Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Тульскийгосударственный университет
Кафедрасоциологии и политологии
Курсоваяработа по дисциплине «История социологии»
Н.И. КАРЕЕВ:ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ТВОРЧЕСТВА
Студентка гр.820461 Киселёва Н. Е.
Научныйруководитель: канд. ист. наук, доц. Мартынова Т. М.
Тула 2007
ПЛАН
Введение
1. Н. И. Кареев в истории социологии.
2. Теоретико-методологическоеобоснование специфики русской субъективной школы Н. И. Кареевым.
3. Понимание сути общества и егоструктуры в сочинениях Н. И. Кареева.
4. Теория прогресса в социологическойконцепции Н. И. Кареева.
Заключение
Библиографический список
Введение
Российская социология какмощное течение общественной мысли была и оставила после себя богатейшеенаследие, которое только в последние годы стало входить в научный оборот.Конечно, она развивалась в поле мировой социологии, но достаточносамостоятельно, по многим направлениям в чём-то и предугадывая, хотя бы науровне замыслов, тенденции развития мировой социологии.
Научная и практическаядеятельность Н. И. Кареева связана с формированием и институционализациейпрофессиональной социологии в России. Он – автор первого в России учебника посоциологии «Введение в изучение социологии», который дважды переиздавался – в1907 и 1913 гг. Так или иначе Кареев имел отношение ко всем значимым для социологиитеоретико-методологическим достижениям своего времени. Он занимал самостоятельнуюпозицию в рамках субъективной социологии. Данное направление подробнорассматривается в истории социологии – одной из первых общепрофессиональныхдисциплин, с изучения которой начинается знакомство с социологической наукой истановление будущего специалиста в этой сфере знания. Потому выбранная темаимеет большое значение для профессиональной подготовки социолога.
Цель исследования врамках курсовой работы – определить роль научного творчества Кареева в историисоциальных идей в России и рассмотреть центральную проблему социологии Кареева.
Задачи исследования.
1. Рассмотретьисторическую эпоху, в которой развивалось творчество Н. И. Кареева.
2. Изучитьсоциологические работы Н. И. Кареева.
3. Сделать вывод овкладе Н. И. Кареева в историко-критическое обозрение социологических учений.
Объект данного изучения –социологические проблемы, рассматриваемые Н. И. Кареевым в его творчестве.
Предметом исследованияявляются соответственно основные социологические труды Н. И. Кареева.
В теоретическомисследовании выбранной темы применялся аналитический метод – рассмотрениепризнаков, сторон и характерных свойств творчества Н. И. Кареева, метод синтеза– представление в обобщённой форме уровня научного понимания проблемы во всейсоциологии того времени, логический метод – в идее прогресса Н. И. Кареевачётко просматривается смысл «субъективной методологии» в познании общественнойжизни – смысл, который наполнен большим научным содержанием и гуманистическимвидением.
В данной КР былииспользованы такие произведения Н. И. Кареева, как «Общий ход всемирной истории:Очерки главнейших исторических эпох», «Основы русской социологии», «Прожитое ипережитое». Теоретической основой являются выводы работ Голосенко И. А.,Козловского В. В. «История русской социологии XIX-XX вв.», Е. И.Кукушкиной «Русская социология XIX — начала XX века», А. Н. Медушевского «Историярусской социологии», Миненкова Г. Я. «Введение в историю российской социологии»,Новиковой С. С. «Социология: история, основы, институционализация в России».
