Морские и речные круизы

Введение
Водный туризм – один извидов активного туризма. Перевозки людей водным транспортомизвестны с глубокой древности. Наибольшего расцвета морские и речныепутешествия достигли в Средние века. Основоположниками морских экспедиций вэпоху Средневековья были ирландские монахи. Признанным мореходом VI в. потрадиции считается св. Брендан — покровитель Ирландии. О его странствияхсложены саги. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указалоевропейцам путь на запад через океан. Огромную роль в развитии морскихпутешествий сыграли жители Скандинавского полуострова и полуострова Ютландия.Во Франции их называли норманнами. У норманнов были прекрасные суда, но они непревышали 30 м в длину и 4 м в ширину. Дальнейшее развитие водных перевозоксвязано с морскими экспедициями в Новое время. Великие географические открытия,новые торговые морские пути — все эти факторы привели к появлению на карте миракрупных морских держав — Испании, Португалии, Голландии, чье могуществоосновывалось на водном транспорте. Изобретение парохода (американскийизобретатель Роберт Фултон, 1807 г.) дало небывалый толчок развитию морского иречного водного транспорта. Современный водный транспорт в зависимости от сферыобслуживания подразделяется на морской и речной. Водные суда, относящиеся кморскому транспорту, осуществляют международные, дальние и каботажныеперевозки. Под международным морским сообщением понимают перевозки пассажиров игрузов за пределы страны; к дальним перевозкам относятся рейсы между портамиодной страны при пребывании морских судов в открытом море; каботажные рейсыосуществляются вдоль побережья между портами без выхода в открытое море. Сударечного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним воднымпутям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища, каналы. В концеХХ в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся секторомтуристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма,так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающимв себе несколько видов туризма — рекреационный, спортивный, лечебнооздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие наводных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотрдостопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения наборту морских и речных лайнеров.

1.Морские круизы
1.1Морской круиз
Морские круизы- путешествие обычно по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов вовнутренние районы стран. В мире насчитывается более 150 морских круизныхкомпаний — греческих, итальянских, испанских, американских, датских,норвежских. К наиболее известным перевозчикам в сфере морских круизов относятсяCarnival Cruise Lines, Celebrate Cruises, Royal Caribbean International,Princess Cruises, Costa Cruises, Norwegian Cruise Lines. С каждым годом числокруизных компаний увеличивается, так как увеличивается число туристов,проявляющих интерес к круизам. В 1980 г. насчитывалось 1,5 млн туристов морскихкруизов, в 1993 г. — 4,5 млн, в 1996 г. — 6,5 млн, в 2003 г. — 9 млн, в 2006 г.эта цифра достигла 12 млн туристов. С начала 1980 х гг. растет и количествокруизных судов. В 1985 г. насчитывалось 120 морских круизных судов, в 1994 г. — 175, в 2003 г. — 327, а в 2006 г. количество морских круизных судов составило387. Происходит не только количественный, но и качественный рост морскихкруизных перевозок и судов. Круизные суда, как и гостиницы, оцениваются поцелому ряду критериев, после чего им присваивается определенное количествозвезд. Используются следующие критерии: судно и его оснащение, состояние кают,питание, обслуживание, развлекательные программы, ассортимент дополнительныхуслуг на борту.
1.2 Правовые вопросырегулирования перевозок туристов морским транспортом
Приорганизации международных перевозок туристов морским транспортом действуюмеждународные договоры и конвенции. Одним из основных документов являетсяАфинская Конвенция о перевозке морем пассажиров и багажа. Россия являетсяучастницей данной Конвенции. В данном документе предусмотрена ответственностьперевозчика за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира или нанесенияему телесных повреждений, а также в результат утраты или повреждения багажа.Имущественная ответственность перевозчика составляет 700000 швейцарских франковза вред, причиненный здоровью пассажира; 12500 франков за ручную кладь; 50000франков за транспортное средство; 18000 франков на пассажира в отношении других предметов багажа.
Вопросыморского судоходства находятся в компетенции международной морской организации IMO(InternationalMaritime Organization).Данная организация занимается разработкой актов в области морских перевозок,имеющих международный статус. При морских перевозках в территориальных водахРФ, в водах открытого моря и при заходе морских судов России в портыиностранных государств действует «Кодекс торгового мореплавания РоссийскойФедерации».
Согласноданному документу под торговым мореплаванием понимается деятельность, связаннаяс использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промыславодных биологических ресурсов; разведки и разработки минеральных и другихнеживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки,поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в мореимущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морскойсреды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных икультурных целей; иных целей.
Согласнодоговору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира иего багаж из пункта отправления в пункт назначения. При этом пассажир обязаноплатить проезд и провоз багажа. Заключение данною Договора удостоверяетсябилетом и грузобагажной квитанцией. В России в настоящее время существуютдевять морских пароходе 1в. осуществляющих пассажирские перевозки: Балтийское,Северное, Мурманское, Дальневосточное, Сахалинское, Камчатское. Каспийское,Азовское, Черноморское.
Размероплаты за проезд пассажира и провоз его багажа определяется на основаниитарифов. Пассажир имеет право провозить бесплатно с собой одного ребенка ввозрасте до 2 лет (в случае международных перевозок по льготному тарифу) безпредоставления ему отдельного места. Дети в возрасте от 2 до 12 лет провозятсяпо льготному тарифу с предоставлением им отдельного места. Льготный тарифобычно составляет 50-75% от стоимости взрослого билетa.
Пассажиримеет право перевозить с собой в каюте бесплатно ручную кладь в пределахустановленных норм и габаритов. Данная ручная кладь именуется каютным багажом, ипассажир несет полную ответственность за его сохранность.
Пассажиримеет право в любой момент расторгнуть договор на перевозку. При этом емувозвращается полная сумма за вычетом комиссионных сборов (в случае расторжениядоговора до начала перевозки) или часть суммы, в случае если перевозка началасьи не была закончена. Перевозчик вправе расторгнуть договор с пассажиром попричинам, общим для всех видов транспорта.
Перевозкапассажира включает: период, в течение которого пассажир и или ею багажнаходятся на борту судна; период посадки и высадки пассажира; период, в течениекоторого пассажир и его багаж доставляются водным путем с берета на судно иобратно (в случай если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета);период пребывания пассажирского багажа на морском вокзале, причале, пристани вслучае, когда он принят к перевозке (период пребывания на вокзале пассажира невключаемся в перевозку).
Еслиморская перевозка носят круизный характер, то договор о морской перевозкепассажира сопровождается рядом дополнительных соглашений, касающихся сферыобслуживания клиента: питания, развлечения, экскурсионной программы. Кодексторгового мореплавания содержит также главу, посвященную договору фрахтованиясудна па определенное время (тайм-чартер). Этот договор является основным длятуристских фирм и организаций.
Подоговору фрахтования судна на время судовладелец обязуется за определеннуюплату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов его экипажа впользование на определенный срок для перевозки пассажиров, грузов и иных целейторгового мореплавания. При оформлении такого договора указываются:наименование сторон; цель фрахтования, название судна, его технические иэксплуатационные данные: район плавания; время и место передачи и возвратасудна; стоимость фрахта; срок действия тайм-чартера.
