Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе. Методика работы на интерактивном оборудовании

Министерство образования и науки РеспубликиКазахстан
Департамент образования Северо-Казахстанской области
Районный отдел образования
Айыртауского района
Имантауская средняя школа
Выступление
«Мультимедийные технологии как средство
повышения эффективности обучения в школе. Методика работы на
интерактивном оборудовании»
Учитель:Твердохлебов А.А.
с. Имантау
2007-2008 уч год.

Объектомизучения темы «Мультимедийные технологии как средство повышения эффективностиобучения в школе» являются средства мультимедиа. Предметом изучения данной темыявляются возможности средств мультимедиа и перспективы их использования.
Мультимедиа- область компьютерной технологии, связанная с использованием информации,имеющей различное физическое представление и существующей на различныхносителях.
Мультимедиа- это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить,передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация,оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.
Мультимедиасредства — это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человекуобщаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук,видео, графику, тексты, анимацию.
В последнеевремя создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии изсамых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка) иобучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии) и так далее.
Из всехаспектов использования компьютеров в данной работе рассматривается толькообразовательный. Дети и взрослые могут использовать мультимедиа как эффективноесредство обучения. Это как простые программы, способные научить ребенкараспознавать цвета, так и высокоинтеллектуальные, обучающие иностранным языкамили математическим законам.
Современнаяшкола с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обученияболее результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.
Процессмодернизации школы требует формирования у школьников компетентности, котораяпредполагает умение самостоятельно получать знания, используя различныеисточники. Формированию компетентности учащихся способствуют современныепедагогические технологии, к их числу относятся компьютерные и проектныетехнологии.
При работе скомпьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого –поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношенияс учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Вэтих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных формучебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работыучащихся, отход от традиционного урока с преобладаниемобъяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических итворческих работ поискового и исследовательского характера
Использованиесредств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средствапознания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядноепредставление результата выполненных действий, возможность создавать интересныеисследовательские работы, проекты.
Своейглавной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие способы действия, которыеокажутся необходимыми в их будущей жизни. Новые педагогические технологиинемыслимы без широкого использования новых информационных технологий, икомпьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрытьпедагогические, дидактические функции новых методов образования, реализоватьзаложенные в них потенциальные возможности.
Использованиеинформационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности впреподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТдает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока,что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические иинтегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-lineтестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученныеранее, как говорится в английской пословице – “Я услышал и забыл, я увидел изапомнил”. Применение современных технологий в образовании создаетблагоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросамсовременного общества.
К наиболеечасто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
электронныеучебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийногопроектора,
интерактивныедоски,
электронныеэнциклопедии и справочники,
тренажеры ипрограммы тестирования,
образовательныересурсы Интернета,
DVD и CDдиски с картинами и иллюстрациями,
видео иаудиотехника,
интерактивныекарты и атласы,
интерактивныеконференции и конкурсы,
материалыдля дистанционного обучения,
научно-исследовательскиеработы и проекты.
дистанционноеобучение
В настоящеевремя существует два направления использования ИКТ в процессе обучения.
Первоенаправление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получениязнаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второенаправление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения,которое способно значительно повысить его эффективность и качество знанийучащихся.
Уроки сиспользованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи поформированию информационной грамотности учащихся:
получениезнаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потокисовременной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практическихцелей
овладениесовременными ИКТ как инструментом профессиональной деятельности и общейкультуры человека.
Планируяурок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдатьдидактические требования, в соответствии с которыми:
четкоопределять педагогическую цель применения информационных технологий в учебномпроцессе;
уточнять,где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке вконтексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявленияконкретной учебной информации;
согласовыватьвыбранное средство информационной технологии с другими техническими средствамиобучения;
учитыватьспецифику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новойинформации;
анализироватьи обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Информационныетехнологии на разных этапах урока.
1. Организационныйэтап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержаниепоследующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указаниемтемы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряетконспектирование.
