1 Назначение,конструкция и расположение валопровода с ВРШ на судне
Судовой валопроводпредназначен для передачи мощности от главного двигателя непосредственно кгребному винту и передачи корпусу судна упорного давления винта.
Валопровод состоит изотдельных валов, жестко соединенных между собой с достаточной точностью,образуя как бы единый гибкий вал, подшипники которого установлены на упругомосновании – днище судна. На современных судах устанавливают от одного до пятивалопроводов, длина которых определяется в зависимости от расположения главныхдвигателей в средней части судна или в кормовой оконечности. Главные двигателимогут быть соединены с валопроводами непосредственно или через редукторы, спомощью которых снижаются числа оборотов и мощность нескольких двигателей (двухдизелей или турбин высокого, среднего и низкого давления) может быть переданана один винт.
В состав валопроводаобычно входят:
1) гребной (иногдаотдельный дейдвудный) и промежуточные валы;
2) опорные и упорныеподшипники;
3) дейдвудноеустройство.
При расположенииглавных механизмов в средней части судна валопроводы достигают большой длины. Всоответствии с этим значительно возрастает количество опорных подшипников,причем каждый из промежуточных валов может быть установлен на одном или двухподшипниках.
Иногда междудвигателями и валопроводами устанавливают разобщительные и реверсивные муфты,позволяющие отключать линию вала приработе других линий валов или менять направление вращения винта без изменениянаправления вращения двигателей. Чтобы избежать установки более дорогих исложных в управлении реверсивных двигателей, применяют винты с поворотнымилопастями, находящими все большее распространение, так как они надежны вработе, повышают коэффициент полезного действия винтов и маневренность судов.
Промежуточные и гребныевалы изготовляют из стали Ст. 5, Ст. 35. Гребной вал имеет бронзовую облицовкуили из нержавеющей стали, нанесенную методом электрометаллизации. Длясоединения валов применяют фланцевое соединение или с помощью полумуфт.
Опорные и упорныеподшипники могут быть как подшипники скользящего трения, залитые баббитом, таки подшипники качения. Упорные подшипники воспринимаютупорное давление благодаря образованию клинового масляного слоя, создаваемогопри вращении вала между поворотными упорными подушками и упорным гребнемупорного вала.
Дейдвудные трубыодновинтовых судов прикрепляют кормовым концом к яблоку ахтерштевня, а носовым– к поперечной водонепроницаемой переборке ахтерпика. В дейдвудную трубуустанавливают две дейдвудные втулки, которые служат подшипниками гребного вала.Внутренняя облицовка втулок может быть изготовлена из различных материалов:бакаута, лигнофоля (древесно-слоистого пластика), резины.
Переборочные сальники дляудобства монтажных работ делают разъемными. Корпус сальника, изготовленный издвух половин, крепится на переборке к наварышу. Его грундбукса, также состоящаяиз двух половин, обжимает набивочное уплотнительное кольцо. Масло подаетсячерез масленку, установленную в верхней части корпуса сальника. Уплотнениесальника в разъеме достигается прокладкой из картона 0,3-0,5 мм.
Внастоящее время разработаны новые конструкции валопроводов, обеспечивающиесокращение стоимости их изготовления и монтажа и повышение эксплуатационнойнадежности. Это достигается благодаря следующим усовершенствованиям:промежуточные валы изготовляют не из поковок, а из толстостенных катаных труб сприварными фланцами; с целью повышения работоспособности валопроводов приискривлении оси вращения изменяется схема расположения подшипников; вместоподшипников скользящего трения в новых конструкциях применяют опорныеподшипники качения; для скрепления валов между собой и установки винта нагребном валу используют гидропрессовые бесшпоночные соединения; гребные винтыизготовляют из пластмассы; антикоррозионная защита соприкасающейся с морскойводой поверхности гребного вала осуществляется с помощью стеклопластика взаменслоя резины, вулканизованной непосредственно на валу и пр.
Внедрение указанныхусовершенствований обеспечивает упрощение изготовления и монтажа и увеличиваетработоспособность судовых валопроводов.
2 Составные (монтажные)части валопровода сВРШ
ц Наименование монтажного комплекта Колво Детали и механизмы, входящие в монтажную единицу Наименование Количество на единицу общее
1
1
2
3
4
5
6
7
8
Дейдвудная труба в сборе
Гребной вал с фланцем
Упорный подшипник
МИШ
Упорный вал
Опорный подшипник
Эластичная муфта
Вал проставыш
1
1
1
1
1
1
1
1
Труба дейдвудная с подшипниками
Гайка дейдвудной трубы
Винт специальный
Вал
Кожух
Болт крепежный
Гайка
Шайба
Упорный подшипник
Прокладка двухслойная сферическая
Болт крепежный
Болт специальный
Гайка
Вал МИШ
Болт крепежный
Гайка
Вал
Болт крепежный
Гайка
Кожух
Опорный подшипник
Прокладка двухслойная сферическая
Болт специальный
Гайка
Эластичная муфта
Болт крепежный
Гайка
Кожух
Вал
Болт крепежный
Гайка
1
1
3
1
1
2
2
2
1
6
4
2
6
1
6
6
1
6
6
1
1
6
6
6
1
6
6
1
1
6
6
1
1
3
1
1
2
2
2
1
6
4
2
6
1
6
6
1
6
6
1
1
6
6
6
1
6
6
1
1
6
6
3 Монтаж
Осьвала двигателя принять за теоретическую ось валопровода и по ней определитьместо установки гребного вала.
