Чернышевский: «Что делать?»
Авторповествователь и действующее лицо. Описывает героев и их отношения, вступает вполемику со своими воображаемыми оппонентами, прежде всего с проницательным читателем.Например, Вера Павловна с удивлением думает, как это они с Лопуховым в первыйже вечер стали так близки, рассказчик же прямо входит в текст со своимикомментариями: «Нет, это вовсе не странно, Верочка. У этих людей, какЛопухов, есть магические слова, привлекающие к ним всякое огорченное, обижаемоесущество. Это их невеста подсказывает им такие слова». Об отношениях МарьиАлексевны и Лопухова он говорит, что они «походят на фарс, сама МарьяАлексевна выставляется через них в смешном виде». Автор симпатизирует«новым людям» и считает важным как можно подробнее и обстоятельнеедать их характеристику, растолковать их взгляды на жизнь. Он ироничен ирассудителен. Он постоянно объясняется с читателем по поводу своего таланта,который оценивает совсем не высоко («У меня нет ни тени художественноготаланта. Я даже и языком-то владею плохо»), и художественных приемов. Онговорит: «Я не из тех художников, у которых в каждом слове скрываетсякакая-нибудь пружина, я пересказываю то, что думали и делали люди, и только;если какой-нибудь поступок, разговор, монолог в мыслях нужен для характеристикилица или положения, я рассказываю его, хотя бы он и не отозвался никакимипоследствиями в дальнейшем ходе моего романа». Автор намекает на то, чтоон имеет отношение к революционной организации, но, появляясь в романе какреальное лицо, не хочет вступать в переговоры с Рахметовым по соображениямконспирации. Вера Павловна (Розальская) главная героиня. “… Высокаястройная девушка, довольно смуглая, с черными волосами _ «густые хорошиеволоса», с черными глазами «глаза хорошие, даже очень хорошие»,с южным типом лица «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее дажекавказский тип, ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это уж непо-южному; здоровье хорошее…» такой видит В.П.Лопухов в моментзнакомства. Выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой. С двенадцатилет посещает пансион. Учится играть на фортепьяно. С четырнадцати обшивает всюсемью. В шестнадцать сама дает уроки в том же пансионе. Веселого, общительногонрава, любит танцевать. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников, хвастающийсяперед приятелями, что Вера Павловна его любовница. Ему не верят, и он обещаетдоказать это, приведя Веру Павловну на обед с приятелями, однако получаеттвердый отказ героини. Не принимает Вера Павловна и его предложения выйти занего замуж. Несмотря на юность и неопытность, героиня выказывает зрелостьхарактера. На совет Жюли Ле-Теллье выйти за Сторешникова она отвечает: «Яхочу быть независима и жить по-своему, что нужно мне самой, на то я готова,чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу… Я не хочу ни от кого требоватьничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». Темне менее, Вера Павловна наивно верит в искренность любви к ней Сторешникова, итолько Лопухову удается раскрыть ей глаза. Героиня просит его найти ей местогувернантки, сначала ему удается это, но потом они получают отказ. ВераПавловна даже подумывает о самоубийстве, настолько жизнь дома становится длянее невыносимой. И тогда полюбивший ее Лопухов предлагает ей другой выход выйтификтивно за него замуж. Обсуждая с Лопуховым план совместной жизни, ВераПавловна просит его обращаться с ней как с посторонней, так как этопрепятствует неучтивости и упрочивает семейное согласие. Они так и живут какбрат с сестрой, в раздельных комнатах, встречаясь на «нейтральнойтерритории» для совместной трапезы или разговора. Вера Павловна организуетна новых экономических началах (прибыль распределяется между работницами)мастерскую-товарищество, которая становится главным делом ее жизни. В какой-томомент Вера Павловна понимает, что, несмотря на семейный лад и прекрасныеотношения с Лопуховым, она не любит его, а любит Кирсанова. Она пытаетсяуглубить отношения с мужем, сделав их более земными и страстными, однако этолишь бегство от самой себя. Идиллии не получается. В конце концов, Лопуховисчезает, инсценировав самоубийство, чтобы освободить Веру Павловну для новогосоюза. Героиня обретает подлинное счастье с Кирсановым.
