19
Моя профессия – “Бухгалтер”
Вы бывали в бухгалтерии? Я бывал в бухгалтерии- везде цифры и цифры, и маленькие, и большие,самые разные, а под конец все друг с другом сходятся”.Учет! Удивительно интересно”.
В.В.Маяковский
Слово бухгалтер произошло от немецкого еще во времена Петра 1 и обозначает книговедение. Очевидно в силу этого, и по причинам переоценки значения учета и контроля вообще во все времена существования административной системы управления к профессии бухгалтера отношение государства и общества было довольно прохладное. В связи с переходом экономики республики на рыночные отношения резко поменялось отношение к этой профессии. От умения бухгалтера работать, знания налогового и бухгалтерского законодательства сегодня, как никогда, прежде зависит судьба предприятия. Если раньше рабочее место бухгалтера было оснащено конторскими счетами и микрокалькуляторами, а ее труд был чисто ручным и малопроизводительным, то сегодня трудно представить себе бухгалтерию без высокопроизводительных компьютеров, ксероксов и другой оргтехники, облегчающей и облагораживающей труд бухгалтера. Бухгалтер практически полностью потерял чисто счетоводческие функции: его главная задача состоит теперь больше в анализе хозяйственных ситуаций.
Немного истории
. Профессия бухгалтера – одна из древнейших и одна из самых распространенных. Первые истоки её уходят в глубь тысячелетий.
6000 лет тому назад, в тот момент, когда люди стали целенаправленно регистрировать факты хозяйственной жизни;
500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли, и началось осмысление учета, и, наконец
100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции в области бухгалтерского учета.
В первобытном обществе, где хозяйство было не сложнее нашего домашнего, все, что можно было записать, запоминали и без записи, а результаты труда были ничтожны и потому очевидны. Первоначально цифр не было. Счет заменяли зарубки, которые делали на сучках деревьев, на костях животных, на стенах пещер и даже на поверхностях скал. Особенно интересным носителем данных были веревки, на которых завязывали узелки.
В дальнейшем носителями информации стали папирус, глиняные обожженные таблицы — “кирпичи”, пергамент, воск, дерево, бумага. В Греции и Риме использовали восковые таблич-ки, медные доски, кожи, холст, пергамент, папирус, в Галин–керамическую плитку и гончарные черепки, в Перу–веревки. Древний Египет может быть уже назван в Определенной степени если не родиной бухгалтерии, то по крайней мере родиной инвентаризации, текущего материального учета и контроля. Учет древними греками велся преимущественно на дощечках, выбеленных гипсом. Иногда применялся папирус, но он был очень дорог. Для черновых записей пользовались глиняными черепками. Греция стала родиной первого счетного прибора – абака – счетного инструмента в виде дощечки или стила, напоминающего современные счеты. Доска разделялась на полосы или столбцы, по которым передвигались или перекладывались счетные марки, обозначавшие определенные денежные единицы, а также единицы меры и веса.
Именно в Греции впервые появляются деньги в виде монеты. История бухгалтерского учёта таинственна, ведь никто не может точно определить время её зарождения.
В начале 90-х годов, в период становления новых рыночных отношений профессия бухгалтера, как никогда прежде, стала одной из самых популярных в России. Без бухгалтерии не обходится ни одно предприятие, фирма, компания, будь то детский садик или машиностроительный завод-гигант. Эта специальность входит в число самых востребованных. За сообразительного, въедливого и опытного бухгалтера руководитель любой фирмы готов отдать, что называется, полцарства. Бухгалтер выполняет работу по различным видам бухгалтерского учета (учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство; расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов и др.). Принимает и контролирует первичную документацию по соответствующим видам учета и подготавливает ее к счетной обработке. Бухгалтера работают на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности: государственной, акционерной, кооперативной, частной, выполняя работу по различным видам бухгалтерского учета. Бухгалтера производят учет основных средств, материальных ценностей, затрат на производство. Для осуществления финансовой деятельности предприятия они производят расчеты с поставщиками и заказчиками, начисление заработной платы, налогов.
