На правах рукописиМацкевич Ж.В. Развитие изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино. Автореф. .. дис. канд.пед. наук. М., 2009.МАЦКЕВИЧ ЖАННА ВЛАДИМИРОВНАРАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В РИСОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО КИНОСпециальность 13.00.07 – теория и методика дошкольного образованияАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наукМОСКВА-2009Работа выполнена на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»^ Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцентКазакова Римма ГригорьевнаОфициальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцентДмитриев Юрий Александровичкандидат педагогических наук, доцент,^ Мельникова Ольга Викторовна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт» Защита диссертации состоится « ^ 16 » ноября 2009 года в 14 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.154.26 при ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 117571, г. Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. 735С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г.Москва, ул. Малая Пироговская, д.1. Автореферат разослан « ___» ___________ 2009 годаУчёный секретарь диссертационного Совета В.В.Линьков^ Общая характеристика работыАктуальность исследования. Отечественные психологи и педагоги рассматривают детское творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность, естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Кузин, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.). В теории и практике дошкольного образования накоплен немалый опыт развития творчества детей в разных видах художественной деятельности, в том числе: в изобразительной (Т.А. Буянова, Т.Н. Доронова, О.Ю. Зырянова, Е.И. Игнатьев, Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, О.В. Мельникова, С.В. Погодина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова и др.), в художественно-речевой (Н.С. Карпинская, Л.А. Пеньевская, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.), в музыкальной (Н.А. Ветлугина, М.Б. Зацепина, Л.Н. Комиссарова, Н.А. Метлов, О.П. Радынова, А.И. Ходькова и др.). Развитие детского художественного творчества – сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства (Н.Э. Басина, В.В. Богданова, С.П. Козырева, С.И. Мерзлякова, Г.П. Новикова, Г.А. Савостина, О.А. Суслова). Несмотря на значительный вклад исследователей в изучение проблемы развития художественного творчества детей дошкольного возраста, многие её аспекты остаются недостаточно изученными. Так, влияние на развитие детского рисования такого синтезированного искусства как кино, объединяющего характерные черты практически всех традиционных искусств, специально не изучалось. Не раскрыты возможности развития изобразительного творчества дошкольников средствами мультипликационного кино в условиях современного оснащения педагогического процесса детского сада мультимедиа техникой. Проблема исследования и её актуальность выявлена нами и в результате многолетнего изучения и анализа практики. Внедрение мультимедиа техники позволило детям смотреть мультипликационное кино как дома, так и в детском саду. Однако, анализ практики показал, что детское рисование обогащено новыми образами из мультфильмов только у детей, которые смотрят их вместе с родителями, дома. В детском саду просмотр кино используется как заполнение досуга, не обсуждается, не сопровождается последующим выражением отношения к образам кино и зрительно-наглядному ряду художественных средств, использованных художниками-мультипликаторами с учётом детского восприятия. В практике настоятельно ставится проблема изучения использования кино в процессе дошкольного образования, в частности, объединения двух любимых детьми видов деятельности – киновосприятия и рисования. Проблема кинообразования и киновоспитания школьников исследовалась педагогами Л.М. Баженовой, О.А. Барановым, И.В. Вайсфельдом, Н.В. Гутовой, И.С. Левшиной, С.А. Пензиным, Л.Л. Сикорук, В.С. Собкиным, В.А. Толоконниковым, Ю.Н. Усовым, А.В. Шариковым, А.В. Фёдоровым и др. В дошкольном образовании эта проблема изучалась только в трёх исследованиях: М.Л. Варшавской (1953 г.), З.А. Тидикиене (1972 г.), В.