Вструктуре образа Веры Павловны, как и романа в целом, важное место занимаютсны. Они отражают духовную и нравственную эволюцию героини. Первый сон ВерыПавловны: она заперта в сыром темном подвале, разбита параличом, она слышитнезнакомый голос, кто-то дотрагивается до ее руки, и болезнь тотчас жепроходит, она видит в поле девушку, в которой все беспрестанно меняется и лицо,и походка, и даже национальность. На вопрос героини, кто она, девушка отвечает,что она невеста ее жениха и, хотя у нее много имен, Вера Павловна можетназывать ее «любовью к людям». Второй сон Веры Павловны: снова поле,по нему ходят Лопухов и Мерцалов, и первый разъясняет второму отличие чистой,то есть реальной, грязи от грязи гнилой, то есть фантастической. Реальная грязьта, в которой есть движение, жизнь (ее признаки труд и дельность). В гнилойгрязи соответственно жизнь и труд отсутствуют. Вера Павловна видит свою матьМарью Алексеевну в обстановке нищеты, бледную и изнуренную, зато добрую, видитсебя на коленях у офицера или нанимающейся на работу и получающей отказ.«Невеста своих женихов, сестра своих сестер» объясняет Вере Павловне,что она должна быть признательна своей матери, потому что всем обязана именноей, а злой та стала из-за условий, в которых вынуждена была жить. Если изменитсяобстановка, то и злые станут добрыми. Третий сон Веры Павловны: певица Бозиочитает вместе с ней ее дневник (хотя Вера Павловна никогда не вела его). В этомдневнике история ее отношений с Лопуховым. Последнюю страницу Вера Павловна виспуге читать отказывается, и тогда ее наставница читает сама. Суть в том, чтоВера Павловна сомневается в истинности своего чувства к Лопухову: ее любовь кнему скорее уважение, доверие, готовность действовать заодно, дружба,признательность, но только не любовь, какая нужна ей… Вера Павловна хочетлюбить Лопухова и не хочет обижать его, но сердце ее стремится к Кирсанову.Четвертый сон Веры Павловны: она видит разные образы женщин-цариц, воплощениялюбви Астарту, Афродиту, «Непорочность». Наконец, она узнает в светлойкрасавице, которая ведет се через разные эпохи развития человечества, саму себясвободную женщину. Женщину, которая любит и которая любима. “… Это онасама, но богиня”. Видит Вера Павловна и Хрустальный дворец-сад,благодатные нивы, весело работающих и также весело отдыхающих людей образбудущего, которое «светло и прекрасно». Ее семейное счастье и еемастерская, по мысли автора, прообраз этого счастливого будущего, его зародыш.Дама в трауре героиня «потаенного» сюжета. Появляется в предпоследнейглаве романа как участница пикника семейств Кирсановых и Выомонтов. Пользуетсяособым уважением и вниманием среди персонажей. Проходит два года, и читательвидит ее уже не в трауре, а, напротив, в ярком розовом платье, с букетом вруке. Возможны два уровня прочтения образа: символическое и реальное. Первый:это революция, сначала терпящая поражение, затем торжествующая; по своемупафосу образ близок символическому образу Невесты-Революции из снов ВерыПавловны. Второй: дама жена автора (прототип О.С.Чернышевская), сначала находившегосяв заключении, затем освобожденного (сидящий рядом с ней мужчина лет тридцати,они направляются в Пассаж, место публичных общественных выступлений). Пение ипояснения героини позволяют ей рассказать о своей жизни, откуда становитсяясно, что ее судьба связана с опасной судьбой любимого человека. Так пли иначе,образ воплощает комплекс мотивов «женщина любовь революция». Главы, вкоторых присутствует героиня, построены на намеках, иносказаниях,недоговоренностях, особая эмоциональная атмосфера создается специальноподобранными стихами и песнями. Кирсанов Александр Матвеич один из главныхгероев. У него «русые волосы довольно темного оттенка, темно-голубыеглаза, прямой греческий нос, маленький рот, лицо продолговатое, замечательнойбелизны». Довольно высокого роста, строен, наделен недюжинной физическойсилой. Разночинец, сын писца уездного суда, с 12 лет помогал отцу впереписывании бумаг, с 4-го класса гимназии начал давать уроки, сам себепробивал дорогу. Окончил Медицинскую академию, работает в госпитале,возглавляет кафедру. О нем известно, что лучше лекаря нет, несмотря на то, чтосам он считает себя больше ученым, нежели практиком. Лучший друг Лопухова, скоторым вместе снимал одну квартиру, пока тот не женился па Вере Павловне.Автор подчеркивает, что и Кирсанов и Лопухов принадлежат к одному типуличности, который зародился недавно, и дает им следующую обобщающуюхарактеристику: «Каждый из них человек отважный, не колеблющийся, неотступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уж крепкохватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона ихсвойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности,такой, что даже и не приходит в голову вопрос: Можно ли положиться на этогочеловека во всем безусловно?» Эти общие черты так резки, что за нимисглаживаются все особенности”.
