Музыкально-эстетическое воспитание детей

Введение.
           Образовательная область«Искусство» в современной школе представлена тремя предметами:музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура.Архитектура, театр, кино, другие виды искусства либо частично включаются в этипредметы, либо остаются вне поля зрения. Однако есть один вид искусства,который обладает уникальным потенциалом в качестве школьного урока. Он не будетдополнительной нагрузкой, а скорее наоборот психической и физической нагрузкой.Это — танец.
           Танец, в отличие от другихпредметов, снимает перегрузку, улучшает физическое и душевное состояние детей идаже повышает общую успеваемость.
           В эстетическом воспитании подрастающегопоколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому.  Танцевальное искусство в нашей стране скаждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самыхдейственных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.
           Танцевальное искусство — массовоеискусство. Оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимает участие в работехореографических кружков, балетных студий.    Благодаря  систематическому  хореографическому воспитанию и образованиюучащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную  культуру, аразвитие танцевальных и музыкальных способностей более тонкому восприятиюпрофессионального хореографического искусства.
           Танец  — это сценическое искусство, требующее  тщательный подготовки, виртуозности движений,ежедневный  шлифовки танцевальной  техники. На этих занятиях у детейразвивается   музыкальность иритмичность, что имеет большое значение для эстетического и физическоговоспитания детей. Музыка и танец тесно связаны друг с другом. Наряду с танцеммузыка является родним из факторов эстетического воздействия на детей.
            Простая, доступная музыка будитфантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности.  Танцевальность, образность, ясная мелодия,четкий ритмический рисунок — вот необходимые качества танцевальной музыки длядетей. Содержание и форма музыки должны отвечать содержанию и форме танца. Откачества используемого в работе музыкального материала и его исполнения зависитмузыкальное развитие и становление художественного вкуса учащегося.                                            
1. Эстетическое воспитание как средство формирования личности.
       Способность эмоционально отзываться напрекрасное, любить и ценить его делают жизнь человека более содержательной,яркой и богатой. Она оказывает большое влияние на формирование человеческойличности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное напонимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым.«Одно дело привлечение подарком, наградой, премией или какими-нибудь благамидля отдельной личности, — говорил А.С.Макаренко, — и другое дело – привлечениеэстетикой поступка, его внутренней сущностью.
       Цель эстетического воспитания –формирование у подрастающих поколений эстетического идеала, который обобщаетнаиболее важные и существенные эстетические представления  и взгляды человека.
       Воспитание эстетического идеалапредполагает прежде всего  развитие уучащихся эстетических чувств и эстетического восприятия. Одни и те же явлениядействительности и искусства можно видеть, чувствовать и восприниматьпо-разному. Одни могут часами любоваться красотой природы и картинамихудожников, а вторые и к тому и другому совершенно равнодушны. Развитиеэстетического восприятия невозможно без обогащения учащихся эстетическимивпечатлениями, без развития у них эмоционального, личного отношения квоспринимаемому. Необходимо воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость,обращать их внимание на прекрасное в окружающей жизни и быту, в произведенияхискусства.
       Богатство и ценность эстетических чувстви переживаний заключается не в количестве, а в их глубине и устойчивости.Глубокое чувство определяет все поведение и деятельность человека,свидетельствует о цельности его натуры. «Я не умею наполовину ненавидеть илинаполовину любить, — говорил Ф.Э. Дзержинский, — я не умею отдавать толькополовину души. Я могу отдать всю душу или ничего не отдать». К сожалению, в жизниможно встретить людей, готовых под первым впечатлением на любой подвиг илисамоотверженный поступок, но их чувство очень быстро остывает, и при первых жетрудностях они отказываются от достижения поставленной цели.
       Наряду с формированием глубины ипостоянства эстетических чувств следует обращать внимание на ихпринципиальность и идейную направленность. Воспитание эстетических чувств тесносвязано с формированием своего духовного облика человека и,  в первую очередь, правильных эстетическихвзглядов, убеждений и вкусов.
