/>/>
Виюне 1931 г. вопрос о состоянии городского хозяйства Москвы рассматривался назаседании Пленума Центрального Комитета ВКП(б). В резолюции Пленума по этомувопросу было указано на необходимость «развернуть серьезную научную технико-экономическуюразработку плана развития… г. Москвы как социалистической столицы пролетарскогогосударства».
ПереустройствоМосквы на основе новых принципов градостроительства началось вскоре после победыВеликой Октябрьской социалистической революции. Уже в 1918–1925 гг. коллективомархитекторов под руководством А. В. Щусева был составлен план «Новая Москва»,в котором отчетливо звучали идеи социалистического преобразования города ибыли предвосхищены многие принципиальные положения первого Генерального планареконструкции Москвы. К 1935 г. разработка этого плана (архитекторы В. Н. Семенов,С. Е. Чернышев и др.) была закончена. 10 июля 1935 г. он был утвержден какосновной документ, определяющий характер реконструкции всех отраслей городскогохозяйства.
/>
Этобыл первый в истории человечества комплексный план реконструкции города,подчиненный интересам трудящихся.
Ужек 1941 г. совершенно преобразились старый городской Центр и Садовое кольцо,превратившиеся в комплекс просторных и благоустроенных улиц с элементамицелостного архитектурного оформления. Даже московским старожилам трудно былоориентироваться в этом непрерывном потоке перемен. Иные улицы «пять дней назадвы видели такими же, какими знали их четверть века, и вдруг все изменилось,–писал о Москве тех лет прекрасный знаток старого города Л. В. Никулин.–Передвами свободные просторы площадей и широкие проспекты и фасады домов, передкоторыми прежний колосс–Дом союзов–флигель, если не хижина». Широким сталТеатральный проезд, обсаженный липами. После сноса Китайгородской стены,ветхих домишек в Охотном ряду, спрямления и расширения проезда по Моховой улицевозникла широкая асфальтированная магистраль, застроенная многоэтажнымизданиями Совнаркома, гостиницы «Москва» и библиотеки им. В. И. Ленина. А совсемеще недавно здесь не было ни зелени, ни простора, и встречные извозчикивстревоженно чмокали, дергались на козлах и, тряся вожжами, осматривались, какбы не зацепить друг друга колесами.
Реконструкцияизменила внешний вид Кремля и Красной площади. Исчезла булыжная мостовая, уступивместо гранитной брусчатке, и Красная площадь, помолодев, как бы расправиласкладки, нанесенные на ее облик временем. Были разбиты каменные оковы лабазов,однообразных торговых помещений, надетые на Красную площадь капиталистическойМосквой и превратившие ее в каменный мешок; просторно и свободно раскинуласьона теперь. В 1937 г. над пятью крупнейшими кремлевскими башнями загорелись рубиновыезвезды–эмблема Советского государства. Разные размеры звезд определялисьразличиями в высоте и в архитектурном решении башен Кремля. Так, расстояниемежду концами лучей у звезд Никольской и Спасской башен–3,75 м, Троицкойбашни–3,5 м, Боровицкой–3,2 м и Водовзводной– 3 м. Каждая звезда была одета втри слоя рубинового стекла, укрепленного на каркасе из нержавеющей стали.(Первые звезды, установленные на четырех башнях Кремля в 1935 г., былиоблицованы медными золочеными листами.)
УлицаГорького, ранее называвшаяся Тверской, также подверглась коренной реконструкции.За старыми двух- и трехэтажными постройками постепенно поднимались многоэтажныекорпуса жилых домов, здания общественного назначения. Когда строительство былозавершено и старые дома снесены, перед взорами людей, пришедших полюбоватьсяна новую улицу Горького, открылась просторная, полная света и воздухасовременная магистраль, ничем не напоминающая старую Тверскую. Ее ширинаувеличилась с 17–20 м до 50– 60 м.
Большиереконструктивные работы велись в районе Арбата. На Смоленской площади былиснесены дома, мешавшие транспортному движению, трамвайная линия, проходившаяпо Арбату и улице Коминтерна (ныне часть проспекта Калинина), уступила местоасфальту, по которому мягко покатились троллейбусы. В Плотниковом переулке ина улице Веснина выросли новые многоэтажные жилые дома.
Значительныеизменения произошли в районе магистрали, пролегающей по Мясницкой улице (нынеулица Кирова), Комсомольской площади. Краснопрудной и Русаковской улицам.Здесь были сооружены крупные здания общественного назначения, в которыхразместились народные комиссариаты земледелия, легкой промышленности, открылсяДом книги.
Любаяреконструкция влечет за собой снос старых построек, мешающих созданию новой,более прогрессивной планировки. Однако строители Москвы старались сохранить то,что имело историческую или большую материальную ценность. Такое отношение кстарой Москве породило передвижку зданий и установку их на новых местах. Вовторой половине 30-х годов в центре Москвы было перемещено свыше 50 зданий.Так, в глубину улицы Горького отодвинулось построенное во второй половинеXVIII в. здание, в котором после революции разместился Моссовет; перемениласвой адрес глазная больница, свыше ста лет простоявшая на Тверской, а теперьпереехавшая в переулок Садовских. Передвижка жилых домов осуществлялась безвсякого нарушения обычного ритма жизни их обитателей: как всегда, действовали водопровод,канализация, телефон, газоснабжение и другие виды коммунального обслуживаниянаселения.
В1936 г. начались работы по реконструкции Большой Калужской улицы (ныне частьЛенинского проспекта). Она была освобождена от ветхих домов, заасфальтирована.Большая Калужская стала одной из первых улиц, где в широких масштабахосуществлялось строительство новых многоэтажных зданий. Впервые встроительной практике шестиэтажный дом возводился поточно-скоростным методомпо совмещенному графику с максимальным использованием сборных деталей иконструкций. Дом был построен всего за пять месяцев и восемь дней. Таких темповстроительства еще не знали в нашей стране.
Одновременноперестраивались Каляевская, Новослободская, Большая Дорогомиловская, 1-я Мещанскаяи десятки других московских улиц. Новые жилые и общественные здания украсилинабережные Москвы-реки–Фрунзенскую, Ростовскую, Смоленскую, Краснопресненскую.
Неузнаваемыстали промышленные районы столицы. Трущобы городских окраин–неотъемлемая чертакапиталистической Москвы–уступали место рабочим кварталам, которые выгляделине хуже, а во многих случаях даже лучше, чем центральные районы. На Симоновкевырос огромный Дворец культуры автозавода. Десятки и сотни благоустроенныхмногоэтажных домов для рабочих автозавода, ГПЗ-1, прожекторного, электрозаводаи др. были построены в Дангауэровке, на Введенских горах. Малой Семеновской иСи-ничкиной улицах, Соколиной горе. Только в 1932–1933 гг. их новоселами стали58 000 рабочих с семьями. Некогда лишенные элементарных бытовых удобств,жители окраин получили газ, электричество, водопровод, канализацию, телефон,радио. Здесь появились фабрики-кухни, хлебозаводы, бани, прачечные, ясли,детские сады. Исчезли болота и свалки. Все основные магистрали, пересекающиепромышленные районы, оделись в асфальт, были озеленены. Новые трамвайные иавтобусные линии связали эти районы между собой и с центром города.
Москвастремительно меняла свой облик. К 1941 г. ее общий жилой фонд увеличился на 6млн. кв. м, т. е. в полтора раза по сравнению с 1913 г. Вместо керосиновых лампи газовых фонарей, скудно освещавших старую Москву, в городе была создана широкаясеть электрического освещения. Свыше 40 000 электрических фонарей залили светоммосковские улицы.
Нарядус жилищным строительством в огромных масштабах велось строительствокультурно-бытовых учреждений. За первые пять лет осуществления Генеральногоплана реконструкции в Москве было построено 379 школ, более 400 детских садови яслей, десятки больничных корпусов, открыто около 300 крупных библиотек и т.д.Московское метро
Многимидостижениями первых пятилеток гордились москвичи. Но с особой любовьюотносились они к своему метрополитену, по праву признанному лучшим в мире.
Решение о строительстве метро в Москве было принятоПленумом ЦК ВКП(б) в июне 1931 г. Проект первой очереди правительствоокончательно утвердило в марте 1933 г., но параллельно его доработке ужес конца 1931 г. по всей трассе первой очереди развернулись строительные работы.Для того чтобы пустить в срок–в начале 1935 г.–11,5-километровую линиюметрополитена, нужно было выполнить объем работ, которого не знала строительнаяпрактика Москвы и других городов Советского Союза: вынуть свыше 2 млн. куб. мгрунта, уложить почти 850 000 куб. м бетона, завезти в Москву миллионы тоннстроительных материалов, оборудования и т. п.
/>
«Метростроит вся страна!»–этот лозунг партии, подхваченный советскими людьми,превратил стройку в подлинно всенародную.