3.1Разметка посадочных мест под расточку
Дляточной установки гребного вала по оси главного двигателя использовать способразметки мортир и кронштейнов под расточку с помощью визирной трубы,установленной и отцентрованной на валу двигателя. Ось визирной трубы при этомпродолжает ось двигателя до кормового шергеня и вполне точно определяетположение гребного вала.
Местарасточки в целях правильной установки расточных борштанг по оси двигателяразметить с помощью специальных регулируемых приспособлений с мишенями.Приспособление (рис.1) состоит из опорного кольца 5 с четырьмя винтами 1,которыми приспособление закрепляют в растачиваемой конструкции, подвижногокольца 3, в которое устанавливают мишень 2, и четырех винтов 4 с мелкойрезьбой, ввернутых в опорное кольцо. Концы этих винтов входят в направляющиепазы подвижного кольца и перемещают его в требуемое положение./> />
Рис.1. Регулируемое приспособление для установки мишеней
Мишеньдля пробивки осевых линий имеет стальной цилиндрический корпус и пластину,изготовленную из органического стекла. На матовой стороне пластины нанесеныперекрестие и деления, при этом центр перекрестия мишени совмещен с осьюподвижного кольца. Выше этого центра на вертикальной риске, в стальнойзаглушке, закрепленной в стекле, просверлено отверстие диаметром 1—2 мм дляножки циркуля, которое используется при разметке. Расстояние от центраперекрестия до центра отверстия взять равным половине суммарного зазора междуотверстием втулки дейдвуда и облицовкой гребного вала, что обеспечит установкугребного вала по оси вала двигателя.
Мишениизготовляют двух типов: у предназначенных для установки на кормовые торцыкронштейнов и мортир матовая сторона и перекрестие на пластине обращены внутрькорпуса мишени, а у тех мишеней, которые устанавливают на носовые торцыкронштейнов и наклепышей, матовая сторона и перекрестие на пластине обращены в наружнуюсторону. Это делается для того, чтобы избежать преломления луча света припрохождении его через стекло и улучшить резкость изображений мишеней на сеткевизирной трубы.
Визирнаятруба на фланце вала механизма крепится с помощью специального кронштейна. Длякрепления и регулировки положения визирной трубы типа ВТ-3 на фланце валамеханизма рекомендуется применять кронштейн, показанный на рис. 2. Он состоитиз фланца 10, к которому приварена полка 9 с двумя опорами 7 для установки вних переходной втулки 4 с визирной трубой 8. Задняя часть втулки имеет шаровуюповерхность и с напряженной посадкой входит в опору. Передняя часть втулкисвободно перемещается во второй опоре двумя регулировочными винтами 1,позволяющими наклонять визирную трубу в вертикальной и горизонтальнойплоскостях. Против регулировочных винтов в опоре установлены пружинныеустройства 3, штифты 2 которых опираються напереходную втулку и удерживают ее в заданном положении. Для концоврегулировочныхвинтов и штифтов на втулке имеются прямоугольные пазы.
/> />
Рис.2. Кронштейн для установки визирной трубы ВТ-3
Смещениеоси визирной трубы относительно оси вала устраняют путем перемещения кронштейнапо плоскости фланца вала четырьмя регулировочными винтами 11. Кронштейн нафланце вала крепят четырьмя болтами 12. Визирную трубу закрепляют в переходнойвтулке с помощью трех винтов 5, под концы которых на корпус визирной трубыположена латунная прокладка 6, имеющая форму полуцилиндра. Плоскость и выточкафланца кронштейна обработаны на токарном станке соосно с расточеннымиотверстиями двух опор кронштейна, что облегчает центровку визирной трубы по осивала при установке кронштейна на фланец вала механизма.
Центровочныйвыступ фланца кронштейна и отверстия в опорах обработаны так, что при установкекронштейна на вал двигателя визирная труба оказывается сцентрованной с осьювала на смещение с достаточной степенью точности для валопровода значительнойдлины.