       Важно не только уметь видеть ичувствовать прекрасное в жизни и искусстве, но и судить о нем, давать емуправильную оценку. Непритязательный в музыкальном отношении человек может неоценить по достоинству высокохудожественное музыкальное произведение, наоборот,давать высокую оценку с художественной точки зрения слабому творению. Поэтомуодна из основных задач эстетического воспитания – формирование эстетическихвзглядов, суждений и вкусов у учащихся. Отсутствие правильных суждений опрекрасном или «дурные» вкусы – далеко не безобидная вещь. Нередко сложныепредставления о том, что красиво и некрасиво, приводят к безнравственнымпоступкам и извращенным взаимоотношениям между людьми.
       «На вкус и цвет товарищей нет», — говоритсяв старинной русской пословице. Нельзя требовать от людей совершенно одинаковойоценки прекрасного в жизни и искусстве. Однако у членов общества, разделяющиходно мировоззрение, различия во вкусах не будут выходить за пределы ихэстетического идеала. Вкусы определяются не только уровнем эстетическойвоспитанности, но морально-политическим обликом личности.
       Формирование эстетических суждений ивкусов тесно связано с воспитанием эстетической активности у учащихся. «Человекпо своей натуре художник, — говорил А.М. Горький.- Он, так или иначе, стремитсявносить в свою жизнь красоту». Ученик должен быть не  только созерцателем прекрасного, уметьпонимать и ценить его, но и активно вносить прекрасное в повседневную жизнь,делать ее эстетически выразительной и содержательной, бороться против всегоуродливого и безобразного. С этой целью важно систематически привлекатьучащихся к активной деятельности по улучшению и эстетическому преобразованиюокружающего, воспитывать у них эстетические навыки и привычки, которые дают имвозможность вносить элементы прекрасного в жизнь, быт, учебную и трудовуюдеятельность.
       Важной задачей эстетического воспитанияявляется развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или инойобласти искусства. Л.Н. Толстой писал, что каждый человек обладает высокойпотребностью служить искусству и что эта потребность должна быть удовлетворена.В нашей стране, где для трудящихся открыт доступ ко всем видам искусства, мечтывеликого русского писателя претворяются в действительность. Сотни тысяч людейзанимаются в кружках художественной самодеятельности, приобщаясь к серьезномуискусству. Развитие творческих способностей помогает наслаждаться искусством,создает предпосылки для дальнейшего совершенствования.
       Эстетическое воспитание учащихсяпроисходит в процессе всей учебно-воспитательной работы. Учебный труд,производственная практика, общественно-полезная работа, туристические походы породному краю, культура труда и быта – все это наряду с теоретической подготовкойк профессии и формированием морального облика учащихся может быть использованои для их эстетического воспитания. Однако основным средством эстетическоговоспитания, позволяющим наиболее успешно решать все изложенные выше задачиэстетического воспитания, служит искусство.
       «Нимузыка, ни литература, ни какой другой вид искусства в настоящем смысле этогослова,- говорил П.И. Чайковский,- не существуют для простой забавы, ониотвечают более глубоким потребностям человеческого общества, нежели необыкновеннаяжажда легких развлечений». Правдиво изображая действительность, создавая яркиеобразы положительных образов героев, литература и искусство формируют уучащихся эстетические вкусы и взгляды, учат их понимать прекрасное впроизведениях искусства и в жизни, способствуют развитию художественныхпотребностей и задатков.

2. История хореографии.
Историястановления хореографического искусства – это результат эволюции человеческойкультуры, социальных особенностей каждого времени, это история эволюции народно-танцевальногоискусства.
