Малышевская Юлия Юрьевна
Мотивация предпринимательской деятельности, аксиологические основы рассмотрены через призму духовно-нравственных ценностей, их трансформации, факторов, оказывающих влияние на данную трансформацию в условиях реформирования российского общества. Проведенное социологическое исследование позволило выявить специфику, особенности развития социальной группы «женщины- предприниматели», раскрыть содержание нравственных основ предпринимательской деятельности женщин, рассмотреть характер содержания и динамики нравственных ценностей в условиях переходного периода
Со второй половины 1980-х гг. Россия вступила на путь экономических реформ, общим направлением которых является переход относительно централизованного управления к экономической системе с рыночными механизмами координации. К изменению в сфере занятости это относится в той же степени, как и другим сферам экономической деятельности.
Занятость населения республики Бурятия имеет специфические, регионально обусловленные характеристики. В территориальном разделении труда Бурятия выступает как несырьевой аграрно-индустриальный регион России, расположенный в восточной части Сибири. Основным отличием народнохозяйственной структуры республики Бурятия от других несырьевых регионов является преобладание аграрного сектора в экономике, низкие адаптационные возможности отраслей специализации к рыночным условиям, периферийное экономико-географическое расположение. Положение республики в момент перехода к рыночной экономике можно оценить как неблагоприятное, что отразилось на темпах его дальнейшего развития и ситуации в сфере занятости населения, особенно женщин.
В целом сложившиеся в результате проводимой в советские годы политики уровень и тип женской занятости, социальная роль женщины и качество женских трудовых ресурсов приходят в противоречие с требованиями рыночной экономики.
С одной стороны, рыночная модель хозяйствования и конституционный принцип «равных прав и возможностей» позволяют свободно развиваться женской экономической инициативе, самостоятельности и независимости в выборе форм занятости, а с другой стороны, в условиях рыночной экономики, принципиально сложившихся в советское время норм и установок поведения женщины оказываются менее защищенными в сфере труда и менее адаптированными к новой экономической политике, чем мужчины.
В современных условиях обостряется проблема гендерного баланса в сфере занятости. Можно сделать вывод об общей маргинализации женской рабочей силы на рынке труда, что находит свое проявление в самых разнообразных формах, начиная с растущего вытеснения женщин на малооплачиваемые и непрестижные рабочие места в нижней части иерархической лестницы и далее – в сферу неформальной занятости и к прямой дискриминации по полу при приеме на работу.
В то же время качественные изменения в российской экономике, привлекшие, в частности, возрождение малого предпринимательства, предоставили определенные возможности для раскрытия женской экономической инициативы, более полного проявления потенциала женщин в сфере труда, повышения их активности. Экономическая реформа в определенной степени предоставляет женщине возможность занять иное положение в обществе и его экономической сфере. Легализация предпринимательской деятельности позволила женщинам открыть собственное дело и таким образом решить для себя многие проблемы занятости. Оказались востребованы те задатки женщин, которые были сформированы предшествующей историей развития взаимоотношения полов. Способность к предпринимательству для обеспечения необходимых потребностей семьи, а навыки принимать ответственность за конечный результат переданы женщинам гендерным опытом хранительницы домашнего очага. Чтобы обеспечить занятость женщин в сфере предпринимательства, необходим целый ряд мер, в том числе социально-экономический анализ развития предпринимательства в республике и изучение уже существующей социальной группы жен- щин-предпринимателей.
Содержание основных социально-экономических понятий, которыми мы пользовались, были определены ранее в теоретической части работы. Направления анализа собранных фактов определено следующими сформулированными гипотезами:
современное предпринимательство является преимущественно мужской сферой деятельности, где женщинам отведена второстепенная роль;
выраженная отраслевая специфика: женщины-предприниматели сконцентрированы в традиционных для женской занятости отраслях;
формы предпринимательской деятельности прямо и косвенно связаны с местом жительства, а также с возрастом женщин-предпринимателей.
Как показал проведенный анализ, социальная группа женщин-предприни- мателей по своей структуре неоднородна. Первой базовой характеристикой деления всей совокупности женщин на различные формы предпринимательской деятельности, как оказалось, служит возраст. Возраст является, прежде всего, демографическим показателем, однако, как установлено во многих исследованиях, именно этот фактор предопределяет взгляды, позиции, установки, а в нашем случае – формы предпринимательской деятельности.
