Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»
«Музей Усольской усадьбы графов Орловых-Давыдовых»
Контрольная работа
Оглавление
Введение 3
1. История усадьбы Орловых-Давыдовых 4
1.1 Усольская вотчина 4
1.2 Рождение и жизнь усадьбы 6
1.3 Упадок имения 11
2. Районный муниципальный музей Истории Усольского края им. И.Н. Ульянова 13
2.1 История музея 13
2.2 Экспозиция музея посвященная усадьбе Орловых-Давыдовых 13
3. Проект возрождения графской усадьбы 18
Заключение 21
Использованные источники 22
Введение
Среди русских провинциальных усадеб, построенных в начале XIX века на самарской земле, первое место, безусловно, принадлежит Усольскому имению. Усадьба взята на всесоюзный учет под №6583 как «Памятник архитектуры, охраняемый государством».
В течение 150 лет, вплоть до революции 1917 года, богатой вотчиной на Самарской Луке владели сначала блестящие екатерининские вельможи — графы Орловы, потом их прямые наследники — Орловы-Давыдовы.
Село Усолье, раскинувшееся напротив Ставрополя по берегам родниковых речек Горной Усолки и Елшанки, стало главной резиденцией Орловых с графской усадьбой и вотчинной конторой…
Целью данной работы я считаю рассмотрение всей глубины проблемы усадьбы Орловых-Давыдовых. Для достижения этой цели необходимо выделить следующие задачи: рассмотреть историю имения; оценить состояние усадьбы на сегодняшний день; рассказать об Усольском краеведческом музее и об экспозиции посвященной истории усадьбы Орловых Давыдовых; рассмотреть предложенные разработки по восстановлению усадьбы; разработать свою концепцию по восстановлению данного исторического памятника.
В своей работе я выделила три глава. В первой я постараюсь осветить историю усадьбы Орловых-Давыдовых. Во второй главе я хотела бы рассмотреть деятельность Районного муниципального музея Истории Усольского края им. И.Н. Ульянова, в котором находится экспозиция посвященная имению графов Орловых-Давыдовых. В третьей главе своей работы я хотела бы предложить свои наработки по восстановлению усадьбы в ее первоначальном виде, так как необходимость ее восстановление очевидна, поскольку усадьба является ценным историческим и архитектурным памятником.
1. История усадьбы Орловых-Давыдовых
1.1 Усольская вотчина
В 1632 году указом царя Михаила Федоровича Усольский городок, утративший военное значение, вместе с соляными варницами был отдан ярославским купцам Светешниковым, поэтому некоторое время Усолье на Волге называлось Надеинским. В 1660 году приказом Большого Двора Усолье было выкуплено у сестры Надея Светешникова Антониды за 6500 рублей и передано в казну. В том же году царь Алексей Михайлович пожаловал Надеинское вместе с соляными варницами, землями и прочими угодьями церкви Рождества Богородицы Савво-Сторожевского Звенигородского монастыря Московской губернии.
В XVIII веке Надеинское-Усолье было пожаловано личным указом Петра I князю А.Д.Меншикову и 20 лет (1710-1730) находилось в его владении. После ссылки «светлейшего» в Сибирь имение снова перешло в казну.
Екатерина II предложила братьям Орловым, которые фактически возвели ее на престол, земли на Самарской Луке взамен их верховых вотчин. Старшему из Орловых, Ивану Григорьевичу (1733-1791), в 1765 году было предложено лично выбрать владения, что он и сделал. Вслед за ним на Волгу поехал Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737-1807), который писал в письме к графу П.А. Румянцеву: «Я за 29 дней… объездил более трех тысяч верст… ездил по жилым и прекрасным местам».
/>
Портрет Ивана Григорьевича Орлова. Предмет экспозиции Районного муниципального музея Истории Усольского края им. И.Н. Ульянова
Выбранные таким образом земли Самарской Луки именным указом Екатерины II от 1768 года были пожалованы всем братьям Орловым, которые сразу же приступили к их активному освоению. Это была огромная вотчина, в которой насчитывалось 36 селений с крепостными крестьянами в 26-27 тысяч душ и около 300 тысяч десятин земли. В центре стояло село Усолье.