Историяискусства танца уходит в седую древность. На заре своего существованиячеловечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков черездвижение. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово, но выразительность пластикичеловеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественней, ипоэтому язык танца многонационален и понятен всем. Сначала человечествовкладывало в танце свои представления и верования – танец был обрядом. В пляскечеловек выманивал у неведомых богов счастливую охоту, обильный урожай, спасението недугов. Такие обрядовые танцы по сей день можно увидеть у некоторыхпервобытных племен Австралии или Американских индейцев. В нашей стране вплясках коряков, остяков, чукчей тоже живут отзвуки древних ритуалов предков,«заклинавших» танцев добычу – медведя, нерпа, рыбу… Шло время, человечество всеэнергичнее открывало тайны мироздания, и танцы утрачивали свое первоначальное«магическое» предназначение. Теперь в них выражались свойственные народувольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира.Поэтому недаром танец всегда был нелюбим жестокими церковниками. Однако оноказался куда сильнее и жизнеспособнее мракобесия и предрассудков. Танец выжил,восторжествовал и расширил свою сферу действия.
Возродилосьцелое искусство – хореография. Она, по существу, не имеющая системы записейдвижений, передавала устно, как эстафету, все ценное  и наиболее выразительное, что было напротяжении ее истории.
Каксокровищницу творческой фантазии хранят и передают народы следующим поколениямсвои национальные танцы. Они создавались и выкристаллизовывались на протяженииновых веков.
Вобработанном виде национальные танцы переходили на паркеты: танцевала знать напридворных балах. Танцевали актеры в интермедиях, чтобы «внести оживление» вход серьезных драматических и оперных представлений. Сценический танецобогащался техникой, идущей от актеров, акробатов, скоморохов. Так, болеечетырех веков назад родился балет.
Посколькузарождение танца относится к истокам человеческой культуры, а возможностьсистематизировать все огромное количество движений появилось только в 17 веке,можно сказать, что такой длительный путь развития  и тщательный отбор выразительных средствговорят об объективной эстетической ценности и жизненности этого искусства.
Истокирусской хореографии берут начало в хороводных массовых танцах, в которыхскладывались различные формы: перепляс, парный танец, импровизационнаяхороводная пляска, в которой ведущий танцор придумывал движения, а остальныеповторяли, со временем отбирались и вырабатывались наиболее интересные,выразительные движения, рисунки и запечатлевались в различных танцах,приуроченных к жизненным событиям – обрядам, идущих от языческих времен,свадьбам, сезонным праздникам.
Творческаяжизнь балетмейстеров тех лет проходила под влиянием противоречивых тенденций,имевших место и в других видах искусства. Так, например, «музыка, дающая толчокк творческой мысли постановщика, претерпевало в эти годы сильные ритмические игармонические изменения»;- пишет Боголюбская М.С.
Ж.Далькроз, увлекший многие страны Европы своей системой ритмического воспитания,также оказал большое влияние на развитие балета, хотя среди хореографов он имелпротивников. Он сумел взглянуть на ритм как на внутренние проявления к духовнойжизни человека через физическое действие, тщательно разработал системуритмического воспитания.
Ритмическоевоспитание было взято на вооружение К С Станиславским, который большое значениепридавал ритмическому развитию актера. Уроки ритмики изучались будущимихореографами.
Такимобразом, искусство танца развивалось и совершенствовалось. История показывает.что путь к танцевальному искусству идет через психологию и художественноераскрытие характеров, через музыкально-танцевальный образ.

3. Роль музыкально-ритмической деятельности вэстетическом развитии школьников.
Музыкально-ритмическаядеятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи  музыкально-эстетических переживаний.
 Музыкальное воспитание в работе с детьмидошкольного и школьного возраста уже давно выделилось в самостоятельныйпредмет. Это воспитание культурных или хотя бы музыкально грамотныхслушателей,  из числа которых попутноможно отобрать наиболее одаренных для профессионализации.
При такой установкесодержанием работы является приобретение навыков и знаний, которые понадобятсядетям в дальнейшем при слушании музыки, музицировании. Проведение такой работытребует, конечно, на первых порах всевозможных приемов, способныхзаинтересовать детей, приобщить их к музыке. Одновременно преподается хоровоепение, бережно развивается слух, даются сведения о музыке, композиторах,исполнителях.