1. Н. И. Кареев вистории социологии
Николай Иванович Кареев(1850 – 1931) – выдающийся российский историк и социолог, общественныйдеятель, педагог, «пионер русской социологии» (М. М. Ковалевский). Родился вМоскве, в обедневшей дворянской семье. Окончил историко-филологический факультетМосковского университета. Благодаря уже первому своему труду – магистерскойдиссертации «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четвертиXVIII века» (М., 1879) – Кареев приобрёл широкую известность в российской и мировойисторической науке и по праву считается одним из основоположников русскойисторической школы. В начале 80-хгг. Кареев – профессор Варшавскогоуниверситета. С 1885г. он преподавал в Петербургском университете и другихстоличных учебных заведениях. Большое внимание Кареев уделял вопросам самообразования:начиная с «Писем к учащейся молодежи о самообразовании», он опубликовал сериюработ по этому поводу, вызвавших живой и широкий отклик. В 80-90-е гг. Кареевразрабатывал свою философско-историческую и социологическую теорию. Первым вистории российской социологической науки он с 1891 г. начал читать систематический курс социологии. Им написано первое в России учебное пособие посоциологии «Введение в изучение социологии» (1897). В 1899 г. по политическим причинам Кареев был изгнан из университета и вернулся туда только в 1905 г. Избирался депутатом I Госдумы от партии кадетов. После октябрьской революции, воспринятой имкак объективный и неизбежный факт, Кареев публиковал только чисто историческиеработы. В 1929 г. Кареев был избран почётным членом АН СССР. Последние месяцыего жизни были омрачены вздорными политическими обвинениями в рамках разоблачения«вредительской» деятельности «буржуазных» историков. Потрясённый «новой моралью»,Кареев направил письмо протеста в Академию наук. Но кого уже могли в чём-тоубедить письма «буржуазного учёного»?
Научное наследие Карееваогромно. Оно включает (вместе со значительным количеством ещё неопубликованных работ) свыше 450 названий. В социологическом плане наиболеезначимы следующие его исследования: «Основные вопросы философии истории»(1883), «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (1889),«Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896), «Введение визучение социологии» (1897), «Историология» (1915), «Общие основы социологии»(1918) и др. Преодолевая характерную для российского обществоведения публицистичность,Кареев стремился к чёткому оформлению социологии как особой науки и системызнания, разработке её категориального аппарата, определению её места средидругих социальных наук.
Обычно социологическуюконцепцию Кареева считают позитивистской, но это не совсем так. Считаяпозитивистскую методологию наиболее адекватной для построения научнойсоциологии, к конкретным идеям основателей позитивизма Кареев относился,примерно так же, как и его единомышленники по субъективной школе. В социологииО. Конта, подчёркивал учёный, необходимо отличать замысел от исполнения.Замысел программы Конта – открытие законов, управляющих социальными явлениями,– имеет непреходящее значение, исполнение же оказалось неудачным. Конт не смогсоздать социальной науки потому, что, во-первых, от биологии сразу перешёл ксоциологии, минуя психологию. Во-вторых, Конт отождествил эволюцию с одной изеё сторон, историей миросозерцания, и, хотя он стремился изгнать метафизику,оказался в метафизической ловушке конструирования истории[1].
В молодости на Кареевазначительное влияние оказали взгляды радикального крыла русской интеллигенции,особенно Д. И. Писарева. Как социолог Кареев, развивался в русле идей Н. К.Михайловского и особенно П. Л. Лаврова, с которым его связывали тесныедружеские отношения. Однако при общности исходных идей он занимал, достаточносамостоятельную позицию в рамках субъективной социологии, лидером которой в80-90-е годы стал.
В той или иной формеКареев отозвался фактически на все социологические достижения своего времени.Его с полным правом можно назвать одним из первых историков мировой ироссийской социологии. Существующие социологические подходы Кареевклассифицировал на четыре направления: органическое, дарвинистическое,экономический материализм, социально-психологическое. Последнее направлениепротивопоставляется остальным как натуралистическим.
Органическая теория,отмечает Кареев, хотя и является «совершенно законной реакцией» на ненаучныеконцепции общества, реакцией, произвёдшей переворот в общественных наукахвнесением в них идеи закономерности, тем не менее дальше всех от истины. «Этатеория кое в чём помогает понять природу общества, но в большинстве случаев непо вопросу о том, что есть общество, а по вопросу о том, чем общество не есть ибыть не может»[2]. Главный недостатокорганицизма – игнорирование личности, что присуще и социал-дарвинизму,который, абсолютизируя борьбу за существование, сводит человека к животному.
Значительное место висследованиях Кареева занял критический анализ экономического материализма. Поего мнению, это течение ближе к истине, чем органицизм, ибо стремится ксоциологическому анализу общества. Однако в целом данная теория аксиоматична,фактически не разработана, догматически абсолютизирует значение одного из началобщества. Экономический материализм к тому же проигнорировал достиженияновейшей социологии и фактически остался на доконтовском уровне. Значимость жеего заключается в том, что он внёс в социологию экономический анализ социальныхявлений.