Кодексторгового мореплавания предусматривает также договор фрахтования судна безэкипажа. Данная процедура именуется бербоут-чартером. Фрахтователь самподбирает экипаж и технически оснащает судно всем необходимым оборудованием.Договор бербоут-чартера должен содержать следующие элементы: наименованиесторон; название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные;количество расходуемого топлива; район плавания, цель фрахтования; время иместо передачи и возврата судна; стоимость фрахта и срок действия соглашения.
1.3 Достоинства, недостатки имотивация водных путешествий туристов
Водане является средой обитания человека, однако она необходима ему для обеспеченияжизнедеятельности, технических нужд и производства, а водные пространства — какудобные пути перемещения и дешевой перевозки. Внимательно посмотрев нагеографическую карту, увидим, что подавляющее количество малых, больших и оченькрупных населенных пунктов и городов непременно стоят вблизи водного пространства,крупной или малой реки, озера или на берегу моря. Водные пути в силу рельефаповерхности Земли и естественных направленных водостоков во все временаспособствовали человеку в ориентации в пространстве и проникновении на другиетерритории, в общении и перемещении. Во всех регионах мира, где были водныепространства, человек с библейских времен стремился соорудить плавучие средстваи с помощью них совершать близкие и дальние путешествия в другие местности истраны.
Турбизнесимеет равные формы организации путешествии и одна из них — круизы. Круизпредставляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило, С заходомв порты, на бортy специально гопассажирского судна. В настоящее время десятки круизных компаний по всему мируэксплуатируют сотни пассажирских судов, вместимостью от 70 до 2000-3000пассажиров и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира.
Посути дела круиз представляет собой морской или речной тур, в базовую стоимостькоторого включено комплексное обслуживание на борту судна. В частности: проездна судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовоепитание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на бортусудна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).
Идеяпутешествий по системе круиза принадлежит американцу Бобу Дикенсону, служащемукомпании FordMotors. Им в 50-х гг.разработана концепция круизного отдыха, предусматривающая мощную индустриюразвлечений на теплоходах: киноконцертные залы, бассейны, казино, рестораны,бары, тренажёрные залы, библиотеки, солярии, теннисные корты, площадки длягольфа, а также различные шоу. Круизный туризм получил наиболее бурное развитиес конца 50-х гг. XX в.Цивилизованный рынок круизов возник после 1960 г. К 1980 г. круизный бизнесстали осуществлять уже 15 крупных мировых компаний.
Перевозкатуристов водным транспортом включает в себя: морские перевозки и круизы; речныепутешествия и речные круизы; путешествия на паромах, катамаранах, яхтах,лодках; морские и речные прогулки; прочие виды водных путешествий.
Водныетуристские путешествия имеют целый ряд достоинств: наиболее высокий уровенькомфорта; значительный объем единовременной загрузки; возможность реализацииразличных видов и целей туризма; возможность полноценного отдыха; полныйкомплекс жизнеобеспечения. Недостатками водных путешествий являются: невысокаяскорость движения (но это лишь относительный недостаток); синдром замкнутогопространства; ограниченная мобильность; подверженность част людей морскойболезни; е ряде случаев высокие тарифы.
Всоответствии с проведенными опросами «круизных» туристов на различныхмаршрутах их мотивация выбора круизного отдыха включает: желание отдохнуть наводе и провести отдых в спокойной, размеренной и комфортной обстановке; потребностьувидеть новые города, посетить музеи, объекты культовой архитектуры и др.; неиметь забот об организации отдыха и развлечений; приемлемая цена, Комментируявсе вышеперечисленные мотивы, следует также отметить, что крупный отдыхнаиболее полезен для здоровья: медленное передвижение по водным пространствамснимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма.
1.4Круизный бизнес на мировом туристском рынке
Однимиз самых распространенных видов водных путешествий являются круизы. В понятиекруиза входит организация морских и речных путешествий с посещением портовыхгородов нескольких стран. Круизный туризм получил наиболее бурное развитие сконца 50-х п. XX в. Это былообусловлено преимущественным развитием воздушного транспорта, который вытеснилсуда, особенно на линейных перевозках.
Круиз- интенсивно развивающийся в последнее время вид туризма. Количествопассажиров, путешествующих на круизных судах, ежегодно увеличивается,соответственно растут и доходы от этого вида бизнеса.
Поэтомуочевидно, что организация круизного вида отдыха — перспективное и прибыльноедело и знание его основ никогда не будет лишним.
Впоследнее десятилетие круизный рынок характеризуют 4 фактора: специализацияпредложения; плавание на небольших комфортабельных теплоходах; соответствиеразмера теплохода набору услуг; автоматизация. Первые три фактора нашлиразвитие уже в 80-е гг. XXв. в форме круизов-экспедиций, плаваний на роскошных яхтах и огромныхтеплоходах с числом мест более 2 тыс. Однако в последующие годы зги факторыотошли на второй план, и первое место заняла автоматизация. В круизном бизнесепоявилась необходимость создания простого управления информационной системой.
Ведущимив мире странами круизных путешествий являются Великобритания, США и Германия.Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США и Германии. Вначале XXI в. круизный туризмявляется одним из важнейших видов туризма со значительными рынками в США,Великобритании и других странах Европы и Азии. Крупнейшим рынком-поставщикомкруизных туристов является рынок США. Рост числа круизных туристов в СШАначался в 1980 г. и его темпы превышают среднегодовой показатель темпов ростатуризма в США в целом.
Следующимрынком-поставщиком круизных туристов является рынок Великобритании. Ихсреднегодовое число составляет более 300 ТЫС. чел. Третье место в мире на рынкекруизов занимает Германия со среднегодовым количеством туристов-круизеров более250 тыс. чел. В то время как круизный рынок Великобритании в последние годыпостоянно рос, рынок Германии оставался статичным. Большой спрос на круизныеплавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии и некоторых других странах.
Круиз- это уникальный туристский продукт, сочетающий в себе транспортировку,размещение и развлекательную программу. Основным местом пребывания пассажиров втечение круиза является корабль, и зачастую он и есть главный привлекающийэлемент, поэтому особое внимание нужно уделить характеристике некоторых крупныхкруизных судов и описанию типичной программы пребывания туристов на корабле.
Программыкруизных плаваний очень разнообразны. Отдельные круизные плавания посвящаютсяопределенным датам, темам, событиям. Например, астрономический круиз, круиз,посвященный году Колумба и т. д.
Зарубежныекруизы традиционно организуют:
•по Средиземному и Адриатическому морям:
•вокруг Европы с посещением Британских островов и острова Исландия;
•по Скандинавским странам с посещением Санкт-Петербурга;
•в США, Канаду и Аляску, в том числе из Тихого океана в Атлантический черезПанамский канал или вокруг Южной Америки;
•через Аравию (Суэцкий канал) в Индийский океан;
•по островам южной части Тихого океана (Австралия и Новая Зеландия);
•к Гавайским островам и но Карибскому бассейну и другие.
Морскиекруизы — один из наиболее комфортабельных, а поэтому и наиболее дорогих видовотдыха.
