Музыкальное обучение в детском саду

Башкирскийгосударственный педагогический университет

Курсовая работа натему:
Музыкальное обучение вдетском дошкольном образовательном учреждении
Выполнила:студентка
3курса, институт педагогики
(«Музыкальноеобразование»)
Кондратьева- Курбатова Е.Н.
Проверила:ЛевинаИ.Р.
Уфа-2010
 

 
Оглавление
 
Введение
I.         Теоретическиеосновы музыкального образования в детском саду
1.1 Музыкальное обучение в детскомсаду
1.2 Виды музыкальной деятельности
II.       Педагогическиеусловия реализации видов деятельности детей в детском саду
2.1 Формы музыкального обучения вдетском саду
2.2 Педагогический эксперимент и егорезультаты
Заключение

Введение
Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
В.А. Сухомлинский.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействияна человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самыхранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.
Музыкальное развитиеоказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируетсяэмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость ккрасоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка,можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольныйвозраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Еслив процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическоесознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, егообщего духовного становления.

I.         Теоретические основы музыкального обучения в детскомсаду
 
1.1Музыкальное обучение в детском саду
Музыка обладаетвозможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннеговозраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайноважен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать,оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (можетбыть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать выводо том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальнойкультуры детей дошкольного возраста.
Основными задачамимузыкального воспитания можно считать:
1.        Развиватьмузыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого)посредством различных видов музыкальной деятельности;
2.        Формироватьначало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
3.        Успешноерешение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания,прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемовобучения, форм организации музыкальной деятельности и др.
В ребенке важноразвивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности копределенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природныхзадатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общемуразвитию.
Музыкальные способностидетей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизнивсе три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховыепредставления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легкоразвиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее.Наиболее сложно развиваются музыкально — слуховые представления — способностьвоспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слухуна музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляетсялишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркиваетмузыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем болееотсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растетребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальныхспособностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточнобогатые музыкальные впечатления.
Основной формоймузыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматриваютне только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей,обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению ихигре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средствумузыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветителиБ.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форммузыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарногомузицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментовпридавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детейдошкольного возраста.
Еще в 20-е годыН.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестракак действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданыновые звуковысотные ДМИ. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударныхинструментах(бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др.), Н.А.Метлов вскореоставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраскупроизведению. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, накоторых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать.Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детейигре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе смастерами- умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г.создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым приятным звучанием.На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и ихрасположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практическиусваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментовМетлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском садуоркестр в составе 30-40 детей играющих на музыкальных инструментах. Для каждогопроизведения Н.А.Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры произведения,специфики инструмента. Особую роль в инструментовке он отводил партиифортепьяно, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепьяно онукрашал дополнительными гармоническими и вариационными средствамивыразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударногооркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детскогооркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуарвошли произведения советских композиторов.
1.2Виды музыкальной деятельности
Деятельность— это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. Напротяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, врезультате которых у него формируются психические качества и свойства личности.Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. Визбирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельностипроявляются личностные качества человека.
Психолог А.Н.Леонтьев отмечал, что в ходе развития субъекта отдельные виды его деятельностивступают между собой в иерархические отношения. Эти иерархии видов деятельностипорождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности.
Развитие,умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их«каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих,главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и длительный процесс развитияличности имеет свои этапы, свои стадии1.
Музыка иразличные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностямивоздействия на формирование личности человека. В силу того что музыкавоспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувствребенка.
Прослеживание«чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственныеоперации—сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребенка образного «словаряэмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных вмузыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видовмузыкальной деятельности.
Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие. Слушание складывается из следующих действий:
-слушания произведений;
-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.
-слушания с цельюопределения свойств звука в дидактических играх. Какхудожественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступнымсредством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развиваетинтерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальнуювосприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевногохарактера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь болеепротяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение,внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важнолегковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что вгруппах санаторного типа иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятиене маршем, а слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки вдетском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любитьее.
