Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Иркутский Государственный Технический Университет
Факультет
Кафедра
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Страхование»
Морское страхование
Подготовила студентка группы: ФКзуп-07-09
Проверил:
Иркутск, 2009
Содержание
Морское страхование: сущность и принципы организации
Страхование судов – каско
Страхование грузов
Страхование фрахта
Список литературы
Морское страхование: сущность и принципы организации
Морское страхование грузов, судов, иных имущественных интересов — один из древнейших экономических и правовых институтов. За несколько веков до нашей эры древние финикийцы заключали договор «морского займа» — прообраз современного полиса по страхованию грузов, а совершенствуемая до нашего времени техника расчетов по общей аварии была, по свидетельствам римского императора Юстиниана, известна еще Родосскому праву в начале первого тысячелетия до Рождества Христова.
Развитие интернациональной торговли в 15-16 веках, формирование новых, основанных на четкой системе законов, коммерческих отношений явились толчком к зарождению страхования в современном виде. Этот процесс начался в Италии в 16 в., а наибольшей завершенности вопросы взаимоотношения сторон по договору морского страхования достигли в Великобритании, где в 1600 г. был принят первый закон о страховании. Сегодняшние полисы основываются на законе о морском страховании 1906 г.
В 1-ом параграфе Закона говорится: “Договор морского страхования — это договор, по которому страховщик обязуется возместить страхователю, в согласуемых в договоре порядке и мере,. морские убытки, то есть убытки, связанные с торговым мореплаванием”.
В этом и последующих положениях закона закреплены разработанные на протяжении веков принципы, на которых базируется любой договор страхования.
В английском праве существует пять базисных принципов:
наличие имущественного интереса;
наивысшая степень доверия сторон;
наличие причинно — следственной связи убытка и события, вызвавшего его;
выплата возмещения в размерах реального убытка;
суброгация — переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требования, которое страхователь имеет к лицу, виновному в убытках.
Фактически эти принципы соответствуют этапам общения клиента и страховщика:
если отсутствует имущественный интерес, переговоры не начнутся;
без сообщения клиентом всей информации о застрахованном объекте невозможно установить конкурентоспособные условия;
не установив причину убытка, нельзя получить страховое возмещение;
страховое возмещение выплачивается в заранее оговоренной сумме, не превышающей фактического убытка; выплатив страховое возмещение, страховщик получает все права клиента и принимает меры к возмещению убытка с виновных третьих лиц, если таковые имеются.
Морское страхование необходимо для возмещения имущественных потерь, вызванных непредвиденными событиями, произошедшими во время морского предприятия. Высокая степень рисков, связанных с деятельностью в области торгового мореплавания, предопределяет в ней особое место страхования, а специфика этих рисков является основой выделения морского страхования в отдельный институт морского права. Транспортное страхование во внешнеэкономической деятельности подразделяется на страхование «каско», страхование «карго» и страхование ответственности перевозчика, экспедитора за груз перед его владельцем.
Страхование судов – каско
Tepмин «каско» применяется при страховании подвижного состава транспорта (судов, автомобилей, железнодорожных вагонов, самолетов, контейнеров и т.д.), участвующего в международных перевозках. Этот вид страхования осуществляет непосредственно владелец транспортных средств.
Страхование каско судов — вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба или гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесение иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов. Страхование каско предполагает возмещение ущерба только от повреждения или конструктивной гибели транспортного средства. Исключается ответственность страховщика за ущерб в связи со смертью пассажиров и причинением вреда их здоровью, гибелью или повреждением перевозимых грузов или имущества.
На страхование принимаются:
корпус (англ. Hull, нем. Kasko) судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой),
фрахт (плата за морскую перевозку груза);
расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна;
суда в постройке.
Более полное название — страхование корпуса, машин и оборудования судов (англ. Hull & Mashinery Insurance).