Адекватной основой дляпостроения научной социологии Кареев считает психологизм, но не в духе чистоинтеллектуальной психологии, а с учётом эмоционально-волевой стороны психикичеловека, шире – коллективной психологии[3]. Тем не менее, приходит квыводу учёный, все четыре направления социологии носят гипотетический характер,с разной степенью глубины выявляя особенности социальной жизни. Следовательно,социология должна синтезировать на основе психологизма верные выводы,вытекающие из различных подходов. За подобную ориентацию аналитики частоупрекали Кареева в эклектичности. Отвечая на это, Кареев подчёркивал, что впринципе эклектическим путем выбора и синтеза приемлемых, то есть логически ифактически обоснованных, положений развивается всякая наука, и в этом нетничего зазорного. (2)Сейчас мы бы назвалиэто принципом дополнительности объясняющих моделей в социологическом познании.
2. Теоретико-методологическоеобоснование специфики русской субъективной школы Н. И. Кареевым
Кареев постояннообращался к методологическому анализу природы гуманитарного знания. Науки обобществе, отмечал он, зачастую подражают естествознанию, что имеет иположительное значение, ориентируя социальное познание на изучение законов.Однако при этом важно учитывать специфику общества, роль в нем должного,идеалов, что, в свою очередь, не должно вести к смешению научного анализасоциальных явлений с их этической оценкой. В конечном счете «личность, обществои их история – вот три понятия, сблизившие между собой отдельные социальныенауки и придавшие им действительно гуманитарный характер»[4].
Обществознание,подчеркивает Кареев, должно отказаться от метафизической ориентации на познание«скрытых сущностей» вещей и исходить из следующих принципов: изучение областиявлений, исключительно опытное обоснование выводов, применение к духовнымявлениям идеи закономерности. Полученное подобным образом знание, и здесь ужеспецифика гуманитаристики, требует философской полноты, стройности ицелостности, что достигается вненаучным творчеством идеалов как некихупорядочивающих знание гипотез[5].
Гуманитарное знаниепредставляет собой весьма сложный комплекс, что побудило Кареева к рассмотрениюво многих работах проблемы предметной дифференциации и классификациисоциальных наук на основе специфики их подходов к изучаемым объектам. «Все,доступное нашему познанию, – отмечал ученый, – есть совокупность явлений,управляемых законами… Отсюда два рода наук – феноменологические, имеющиедело с данными явлениями, и номологические, имеющие дело с известнымикатегориями законов[6]». Впоследствии вместотермина «феноменологические науки» Кареев стал употреблять термин В.Виндедьбанда «идиографические науки». В поздних работах он выделяет еще итипологические науки, изучающие и обобщающие на основе сравнительного методапризнаки какой-либо группы (системы) предметов и занимающие промежуточноеположение между идиографией и номологией. История– наука идиографическая, политэкономия, право, политика – науки типологические,психология и социология – номологические. Понятно, что только в единстве ивзаимодействии эти науки могут дать продуктивное социально-гуманитарное знание.
В структуре гуманитарногознания Кареев прежде всего выделяет следующие части: история, теорияисторического процесса, социология и психология, философия истории. Логикадвижения гуманитарного познания выстраивается у Кареева определенным образом.Он всегда был и оставался историком, понимавшим, однако, что глубокое знание прошлогоневозможно без разработки философии истории. Начав с последней, Кареевпереходит к теории исторического процесса и исторического познания, что ставитпроблему социологических и психологических законов, решение которых вновьвыводит к философии истории, но уже научно фундированной.
«Философия истории, –отмечает Кареев, – есть абстрактная феноменология социальной и культурной жизничеловечества, долженствующая ответить на вопрос о том, что получило, получает иможет еще получить человечество от своей исторической жизни», это «исканиесмысла в целом общественно-исторического процесса», что достигается сравнением«действительного хода истории с идеальной формулой прогресса»[7].Философия истории, иначе говоря, осуществляет, «суд над историей». Но гдегарантии того, что суд этот будет справедливым и праведным и не окажетсяочередным, навязыванием истории некоего провиденциального плана?