В конце XVIII века единственным владельцем Усольской вотчины остался младший из Орловых — Владимир Григорьевич (1743-1831). Он рачительно хозяйствовал в своих имениях на Волге, которые приносили немалый доход. После его смерти вотчина перешла по наследству двум лицам: его внуку Владимиру Петровичу Давыдову (с 1856 года — граф Орлов-Давыдов) и его дочери Екатерине Владимировне Новосильцевой (урожденной Орловой). При разделе на долю В.П. Давыдова пришлось 16 сел и деревень вместе с Усольем (с общим числом населения в 6937 душ обоего пола) и 145258-ю десятинами земли.
1.2 Рождение и жизнь усадьбы
В XVIII и начале XIX века почти все строения в Усольской усадьбе были деревянными, поэтому в 1812 году во время сильного пожара сгорели все крестьянские избы и старый графский дворец. До пожара село не имело строгой планировки. По распоряжению графа Владимира Григорьевича Орлова новый регулярный проект села Усолья с усадьбой и парком составил его уроженец, крепостной архитектор Христофор Иванович Сахаров (Шмит). Здания графской усадьбы велено было строить «безопасными от пожара», т.е. каменными. Отстроенное заново село находилось ниже графского имения, на берегу Волги. В настоящее время это место затоплено Жигулевским морем. Сельские дома перед затоплением были перенесены выше имения, поэтому графская усадьба в наши дни оказалась почти на берегу Волги. Под воду ушла и часть прекрасного парка, окружавшего усадьбу Орловых-Давыдовых.
Господский дом с флигелями был спроектирован двумя крепостными архитекторами — Х.И.Сахаровым (Шмитом) и А. Цукановым — при участии известного московского архитектора Дементия Ивановича Жилярди. Проект отличался продуманностью и особой тщательностью. В то же время он представлял собой довольно типичную для России начала XIX века планировку дворянской загородной усадьбы. Выбор ведущего архитектора был не случаен: к помощи Жилярди граф В.Г. Орлов неоднократно обращался во время строительства семейной усыпальницы — мавзолея — в своем подмосковном имении Отрада.
Комплекс зданий Усольской усадьбы в плане представляет собой симметричную постройку в форме каре, ориентированную с севера на юг. По центральной оси композиции, с запада на восток, последовательно располагались главный въезд в усадьбу с двумя караульными помещениями, за ним — парадный двор с центральным зданием бывшей вотчинной конторы, окруженный чугунной решеткой высокохудожественного литья, и далее — парк. Именно парковые фасады у зданий были задуманы как парадные.
Доминантой архитектурной композиции служит стоящее в центре кирпичное трехэтажное здание бывшей конторы с цоколем из естественного тесаного камня. Оно строго пропорционально, с четким ритмом оконных проемов, подчеркнутых по второму этажу чередующимися украшениями в форме арок и прямоугольников. Дворовый и парковый фасады здания конторы расчленены по горизонтали на три части поясками. Все архитектурные детали фасадов тонко прорисованы и составляют главное украшение здания. Его завершает мезонин с оригинальной и сложной в построении мансардной крышей, на самом верху которой находится видовая площадка с башенкой, окруженная по периметру изящной балюстрадой. Над входом в контору со стороны двора — мощный, на три окна, балкон. Чугунный балкон-навес, стоящий на фигурных чугунных колонках, сохранился на парковом фасаде центральной части графского дома. Над ним в треугольное пространство фронтона второго этажа позднее был вмонтирован герб Орловых-Давыдовых. В усадьбе также постоянно встречаются орлы — символ графов Орловых. Их герб с орлами или отдельное изображение орлов присутствуют на стенах главного дома, на мебели и в коллекции гербов.