Пение является массовыми доступным видом исполнительства. Песня – ценное средствонравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального илитературного текста. Дети любят петь. Исполняя песни, ониглубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текстпесни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано,когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. В процессе пения у детейразвиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, чтопомогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Музыкальныйруководитель и воспитатель следят за правильным произношением слов. Пениеобъединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Детислышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. Присоблюдении гигиенических условий, т. е. при проведении занятий в проветренномпомещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитиюи укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пениеявляется лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением вдетских садах подготавливают детей к урокам пения в школе.
Все музыкально –ритмические движения выполняют общую задачу – добиться слитности характерадвижения и музыки:
1.        Музыкально-ритмическаядеятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму,пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетическойдеятельности для формирования художественно-творческих способностей у детейстаршего дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан намоторно-плас-тической проработке музыкального материала, что соответствуетдвигательной природе воображения дошкольников. Сила и преимуществомузыкально-ритмической деятельности состоит в том, что она возникает иопирается на привычную,. увлекательную игровую деятельность, в процессекоторой особенно ярко развивается творческое воображение детей и активизируетсяих творческие проявления.
2.        Впроцессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение иисполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальныхсценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом, происходит активноеформирование как спецйальнык компонентов способностей к этому видудеятельности, так и общих компонентов в структуре художественно-творчекихспособностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальнаяинициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижениинамеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску”нестандартных способов передачи замысла и тд.
3.        Активизациипроцесса формирования художественно-творческих способностей средствамимузыкально-ритмической деятельности способствует комплекс педагогическихусловий, который включает: -специальное обучение детей на занятиях с цельюнакопления у них необходимого музыкального и двигательного опыта, овладенияисполни тельскими и творческими навыками.
Музыкальные игры –ведущая форма организации ритмических движений. В основе игры чаще всегомузыка, которая подсказывает ход действий сюжетной игры, музыкальнуюхарактеристику персонажей. В музыкальных играх содержание ихарактер движений определяются музыкой. Одним из видов музыкальных игр являютсяигры под пение воспитателя и детей. С помощью этих игр педагог развивает удетей интерес к пению, музыке, воспитывает музыкальный слух, память, чувстворитма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Дети учатся в этих играхпередавать в движении художественный образ, общий характер музыки (веселый,бодрый, спокойный), форму (запев и припев) и отдельные средства музыкальнойвыразительности — скорость звучания (темп), громкость звучания (динамику),соотношение звуков по времени (ритм).
Игра на детскихмузыкальных инструментах. Сначала детей знакомят с различными инструментами,называют их, обращают внимание детей на тембровую окраску, объясняютрасположение высоких и низких звуков, показывают приемы игры. Постепенно всамостоятельной деятельности дети осваивают приемы игры. Дошкольникам доступнытакие исполнительские качества как: выразительность воспроизведения, умениепроявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность,естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точностьпевческих и музыкально – ритмических навыков. Игра на детских музыкальныхинструментах — прекрасное средство не только индивидуального развития, но иразвития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.И поэтому этой работе ДОУ уделяется большое внимание.
Дети в дошкольномвозрасте наиболее приспособлены для приобщения их к миру прекрасного — мируискусства. Каждый вид искусства, будь то живопись или скульптура, несет в себеценность художественно-эстетического воспитания. Художественно-эстетическоевоспитание направленно на более тонкие способности ребенка. Дети учатсячувствовать и понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать идействовать, и тем самым приобщаться к различным видам художественнойдеятельности.
Одним из ярких средстввоспитания является музыка. «Музыка посредница между жизнью ума и жизньючувств», говорил Л. В. Бетховен, то есть музыка является как духовным, так иинтеллектуальным видом искусства. Занятия музыкой включают в себя не толькоприобретение навыка стройного и выразительного пения в хоре, но и знакомство створчеством отечественных и зарубежных композиторов различных эпох, изучениеритмики, обучение простейшей игре на музыкальных инструментах, и, конечно же,обобщение изученного и умение пользоваться им в повседневной жизни. А так жевосприятие музыки связанно с умственными процессами, влияет на общую культуруповедения дошкольника. Чередование различных видов музыкальной деятельноститребует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений,организованности и собранности, проявления волевых качеств и индивидуальности.С развитием всех этих навыков, музыкальная деятельность создает необходимыеусловия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладываетпервоначальные основы общей культуры будущего человека.