Такие гарантии, полагаетКареев, возможны только в случае разработки науки о законах общественной жизни.В рамках философии истории переходом к номологическим наукам об обществеявляются теория исторического знания (историка), исследующая методологиюисторического познания, и теория исторического процесса (историология), объекткоторой – «всеобщие формы свершения истории» вне зависимости от пространства ивремени. Для наших целей особый интерес представляет историология, ибо именночерез неё Кареев выходит к социологии, причём так до конца и не прояснив различиямежду ними. Историология, согласно Карееву, обращена к тому, как получаютсяреальные социальные результаты в ходе изменения социальных форм и структур,почему эти результаты оказываются повторяющимися и общезначимыми, то естьзакономерными.
Особенно значимо при этомделение Кареевым истории на прагматическую и культурную, что мы должныпостоянно иметь в виду, поскольку здесь находит выражение центральная идея исвязующая нить всей кареевской концепции социального познания. Историческаяпрагматика есть совокупность социальных действий людей с их конкретными целямии желаниями, последовательность каузально связанных неповторимых событий.Культура же есть совокупность состояний или социальных форм и условий деятельности;история в этом аспекте предстает как последовательность фазисов изменения форм.Прагматика свидетельствует о том, что, почему и для чего делали людей, культура– как они действовали[8].
Социология, согласноКарееву, изучает общество как таковое в номологическом плане, являя собойобщую теорию социального. Однако представления русского ученого о предметесоциологии эволюционировали, как и его концепция в целом. Так Кареевподчеркивал, что предметом социологии является «социальная организация,регулирующая отношения индивидуумов и соединяющая их кооперацией»[9].Очевидно наличие оценочных элементов в этом определении. Далее оценочностьполностью снимается: «… социология есть общая абстрактная наука о природе игенезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, о характерепроцессов, в нем совершающихся, где бы и когда бы всё это ни существовало и нипроисходило»[10].
Социальная организация,отмечает Кареев, может изучаться с трёх точек зрения – экономической,политической и юридической. При этом из ранних трудов социолога, при всех егооговорках, можно заключить, что социология есть простая сумма соответствующихнаук или, по крайней мере, сводка их наиболее значимых результатов. Вдальнейшем исследователь уточнял свою позицию в сторону большей ее чёткости,подчеркивая синтетический характер социологического знания. Уже во «Введении визучение социологии» отмечается, что «социология не может быть простым механическимсоединением общих теорий политики, юриспруденции и экономики», поскольку онаизучает «не три различные предмета – государство, право и народное хозяйство,а один предмет – общество». А в «Общих основах социологии» три стороныорганизации рассматриваются уже как три ряда параллельных явлений, где личностьберется в трех разных аспектах: гражданин (политика), субъект или объект(право), производитель или потребитель (экономика). Задача социологии – интегрироватьвыводы специальных общественных наук, постичь «законосообразность общегосоциального консенсуса», показать, какие взаимоотношения и взаимодействияпроисходят в обществе, взятом в его цельности в контексте эволюции социально-культурныхформ. Названные виды организации – это стороны (или строй) целостной структурыобщества, к тому же опосредованной духовной культурой в её разнообразных и многосложныхпроявлениях[11].
Что касается соотношенияисториологии и социологии, то у Кареева мы так и не находим однозначногоответа. В принципе, историология, будучи изучением социальной динамики, естьчасть социологии. Признавая это, Кареев тем не менее очень неохотно отдает еёсоциологии. Социология, считает ученый, больше интересуется результатамисоциальных изменений, тем, что получилось, историология же – тем, «как этирезультаты получились, или процессами, изменяющими строение, формы общества»[12].Очевидна искусственность этого разграничения, видимо, понятная и Карееву. Ктопротив умножения наук, замечает он, может включать историологию в социологию,конкретно – в социальную динамику, «но пусть последняя подразделяется надинамическую морфологию общества, изучающую его изменения в их результатах, ина историологию, изучающую процессы, результатами которых являются, междупрочим, и эти изменения»[13].