Местаустановки фланцев кронштейнов визирных труб на валах тщательно очистить отконсервирующей смазки и слегка смазать чистым маслом. Кронштейн закрепить болтамитак, чтобы фланец плотно прилегал к валу и его можно было бы перемещать прицентровке визирной трубы. Для упрощения центровки фланец кронштейна (см. рис.2) рекомендуется предварительно отцентровать регулировочными болтами смещенияпо зазорам между выточкой фланца кронштейна и цилиндрической поверхностьюфланца вала. Визирную трубу закрепить в кронштейне после установкивалоповоротного приспособления и поворота вала таким образом, чтобы двапротивоположных регулировочных болта находились в вертикальной плоскости. Прикреплении особое внимание обратить на расположение штрихов сетки относительнорегулировочных винтов кронштейна. Один из штрихов сетки должен всегда лежать водной плоскости с двумяпротивоположными регулировочными винтами кронштейна, что ускоряет центровкувизирной трубы по оси вала.
Визирнуютрубу по оси вала центруют отсчетом величин смещения сетки на мишенях поделениям. Для этого используют две мишени, одна из которых устанавливается накормовой переборке машинного отделения, а другая на кормовом шергене. При этомдля определения несоосности визирной трубы и вала механизма замеряют смещениеперекрестия сетки трубы относительно двух мишеней до и после поворота валавместе с визирной трубой. Мишень для центровки визирной трубы (рис. 3) изготовляютиз листового алюминия размером 150×150 мм.
Рис.3. Мишени для центровки визирной трубы
/>
а-ближняя; б- дальняя
Путемгравирования на мишени наносят перекрестие с делениями через 2 мм иобозначения, указывающие положение мишени на шергене или переборке. Для лучшейвидимости мишени в визирной трубе ее деления заливают черным лаком, аповерхность делают матовой. Одна из мишеней, ближняя (рис. 3 а), имеет в центреотверстие диаметром ~ 20 мм, что позволяет наблюдать дальнюю мишень без снятияближней.
Дляполучения прямого изображения мишеней в визирной трубе их устанавливаютперевернутыми, как показано на рис. 3.
Мишеникрепят подвижно двумя планками. Между наблюдателем, находящимся у визирнойтрубы, и рабочим, центрирующим дальнюю мишень, устанавливают телефонную связь.Для освещения мишеней применяют электролампу мощностью около 40 вт с абажуром,которая помещается перед мишенью. При наблюдении мишени в окуляре визирнойтрубы не обходимо обращать внимание направильную фокусировку трубы на мишень. Изображение мишени на сетке должно бытьчетким и резким, без параллакса (кажущееся изменение положения предмета,вызванное перемещением глаза наблюдателя). Отсутствие параллакса определяютпередвижением глаза наблюдателя перед окуляром, при этом изображение мишени недолжно смещаться относительно перекрестия сетки.
Передцентровкой визирной трубы проверить возможность наблюдения дальней мишени, таккак часто бывает, что ось погруженного на фундамент механизма намногоотклоняется по направлению.
Прицентровке визирной трубы по двум мишеням труба фокусируется сначала на ближнюю,а затем на дальнюю мишени, при этом каждая мишень подводится до совмещения ееперекрестия с перекрестием сетки трубы.
Совместивмишени с сеткой, вал механизма вместе с визирной трубой повернуть на 180°, при этомштрихи сетки должны расположиться параллельно рискам мишеней. При наблюдении вокуляр трубы по делениям на каждой из мишеней определить величины смещений сеткитрубы относительно перекрестий обеих мишеней в горизонтальной и вертикальнойплоскостях. Результаты этих смещений записать в табличную форму (табл. 1).
Таблица1. Форма для записи центровки визирной трубы Смещение сетки трубы, мм Плоскость замера пo ближней мишени По дальней мишени до поворота вала после поворота вала н Половина величины смещения сетки до поворота вала после поворота вала на 1180150° половина величины смешения сетки Вертикальная Вверх Вниз Горизонтальная Левый борт Правый борт
Замеренныепо обеим мишеням величины смещений разделить пополам и произвести подцентровкувизирной трубы регулировочными винтами на кронштейне: смещение, наблюдаемое подальней мишени,- винтами, устраняющими наклон оси трубы, а наблюдаемое поближней мишени, — винтами, устраняющими ее смещение. При подцентровке трубыследить за перемещениями сетки на половину величин замеренных смещений.
Послеподцентровки трубы обе мишени устанавливают до полного совмещения ихперекрестий с перекрестием сетки трубы и центровку трубы проверяют вторичноповоротом вала на 180°.
Притаком способе центровки оси визирной трубы и вала механизма совмещаются сточностью, достаточной для выполнения других центровочных работ, т. е. дляпробивки осевой линии от главного двигателя при разметке рабочих поверхностейпод расточку и установки подшипников валов.
Пробивкуосевой линии осуществлять следующим способом. Во все размечаемые мортиры инаклепыши с их торцов установить приспособления со съемными мишенями. Плоскостькаждой мишени совместить с плоскостью торца размечаемого узла. Визирную трубу,сцентрованную на валу главного двигателя, фокусировать на кормовую мишеньмортиры гребного вала при снятых с приспособлений остальных мишенях. Междунаблюдателем, работающим с визирной трубой, и рабочим, центрирующим мишень,установить телефонную связь. По команде наблюдающего мишень подводят так, чтобыее перекрестие совместилось с перекрестием сетки визирной трубы. После такойустановки мишени ее центр будет лежать на оптической оси трубы, совмещенной сосью вала двигателя.