Поскольку вся финансовая деятельность предприятия фиксируется в документах, бухгалтер составляет, принимает от других организаций и контролирует первичную документацию по различным видам бухгалтерского учета и подготавливает ее к счетной обработке.
Учитывая финансовую деятельность предприятия, бухгалтер контролирует все его важнейшие функции. Бухгалтер проводит экономический анализ производственных процессов, в результате которого выявляются резервы, ликвидируются потери и непроизводственные расходы.
Бухгалтер – профессия, которая требуется всегда. Пока существует государство, а с ним налоговая система и финансовая отчетность, останется спрос на профессию бухгалтера. В течение последних 5 – 7 лет спрос на бухгалтерских работников достаточно устойчив. Меняется его характер, объем, требования к специалистам, но спрос остается, что закономерно.
Апогей спроса на бухгалтеров пришелся на девяностые годы, когда стали образовываться кооперативы, началась приватизация, появились различные виды собственности и изменилась система налогообложения. Новоявленным фирмам потребовались специалисты для ведения бухгалтерского учета, ориентированные на рыночную экономику, которых тогда не было, работающие бухгалтеры и новоиспеченные кадры, в связи с изменившейся ситуацией, оказались почти в равном положении – и тем, и другим приходилось учиться. Как известно, научить проще, чем переучить, поэтому новые фирмы предпочитали новых бухгалтеров. Ими становились или сами учредители, или их родственники, в основном – жены. Одновременно сокращали свое производство промышленные предприятия, освобожденные инженеры, как правило, женщины, вынужденные переквалифицироваться, выбирали популярную профессию – бухгалтера, шли на курсы или самостоятельно осваивали эту профессию. Тогда после окончания краткосрочных курсов можно было быстро найти хорошо оплачиваемую работу. Надо отметить, что некоторые, успевшие в это время стать бухгалтерами, работают в этой сфере до сих пор. Как следствие этого времени, осталось бытовать мнение, что стать бухгалтером достаточно просто и бухгалтерский учет – профессия, не требующая высокой квалификации. Мнение существует, но, ясно, что бум непрофессионалов прошел. Что требует сегодня работодатель от бухгалтера? Опыт в конкретной сфере деятельности, хорошее владение одной из бухгалтерских программ, знание налогового законодательства, умение минимизировать налогооблагаемую базу Бухгалтер работает обычно в составе бухгалтерии предприятия, где разделены функции учета и выполняет какую-то одну из них, например, готовит платежные ведомости на выдачу заработной платы, рассчитывая подоходный налог с каждого работника,
отчисления с зарплаты по всем видам страхования и в различные фонды. Однако бухгалтер должен свободно ориентироваться во всех видах бухгалтерского учета, с тем, чтобы иметь возможность подменить при необходимости других членов бухгалтерии.
Проводя постоянные подсчеты, бухгалтер должен постоянно контролировать самого себя, проверяя и по несколько раз пересчитывая некоторые из них. Он не должен ошибаться, поскольку его ошибки могут привести к очень серьезным последствиям и отразиться на всех сотрудниках предприятия. Бухгалтер постоянно чувствует на себе этот груз ответственности за правильность производимых им подсчетов, поэтому его работа связана с постоянным эмоциональным напряжением.
Бухгалтеру необходимы не только аккуратность, высокая сосредоточенность и усидчивость, но и высокий уровень эмоционально-волевой устойчивости. В настоящее время большинство бухгалтерий имеют свою вычислительную технику, поэтому бухгалтер должен уметь свободно работать на ПЭВМ.
Приоритетность бухгалтерской профессии определяется сейчас интересами государства и потребностями собственника, причем требования к бухгалтеру, экономисту постоянно повышаются. Развитие профессии бухгалтера идет путем повышения интеллектуального и образовательного уровня.Вопросы профессионализма в любой сфере деятельности – это вопросы качества работы. В условиях рынка профессионализм в работе является главным критерием, определяющим полезность каждого работника, его ценность для предприятия.
Кто может стать бухгалтером?