Д. Сыч (1979 г.). Однако влияние киноискусства на развитие художественного творчества в этих исследованиях не рассматривается. В результате нами выявлены противоречия между признанным развивающим потенциалом киноискусства и недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития изобразительного творчества детей под влиянием мультипликационного кино; между проблемой восприятия широкого круга образов, изображённых в мультипликационном кино, и недооценкой их влияния на обогащение образного содержания и тематики детского рисования. На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования – каковы педагогические условия и методика развития детского изобразительного творчества в рисовании под влиянием мультипликационного кино? Решение проблемы является целью исследования.Объект исследования – процесс развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино.^ Предмет исследования – педагогические условия развития изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино.^ Гипотеза исследования. Предполагается, что использование мультипликационного кино будет способствовать развитию изобразительного творчества у старших дошкольников при следующих педагогических условиях: – отбора мультфильмов с гуманно-эстетическим содержанием и художественными изобразительно-выразительными средствами, стимулирующими возникновение замысла и реализацию его в детском рисовании; – разработки методики развития изобразительного творчества в рисовании, направленной на поэтапное усвоение изобразительно-выразительных экранных средств и интерпретацию их в рисунках. Для подтверждения выдвинутого предположения поставлены следующие задачи: Изучить теоретические основы проблемы развития детского изобразительного творчества и уточнить содержание понятия «изобразительное творчество в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино»;Определить критерии оценки развития изобразительного творчества в рисовании у старших дошкольников под влиянием просмотра мультфильмов;Исследовать уровни развития детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино; Определить педагогические условия развития изобразительного творчества в рисовании под влиянием просмотра мультфильмов;Разработать методику поэтапного развития детского изобразительного творчества на основе ознакомления детей с искусством мультипликационного кино;Экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития детского изобразительного творчества.^ Методологическую основу исследования составили теоретические положения эстетики о роли искусства в эстетическом развитии (Р. Арнхейм, А. Базен, З. Кракауэр, Г. Э. Лессинг, Ю. Лотман); положения психологии об особенностях детского изобразительного творчества (Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Е. М. Игнатьев, В. С. Мухина, Б. М. Теплов и др.); теоретические положения в педагогических исследованиях по развитию детского изобразительного творчества (Н.С. Александрова, Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Р.М. Чумичёва и др.); научные исследования в области киноведения и психологии восприятия кино (С.М. Иванова, А.И. Космодемьянская, Л.В. Крапивская, И.С. Левшина, А.А. Леонтьев, И.С. Немченок, А.А. Степанов); исследования по проблемам кинообразования и киновоспитания (Л.М. Баженова, О.А. Баранов, И.В. Вайсфельд, Н.В. Гутова, С.А. Пензина, Л.Л. Сикорук, В.С. Собкин, В.А. Толоконников, Ю.Н. Усов, А.В. Шариков, А.В. Фёдоров и др.); теоретические положения в педагогических исследованиях по использованию кино в системе дошкольного образования (М.Л. Варшавская, З.А. Тидикиене, В.Д. Сыч). В исследовании использовались следующие методы:- теоретический анализ философской, искусствоведческой, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;- наблюдение за детьми во время бесед, просмотров фильмов, занятий;- анализ детских рисунков, выполненных под влиянием образов кино;- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);- анкетирование педагогов и родителей;- математический метод обработки данных.^ Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе экспериментальных площадок ГОУ детский сад №1406 ЮЗОУО г. Москвы и ГОУ детский сад №1276 ЮЗОУО г. Москвы, ГОУ Центра развития ребёнка №1462 ЮЗОУО г. Москвы. Исследование выполнялось в 2004-2009 учебные годы в три этапа.^ Первый этап (2004-2005 гг.) – поисково-теоретический, включающий изучение и анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, философской литературы; определение цели, задач, предмета, объекта и гипотезы исследования; разработку и проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей влияния просмотров мультипликационных фильмов на детское рисование.^ Второй этап (2005-2007 гг.) – опытно-экспериментальный, включающий разработку и реализацию программы формирующего эксперимента, отбор фильмов для просмотра, организацию и проведение в старших группах детского сада формирующего эксперимента, направленного на выявление педагогических условий и наиболее эффективных методов развития детского изобразительного творчества, под влиянием ознакомления с мультипликационными фильмами.