Для анализа респонденты разделены по возрасту на 4 группы, так как жизненные интересы внутри этих групп довольно близки. Молодой возраст (до 30 лет) – это этап профессионального самоопределения, получения и завершения профессионального образования, начала трудовой биографии и развития карьеры, создания семьи, рождения и воспитания детей, на данном этапе происходит усвоение норм и стереотипов трудового поведения, формирование установок на труд и трудовую активность. Средний возраст (31…40 лет) – квалификационный и профессиональный рост, реализация социальных ожиданий и замыслов, достижение наивысших точек (отрезков) профессионального и должностного развития, трудовой активности; поддержание жизнеспособности семьи, воспитание детей. Зрелый возраст (41-50 лет) – продолжение и завершение карьеры, реализация накопленного трудового и профессионального опыта. Старше 50 лет – пенсионный возраст, реализация остаточной трудоспособности, востребованность в социальной защите. В данной схеме могут быть различия в соответствии с индивидуальными особенностями развития трудовой и семейной биографий каждой женщины, однако общие тенденции таковы.
Установка на определенную форму предпринимательской деятельности во взаимосвязи с возрастом женщины. Здесь прослеживается следующая зависимость: чем старше женщины, тем меньше по масштабу организационно-правовая форма и наоборот, чем моложе женщины, тем чаще они регистрируют большую по масштабу форму деятельности их бизнеса. Скорее всего, это также связано с уровнем и профилем образования женщин-предпринимателей (табл. 1).
Таблица 1
Масштаб предпринимательской деятельности
До 30 лет, %
31…40, %
41…50, %
Старше 50, %
Крупный
0
2,4
1,5
1,2
Средний
9
10,7
6,2
5,3
Мелкий
21
22,8
24,5
10
По результатам нашего исследования, женщины-предприниматели в возрасте до 30 лет составили 16,2 %, преобладающее число женщин-предпринимателей составляют лица в возрасте 31.. .40 лет (33,5 %). Представительной является группа жен- щин-предпринимателей в возрасте 41.50 лет (30,5 %), старше 50 лет – 15 %. Средний возраст респондентов – 41 год. По семейному положению опрошенные женщины-предприниматели распределились следующим образом: 57 % – замужем,
% – не замужем, 15 % – в гражданском браке, 7 % – вдовы, 6,2 % – разведены.
Уровень образования женщин-предпринимателей выше, чем в среднем у занятых в экономике женщин. Подавляющее большинство женщин- предпринимателей (43 %) имеют высшее образование, 33 % – среднее специальное образование. Каждая третья женщина-предприниматель имеет экономическое образование, 20 %
инженерно-техническое, 19 % – торговое, 14 % – гуманитарное (педагогическое, филологическое, историческое) , 9 %
медицинское и 7 % – юридическое. Специальную подготовку для занятия предпринимательской деятельностью ( обучение на курсах, семинарах, получение консультаций и т.д.) имеют 17 % респондентов; 83 % опрошенных женщин-предпринимате- лей такой подготовки не имеют. Более того, часть женщин считает, что следует создать специальные государственные программы поддержки и развития бизнеса с участием женщин-предпринимателей (34,2 %); другая часть (28,3 %) считает, что это дело различных общественных организаций, коммерческих структур, фондов, ассоциаций; третья часть (30,1 %) не очень хорошо представляет себе о чем идет речь, по-видимому, сказывается отсутствие подобного социального опыта; четвертая часть, самая малочисленная (6,4 %), отвергает подобные программы поддержки.
Фактор образования значительно влияет на формы предпринимательской деятельности женщин. Для женщин-пред- принимателей с высшим образованием бизнес представляет самостоятельную терминальную ценность по сравнению с другими категориями опрошенных и эта ценность по мере снижения образовательного уровня снижается.
Так, среди мотивов трудовой деятельности по мере роста уровня образования увеличивается значимость таких мотивов как содержание труда, возможность реализовать себя, престиж сферы деятельности. Между масштабом и формой предпринимательской деятельности и уровнем образования отмечается значительная корреляционная зависимость (см. рисунок).
Из приведенных данных видно, что женщины-предприниматели с высшим образованием в основном заняты бизнесом в сфере услуг: имеют парикмахерские, кафе, закусочные, туристические фирмы, то есть являются владельцами какой-либо коммерческой недвижимости.
Заметна разница с женщинами-пред- принимателями, имеющими среднее образование. Они заняты в основном челночным бизнесом, содержат места в торговых центрах, имеют магазины смешанных товаров.