Кирсановвлюбляется в Веру Павловну и потому, найдя повод, надолго исчезает из виду,чтобы ненароком не потревожить семейное благополучие друга. Появляется.онснова во время болезни Лопухова, приглашенный для его лечения, и теперь ужезанимает все большее место в жизни и в душе Веры Павловны. Привязанность его кВере Павловне также возобновляется, но теперь он более успешно справляется сосвоим чувством. Он помогает ей по мастерской, они беседуют, музицируют, вместеездят в оперу. Однако, чувствуя, что эта идиллия не может продолжаться слишкомдолго, Кирсанов решает вновь удалиться. Но и Лопухов, и Вера Павловнадогадываются, что в их жизни возникло нечто новое, которое должно изменить ихжизнь. После мнимого самоубийства Лопухова Кирсанов и Вера Павловна женятся.Д.И.Писарев причислял «новых людей» Чернышевского к«базаровскому типу, хотя все они обрисованы гораздо отчетливее и объясненыгораздо подробнее, чем обрисован и объяснен герой последнего тургеневскогоромана». Если Тургенев в Базарове вынужден был остановиться на однойсуровой стороне отрицания, то, по словам критика, «под рукою Чернышевскогоновый тип вырос и выяснился до той определенности и красоты, до которой он возвышаетсяв великолепных фигурах Кирсанова и Рахметова» («Мыслящийпролетариат»). Крюкова Настасья Борисовна одна из работниц в мастерскойВеры Павловны. Она больна чахоткой, но в мастерской для нее находят такуюработу, которая ей не очень вредит. Встретившись здесь случайно с Кирсановым,она рассказывает о своем давнем знакомстве с ним Вере Павловне: она былапроституткой и ходила по Невскому, когда в первый раз встретилась с Кирсановым.Он находит для нее деньги, чтобы откупиться от хозяйки публичного дома,наблюдает ее здоровье, которое уже тогда подтачивалось чахоткой. Благодаря емуона перестает пить, а спустя некоторое время между ними завязывается роман.Прожили они с Кирсановым около двух лет и вынуждены были расстаться из-за ееболезни. После новой встречи Кирсанов понимает, что болезнь уже неизлечима, и,побуждаемый сострадательной любовью, предлагает ей вновь переехать к нему. Собразом этой героини связан распространенный в русской литературе сюжетспасения падшей женщины. Ле-Теллье Ж юл и дама полусвета, француженка. Живая,общительная и экспансивная. Как и Вера Павловна, любит веселье. Была два годауличною женщиной в Париже. Постоянно сокрушается о том, что живет в грязи,выказывает благородные чувства, но не особенно стремится изменить свою жизнь.Она торопится предупредить Веру Павловну о гнусных намерениях по отношению кней Михаила Сторешннкова, но потом советует ей выйти за него замуж, потому что«жизнь проза и расчет». Она помогает ей устроить мастерскую,обеспечивая на первых порах заказами. Ей принадлежит ставшая крылатой фраза:«Умри, но не давай поцелуя без любви». Лопухов Дмитрий Сергеич(Бьюмонт Чарльз) один из главных героев. “… Среднего роста или несколькоповыше среднего, с темными каштановыми волосами, с правильными, даже красивымичертами лица, с гордым и смелым видом…” таким его видит Вера Павловна вмомент знакомства (он становится учителем ее брата Феди). Сын рязанскогопомещика. Учился в гимназии. Как и сто лучший друг Кирсанов, рано привык«пробивать себе дорогу своей грудью, не имея никакой поддержки».Зарабатывает уроками. Было время, когда он «порядком кутил», что было«следствием тоски от невыносимой нищеты, не больше». Немало было унего и любовных приключений, которые потом отставлены ради дела. Первоначальностудент Медицинской академии, погружен в книги, рассчитывает стать профессором,ординатором в одном из петербургских военных госпиталей и получить кафедру вакадемии. После брака с Верой Павловной уходит оттуда, не получив диплома ипрервав научную карьеру, чтобы зарабатывать деньги, необходимые для семейнойжизни. Самому бы ему хватило и малого, но молоденькой девушке, как ВераПавловна, по его рассуждению, нужно больше, и потому приходится изменить образжизни. Он не считает это жертвой. Показывая, как решительно прерывает Лопуховсвою медицинскую научную карьеру, Чернышевский подчеркивает его внутреннююсвободу и способность поступаться своими планами и интересами во имя ближнего.