Договор страхования судов заключается на основе письменного заявления, в котором указываются следующие сведения:
тип, название, год постройки, брутто и нетто-регистровый тоннаж судна;
страховая сумма, условия страхования;
порт отправления и порт назначения (при страховании на рейс);
район и время плавания (при страховании на срок);
характер грузов, перевозимых на судне.
Если судно страхуется на одно плавание, то указывается дата начала и окончания плавания, пункты захода и длительность рейса.
Если судно страхуется на одно плавание, то указываются даты начала и окончания плавания, пункты захода и длительность рейса.
Если судно страхуется на определенный период времени, то записываются границы плавания и срок страхования.
Страховая ответственность наступает в случаях:
полной гибели (судовладелец лишился судна безвозвратно);
частной аварии (частичной случайной утраты), т.е. когда собственность находится в состоянии, не подлежащем реставрации (указанное состояние наблюдается в случае, если расходы на ремонт и починку превосходят стоимость корабля после ремонта);
взносов по общей аварии;
ответственности за столкновение;
расходов по спасению, включая судебные издержки и затраты на оплату труда.
Суть страхования судов:
ограничение сферы страхования, которая выступает весьма конкурентной, так как
в мире насчитывается около 80 тыс. судов;
определенный период страхования (как правило, год);
обязательное указание в полюсе географических границ планирования перевозки грузов;
определение страховой суммы и тарифа в индивидуальной форме для каждого судна, поскольку не существует одинаковых условий использования и характеристики судов.
Тарифная ставка определяется с учетом следующих показателей:
стоимости судна;
возрастной категории судна;
разновидности судна;
грузоподъемности;
силы двигателя;
систематизации;
флага, под которым ходит судно;
зоны плавания;
соглашения страхового покрытия.
Основные риски, принимаемые на страхование по договору страхования, — убытки в результате нанесения ущерба:
от пожара;
бури;
удара молнии;
других стихийных бедствий;
столкновения судов;
посадки судна на мель;
повреждения портовых сооружений;
загрязнения моря нефтью;
принятых мер для спасения, розыска судна;
ликвидации последствий морских катастроф.
Не возмещаются убытки, которые возникли в результате:
умысла, опрометчивости страхователя;
известной страхователю немореходности судна до выхода судна в плавание;
изнашиванию судна в ситуациях, не предусмотренных его типом;
прямого или косвенного влияния радиации или радиоактивного заражения;
нерационального содержания судна и экипажа;
удаления остатков застрахованного судна, причиняющих вред окружающей среде, здоровью людей и имуществу третьих лиц;
косвенных действий страхователя.
Страхование грузов
Страхование грузов (карго) (от англ. Cargo Insurance) — один из видов транспортного страхования.
Объектами страхования являются грузы, перевозимые морским, а также железнодорожным, воздушным и другими видами транспорта.
Обладая страховым интересом к страхованию грузов, в заявлении страхователь обязан сообщить точные сведения об объекте страхования;
название, род упаковки, число мест, вес грузов;
номера и даты коносаментов или других документов;
название, год постройки, флаг и тоннаж судна;
способ отправки груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпно, наливом и т.д.);
пункты отправления, перегрузки и назначения груза;
дату отправления груза;
страховую сумму, условия страхования и т.д.
Условия страхования грузов.
1. С ответственностью за все виды риска. При этом возмещению подлежат убытки, расходы и взносы по общей аварии, а также убытки от повреждения и полной гибели всего или части застрахованного груза, происшедшие по любой причине, кроме военного риска, воздействия радиации, умысла или грубой небрежности страхователя, особых свойств груза и риска, связанного со спецификой груза и его транспортировкой.
Договор, заключающийся на данных условиях, обеспечивает объем страхового покрытия, поскольку страхует от всех рисков:
стихийных бедствий;
пожара;
взрыва;
затопления;
выброса газа;
аварии транспортного средства;
крушения;
кражи со взломом;
действия третьих лиц.