Правильносцентрованную мишень закрепить в приспособлении и на торце размечаемойконструкции нанести циркулем контрольные окружности. При центровке мишениследует особое внимание обращать на правильную фокусировку визирной трубы, отчего более всего зависит точность установки мишени.
Оценкуточности совмещения перекрестия мишени с перекрестием сетки визирной трубырекомендуется производить относительно первых делений на мишенях. Глазнаблюдателя способен очень точно делить малые расстояния пополам, поэтомунаблюдая величину первых равных делений мишени относительно перекрестия сетки,легко заметить смещения мишени по неравным расстояниям между делениями иустранить неточность центровки.
Центровкумишеней по визирной трубе производить последовательно от мортиры гребного валак наклепышу дейдвудного сальника. После выполнения центровки каждой мишени наторцах мортиры, и наклепыша циркулем вычертить две окружности, одна из которыхявляется контрольной, а вторая равна диаметру расточки отверстия, после чегоокружности накернить.
Опытприменения разметки опор гребного вала с помощью визирной трубы показал, чтотакой метод не только обеспечивает высокую точность совмещения осей концевыхвалов (т. е. вала двигателя с гребным валом), но и значительно упрощает работу.
Времяцентровки одной мишени с помощью визирной трубы не превышает 5 мин., а всяоперация разметки кронштейнов и мортир под расточку выполняется в течениедвух-трех часов.
Разметкуторцов мортир и наклепышей под подрезку производить по рейкам растяжки, накоторой нанесены длины валов. Измерение длин валов и нанесение их на рейкирастяжки рекомендуется выполнять одной рулеткой при одинаковой силе натяженияее ленты.
3.2Расточка мортир, опорных колец и наклепышей
Расточкумортир, опорных колец и наклепышей в настоящее время выполняют специальнымирасточными станками.
Расточкаопорных поверхностей гребного вала показана на эскизе 1. Станок состоит изпереносного основания 1, на котором смонтирована коробка скоростей 3 с рычагами2 изменения скоростей; коробки подач 9 со специальным электродвигателем дляускоренных перемещений резцовых головок 6; борштанги 5 и подшипников 4 борштанги,закрепляемых непосредственно на растачиваемом узле с помощью специальныхкронштейнов 7. Со стороны наклепыша борштанга укладывается в опорный подшипник 11.Для предотвращения прогиба борштанги при снятии чистовой стружки в местах,наиболее удаленных от опор, устанавливают разъемные люнеты 10. Резцовые головкиборштанг имеют осевые и радиальные автоматические подачи, которые включаютсярычагом 8.
Центровкуборштанг производить по контрольным окружностям, нанесенным на торцырастачиваемых конструкций, с помощью валового рейсмуса, не допуская при этомотклонений оси борштанги от контрольных окружностей более чем на 0,2—0,3 мм. Расточкукронштейна и мортиры выполняют резцами с пластинками твердых сплавов.
Послечерновой расточки на кромках поясов мортиры рекомендуется снимать фаски длясохранения режущей кромки чистового резца, а припуск на чистовую расточкуоставлять не более 3 мм на диаметр. Перед чистовой расточкой обязательнопроверить центровку борштанг по контрольным окружностям на растачиваемыхконструкциях.
Частопричиной большой овальности растачиваемых отверстий является большая глубинарезания при чистовых проходах резцa,поэтому чистовую обработку рекомендуется производить в два прохода при глубинерезания последнего прохода не более 0,3-0,5 мм. Точность расточки кронштейнов имортир расточными устройствами старой конструкции ограничивали главным образомдопуском на овальность и конусность отверстия, а не на размер диаметра, которыйдопускалось растачивать с разницей до 1 мм против чертежного размера.Современные переносные расточные станки обеспечивают расточку по третьемуклассу точности при чистоте обработки V5по ГОСТ 2789—59. Контроль совпадения осей расточки с контрольными окружностямипроизводить по борштангам с помощью валового рейсмуса или специальнымцентромером до подрезки торцов. Эту операцию обязательно предъявляютконтрольному мастеру. Раньше совпадение осей расточенных конструкций проверялипутем повторной пробивки осевой линии лучом света, теперь же, в связи сприменением оптических приборов, такой повторный контроль не нужен.
Торцымортир и наклепышей подрезать по разметке, нанесенной по рейке растяжки, после чегообтачить места под обтекатели. С каждого пояса расточенных мортир, опорныхколец и наклепышей раздвижным штихмасом снять в двух взаимно-перпендикулярныхнаправлениях размеры диаметров для окончательной обработки втулок и дейдвудныхтруб.
Воизбежание ошибок при замере диаметра расточенного отверстия штихмас раздвигаюттак, чтобы при упоре на поверхность отверстия одного конца штихмаса другой егоконец мог перемещаться по хорде, равной 3-6 мм.