На вопросы Марьи Алексевны, беспокоящейся о том, как бы между дочерью иучителем не завязался роман, отвечает, что у него есть невеста (аллегорияреволюции). Лопухов, как и Кирсанов, придерживается теории «разумногоэгоизма», согласно которой «то, что называют возвышенными чувствами,идеальными стремлениями, все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно передстремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того жестремления к пользе». Расчет и выгода лежат в основе этой теории, однаковыгода должна соответствовать общему интересу. Лопухов отвергает упреки ВерыПавловны в том, что эта теория холодна, беспощадна и прозаична, потому что она1) «учит человека добывать тепло»; 2) «следуя ей, люди не будутжалким предметом праздного сострадания»; 3) «раскрывает истинныемотивы жизни, а поэзия в правде жизни».
ПолюбивВеру Павловну, Лопухин предлагает ей освободиться из семейной неволи, выйдяфиктивно за него замуж. Свой взгляд на человеческие отношения (в том числе исемейные) Лопухов так излагает Вере Павловне: «Всякий пусть охраняет своюнезависимость всеми силами от всякого, как бы ни любил его, как бы ни верилему. Удастся тебе то, что ты говоришь, или нет, не знаю, но это почти всеравно: кто решился на это, тот уже почти оградил себя; он уже чувствует, чтоможет обойтись сам собою, отказаться от чужой опоры, если нужно, и этогочувства уже почти довольно». Для него, как и для других «новыхлюдей», по мысли автора, главное другая личность и ее свобода. Послеженитьбы на Вере Павловне и нескольких лет счастливой совместной жизни, которуюможно назвать дружбой-любовью, Лопухов вдруг понимает, что Вера Павловна любитне его, а Кирсанова, и решает устраниться. Он имитирует самоубийство, освободивтаким образом жену и друга, и уезжает в Америку. Через несколько лет онпоявляется вновь под именем предпринимателя-американца, аболициониста(сторонник отмены рабства) по взглядам, Чарльза Бьюмонта, женится на КатеринеПолозовой и уже женатым предстает бывшей жене и другу. Оба семейства поселяютсярядом и живут «ладно и дружно, и тихо и шумно, и весело и дельно».Мерцалов Алексей Петрович священник, знакомый Лопухова. Кончил курс в Духовнойакадемии. О его биографин читатель узнает из второго сна Веры Павловны, где онпредлагает исповедоваться и сам рассказывает о своем детстве: он сын дьячка изгубернского города. Отец занимался переплетными работами, выпивал, в домепостоянно не хватало куска хлеба, мать надрывалась, обстирывая пятерых детей исеминаристов, которых пускала па квартиру. Также принадлежит к «новымлюдям». Мерцалова Наталья Андреевна жена Алексея Петровича Мерцалова. Летсемнадцати, «хорошенькая и бойкая блондинка». Впоследствии одна изсподвижниц и подруг Веры Павловны, которая после мнимой гибели Лопуховапередает ей мастерскую. Полозов отец Катерины Васильевны. К моменту действияему шестьдесят лет. Отставной ротмистр. Прокутил имение, остепенился и вышел вотставку. Чтобы собрать себе новое состояние, занялся торговлей. Постепенно наподрядах и поставках стал миллионером, но, поссорившись с кем-то из влиятельныхлиц, от кого многое зависело, обанкротился. Тем не менее, у пего осталосьдостаточно средств, чтобы жить хорошо. Он любит дочь Катю, по запрещает ейотношения с Соловцовым, которого считает очень дурным, бездушным человеком.Полозов, как и Марья Алексеевна, наделен чертами самодурства, он такой жехищник, делающий все только для своей выгоды, однако вместе с тем авторподчеркивает его практическую одаренность, которая при иных условиях могла быпослужить обществу. Полозова Катерина Васильевна сподвижница Веры Павловны,впоследствии жена Бьюмонта-Лопухова. Мечтательница, она влюбляется в Соловцова,светского развратного молодого человека, сумевшего с помощью «скромных,безнадежных» писем покорить ее сердце. Поскольку отец был против ихотношений, а она не хотела перечить его воле, на этой почве в ней произошелнадрыв она заболела, была близка к чахотке и на грани смерти, но выздоровелаблагодаря участию Кирсанова. Тот не только