Анализ итогов обследования показал, что 64 % из числа опрошенных женщин- предпринимателей были ранее квалифицированными рабочими и служащими, то есть являлись представителями таких профессий как преподаватели учебных заведений, врачи общего профиля; 12 % – специалисты в области торговли; 8 % – ранее занимали руководящие должности на государственных предприятиях, 16 % – квалифицированными специалистами работ торгово-распределительной сети. Эти данные свидетельствуют о том, что для перехода в предпринимательство большое значение имеет опыт, полученный в предыдущей деятельности.
Если учитывать тот факт, что большая часть женщин-предпринимателей имеет высшее образование, а пик карьерной активности приходится на возраст 36.40 лет, то из этого вытекает, что при большей возможности самореализовываться в Улан- Удэ, чем в районах Республики Бурятия, молодые женщины эмигрируют в столицу республики. Так, на 1 января 2007 г. в г. Улан-Удэ зарегистрировано 6874 женщин- предпринимателей. В совокупности всех районов республики женщины-предприниматели составили 4706 человек. В г. Улан- Удэ возраст женщин-предпринимателей значительно меньше по сравнению с районами Республики Бурятия. Это говорит о
наибольшей активности женской части мо- ные представлены в табл. 2. лодого поколения. Соответствующие дан-
Таблица 2
Возраст женщин- предпринимателей, лет
г. Улан-Удэ, %
Районы республики,%
До 30
16
6
31-40
29
4,5
41-50
22,4
8,1
Старше 50
8
7
Кроме того, с возрастом значительно коррелирует такой показатель, как адапти- рованность к рынку, включая различные ее стороны. Взаимосвязь прямая: чем моложе женщина, тем лучше она подготовлена мыслить, жить и работать по-новому. Чем старше – тем хуже она адаптирована к рыночным условиям (табл. 3).
Таблица 3
Вариант ответа
До 30 лет
31…40 лет
41…50 лет
Свыше 50
Внутренне не готовы к рынку, но начала вынужденно менять свой уклад, %
0
8
15
68
Психологически готова и изменила трудовую деятельность, %
85
76
45
5
В России предпринимательство для некоторых женщин является вторичной занятостью. По данным опроса российских исследователей, 34,4 % опрошенных жен- щин-предпринимателей имеют какую-либо другую работу. По России доля имеющих вторичную занятость составляет 20 %. Половина из них и на другой работе являются руководителями, а некоторым удается совмещать и более двух мест работы. Как показали исследования, желание увеличить доход – первостепенный мотив вторичной занятости у всех социально-демографических групп. Видимо, существующая напряженность на рынке труда, высокий уровень безработицы, экономический и финансовый кризис, падение уровня жизни населения приводят к тому, что многие женщины опасаются сразу порывать связи со старым местом работы, стремятся сохранить за собой гарантию занятости и дополнительные источники дохода [4, C. 19].
Рыночные отношения, по крайней мере, в той форме, в какой они имеются сейчас в нашей республике, не позволяют, работая на государственном предприятии, обеспечивать необходимый материальный достаток. Поэтому и безработные женщины, и те, кто получает низкую заработную плату в государственном секторе, все больше ориентируются на занятие предпринимательской деятельностью. В последние годы все большие масштабы приобретает предпринимательство на временной основе – парапредпринимательство, когда наемные работники (врачи, юристы, экономисты, инженеры) создают собственное дело, которым занимаются часть рабочего дня или сезонно. В отдельных видах деятельности (деловые и личные услуги, розничные виды торговли, ремонтные работы) данный бизнес успешно конкурирует и сосуществует с постоянными предпринимателями. В социальном плане для подавляющего большинства женщин- парапредпринимателей, действующих на временной основе, смысл активности состоит не только в извлечении дополнительного дохода, но в провер
ке своих возможностей в сфере бизнеса и своеобразном тренинге предпринимательских способностей. Так, по результатам социологического исследования методом анкетирования во всех районах Республики Бурятия и в г. Улан-Удэ, из 700 женщин- предпринимателей 16 % совмещают предпринимательскую деятельность с работой в государственном секторе.
