Морские
авиаторы
В.Дыгало
Ранним теплым
утром 16сентября 1910г. Севастополь был необычайно оживлен. Ожидался полет
первого во флоте аэроплана. К 10часам вокруг Куликова поля собралась огромная
толпа зрителей.
На краю поля,
примыкавшего к окраине города, красовался аэроплан “Антуанет”, возле которого
стояла группа военных. Среди них выделялся высокий, статный офицер в морской
форме, но в летном шлеме с большими защитными очками. Он взобрался в кабину, механик
раскрутил пропеллер и отбежал в сторону. Зрители, затаив дыхание, наблюдали,
как аэроплан побежал по зеленому полю и вдруг, оторвавшись от земли, запарил в
воздухе. Тысячеголосое “ура” заглушило рокот мотора, и над головами собравшихся
взметнулись фуражки и шляпы. Летчик из кабины приветственно помахал рукой.
Аэропланом управлял морской офицер, лейтенант С.Ф.Дорожинский.
Неделей позже,
22сентября 1910г., лейтенант Г.В.Пиотровский на самолете “БлериоXII” с
механиком на борту совершил первый в России полет над морем из Петербурга в
Кронштадт. За полчаса он пролетел 25верст. Это был первый в России
междугородный перелет, а Пиотровский в газетных публикациях торжественно был
назван “летчиком дальнего действия”.
Не раз,
поднимая аэроплан с Куликова поля, Дорожинский задумывался о том, что было бы
хорошо приспособить свой “Антуанет” для взлета с воды и посадки на морской
аэродром. В 1911г. он сделал попытку установить этот самолет на поплавки
собственной конструкции – два главных и хвостовой. Но при испытаниях аэроплан
зарывался поплавками в воду, поэтому не мог набрать скорость, достаточную для
взлета. Тогда во Франции был заказан поплавковый гидросамолет марки
“Вуазен-Канар”. Дорожинский обучился летать на нем, став первым гидроавиатором
России. Кроме С.Ф.Дорожинского и другие русские моряки широко проводили опыты
по применению самолета на море. Например, 24мая (6июня) 1911г. лейтенант
В.В.Дыбовский осуществил поиск подводной лодки с аэроплана, заложив тем самым
основы противолодочной борьбы с воздуха. Организационное начало авиации
Российского флота было положено 19апреля 1911г., когда морской министр адмирал
И.К.Григорович дал “добро” на формирование в Севастополе первой команды
военно-морских летчиков в составе двух отделений, в каждое из которых входило по
три аэроплана. В том же году на зарубежных заводах были заказаны три
однопоплавковых летательных аппарата Кертиса и два – Вуазена. Центром испытаний
гидросамолетов стало Черное море.
Через год
морская авиация стала создаваться и в Балтийском флоте. Уже в самом начале 1-й
мировой войны флотские авиаторы осуществляли на своих ажурных “стрекозах”
отважные боевые полеты. Именно русским морским летчикам принадлежит первенство
в нанесении бомбового удара с неба по кораблям противника. 29октября 1914г. во
время набеговой операции немецкого линейного крейсера “Гебен” на Севастополь и
артиллерийского обстрела города семь русских летающих лодок поднялись и, кружа
над крейсером, сбросили свои бомбы. Насколько серьезно он был поврежден,
выяснить так и не удалось, но этот боевой эпизод показал, что гидросамолеты
становятся ударной силой на море и могут действовать самостоятельно.
Русские морские
летчики действовали успешно не только на театрах военных действий. 8августа
1914г. вековое молчание Арктики было нарушено ревом авиационного мотора:
поручик Я.Нагурский совершил первые полеты на поплавковом аэроплане “Фарман”
над Ледовитым океаном. Он искал исчезнувшую экспедицию Георгия Седова. Полет
Нагурского можно без натяжки считать началом практического применения морской авиации
в условиях Крайнего Севера.
Развитие
морской авиации в России шло по двум основным направлениям: авиация
корабельного базирования и авиация берегового (прибрежного) базирования.
Самолетный парк гидроавиации к концу 1917г. на Балтике насчитывал 98, на Черном
море-112 аппаратов. Это были самолеты иностранного производства: “Телье”,
“Ньюпор”, “Спад”, “Лебедь”, “Шорт”, “Ферри” – и отечественные летающие
лодки М-5, М-9, М-15, М-20 с моторами “Испано-Сюиза”, “Рон”, “Сальмсон”, “Гном
и Ром”, “Сопвич” и др.