^ Третий этап (2007-2009 гг.) – заключительно-обобщающий, включающий контроль, обобщение, систематизацию и анализ результатов эксперимента; апробацию и внедрение основных результатов исследования; оформление текста диссертационного исследования. Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, состоят в том, что: – проведён целостный анализ проблемы развития детского изобразительного творчества под влиянием образов мультипликационного кино в условиях бурного развития медиа-технологий и широкого внедрения их в педагогический процесс детского сада; – обоснованы требования к отбору мультфильмов для просмотра с детьми с целью развития изобразительного творчества; – выявлены педагогические условия поэтапного развития детского изобразительного творчества под влиянием ознакомления с мультипликационным кино как видом изобразительного искусства; – разработаны критерии оценки развития изобразительного творчества под влиянием мультипликационных фильмов; – экспериментально проверена эффективность разработанной методики развития детского изобразительного творчества.^ Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования обеспечивается методологической основой изучения проблемы, обоснованностью исходных параметров работы, основывающихся на культурологическом, личностном, системном, деятельностном подходах; применением методов, адекватных цели, задачам исследования; положительными результатами опытно-экспериментальной работы и их воспроизводимостью в других образовательных учреждениях, одобрением и награждением Дипломами «Ярмарки педагогических инновационных идей на Юго-Западе» г. Москвы в 2006 и 2007 годах.^ Научная новизна исследования. 1. Отобраны мультфильмы на основе их искусствоведческой характеристики для просмотра с детьми;2. Разработана поэтапная методика развития изобразительного творчества в рисовании, направленная на усвоение изобразительно-выразительных экранных средств и интерпретацию их в рисунках;3. Определены требования для отбора мультфильмов с целью развития детского изобразительного творчества;^ Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено содержание понятия «изобразительное творчество в рисовании у старших дошкольников»; разработаны критерии оценки развития детского изобразительного творчества под влиянием мультфильмов.^ Практическое значение исследования. На основе результатов исследования разработаны содержание и методика развития детского изобразительного творчества под влиянием мультипликационных фильмов. Результаты исследования внедрены в практику работы детских студий изобразительного искусства, рекомендованы для включения в спецкурс по специализации «Развитие детского изобразительного творчества» на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Разработаны и опубликованы методические рекомендации по развитию детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино. На защиту выносятся следующие положения: 1. Изобразительное творчество в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино является процессом эстетического усвоения мультипликационных художественно-выразительных средств, стимулирующих возникновение замысла и интерпретацию их в детском оригинальном рисунке. 2. Основанием к отбору фильмов являются гуманно-эстетическое содержание, ясность изображения замысла и композиции, красочность, простота и доступность речи героев. Следующие средства художественной выразительности кино соответствуют возрастным возможностям восприятия детей старшего дошкольного возраста и отражения их в рисунках: многообразие героев, динамика форм, сложная композиция кадра, выразительный колорит, богатство изобразительных техник 3. Методика развития изобразительного творчества в рисовании, направленная на усвоение изобразительно-выразительных экранных средств и интерпретацию их в рисунках, реализуется поэтапно. Первый этап – ознакомление с многообразием героев в кукольных, рисованных, компьютерных мультфильмах методом «экспериментирования с новыми образами»; второй этап – обучение восприятию и изображению движения героев методом «диагностики динамики образов»; третий этап – формирование умений воспринимать композиции кинокадров и строить композиционное пространство рисунка, как кадр фильма, методом «моделирования игровой ситуации»; четвёртый этап – развитие восприятия колористических решений мультфильмов, чувства цвета и умений подбирать сложные цветосочетания методом «сравнительного анализа»; пятый этап – активизация желания и умения выбирать и обучаться разнообразным техникам изображения, используемых художниками-мультипликаторами, методом «экспериментирования с новыми художественными техниками».^ Апробация исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-практической конференции «Проблемы и перспективы дошкольного образования» 16 марта 2006 года, на студенческой научно-практической конференции «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» 20 апреля 2006 г. на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ, на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ, в спецкурсе «Актуальные проблемы развития детского изобразительного творчества» в специализации на факультете дошкольной педагогики и психологии, на семинаре в экспериментальной площадке ГОУ д/с №1276, 1406 ЮЗОУО, на педсовете ГОУ д/с №1462 ЮЗОУО г. Москвы, на «Ярмарке педагогических инноваций на Юго-Западе» в 2006 г., 2007 г.^ Структура диссертации обусловлена целью и основными задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы, приложения. ^ Основное содержание работыВо введении обосновывается актуальность исследования развития детского изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино, определяется проблема научного поиска, объект, предмет исследования, формулируются цели, задачи, основная гипотеза исследования, раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.^ В первой главе «Теоретические основы развития детского изобразительного творчества под влиянием мультипликационного кино у детей старшего дошкольного возраста» анализируется состояние разработанности проблемы развития изобразительного творчества, вопросы использования киноискусства в педагогике, изучаются изобразительно-выразительные средства экранного искусства и психологическое воздействие их на зрителя, в том числе и детей дошкольного возраста. Анализ проведённых исследований направлен на изучение проблем и вопросов, поставленных учеными в хронологическом аспекте, т. е. анализ подходов к изучению детского изобразительного творчества в начале возникновения интереса к нему, в процессе их изменений на протяжении двадцатого века и актуальности их развития в настоящее время. Внимание исследователей привлекали первые детские каракули, сделанные детьми карандашом на бумаге, которые начали рассматриваться как символы детского самовыражения. С этого момента проводятся наблюдения за детским манипулированием изобразительными инструментами и делаются выводы о том, что ребенок не столько выражает свое «родовое начало», сколько отражает увиденное. Обнаружив влияние внешнего воздействия на рисование, взрослые стали обучать детей изображению простейших элементов, что привело к возникновению шаблонных изображений, которые известный исследователь детского рисования Е.А. Флёрина определила как «рутинёрство», которое необходимо устранять правильным руководством. Первая половина двадцатого века характеризуется как непрерывная дискуссия по вопросам «является ли детская изобразительная деятельность творчеством?», «учить или не учить детей дошкольного возраста рисованию?». В ходе преодоления противоречивых подходов к обучению детей рисованию определялись и формулировались содержание понятия и определения детского изобразительного творчества. В результате теоретического анализа исследований нами сделан вывод о том, что вторая половина двадцатого века может характеризоваться как широкое признание детского изобразительного творчества и внедрение в педагогический процесс детского сада обучения дошкольников. Исследователей интересовали вопросы не «учить или не учить детей», а вопросы «как учить детей» с целью развития детского творчества. В теории дошкольного воспитания имеется ряд исследований, посвящённых проблемам приобщения дошкольников к искусству. Исследователи отмечают, что дети проявляют интерес к различным видам изобразительного искусства. Им доступно понимание содержания живописных произведений, восприятие средств выразительности (Н.А. Вершинина, Е.В. Виноградова, Н.М. Зубарева, Р.М. Чумичёва); дети способны воспринимать графику, условность художественных образов (В.А. Езикеева, Р.Я. Киснова, Р.А. Мирошкина). Некоторые исследования (В.В. Богданова, С.П. Козырева, Т.А. Котлякова, Г.А. Савостина, Е.Л. Трусова, Р.