Посмотрим на здания усадьбы с самой лучшей точки — из парка. К конторе с обеих сторон примыкают флигели: справа — одноэтажные жилые комнаты с анфиладной планировкой для графской семьи и двухэтажная библиотека; слева — аркада с полуциркульными сквозными проемами, соединяющая здание конторы с «домом управляющего». Строительство началось почти сразу после пожара — в 1813 году. К 1834 году контора в 3 этажа с мезонином, 2-этажный «дом управляющего» и ряд служб уже были возведены. Компактность и уравновешенность всех зданий, скромность их архитектурной отделки говорит о безупречном вкусе, как авторов проекта, так и строителей — каменщиков из Городца и крепостных крестьян графа Орлова.
Следует отметить наличие многих сходных черт в формировании двух орловских усадеб — Отрады и Усолья. Это в первую очередь замечательные парковые ансамбли, в которых прослеживается влияние английского садово-паркового искусства. Они привлекали графа Орлова-Давыдова, воспитывавшегося в Англии, прежде всего сходством с естественной природой. В 1836 году для разбивки усольского парка и фруктового сада перед восточным фасадом дворца был приглашен французский садовник Помре. –PAGE_BREAK–
Усольский парк состоял из примыкавшей к дому небольшой регулярной части с клумбами, дорожками, посыпанными толченым кирпичом, и со стрижеными боскетами, окруженными сиренью, которой там было около 16 сортов. Перед графским домом находилась площадка с фонтаном и стоящей в нем скульптурой мальчика с гусем. Далее шла естественная часть парка, близкая к природе Жигулевских гор, находящихся возле Усолья. Из жигулевских лесов и перевозились в парк тщательно подобранные породы деревьев: дубы, липы, клены, сосны. Только лиственницу привезли специально для усольского парка из других мест. Фактически, Помре создал настоящий ботанический сад, имеющий самостоятельную ценность. Сохранились списки цветов, которыми украшали клумбы графского сада, — это были георгины и астры во всем своем многоцветье: восемнадцати колеров. В парке стояли скамейки и скульптуры, одна из которых — Диана с ланью — в 1950-е годы попала в фонды Куйбышевского краеведческого музея. В 1865 году по приказу графа В.П. Орлова-Давыдова парк был обнесен кирпичной стеной нижегородским каменщиком Бугаевым.
Между селом и графской усадьбой по проекту архитектора Христофора Сахарова (Шмита) в начале XIX века на фундаменте старой церкви начали возводить собор, кирпичные стены которого уцелели в пожаре 1812 года. Одновременно с ним строились соборы еще в 4-х графских селах. Внутреннюю отделку собора спроектировал тот же Х. Шмит. Резьбу и золочение алтаря производили: крестьянин села Хатуни (Серпуховского уезда Московской губернии) Илья Иванович Хрусталев и саранский мещанин Максим Кузнецов. Видимо, они же изготовили резные золоченые рамы с девизом Орловых «Fortitudine et constantia» (твердостью и постоянством) для усольских копийных портретов Владимира Григорьевича Орлова и его жены Елизаветы Ивановны. Иконостасы расписывали живописцы: «симбирской гимназии учитель рисовального класса» Кондрат Лаврентьевич Лавров и братья Яновы. Ныне все это находится под водой вместе с селом. Только на берегу Жигулевского моря среди крупной гальки лежат каменные столбы от церковной ограды.
Граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809-1882) часто бывал в своем имении на Волге и один, и всем семейством. Впервые после смерти деда он приехал в Усолье в 1832 году, женившись на 18-летней княжне Ольге Ивановне Барятинской (1814-1876). В семье появилось шестеро детей, поэтому вскоре возникла необходимость в перестройке конторы под жилой блок. Контору перевели в помещение южного флигеля, а освободившийся трехэтажный дом был включен в жилой комплекс усадьбы. Реконструкцию осуществили без изменений наружного облика зданий 1-й половины XIX века. В 1867-69 годах были полностью заменены обветшавшие двери, окна, полы; более современной стала и внутренняя отделка. Все помещения, заново меблированные, стали удобными и уютными. Обстановка включала предметы высокого художественного мастерства, привезенные В.П. Орловыми-Давыдовыми из путешествий в страны Европы и из Петербурга (мраморные и бронзовые бюсты, картины, рисунки, гравюры). В усадьбе продолжала формироваться уникальная библиотека, начало которой положил еще В.Г. Орлов, а также коллекции оружия и геральдики. Все сыновья и внуки В.П. Орлова-Давыдова были военными, поэтому их коллекция оружия постоянно пополнялась и считалась к началу ХХ века одной из лучших в России.