Анализ истории женского предпринимательства в Республике Бурятия показывает, что оно не получило широкого распространения, однако весьма важен сам факт участия женщин в экономической деятельности. В советский период предпринимательство по-прежнему оставалось в основном мужским занятием по причине того, что оно практически полностью развивалось в рамках теневой экономики. К началу 1990-х гг. изменение экономической и политической ситуации в нашей стране привело, с одной стороны, к сокращению занятости женщин в общественном производстве, а с другой стороны, к частичному их уходу в предпринимательские сферы. Приток женщины в предпринимательскую сферу был крайне неравномерен по времени. Первые женщины-предприниматели начинали свою деятельность в кооперативном движении в конце 1980-х гг. Наиболее интенсивным приход женщин в сферу бизнеса был в 1996-1997 гг.
В ходе исследования нами определена гендерная структура предпринимательства в Республике. В сфере предпринимательства четко обнаруживается асимметрия: чем крупнее бизнес, тем меньше в нем женщин. При этом с утверждением анкетного опроса о том, что «Современное предпринимательство в России является преимущественно мужской сферой деятельности, где женщинам отведена второстепенная роль», согласны 11,9 % респондентов, большая часть женщин-предпринимателей 69,3 % данное утверждение не поддерживают и считают, что мужчины-предприниматели воспринимают их как равноправных деловых партнеров (65,5 %), а не как женщин, случайно попавших в бизнес (11,1 %). Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза о том, что современное предпринимательство является преимущественно мужской сферой деятельности, где женщинам отведена второстепенная роль, не подтвердилась.
При ответе на вопрос «Как Вы считаете, женщина, попадающая в предпринимательскую среду, должна обладать мужским характером, уметь «перешагивать» через людей, стремясь к достижению своей цели, чтобы выжить в современном мире бизнеса?», респонденты разделились на две примерно равные группы: 45 % опрошенных женщин согласны и 44 % – не согласны с данным утверждением. Сравнение этических установок женщин и мужчин-предпри- нимателей, проведенное Л. В. Бабаевой и А.Е. Чириковой, позволило сделать вывод, что в бизнесе женщины сильнее зависят от других, и поэтому их этические принципы выражены более ярко, чем у мужчин-пред- принимателей [5, С. 123].
Изучив основные тенденции развития бизнеса женщин, мы можем сделать вывод о том, что преобладание тех или иных форм предпринимательской деятельности зависит не только от возрастных характеристик, но и от места жительства. Основной сферой, в которой занято наибольшее количество жен- щин-предпринимателей на селе, является сфера торговли. Такая ситуация характерна для всей республики в целом. Из опрошенных нами предпринимательниц торгово-посреднической деятельностью занимается 52,4 % женщин. Можно констатировать, что торговля является наиболее крупным сектором малого бизнеса не только в нашей республике, но и в целом по стране. Исследования, проведенные И.Л. Емельяновым [6, С. 182] в 1998-1999 гг., показали, что в Читинской области торговля также является сферой, где занята основная часть предпринимателей (76 %). Возможно, разница цен внутри страны, республики приносит наибольшую прибыль, поэтому торговля является относительно доступным бизнесом. В связи с этим, можно выделить ряд обстоятельств развития частной торговли на селе: сокращение числа государственных магазинов, отсутствие необходимых товаров для сельского населения и т.д. Между тем, частная торговля полностью решает эти проблемы, так как предприниматели делают все для того, чтобы увеличить количество покупателей.
Одной из распространенных стратегий выживания для женщин в Республике Бурятия стал «рынок» – розничная или мелкооптовая торговля, челночество. Розничная и мелкооптовая торговля организована на принципах теневой экономики. По наблюдениям экспертов [7, C. 92], на устойчивое развитие своего бизнеса вышли женщины, которые начинали как «челноки». Они накопили начальные средства, капитал и вложили его в развитие и расширение своего дела. На сегодняшний день 52,4 % женщин- предпринимателей занимаются торгово-посреднической деятельностью. Челночество, торговля на рынке, о которых пишут многие исследователи [8, C. 24], выступают специфической формой предпринимательской деятельности женщин в Бурятии.
К группе отраслей, не имеющих четкой гендерной ориентации, отнесены медицинские услуги, операции с недвижимым имуществом. К отраслям, наименее освоенным женщинами, принадлежат пищевая промышленность, оптовая торговля, а также строительство, транспорт и другие отрасли промышленности. Это объясняется тем, что женщины не имеют соответствующего специального образования, им труднее найти заемный капитал, так как данные отрасли требуют большого объема первоначального капитала. Выбор сферы деятельности у мужчин-предпринимателей часто связан с соответствующим базовым образованием (техническим, экономическим) и имеющимся положительным опытом предыдущей работы в сфере, где создается предприятие, накопленным профессионализмом и компетентностью. Мужчины чаще, чем женщины, являются профессиональными специалистами в выбранной области или имеют разносторонний опыт работы. Таким образом, гипотеза о том, что в Республике Бурятия выраженная отраслевая специфика: женщины-предприниматели сконцентрированы в традиционных для женской занятости отраслях, подтвердилась.