М. Чумичёва) посвящены синтезу искусств и художественных видов деятельности как педагогическому условию, направленному на разностороннее художественное развитие дошкольников, в том числе на развитие детского изобразительного творчества. Из проведённого анализа литературы следует вывод о том, что в поле зрения исследователей находились разные аспекты проблемы развития изобразительного творчества. Однако возможности мультипликационного кино в развитии детского изобразительного творчества не выявлены. Хотя в искусствоведении каждый кадр мультипликационного кино в 20 веке признан как вид изобразительного искусства. Несмотря на то, что этот вид искусства обладает своими специфическими возможностями развития изобразительного творчества, он синтезирует в себе изобразительно-выразительные средства разных искусств, но нагляднее всего – изобразительных. Теоретический анализ изучаемой проблемы показал, что за столетний период интереса и изучения проблемы накоплены факты, доказательства, определения, пути и средства развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. На основе рассмотренных исследований можно сделать вывод о том, что при разных подходах, определениях просматриваются общие положения. Так, все исследователи признают, что философское определение творчества как создание нового, оригинального, ранее не существовавшего, общественно значимого является методологическим обоснованием определения детского творчества (при дополнении понятия «общественно значимого» для самого ребенка). Психологическое определение «детского изобразительного творчества» как возникновение и реализация замысла доступными изобразительно-выразительными средствами в разных изобразительных материалах является теоретическим обоснованием поисков путей и средств обогащения детских замыслов и развития ручной умелости. Педагогическое определение содержания понятия «развитие детского изобразительного творчества» логично выводится из философского и психологического определений как усвоение детьми готового художественного опыта, накопленного многими поколениями художников, интерпретированного для восприятия и комбинирования в детских изображениях. Исходя из вышеизложенного, мы определяем содержание понятия «изобразительное творчество в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино» как процесс эстетического усвоения мультипликационных художественно-выразительных средств, стимулирующих возникновение замысла и интерпретацию их в детском оригинальном рисунке. Теоретический анализ исследований в области киноискусства показал наличие в зрительной наглядности кино изобразительно-выразительных средств, которые легко воспринимаются, т. к. «раскрыты» последовательно, на отдельных кадрах, в то время как, например, в живописи сконцентрированы в сложной композиции, что затрудняет их восприятие детьми. Из анализа теории кино нами сделан вывод о том, что такое последовательное демонстрирование закономерностей изображения может положительно влиять на развитие детского изобразительного творчества при условии целенаправленного ознакомления и восприятия детьми дошкольного возраста экранных изобразительно-выразительных средств. Решая проблемы кинообразования и киновоспитания, оказывается возможным широко использовать и произведения других видов и жанров искусства, применять задания для детей, с одной стороны – развивающие их способности, связанные с кино, но, с другой стороны, служащие целью развития некоторых общих способностей, таких, как творческое воображение, мышление, продуктивное восприятие, речь. Своеобразие и эффективность такого средства всестороннего развития состоит в том, что кино в качестве образца синтетического вида искусства является комплексным, но при этом как всякое художественное произведение остается внутренне целостным и гармоничным. Однако, в исследованиях не изучалась проблема влияния мультипликационных фильмов на развитие изобразительного творчества, на изучение не прямого, а опосредованного обучения детей рисованию на основе восприятия не шаблонных образцов, а вариативных изображений, использованных художниками-мультипликаторами. Это ещё раз подтвердило необходимость экспериментального изучения проблемы, чему посвящена вторая глава.