Позади дворца располагались мастерские, служебные и хозяйственные постройки; еще дальше — скотный двор и конюшни. Как известно, один из братьев Орловых, Алексей Григорьевич, вывел знаменитую орловскую породу лошадей. Не остался в стороне и граф В.П. Орлов-Давыдов, построивший в 1860-70 — е годы в Усолье большой хозяйственный двор, на котором главное место занимали благоустроенные конюшни из красного кирпича с белыми бутовыми деталями. Там же располагались овчарни и помещения для крупного рогатого скота. Для наемных рабочих была построена небольшая столовая.
Усольский «конюшенный двор» может являться образцом раннего творчества известного впоследствии петербургского архитектора Роберта Андреевича Гедике. Он был уже академиком архитектуры (1856), когда граф Орлов-Давыдов пригласил его для проектирования хозяйственных построек в своем имении. Гедике считается одним из создателей так называемого «кирпичного стиля» в русской архитектуре, основным требованием которого было применение в облицовке зданий кирпича, а не штукатурки. Он считал кирпич более долговечным материалом, не требующим особого ухода. Поэтому графские конюшни до сих пор сохраняют прекрасный внешний вид. Маленьким шедевром Гедике в Усолье можно считать «дом служащих», построенный из красного кирпича в стиле псевдоготики. Контакты архитектора Гедике и графской семьи продолжались и в более поздние годы, когда он был приглашен для проектирования и строительства в Петербурге дома для старшего сына В.П. Орлова-Давыдова — Анатолия Владимировича.
Усадьба Усолье уже при Владимире Григорьевиче Орлове стала благоустроенным поместьем с хорошо налаженным бытом и рациональным хозяйством. Она являлась не только образцом крупного архитектурно-ландшафтного комплекса начала XIX века, но и типичным натуральным помещичьим хозяйством со своим сельскохозяйственным и ремесленным производством.
При графе В.П. Орлове-Давыдове, поклоннике английской системы хозяйствования, огромные владения, кроме доходов от конного завода и овцеводческого хозяйства, также приносили немалые деньги от земледелия, продажи леса, соляного промысла, от поташного, мыловаренного, свечного и полотняного заводов. Граф также считался владельцем одного из самых выдающихся овцеводческих хозяйств России. Понимая всю важность передовых идей в дальнейшем развитии аграрной России, он даже назначил премию в 10 тысяч рублей за лучшее сочинение о фермерском хозяйстве. Приезжая в свои имения на Волге, он принимал самое живое участие в хозяйственной, общественной и культурной жизни Самарского края.
1.3 Упадок имения
Прекрасно налаженное хозяйство, как и весь уклад жизни России, разрушила революция 1917 года. Последние владельцы усольской вотчины, внуки В.П. Орлова-Давыдова Владимир и Александр Анатольевичи Орловы-Давыдовы, с частями белой армии покинули Россию. Поволжская усадьба со всем ее богатством осталась брошенной. Из нее было расхищено много мебели, картин, скульптур, книг и предметов быта.
Летом 1918 года обеспокоенный этим председатель Археологического Общества А.Г. Елшин направил в штаб Народной Армии письмо: «В селе Усолье (против Ставрополя) в усадьбе графа Орлова-Давыдова имеется много предметов, весьма ценных в историческом и археологическом отношении: имеется замечательная большая старинная библиотека, исторический архив, различные коллекции и т.п.