Рекомендуетсяприменять также расточку посадочных мест в мортирах и опорных кольцах поокончательно обработанным втулкам и дейдвудным трубам, т. е. в чертежный размерс допуском на посадку, применяя для измерения расточки специальные штихмасы.
3.3Обработка фундаментов
Домонтажа главных механизмов должна быть закончена обработка фундаментов, т.е.получены чистые и ровные опорные поверхности под клинья и прокладки. Судовыефундаменты обрабатываются в цехе на станках, до их установки на судне, или всекциях, блоках и корпусе судна — после установки.
Опорныеповерхности фундаментов, привариваемых на судне, обрабатываются или переноснымифрезерными станками или пневматическими шлифовальными машинками.
Обработкаопорных поверхностей полок фундаментов под механизмы, устанавливаемых наметаллических клиньях или сферических прокладках, производится с уклоном внаружную сторону.
Величинауклона должна быть не более 1:50 и не менее 1:150. Уклон опорных поверхностейсудовых фундаментов предназначается для удобства пригонки и заводки клиньев илипрокладок между лапой механизма и фундаментом. Подгонка всей опорнойповерхности фундамента под механизм не производится в одну плоскость, так какразность высот отдельных мест компенсируется разной толщиной клиньев илипрокладок.
Опорныеповерхности фундаментов обрабатываются по классу чистоты V3-V5,согласно ГОСТ 2789— 51. Правильность обработки опорных поверхностей судовогофундамента проверяется линейкой и щупом. Зазоры между накладываемой линейкой иопорной поверхностью фундамента, в промежутках между пунктами соприкосновенияна длине не более 30 мм, не должны превышать 0,1 —0,2 мм. Допускаютсянеровности на опорной поверхности судового фундамента и местные лысины,расположенные в разных местах, где проходит пластинка щупа 0,20 мм. Величинауклона полок фундамента определяется линейкой, уложенной на две противоположныеполки фундамента.
3.4Установка дейдвудной трубы и гребного вала
Длякрепления втулок дейдвудных труб на торцах мортир сверлят отверстия споследующей нарезкой в них резьбы для шпилек. Сверление целесообразно производитьпо кондукторам — это позволяет избежать запрессовки дейдвудных труб и втулокдля разметки отверстий.
Дляустановки указанных кондукторов на торцы мортир и наклепышей нанести центровыериски, одну из которых разметить по отвесу вертикально. Чтобы обеспечить правильнуюзаводку на место обработанных втулок и дейдвудных труб, вдоль всей наружной цилиндрическойповерхности их необходимо разметить и нанести центровые риски, по которымпроизводят их запрессовку.
Передустановкой дейдвудных труб и втулок на место расточенные отверстия в мортирах инаклепышах зачистить и смазать солидолом, а обнижения этих отверстий окраситьсуриком.
Затяжкудейдвудных труб и втулок на место производить с помощью специальных приспособлений— длинных резьбовых тяг, домкратов или талей. При запрессовке следить засовпадением центровых рисок, нанесенных на торцы и цилиндрическую поверхностьвтулок.
Раньшедля установки расточных станков и заводки гребных валов строили громоздкие деревянныелеса и настилы. Теперь для этой цели все чаще применяют специальные переносныеэстакады, имеющие фундаменты для расточных станков и рельсовые пути с тележкамидля заводки гребных валов. Применение эстакад позволило исключить необходимостьпостройки лесов на каждом судне, сократить время заводки валов, улучшитькачество расточных работ и сэкономить большое количество материалов.
Призаводке гребного вала вести постоянное наблюдение за отсутствием перекосов внаправлении подачи вала. При перекосе вала во втулках подача вала прекращаетсяи производится необходимая регулировка. Для связи рабочих мест у кронштейна идейдвудного сальника при заводке гребного вала рекомендуется проводитьтелефонную связь. Положение гребного вала во втулках проверять по зазорам междурасточкой планок, втулок и облицовками гребного вала: между нижними планками иоблицовками допускают зазоры в зависимости от диаметра вала (табл. 2), абоковые и верхние зазоры выдерживают в соответствии с требованием чертежа.
Таблица2. Допускаемые зазоры во втулках опор гребного валаНаружный диаметр гребного вала, мм Допускаемые зазоры в нижней части втулки, мм в опоре у гребного винта в остальных опорах вала
Менее 120
121—150
151—180
181—220
221—260
261—310
311—360
361—400
Более 400
0,32
0,36
0,40
0,44
0,48
0,62
0,56
0,62
0,68 0,22 0,24 0,26 0,29 0,32 0,36 0,40 0,44 0,48
3.5Оптическая центровка и установка подшипников
Опорныеподшипники качения центруют по фальшвалам, укладываемым в регулируемые опоры, закрепленныена плите. Плита крепится к фундаменту болтами.