Во второй главе – «Экспериментальное изучение проблемы развития изобразительного творчества в рисовании у старших дошкольников средствами мультфильмов» раскрываются организация, методика, содержание и результаты экспериментального исследования. Проанализированы результаты экспериментальной работы двух групп дошкольников: контрольной и экспериментальной. Всего в эксперименте участвовало более 150 детей дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента был использован комплекс методов: анкетирование, беседы, наблюдение за детьми во время бесед и просмотров фильмов, анализ детских рисунков. В связи с выдвинутой гипотезой на констатирующем этапе исследования ставилась цель: выявить уровни развития детского творчества под влиянием образов кино. В результате теоретического анализа литературы, просмотра и анализа мультфильмов нами определены следующие требования к отбору фильмов для проведения эксперимента: гуманно-эстетическое содержание, ясность замысла и композиции, красочность, простота и доступность речи героев. Изобразительно-выразительные средства экранного языка кинематографа соответствовали возможностям усвоения и передачи их в рисунках (многообразие героев, динамика форм, сложная композиция кадра, выразительный колорит, богатство изобразительных техник). На основе теоретического анализа литературы определены критерии оценки развития детского изобразительного творчества в рисовании по мотивам мультфильмов: наличие замысла, выразительность изображаемых образов, оригинальность изображаемых образов. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что просмотр фильмов в педагогическом процессе детского сада предусмотрен как заполнение свободного времени, как иллюстрирование литературного материала. Недостаточно внимания уделяется изучению влияния богатых изобразительно-выразительных средств кино на развитие детского изобразительного творчества. Целью формирующего эксперимента явилась разработка и экспериментальная проверка содержания и методики ознакомления детей с искусством мультипликационного кино, как средством развития детского изобразительного творчества. Задачи формирующего эксперимента: ознакомление с многообразием героев в кукольных, рисованных, компьютерных мультфильмах; обучение изображению динамики образов; формирование эстетических представлений о колористических художественных средствах искусства кино как о сложных цветосочетаниях, выражающих настроение или отношение; развитие у детей чувства композиции (смысловой центр, глубина пространства, элементы перспективы, заслоняемости, непрозрачности в изображении); активизация желания и умения выбирать и обучаться разнообразным техникам изображения. С целью определения последовательности просмотра разного вида мультфильмов были изучены, просмотрены и проанализированы более 200 мультипликационных фильмов, созданных разными техниками экрана – кукольных, рисованных, компьютерных и выявлены их различия, что послужило обоснованием этапности их использования для развития детского изобразительного творчества. При проведении экспериментальной работы с детьми в дошкольных учреждениях, отборе фильмов и организации просмотров, предварительной и последующей деятельности детей учитывались санитарные нормы, изложенные в нормативах документах. Формирующий эксперимент включал пять серий просмотров-игр (30 занятий), индивидуальные занятия и экскурсии в кинотеатр. Занятия проводились два раза в неделю во второй половине дня в игровых ситуациях. Методика экспериментальных просмотров кино, игр, занятий строилась на принципах свободы выбора замысла, сюжета, героев, способов их расположения и изображения в пространстве листа, адекватных изобразительных техник. Разработаны и использованы следующие методы развития детского изобразительного творчества: метод экспериментирования с новыми образами, диагностирования динамики образов, моделирования игровой ситуации, метод сравнительного анализа, метод экспериментирования с новыми художественными техниками. Каждое экспериментальное занятие состояло из трёх частей, которые отделялись одна от другой проведением физкультминутки, переходом из одного помещения в другое, либо оздоровительной процедурой (приём коктейля) и др.Первая часть занятия – «Мы выбираем мультфильм», в которой детей знакомили с разнообразием мультипликационных фильмов на дисках и видеокассетах. Дошкольники рассматривали кадры из фильмов, размещённые на афишах, иллюстрациях, узнавали знакомые образы и каждый из фильмов хотели посмотреть.Во второй части занятия – «Мы любим смотреть мультфильмы» задания варьировались: по предложению педагога и по выбору детей. Занятия проводились в игровой ситуации «Посещение кинотеатра». Часто дети приглашали для совместного просмотра своих родителей, братьев, сестёр или бабушек. Дети просматривали мультфильм или фрагмент мультфильма, проводилась беседа, после которой детям предлагалось рассказать об увиденном в рисунке. В беседе, обсуждении фильма принимали участие и приглашённые взрослые. Затем дети переходили в студию изобразительного творчества, где могли в творческой деятельности выразить своё отношение к увиденному.