Эти предметы в высшей степени важно сохранить. Между тем нахождение этого ценного для науки имущества вдали от культурных центров и в совершенно неблагоприятной обстановке подвергает его всевозможным случайностям и совсем не обеспечивает ему сохранность. Было бы крайне желательно перевезти в Самару наиболее ценные для науки вещи и поместить их на хранение в городском музее или другом подходящем месте».
Просьба членов Археологического Общества была выполнена. Уникальная усольская библиотека в количестве более тысячи томов находится сейчас в отделе редких книг Самарской областной научной библиотеки. Художественная коллекция распределена между тремя музеями области: Самарскими — краеведческим и художественным и Сызранским краеведческим.
Только в 1919 году комплекс зданий имения был передан на баланс Наркомзема РСФСР и в него вселили сельскохозяйственный техникум Народного Комиссариата Земледелия, который является его владельцем до настоящего времени. Но с 1970 года техникум покинул разрушающуюся усадьбу и переехал в специально построенное для него новое здание.
Усольская усадьба графов Орловых-Давыдовых еще в 1966 году была принята облисполкомом Куйбышеской области на государственную охрану, а в 1980-м была рекомендована Министерством культуры РСФСР для принятия под охрану как памятник республиканского значения.
Основные разрушения усадьба Орловых-Давыдовых получила в 90-х годах ХХ века, когда ее здание было отдано под расселение беженцев из стран бывшего Советского Союза.
В настоящее время, замечательный памятник архитектуры 1-й половины XIX века — усадьба Орловых-Давыдовых — неумолимо разрушается. После многочисленных пожаров здания приобретают вид руин. Видимо, без немедленного реставрационного вмешательства его судьба будет такой же, как и у остальных имений Самарской губернии, которые просто исчезли с лица земли.
2. Районный муниципальный музей Истории Усольского края им. И.Н. Ульянова
2.1 История музея
Усольский музей создан в помещении бывшего начального училища, он занесен во Всемирную картотеку музеев, как один из оригинальных музеев мира, как по содержанию, так и по истории создания.
В 1986 году музей открылся как народная картинная галерея работ самобытных художников, затем в его стенах были собраны материалы по истории Усольского края, и по народному образованию, причем последние собирались по всему Советскому Союзу. Эта коллекция на областном фестивале «Музей-2000» отмечена дипломом, как уникальная.
Особенность истории края обусловлена солеварением, начавшемся еще в бронзовом веке. Соляные источники тысячелетия являлись промышленным и культурным центром края, притягивая к себе различные народы. Возле них в середине XVI века был заложен Усольский городок, владельцами которого неизменно являлись царские любимцы.
С 1 января 2001 года Музей стал районным муниципальным. Музейная экспозиция выстроена с учетом воздействия на глубинное сознание посетителя и его генетическую память. В основе ее отказ от традиционных музейных приемов и поиск новых методов и решений. Центр музея — интерактивный класс, где посетители знакомятся со школьными принадлежностями прошлых лет.
2.2 Экспозиция музея посвященная усадьбе Орловых-Давыдовых
После того как началось массовое разграбление усадьбы графов Орловых-Давыдовых все вещи находившиеся в усадьбе было решено вывезти оттуда. Хотя некоторые предметы попали в самарские музеи краеведческий и художественный, огромная коллекция редких книг была передана на хранение Самарской областной научной библиотеке, а львиная доля коллекции попала в Сызрань в Районном муниципальном музее Истории Усольского края им. И.Н. Ульянова все-таки сохранилась часть вещей из имения, которая и составила экспозицию, посвященную истории усадьбы Орловых-Давыдовых. В эту коллекцию вошли такие предметы как:
Станок для отжимания (глажения) скатертей и салфеток
СтанокбылизготовленкомпаниейBradford & C patent, Manchester, London & Dublin вXIX веке. Он выполнен на фабричном производстве из чугуна, дерева и бронзы. Устройство его довольно просто: три деревянных вала на осях укреплены горизонтально на прямоугольной станине. Основание станины прямоугольное, на четырех колесиках. Валы приводятся в движение рукоятью с маховиком через систему шестерен.