II.       Педагогические условия реализации видов деятельностидетей в детском саду
 
2.1Методы музыкального обучения в детском саду
Основной видмузыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализациипознавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.
Слушаниемузыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активновоспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К томуже слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложноймузыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получаютвозможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровыепроизведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыкуразных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей икомпозиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитойконцертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способныхвоспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становитсядоступной формой общения с искусством широких слоев населения. Потокмузыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблемаорганизации целенаправленного слушания музыки, помогающей формироватьизбирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнемвоспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детейактивно слушать музыку — дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобыпроцесс восприятия был активным, творческим.
Большоезначение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и впроцессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов ивывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группывопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает);по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему таквыражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным пониманиевзаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответына такие вопросы многому учат детей.
Восприятиемузыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многиедругие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставлениепроизведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтомуможно предложить слушать по два или три произведения.
Одно изпроизведений является основным, и на нем сосредотачивается больше внимание вниманиепри анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому позволяютуглубиться в решение поставленной проблемы.
Можно легкопроверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышатзвучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических,мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднятьруку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такогопростого задания можно более точно контролировать работу детей, заставляетактивно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательнопрослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще ипотому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессепреподавания.
Полезно всвязи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат дляпроверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети получают задание узнать,какое произведение исполнено и кто его автор.
Иногдапредлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно датьнаправляющие вопросы). Анализирую характер услышанной музыки, можнопользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему значениюслова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблицу целесообразнееиспользовать на начальном этапе работы. Так же после прослушивания можно датьдетям творческое задание _ передать услышанное на бумаге, то есть нарисоватьрисунок подходящий к данному музыкальному произведению.
Центральныммоментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание еёсодержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:
— специальноподбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
— использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей:музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
— использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всегоизобразительного и художественной литературы.
Такие приемыподнимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активногоанализа музыки.
При подборепроизведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двумведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыкавызывает у детей интерес и положительные эмоции.
Примерныйрепертуар для слушания музыки в подготовительной к школе группе:
1.Глинка«Детская полька»
2. Чайковский«Зимнее утро».
3.Чайковский«Болезнь куклы».
4. Калинников«Грустная песенка».
5. Моцарт«Романс».
6. Свиридов«Весна и осень».
7. Чайковский«Новая кукла».
8. Чайковский«Камаринская»
9.Чайковский«Песня жаворонка».
10. РимскийКорсаков «Белка».
11. РимскийКорсаков «Окиян море синее».
12. РимскийКорсаков «Песня и пляска птиц»
13.Рахманинов «Итальянская полька».
14.Мусоргский «Рассвет на Москва реке».
15. Прокофьев«Марш из оперы Любовь к трем апельсинам»
16. Хачатурян«Танец с саблями»
17. Бах«Токката и фуга ре минор»
18. Свиридов«Тройка».
19. Свиридов«Попрыгунья»
20. Свиридов«Метель».
21.Шостакович «Вальс шутка»
22. Глинка«Жаворонок».
23.Кабалевский «Кавалерийская».
24. Григ«Шествие гномов».
25. Григ «Впещере горного короля».
26.Римский-Корсаков «Полет шмеля».
27. Вивальди«Весна».
28. Вивальди«Зима».
29. Вивальди«Осень».
30.Чайковский «Времена года» «Апрель Подснежник»
31.Чайковский «Времена года» «Ноябрь на тройке»
32. Лист«Кампанелла».
33. Чичков«Ромашковая Русь».
34.Шостакович «Шарманка»
35. Шуман«Веселый крестьянин».
36.Даргомыжский «Табакерочный вальс».
37.Шостакович «Танец».
38.Шостакович «Гавот».
39. Майкапар«Менуэт».