Музыкальное воспитание –это процесс развития музыкальности не только как способности понять,  но и глубоко пережить, почувствовать музыку,как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолгоостанется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении иповедении.
Только при таком глубокомвосприятии искусство, в данном случае музыка, раскрывает своюхудожественно-эстетическую ценность, осуществляет свои подлинные задачи.
Только устремленность ктакому развитию музыкальности позволяет нам смотреть на музыкальное воспитаниекак на процесс глубоко важный и нужный для наших детей. В этом процессе надо нетолько дать им полезные музыкальные навыки и знания; прежде всего, необходиморазвить как раз все то, что не поддается включению в программу иэкзаменационные требования, а развивается медленно и с трудом.
При такой целевойустановке движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методовразвития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственнойлюбому ребенку.
 Метод этот имеет трудности, связанные с тем,что музыкальные руководители детских садов и школ обычно связаны с различнымисистемами движения: танца бытового, народного, балетного; ритмической,пластической, художественной гимнастики разных видов.
Каждый день жизнивыдвигает новые задачи в деле эстетического воспитания подрастающего поколения.Решение этих задач будет способствовать всестороннему развитию учащихся ивнесет обновление в хореографическую работу с детьми.
Танец и музыка –родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Эти дваискусства близки нашим детям и молодежи, они призваны помогать личности расти иразвиваться.
Музыка является душойтанца. Она создает то творческое настроение, ту эмоциональную атмосферу,которые необходимы для создания образа в танце. Только при органическойвзаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность ивыразительность.
Весь процессхореографической работы способствует физическому развитию детей, развитию ихтанцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию. Я стремлюсь ктому, чтобы учащиеся в процессе занятий не только приобретали знания по танцу,но и получали музыкально-хореографическое воспитание. В процесс создания танцавходит и прослушивание музыки для намеченной постановки.
Задача музыкальногодвижения – воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку,развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них чутких слушателей и любителей музыки, черпающих вней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.
Занятия музыкальнымидвижениями должны развивать музыкальность детей.
 Музыкальность характеризуется способностьюпереживать содержание музыкального процесса в его целостности – чувствоватьмузыкальный образ.
Способность создаватьмузыкально-двигательный образ развивается путем соответствующейцеленаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движенийдетей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакцияостается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создаватьнеобходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций вдвижениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность ивоображение.
На занятиях музыкальнымдвижением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает изсодержания и формы музыки. У детей развивается «умение слушать музыку, каклогичное и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцахони сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержаниемузыки.
 Творческая активность проявляется по-разному:и  тогда, когда дети, слушая музыку,самостоятельно выражают  своеэмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях,когда дети исполняют упражнения с заданными движениями, но придают имвыразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.
В процессе этой работыдетей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – отвеселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставлениеконкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных,лиричных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четчевыражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.
Успех работы решается неколичеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать ихсодержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей,так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение.
Музыка и движениепомогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движенияи развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ.Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает вусвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детейна отражение той или иной особенности музыки и т.п.)
Главная задача музыкально- ритмической   деятельности – развиватьи углублять творческие способности детей, уметь создавать  музыкально-двигательные образысамостоятельно, используя при этом навыки, полученные на музыкально-двигательныхзанятиях ранее.
Первоклассники обычноприходят на первый урок ритмики полные интереса и ожидания.  Многие из них уже не раз встречались смузыкой – все они, конечно, охотно прыгали, скакали, бегали, как этосвойственно всем детям. Но далеко не все из них учились соединять музыку сдвижением, что могло бы им дать и новое ощущение музыки, и новое качестводвижения.
С самого начала работыдети должны приобрести первые необходимые музыкально двигательные навыки: онипривыкают внимательно слушать музыку во время движения – начинать илиоканчивать движение, сменять одно движение другим.
Все эти «команды» даетмузыка; без внимания к ней  музыкальноедвижение невозможно и неинтересно.
Внимание к музыке ещеболее обостряется тем, что предварительного прослушивания и обсуждения музыкинового танца не проводится.
Разъяснив детямсодержание упражнения и его структуру, педагог предупреждает детей, чтобы ониприготовились к движению с началом музыки, а затем предоставляет им выполнятьзадание так, как они его поняли, как им подскажет музыка.
Одновременно педагог дляразвития у детей музыкально-двигательной памяти спрашивает: «Что мы делали впрошлый раз под эту музыку?» — или предоставляет им самим начинать упражнение,услышав знакомую музыку. Так у детей воспитывается непрерывное изаинтересованное внимание к музыке, с которой связаны их действия;первоначально произвольное, оно постепенно превращается в послепроизвольное — дети привыкают следить за музыкальным рассказом так же, как они слушают стихи, сказку.
С первых дней занятий удетей должны активизироваться связь между музыкой и движением. Необходимовозбудить у ребят желание двигаться, когда звучит музыка, сделать для них связьмузыки с движением привычной, естественной. Дети должны получать радость от движенийи музыки; движения усиливают их эмоциональный отклик на музыку
Эти первыемузыкально-двигательные впечатления и навыки детей служат залогом успеха всейдальнейшей работы.
Основной задачей курсатанца является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детейспособности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальныхспособностей, формирование художественного вкуса и интересов.
Дети должны сразупочувствовать, что движения и музыка органически связаны. Для этого восприятиемузыки и двигательная  реакция на неедолжны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостныймузыкально-двигательный образ.
Выражение музыки черездействие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ейконкретно-образный смысл.
Мелодия – основамузыкально-двигательного образа. Дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминатьее, двигаясь, напевать ее про себя. В танцах музыка помогает детям следовать заразвивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.
Для того, чтобы детимогли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать уних необходимые качества движения, дать им ряд танцевальных навыков.
Танец имеет большоевоспитательное значение и оказывает положительное влияние на эстетическоеразвитие детей, на рост их общей культуры.
Цель хореографическихзанятий – научить детей и подростков красиво и правильно двигаться. Необходиморасширять горизонты музыкального развития наших учащихся, воспитывать их вкусна музыке мелодичной, понятной, богатой мыслями и чувствами. Танец долженявиться средством, способствующим закреплению музыкальных впечатлений.
Несмотря на многовековоепрошлое, искусство танца не потеряло своей актуальности и в наше время. Созданомножество методик преподавания в различных областях хореографии, основанных наопыте прошлого, но адаптированных к настоящему.
В основехореографического воспитания лежит системный, долголетний тяжелый труд. Нужнабольшая выносливость, дисциплинированность, самоконтроль, упорство в преодолениитрудностей, стремление к самосовершенствованию, любовь к танцевальномуискусству.
Лишь сочетание этихкачеств может обеспечить полное развитие природных и артистических способностейкаждого, и педагоги-хореографы с первых дней занятий должны воспитывать иразвивать эти черты в учащихся.
Целью занятий являетсяприобщение учащихся к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса,потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.
Данная цельпредусматривает решение следующих задач:
— развитиесуставно-связочного аппарата и мускулатуры;
— развитие силы, ловкостии координации движений;
— правильная постановкакорпуса, рук, ног, головы, выработка осанки;
— овладение техникойтанца;
— овладение актерскиммастерством;
— развитие творческогомышления, умение использовать полученные знания, навыки и умение в сценическойпрактике;
— воспитание личностиучащихся, развитие художественно-эстетического вкуса, любви к богатомунациональному наследию.
В процессе постановочнойработы, репетиций дети приучаются к сотворчеству, у них развиваютсяхудожественное воображение, ассоциативная память, творческая инициатива,воображение, умение передать музыку и содержание образа движением.
Важное значение в делеэстетического воспитания имеет музыка и музыкально-ритмическая деятельность.Музыку слышат дети на  уроке и впостановочной практике. Она должна быть доступной и художественной, будь тонародные мелодии и ритмы или произведения композиторов-классиков и современныхавторов.
Учащиеся во время обучениядолжны получить представления о том, как танцевальное движение выражаетвнутренний мир человека, что красота танца — это совершенство движений и линийчеловеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.
Для занятий ритмикой ихореографией необходимо специально оборудованное помещение с деревяннымнекрашеным полом, станками (различной высоты) и зеркалами, костюмы для занятийи выступлений, а также специальную обувь.
В нашей школе образованы гимназические классы, в которыхдети кроме общеобразовательных предметов изучают  1 – 4 классы ритмику, 5 – 9 хореографию.Уроки проходят 1 раз в неделю. Начальные классы занимаются ритмикой полнымклассом, что, на мой взгляд,  мешает плодотворнойработе педагога и  усложняет усваиватьматериал детям.
Начиная с 5 класса,классы  делятся на две подгруппы и каждаяподгруппа приходит на урок 1 раз в неделю. Деление на подгруппы облегчаетработу педагога и помогает учащимся в работе на уроке, но являетсянедостаточным для запоминания и закрепления материала, полученного на уроке,т.к. для лучшего усвоения материала, занятия должны проводиться 2 раза внеделю.
Занятия  по ритмике и хореографии в гимназическихклассах проходят по разработанной мной программе.
Помимо уроков ритмики ихореографии в школе уже  6  лет работает ансамбль танца «Задоринки», в котором занимаются дети,увлекшиеся искусством танца. Неоднократно ансамбль танца «Задоринки» принималучастие в различных концертах и конкурсах школы, города и республики и занималпризовые места. Занятия в ансамбле способствуют сплоченности коллектива,вырабатывают чувство ответственности, развивают эстетический вкус, творческиеинтересы и способности, укрепляют здоровье.

4.Музыкально-хореографическое искусство в эстетико-нравственном воспитаниишкольников.
Учитывая положение реформы общеобразовательной школы,необходимо в педагогической практике использовать воспитывающие резервыискусства хореографии.
Хореография,как искусство коллективное, сплачивает детей, развивает чувство требовательности,принципиальности, ответственности – ведь в танце проявляется характер идуховные качества личности.
Ребенокв коллективе весь в движении, изменении и развитии в физическом и нравственномотношениях. И от того, какова атмосфера в коллективе, будет зависеть и егоразвитие как личности. В связи с этим совсем не безразлично, каким являетсяруководитель коллектива, насколько ясно и эмоционально воспринимает он целивоспитания и задачи сегодняшнего дня, насколько его интересы, желания, помыслыстановятся действенными и способными развивать, изменять к лучшему поведениеребенка, насколько педагогическая культура отвечает требованиям времени.
Детство– пора формирования нравственности, из которой произрастают затем навыкидуховной жизни целого поколения. Только богатство внутренней жизни,наполненность чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность кидеалам одухотворяет танец, делает самые простые движения содержательными. Какчасто богатство костюмов, броскость программы выступлений заслоняют подлиннуюработу по обучению и воспитанию ребят. Часто об успешной работе руководителясудят по чисто внешним признакам его деятельности, не учитывая и не замечаяпорой тех нравственных издержек и цену успеха, который достигается подчасперегрузкой ребят, выпячиванием одних и тех же детей в ущерб другим,стимулированием коллектива не всегда оправданными средствами.
Хореография– искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретаетосязательную форму, а движения становятся как бы слышимыми. Живописность играфичность поз и положение танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Этопозволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитанияширокого профиля.
Музыкаи танец развивают эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщаютему знания о мире, то музыкально-танцевальное искусство вызывает эмоциональныйотклик, связанный с преображенными в танце явлениями объективного мира. Скажем,музыкальный образ «Весны» может вызвать целую гамму переживаний, связанныхпредставлением об этом времени года: запахами зелени, травы. яркостью неба исолнца.
Этиэмоции могут быть вызваны музыкой, такой как «Подснежник» П.И. Чайковского,«Весенние воды» С.Рахманинова и др.
Танец,поставленный на эту  музыку, вносит новыеассоциации – борения, трепетности, нежности, хрупкости первых ростков,тянущихся к солнцу. Переходя с помощью искусства из области конкретных знаний овесне в сферу человеческих переживаний, ученик ничего не теряет издостоверности своих знаний о мире, которые лишь приобретают новую форму в видечувственной информации, построенной на ощущении. Чувство восторга, нежности,бережности и доброты, пережитой учащимися в их танцевальной практике, оставятслед в душе ребенка и станут нравственным качеством личности.
Искусствохореографии, близкое к «растительным» и «животным» формам движений природы,ассоциативно может показать всю ее многоплановую красоту и духовность.Например, «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, драматургия конфликта человека иприроды может стать воспитывающей основой для школьников.
Переживанияучащихся, связанные с положительными эмоциями, должны сочетаться сотрицательными, вызываемыми негативной стороной. Осмеяние и порицание можетслужить содержанием танцевального образа, чтобы по признаку от « противного»позитивные чувства пробудить нравственную реакцию на то или иное произведениеили явление жизни.

5.Музыкально-ритмические движения.
Ограниченное единство музыки и движений необходимо иестественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствоватьхарактеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения.
Этуважную мысль подчеркивал известная русская балерина Г.Уланова: «Когда бы и вкаком балете мне не приходилось танцевать, я всегда стремилась осознатьдвижения, из которых состоит танец. В то же время движения побуждают ксознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится болеепонятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность,четкость, ритмичность».
К.Станиславскийподчеркивал, что «как в пении, так и в движении необходимо достичь полногосоответствия с музыкой». Не зря об известной русской балерине А.Павловойговорили, что ее движения – это «танцующая музыка».
Активнопропагандировала единство музыки и движений, которые в совокупности должныстать средствами физического, эстетического, нравственного воспитания детей,знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, приглашенная в 1921 году внашу страну Советским правительством с целью создания балетной школы. Самым важным в движениях Дункан считалаискренность, непосредственность, грацию и непринужденность. Она говорила детям:«Смотрите, как взлетает птица, как порхает бабочка, как ветер качает ветвидеревьев; учитесь движениям у природы. Все, что естественно, то прекрасно».
Музыкально-ритмическиедвижения способствуют всестороннему развитию ребенка. Инсценировки, праздничныенастроения, национальные танцы, игры формируют нравственные качествашкольников. Они помогают воспитывать у детей любовь к Родине, чувствапрекрасного, взаимного уважения.
Движенияпод музыку укрепляют детский организм. Удовлетворения, полученные в процесседвижения (игры, танцы), обычно сопровождаются значительными физиологическимиизменениями в организме, улучшается дыхание и кровообращение. Веселые игры итанцы возбуждают нервную систему и вызывают усиленную деятельность в высшихотделах головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными иволевыми процессами.
Занятияритмикой помогают детям полюбить музыку, обостряют восприятие, развиваютмузыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями,расширяют их музыкальный кругозор, развивают творческое воображение и мышление.
Формируятворческое воображение, ребенок проявляет инициативу и выдумку. Они учатсяпередавать характерные особенности персонажей, создавать интересные композициитанцев, построить игры, инсценировать песни. Для этого они используютразнообразные выразительные средства – речь, движения, мимику, пение.К.Станиславский считал, что артисту надо учиться  играть у ребенка. «Вот когда вы дойдете вискусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы сможете стать великимиартистами».
Впроцессе музыкально-ритмического воспитания необходимо осуществлять следующиезадачи:
а)учить детей согласовывать детей с характером музыки, самыми яркими средствамимузыкальной выразительности, ритмично, выразительно двигаться, игратьмузыкальные игры, водить хороводы, танцевать как на занятиях, так и вне их;
б)развивать чувство ритма, заключающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическуювыразительность, откликаются на нее и передают ее в движениях;
в)развивать художественно-творческие способности, которые могут проявляться втом, что они сами ищут способы отражения игрового образа, придумывают,комбинируют та