Морская авиация
Балтийского флота состояла из двух воздушных бригад, объединенных в воздушную
дивизию, и отряда корабельной авиации. Воздушная дивизия Черноморского флота
также состояла из двух воздушных бригад и дивизиона корабельной авиации и из
отряда дирижаблей. На Балтике корабельная авиация базировалась на
гидроавиатранспорте “Орлица” (бывшем пароходе “Императрица Александра”)
водоизмещением 3800т и скоростью 12узлов. “Орлица” принимала на борт четыре
гидросамолета. На Черноморском флоте гидроавиатранспорты “Император Александр
1” и “Император Николай 1” водоизмещением по 9240т и скоростью 14-15узлов
принимали на борт по семь-восемь гидросамолетов, а гидроавиакрейсер “Алмаз” –
четыре самолета. Они объединялись в дивизион гидроавиакрейсеров Черноморского
флота.
По два
гидросамолета “Телье” предполагалось установить на палубе двух строившихся
легких крейсеров типа “Светлана” на Балтике.
Береговая
авиация Балтийского флота базировалась на воздушных станциях “Бригитовка” в
Ревеле, а также в Гельсингфорсе и в г. Або (ныне – Турку). На Черном море
береговая авиация флота базировалась в Балаклаве.
Подготовка
морских летчиков осуществлялась в Ораниенбаумской, Гапсальской и Бакинской
школах, а также в школе высшего пилотажа и воздушного боя в Царском (Красном)
Селе под Петроградом.
До 1917г. в
России насчитывалось 16 авиационных заводов и мастерских, имеющих
высококвалифицированные кадры. Многие видные инженеры и конструкторы работали
над созданием летательных аппаратов.
В русском флоте
гораздо раньше, чем в других флотах, зародилась мысль о создании авианосца.
Впервые ее четко сформулировал корабельный инженер капитан Л.М.Мациевич,
впоследствии известный русский летчик. Из доклада, представленного им в 1909 г.
начальнику Морского генерального штаба, явствует, что именно ему принадлежит
идея создания авианосцев, а также катапульт, обеспечивающих взлет аэропланов с
палубы корабля.
В период
Гражданской войны и красные и белые использовали самолетный парк, оставшийся от
бывших царских армии я флота. В боях авиация несла большие потери, авиационные
– заводы не работали, самолетный парк не пополнялся, что привело к полному
упадку авиации в Советской России.
Только к началу
первой пятилетки в советской морской авиации начали появляться первые
отечественные самолеты конструкции Д. П. Григоровича и Конструкторского бюро
морского самолетостроения: РОМ-2, МР-5, ТОМ-1, ТВ-1а, МДР-З и МБР-2, а к 1936г.
– и МДР-4. В 30-е годы у нас получила развитие корабельная катапультная
авиация, которой были вооружены линейные корабли и крейсера. Катапульты фирмы
“Хейнкель” закупались в Германии.
В 30-е годы
летчики морской авиации неоднократно выполняли специальные правительственные
задания. Именно из флотских пилотов была скомплектована полярная авиация,
осваивавшая Северный морской путь. В 1934г. она в чрезвычайно трудных условиях
спасла членов полярной экспедиции и экипаж парохода “Челюскин”. За выполнение
этого задания семеро полярных летчиков стали первыми Героями Советского Союза.
В их числе – четверка бывших черноморских морских летчиков – В.А.Ляпидевский,
С.А.Леваневский, В.С.Молоков и И.В.Доронин.
Когда 30
декабря 1937г. был образован Народный комиссариат Военно-Морского Флота,
морская авиация стала именоваться Военно-воздушными силами ВМФ (ВВС ВМФ) и
окончательно определилась как один из основных родов сил флота. За короткое
время ВВС ВМФ значительно выросли в количественном и качественном отношении. К
началу Великой Отечественной войны самолетный парк нашей морской авиации
насчитывал более 2,5 тыс. боевых самолетов: бомбардировщиков, торпедоносцев,
истребителей и морских разведчиков, а личный состав авиации ВМФ уже приобрел
некоторый боевой опыт в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 гг., повысил
свою боевую готовность и во взаимодействии с другими силами Военно-Морского
Флота авиация обрела способность решать самые сложные боевые задачи. В
ожесточенных боях с сильным противником был накоплен бесценный опыт
тактического и оперативного использования разведывательной, минно-торпедной,
бомбардировочной и истребительной авиации.