Наверху станины — герб Великобритании, название фирмы-производителя, с обратной стороны цифры “№1”. Особенно примечательна цифра «1», поскольку этот станок действительно является самым первым, изготовленным на фабрике Bradford & C patent, Manchester, London & Dublin которая существует по сей день и уже заинтересовалась этим экспонатом, выставленным в музее и высказалась о его приобретении, что может весьма неприятно отразиться на судьбе коллекции из имения графов.
Горка-буфет из дворца гр. Орловых-Давыдовых
/> продолжение
–PAGE_BREAK–
Горка-буфет изготовлена в Усолье по чертежам графа в конеце XIX века. Она выполнена в готическом стиле, верхняя часть с двумя колонками с накладной резьбой, кокошник и дверцы — пропильная плоскорельефная резьба, орнамент цветочно-листовой, навершия колонок в виде пирамид с квадратным основанием; нижняя часть с двумя сполшными дверцами, без резьбы.
Шкаф библиотечный
Шкаф изготовлен вУсолье в середине XIX века. Шкаф библиотечный шестисекционный из дворца гр. Орловых-Давыдовых. Секции расположены в три яруса, по две. Нижний ярус со сплошными двустворчатыми дверцами, несколько выступает вперед, образуя неширокую полку; второй ярус вдвое выше, с двустворчатыми дверцами в два стекла; верхний такой же, но вдвое ниже второго. Украшен объемной резьбой листового орнамента.
Столовый сервиз
/>
Сервиз конца XIX века был перенесен в музей из имения графов Орловых-Давыдовых, к сожалению, сохранилась меньшая его часть, которая на данный момент в ходит в экспозицию музея.
Страницы дневника с указаниями по обустройству имения
В дневнике даны указания по изменениям которые необходимо провести в имении. В экспозиции музея выставлен лишь этот дневник, хотя до наших дней сохранился не только он.
Макет усадьбы
/>
/>
Все великолепия, ныне разрушенного имения, хранит реставрационный макет, выставленный в Усольском музее. Он был выполнен по заказу музея и нацелен на то, чтобы показать каким было имение до его разорения.
Так же в состав экспозиции входят различные предметы быта, множество портретов, фотографий, план-чертеж помещичьей усадьбы, деньги тех времен, некоторые предметы мебели, а так же стеклянные бутыли конца XIX века из-под водки и многое другое.
3. Проект возрождения графской усадьбы
Усольская усадьба Орловых-Давыдовых — уникальный архитектурный памятник, один из наиболее сохранившихся несмотря на причиненные ему разрушения. Поэтому, на мой взгляд, создание музейного комплекса на базе усадьбы Орловых-Давыдовых, рассказующего об ее жизни в период процветания имения, необходимо для сохранения и передачи будущим поколениям нашего культурного наследия. Попробую объяснить, почему я считаю что именно эта усадьба заслуживает такого внимания.
Во-первых, глубокая историчность этих мест: в Усолье пересекаются известнейшие фамилии (Орловы, А.Д. Меньшиков, о. Никанор, Светешниковы, Строгановы и т.д.). Нет такой народности в Поволжье на протяжении последних 4 тысяч лет, которая не оставила бы следы своего пребывания в Усолье.
Во-вторых, удаленность Усолья от политических центров регионов Поволжья. Выбор базы в любом более-менее большом городе дает этому региону определенные преимущества.
В-третьих, Усолье находится практически в геометрическом центре Поволжского региона, а это тоже играет определенную роль.
В-четвертых, удаленность от политических центров не означает удаленности от центров культурных. Усолье на протяжении веков само было таким культурным центром. Недаром один из первых техникумов при советской власти был организован именно в Усолье. Он существует и сейчас. Определенную роль здесь играют и отдыхающие санатория «Волжский Утес» — журналисты, поэты, писатели, бизнесмены, политики.
В-пятых, Усолье расположено в 40 км от железной дороги (ст. Шигоны) и в 60 км от крупного железнодорожного узла Сызрань. От Сызрани в Усолье ведет хорошее асфальтированное шоссе. В летний сезон удобен подъезд речным транспортом.