Третья часть занятия – «Мы рисуем на тему мультфильма» посвящалась активизации интереса и желания детей выразить эстетические впечатления от фильмов, создавались условия для практической изобразительной деятельности. Для поддержания интереса к увиденному педагог вопросами уточнял результат восприятия мультфильма детьми, обеспечивал выбор изобразительных материалов и обучал детей технике рисования, если она была новой для детей, создавал условия для осмысления впечатлений от фильма и на этой основе изображения образов кино в рисунках. С целью приобщения детей к эстетическим, изобразительно-выразительным качествам образов кино разработаны серии формирующих занятий.^ Первая серия «Многообразие героев в кукольных, рисованных и компьютерных мультипликационных кинофильмах» разработана с целью формирования эстетического восприятия образов кино в процессе просмотра мультфильмов, возникновения замысла и изображения его в рисунках. Необходимо было познакомить детей с разными видами мультипликации (кукольной, рисованной, компьютерной) в сравнении на экране, что способствовало обогащению их эмоционального опыта, расширению представлений о разных характерах образов и возникновению замысла. Обогащению эмоционального опыта дошкольников способствовала и музыка в мультипликационных фильмах, сопровождающая сюжет. Так, в рисованных мультфильмах «Мальчик и лягушонок» исполнялась музыка А. Вивальди, в мультфильме «Прогулка» – С. Прокофьева из сборника «Детская музыка», в мультфильме «Жар-птица» звучали фрагменты из балета И. Стравинского «Жар-птица». Музыка мультфильма способствовала активизации чувств, настроений, отношения к определённому характеру событий, а затем передаче в изображаемых образах в рисунке своего понимания, выраженного в музыке настроения. ^ Метод экспериментирования с новыми образами подразумевал узнавание, выбор, сравнение героев мультфильмов, определение «нравится – не нравится», «злой-добрый», «умный-глупый», «честный-лживый». На занятиях была создана эстетическая среда, которая включала создание зрительного ряда на основе эмоционально-характерных образов в произведениях мультипликации. Как дополнительная наглядность, использовались афиши, иллюстрации к детским книгам, педагогические рисунки. Материально-техническое оснащение занятия включало наличие аппаратуры, достаточное количество отобранных мультфильмов, разнообразных изобразительных материалов, оборудование, дидактические пособия и т. д.^ Вторая серия «Динамика выразительных образов» посвящена формированию представлений о средствах передачи движения, действий и «взаимодействий» героев, обучение детей многообразию и вариантам способов изображения динамичности, изменчивости форм. В ходе серии дети просматривали сюжеты кукольных, рисованных, компьютерных мультфильмов и определяли динамику образов. Метод диагностирования динамики образов предполагал определение детьми «что делают герои?» и воображение «что делали?» или «что будут делать герои?». В ходе просмотра фильмов, занятий и игр у дошкольников формировалось понимание того, что действия, поступки, настроение, эмоции героев могут быть переданы изображением позы тела, жестов, расположением относительно других героев. ^ Третья серия «Композиция» направлена на обучение детей расположению героев в пространстве, формирование умений в изображении смыслового центра, глубины пространства, элементов перспективы, светотени, заслоняемости, непрозрачности форм предметов. Обучение детей композиции осуществлялось методом моделирования игровой ситуации («Мы – художники-мультипликаторы»), в процессе просмотра отдельных кадров кукольных мультфильмов с определением месторасположения героев в пространстве (где находится герой, кто ближе-дальше), что позволило детям строить пространственно-уравновешенную композицию рисунка как кадр кинофильма.^ Четвёртая серия занятий «Колорит» разработана с целью формирования эстетических представлений о колористических художественных средствах мультипликационных кинофильмов, развития чувства гармонии цветосочетаний, обучения составлению сложных цветовых решений, выражению ими в рисунках своего отношения к изображаемым предметам и явлениям (праздничные – печальные, громкие – тихие, сухие – влажные, грубые – нежные и т. д.). При этом использовался метод сравнительного анализа внешнего вида, характеров, окружающей среды персонажей в процессе рассматривания отдельных кадров рисованных мультфильмов. В структуре этого метода испол
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…