К числу факторов, воздействующих на выбор сферы бизнеса для женщины, помимо некоторого опыта в выбранной сфере, относятся социально-психологические: интерес к данной области деятельности, осознание собственной возможности что-то в ней сделать, личные увлечения, а также отклик на существующую проблему и желание помочь в ее решении, что объясняется повышенной социальной ответственностью женщин.
Возможности для развития предпринимательства имеются практически в каждой отрасли экономики. Однако в силу различия потенциальных возможностей для развития предпринимательства малый бизнес в одних отраслях занимает более сильные позиции, чем в других. Возможно, женское предпринимательство будет играть более заметную роль в сфере услуг. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, сфера услуг требует меньше первоначальных инвестиций, чем, например, производственные отрасли, поэтому финансовые барьеры для начала собственного дела и выхода из него в непроизводственной сфере деятельности существенно ниже.
Во-вторых, сфера услуг обладает особой привлекательностью для женщин-предпри- нимателей вследствие возрастающих темпов ее развития. Она открыта для новаторства и обещает предпринимателю более высокую прибыль на единицу вложенных финансовых средств, требуя меньше затрат времени.
В-третьих, сфера услуг предлагает больше возможностей для развития избранных рыночных ниш, что имеет решающее значение на стадиях становления и развития предприятия.
В-четвертых, сфера услуг не требует большой численности работников.
С точки зрения экономических показателей и численности занятых работников доля мелких предприятий, возглавляемых женщинами, значительно выше. Данное обстоятельство вызвано тем, что женское предпринимательство сконцентрировано в отраслях, технология которых не предполагает многочисленности работников.
Итак, по результатам нашего исследования, можно выделить следующие особенности женского предпринимательства как формы занятости:
выраженная отраслевая специфика: женщины-предприниматели сконцентрированы в традиционных для женской занятости отраслях;
в большинстве случаев женское предпринимательство является вынужденным, однако важной составляющей мотивации является потребность в творческой деятельности и самореализации;
фактор образования значительно влияет на формы предпринимательской деятельности: чем выше уровень образования, тем больше масштаб предпринимательской деятельности и, наоборот, чем ниже уровень образования, тем меньше масштаб предпринимательской деятельности.
Специфика проведения приватизации в стране обусловила участие женщин в малоприбыльных для мужского бизнеса сферах – социальной сфере и сфере услуг. Образование, медицина, бытовое обслуживание – именно те направления деятельности, которые были поддержаны в первую очередь женщинами-предпринимателями.
Вступление женщин в бизнес носит в основном вынужденный характер. С одной стороны, предпринимательская деятельность является менее желаемой для женщин, чем постоянный доход от наемного труда. С другой стороны, ухудшение положения женщин на рынке труда за период реформ, демографическая ситуация в стране, изменение семейно-брачных отношений и рост разводов усиливают необходимость в собственном доходе, способном обеспечить свои потребности и детей.
Тем не менее, женщины-предприниматели ориентированы на контроль над своим временем, иногда в ущерб росту прибыли, при этом попытка найти удачный баланс между работой и семьей выступает своего рода ограничителем масштаба предприятия.
Список литературы
Абзаев П.А. Предпринимательство Бурятии: проблемы формирования: автореф. дис. … канд. со- циол. наук. Улан-Удэ, 1999. 24 с.
Антипова Г.С. Четыре типа адаптации к рынку труда и перспективы социального расслоения в России // Социологический журнал. 1996. № 3-4. С. 218-226.
Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Деловая сила «слабого пола» // Эко. 1996. № 5. С. 123-132.
Емельянов И.Л., Осинский И.И. Изменение социальной структуры Забайкалья в современных условиях. Чита: ЧитГТУ, 2001. 182 с.
Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М.: Преображение, 1996. С. 35
Малютина Т.Г. Отличительные черты женского предпринимательства в России // Женское предпринимательство в России и СНГ. М., 2002. С. 92.
Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИНФРА-М, 1999. С.186.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zabgu.ru
Дата добавления: 25.06.2014