539предприятий страны выполняли заказы Метростроя. Москвичи создали первыйсоветский щит для проходки подземных тоннелей, ленинградцы изготовлялиэскалаторы, Кузнецк поставлял рельсы, Украина и Карелия– гранит, Крым, Урал иКавказ–мрамор.
Большоевнимание строительству метрополитена в Москве уделяли ЦК и МК ВКП(б). В апреле1933 г. Центральный Комитет партии принял специальное решение, сыгравшееважную роль в повышении качества и улучшении организации строительных работ. МКВКП(б) через райкомы партии организовал общемосковское движение помощиМетрострою, самой распространенной формой которого стали субботники ивоскресники трудящихся. Активное участие в сооружении метрополитена принималмосковский комсомол. Только в 1933 г. 13 000 его представителей наделибрезентовые куртки, взяли в руки лопаты, отбойные молотки и спустились подземлю.
Кфевралю 1935 г. были завершены испытания линий первой очереди, и прибывшие в Москвуделегаты VII съезда Советов 6 февраля совершили поездку по всей трассе метро.К началу мая эксплуатационники полностью овладели сложной техникой подземныхтрасс, а 15 мая двери станций метро открылись перед пассажирами– первая очередьметрополитена, от Сокольников до Парка культуры и отдыха им. М. Горького иСмоленской площади, вступила в строй. В канун ее пуска 82ударникам-метростроевцам были вручены ордена Ленина и Трудового КрасногоЗнамени, 36 получили Почетные грамоты ЦИК СССР (среди награжденных был В. Д.Полежаев, именем которого названа одна из современных станций метро). За особыезаслуги в мобилизации комсомольцев на строительство метрополитена орденом Ленинабыла награждена Московская организация ВЛКСМ.
Насооружение первой очереди Московского метро было затрачено в общей сложностинемногим более трех лет. Таких темпов не знала практика мирового метростроения.В Берлине, например, первая линия метро длиной 11 км (более половины ее былопроложено над землей на эстакадах) строилась шесть лет, в Токио 4-километроваятрасса–четыре года.
Всоответствии с Генеральным планом реконструкции столицы вскоре началосьсооружение второй очереди метро протяженностью 15 км. Ее проект предусматривалпродолжение Арбатского радиуса от Смоленской площади до Киевского вокзала истроительство двух новых радиальных линий: Покровского радиуса–от площадиРеволюции до Курского вокзала и Горьковского– от площади Свердлова до поселкаСокол. Всего предстояло построить девять станций.
Вконце 1936 г. был готов и в январе 1937 г. сдан в эксплуатацию Арбатскийрадиус, а в сентябре 1938 г. вступил в строй последний участок второй очереди–Горьковскийрадиус.
Метропрочно завоевывало симпатии москвичей и гостей столицы. Из года в год рослочисло пассажиров. В конце 1939 г. через 22 станции Московского метрополитенаежедневно проходило свыше миллиона пассажиров.
Ещевелись работы по сооружению Покровского и Горьковского радиусов, апроектировщики уже разрабатывали проект третьей очереди, которая должна быласвязать с центром города два крупнейших района–автозавода и Измайлова.
Московскийметрополитен по праву считается не только первоклассным инженернымсооружением, но и замечательным произведением искусства. Строителям,архитекторам, художникам удалось придать каждой станции свой неповторимыйоблик. Мозаичные панно и орнаменты, лепные украшения и скульптуры, облицованныемрамором колонны и люстры, излучающие яркий свет,–все это невольно заставлялокаждого впервые попавшего в эти подземные дворцы забывать, что он находитсяна глубине десятков метров под землей.
Посвоим удобствам и внешнему оформлению Московское метро оставило далеко позадиметрополитены, построенные в капиталистических странах. «Да здравствуетметрополитен Москвы–самый лучший метрополитен мира, грандиозное сооружение,достойное Советской власти!»–так восторженно писали представители рабочейФранции, посетившие Москву в 1938 г.Волга у стен Кремля
Однимиз крупнейших событий 30-х годов, оказавшим большое влияние на развитие народногохозяйства столицы, стало сооружение канала Москва– Волга.
Сегоднятрудно, почти невозможно представить себе окрестности Москвы без зеркальнойглади водохранилищ– Химкинского, Клязьминского, Пяловского, Учинского,Пестовского, Икшинского, расположенных на трассе канала. Многие годы ониявляются любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы.
Сранней весны до поздней осени канал и его водохранилища напоминают оживленнуюгородскую магистраль:
снуютюркие катера, проносятся, оставляя за собой пенный след, крылатые «ракеты» и«метеоры», неторопливо следуют караваны барж, непрерывным потокомдоставляющие к причалам грузовых портов столицы различные народнохозяйственныегрузы со всех концов страны, величаво, сверкая огнями иллюминаторов,проплывают пассажирские теплоходы.