сумел убедить ее отца не противитьсячувству дочери и «дать ей свободу любить или не любить», но и помоггероине увидеть в Соловцове вовсе не того человека, каким он представлялся еемечтательному, романтическому воображению, то есть осознать свое заблуждение. Вэтом сюжете как бы повторяется история Веры Павловны, которой Лопухов помогизбавиться от иллюзий относительно Сторешникова. Полозова была привлечена кработе в мастерской Веры Павловны и стала ее подругой. После приезда из-заграницы Бьюмонта-Лопухова, становится его женой. Проницательный: читатель кэтой категории объекту постоянных насмешек и иронии автора принадлежат, кромечитательниц и людей неглупых, все прочие, «в том числе почти вселитераторы и литературщики, люди проницательные». Объяснения с этимвоображаемым собеседником дают автору возможность публицистически выразить своиэстетические взгляды, а также обосновать свое отношение к «новымлюдям». Рахметов один из главных героев. Ему посвящена глава«Особенный человек». Родом из знатной фамилии, известной с XIII в.Среди его предков бояре, окольничие, генерал-аншефы и пр. Отец его в сорок летвышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, былон деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Матьстрадала от тяжелого характера отца. Автор упоминает довольно значительныйдоход героя (три тысячи в год, притом что на себя он тратит только четыреста),чтобы подчеркнуть его неприхотливость и аскетизм. К моменту романного действияему 22 года. Он студент с 1G лет, учился на естественном факультете, но почтина 3 года покидал университет, занимался поместьем, скитался по России и сухимпутем, и водою, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвезнесколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своимистипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзьяназывают Рахметова «ригористом» и Никитушкою Ломовым (по именизнаменитого бурлака) за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениямиразвил в себе. После нескольких месяцев учебы в университете Рахметов свелзнакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать поих указаниям книги. «За несколько времени перед тем, как вышел он изуниверситета и отправился в свое поместье, потом в странствование по России, онуже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и вумственной жизни, а когда он возвратился, они уже развились в законченнуюсистему, которой он держался неуклонно. „Я не пью ни капли вина. Я неприкасаюсь к женщине“. А натура была кипучая. „Зачем это? Такаякрайность вовсе не нужна“. „Так нужно. Мы требуем для людей полногонаслаждения жизнью, мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуемэтого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а длячеловека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по пристрастию, поубеждению, а не по личной надобности“. Поэтому Рахметов ведетаскетический, спартанский образ жизни, питается только говядиной дляподдержания физической силы, мотивируя это тем, что должен есть только то, чтодоступно простому пароду. Постоянно испытывает силу воли (хрестоматийноизвестный эпизод лежания на гвоздях). Единственная его слабость сигары.Успевает сделать чрезвычайно много, потому что положил за правило обуздыватьсебя и в распоряжении временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг,ни на второстепенные дела. Рахметов живет общим, а не личным, постоянно вхлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую онспас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Рахметов сознательно отказываетсяот любви, потому что она связывает ему руки. В ответ на насмешки автора он говорит:»Да, жалейте меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, ачеловек, которому хотелось бы жить”. Рахметов, вероятно, участвует в«исчезновении» Лопухова, выступает его доверенным лицом, передаваяего письмо Вере Павловне. Во время визита к ней он подробно излагает ей свойвзгляд на ее ситуацию, отчитывает за то, что она передает мастерскую в другиеруки, говорит он и о вине Лопухова, который, по его словам, «непредотвратил эту мелодраму».