Надетыйна фальшвал опорный подшипник центруется на нем двумя специальными крышками, устанавливаемымина место боковых крышек. На концах фальшвала размещают мишени, имеющиепластинки из органического стекла с перекрестиями двух линий. Центр перекрестиятакой мишени находится строго на оси посадочного отверстия корпуса мишени.
Врасположенную на фундаменте регулируемую опору уложить фальшвал с надетым нанего опорным подшипником. После закрепления фальшвала крышками подшипника устанавитьв правильное положение по длине валопровода с помощью реек-растяжек и выравнитьв поперечном направлении отжимными болтами ввинченными в лапы специальных крышек.Установленный на фальшвалу опорный подшипник стопорится на нем гайкой, котораявытягивает из крышки разрезную конусную втулку и тем самым прочно скрепляетподшипник с фальшвалом.
Центровкаопорных подшипников с помощью мишеней, фальшвала и визирной трубы осуществляетсяследующим образом.
Визирнуютрубу установить в специальном кронштейне на фланцеваладвигателя и совместить с осью вала по двум мишеням. Центровку фальшвала повизирной трубе можно осуществлять либо непосредственным наблюдением мишени вокуляр визирной трубы, либо проектированием сетки трубы на мишени с помощьюпроекционной насадки. Более точной центровки подшипников по визирной трубедостигают при непосредственном наблюдении мишеней через окуляр трубы, так как вэтом случае обеспечивается более точная фокусировка трубы на мишень исохраняется положение оптической оси визирной трубы в пространстве. Припроектировании сетки на мишень о правильности фокусировки трубы судить почеткости проекции сетки, которая зависит от расстояния между трубой и мишенью.При увеличении этого расстояния четкость проекции ухудшается и неточностицентровки подшипников увеличиваются.
Передцентровкой подшипников на концы фальшвалов надеть мишени с перекрестиями двухлиний, а между наблюдателем, работающим с визирной трубой, и рабочими, центрующимифальшвалы, установить телефонную связь. Для освещения перекрестий мишеней закормовой мишенью последнего фальшвала подвесить электролампу так, чтобы нить еене попадала в поле зрения визирной трубы. При центровке визирную трубу сначаласфокусировать на носовую мишень фальшвала и перемещением только носовойподвижной опоры совместить перекрестие носовой мишени с перекрестием сеткивизирной трубы. Затем носовую мишень снять, визирную трубу сфокусировать накормовую мишень фальшвала и перемещением только кормовой подвижной опорысовместить перекрестие кормовой мишени с перекрестием сетки визирной трубы.Такую центровку фальшвала производят до полного совмещения перекрестий обеихмишеней фальшвала с перекрестием сетки визирной трубы.
Способцентровки подшипников проектированием сетки трубы на мишень предусматриваетустановку на визирную трубу проекционной насадки. После включения электролампыпроекционной насадки в сеть напряжением 12 в и соответствующей фокусировкитрубы на мишени фальшвала спроектировать перекрестие сетки. Перемещениемподвижных опор фальшвал подвести до совпадения перекрестий мишеней к проекциисетки визирной трубы. Во избежание ошибок при центровке фальшвала необходимообязательно снимать мишень с носового конца фальшвала, когда ведется центровкапо кормовой мишени, в противном случае лучи света, проходя через органическоестекло носовой мишени,преломляются и центровка фальшвала будет неточной.
Передзамерами высот клиньев или прокладок смещения перекрестий мишеней фальшвалаотносительно сетки визирной трубы не допускаются. Они могут быть допущенытолько после закрепления опорных подшипников на фундаментах в размерах, непревышающих половины расчетной величины допустимого смещения bза вычетом погрешностей визирной трубы для данного расстояния наблюдения.
Видимоенесовпадение перекрестий мишеней с перекрестием сетки визирной трубы b2для опорных подшипников также определяют в зависимости от расстояния lотвизирнойтрубы до мишени и разрешающей способности визирной трубы (для труб типа ВТпринимается равной 0,025 мм/м). Ниже приведена рекомендуемая величина видимогонесовпадения:
b2≤ 0,5b — 0,025lмм,
гдеb — расчетная величина допустимогосмещения подшипников, мм; l— расстояние от визирной трубы до мишени, м.
Еслицентровку опорных подшипников выполняют после расточки мортир, то перед началомцентровки подшипников проверяют положение осей мортир относительно оси валадвигателя с помощью визирной трубы и мишеней, установленных в мортиры.
Частопричиной отклонения перекрестий мишеней от оси правильно сцентрованной на валуглавного двигателя визирной трубы является просадка кильблоков и тележек, накоторых установлено судно. В этом случае необходимо исправить положениекорпуса, чтобы отклонения перекрестий мишеней не превышали допускаемых порасчету для стапельного монтажа.
Замерывысот клиньев производить с точностью 0,03 мм в четырех точках, для чего нафундаменте предварительно наметить мелом места расположения клиньев всоответствии с чертежом.