2. Мотивационно-познавательнаядеятельность. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формируетзаинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана науроке или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованностиможет происходить разными путями:
А) разъяснениезначения информации для будущей деятельности, демонстрация задач науки, которыемогут быть решены с помощью этой информации;
Б) рассказ опроблемах, которые были решены с помощью этой информации.
Эффект отприменения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков илидиаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ееприменения.
Изображениена экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняетто, что показано на экране.
При изученииобщих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являютсяслова учителя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условнуюсхему.
3. Проверкаусвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установленастепень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного науроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии ивоспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучениенового материала. При изучении нового материала наглядное изображение являетсязрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, иэто определяет пояснения, которые дает учитель.
5. Систематизацияи закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкогоструктурирования. С этой целью в конце урока учитель делает обзор изученногоматериала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторениематериала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важныхнаглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Сейчассуществует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам иклассам. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (слайды,атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуютформированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересныразличные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большоеколичество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительнонужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогдаучитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ.
Взависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предметов можновыделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие,демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники.Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные программы, ккоторым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивныеатласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощиPower Point.
Использоватьих можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, урокахповторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.
Компьютернаялекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логическисвязанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экранеили мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения(слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами,картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, еслидополнять их показом схем, таблиц.
После такихуроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ ипомогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
Чаще всего всвоей практике учитель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует иопрос домашнего задания и объяснение нового материала.
Программаразработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку,комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинствакаждого и нивелируя недостатки.
Условияпрезентации:
1. Проецированиена большой экран (участники следят за показом со своих мест, изменить порядок ибыстроту кадров не могут).
2. Демонстрацияна компьютерах слушателей (но управление презентацией осуществляется толькоавтором).
3. Самостоятельныйпросмотр готовой презентации на компьютере в автоматическом или управляемомслушателем, а не автором, режиме.
Типы уроковс использованием презентаций в программе Power Point:
1) лекционные,которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложныйматериал для записи учащимся в удобной форме;
2) уроки — иллюстрациипо темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,
3) уроки — наглядныепособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работысамостоятельно.
Используяслайд – фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный,индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоенияучебного материала
Использованиекомпьютерных технологий эффективно на всех предметах, при изучении новогоматериала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсуи других типах уроков. Использование слайд — фильмов (Power Point) во времялекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объеминформации по сравнению с традиционными методами, повышается интерес кизучаемому вопросу и в целом к предмету. При подготовке к уроку используютсяэлектронные учебники, информация сети Internet, создаются дидактическиематериалы, учебно-методические пособия и для учителя и для ученика.
В учебныхпрограммах по биологии для 6-7 класса содержится большое количество тем омногообразии животного и растительного мира. Естественно, этот материал будетлучше усваиваться обучающимися, если на таких уроках учитель будет использоватьдополнительный иллюстративный, аудио — и видеоматериал, кроме традиционныхвидов наглядности (гербариев, влажных препаратов, муляжей и т.д.). Конечно,одним из лучших видов наглядности останется демонстрация живого объекта вестественной среде обитания. В связи с чем, возникает потребность виспользовании новых образовательных информационных технологий, т. к. только ониспособны сочетать разные виды подачи информации и дают ученикам возможностьпознакомиться с миром.
Методы иприёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при ихвнедрении мы выполняем единственную задачу: например сделать урок литературыинтересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные уроки с использованиеминформационных технологий должны привлечь современного школьника к чтению,облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к книге.
Надо толькопомнить, что школу делает школой учитель.
«Художникучится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналисти писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешиваеткраски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски,этюды, приемы…»
Вторымвопросом моего доклада является « Методика работы на интерактивном оборудовании»
Интерактивнаядоска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение скоторого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхностидоски, чтобы начать работу на компьютере.
Интерактивнаядоска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс.
Интерактивнаядоска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые иликинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большиецветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.
Что может интерактивнаядоска?
