Москва в творчестве А.С.Грибоедова и Л.Н.Толстого

Москва в творчестве А.С.Грибоедова и Л.Н.Толстого Кто был вМоскве, тот знает Россию. Карамзин. Ещев давние времена русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становитсябег нашего времени, тем сложнеепредставить себе, какой была Москва столетие назад, какие слои сменяли друг друга, какиенравственные устои одухотворяли ееоблик. Литература оставила этот след, воспев ее в своих произведениях.

Москва Грибоедова и Пушкина,Толстого и Чехова, Репина и Сурикова,Шаляпина и Чайковского, я думаю, что этот список можно продолжать целым рядом выдающихся имен. Отечество и дом мой в Москве говорилГрибоедов. АлександрГрибоедов родился в Москве в семье офицера, учился в Московском университете, превосходно зналязыки, окончил словесный, а затемюридический факультет, увлекался театром. Это был не только выдающийся дипломат, литератор,гениальный

драматурги композитор, этобыл один из самых образованнейших людей своего времени. В Грибоедове рано пробуждается чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническимнравам. Александр оканчивал университет,когда началась война 1812 года. 1812 год вызвал у юноши большой подъем патриотизма, воодушевил всю дальнейшую жизнь и деятельность. Мне не случалосьв жизни видеть человека, который бы такпламенно, так страстно любил

Отечество, как Грибоедов любил Россию писал в дневнике один его знакомый. В Горе от ума отражена эпоха после1812 года, в художественных образах онадает яркое представление о русской общественной жизни 20-х годов XIX века. На первом плане оченьшироко и ярко показана барская Москва,которая возникает из разговоров и реплик персонажей комедии. И награжденья брать, и веселопожить – это идеал барской
Москвы,это философия жизни фамусовского общества. Убежденные крепостники, невежественные люди, положениекоторых обязывало быть выше по уровню,боятся просвещения и новых взглядов, потому, что понимают, что новая сила сметет их как ненужный хлам, они стремятся держаться друг друга, проповедуялишь отсталые идеи. В России назревалиперемены, в Москву тоже проник дух свободомыслия. Старуха Хлестова с негодованием говорит И впрямь,с ума сойдешь от этих, от других, отпансионов, школ,

лицеев, как бишь их, даот ландкарточных взаимных обучений Пансионы и лицеи – это, конечно, пансион при Московскомуниверситете, где учился Грибоедов.Учебные заведения в глазах Московского барского общества пользовались дурной славой, именно там былрассадник независимости, которыйХлестова заметила в Чацком. Они живут другими интересами, это два полюса – умных, желающих перемен в

России, и тех, кто привык жить за чужой счет,подражая Европе. Фамусов восклицает Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг. А все Кузнецкий мост, и вечныефранцузы, отсюда моды к нам, и авторы, имузы Казалось бы, время идет, а для современных обывателей по-прежнему эталон новшества -Европа. По-разному относятся героикомедии к Москве, каждый воспринимает ее в меру своего кругозора.

Когда Фамусов говорит о том, что едва ли сыщется другая Москва, то Скалозуб глубокомысленнодобавляет По моему суждению,пожар способствовал ей много к украшенью . Это слова не только дремучего глупца, но и человека, укоторого нет ничего святого, нет никакихпатриотических чувств. Они о Москве говорит как о дистанции огромного размера . Чацкий, вернувшись в Москву, видит, что она неизменилась, он говорит

Софье Чтонового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два, тот сватался – успел, а тот дал промах, все тот жетолк, и те ж стихи в альбомах . Этоне ненависть к Москве, а грусть о застывшем образе жизни, время идет, но ничего не меняется, фамусов, ярый реакционер, и то с насмешкой говорит Французские романсы вам поют иверхние выводят нотки, к военным людям так и льнут, а потому, что патриотки. Решительно скажу едвадругая сыщется столица, какМосква .
Любя Москву,Грибоедов сумел донести до нас облик ее с такой силой, что сейчас, спустя столько лет, думаешь, чтоэто было вчера. Перемены огромные, носуть осталась почти без изменений. У ТолстогоМосква изображена несколько по-другому. Петербург, с его блеском и аристократическими салонами этоцентр культурной жизни, а Москва дана навтором плане. Пьера высылают в Москву за кутежи и шалости с медведем , он попадает в более

спокойную обстановку, дворянство живет слухами изПетербурга, Москва живет размереннойжизнью хлебосольных дворян. Получив известие о поражении в Аустерлицком сражении, Москва пришла в недоумение, потому что плохо была осведомлена о причинахпоражения, но тем не менее московскоедворянство устраивает пышный банкет в честь

Багратиона, не подозревая, что пройдет еще немного времени и Кутузов примет решение о сдаче Москвыфранцузам. Князь Василий Курагин, этотлицемер, обвинит Кутузова во всех смертных грехах, представляя его чуть ли не изменником России.В Петербург приходит известие о пожареМосквы, жители которой бежали в дальние губернии, многие добровольцами записались в ополчение. Тогда Пьер принимает решение убить

Наполеона и попадаетв плен. Наташа Ростова отдает подводыраненым, вся Москва слилась с народом в едином патриотическом порыве. Страшное известие о Бородинском сражении, о русских потерях убитыми иранеными, а еще более страшная новость опотере Москвы всколыхнули всю Россию. Французыобвиняют русских в поджоге, Пьера чуть не казнили вместе с другими несчастными поджигателями , мародеры

Наполеона грабят Москву, вывозя все самое ценное. Этим онизанимались и раньше в других странах.Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, оказалась в рукахНаполеона. Отсутствие жителей идепутаций, пожар Москвы не смущают Наполеона, он упивается своей победой , допускаясамую страшную ошибку в своей жизни -моральное разложение армии. Толстой показывает нравственный облик Москвы.
Наполеон отдает приказ, который стараются довести до сведения всех, чтопродовольствие у населения подмосковныхкрестьян будут покупать за деньги, но никто не спешит кормить армию Наполеона. Патриотизм и героизмрусского народа достигает своей вершины.Значение романа, его исторических картин было оценено по достоинству. Сейчас, когда многие покидают Москву, отправляясь в поисках лучшей доли в другиестраны, думаешь о том,

что эти людибегут от себя. Родина одна, дом тоже один. Маяковский когда-то сказал хорошие слова Можнозабыть, где и когда пузы растил и зобы,но землю, с которой вдвоем, голодал, нельзя никогда забыть . Критериемнравственности героев Толстого всегда были поиски добра и смысла жизни. Нравственное очищение души -вот путь спасения человечества. А духсамым прямым образом связан с местом, где родился и вырос.

Лермонтов писал Москва! Москва! Люблю тебякак сын, как русский – сильно, пламеннои нежно . Эти же слова относятся кГрибоедову, Пушкину, Лермонтову, Толстому, Чехову и другим патриотам нашей Родины. Несмотря на разруху вэкономике, сложный образ жизни, политическиераспри, Москва по-прежнему остается центром культурной жизни страны.