Ценыже на российские водные путешествия в 3-5 раз ниже общемировых благодаря болеенизкой фрахтовой ставке судов и более дешевому сервису. По этой причинеконкуренция на отечественном круизном рынке существует только между российскимитурфирмами и почти отсутствует с иностранными. Занимающие более высокоеположение зарубежные круизные фирмы не принимают особых попыток внедрения нароссийский рынок.
Срокипроведения морских круизов самые разнообразные и в зависимости от направлениямаршрутов колеблются от одной недели до одного месяца. Начинаться изакапчиваться они могут как в одном порту, так и в разных. Морские круизы ещепринято называю авиационно-теплоходными турами, так как туроператоры доставляютклиентов в порт отправления и обратно домой самолетом.
Повсему миру насчитывается несколько десятков специализированных круизныхкомпаний, эксплуатирующих от 1-2 до 15-20 пассажирских судов. Большая частьоператоров круизов объединена в профессиональную международную ассоциацию — CruiseLinc InternationalAssociation (CLIA).Она осуществляет координацию круизного бизнеса в международном плане.
CLIA делит морские маршруты взависимости от стоимости дня проживания на 4 категории: экономичные ($75-150 вдень, суда компании Festival,TUI-Thomson,а также бывший флагман «Шота Руставели» ныне «Асседо»), классические($100-200 в день, компании Carnival.Norwegian, CostaCruises), премиум-круизы ($150-400 в день, компании Princess,Royal Caribbean,Holland America)и круизы класса «люкс » (до $ 1000 в день, компании Cunard,Silversea Cruises,Radisson SevenSeas., Crystal.
1.5Пассажирскиелинии и круизы виды и назначение. Заключение фрахт-контракта
Специалистысчитают, что круиз продолжительностью в одну неделю является, и будетоставаться основным турпродуктом (около 40% круизов приходится на недельныепутешествия). Более кратковременные круизы предпочитает около 30% клиентов.Круизы от 10 до 14 дней привлекают чуть меньше 30%. В продолжительных круизахсвыше 14 дней принимают участие лишь 2-3% клиентов.
Формыкруизного путешествия многообразны. Наиболее распространенные из них:
1.Туристский маршрут вдоль берега с кратковременными экскурсиями на берегу.
2.Сочетание круиза с длительным путешествием внутрь страны с использованиемдругих транспортных средств.
3.Сочетание круиза с частичным пребыванием на берегу, то есть путешествие накруизном судне с последующим отдыхом на берегу.
ВЦелом для организации круизных поездок наиболее распространенной (более 60%)является классическая европейская система, которая предусматривает морскоепутешествие с заходом в раз личные порты с экскурсионной программой. Однако всебольшую популярность завоевывает и американская система, основной целью которойявляется предоставление возможности круизным пассажи рам отдыхать и загорать напляжах в пунктах захода по маршруту.
Впоследнее время практически во всех регионах завоевывают популярность «круизыв никуда»-одно- и двухсуточные поездки без захода в другие порты. Какправило, такое судно уходит из базового порта часов в шесть вечера в пятницу ивозвращается в воскресенье к вечеру. Широкое распространение получиликомбинированные и «пакетные» авиаморские круизы с включением встоимость путешествия всего комплекса обслуживания. При этом круизная компанияорганизовывает чартерные авиарейсы как часть общего путешествия, обеспечиваятуристу свой уровень обслуживания уже из аэропорта.
ВРоссии принята другая классификация морских круизов и путешествий. В каждомбассейне действуют пассажирские линии, среди которых различают:
•внутренние (каботажные), связывающие между собой российские порты;
•международные (заграничные), связывающие российские пор ты с иностранными;
•местные, осуществляющие перевозки в границах какого-либо региона, района,субъекта федерации;
•пригородные -деятельность портового пассажирского флота.
Министерствоморского флота России организует следующие рейсы:
•туристские, действующие по специальным маршрутам и рас писаниям. Они рассчитанына большую продолжительность поездки, во время которой туристам предоставляютопределенный комплекс услуг;
•прогулочные— продолжительностью не более 6 часов, без остановок в портах и безпредоставления экскурсии и досугово-развлекательного обслуживания;
•специальные, выполняемые по отдельным заказам;
•линейно-транспортные, осуществляющие регулярные рейсы между отдельными портамидля перевозки пассажиров по установленным маршрутам и расписаниям;
•паромные, осуществляемые регулярные нетуристские рейсы между отдельными портамии пристанями без предоставления обслуживания.
Судадля туристских целей (круизов) арендуются по специальному договору(фрахт-контракту), заключаемому между туристской организацией и морскимпароходством. Такой договор включает:
1)количество и наименование судов, количество мест по категориям;
2)маршруты круизов и сроки;
3)количество постельных комплектов на один рейсооборот для каждого судна и ихстоимость;
4)стоимостьоплаты на каждый рейсооборот;
5)общую сумму оплаты за перевозку туристов;
6)ответственность сторон.
Обязательнымиприложениями к договору являются: расписание движения судна, согласованное стуристской организацией; план-карта судна, утвержденная на момент заключениядоговора; рас чет платы за аренду судна по категориям кают и элементным ставкамдля каждого морского бассейна с учетом сезонных скидок.
Впоследнее время некоторые судовладельцы предлагают суда в бербоут-чартер надлительную аренду и эксплуатацию со всей вытекающей ответственностью.Судовладелец обязан соблюдать установленное расписание движения судна. Обо всехвозникающих изменениях и отклонениях в расписании движения судна в случаезадержки прихода судна в порт и сокращения времени стоянки администрация суднаобязана оповестить об этом работников туристского круиза и туристов, принятьмеры к выполнению программы обслуживания туристов.
1.6Услуги на круизе. Цена и качество услуг на морском круизе
Внастоящее время основной тенденцией развития круизного бизнеса являетсяповышение качества и количества услуг на борту судов, некоторые из которыхпредставляют собой 12-14-палубные «плавучие города» вместимостью 2-2,5тыс. человек. Качество услуг обеспечивается достаточным количествомобслуживающего персонала (соотношение 1 человек на 2-3 пассажира). Две основныекатегории служащих на бор ту — команда корабля, находящаяся на любом судне, иперсонал отеля. Как правило, круизы выстроены по принципу: ночью — переходы, днем- стоянки, экскурсии. Бывают дальние переходы — сутки — двое в море, потом парадней на берегу. Это достаточно удобная и неутомительная форма организациипутешествий. А экскурсии обычно всегда хорошо подготовлены и организованы поминутам.
Круизыобычно утраиваются по системе «Все включено» (allinclusive): за питание(практически круглосуточное), развлечения, некоторые экскурсии ничегодоплачивать не нужно. Дополнительно оплачиваются лишь алкоголь, чаевыеперсоналу, процедуры в салонах красоты, специальные экскурсии, а такжеиндивидуальные прихоти. Вся оплата на бортyведется по безналичному расчету-со специальных карточек.