Человек ответственный и организованный, ведь бухгалтер просто не имеет права забывать или терять документы, а также не сдавать отчетность в срок. Обладающий математическими способностями, поскольку придется постоянно иметь дело с цифрами, и ошибка тут дорого стоит – в самом прямом смысле. Работа с документами, отчетами требует высокой концентрации внимания. Желательно также иметь хорошую память, развитое логическое мышление и… уметь держать рот на замке. Многие специалисты в области бухучета сходятся во мнении, что их профессия не требует каких-то сверхъестественных способностей. Главное – чтобы она нравилась. Бухгалтерское образование требуется в финансово-кредитных учреждениях, страховых компаниях, налогово-бюджетных и государственных органах, на промышленных предприятиях, в совместных и торговых компаниях на должностях руководителей предприятий, главных бухгалтеров, финансовых директоров, бухгалтеров, менеджеров различных уровней управления, аудиторов, преподавателей учебных заведений. Общее требование одно: отличное знание требований и условий бухучета
Что такое бухгалтерский учет?
Бухучет является системой, которая измеряет, параметры деловой активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководством компаний. Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций. Финансовые отчеты это документы, которые предоставляют информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне предприятия.
Приносит ли наш бизнес прибыль? Надо ли нам открыть новую линию по производству женской одежды? Достаточны ли объемы продаж, чтобы гарантировать открытие нового филиала? Большинство правильных ответов на подобные деловые вопросы содержатся в бухгалтерской информации. Руководители, принимающие решения используют эту информацию для составления практичных бизнес планов, В то время, как новые программы влияют на деловую активность, бухучет следит за финансовым пульсом компании. В течение определенного временного цикла бухгалтерия измеряет, результаты деятельности и докладывает эти результаты руководству.
Бухгалтерия является элементом учета так же, как арифметика является составляющей частью математики. Все большее количество людей используют компьютеры для ведения подробной бухгалтерской отчетности на всех уровнях,
в домашнем хозяйстве, бизнесе и в организациях всех типов. Нижеприведенный пример показывает роль учета в бизнесе.
Предмет, метод и задачи бухгалтерского учёта
Среди отдельных видов хозяйственного учета центральное место занимает бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет осуществляется специальной службой предприятия – бухгалтерией. Бухгалтерский учет по сравнению с другими видами хозяйственного учета имеет ряд особенностей:
является сплошным и непрерывным во времени, т.е. осуществляется сплошное наблюдение хозяйственных процессов и явлений;
строго документирован. Это означает, что каждая операция должна отражаться в бухгалтерском учете только на основании документов, что придает ему юридически доказательную силу;
использует специфические приемы и способы обработки учетных данных, например, систему счетов, двойную запись операций на счетах, бухгалтерский баланс, калькулирование и др.;
применяет все три вида измерителей – натуральные, трудовые и денежные, но особо важную роль играет денежный измеритель, так как он обеспечивает получение обобщающих показателей; организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.
Как видим, бухгалтерский учет представляет собой информационную систему, назначение которой в управлении хозяйством заключается в измерении, обработке и обобщении учетно-экономической информации, выраженной в стоимостных измерителях. Такая информация используется внутренними и внешними пользователями отчетной информации для выработки управленческих решений. Цель бухгалтерского учета – формирование комплексной информации о ресурсах и результатах производственной и финансовой деятельности предприятия.
Бухгалтерский учет имеет две стороны – практическую, которая очевидна всем и теоретической, необходимой для объяснения первой и выявления возможностей использования бухгалтерского учета для достижением каждым предприятием наилучших хозяйственных показателей. Бухгалтерская практика изначально инициирует формулирование целого множества взаимосвязанных обобщенных понятий, но, став совокупностью, обобщенные понятия трансформируются в практические действия бухгалтерских работников и пользователей бухгалтерского учета.
Существует бесчисленное множество определений бухгалтерского учета. Это множественность вызвана как амбициями авторов данных определений, а с другой стороны – сложностью определяемого объекта.
Совершенно очевидно, что нет, и не может быть определения, которые исчерпывающе раскрыло бы суть определяемого объекта.
Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия или организации.