Я считаю что, восстановление усадьбы в ее первозданном виде несет в себе не только культурно-историческую, но и образовательную и социальную функции. Следует отметить, что зимой этого года из федерального бюджета было выделено 12 млн. рублей на начало реставрационных работ. Вопрос о восстановлении усадьбы решался на правительственном уровне в Москве. Я хотела бы отметить, что огромную роль в решении этого вопроса сыграла основательница Районного муниципального музея Истории Усольского края им. И.Н. Ульянова, которая по сей день является его заведующей, Валентина Валентиновна Шульгина. Она уже на протяжении 15 лет принимает участие в судьбе усадьбы, за это время, по ее словам, поступало немало различных предложений по восстановлению усадьбы, все они по тем или иным причинам не реализовывались. Валентина Валентиновна пришла к выводу, что усадьба не восстанавливается не из-за отсутствия денег, а из-за отсутствия организующей идеи.
Мое мнение отчасти совпадает с мнением В.В.Шульгиной. Восстановление усадьбы во многом зависит от принятия решения и организации реставрационных работ «сверху», поскольку этот архитектурный комплекс должен стать достоянием общественности и ни в коем случае не перейти в частное владение, как было предложено некоторыми членами правительства.
По существу восстановление самих зданий имения и их внутренней обстановки, это только самое начало создание музейного комплекса. Совершенно очевидна необходимость функционирования музея по образцу «музеев под открытым небом». В зависимости от того, в каком объеме будет восстановлена усадьба, необходимо проложить туристические маршруты, возможно, создать какие-либо гостиничные комплексы для размещения туристов.
На мой взгляд, создание в Усолье музея под образцом «музея под открытым небом» будет наиболее выигрышным вариантом, поскольку, как правило, такие музеи направлены на то, чтобы передать дух давно минувших времен, чего явно не хватает для культурного развития нашего современного общества.
Тем не менее, замечательный памятник архитектуры 1-й половины XIX века — усадьба Орловых-Давыдовых — неумолимо разрушается. После многочисленных пожаров здания приобрели вид руин. Не хочется думать о том, что без немедленного реставрационного вмешательства его судьба будет такой же, как и у остальных имений Самарской губернии, которые просто исчезли с лица земли.
Заключение
Долгие годы усадьба Орловых-Давыдовых, расположенная в селе Усолье Шигонского района разрушалась. Сегодня Министерством культуры на ее восстановление выделено около 12 млн. рублей. Эта сумма — лишь малая часть того, что необходимо на восстановление архитектурного комплекса, взятого на всесоюзный учет как «Памятник архитектуры, охраняемый государством». На протяжении полутора веков богатой вотчиной, расположенной на Самарской Луке, владели графы Орловы, а затем и их наследники — Орловы-Давыдовы. Архитектурный комплекс включал в себя дома графа и управляющего, комнаты для гостей и служащих, прачечную, женскую и мужскую больницы, дом аптекаря и дом фельдшера. Сегодня сооружения пребывают в плачевном состоянии. Впрочем, в одном из флигелей все еще живут люди, не нашедшие себе другого приюта. В центральном строении комплекса — вотчинной конторе — до недавнего времени располагался кабинет механизации животноводства. Усадьба представляет собой не только дворцовый комплекс, но и большой парк — что в общей сложности занимает порядка 20 гектаров. На протяжении прошлого века варианты восстановления усадьбы рассматривались неоднократно, что, впрочем, так ни к чему и не привело. Вернут ли графским развалинам былой облик на это раз — покажет время.
Использованные источники
www.museum.ru/M164 — официальна страница Районного муниципального музея Истории Усольского края им. И.Н. Ульянова
www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=260&level1=main&level2=articles – научный журнал
www.samru.ru/society/samaranews/27806.html — самарский новостной центр
old.samara.ru/paper/41/4439/78975/ — интервью директора Усольского музея газете «Волжская коммуна» №218 от 23.11.2002
Фотоматериалы предоставлены ООО «КТВ-Луч».