Существуетнесколько распространенных классификаций пассажирских кораблей и круизных маршрутов.Морские маршруты подразделяются в зависимости от стоимости дня проживания на 4категории: экономичные ($175-150 в день, суда компаний Festival,Thomson), классические ($100-200в день, компании Carnival,Norwegian. CostaCruises), премнум-круизы($150-400 в день, компания Princess,Royal Caribbean,Holland America)и круизы-«люкс» (до $1000 в день, компании SikerseaCruises, RadissonSeven Seas,Crystal).
В свою очередь, круизныекорабли классифицируются по звездности — от 1 до 6 звезд и группы: Standart(2*-4*), Premium (5*-5*+-) и Lux(6*).
Стоимость круизаопределяется величиной фрахта, уровнем комфортабельности судна, а также сборамиза проход каналов, эксплуатационными расходами, стоимостью береговых услуг иналога ми и имеет тенденцию к росту. Выделяют также следующие факторы, влияющиена цену круиза: продолжительность круиза; сезон; расположение и размер кают;тип корабля. Цена круиза обычно исчисляется по дневному тарифу. Цены на круизпрямо пропорционально зависят от сезона. Самые высокие цены наблюдаются ипериод «высокого» сезона и самые низкие цены соответственно в период «низкого»сезона.
По зарубежнойклассификации классы кают на круизном теплоходе обозначаются следующим образом:
•Premium р-1 1-2-3-местноеразмещение со всеми атрибутами комфорта: ванная, туалет, мини-бар и др.
•Premium р-2 2-местноеразмещение с теми же атрибутами ком форта
•Standart s-l2-3-местное размещение с частичными удобства ми.
•Slandart s-22-4-местное размещение с частичными удобствами.
•Economy с 2-4-6-местноеразмещение и частичными удобствами.
Вряде случаев классификация может быть иной.
Каюты могут бытьвнешние и внутренние. Внешние каюты имеют иллюминаторы и вид на море, внутренниекаюты не имеют доступа для естественного освещения и выходят в центральныйкоридор. В настоящее время большинство крупных компаний разрабатывают свои судас максимально возможным количеством внешних кают.
Расположениекают важный фактор, влияющий на цену круиза. Главную роль здесь играет высотакаюты над водой. Высоко расположенные каюты дороже низко расположенных, так какоткрывают туристу хороший вид на океан и расположены ближе к объектамразвлечения на судне. Каюты, расположенные в середине корабля, также дороже,чем каюты, расположенные в носовой или кормовой част, так как качка и нихменьше чувствуется. Внешние каюты также дороже, чем внутренние. Также на ценувлияет количество пассажиров в каюте.
Последнийфактор, влияющий на цену — это тип корабля. Цена круиза на некоторых старыхкораблях выше, чем на новых, так как они более просторны и вмещают меньшееколичество пассажиров.
В стоимость круиза (basicrates) обычно не включены:специальные мероприятия или виды спорта в портах захода, например, плавание саквалангом или трубкой; экскурсионное обслуживание на берегу в портах захода;алкогольные и прочие напитки; дополнительные блюда на заказ, не включенные вменю; массаж, пользование сауной и т.д.; дополнительные услуги, такие какстирка, медицинское обслуживание, телефонные звонки на берег; чаевыеобслуживающему персоналу; портовые и государственные сборы.
Многиекруизные компании, часто заключают соглашения с авиакомпаниями для обеспеченияперелета туристов в порт отправления судна в рамках всеобъемлющего пакета Air/Sea(воздух/море). Зачастую, за счет массового бронирования авиабилетов, стоимостьперелета для туристов, в рамках такого комплексного пакета может бытьзначительно дешевле, хотя она и не входит в стоимость самого круиза.
Вслучае отправления судов из крупных городов, где практически всегда естьпроблема с парковкой машин, многие компании, в рамках аналогичных coглашенийс операторами стоянок, также могут предлагать пассажирам места для парковкиавтомобилей на время круиза прямо на морских терминалах по сниженным ценам.Багаж туристов, который им не потребуется в течение рейса, сдается в камерухранения, остальной считается каютным багажом. По международным правилам насудне с численностью свыше 12 пассажиров должен быть судовой врач.
Организациявсей культурно-досуговой, развлекательной работы в портах захода и другиемероприятия для туристов на борту судна и на берегу осуществляется туристскойорганизацией, арендующей судно. Ответственным представителем туристскойорганизации на борту судна является руководитель круиза (руководитель морскоготуристского маршрута, руководитель морского тура).
План мероприятий,проводимых туристской организацией на судне, согласовывается с судовойадминистрацией, которая оказывает содействие проведению этих мероприятий.Администрация судна предоставляет работникам туристской бригады правобесплатного пользования судовой радиотрансляционной сетью, по которой ежедневнопроизводится трансляция передач, грамзаписей и путевой информации в течение 7час. в соответствии с программой и расписанием передач. Руководителю круизапредоставляется право бесплатного пользования служебной радиосвязью по судовойрадиостанции по вопросам туристско-экскурсионного обслуживания. Питаниетуристам предоставляется в судовых ресторанах, по стоимости, указанной вдоговоре, и по меню, согласованному с руководителем группы. Последний имеетправо вносить изменения в распорядок питания туристов, связанные с проведениемэкскурсионной программы. Основанием для расчета за питание являются акты(счета), подписанные руководителем круиза, и представителем администрации суднасогласно установленному порядку.
Питание штатныхсотрудников круиза, назначенных туристской организацией, производится порациону питания экипажа судна за наличный расчет в столовой экипажа.
Программалюбого круиза включает следующие элементы:
•Питание — Еда- наиболее важная часть круиза. Посещение ресторана — особая формаразвлечений.
•Деятельность — полная программа занятий, когда корабль в море (спорт, изучениеиностранных языков и др.).
•Развлечения — концерты, кино, маскарады, дискотеки, казино и др.
•Экскурсии по берегу — остановки в портах посещения на несколько часов ипроведение в сжатые сроки обзорных экскурсий.
ЭКОНОМИЧНЫЕКРУИЗЫ (от 75 до 150 у.е. на человека в день). Предназначеныдля тех, кто любит море, любит исследовать новые направления и маршруты. Экономическиекруизы предлагают действительно прекрасный вариант отпуска по системе «Всевключено»: проживание, питание и развлекательная программа на борту к не принужденнойобстановке. Обычно такие круизы выполняются на не очень новых,реконструированных для хорошего отдыха судах. Хотя корабли для экономическихкруизов значительно уступают в размере современным гигантам, на них есть всеудобства больших лайнеров: кондиционеры, душ и туалет в каютах, рестораны сотличной кухней, салоны для отдыха, бассейны и солярии.
КЛАССИЧЕСКИЕ КРУИЗЫ (от100 до 200 у. е. на человека в день), для которых характерно оптимальноесочетание цепы и качества. Эти круизы представляют большинство из всегомирового разнообразия круизов. Комфортабельный отпуск по системе «Всевключено»: большие каюты, круглосуточное питание на борту, прекрасныебродвейские шоу по вечерам не оставят клиентов равнодушными. Новые, илиполностью переоборудованные, лайнеры предлагают со временный дизайн и комфортво всем: большие открытые палубы, солярии и бассейны, спортивные площадки,тренажерный зал и салон красоты, библиотеки, магазины «Duty-Free»,ночные клубы, дискотеки и казино.
ПРЕМИУМ-КРУИЗЫ (от150 до 400 у. е. на человека в день) -это круизы высокого класса (7-дневные илиболее продолжительные) для взыскательных клиентов, требующих от своего отдыхаповышенного уровня сервиса. Созданные известными дизайнерами лайнеры,предлагают больше пространства и комфорта для каждого пассажира, в каютах, вресторанах, барах и салонах для отдыха. Мультимиллионные коллекции живописи,многоярусные театры на борту, персонально ориентированный обслуживающийперсонал и экипаж все, что нужно, чтобы расслабиться и забыть обо всех стрессахи тревогах.
КРУИЗЫ-ЛЮКС (от 400 до1000 у. е. на человека в день) существуют для тех, кто предпочитает высочайшеекачество во всех отношениях. Отдых на круизном лайнере класса «люкс»котируется выше отдыха в гостинице на любом курорте мира. Утонченная атмосферасервиса в белых перчатках, интерьеры лучших дизайнеров, персона льная забота окаждом пассажире, просторные каюты с балконами- прекрасное сочетание сэкзотическими маршрутами по всему миру. Лайнеры этой категории обычнонебольшие, соединяющие в себе все удобства круизного лайнера и уютнойкрейсерской яхты.
ЭКСКЛЮЗИВНЫЕКРУИЗЫ-ЛЮКС. В данных круизах клиентам предоставляется полнейший спектр услуг,включающих все самое лучшее.
1.7Ведущие круизные компании мира
CarnivalCruise Lines- самая большая и успешная круизная компания в мире. Одна из причин ее успеха — ориентация на тех, кто едет в круиз, чтобыповеселиться. Недаром сама компания называет свои лайнеры «кораблямиразвлечений». У нее несколько лайнеров-гигантов, невероятное количествомаршрутов, а цены гибкие — от очень высоких до демократичных. Из самыхинтересных маршрутов, кругосветное путешествие, тихоокеанские круизы поостровам (Бора-Бора, Таити, Гавайи, Mayи,Муреа и др.), азиатско-австралийские круизы, «Сокровища Востока» (ЮжнаяАзия + Китай), «Святая Земля» (Афины, Эфес, Иерусалим, Назарет,Родос, Рим, Капри, Каир, Порт-Саид), панамский круиз (Барбадос, Аруба,Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика) и еще несколько десятков.
Компания NorwegianCruise Lineориентируется на активных, ориентированных на подвижный образ жизни пассажиров.Главной особенностью круизов на судах NorwegianCruise Lineявляется то, что пассажиры не привязаны к какому-то одному ресторану иобеденному столу во время ужина, а могут выбрать из многих ресторанов на борту.
CelebrityCruises. Причин успеха этойкомпании несколько. Первое — это комфортабельные, стильно оформленные корабли.Вторая причина успеха компании — исключительно вкусная и качественная еда, приготовляемаятолько из лучших и свежих продуктов. Еще одна причина успеха — это большое количество обслуживающегоперсонала и очень хороший сервис на борту.

2.Речные круизы
2.1Правовые вопросы регулирования перевозок туристов внутренним водным транспортом
Перевозки пассажироввнутренним водным транспортом регулируются «Кодексом внутреннего водноготранспорта Российской Федерации»,который был принят в феврале 2001 г. Положения Кодекса распространяются навнутренние водные пути России и расположенные на них судоходныегидротехнические сооружения; порты, расположенные на внутренних водных путяхРФ; суда и иные плавучие объекты.
Взависимости от вида маршрута устанавливаются правила перевозок пассажиров ипорядок их обслуживания. В любом случае между перевозчиком и пассажиромзаключается договор перевозки. Пассажиру выдается билет и багажная квитанция.При путешествии по туристским и экскурсионно-прогулочным маршрутам вместобилетов могут выдаваться путевки. В соответствии с законодательством РоссийскойФедерации пассажиры подлежат обязательному страхованию. Общая страховая суммасоставляет 120 минимальных размеров оплаты труда на момент перевозки.
Кодексом внутреннеговодного транспорта предусмотрена возможность аренды судов на основаниидоговора, заключенного между лицом, сдающим судно в аренду, и лицом,принимающим его в аренду. При этом в договоре должны быть определены срокаренды, порядок расчета, права и обязанности арендодателя и арендатора, случаирасторжения договора. В аренду могут сдаваться суда с экипажем или без экипажа.Продажа билетов может производиться заблаговременно или на текущие сроки.Предварительная продажа билетов осуществляется за 45-1 сут. до начала перевозкив кассах. Продажа билетов на текущие сутки начинается за 24 ч до отправлениясудна в рейс и не ранее чем за 1 ч до отправления судна в промежуточныхпунктах. Оформление билетов прекращается за 10-15 минут до отправлениятеплохода. Перевозчик может расторгнуть договор перевозки пассажира вустановленном порядке в случаях: невозможности перевозки пасса жира в порт назначениявследствие форс-мажорных обстоятельств; задержания судна на основании решениясоответствующих органов исполнительной власти или привлечения судна длягосударственных нужд; недоступности порта отправления и порта назначения длясудна; гибели судна или его насильственного захвата: нарушения пассажиромправил оказания услуг и правил перевозок пассажиров или отказ пассажира отсоблюдения таких правил.
Притаком прекращении договора перевозчик обязан вернуть пассажиру стоимостьприобретенного билета в полном объеме, в случае если перевозочный процесс не состоялся.Если рейс был прекращен на определенном этапе, то пассажиру выдается плата запроезд и провоз багажа за непройденное судном расстояние. Однако это не касаетсяслучаев нарушения пассажиром правил поведения па судне. В данном случае платаза проезд и провоз багажа не возвращается.
Пассажиримеет право приобрести билет на пассажирское место любой категории для проездадо любого порта, указанного в расписании движения судов или объявленного помаршруту следования судна: провозить с собой бесплатно одного ребенка ввозрасте не старше 5 лет (при условии, что он не занимает отдельного места), атакже детей в возрасте не старше 10 лет в соответствии с льготным тарифом;провозить бесплатно ручную кладь, общая масса которой не должна превышать 16кг.
Припроезде на судах на расстояние более 500 км пассажир может сделать остановку впути следовании, но не более чем на 10 суток с соответствующим оформлениемтакой остановки. Заявить, об остановке пассажир должен начальнику порта,вокзала или пристани не позднее чем через час после прибытия судна. Приостановке в пути плацкарта утрачивает силу и ее стоимость не возвращается.
Пассажиримеет право продлевать срок действия билета в случае болезни, подтвержденнойдокументом лечебного учреждения. Срок действия билета продлевается на все времяболезни. Если по причине болезни пассажир желает сдать билет обратно в кассу,то деньги ему возвращаются полностью в случае сдачи билета до отправления суднаи за вычетом стоимости плацкарты в случае сдачи билета после отправления судна.
Пассажир имеет правоотказаться от перевозки до отправления судна. При этом если билет сдается непозднее, чем за 6 ч до начала рейса, пассажиру возвращается полная стоимостьдокумента; если позднее, но до отравления судна — стоимость билета за вычетом стоимости плацкарты.В любом пункте маршрута после начала рейса пассажир имеет право прекратить,перевозку. В этом случае перевозчик обязан вернуть ему провозную плату занепроследованное расстояние.