40. Моцарт «Колыбельная»
Другой формойприобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность,которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальныхинструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение,ритмические движения и танец и др.).
Из всех видовактивной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей,должно быть выделено хоровое пение.
Пение.«Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах.
С однойстороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой – пениерождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека,которое отражено в песнях). Хоровое пение является эффективнейшим средствомвоспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческихспособностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальныхспособностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитиюпевческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональнуюи вокально-хоровую культуру.
Хоровое пениепомогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуятаким образом формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детейорганизующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма,дружбы.
Правильныйподбор песенного материала (с включением в него произведений и классиков, исоветских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, инародных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма,интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качестварепертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдениеэтого условия способствует повышению интереса и желания учащихся к исполнениюпесен.
Искусствопения требует овладения вокально-хоровыми навыками. Но работа надвокально-хоровыми навыками не является чисто технической и должна быть связанас работой над художественным образом произведения.
Вокальная ихоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работынад различным по форме и содержанию песенным материалом.
Что бы работанад музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следуетпроводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенкупо настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольнопостигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путьк скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. «Толькоэмоциональное пробуждение разума дает положительные результате в работе сдетьми», — говорил В.А.Сухомлинский.
Хоровое пениеоказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому вомногом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воединомузыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на егохудожественное развитие, воображение и чуткость. Сам процесс освоения хоровогопроизведения всегда связан с кропотливой работой по преодолениюхудожественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитываетв детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересамколлектива. Эти задачи решаются только в крепко организованном хоре, благодаряцеленаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара.
Именно хоровоепение как искусство массовое воспитывает в детях чувство искренне любви к своейРодине, народу, способствует всестороннему творческих способностей. Итак, уэтой формы особое преимущество:
1.        Хоровое пение –наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Голосовой аппарат –«инструмент» совершенствуется вместе с ростом человека, его развитием.Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческихчувство и эмоций.
Методыи приемы формирования вокально-хоровых навыков детей, эффективность ихприменения в решении заданий.
Общееразвитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшейнервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование егоголосового аппарата и на развитие «слуховой активности. Однако голосовойаппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовымисвязками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Онусиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чемголовной (верхний), поэтому голос у детей 6 лет несильный, хотя порой извонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детейразвивается низкое, несвойственное им звучание.
Детиэтого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре 1октавы —ре 2октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надоиспользовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которыхвстречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными(примарными) звуками для детей 6 лет чаще всего являются (ми) фа — си 1 октавы.Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до первойоктавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.
Врезультате систематической работы с детьми младшей и средней групп, направленнойна реализацию программных требований в развитии музыкального восприятия ипения, к старшей группе дети уже могут достаточно чисто интонироватьконтрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передаватьнесложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне,узнавать по тембру музыкальные инструменты. К пяти годам дети должны иметьопределенный фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальныхзанятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.
Хоровоепение — один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оноспособствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальномуразвитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированиюбудущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только приусловии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.
Выразительноеисполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоватьсяглубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнениетребует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.
Работа над песней — нескучная зубрёжка и не механическое подражание воспитателю, это увлекательныйпроцесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту.Воспитатель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простойпесней следует много работать.
Хоровое пение — наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников. Правильноепевческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностейстановления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.
Следует отметить, чтоприобщение дошкольников к певческой деятельности является важным условиемформирования их музыкальной культуры.
Успех работы зависитот умений воспитателя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса,дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков,развитии музыкальных и творческих способностей.
2. Хороваямузыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретногопонимания содержания музыкальных произведений. Хоровая музыка всегда яркопрограмна. Ее содержание раскрывается через слово, через поэтический текст ичерез музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущностьсодержания хоровой музыки как бы удваивается.
3. Следуетотметить коллективный характер процесса хорового пения.
4. Хоровоепение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений,способствует овладению «музыкальной речью», что помогает более точно и глубоковыявить музыкальные способности.
Следовательно,на занятиях пением методы воспитания должны отражать принцип массовости,демократизма, искусства.