В ранних работах Кареевчётко обозначает практическую функцию социологии, которая, открывая, социальныезаконы, должна учить тому, как сознательно ориентировать социальную жизнь вдолжном направлении. В поздних же трудах, вероятно, не без влияниянеопозитивистской критики, акцент у Кареева значительно метается. Социология,подчеркивает он, лишена прикладного характера, и если она желает быть наукой,то не только не должна решать вопросов о наилучшем устройстве общества, но ивообще не должна их ставить[14].
Ключевым принципомконцепции Кареева является анализ психологической основы социальной жизни.«Поскольку, – отмечает социолог, – общественные явления немыслимы там, где несуществует духовной жизни, мы обязаны видеть в явлениях социальных продолжениеи осложнение явлений психических», а потому «между биологией и социологией мыставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную» как «истинную основу социологии»[15].Кареев внёс значительный вклад в становление и развитие социальной психологии,суть которой он видел в том, что она комплексирует в типичные образованияиндивидуальные (интраментальные) духовные процессы в форме интерментальных(межличностных) фактов, и с этого рубежа начинается переход к собственносоциологии. Логика Кареева такова: психическое взаимодействие порождаетпсихический обмен, обмен – традицию, а прочная традиция – историю в формеэволюции социальной организации, экстраментального мира. В коллективнойпсихологии социально-культурные формы как бы оживляются.
Понятно, что Кареев всилу задач и логики своей концепции не мог обойти вопрос о специальнойсоциологической методологии, призванной устанавливать способы, при помощикоторых можно было бы открывать социальные законы. В этой связи, продолжая иуточняя традицию П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, Кареев подробно останавливаетсяна проблеме субъективизма в социально-гуманитарном познании.
Оценка и научность,считал ученый, не противоречат друг другу; вся проблема в том, как избежатьпроизвола в оценках. Спор вокруг субъективного метода возник по недоразумениюибо «стали различать между двумя методами в социологии – объективным исубъективным, тогда как речь должна была бы идти не о методах двоякого рода, ао двоякого рода отношениях (или точках зрения)»[16].Никакого особого субъективного метода нет и быть не должно, речь может идтитолько о субъективном элементе, без которого не может обойтись социальнаянаука. При этом возможны два вида субъективизма – случайный и законный.
Вид случайного субъективизма– пристрастие, односторонность, произвол. Здесь выявляются социальные,профессиональные, конфессиональные, политические, национальные и тому подобныепредпочтения исследователя, причем особенно глубоко и зачастую бессознательнодействует его принадлежность к тому или иному общественному союзу[17].Понятно, что необходим безоговорочный отказ от случайного субъективизма. Однакообъективное беспристрастие не означает социального бесстрастия,индифферентизма. Более того, полное отречение от человеческой точки зрения наобъект тоже есть проявление случайного субъективизма в форме пренебрежения личностью.
Законный (необходимый)субъективизм снимает, считает Кареев, крайности произвольных оценок исоциального индифферентизма и сводится к субъективному (этическому) отношениюисследователя как личности к человечеству как совокупности таких же личностей.«Самый принцип научного объективизма требует, чтобы предмет изучался со всехсторон, во всех проявлениях, и раз мы найдем субъективную сторону в историческихфактах, мы не имеем права не допустить субъективного элемента в его изучении»[18].
Иными словами, Карееврассуждает в ключе того, что впоследствии получило название «метода понимания»,«понимающей социологии». Мы должны знать объективные социальные факты, подчёркиваетсоциолог. Но необходимо еще и понять поступок человека, мотивы его поведения,что возможно только через наше переживание внутреннего состояния личности вконкретной ситуации. Следовательно, естественно обращение исследователя кидеалу как основе понимания изучаемых фактов. И такая идея есть уже делосубъективного выбора.
Исходя из того, чтосоциология находится ещё в стадии формирования, Кареев значительное вниманиеуделял проблеме уточнения социологического языка, а также внимательноанализировал специфические методы социологического познания. Ключевую роль, поего мнению, в социологии играет эволюционный подход к социальным явлениям, нопри обязательном его дополнении сравнительным, точнее, сравнительно-историческимметодом. Суть последнего «состоит в изучении частных фактов в целях выведенияиз них общих положений путем обобщения единичных случаев одной и той жекатегории»[19]. Устанавливаетсясоотносительность консенсуальных (сосуществование) и процессуальных(последовательность) отношений. При этом сравнительный метод не тождественчисто эмпирическому анализу. Конкретизируясь в типологическом рассмотрении,разработке принципов которого Кареев уделял значительное внимание, он в конечномсчёте должен вести к номологическим обобщениям.