Послезакрепления подшипника нормальными болтами обязательно проверить центровкуподшипника по мишеням с помощью визирной трубы. При необходимости исправленияцентровки допускается подкладывать под клинья фольгу. Подвижные опорыфальшвалов при проверке центровки подшипников обязательно опускают.
Допускаемыесмещения подшипников и опор гребного вала в вертикальной и горизонтальнойплоскостях при окончательной сдаче приведены в табл. 3.
Таблица3. Допускаемые смещения подшипников и опор гребного вала
Наименование опор
валопровода Допускаемые смещения, мм на стапеле
на
плаву
Опорные подшипники
Опоры гребного вала
0,5 b
b
b
–
3.6Установканаварыша дейдвудного сальника
Установкунаварыша дейдвудного сальника по оси валопровода рекомендуется производить спомощью специального фальшвала, закрепленного в опорах и сцентрованного с помощьюмишеней по оси визирной трубы.
Наварышустановить на дейдвудную трубу с просверленными отверстиями. Перед приваркойпроверить прилегание наварыша к переборке, допуская при этом неплотности неболее 0,5 мм, а после приварки — неприлеганиенаварыша к муфте — не более 0,3 мм.
3.7Установка упорного подшипника
Упорныйподшипник крепят так же, как и опорный. При установке упорного подшипника егокорпус нажатием болта носовой отжимной планки сместить в корму до упора гребнявала в упорные подушки переднего хода и в таком положении развернуть отверстияпод призонные болты. В конструкции корпуса подшипника необходимо предусмотретьвозможность сверловки отверстий в фундаменте через лапы подшипника стандартнымисверлильными машинами без подъема подшипника с фундамента, что значительносократит трудоемкость монтажных работ.
3.8Монтаж упорного вала
Монтажупорного вала производить после укладки в подшипники вала проставыша вала,который был сцентрован с помощью визирной трубы по оси вала главного двигателя,и после спаривания носового конца в цехе с ведомой частью эластичноймуфты(допуск по смещению 0,05 мм, по излому 0,05 мм/м.).
Кормовойконец упорного вала может быть соединен с гребным валом (валом МИШ) без всякойцентровки, а носовой конец прицентровать к фланцу вала проставыша с помощьющупа и линейки или стрел. Допуски на центровку на плаву коленчатого валадвигателя с валопроводом при жестком соединении рекомендуются следующие: посмещению 0,10 мм, по излому 0,15 мм/м.
3.9Установка переборочных сальников
Переборочныесальники устанавливают после сборки всех соединений валов. Центровку сальникапо валу выполнить с помощью центрирующей разрезной втулки, вставляемой всальник. Наварыш в сборе с сальником при установленной центрирующей втулкепроверить на прилегание к листу переборки или ее накладному листу. Неплотностиприлегания наварыша к накладному листу передприваркой допускаются не превышающими 0,5 мм.
Послеокончательной установки сальника проверить, одинаков ли по окружности валазазор между грундбуксой сальника и валом.
4Испытанияи сдача валопровода
Всвязи с новым порядком окончательной приемки монтажа валопровода Регистру непредъявляются центровка и монтаж на клинья. Окончательная приемка этих работпроизводится на ходовых испытаниях. Это заставило заводы более тщательновыполнять указанные работы, выдерживать заданные условия и обеспечиватьсоответствующий контроль за дальнейшим состоянием валопровода до швартовных иходовых испытаний.
Качествомонтажа валопровода проверяется при швартовных и ходовых испытаниях судна.
Передначалом швартовных испытаний все подшипники тщательно очистить от грязи имусора, вскрыть крышки, поочередно вывернуть вкладыши, протереть их совместно сшейками валов чистой ветошью.
Послепродувки сжатым воздухом внутренних полостей подшипников залить маслонеобходимой марки до требуемого уровня. Затем проверить правильностьподключения трубопроводов масла и охлаждающей воды, а также отсутствие «пробок»в них, крепление подшипников к фундаментам; наличие контргаек или пружинныхшайб на болтах и отсутствие утечки масла или воды через неплотности соединений.
Израйона вращения фланцевых соединений и с подшипников убирать все посторонниепредметы, установить на места защитные кожухи.
Послеэтого при помощи валоповоротного устройства валопровод повернуть вместе сглавным двигателем на несколько оборотов в обоих направлениях. Вращение должнопроисходить плавно, без рывков.
Пришвартовных испытаниях без применения специальных устройств нельзя сообщитьдвигателю, а следовательно, и гребному валу 100% оборотов, что объясняетсяопасностью перегрузки главного двигателя. Поэтому максимальное число оборотовне превышает 65%, а нагрузка двигателя достигает 100%. При испытании числооборотов валопровода постепенно повышают до указанной величины и выдерживают втечение времени, указанного в программе испытаний.
Вслучае применения гидротормозов и специальных разгрузочных устройств (воздушныетрубопроводы), которые устанавливаются с носовой стороныгребного винта, представляется возможным полностью нагрузить главный двигательс нормальным числом оборотов.