Перевозчик несетответственность за утрату, недостачу или повреждение принятого к перевозкегруза или багажа с момента их приема до момента выдачи получателю. При этомгруз или багаж считается утраченным, если он не прибудет в порт назначения поистечении 30 суток после окончания срока доставки, и стоимость такого груза илибагажа подлежит возмещению.
2.2Классификация речных круизов и путешествий
Речныепутешествия можно классифицировать следующим образом: перевозка пассажиров итуристов на регулярных рейсах; перевозка пассажиров и туристов на чартерныхрейсах; перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрессных линиях;паромные переправы; прогулочные и экскурсионные рейсы; перевозка водными видамитранспорта самодеятельных туристов: краткосрочные и длительные круизы; специальныекруизы (конгресс-круизы, бизнес-круизы, учебные и др.); использованиеплавательных средств в форме плавучих отелей и др. Речные путешествия и круизымогут быть кратковременными (1-3 дня) и длительными (25-30 дней). Они особеннопопулярны в странах, где имеются мощные озерные и речные системы, а также системыканалов.
Средстваречных перевозок:
•суда маломерного флота (катера и яхты, плоскодонные речные суда для мелководья,моторные лодки), первые используются для индивидуальных частных перевозок итуризма, вторые для перевозок пассажиров на мелководных реках и заливах, водохранилищах;
•суда регулярных линий пассажирских перевозок по судоходным рекам;
•круизные речные суда чартерных рейсов по судоходным рекам, озерным системам иводохранилищам;
•экскурсионные и прогулочные суда по каналам и рекам в преде лах городов,населенных пунктов, в том числе, рейсовые как средство городского сообщения(речные трамваи);
•специальные суда с прозрачным дном для обозрения подвод ных объектов;
• речные паромныепереправы.
Основнымипотребителями речных круизов являются лица пожилого возраста, предпочитающиеуют, комфорт, полный пансион, постоянную близость берегов, а также интересныеэкскурсии по памятным местам. Основную долю клиентов речных круизов составляютамериканцы, французы, немцы, швейцарцы, голландцы. Речные круизы разнообразныпо протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило,предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные,астрономические круизы, но местам виноделия и т. д.

2.3Российские речные путешествия
Пассажирские перевозкипо рекам России осуществляют 20 пароходств, подведомственных Министерствуречного флота России: Волжское объединенное, Московское, Камское, Северо-западное,Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское, Волго-Донское, Верхне-Иртышское, Иртышское,Енисейское, Северное, Амурское, Бельское, Донское, Кубанское, Западное, Сухонское, Вятское,Печорское, Беломоро-Онежское.
Кроме того, перевозки туристовосуществляютпароходства Министерств речного флота других сопредельных государств (Украины, Молдавии,Казахстана), с которыми работают туроператоры России.
На речном транспортеразличают 2 формы организации флота: линейную и рейсовую. Линейная форма — регулярные перевозки пассажиров на определенных участках. Рейсовая — это такаяформа, при которой флот не закрепляют за определенными участками, он не имеет постоянныхпунктов отправления и назначения. Это бывает, как правило, на малых реках или там,где суда успевают сделать за навигацию по одному рейсу.
В зависимости от формысообщения линии подразделит на:
•транзитные- протяженностью более 400 км. Работающий на них флот приписан к пароходству;
•местный — протяженностью до 400 км. Суда приписаны к портам (пристаням);
•внутригородские, действующие в черте города;
•переправные, действующие между пунктами противоположных берегов.
По скорости движения судови условиям проезда линии бывают:
экспрессные, скорые,скоростные, пассажирские.
Пассажирские линии в зависимостиот характера перевозок и условий обслуживания подразделяются на: транспортные,туристские, экскурсионные.
Транспортные линии — это линии, обеспечивающие транспортные связи между пунктами и работающие по заранееопубликованным расписаниями. Они обслуживаются судами речного флота.
Туристские линии — линии,обслуживаемые судами речного флота. Они обеспечивают перевозки туристов по специальномумаршруту и расписанию с продолжительностью рейсового оборота более 24 час.
Экскурсионные линииобслуживаются судами речного флота и имеют оборот менее 24 часов.
Заключение договоровмежду пароходствами и туристскими организациями обычно заканчивается до 30 декабряпредшествующего обслуживанию года.
Договор может бытьзаключен на срок от одного года до 3-х лет. Расписания (графики) движения туристскихсудов в границах одного пароходства разрабатываются и утверждаются им по согласованиюс заинтересованной туристской организацией до 1 декабря предпланового года и являютсячастью заключенного договора. В тот же срок разрабатываются расписания для линий(маршрутов), проходящих по смежным бассейнам, но они утверждаются Минречфлотом.
После подписаниядоговоров туристские организации имеют право начать реализацию путевок накруизные рейсы. Путевки служат основанием для занятия туристами на суднеуказанных в них мест, получения комплектов постельного белья (одного комплектана срок до 10 дней), установленного рациона питания и культурно-экскурсионногообслуживания.
2.4 Организация обслуживания туристовна речном круизе
Перед началомнавигации представители пароходства и турфирмы с участием капитана судна,директора судового ресторана и руководителя круиза комиссионно принимают судно- проводят осмотр судовых пассажирских помещений и оборудования с цельюопределения их готовности к перевозке туристов, о чем составляютсоответствующий акт. Суда в начальных пунктах рейса подаются для посадки натуристских линиях за 2 часа до отправления. Пароходством и турфирмой до началатура разрабатывается общий режим дня. Соблюдение установленного внутреннего распорядкана судне обязательно для всех туристов и обслуживающего персонала. Регистрациятуристов производится руководителем круиза до их посадки на судно в помещенииречного вокзала, предоставляемом пароходством (портом). При наличии впредоставленном помещении телефона представитель туристской фермы имеет правопользоваться им по служебным вопросам.
При продажетура турист ставится в известность об окончании регистрации (посадки) за 30минут до отправления судна. До начала посадки — руководитель круиза обязанпредъявить кассе (или бухгалтерии) вокзала копию поручения внесенных платежей(или подтверждение пароходства о подученных за данный рейс платежах) и послерегистрации туристов за 30 мин. до отправления судна — справку о количестветуристов, прошедших регистрацию на данный рейс, с указанием категорийпассажирских мест. На основании этих документов при предъявлении имдоверенности руководителю группы выдается под расписку групповой билет навыполнение туристского рейса.
Групповойбилет сдается капитану судна при начале посадки и остается у него до окончаниярейса. По окончании рейса билет возвращается руководителю круиза. В началетуристского рейса капитан судна, руководитель круиза с участием помощникакапитана, директора ресторана, судового медика проводят беседу с туристами оцелях и условиях поездки, правилах поведения на судне, на берегу, во времякупания и т. д.
На бортутеплохода туристам предоставляются различные виды услуг (некоторые из них могутбыть платными). Бесплатными услугами обычно бывают: пользование музыкальным,читальным салонами, кинозалом для проведения собраний и концертов, телевизоромв салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежакамисолярия; оказание первой медицинской помощи в медпункте.
Дополнительныеуслуги с оплатой за наличный расчет:
• прием заказов наподачу такси к причалу;
• бронирование мест вгостиницах речных вокзалов;
• предоставление кают вначальных и конечных пунктах во время меж рейсовых стоянок в качестве гостиниц;
• бронирование билетовна смежные виды транспорта;
• переноска багажа;
• продажа товаров вкиосках и буфетах (барах);
• пользованиегладильной и услугами парикмахерской;
• прием радиотелеграмм;
• пользование сауной(душем) и камерой хранения;
Прежде всегоследует отметить, что пароходство вправе продать свободные местанереализованные туристской фирмой. При удлинении рейса по вине турфирмы онаоплачивает пароходству стоимость содержания судна за все время задержки.
Если этопроисходит по вине пароходства или по не зависящим от сторон причинам, тотуристы доставляются в конечный пункт без дополнительной оплаты. При изменениипароходством расписания, вызвавшем опоздание прибытия судна в город, оновозмещает турфирме нанесенный ущерб в связи с простоем автобусов и оплатойэкскурсоводов.
При удлинениивремени поездки более чем на 8 часов питание туристов осуществляется вследующем порядке:
· еслиудлинение рейса произошло по не зависящим от сторон причинам по 50% стоимостипитания за счет турфирмы и пароходства;
· востальных случаях — за, счет виновной стороны.
В случаевозникновения порожних пробегов судна по вине турфирмы последняя оплачиваетпароходству их стоимость в размерах зарубежных рейсов, а УРСу возмещает расходыпо содержанию ресторана в размере установленной по договору наценки дневногорациона питания, умноженной на количество туристов и дней пробега.
В случаеотмены туристского рейса виновная сторона оплачивает потерпевшей стороненеустойку в размере 3% от стоимости несостоявшейся перевозки.
При отменерейса по вине турфирмы согласно договору она оплачивает пароходству, кроменеустойки, стоимость несостоявшейся перевозки и возмещает УРСу расходы посодержанию ресторана в размере наложений (наценок), исчисленных из расчетадневного рациона питания, полной посадки туристов и длительности рейса.
Если турфирмапредупреждает пароходство и УРС об отмене рейса более чем за 45 дней до егоначала или в случаях, когда рейс отменяется по не зависящим от сторон причинам,турфирма принимает на себя половину ущерба и оплачивает пароходству 50%стоимости несостоявшейся перевозки, а УРСу – 50% от указанных выше расходов посодержанию ресторана.
При отменетуристского рейса по вине пароходства, оно, кроме неустойки, возвращаеттурфирме провозную плату.
При посадкена судно по вине турфирмы меньшего количества туристов (чем указано в договоре)туристская фирма возвращает УРСу расходы по содержанию ресторана в размеренаценки, умноженной на все число человеко-дней питания по договору.
Туристы несутличную ответственность за бой и утрату посуды и другого имущества, о чемсоставляется соответствующий акт.
Питаниетуристов производится в судовых ресторанах согласно заявке. Туристская бригадана речных круизах питается с туристами, и заказ их питания включается в общуюзаявку.
За сутки доотправления в рейс турфирма должна представить судовому ресторану заявку околичестве питающихся туристов и работников туристской фирмы. За 6 часов допервого приема пищи эта заявка должна быть уточнена.
В периодрейса руководитель круиза ежедневно (за сутки) подтверждает письменной заявкойколичество питающихся туристов и работников туристской бригады. Менюсоставляется с учетом пожеланий туристов. В день посадки туристов на суднопитание обеспечивается по единому меню. Меню с указанием выхода готовойпродукции и дневной стоимости питания, подписанное директором, зав.производством, гл. бухгалтером ресторана и руководителем круиза, вывешивается вресторане на видном месте. Контроль за качеством приготовления блюд икулинарных изделий, ведение бракеражного журнала производится бракеражнойкомиссией в составе: директора и зав. производством ресторана, руководителякруиза и судового медика. Руководитель круиза, прошедший медицинский осмотр,имеет право присутствовать при закладке сырья, проверять нормы выхода готовыхизделий совместно с директором, гл. бухгалтером и зав. производством ресторана.
Туристполучает питание на основании туристской книжки с указанием в ней наименованиясудна, смены питания и номера стола. Досрочное выбытие туриста не дает емуправа на получение сухого пайка в счет питания за неиспользованные дни. Вопросыкомпенсации решаются в соответствии с заключенной страховкой на тур.
2.5 Экскурсионные и прогулочныеперевозки на речных судах
Кэкскурсионным и прогулочным перевозкам относятся поездки экскурсантов,совершаемые на речных судах с целью отдыха и ознакомления с памятными,историческими и другими достопримечательностями продолжительностью не более 24час. Продажа путевок и билетов на экскурсионные и прогулочные суда можетпроизводиться как предприятиями пароходства так и экскурсионными организациями.Для организации прогулок или экскурсий на речных судах туристско-экскурсионнаяорганизация подает предприятию пароходства заявку с указанием маршрутов,количества требуемых пассажирских судов (мест), продолжительности поездок,периода использования судов и количества рейсов. Заявка должна подаваться непозднее 1 сентября предшествующего плановому года.
Послезакрепления пароходством за туристской организацией судов (мест) в срок до 1января заключается договор. Заявки на разовые экскурсионные поездки должны бытьподаны предприятию пароходства заблаговременно (за 15 дней до поездки).
Оплатапроизводится за 15 дней (разовых за 10 дней) до поездки. Полученные путевки(или билеты) на экскурсионную (прогулочную) перевозку обратно не принимаются ивозврат платежей по ним не производится. До начала поездки руководительэкскурсии обязан предъявить кассе пристани (вокзала) копию поручения овнесенных платежах и сдать справку о количестве реализованных путевок, на основаниикоторых ему выдается билет на групповую перевозку.
Суда дляпосадки подаются за 30 мин. до отхода в рейс.
При посадкена экскурсионное судно пассажиров сверх указанного в групповом билетеколичества мест, при наличии у них билетов составляется акт в трех экземплярахза подписью капитана и предъявляется экскурсионной организации. В актеуказывается количество таких пассажиров, время и маршрут поездки. На основанииакта с экскурсионной организации взыскиваются дополнительные платежи иоформляются дополнительные проездные документы. При отсутствии у такихпассажиров путевок (билетов) с них взыскивается через кассу плата за проезд поустановленному тарифу с выдачей проездных документов (путевок или билетов). Приотмене рейса по причине, не зависящей от предприятия пароходства, или неполномиспользовании мест — экскурсионная организация оплачивает районномупассажирскому управлению (порту, пристани, причалу) полную стоимость перевозкисогласно договору.
Реализацияоставшихся путевок может быть произведена в день отправления на пристани черезкассу с возмещением экскурсионной организации суммы выручки за вычетомкомиссионного сбора или разрешается продажа через кассы, специальноорганизованные экскурсионной организацией на вокзале.