Финансово-хозяйственная деятельность складывается из:
– формирования источников, необходимых для деятельности. Источники могут быть финансовыми и материальными;
– размещения привлеченных и сформированных средств: создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции.
Метод бухгалтерского учета – ведение учета финансово-хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их выражения.
Пользователи информации учета.
Большая часть материала этой книги посвящена описанию деловых ситуаций, но принципы учета могут быть применены к рассмотрению финансовых ситуаций любого человека. Последующие разделы рассматривают круг людей и групп, использующих информацию учета.
Отдельные лица. Люди используют бухгалтерскую информацию в своих повседневных делах, как управление их банковскими счетами, оценка перспектив работы, инвестирование денег и принятия решения купить или арендовать дом.
Бизнес. Управляющие компаний используют бухгалтерскую информацию для планирования целей их организаций и принятия мер для достижения этих целей, а так же для корректировки действий в случае необходимости. Решения, основанные на бухгалтерской информации, могут включать: какое здание и оборудование купить, сколько товара иметь на складе и какое количество денег взять в кредит.
Инвесторы и кредиторы. Инвесторы предоставляют деньги, которые необходимы для начала деловых операций. Для того чтобы принять решения о начале нового проекта потенциальные инвесторы оценивают, какую разумную прибыль они могут получить от своих инвестиций. Это значит, что необходимо проанализировать финансовые аспекты нового бизнеса. Инвесторы, которые вкладывают деньги, следят за прогрессом бизнеса, анализируя финансовую документацию и следя за его развитием в деловой прессе, например, бухгалтерская отчетность в таких журналах Wall Street, Business Week, Forbs,Fortune, являются основным источником информации для деловой прессы. До предоставления займа потенциальные кредиторы определяют возможности фирмы, получающей заем, выплатить его в оговоренное время.
Эта оценка включает рассмотрение будущих операций, которые основываются на бухгалтерской информации.
Правительственные регулирующие агентства. Большинство организаций сталкиваются с регулированием со стороны правительства. Например, комиссия по безопасности и биржевым операциям, являющаяся федеральным агентством требует, чтобы компании предоставляли определенную финансовую информацию своим вкладчикам. Эта комиссия, как и большинство правительственных организаций, строит свою регулярную деятельность частично на бухгалтерской информации, которую она получает от фирм.
Налоговые органы. Местные, федеральные и власти штатов взимают налоги с частных лиц и фирм. Размер налога определяется, исходя из использования бухгалтерской информации. Компании определяют их налоги с продаж, основываясь на бухгалтерском учете, который указывает на размер продаж. Частные лица н компании рассчитывают их подоходный налог на основании учетных данных, показывающих, сколько денег они заработали.
Некоммерческие организации. Это такие организации, как церкви, большинство больниц, правительственные учреждения и колледжи, целью которых не является получение прибыли – они используют бухгалтерскую информацию практически таким же образом, как и организации, целью которых является получение прибыли. Оба эти типа организации оперируют с финансовыми сметами, платежными ведомостями, данными о размере арендных платежей и т.д., что является составляющими бухгалтерского учета.
Другие пользователи. Служащие и профсоюзы обосновывают свои требования о зарплате, исходя из бухгалтерской информации, которая показывает доход их нанимателя. Потребители и общество, так же интересуется величиной доходов
которые получают в различных сферах бизнеса. Например, во время нехватки топлива потребители считали, что нефтяные компании зарабатывали до неприличия много. В более позитивном тоне газеты сообщают об улучшении картины получения прибыли компаниями в период выхода нации из экономического кризиса. Такие новости, основанные на бухгалтерской информации, относятся к нашему уровню жизни.
Задачами бухгалтерскими учета являются:
– формирование достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий необходимой для оперативного руководства и управления, а также ее использования инвесторами, покупателями, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными лицами;
– обеспечение контроля за наличием движения имущества и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
-предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов.
Закон
Закон о бухгалтерском учете дает следующее определение: «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций) п.1 ст1 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» №129 ФЗ».
В Федеральном законе “О бухгалтерском учете” сформулированы следующие задачи:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости.
Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, в Законе сформулированы и основе требования к его ведению:
оценка имущества в рублях;
раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций; непрерывность учета во времени;
ведение учета двойной записью в системе счетов; соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета;
отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия;
раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.
Бухгалтерский учет – один из видов хозяйственного учёта; функция хозяйственного управления. Для социалистического Б. у. Характерны единство методологии и общих принципов организации, возможность учёта данных в масштабе отдельных отраслей и народного хозяйства в целом, сопоставимость показателей учёта с показателями плана, полнота, точность и достоверность, своевременность, ясность и экономичность. Социалистический Б. у. служит средством контроля за выполнением планов, контроля за сохранностью социалистической собственности, содействует внедрению и укреплению хозяйственного расчёта, выявлению и использованию внутренних ресурсов.
В СССР разработаны и применяются единые основные положения по учёту и отчётности, создан единый план счетов, введена и успешно действует единая система народно-хозяйственного учёта, представляющая достоверные, объективные сведения, необходимые как для руководства отдельными промышленными предприятиями, так и народным хозяйством в целом. Предмет Б. у. — средства, их источники и хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений, отраслей народного хозяйства, направленная на выполнение планов. Метод Б. у. — совокупность способов, применяемых для получения показателей, необходимых для управления социалистическими предприятиями: бухгалтерский баланс; документация и инвентаризация; оценка и калькуляция; счета и двойная запись; отчётность. Все названные элементы метода Б. у. применяются не изолированно, а как части единого целого.
Документация — основа построения системы Б. у., способ отражения в документах объектов Б. у. На каждую отдельную хозяйственную операцию или их однородную группу составляется документ — носитель информации, официальный, заранее установленной формы бланк, предназначенный для письменного оформления хозяйственных и др. операций и актов. Единое руководство Б. у. предопределяет создание единых (унифицированных) форм документов. Наряду с унификацией осуществляется стандартизация документов по размерам. Документы используются для предварительного и последующего контроля за сохранностью социалистической собственности, законностью и целесообразностью хозяйственных операций; для повышения ответственности руководителей за законность и целесообразность операций; для предупреждения нарушений и выявления злоупотреблений; для анализа хозяйственной деятельности; для юридических доказательства совершенных операций. Схемы документооборота предусматривают для каждого документа путь его движения и время обработки в отделах предприятия, организации или учреждения. С развитием автоматизации Б. у. Применяются также др. носители информации. Не все явления могут быть отражены в документах, а также возможны неточности, ошибки и злоупотребления в Б. у. Поэтому документацию дополняют инвентаризацией (подсчётом в натуре хозяйственных средств и источников их образования). Полная инвентаризация охватывает все средства и источники. Частичная инвентаризация затрагивает один вид хозяйственных средств или их источников. Документацию и инвентаризацию применяют для получения первичных данных об объектах Б. у.
Документально оформленные хозяйственные операции и результаты инвентаризаций отражаются на счетах. Счета представляют собой двусторонние специальные таблицы, предназначенные для группировки и текущего учёта хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов, для выявления показателей, необходимых при руководстве промышленным предприятием. Левая часть таблицы — дебет, правая — кредит. Все счета подразделяются на основные, регулирующие, операционные и забалансовые. Основные счета предназначены для учёта и контроля состояния и движения хозяйственных средств и источников их образования. Они делятся на активные и пассивные. На активных счетах учитываются хозяйственные средства: по дебету — поступление (увеличение), по кредиту — их выбытие (уменьшение). Активные счета имеют дебетовое сальдо, показывающее остаток определённого вида хозяйственных средств. На пассивных счетах учитываются источники их образования. По кредиту пассивных счетов отражается увеличение, по дебету — уменьшение этих источников. Пассивные счета имеют кредитовое сальдо. Регулирующие счета служат для корректирования величины или оценки хозяйственных средств и источников их образования, учитываемых на основных счетах, для исчерпывающей характеристики объектов Б. у. Операционные счета используются для учёта и контроля хозяйственных процессов и выявления их результатов.