Морские летчики
свято хранили и приумножали боевые традиции военморлетов гражданской войны,
своими героическими действиями приближали день нашей Победы. Именно флотские
летчики первыми грудью встретили врага и стали первыми Героями Советского Союза
и Великой Отечественной – лейтенант Петр Бринько и капитан Алексей Антоненко.
24июня 1941года
на подходах к Кольскому заливу наши истребители встретили и атаковали шесть
бомбардировщиков противника. В этом бою командир 4-й эскадрильи 78-го
авиационного полка старший лейтенант Б.Ф.Сафонов сбил “Юнкерс-88”, открыв счет
авиаторов Северного флота. Короткая, но славная жизнь была дарована этому
человеку. Он провоевал всего неполный год, лично сбив за это время 30
фашистских самолетов и три в групповых боях. 16сентября 1941года Борису
Феоктистовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Известие о
присвоении звания дважды Героя Советского Союза не застало Б.Ф.Сафонова в
живых: 30мая 1942года он провел свой последний, 224-й, боевой вылет, сбив еще
два вражеских бомбардировщика…
Уже в первые
дни войны фашистская пропаганда поспешила оповестить мир, что советская авиация
уничтожена, а рейхсмаршал авиации Геринг заверил немцев, что ни одна советская
бомба не упадет на “фатерланд”. Однако уже в начале августа; 1941г. наша авиация
бомбила столицу фашистской Германии. Идея налета на Берлин с эстонского острова
Сааремаа родилась у командующего ВВС ВМФ генерал-лейтенанта авиации
С.Ф.Жаворонкова. С тыловых аэродромов долететь до Берлина было нельзя: не
хватало горючего, а с о. Сааремаа такой полет был вполне возможен. В ночь с 7на
8августа Берлин бомбили пять самолетов. Эти самолеты вели полковник Евгений
Преображенский, капитаны Андрей Ефремов, Михаил Плоткин. Василий Гречишников и
старший лейтенант Петр Трычков. Остальные десять самолетов сбросили бомбы на
запасную цель – портовые сооружения Штеттина. Долететь до Берлина им помешала
гроза. Авиагруппа Преображенского с 7августа по 4сентября произвела 52
самолето-вылета, при этом 33самолета дошли до цели и сбросили на Берлин свыше 36т
фугасных и зажигательных бомб и 34 бомбы с листовками.
За годы Великой
Отечественной войны, выполняя различные задачи на море и на суше, авиация ВМФ
произвела более 350тыс. самолето-вылетов. Морские летчики потопили (по нашим
данным) 835вражеских кораблей и транспортов, сбили в воздушных боях и
уничтожили на аэродромах 5500 фашистских самолетов: уничтожили большое число
танков, артиллерийских батарей, 1дотов, складов, железнодорожных эшелонов.
Родина по
достоинству оценила подвиги морских летчиков: 259 авиаторов флота стали Героями
Советского Союза, а пятеро из них – А.Е.Мазуренко, В.И.Раков, В.Ф.Сафонов,
Н.Г.Степанян и Н.В.Челноков – удостоились этого звания дважды. Были отмечены
государственными наградами не только летчики, но и многие соединения и части
морской авиации, 50из них стали Краснознаменными, многие удостоены других
орденов. Две авиационные дивизии и 23авиационных полка были преобразованы в
Гвардейские.
В послевоенные
годы на смену поршневым самолетам пришли реактивные боевые машины со сверхзвуковыми
скоростями, летающие на больших высотах и на огромные расстояния, снабженные
новейшими средствами поиска и поражения морских и береговых целей. Сегодня
авиация ВМФ берегового и корабельного базирования располагает всепогодными
морскими ракетоносцами, штурмовиками, истребителями, противолодочными
самолетами и вертолетами, корабельными самолетами с вертикальным взлетом и
посадкой. В качестве носителей морской корабельной авиации используются
противолодочные крейсера типа “Новороссийск” и тяжелые авианесущие крейсера
типа “Адмирал Кузнецов”.
Дальнейшее
развитие авиации ВМФ идет по пути совершенствования летательных аппаратов,
увеличения скорости, дальности и продолжительности полета, его автоматизации,
создания средств поиска морских и наземных целей на новых физических принципах,
а также разработки высокоточного дальнобойного оружия с мощными боевыми
зарядами.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.navy.ru/