3. Понимание сутиобщества и его структуры в сочинениях
Н. И. Кареева
В трактовке понятияобщества Кареев пытался соединить структурно-функциональный и трансформационныйаспекты социальных явлений. Он исходил из того, что «общественность человеканужно принимать за отправной пункт социологии и отказаться от фикции естественногочеловека до общества или вне общества»[20]. Одновременно нельзясмешивать понятия общественности и общества: первая, будучи инстинктом,порожденным психическим взаимодействием, есть предмет психологии, второе,представляя собой «реальный агрегат» определенных форм и отношений, изучаетсясоциологией. Общественные отношения духовно-психологичны по природе, что, однако,не означает полного сведения общественной жизни только к духовному обмену междулюдьми.
Понимание сути общества уКареева эволюционировало. В ранних трудах общество определялось им какорганизация, соединяющая людей узами солидарности для достижения общих целей. В«Историологии» же дается следующее итоговое и уже безоценочное определение:общество – это «постоянная и оформленная совокупность множества отдельныхчеловеческих существ, известным образом между собою связанных и потому образующихопределенную систему»[21]. Всесторонний анализскладывающихся в этой системе уровней и форм взаимодействия между людьми, вцентре которого личность, и позволит, согласно Карееву, дать системную картинусоциальной жизни.
Для конкретизации понятияобщества Кареев заимствует у Г. Спенсера понятие надорганической среды, трактуяего иначе. Среда эта, согласно Карееву, может быть рассмотрена с двух сторон:во-первых, как некоторая, высшая единица, к которой индивидуум относится какчасть к целому, и, во-вторых, как некоторая система повторяющихся фактов,объединяющих людей в особые группы. В первом случае мы имеем социальнуюорганизацию, во втором – культуру, культурную группу. «Социальная организацииесть предел личной свободы, культурная группа есть предел личной оригинальности.Социальная форма определяет место личности в обществе, культурный признакотличает её от личностей другой культурной группы»[22].В контексте взаимодействия личности и среды Кареев и решает все социологическиепроблемы, исходя из принципа, что, хотя в конкретных случаях отношение этихсторон и меняется, суть же дела неизменна; и суть эта в том, что личностьстремится к самоопределению, тогда как тенденция среды – ассимилировать себеличность.
Культура шире социальнойорганизации и составляет динамический аспект надорганической среды. В анализекультуры Кареев близок к П. Л. Лаврову, однако создает свою оригинальнуюконцепцию, менее жестко оценивая при этом негативное влияние культуры наличность. По мнению Кареева, культура общества есть не что иное, как«совокупность постоянно и однообразно повторяемых его членами мыслей, поступкови отношений в зависимости от психического взаимодействия этих членов и условийобщежития»[23]. Процесс усвоениякультуры индивидами определяется принципом подражательности, а потому«культурною группою (в смысле совокупности носителей известных культурных форм)является группа подражателей одним и тем же образцам»[24].В своих сочинениях Кареев весьма подробно и содержательно анализирует различныеэлементы культуры, например, язык, религию и др.
Однако культура(культурная традиция), подчеркивает социолог, в своем реальном функционированиивозможна лишь при наличии постоянной группировки индивидуумов, или общественной(социальной) организации. Все явления последней есть не что иное, как формы, системымногообразно повторяющихся отношений между людьми, то есть, экстраментальные,сверхличные и объективные порядки этих отношений, фиксируемые в их нормативнойприроде и волевом опосредовании. Иными словами, организация складывается каксистема практических межличностных отношений, что и отличает её от чистопсихического взаимодействия, хотя без последнего организация немыслима.