Забалансовые счета предназначены для учёта по простой системе счетоводства хозяйственных средств, находящихся во временном пользовании предприятия.
Различают синтетические и аналитические счета. На синтетических счетах Б. у. ведётся обобщённо по экономически однородным группам. Аналитические счета предназначены для детализации содержания синтетических счетов по отдельным видам средств, источников и процессов. Каждая экономически однородная группа аналитических счетов объединяется определённым синтетическим счётом. Текущий Б. у. на синтетических счетах называется синтетическим Б. у., на аналитических счетах — аналитическим Б. у. Каждая хозяйственная операция отражается в дебете одного и кредите другого счёта в одинаковой сумме. Такой способ отражения операций называется способом двойной записи. При отражении хозяйственных операций на счетах между ними возникает взаимосвязь — один счёт по дебету связан с другим счётом по кредиту. Такая связь между счетами называется корреспонденцией счетов, а счета — корреспондирующими.
Хозяйственные средства, их источники и хозяйственные процессы разнородны. Для получения сводных, обобщающих данных применяется их оценка в стоимостном выражении. Преобладающим методом оценки хозяйственных средств является их фактическая себестоимость.
Наряду с фактической себестоимостью для оценки оборотных средств используются плановая себестоимость и оптовые цены. При этом для получения данных о фактической себестоимости отдельно учитывается разность между принятой оценкой и фактической себестоимостью. Б. у. основных средств ведётся по их первоначальной или восстановительной стоимости. Руководство предприятием (организацией) на основах хозяйственного расчёта предполагает выявление общей суммы затрат предприятия на производство продукции с целью контроля за их размером и выявления рентабельности промышленного производства. Это осуществляется при помощи калькуляции. Оценка и калькуляция применяются для выражения объектов Б. у. в обобщающем денежном измерении.
Проверка выполнения плана за истекший период требует подведения результатов работы промышленного предприятия по основным показателям (объём реализации продукции, выпуск продукции, её себестоимость, рентабельность и т.д.) с помощью бухгалтерской отчётности, одной из основных форм которой является бухгалтерский баланс.
Методологическое руководство Б. у. осуществляется министерством финансов СССР, которое по согласованию с ЦСУ СССР утверждает типовые планы счетов, типовые формы Б. у. и отчётности и инструкции по их применению. Основными нормативными документами, регулирующими организацию и методологию Б. у., являются: постановление Совета Министров СССР «О мерах по устранению серьёзных недостатков в организации бухгалтерского учёта и усилению его роли в осуществлении контроля в народном хозяйстве» (ноябрь 1964); «Положение о документах и записях в бухгалтерском учёте предприятий и хозяйственных организаций» (октябрь 1961); «Положение о главных (старших) бухгалтерах государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий, организаций и учреждений» (ноябрь 1964); «Положение о бухгалтерских отчётах и балансах государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций» (июль 1967) и т.д. Важнейшим директивным документом по Б. у. производства являются «Основные положения по планированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях» (1970). Система счетов Б. у. установлена единым планом счетов Б. у., утвержденным министерством финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР. В плане счетов указаны наименование и номера синтетических счетов первого порядка, наименование субсчетов, а также виды деятельности, в которых применяются эти счета. Все счета сгруппированы по экономически однородным группам. В инструкции к плану счетов дана подробная характеристика счетов и типовая схема их корреспонденции.
Б. у. ведётся в бухгалтерии предприятия, являющейся, как правило, самостоятельным структурным подразделением. Бухгалтерию возглавляет главный (старший) бухгалтер, подчинённый в административном отношении руководителю предприятия, а по вопросам ведения Б. у. и составления отчётности — главному бухгалтеру вышестоящей организации. Распоряжения главного (старшего) бухгалтера по вопросам Б. у. обязательны для всех работников предприятия. Существуют различные формы Б. у. (Журнально-ордерная, мемориально-ордерная, перфокарточная и др.). Применение той или иной формы Б. у. зависит от уровня механизации и централизации Б. у., размеров предприятия и прочее. Основными путями дальнейшего совершенствования Б. у. являются его механизация и автоматизация, централизация, усовершенствование методологических основ, упрощение и удешевление. Б. у. В различных отраслях народного хозяйства (строительстве, торговле, сельском хозяйстве и др.) имеет свои особенности, определяемые характером хозяйственной деятельности предприятий и организаций и принадлежностью их к одной из форм социалистической собственности (государственной или кооперативно-колхозной).