И слушаниемузыки, и исполнительское, творческая деятельность детей тесно связаны смузыкально-познавательной деятельностью. Множество форм музыкального восприятияприобщают к знаниям нотной грамоты, учат осваивать закономерности музыкальногоязыка, учат осознавать и воспроизводить музыку.
Все эторасширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности,дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развитьмузыкальные способности детей.
Обучение игрена музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьмиприменяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство,их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения.
Мы не будемконкретно рассматривать обучение игре на каком-то одном инструменте, апорассуждаем вообще об игре на инструментах. Понятно, что для каждогомузыкального инструмента разработана своя методика игры на нем и прочее. Важното, что этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатлениядетей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховыепредставления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры намузыкальном инструменте самовыражается.
Но этот виддеятельности требует терпения, усидчивости, что бы развивать необходимыеисполнительские, технические навыки. Следственно игра на музыкальныхинструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения.
Существуетдва способа игры на музыкальных инструментах: по нотам и по слуху. Обучениеигре на инструменте должно проходить параллельно с освоением музыкальнойграмоты. Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху.Этот способ требует серьезной слуховой подготовки. На начальном этапе дляподбора по слуху используются лишь хорошо знакомые мелодии. Помогает лучшепредставить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховыепредставления пропевания мелодии.
Одновременнос пением игра способствует постепенному подстраиванию голоса к звукаминструмента. Ощущение унисона, возникающего при этом, воспринимается ребенкомположительно. Слухо-вокальная координация налаживается и закрепляется.
Важно, чтобыребенок почувствовал выразительные возможности инструмента и научилсяиспользовать разнообразие его тембровых красок.
Индивидуальноеобучение игре на музыкальных инструментах является основополагающим дляисполнения музыкальных произведений в ансамбле, оркестром.
Ритмика какодин из учебных предметов музыкально-теоретических дисциплин занимает несколькоособое место. Освоение музыкально- теоретических знаний происходит здесь впроцессе восприятия произведения, а его эмоционально-образное содержаниенепосредственно отражается в движении детей. Иными словами, движениеиспользуется как способ активизации музыкального восприятия, развитияэмоциональной отзывчивости на музыку.
Другой важнойчертой ритмики являются движения, отображающие характер музыки.
Общим длявсех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность.
Ритмика нетолько удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровыхдействиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. «Т.С.Бабаджанобусловливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем», движение рассматривает,как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом».
Итак, науроках ритмики ведущая роль отводится музыке, движению второстепенное, носледует помнить о том, что только органическая связь музыки и движенияобеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.
На урокахритмики должны осуществляются следующие задачи:
1. Развитиемузыкальных способностей;
2. Умение определятьмузыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия;
3.Формирование красивой осанки, учить выразительным движениям;
4. Развитиетворческих способностей.
Взаимосвязьмузыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально- духовного к конкретно-физическому.Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится владеть своимтелом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учатпространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоениюэлементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различнымипредметами.
Осваиваялюбую форму музыкальной деятельности, важно учитывать следующие принципы:
— комплексноерешение основных задач музыкального воспитания;
— систематичность;
— постепенность;
— последовательность;
— повторность;
Всеперечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать навыкиактивного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают имзнания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальнойкультурой детей. В процессе многообразных форм музыкального восприятия детиузнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатсяосознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Всеэто расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровеньисполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты
Подготовительнаяк школе группа.
Календарнопланируются: фронтальные занятия (в первую половину дня),музыкально-дидактические игры, упражнения на развитие музыкального слуха иголоса, игры с пением («во вторую половину дня). При планировании занятий (2раза в неделю) определяется программное содержание к обучению пению с учетом этапаразучивания песни, отмечаются задачи и методические приемы к упражнениям итворческим заданиям.
Планируяразучивание песни «Дудочка», музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель, педагогпроводит с детьми упражнения на развитие голоса и слуха, которые выявляютособенности данной песни. В соответствии с этим музыкальный руководительраспределяет учебный материал на каждое занятие и так же на каждое занятиефиксирует программные задачи.
1-езанятие
Развитиемузыкального слуха. Формировать у детей устойчивый ладотональныйслух. Знакомить с названием ступеней (5—3—.1) музыкальной лесенки. Упражнять вчистом пропевании этих ступеней на звуках си — соль — ми (пятая, третья,первая).
Распевание.Дляпоследовательного расширения диапазона и правильного голосообразования педагогпредлагает детям спеть знакомую песенку «Дудочка», музыка В. Карасевой, словаН. Френкель. Следует, чтобы дети пели напевно, в умеренном темпе, легкимзвуком, без напряжения.
Разучиваниепесни. Слушатьпесню веселого, шутливого характера, эмоционально откликаться на нее,высказываться о ней. При повторном исполнении разучивать первый куплет песни,правильно передавая мелодию. Различать музыкальное вступление и заключение.Обратить внимание на ясность произношения слов. В слове «зеленом» делать ударениена последнем слоге.
2-езанятие
Развитиемузыкального слуха. Формировать у детей устойчивыйладотональный слух. Закреплять знание о ступенях музыкальной лесенки, пропеватьих в разной последовательности. Познакомить с песенкой «Бубенчики», музыка Е.Тиличеевой, слова М. Долинова. Воспринимать и сравнивать звуки по высоте,определяя на слух (высокий, средний, низкий), показывать движением руки ихвысотное положение.
Распевание.Исполнятьпесенку «Дудочка» В. Карасевой, чисто интонировать мелодию, четко произноситьслова. Петь, выполняя логические ударения в словах. Петь в 2—3 ближайшихтональностях, подстраиваясь к тону, заданному педагогом.
Разучиваниепесни. Слушатьпесню; самостоятельно высказываться о ее характере, содержании, определятьмузыкальное вступление, заключение, различать запев и припев песни. Продолжатьразучивание мелодии, начинать петь сразу после вступления, точно интонируямелодию первого такта, построенную на одном звуке. Чисто петь трехзвучне (си —соль — ми), а также скачек на кварту вверх (фа — си ). Правильно произноситьгласные звуки в словах: «зеленом», «играет», «малыми», «начала». Выпеватьдолгие звуки (половинные), не обрывать их, а мягко заканчивать.
3-езанятие
Развитиемузыкального слуха. Продолжать формировать у детей устойчивыйладотональный слух, определять на слух три звука, различные по высоте(трезвучие), исполнять песенку «Бубенчики», показывая рукой положениепропеваемых звуков. Петь в умеренном темпе, легким звуком, без напряжения,отчетливо произносить, слова, чисто интонируя трезвучие.
Распевание.Исполнятьпесенку «Дудочка», различая музыкальные фразы, пропевать их на одном дыхании.Петь в разных тональностях, транспонируя песенку вверх по полутонам (от звукафа до ля). Тон дает педагог.
Разучиваниепесни. Повторятьпесню, закрепить навыки чистого интонирования мелодии, обращая внимание наточное выпевание трезвучия и чистоты интонации на одном звуке си в 1-м такте.Учить брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Четкопроизносить слова, выполняя логические ударения в музыкальных фразах.
Развитиемузыкального слуха. Закреплять у детей устойчивыйладотональный слух. Упражнять в чистом пропевании звуков трезвучия (до—ля—фа), называя их динь — дань — дон.
Петьв разной последовательности. Играть на металлофоне эти звуки (индивидуально).
Распевание.Петьпесенку «Дудочка» без сопровождения с помощью музыкального руководителя.Исправлять нечистую интонацию в пении. Исполнить песенку «Бубенчики» смузыкальным сопровождением, затем без сопровождения с помощью педагога.
Разучиваниепесни. Продолжатьразучивать песню, работать над стройностью звучания песни в ансамбле:одновременно всем начинать и оканчивать пение. Педагогу использоватьдирижерский жест (показывать вступление, акценты, окончание песни). Учить петь,выполняя динамику. Петь умеренно громко, без напряжения, усиливая звучание в4-м и 5-м куплетах, но не форсировать звук.
5-езанятие
Развитиемузыкального слуха. Закреплять у детей знание ступенейтрезвучия, умения находить на металлофоне любой из звуков трезвучия (до— ля —фа), проигрывая их индивидуально и подгруппой одновременно. Уметь пропевать этизвуки без музыкального сопровождения.
Распевание.Пропеватьпесенку «Дудочка» в разных тональностях без музыкального сопровождения спомощью музыкального руководителя, сохраняя умеренный темп исполнения. Обращатьвнимание на четкость и выразительность текста, на напевность и легкостьзвучания детских голосов.
Разучиваниепесни. Повторитьпесню, исполняя ее с музыкальным сопровождением без помощи музыкальногоруководителя. Петь выразительно, передавая характер песни. Транспонировать еена полтона выше. Предложить детям исполнить песню без музыкальногосопровождения, но с поддержкой голоса педагога.
Напоследующих занятиях можно инсценировать эту песню.
6-езанятие
Развитиемузыкального слуха. Закреплять представления детей овозможности передавать движение мелодии, используя игровой прием, образноесравнение, предложив детям музыкально-дидактическую игру «Птички на проводе».Развивать активность слухового внимания, музыкальную память.
Распевание.Длярасширения и укрепления диапазона, плавности и напевности звука предложитьдетям спеть знакомую песенку «Прибаутка» (р. н. м.), обр. В. Карасевой. Учитьдетей точно попадать на высокий звук мелодии, осознанно различать высотноесоотношение отдельных частей мелодии.
Разучиваниепесни. Начатьучить песню «Светлый дом», музыка Т. Попатенко, слова А. Кузнецовой. Слушать ивоспринимать песню веселого радостного характера. Высказывать свое отношение кней. Различать запев, припев, музыкальное вступление. Разучить первый куплетпесни с точной передачей мелодии.
Повторениепесни. Узнатьпесню «Дудочка» В. Карасевой по музыкальному вступлению. Провести с детьмибеседу о том, как надо исполнять эту песню. Добиваться выразительногоисполнения в передаче музыкальных оттенков. Предложить петь цепочкой помузыкальным фразам и всем вместе (хором стоя).
Анализ
«Программавоспитания и обучения в детском саду» определяет следующие задачи для старшейгруппы в области пения: «Учить детей петь выразительно, без напряжения, плавно,легким звуком в диапазоне ре — до, брать дыхание перед началом песни, междумузыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать изаканчивать песню. Продолжать учить правильно передавать мелодию, петь меццофорте (умеренно громко) и пиано (тихо) в разных темпах самостоятельно (всопровождении музыкального инструмента, с воспитателем без музыкальногосопровождения). Учить сольному исполнению ранее выученных песен».
Кконцу года дети 6-7 лет должны самостоятельно различать звуки по длительности ипо высоте в пределах квинты. Отличать на слух правильное и неправильное пение.
Крометого, «Программа…» предполагает целенаправленное решение задачи по развитиютворческой инициативы детей в самостоятельных поисках певческой интонации.
Поэтомумузыкальные руководители в своей работе с детьми должны систематическииспользовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса.Песни-упражнения, приведенные в данной книге, способствуют выработке отдельныхавтоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких,повторяющихся мелодиях и попевках. Усваивая упражнения, дети учатся правильновоспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболеехарактерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре длядетей данного возраста. А это в свою очередь в дальнейшем облегчит усвоениедетьми более сложных песен.
Учитываяособенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться наупражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениямиявляются маленькие песенки, подобранные педагогами В. К. Колосовой, Н. Я.Френкель, Н. А… Метловым. Среди упражнений много песен, написанныхкомпозиторами Е. Тиличеевой, В. Карасевой, народных песен-попевок..
Упражненияотличаются разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов,яркими музыкальными образами.

Заключение
Музыкальные занятияявляются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенокприобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объеммузыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Дляполноценной реализации музыкально-педагогической программы необходимопроведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.
Знакомство ребенка вдошкольном учреждении с многообразной музыкой — классической, народной, разныхстилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает удошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки длядальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развитиямузыкальных способностей.
Ребенок идет к освоениюсмысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенногоинтереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое вниманиена музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями инюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для негомотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоцийкачественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.
