 2002. – 896 с.
3. М.А.Сажина / Г.Г. Чибриков, Экономическая теория, НОРМА 2003, 456 с.
4. НосоваС.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000. — 520 с.
5. Р.Нуреев. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольноезаконодательство. — Вопросы экономики, 1995