Работа бухгалтера и опасна, и трудна, и весела, и важна………
“Во всем мире многие читают профессию бухгалтер, а также сам бухгалтерский учет делом скучным, сухим, трудным, но если очень внимательно присмотреться, то это окажется совсем не так. Бухгалтеры, любящие свое занятие, обладают хорошим чувством юмора, шутят, а иногда на досуге сочиняют забавные стихи, ребусы, кроссворды про бухучет…”
Знайте, бухучет – наука, -Интереснейшая штука! Он научит управлять,Документы составлять,
Деньги в банке получать И затраты подсчитать.По налогам рассчитаться,Чтоб внакладе не остаться.Средства выгодно вложить,С прибылью вопрос решить.Чтоб доходы по процентамС векселей и дивидендовПоступали к вам на счет – Изучайте бухучет!Коль изучишь бухучет,Сразу бизнес твой пойдет.В общем, с багажом такимБудешь ты незаменим.
Бухгалтер-парашютист
Я долго мечтала иметь профессию редкую не только для женщин, но даже и мужчин. Так, например, заманчивые идеи о прыжках с парашютом приводили моих родителей в ужас, ну а стремления покорять вершины гор… Затем я очень хотела быть военным человеком, посвятить себя служению Родине. А когда вплотную подступило время выбирать, я запаниковала, а вопрос “куда?” вдруг стал больше всего мучить и меня, и всех моих родных. Но по нескольким серьезным причинам осуществить мои мечты не удалось, и вскоре родители посоветовали стать экономистом. “Экономистом?” — спросила я себя, — а почему бы нет?”
Я поступила на бухучет и не жалею об этом. За два месяца учебы мне стало ясно, что бухгалтер — профессия нужная во всех сферах деятельности. Работа кропотлива, требует сосредоточенности, но интересна. Чувствуешь себя человеком нужным обществу, гордишься этим. К тому же, у нас прекрасная группа и отличный преподавательский состав. И кто знает, может быть, когда-нибудь, я стану профессиональным бухгалтером-парашютистом, да еще буду покорять вершины гор…
Список использованной литературы.
1. Макаров 3. Г., Теория бухгалтерского учёта, М., 1966.
2. Безруких П. С., Организация бухгалтерского учёта на предприятии, М., 1966.
3. Маргулис А. Ш., Бухгалтерский учёт в отраслях народного хозяйства, М., 1966.
4. Большая советская энциклопедия, 2001.
5. Журнал: «Образование без границ» №5, май 2002.
6. Газета: «Пермская деловая и политическая газета»№7, апрель 2002.
7. «Правовые основы бухгалтерского учёта и аудиторской деятельности», М., «Юристъ», 1999 .
8. Куттер М. И., «Основы теории бухгалтерского учёта». Учебное пособие, Кубанский государственный университет, Краснодар, 1996.
9. Кондраков Н. П., Краснова Л. П., «Принципы бухгалтерского учёта», М., «ФБК пресс», 1997.
10. Малькова Т. Н., «Древняя бухгалтерия: какой она была?», «Финансы и статистика», 1995.
11. Соколов Я. В., «Очерки по истории бухгалтерского учёта», М., «Финансы и статистика», 1991.
12. Макаров 3. Г., Теория бухгалтерского учёта, М., 1966.
13. Безруких П. С., Организация бухгалтерского учёта на предприятии, М., 1966.
14. Маргулис А. Ш., Бухгалтерский учёт в отраслях народного хозяйства, М., 1966.
15. Большая советская энциклопедия, 2001.
16. Журнал: «Образование без границ» №5, май 2002.
17. Газета: «Пермская деловая и политическая газета»№7, апрель 2002.