Развивая эмоциональнуюотзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми исверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкальногоруководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной исодержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.
Пусть ребенокрастет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь!

Списокиспользуемой литературы
1.Бейлино А. Музыкально — ритмическиепальчиковые игры. — Дошкольное воспитание, 1993 год, № 9, стр. 114.
2.Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия вдетском саду. М.: „Просвещение“ 1984 год.
3.Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. — М.: Музыка, 1973 год.
4.Давыдова Н. Базы музыкальноговоспитания. — Дошкольное воспитание, 1994 год, №6, стр. 89.
5.Кузмичева Л. Работа музыкальногоуправляющего (вне занятий), — Дошкольное воспитание, 1980 год, № 5.
6.Лифиц И. Уроки ритмики. — Дошкольноевоспитание.
7.Методика музыкального воспитания вдетском саду, / под. Ред. Н. А. Ветлугина и др. Издательство»Просвещение” 1976 год.
8.Михайлова М. А. Развитие музыкальныхвозможностей деток. — Ярославль «Академия развития», 1997 год.
9.Музыка в детском саду / под. Ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980 год.
10Музыкальное воспитание в первыхпубличных детских садах Рф. — Дошкольное воспитание, 1996 год, № 11, стр. 91.
11.Радынова О. Дошкольный возраст — задачки музыкального воспитания. — Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр.24 — 30.
12.Радынова О. Функции музыкальногоуправляющего и воспитателя. — Дошкольное воспитание, 1994 год, № 11, стр. 52.
13. Русяйкина Т. О совместной работемузыкального управляющего и воспитателя. — Дошкольное воспитание, 1980 год, №1.
14.Столярова В. Чтоб детки рослихорошими. — Дошкольное воспитание, 1996 год, № 9, стр. 119.
15.Фурмина Л. Музыка в жизни младенца. — Дошкольное воспитание, 1990 год, № 12, стр. 57 — 62.
16.Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка вребенке. — Дошкольное воспитание, 1992 год, стр. 39.
17.С.П.Баранов, Л.Р.Болотина,Т.В.Воликова, В.А.Сластинин. Педагогика // учебное пособие для пед.училищ – М.:Просвещение, 1981;
18.Л.А.Баренбойм. Музыкальноевоспитание в СССР. – М.: Советский композитор, вып.1, 1978;
19.Л.А.Баренбойм. Музыкальноевоспитание в СССР. – М.: Советский композитор, вып.2, 1985;
20.Л.А.Баренбойм и др. Из историиСоветского музыкального образования //
21. С.И.Бекина, Т.П.Ломова,Е.Н.Соковнина. Музыка и движение // из опыта работы муз.руководителей детскихсадов – М.: Просвещение, 1983;
22.М.А.Ветлугина, А.В.Кенеман. Теорияи методика музыкального воспитания в детском саду // учебное пособие длястудентов пед.институтов по спец.
23 Н.Дьяченко, И.Котляревский,Ю.Полянский. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебныхзаведениях. – Киев.: Музична Украина,1987;
24.М.Картавцева. Развитие творческихнавыков на уроках сольфеджио. – М.: Москва, 1978;
25. И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский.Актуальные проблемы музыкального образования // сб.ст. —: Музична Украина,1986;
26. Б.Кременштейн. ПедагогикаГ.Г.Нейгауза. // вопросы истории, теории, методики. – М.: Музыка 1984;
27. А.С.Лында и др.Педагогика.//Уч.пособие для индустриально- педагогических техникумов профтехобразования.-М.:Высшая школа, 1973.
28. Методика музыкального воспитанияи обучения в общеобразовательной школе.// уч.-методическое пособие для чтениялекций на факультетах хорового дирижирования муз.училищ.- М.: Кафедра хоровогодирижирования Н.А.Шийка, 1974.
29. Л.Михеева.Музыка- детям.//Вопросымузыкально-эстетического воспитания.- Л.: Музыка, вып.3-1981, вып.4-1976.
30. Ред. О.П.Радынова.Музыкальноевоспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихсяпед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. –М.: Просвещение, Владос, 1994;