Серьезноевнимание обращать на состояние подшипников валопровода, их температурузаписывать в таблицу. Нормальной температурой опорных подшипников после3—4-часовой работы считается 45—50°, упорного подшипника 50—55°.
Вовремя работы в установленном режиме не должны наблюдаться вибрация валопровода,стуки, ослабление крепления подшипников к фундаментам, а также ненормальныйнагрев переборочных и дейдвудных сальников.
Рекомендуетсяпосле первых двух часов работы валопровода сменить масло в подшипниках, чтобыснизить общую температуру подшипников. Эту операцию производят следующимспособом: приготовляют ведро с необходимым количеством масла (примерно половинаимеющегося в подшипнике), затем выворачивают спускную пробку и по меревытекания старого масла заливают чистое.
Описаннуюоперацию необходимо выполнять очень аккуратно, иначе подшипники могут бытьподожжены.
Дляупорного подшипника желательно менять масло два раза во время работы в режимеиспытаний. Перед ходовыми испытаниями масло заменяют во всех подшипниках. Наиспытаниях число оборотов валопровода постепенно доводят до требуемого пределаи выдерживают в течение времени, указанного в программе ходовых испытаний.
Температуруподшипников фиксируют через каждые 0,5 час. Следует иметь в виду, чтоустановившийся температурный режим опорных подшипников валопровода наступает неменее чем через 4 час работы главной машины на полном ходу.
Валопроводсчитается принятым, если температура опорных подшипников не превышает 50° иупорного — не более 60°. Если перегрев подшипника заставил снизить числооборотов более чем на 0,5 час, то испытание должно повториться снова.
5Маршрутная карта монтажа
№
Содержание
операции
Оборудование
И инструмент
Состав
бригады
Норма време
ни
Затраченное время
Чел.ч
1
2
3
4
5
а
6
7
8
9
10
11
а
12
а
13
а
б
14
15
Отцентрировать ось валопровода
Разметить опорные поверхности под расточку
Расточить опорные поверхности
Отшлифовать фундамент под подшипники
Запрессовать дейдвудную трубу
Затянуть гайку крепления трубы
Смонтировать систему смазки и охлаждения
Завести гребной вал в дейдвудные подшип-ки
Отцентрировать опор-е и упор-е подшипники
Установить опорный и упорный подшипники
Установить наварыш дейдвудного сальника
Установить вал МИШ
Соединить кормовой фланец МИШ с полумуфтой гребного вала
Установить упорный вал
Соединить кормовой фланец упорного вала с носовым фланцем вала МИШ
Установить вал проставыш
Соединить кормовой фланец проставыша с эластичной муфтой
Соединить носовой фланец проставыша с валом двигателя
Установить переборочные сальники
Визирная труба, мишень
Расточной станок
Шлифовый
Приспособление
Ключи
Приспособление
Ключи
Таль
Ключи
Таль
Ключи
Ключи
4
8
4
2
4
6
4
4
2
4
6
4
6
4
2
4
2
1
4
2
1
2
1
2
3
4
2
2
8
32
8
2
16
12
4
8
2
8
18
16
12
8
Припродолжительности рабочей смены 8 часов, монтаж займет 20 рабочих дней, т. е. 1Календарный месяц.
6Техника безопасности при монтаже валопровода
Доначала монтажа следует: установить и смонтировать все средства механизацииработ — грузоподъемные машины и механизмы, предусмотренные проектомпроизводства работ; подготовить необходимые инструменты, приспособления иматериалы.
Грузоподъемныеприспособления (траверсы, стропы и т. п.) должны быть рассчитаны, изготовлены ииспытаны в соответствии с нормами и Правилами Госгортехнадзора РФ.
Монтажныепроемы, оставленные в переборках и перекрытиях для транспортированияоборудования внутрь помещений, должны в нерабочее время быть закрыты.
Размещениемонтируемого оборудования и его сборочных единиц не должно создавать стесненныхусловий на рабочих местах. Рабочее место должно быть хорошо освещено иоборудовано необходимыми защитными и предохранительными устройствами иприспособлениями.
Особенноопасной является работа одновременно на разных отметках по одной вертикали. Вэтом случае должны быть сооружены плотные настилы с перилами и бортами. Нанастилы запрещается укладывать детали монтируемого оборудования, если они нерассчитаны на дополнительную нагрузку. По окончании работ на настилах запрещенооставлять болты, гайки, инструмент и т. п.
Запрещаетсянаходиться под оборудованием, висящем на крюке грузоподъемного механизма.
Строповкадеталей и сборочных единиц оборудования должна производиться в местах,указанных в документации завода-изготовителя. Неправильное положение деталейили аппаратов при подъеме необходимо исправлять только перестроповкой, неприменяя оттяжек.
Всекрупные детали машин следует размещать около фундаментов на надежных подкладкахдостаточной высоты, обеспечивающих удобный подход к ним для подготовки кмонтажу.