Предметматематика.
Работая синтерактивной доской, преподаватель сможет:
Активнокомментировать материал: выделять, уточнять, добавлять посредством электронныхмаркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии. Делать пометки можнопрямо поверх изображения; рисовать и делать записи поверх любых приложений ивеб-ресурсов, что усиливает подачу материала. Когда вы работаете наинтерактивной доске, вы можете взять маркер и сделать запись, добавитькомментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Можноиспользовать разные цвета и способы выделения.
Работаученика сканируется и выводится на доску, ученик поясняет свое решение илиучитель проверяет, комментируя. При необходимости учитель или другие ученикиисправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску спомощью сканера выводятся другие варианты, и учащиеся имеют возможность быстросравнить различные способы решения задачи.
Не рисовать зановодля каждого графика и урока систему координат
Быстровоспроизводить графики сложных функций, решать графически большее количество уравненийи неравенств, в том числе и с параметром, изменяя чертеж по ходу решения.
Заключение:
Благодарянаглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряетсявосприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание изапоминание материала.
Всюпроведенную в ходе работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками,можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. В случаевозникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться,следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение.
Такимобразом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работуучащегося в электронном виде.
Этозначительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческойактивности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.
Что может интерактивнаядоска?
Предметрусский язык.
Работая синтерактивной доской, преподаватель сможет:
Выполнитьнабор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любомприложении и его демонстрацию в режиме реального времени;
Вставитьпропущенные буквы, подчеркнуть маркером главные члены предложения. Записатьмаркером слово, разобрать по составу.
Провестиполноценную работу с текстом с указанием связей и взаимоотношений между словами;
Не толькознакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательноетестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории. Контрольосуществляется немедленно, возможность работы над ошибками. Удобна при работе вбольшой аудитории, удобна для ведения дискуссии и обсуждения. Проецируя надоску задание, можно организовать «публичное » решение, дискуссию
Сохранятьсделанные записи и пометки, исправления в документе и файле. Записать вседействия на доске в единый файл конспекта урока.
Заключение:
Делаетзанятия интересными и развивает мотивацию
Предоставляетбольше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных исоциальных навыков
Освобождаетот необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, чтопоявляется на доске
Учащиесяначинают работать более творчески
Делаетзанятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаряразнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию
Что может интерактивнаядоска?
Предметиностранный язык.
Интерактивнаядоска дает возможность использовать на уроках тезисы, таблицы, видео — исправочные материалы, при анализе текстов — схемы и данные электронных словарей.Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности. Можноиспользовать готовые рисунки по нужной теме. Разнообразные Web-ресурсы.На видео материале можно организовать речевую ситуацию, обучать постановкевопроса, составлению высказывания, организации диалога. Работа свидеоматериалами значительно расширяют объем воспринимаемой информации.
Можносоздавать ссылки с одного файла на другой — например, аудио-, видео-файлы илиИнтернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.
Аудио — ивидеофайлы легко контролировать, проигрывая небольшие отрывки, принеобходимости вернуться к любому уроку, вспомнить, что пройдено ранее. Материалык уроку нужно приготовить заранее — это обеспечит хороший темп занятия исохранит время на обсуждения.
Можноподключить и другое аудио — и видеооборудование. Это важно при изучениииностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся моглиодновременно читать текст и слышать произношение. Виртуальный магнитофонпозволяет одновременно прослушивать аудио файлы и производить запись.
3. Распознаваниерукописного текста
Заключение:
Компьютерныхнаглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великоемножество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранностьбумажных карт, плакатов и т.п. — в них просто отпадает необходимость.
Существенноповышается уровень компьютерной компетенции учителей.
/>Интерактивная доска соответствуют тому способу восприятияинформации, которым отличается новое поколение школьников, у которого гораздовыше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
Электронные материалысодержат более интересные дидактические упражнения, чем учебники: здесь ипостроение различных грамматических конструкций, сортировка материала погруппам, его сравнение, выделение, распознавание.