Груз не подлежит страхованию:
при опоздании с доставкой, приводящем к потере рынка, и вытекающих из этого убытках всех видов;
порче и изменении товаров по естественным причинам;
краже, участниками которой были служащие страхователя, и т.п.
За дополнительную премию по договоренности сторон некоторые исключения из объема ответственности виды риска могут быть застрахованы отдельно.
Срок договора страхования грузов по открытому полюсу на определенный период не превышает 12 месяцев. Иногда заключают договор на конкретную перевозку.
2. С ответственностью за частную аварию (этот вид оговорок страхования грузов иногда кодируется буквой «Б»). При этом возмещению подлежат убытки в результате пожара, взрыва, выброса судна на берег, посадки на мель, затопления, опрокидывания, схода с рельсов погрузочных кранов, столкновения с другим судном и плавающими в море предметами, выгрузки застрахованных грузов в порту бедствия (промежуточном порту или порту-убежище), землетрясения, вулканической активности, удара молнии, выброса груза волной за борт, попадания морской, речной или озерной воды в судно, контейнеры, лифты, транспортеры и т.д., порче груза при погрузке и выгрузке.
3. Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения (оговорки типа «С»). Ответственность страховщика в этом случае ограничивается примерно тем же кругом рисков, что и на условиях типа «Б», но возмещению подлежат убытки от полного уничтожения всего или части груза, а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случае крушения или столкновения судов, опрокидывания, посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне.
Страхование фрахта
Страхование фрахта (от англ. freight insurance) — один из видов страхования судовладельцев.
Фрахт — это плата грузовладельца судовладельцу за перевозку его грузов. Потеря фрахта может быть включена в условия страхования каско. Такая ситуация может произойти в силу аварии на судне, в результате чего корабль будет вынужден отклониться от курса и зайти в другой порт. Здесь он может простоять на ремонте некоторое время, из-за чего перевозчик потеряет возможность доставить заказанный груз. В этом случае страховщик покрывает разницу в оплате.
В зависимости от условий оплаты фрахта в качестве страхователя могут выступать владелец груза, перевозчик, либо тот и другой вместе. Если, например, фрахт (груз) по договору морской перевозки оплатят перевозчику при всех условиях, в том числе в случае гибели судна с грузом, то в страховании фрахта заинтересован грузовладелец, так как это гарантирует ему полное или частичное возмещение при утрате всего или части груза. Если фрахт подлежит оплате по доставке груза в порт назначения, то данное страхование обеспечивает интересы и перевозчика, и грузовладельца: первый не получит платы, если судно не доставит груз в порт назначения (например, в результате его гибели), а второй должен будет оплатить фрахт при доставке груза хотя бы в поврежденном виде. В этом случае перевозчик заинтересован в страховании фрахта только на случай полной гибели всего груза или его части, а грузовладелец — при всех прочих последствиях страховых случаев, от которых застрахован груз. Также в данном виде страхования может быть заинтересован только перевозчик, если какие-либо причины могут помешать использованию судна под погрузку (например, судно отправляется в рейс, чтобы загрузиться в другом порту, и в пути возможны его гибель или повреждение).–PAGE_BREAK–
Страхование фрахта по условиям каско предусматривается по статье «увеличенная стоимость». Эта статья включает расходы по эксплуатации судна. Страховая сумма может быть увеличена до 20% фактической стоимости судна. При этом, однако, покрывается до 50% предполагаемого фрахта, поскольку фрахт обычно полностью оплачивается по прибытии корабля в порт назначения.
При страховании фрахта всегда учитываются сложные взаимоотношения сторон, что обусловливает использование специфического механизма страхового покрытия.
На основании рассмотренного материала, в целом, можно сказать, что страхование водных транспортных средств занимает не последнее место в мировой практике страхования. Потому, что в наши дни объем грузов, перевозимых морским флотом достаточно велик, что в свою очередь приводит к необходимости страхования его от непредвиденных потерь или иного рода бедствий, которые могут возникнуть, как с самим грузом, так и транспортным средств.