Московскимсувениром называют гости столицы канал. Он удовлетворяет более половиныпотребности города в воде, подавая ежесекундно более 30 куб. м свежей волжскойводы в Москву-реку. За одну навигацию по каналу перевозится около 20 млн. тгрузов и несколько миллионов пассажиров.
Новсе это сегодня, а полвека назад…
Бурныйрост города, интенсивное развитие промышленности, увеличение численностинаселения резко повысили потребность столицы в воде. Суточная мощностьмосковского водопровода в 1932 г. составляла 455 000 куб. м. Этого количествабыло явно недостаточно. Состояние Москвы-реки, к тому времени сильнообмелевшей, создавало реальную угрозу водоснабжению Москвы и судоходству.
Чтобырешить эту проблему. Коммунистическая партия и Советское правительствонаметили осуществить переброску части стока великой русской реки Волги вМоскву-реку. В июне 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооруженииканала Москва– Волга. Спустя год был утвержден проект канала, и началось его строительство.
Идеясоединения рек Волги и Москвы имеет свою предысторию, восходящую ко времениПетра 1, который собирался Вышневолоцкую систему, связывавшую Волгу сБалтийским морем, соединить также с Москвой-рекой, чтобы «ехать водой из Петербургаи в Головинском саду при реке Яузе встать». Однако этот проект так и остался набумаге. Немногим лучше была судьба и другого проекта канала, появившегося спустястолетие. К строительным работам приступили, даже построили мелководный канал,соединивший реки Сестру, приток Дубны, впадающей в Волгу, и Истру, приток Москвы-реки.Но после кратковременной эксплуатации он был заброшен.
Сооружениеканала в годы второй пятилетки преследовало три основные цели: созданиеглубоководного судоходного пути между Волгой и Москвой рекой, водоснабжениеМосквы и обводнение Москвы-реки и ее притоков в пределах города.
Каналпредставляет собой крупнейшее гидротехническое сооружение тех лет. Всего зачетыре года и восемь месяцев строители вырыли трассу длиной 128 км с семью искусственнымиводохранилищами, возвели 240 различных сооружений –шлюзов, плотин,гидростанций, пристаней, насосных станций, мостов, заградительных ворот и т. п.В связи с необходимостью затопления больших площадей на новое место былоперенесено 203 селения с 7000 крестьянских хозяйств, а также город Корчева. Потехнической сложности и объему строительных работ канал не имел себе равных:было уложено около 3 млн. куб. м бетона, перемещено почти 200 млн. куб. мгрунта, установлено большое количество механизмов.
Вмарте 1937 г. прозвучали взрывы, возвестившие о том, что перемычки, отделявшейВолгу от канала, больше не существует. Одновременно опустились щитовые затворыВолжской плотины, и воды Волги хлынули в русло канала.
2мая 1937 г. толпы празднично одетых москвичей заполнили набережные Москвы-рекиот Крымского до Большого Каменного моста. Они встречали подходившую к стенамКремля первую флотилию судов, пришедших сюда с Волги. «Сухопутная» Москва сталапортом трех морей–Балтийского, Белого и Каспийского. Новый канал сократилводный путь от Москвы до Ленинграда на 1100 км, а от Москвы до Горького– на 110км.
Каналим. Москвы (так он стал именоваться в 1947 г. в честь 800-летия столицы)–этоне только великолепное инженерное сооружение, но и выдающееся явление всоветской архитектуре своего времени.
Единственнымв своем роде является построенный в 1937 г. по проекту архитектора А. М.Рухлядева Северный речной вокзал столицы, расположенный в Химках. Каждому, ктоприбывает в Москву по каналу, с борта теплохода, входящего в Химкинское водохранилище,здание вокзала открывается словно огромный корабль, движущийся навстречу.
Огромныеизменения, происшедшие в облике Москвы за последующие десятилетия, отразилисьи на районе Северного порта. В 1937 г. это была далекая окраина города. Чтобыдобраться сюда из центра, москвичам нужно было затратить не один час. Сегодняэтот район, ставший одним из самых красивых и благоустроенных в столице, соединяетсяс центром города линиями метро и троллейбусов. Молодая поросль, посаженнаявокруг Химкинского речного вокзала после завершения строительства, превратиласьныне в густой тенистый парк, который в любое время года привлекает жителейокрестных микрорайонов.