2.6 Договорная документациятеплоходного круиза
Приорганизации теплоходных путешествий отношения между туристской фирмой,организующей круиз, и организациями, участвующими в обслуживании туристов(пароходствами, УРСами, принимающими турфирмами, дающими береговоеэкскурсионное обслуживание в портах захода н др.) оформляются на договорнойоснове.Договора на обслуживание туристов на теплоходных турах заключаютсятурфирмой со следующими предприятиями и организациями:
1. С речнымии морскими пароходствами — на аренду теплоходов. Такой договор включает:
· количество,наименование судов и количество мест по категориям;
· маршрутыкруизов и их сроки;
· количествопостельных комплектов на один рейсооборот для каждого судна и их стоимость;
· стоимостьоплаты на каждый рейсооборот;
· общуюсумму по договору за перевозку туристов;
· ответственностьсторон.
2. Договор сУРСом (конторой или управлением), трестом судовых ресторанов на питаниетуристов на маршруте круиза. Этот договор включает:
· перечень судов,сведения о количестве рейсов, продолжительности одного рейса (в сутках),количестве туристов в рейсе, маршруте и стоимости дневного рациона питанияодного туриста в день, с указанием стоимости набора продуктов;
· обязанностиконторы судовых ресторанов по выполнению принятых договорных обязательств;
· обязанноституристско-экскурсионной организации (обеспечение полной посадки туристов);
· разработкутематики и проведение вечеров отдыха в залах ресторана совместно с егоработниками;
· порядокрасчетов за питание;
· ответственностьсторон.
3. Договора спринимающими турфирмами по маршруту следования теплохода на предоставлениеэкскурсионного обслуживания. К этим договорам должны прикладываться графикизаезда теплоходов в порты городов приема с указанием дат и ориентировочноговремени прибытия и отправления; программа обслуживания туристов и калькуляция.
4. Договор суправлением кинофикации (с кинопрокатом) на предоставление кино копий длядемонстрации туристам в кинозалах теплоходов за наличный расчет. В отдельныхслучаях такие договора заключаются непосредственно между управлениемкинофикации и пароходством. Если копии видеофильмов берутся на прокат, такиедоговора не заключаются. При отсутствии на судне киноаппаратуры настоящимдоговором предусматривается предоставление ее (на условиях проката) на судно навремя туристских перевозок.
5. Договор сбиблиотеками на снабжение рейсов книгами.
6. Договор смузыкальным коллективом (при организации длительных круизов).

2.7 Яхтинг и другие водные видыотдыха
Статистическиеданные Международного совета ассоциаций морской индустрии (ICOMIA) показывают,что каждый год промышленность выпускает 750 тыс. прогулочных судов. Половинаэтих судов выпускается в США. Канада производит 100 тыс. единиц, Франция — 40тыс.
По даннымIC0MIA, всемирный парк составляет 20 млн. судов, из которых 17 млн. — моторныелодки различного типа, используемые как во внутренних водоемах, так и на морях,а также 3 млн. парусных судов.
Срединаиболее крупных операторов, предлагающих малый водный призм, — английскиефирмы «Sunsail», «Sovereign», являются частью«Фест-Чойс груп»,«Sailing Holldays»; ОСС (Голландия);«Одиссей» и «Космос» (Греция).
Географияэтого вида туризма разнообразна, но по своей привлекательности и безопасностиплавания первое место занимает бассейн греческих островов, затем — Карибскогоморя и Таиланда.
Большинствокомпаний сдают суда во фрахт вместе с профессиональным экипажем, но можнофрахтовать и без экипажа — тогда клиент должен иметь удостоверение на вождениеплавсредства.
Преимуществомданного вида отдыха является то, что турист самостоятельно может выбратьмаршрут и график движения.
Яхта среднихразмеров, рассчитанная на 6-10 пассажиров, представляет собой уютное, прекраснооборудованное днище, состоящее из нескольких кают и кают-компании. Такие яхтыоборудованы туалетами, душем, плитой для приготовления пищи, умывальниками,диванами, шкафами и т. д.
Цены на фрахтяхт с экипажем разные. Например, в Турции фрахт может стоить около 120 долл. начеловека в неделю, включая авиаперелет из европейской страны, в то время как умеждународной компании «Moorings» цена 5000 долл. за фрахт яхты на 8человек с экипажем на неделю (без авиабилетов).
Крупныекомпании открывают клубы, члены которых могут в отпуске заниматьсявиндсерфингом, ходить под парусом и т. д. При этих клубах создаются школы, гдеможно научиться управлять плавсредствами или обучиться подводному плаванию. Всеэто вместе взятое привлекает все большее количество желающих заниматься воднымивидами туризма. Многие владельцы прибрежных гостиниц организовывают свои небольшиеклубы для удовлетворения спроса клиентов.
Интереспредставляют развивающиеся в разных странах, но особенно активно в США,фишинг-круизы. Это прогулочное плавание на судне малого флота с организациейрыбалки и предоставлением соответствующего снаряжения. Можно ловить рыбу,участвовать в ловле рыбы инструкторами.

Заключение
У круизов есть своинедостатки и достоинства. Например, высокий уровень комфорта и возможностьсовместить различные виды туризма – это, несомненно «большой плюс», а«минусом» здесь является: высокая стоимость круиза, низкая скоростьпередвижения и у некоторых людей «морская болезнь».
Основными потребителямина рынке морских и речных круизов являются люди с высоким уровнем дохода, повозрасту от 40 лет и чаще всего, путешествующие с семьей.
Вотличие от морских, речные круизы менее подвержены влиянию погоды, болееинформативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможностьпользоваться зелеными стоянками.
Дляорганизации круизных поездок наиболее распространенной в настоящий период (до60 % круизов) является классическая европейская система, котораяпредусматривает морское путешествие с заходом в различные порты с экскурсионнойпрограммой.
Яхт-круизыпредоставляют возможность туристам отдохнуть на море и на суше. Разнообразнейшаяэкскурсионная программа и целый ряд городов — курортов удовлетворят потребностилюбого туриста.
Всеособенности водных путешествий турист сможет узнать у персонала туристическойфирмы, который в свою очередь, должен быть компетентен в вопросах спецификиорганизации речных и морских круизов.

Списоклитературы
1. Биржаков М.Б. Индустриятуризма: перевозки. СПб., 2003.
2. Громов Н.Н…Персианов В.А. и др. Менеджмент на транспорте, М..2003.
3. Гуляев В. Г. Организациятуристских перевозок. М., 2003.
4. Ильина Е.Н. Менеджменттранспортных услуг. М., 1997..
5. Куков А.С., ОдинцоваТ.Н… Понукалина О.В Менеджмент транспортных услуг. Общие основы курса.Автомобильный и автобусный туризм. Учебное пособие. Саратов. 2003.
6. Кусков А.С.,Одинцова Т.Н… Понукалина О.В. Менеджмент транспортных услуг. Железнодорожные ивоздушные перевозки. Речные и морские круизы. Учебное пособие. Саратов, 2003.
7. Петров СВ., ШапкинаК.Е. Планирование и организация транспортных путешествий. М., 1986.
8. Ушаков Д.С., ШматькоЛ.В.и др. Туризм и гостиничное хозяйство.
Ростов-на-Дону. 2004.