Положительносказывается развитие в процессе использования электронных учебных материаловвнимания, зрительной памяти, восприятия, техники чтения.
Что может интерактивнаядоска?
Предметхимия.
Учащиесяначинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективнойи динамичной подачи.
Частьизображения можно закрыть «Шторкой» или высветить «Прожектором»
Моделирующаясреда позволяет решать широкий круг задач путем их визуального проектированияна основе моделей объектов, явлений, эффектов и свойств, с последующимуправлением моделями и наглядным представлением результатов расчета.
Дополнительноевнимания на важных и сложных моментах
Освобождениеот рутинных записей
Возможностьфиксации ключевых моментов
Предоставлениенеобходимого справочно-иллюстративного материала по уроку
Материал длясамостоятельной работы
Заключение:
Урок болееиндивидуализирован, благодаря использованию аутентичных материалов, преждевсего визуальных. Визуальный материал должен быть очень ярким, образным; неоднозначными пригодным для анализа; Всегда хороши „личностные“ материалы, индивидуальноокрашенные, эмоциональные; Лучше сочетать различные виды материалов ─фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы, диаграммы;
Материалобязательно должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика егопостроения, но не обязательно совпадающая с логикой учебника и программы;
Постепеннонакапливается методическая база электронных материалов для дальнейшегоиспользования:
Использованиеинтерактивной доски оставляет привычную систему, где учитель всегда находится вцентре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный визуальныйконтакт с группой.
Использованиеинтерактивной доски не вносит в педагогическую стратегию ничего принципиальнонового. Выбор ее определяется индивидуальными особенностями, предпочтениями,квалификацией учителя. Он работает так же, как и раньше, хотя возможности егозначительно расширяются. Любой урок имеет двух субъектов — учителя и учеников. Доскатретьим субъектом стать все же не может. Но её возможности позволяют увеличитьвремя работы на уроке, интенсифицировать ее даже при очень разном уровнеготовности учащихся. Каждый может видеть, слышать, анализировать. То естьиндивидуализация обучения значительно возрастает.
Но для этогоурок должен быть действительно интерактивным. И на это должен работать, преждевсего, подбор материала, методическая и техническая его обработка.
Но при всехдостоинствах информационных технологий важным является желание педагогарасширить свои кругозор и фантазию. Нужно бороться со стереотипами, никогда непозволяя себе привыкнуть к чему-либо. В конечном счете, лучший способ обучения,будь то математика, история или география, — это сделать так, чтобы учащиесяпочувствовали красоту предмета.
Заключение
Способыобучения с применением компьютерной техники полностью зависят от того, какиемотивы движут преподавателя, увлеченного использованием компьютерных технологийв образовании. На сегодняшний день такие уроки могут быть и данью моде, ибаловством, и экспериментальной (не всегда безобидной для обучаемых) работойпедагога по поиску новых форм обучения, и доказанной необходимостью.
Представляется,что использование компьютеров при преподавании оправдано лишь в единственномслучае: если компьютер является средством облегчения ученического труда — иначезачем?
Определяяцели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на уроке,преподаватель может, прежде всего, иметь в виду следующие принципиальныепозиции:
а) сохранениепсихического и физического здоровья учащихся;
б) формированиеу обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;
в) помощь обучаемымв усвоении учебного материала на основе специально и грамотно созданных дляэтой цели прикладных компьютерных программ по изучению иностранного языка.
Перечисленныезадачи, если преподаватель собирается следовать таковым, полностью исключаюттакую структуру процесса обучения, как стопроцентное сидение обучаемых укомпьютера. Нужны разнообразные формы учебной деятельности: это и фронтальнаяработа по актуализации знаний, и групповая или парная работа обучаемых поовладению конкретными учебными умениями, и дидактические игры, и работаконсультационной службы, это и интересные устные и письменные задания. Все онидолжны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился несамоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебномупроцессу.