Москва меняет свой облик

/>/>
Виюне 1931 г. вопрос о состоянии городского хозяйства Москвы рассмат­ривался назаседании Пленума Цен­трального Комитета ВКП(б). В резолю­ции Пленума по этомувопросу было указано на необходимость «развернуть серьезную научную технико-экономи­ческуюразработку плана развития… г. Москвы как социалистической сто­лицы пролетарскогогосударства».
ПереустройствоМосквы на основе новых принципов градостроительства началось вскоре после победыВеликой Октябрьской социалистической револю­ции. Уже в 1918–1925 гг. коллекти­вомархитекторов под руководством А. В. Щусева был составлен план «Но­вая Москва»,в котором отчетливо зву­чали идеи социалистического преобра­зования города ибыли предвосхищены многие принципиальные положения первого Генерального планарекон­струкции Москвы. К 1935 г. разработка этого плана (архитекторы В. Н. Семе­нов,С. Е. Чернышев и др.) была закон­чена. 10 июля 1935 г. он был утвержден какосновной документ, определяющий характер реконструкции всех отраслей городскогохозяйства.
/>
Этобыл первый в истории человече­ства комплексный план реконструкции города,подчиненный интересам трудя­щихся.
Ужек 1941 г. совершенно преобрази­лись старый городской Центр и Садо­вое кольцо,превратившиеся в комплекс просторных и благоустроенных улиц с элементамицелостного архитектурного оформления. Даже московским старо­жилам трудно былоориентироваться в этом непрерывном потоке перемен. Иные улицы «пять дней назадвы виде­ли такими же, какими знали их чет­верть века, и вдруг все изменилось,–писал о Москве тех лет прекрасный знаток старого города Л. В. Нику­лин.–Передвами свободные просторы площадей и широкие проспекты и фаса­ды домов, передкоторыми прежний колосс–Дом союзов–флигель, если не хижина». Широким сталТеатраль­ный проезд, обсаженный липами. Пос­ле сноса Китайгородской стены,ветхих домишек в Охотном ряду, спрямления и расширения проезда по Моховой улицевозникла широкая асфальтированная магистраль, застроенная многоэтажны­мизданиями Совнаркома, гостиницы «Москва» и библиотеки им. В. И. Ленина. А совсемеще недавно здесь не было ни зелени, ни простора, и встреч­ные извозчикивстревоженно чмокали, дергались на козлах и, тряся вожжами, осматривались, какбы не зацепить друг друга колесами.
Реконструкцияизменила внешний вид Кремля и Красной площади. Исчезла булыжная мостовая, уступивместо гра­нитной брусчатке, и Красная площадь, помолодев, как бы расправиласкладки, нанесенные на ее облик временем. Бы­ли разбиты каменные оковы лабазов,однообразных торговых помещений, надетые на Красную площадь капита­листическойМосквой и превратившие ее в каменный мешок; просторно и свободно раскинуласьона теперь. В 1937 г. над пятью крупнейшими крем­левскими башнями загорелись рубино­выезвезды–эмблема Советского госу­дарства. Разные размеры звезд опреде­лялисьразличиями в высоте и в архи­тектурном решении башен Кремля. Так, расстояниемежду концами лучей у звезд Никольской и Спасской башен–3,75 м, Троицкойбашни–3,5 м, Боровицкой–3,2 м и Водовзводной– 3 м. Каждая звезда была одета втри слоя рубинового стекла, укрепленного на каркасе из нержавеющей стали.(Первые звезды, установленные на че­тырех башнях Кремля в 1935 г., былиоблицованы медными золочеными ли­стами.)
УлицаГорького, ранее называвшаяся Тверской, также подверглась коренной реконструкции.За старыми двух- и трехэтажными постройками постепенно поднимались многоэтажныекорпуса жилых домов, здания общественного назначения. Когда строительство былозавершено и старые дома снесены, пе­ред взорами людей, пришедших полю­боватьсяна новую улицу Горького, открылась просторная, полная света и воздухасовременная магистраль, ничем не напоминающая старую Тверскую. Ее ширинаувеличилась с 17–20 м до 50– 60 м.
Большиереконструктивные работы велись в районе Арбата. На Смолен­ской площади былиснесены дома, ме­шавшие транспортному движению, трамвайная линия, проходившаяпо Ар­бату и улице Коминтерна (ныне часть проспекта Калинина), уступила местоасфальту, по которому мягко покати­лись троллейбусы. В Плотниковом пе­реулке ина улице Веснина выросли новые многоэтажные жилые дома.
Значительныеизменения произошли в районе магистрали, пролегающей по Мясницкой улице (нынеулица Кирова), Комсомольской площади. Краснопруд­ной и Русаковской улицам.Здесь были сооружены крупные здания обществен­ного назначения, в которыхразмести­лись народные комиссариаты земледе­лия, легкой промышленности, открыл­сяДом книги.
Любаяреконструкция влечет за со­бой снос старых построек, мешающих созданию новой,более прогрессивной планировки. Однако строители Москвы старались сохранить то,что имело историческую или большую материаль­ную ценность. Такое отношение кста­рой Москве породило передвижку зданий и установку их на новых местах. Вовторой половине 30-х годов в центре Москвы было перемещено свыше 50 зданий.Так, в глубину улицы Горь­кого отодвинулось построенное во вто­рой половинеXVIII в. здание, в кото­ром после революции разместился Мос­совет; перемениласвой адрес глазная больница, свыше ста лет простоявшая на Тверской, а теперьпереехавшая в переулок Садовских. Передвижка жи­лых домов осуществлялась безвсякого нарушения обычного ритма жизни их обитателей: как всегда, действовали водопровод,канализация, телефон, газоснабжение и другие виды комму­нального обслуживаниянаселения.
В1936 г. начались работы по рекон­струкции Большой Калужской улицы (ныне частьЛенинского проспекта). Она была освобождена от ветхих до­мов, заасфальтирована.Большая Ка­лужская стала одной из первых улиц, где в широких масштабахосуществля­лось строительство новых многоэтаж­ных зданий. Впервые встроительной практике шестиэтажный дом возводил­ся поточно-скоростным методомпо совмещенному графику с максималь­ным использованием сборных деталей иконструкций. Дом был построен всего за пять месяцев и восемь дней. Таких темповстроительства еще не знали в нашей стране.
Одновременноперестраивались Каля­евская, Новослободская, Большая До­рогомиловская, 1-я Мещанскаяи десят­ки других московских улиц. Новые жилые и общественные здания украси­линабережные Москвы-реки–Фрун­зенскую, Ростовскую, Смоленскую, Краснопресненскую.
Неузнаваемыстали промышленные районы столицы. Трущобы городских окраин–неотъемлемая чертакапитали­стической Москвы–уступали место рабочим кварталам, которые выгляделине хуже, а во многих случаях даже лучше, чем центральные районы. На Симоновкевырос огромный Дворец культуры автозавода. Десятки и сотни благоустроенныхмногоэтажных домов для рабочих автозавода, ГПЗ-1, про­жекторного, электрозаводаи др. были построены в Дангауэровке, на Введен­ских горах. Малой Семеновской иСи-ничкиной улицах, Соколиной горе. Только в 1932–1933 гг. их новоселами стали58 000 рабочих с семьями. Неког­да лишенные элементарных бытовых удобств,жители окраин получили газ, электричество, водопровод, канализа­цию, телефон,радио. Здесь появились фабрики-кухни, хлебозаводы, бани, прачечные, ясли,детские сады. Исчез­ли болота и свалки. Все основные магистрали, пересекающиепромышлен­ные районы, оделись в асфальт, были озеленены. Новые трамвайные иавто­бусные линии связали эти районы меж­ду собой и с центром города.
Москвастремительно меняла свой облик. К 1941 г. ее общий жилой фонд увеличился на 6млн. кв. м, т. е. в полтора раза по сравнению с 1913 г. Вместо керосиновых лампи газовых фонарей, скудно освещавших старую Москву, в городе была создана широ­каясеть электрического освещения. Свыше 40 000 электрических фонарей залили светоммосковские улицы.
Нарядус жилищным строительством в огромных масштабах велось стро­ительствокультурно-бытовых учрежде­ний. За первые пять лет осуществления Генеральногоплана реконструкции в Москве было построено 379 школ, бо­лее 400 детских садови яслей, десятки больничных корпусов, открыто около 300 крупных библиотек и т.д.Московское метро
Многимидостижениями первых пятиле­ток гордились москвичи. Но с особой любовьюотносились они к своему мет­рополитену, по праву признанному луч­шим в мире.
Решение о строительстве метро в Москве было принятоПленумом ЦК ВКП(б) в июне 1931 г. Проект пер­вой очереди правительствоокончатель­но утвердило в марте 1933 г., но парал­лельно его доработке ужес конца 1931 г. по всей трассе первой очереди развернулись строительные работы.Для того чтобы пустить в срок–в на­чале 1935 г.–11,5-километровую ли­ниюметрополитена, нужно было вы­полнить объем работ, которого не зна­ла строительнаяпрактика Москвы и других городов Советского Союза: вы­нуть свыше 2 млн. куб. мгрунта, уло­жить почти 850 000 куб. м бетона, за­везти в Москву миллионы тоннстро­ительных материалов, оборудования и т. п.
/>
«Метростроит вся страна!»–этот лозунг партии, подхваченный советски­ми людьми,превратил стройку в под­линно всенародную.
539предприятий страны выполняли заказы Метростроя. Москвичи создали первыйсоветский щит для проходки подземных тоннелей, ленинградцы из­готовлялиэскалаторы, Кузнецк постав­лял рельсы, Украина и Карелия– гранит, Крым, Урал иКавказ–мра­мор.
Большоевнимание строительству метрополитена в Москве уделяли ЦК и МК ВКП(б). В апреле1933 г. Цен­тральный Комитет партии принял спе­циальное решение, сыгравшееважную роль в повышении качества и улучшении организации строительных работ. МКВКП(б) через райкомы партии ор­ганизовал общемосковское движение помощиМетрострою, самой распро­страненной формой которого стали суб­ботники ивоскресники трудящихся. Активное участие в сооружении метро­политена принималмосковский комсо­мол. Только в 1933 г. 13 000 его пред­ставителей наделибрезентовые куртки, взяли в руки лопаты, отбойные молот­ки и спустились подземлю.
Кфевралю 1935 г. были заверше­ны испытания линий первой очереди, и прибывшие в Москвуделегаты VII съезда Советов 6 февраля соверши­ли поездку по всей трассе метро.К на­чалу мая эксплуатационники полно­стью овладели сложной техникой под­земныхтрасс, а 15 мая двери станций метро открылись перед пассажирами– первая очередьметрополитена, от Со­кольников до Парка культуры и отдыха  им. М. Горького иСмоленской площа­ди, вступила в строй. В канун ее пуска 82ударникам-метростроевцам были вручены ордена Ленина и Трудового КрасногоЗнамени, 36 получили Почет­ные грамоты ЦИК СССР (среди на­гражденных был В. Д.Полежаев, име­нем которого названа одна из современ­ных станций метро). За особыезаслуги в мобилизации комсомольцев на стро­ительство метрополитена орденом Ле­нинабыла награждена Московская ор­ганизация ВЛКСМ.
Насооружение первой очереди Мос­ковского метро было затрачено в об­щей сложностинемногим более трех лет. Таких темпов не знала практика мирового метростроения.В Берлине, например, первая линия метро длиной 11 км (более половины ее былопроло­жено над землей на эстакадах) стро­илась шесть лет, в Токио 4-километро­ваятрасса–четыре года.
Всоответствии с Генеральным пла­ном реконструкции столицы вскоре на­чалосьсооружение второй очереди мет­ро протяженностью 15 км. Ее проект предусматривалпродолжение Арбат­ского радиуса от Смоленской площади до Киевского вокзала истроительство двух новых радиальных линий: Покров­ского радиуса–от площадиРеволюции до Курского вокзала и Горьковского– от площади Свердлова до поселкаСо­кол. Всего предстояло построить де­вять станций.
Вконце 1936 г. был готов и в январе 1937 г. сдан в эксплуатацию Арбатскийрадиус, а в сентябре 1938 г. вступил в строй последний участок второй очере­ди–Горьковскийрадиус.
Метропрочно завоевывало симпатии москвичей и гостей столицы. Из года в год рослочисло пассажиров. В конце 1939 г. через 22 станции Московского метрополитенаежедневно проходило свыше миллиона пассажиров.
Ещевелись работы по сооружению Покровского и Горьковского радиусов, апроектировщики уже разрабатывали проект третьей очереди, которая долж­на быласвязать с центром города два крупнейших района–автозавода и Из­майлова.
Московскийметрополитен по праву считается не только первоклассным ин­женернымсооружением, но и замеча­тельным произведением искусства. Строителям,архитекторам, художни­кам удалось придать каждой станции свой неповторимыйоблик. Мозаичные панно и орнаменты, лепные украшения и скульптуры, облицованныемрамором колонны и люстры, излучающие яркий свет,–все это невольно заставлялокаждого впервые попавшего в эти под­земные дворцы забывать, что он нахо­дитсяна глубине десятков метров под землей.
Посвоим удобствам и внешнему оформлению Московское метро остави­ло далеко позадиметрополитены, по­строенные в капиталистических стра­нах. «Да здравствуетметрополитен Москвы–самый лучший метрополитен мира, грандиозное сооружение,достой­ное Советской власти!»–так востор­женно писали представители рабочейФранции, посетившие Москву в 1938 г.Волга у стен Кремля
Однимиз крупнейших событий 30-х годов, оказавшим большое влияние на развитие народногохозяйства столицы, стало сооружение канала Москва– Волга.
Сегоднятрудно, почти невозможно представить себе окрестности Москвы без зеркальнойглади водохранилищ– Химкинского, Клязьминского, Пялов­ского, Учинского,Пестовского, Ик­шинского, расположенных на трассе канала. Многие годы ониявляются любимым местом отдыха москвичей и гостей столицы.
Сранней весны до поздней осени канал и его водохранилища напоминают оживленнуюгородскую магистраль:
снуютюркие катера, проносятся, оставляя за собой пенный след, крыла­тые «ракеты» и«метеоры», неторопли­во следуют караваны барж, непрерыв­ным потокомдоставляющие к причалам грузовых портов столицы различные народнохозяйственныегрузы со всех концов страны, величаво, сверкая огня­ми иллюминаторов,проплывают пасса­жирские теплоходы.
Московскимсувениром называют гости столицы канал. Он удовлетворя­ет более половиныпотребности горо­да в воде, подавая ежесекундно более 30 куб. м свежей волжскойводы в Москву-реку. За одну навигацию по каналу перевозится около 20 млн. тгрузов и несколько миллионов пассажи­ров.
Новсе это сегодня, а полвека назад…
Бурныйрост города, интенсивное развитие промышленности, увеличение численностинаселения резко повысили потребность столицы в воде. Суточная мощностьмосковского водопровода в 1932 г. составляла 455 000 куб. м. Этого количествабыло явно недостаточно. Состояние Москвы-реки, к тому време­ни сильнообмелевшей, создавало ре­альную угрозу водоснабжению Москвы и судоходству.
Чтобырешить эту проблему. Комму­нистическая партия и Советское прави­тельствонаметили осуществить пере­броску части стока великой русской реки Волги вМоскву-реку. В июне 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял ре­шение о сооруженииканала Москва– Волга. Спустя год был утвержден про­ект канала, и началось его строитель­ство.
Идеясоединения рек Волги и Мос­квы имеет свою предысторию, восхо­дящую ко времениПетра 1, который собирался Вышневолоцкую систему, связывавшую Волгу сБалтийским морем, соединить также с Москвой-рекой, чтобы «ехать водой из Петер­бургаи в Головинском саду при реке Яузе встать». Однако этот проект так и остался набумаге. Немногим лучше была судьба и другого проекта канала, появившегося спустястолетие. К строительным работам приступили, даже построили мелководный канал,соеди­нивший реки Сестру, приток Дубны, впадающей в Волгу, и Истру, приток Москвы-реки.Но после кратковремен­ной эксплуатации он был заброшен.
Сооружениеканала в годы второй пятилетки преследовало три основные цели: созданиеглубоководного судо­ходного пути между Волгой и Москвой рекой, водоснабжениеМосквы и обвод­нение Москвы-реки и ее притоков в пределах города.
Каналпредставляет собой крупней­шее гидротехническое сооружение тех лет. Всего зачетыре года и восемь месяцев строители вырыли трассу дли­ной 128 км с семью искусственнымиводохранилищами, возвели 240 различ­ных сооружений –шлюзов, плотин,гидростанций, пристаней, насосных станций, мостов, заградительных ворот и т. п.В связи с необходимостью за­топления больших площадей на новое место былоперенесено 203 селения с 7000 крестьянских хозяйств, а также город Корчева. Потехнической сложности и объему строительных работ канал не имел себе равных:было уло­жено около 3 млн. куб. м бетона, пере­мещено почти 200 млн. куб. мгрунта, установлено большое количество меха­низмов.
Вмарте 1937 г. прозвучали взрывы, возвестившие о том, что перемычки, отделявшейВолгу от канала, больше не существует. Одновременно опустились щитовые затворыВолжской плотины, и воды Волги хлынули в русло канала.
2мая 1937 г. толпы празднично оде­тых москвичей заполнили набережные Москвы-рекиот Крымского до Боль­шого Каменного моста. Они встречали подходившую к стенамКремля первую флотилию судов, пришедших сюда с Волги. «Сухопутная» Москва сталапор­том трех морей–Балтийского, Белого и Каспийского. Новый канал сократилводный путь от Москвы до Ленинграда на 1100 км, а от Москвы до Горького– на 110км.
Каналим. Москвы (так он стал име­новаться в 1947 г. в честь 800-летия столицы)–этоне только великолепное инженерное сооружение, но и выда­ющееся явление всоветской архитекту­ре своего времени.
Единственнымв своем роде является построенный в 1937 г. по проекту архи­тектора А. М.Рухлядева Северный речной вокзал столицы, расположен­ный в Химках. Каждому, ктоприбыва­ет в Москву по каналу, с борта тепло­хода, входящего в Химкинское водо­хранилище,здание вокзала открывает­ся словно огромный корабль, движу­щийся навстречу.
Огромныеизменения, происшедшие в облике Москвы за последующие деся­тилетия, отразилисьи на районе Север­ного порта. В 1937 г. это была далекая окраина города. Чтобыдобраться сюда из центра, москвичам нужно было за­тратить не один час. Сегодняэтот район, ставший одним из самых краси­вых и благоустроенных в столице, со­единяетсяс центром города линиями метро и троллейбусов. Молодая по­росль, посаженнаявокруг Химкинского речного вокзала после завершения строительства, превратиласьныне в гу­стой тенистый парк, который в любое время года привлекает жителейокре­стных микрорайонов.