Задание:
Чем вызвана необходимость ускоренного развития страхового дела в России?
а) наличием нестабильной экономики;
б) криминогенной обстановкой;
в) широкомасштабной приватизацией.
Ответ:
Необходимость ускоренного развития страхового дела в России вызвана наличием нестабильной экономики, а так же криминогенной обстановкой в стране.
Объектами страхования всё больше становятся убытки от краж, угонов транспортных средств и разбойных нападений.
В связи с нестабильной экономикой предприятия испытывают потребность в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев предприятия, связанных с неплатежеспособностью покупателей и неритмичными поставками сырья.
Что такое страховая премия?
а) размер вознаграждения агенту, брокеру;
б) размер платы страхователя за договор страхования.
Ответ:
Под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
Страховщик при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, вправе применять разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска.
В предусмотренных законом случаях размер страховой премии определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными или регулируемыми органами государственного страхового надзора.
Если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, договором могут быть определены последствия неуплаты в установленные сроки очередных страховых взносов.
Если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик вправе при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования зачесть сумму просроченного страхового взноса (ст.954 ГК РФ).
В какие сроки следует сообщить страховщику о повреждении застрахованного имущества в результате наступления страхового события?
а) незамедлительно после установления факта повреждения имущества в результате наступившего страхового события;
б) в месячный срок;
в) в сроки, согласованные страховщиком и страхователем.
Ответ:
Страхователю следует обращать особое внимание на то, как в договоре и в правилах страхования определены срок и способ уведомления страховщика о наступлении страхового случая. В соответствии со ст.961 ГК РФ уведомление должно быть сделано незамедлительно после того, как стало известно о страховом случае. Если в договоре установлены срок и способ уведомления, их следует соблюдать.
Срок исковой давности по договорам имущественного страхования?
а) 5 лет;
б) 3 года;
в) 1 год.
Ответ:
Согласно ст.966 ГК РФ иск по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, может быть предъявлен в течение двух лет.
Имеет ли право страховщик на проведение обследования застрахованного объекта?
Да Нет
Ответ:
Согласно ст.945. ГК РФ при заключении договора страхования имущества страховщик вправе произвести осмотр страхуемого имущества, а при необходимости назначить экспертизу в целях установления его действительной стоимости, а при заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья.
Задания: Задача №1.
Для лица, чей возраст 40 лет, вероятность прожить еще один год (Р40) составляет
/>
вероятность умереть в течение предстоящего года (q40) жизни равняется
/>
вероятность пожить пять лет (5Р40) к ряду равняется
/>
вероятность умереть в течение предстоящих пяти лет (l5q40) равняется
/>
вероятность умереть на пятом году жизни (5lq40) равняется
/>
Задача № 2
Стоимость застрахованного имущества составляет 17500 д. е., страховая сумма 17000 д. е., ущерб страхования — 10450 д. е. Исчислить страховое возмещение по системе первого риска и системе пропорциональной ответственности.
Решение:
Страхование по системе первого риска предполагает выплату страхового возмещения в размере ущерба, но в пределах страховой суммы. Для условий данной задачи страховое возмещение по системе первого риска составляет 10450 д. е.
Расчет страхового возмещения по системе пропорциональной ответственности осуществляется по формуле:
/>
В соответствии с условиями задачи страховое возмещение по системе пропорциональной ответственности составит 10151 д. е. (10450/>17000 д. е): 17500 д. е.
Список литературы
Страхование от А до Я. — М., 1996г.
Шахов В.В. Страхование. — М., 1997г.
Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект. — М., 1992г.
Краткий курс по страхованию: учеб. пособие /Ю.Е. Короткова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство «Окей-книга», 2008. — 160 с.
Курс лекций по дисциплине «Страхование» / Клепикова Т.А., Ткачук Г.К., Михалева Г.А., 2007. — 111с.
Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть II, глава 48.