РозальскаяМарья Алексеевна мать Веры Павловны. Худощавая, крепкая, высокого роста дама.Дает деньги под залог и всячески озабочена приобретением капитала, жаждетвыдать дочь замуж за состоятельного человека и тем самым обогатиться. Груба исамовластна (в ее лексиконе слова «дура», «мерзавка» и пр.),с дочерью и мужем совершенно не считается, а только тиранит их. Сопротивлениедочери планам выдать ее замуж за сына хозяйки Михаила Сторешникова для неенеожиданно. «Строгая хранительница добрых преданий», как ироническихарактеризует ее автор, она готова применить самые суровые меры, вплоть донасилия (Как бы не за рожу ее он ее брал, в кровь бы ее всю избить…!), но итут встречает умный и решительный отпор дочери. Свое желание выдать ее замуж забогатого объясняет тяжелой жизнью, какая у нее была в молодости. Первую дочьее, Наденьку, родившуюся еще тогда, когда муж не был управляющим и они жилиочень бедно, отдали в воспитательный дом, и с тех пор она ее больше не видала,не знает, жива ли. Тогда она была честная, а только потом, по ее словам, сталанечестная и злая. Она и мужа сделала управляющим. Всех людей она делит на дваразряда: дураков и плутов. «Кто не дурак, тот плут, непременно плут… ане плутом может быть только дурак» так формулирует автор ее жизненноекредо в ироничном «Похвальном слове Марье Алексеевне». МарьяАлексеевна учит дочь жить по «старому порядку», согласно которомунадо «обирать да обманывать». Дочь ненавидит ее, испытывает к нейотвращение и жалость. Говоря о ней как о женщине старых нравов, автор подчеркивает,что и Марья Алексеевна могла бы быть другой, если бы жила в иных условиях. Он,несмотря на неприязнь и ироническое отношение к ней, считает ее умной и дельнойженщиной, выбившейся из ничтожества только благодаря своей энергии испособностям. Ваши средства были дурны, но ваша обстановка не давала вам другихсредств. Ваши средства принадлежат вашей обстановке, а не вашей личности, заних бесчестье не вам, но честь вашему уму и силе вашего характера”. Авторназывает Марью Алексеевну «дурным», но не «дрянным»человеком. Розальский Павел Константиныч отец Веры Павловны. Плотный, видныймужчина. Управляющий домом Анны Петровны Сторешниковой. Служит также помощникомстолоначальника в каком-то департаменте. Дает деньги под ручной залог. Не лишенпрактической сметки. После сватовства сына хозяйки, которая категорическипротив брака Сторешникова и Веры Павловны, убеждает Анну, Петровну, что отказдочери следствие его воспитательных усилии, и получает за это вознаграждение.Находится под пятой супруги Марьи Алексевны. Сторешпиков Михаил Иваныч сынхозяйки дома, где живет семья Веры Павловны и управляющим которого являггся ееотец. Офицер. Светский молодой человек. Он хвастается перед приятелями, чтоВера Павловна его любовница, ему не верят; он в качестве доказательства обещаетпривести ее на обед, устроенный специально для этого, но получает от ВерыПавловны твердый отказ. Тогда он решает жениться на ней по совету ЖюлиЛе-Теллье, считающей, что этот брак благодаря красоте Веры Павловны сильнодвинул бы вперед его карьеру. Он делает предложение, но и тут терпит поражение.Теперь уже серьезно задетый за живое, он имитирует влюбленность и просит ВеруПавловну не давать окончательного ответа, надеясь на помощь ее матери МарьиАлексевны. Возможно, это бы могло иметь определенные результаты, если бы неЛопухов, раскрывающий глаза героине па недостойного претендента. СторешниковаАнна Петровна мать Михаила Сторешникова, хозяйка дома, где живет семья ВерыПавловны. Она не хочет брака сына с Верой Павловной, считая его неравным, и,пользуясь своей властью, пытается воспрепятствовать ему, воздействуя на отцаВеры Павловны, управляющего домом.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/