Как уже отмечалось, преимущественное внимание Кареев уделял трём формам (или сторонам) социальнойорганизации – политической, юридической, экономической. Государство – высшаясоциальная организация, собственно с его возникновения и начинается история.Назначение государства – установление единства общества и устранение обществакак внутренне объединенного и организованного коллектива. Частные (гражданские)отношения регулируются юридической организацией (правом), возникающим раньшесистемы власти, но тесно с ней переплетённым. Экономическая организация,основанная на разделении труда и отношениях собственности, создает, преломляяполитико-правовые нормы, политические классы с определёнными политическими июридическими функциями. Организации, взятые в контексте единства общественныхотношений и форм деятельности людей, отмечает Кареев, образуют социальнуюструктуру общества[25]. Конечно, в реальнойжизни организация и культура тесно переплетены, что и выражается в широкомупотреблении Кареевым, особенно в поздних трудах, понятия «социально-культурнаяформа».
Анализ организации икультуры необходим Карееву не сам по себе, но для решения центральной проблемыего социальной теории – проблемы личности. При этом, подчёркивает учёный,важно ответить на два вопроса: каково было и есть положение личности в обществев разные времена и у разных народов и каковы пределы возможных колебаний этогоположения в ту или другую сторону?
Мы уже знаем, что существованиеобщества немыслимо, по Карееву, без психического взаимодействия. А потому «наукадолжна начинать с простого и реального: такова человеческая индивидуальность;всё остальное – продукты совокупной деятельности таких индивидуальностей иусловия, среди которых суждено существовать отдельным особям»[26].Кареев ни в коем случае не отрицает роль социальной среды в развитии личности,но подчеркивает необходимость конкретного анализа их взаимодействия, учитывая,что различия между обществом и личностью носят не качественный, а количественныйхарактер. К тому же, с ростом прав и свобод человека, нарастает степень егоавтономии в отношениях со средой, а соответственно меняется и сама среда какпродукт деятельности индивидов.
Итак, личность – исходныйи ключевой субъект социальной жизни, стремящийся переработать своей мыслью идеятельностью целое в соответствии со своими потребностями. Очевидна близостьКареева к взглядам П. Л. Лаврова, тем не менее, нужно видеть и их существенноеотличие. У Лаврова (в «Исторических письмах»), подчеркивал Кареев, на первомплане «вопрос о том, как должна идти история, как должны вести себя отдельныеличности, тогда как для нас особую цену имело бы исследование того, каксовершается история и какую в ней роль играют эти личности»[27].
В социологическом планезначительный интерес представляет анализ Кареевым роли личности в культурнойистории. Проблема заключается в следующем: «производятся ли культурныеперемены людьми, которые передают новые формы другим, или они происходят самисобою и притом более или менее одновременно для всех людей?» Или, короче:«творчество или саморазвитие?»[28]. Отвергая крайности волюнтаризмаи органицизма, Кареев ищет среднюю линию. Личности не только носители культуры,но и её творцы; организация не только среда для них, по и великое орудиесоциальных изменений. Если бы человек зависел только от среды, люди никогда несмогли бы выбиться из заколдованного круга раз установившихся привычек и традиций.
Значительное внимание вэтом контексте Кареев уделяет анализу противоречивого взаимодействия личности игруппы (коллективностей), в частности таких его форм, как содействие ипротиводействие, солидарность и борьба. Социальная борьба, например,представляет собой форму массовых социальных действий. Возникая закономерно всилу столкновения интересов групп, борьба, тем не менее, считает Кареев, естьфакт антисоциальный, говорящий о незрелости общества. Социальной же нормойявляется солидарность, кооперация, а потому недопустимо рассматриватьсоциальную эволюцию, только как историю борьбы, скажем, классовой.
Сущность же социальноговзаимодействия раскрывается Кареевым (очевидно, в развитие взглядов П. Л.Лаврова) посредством анализа оппозиции «традиция – инновация», «догматизация –критика». Среда живёт традициями и подражанием, имеет тенденцию к подавлениюиндивидуальности, личность – прежде всего инновацией, инициативой, борьбой заиндивидуальность. Соответственно, каждое культурное явление имеет инициаторови подражателей. Таким образом, «надорганическая среда и индивидуум, культурнаятрадиция и личная инициатива, подражательное повторение и инновирующееизобретение – вот те основные понятия, к которым мы сводим теорию культурныхизменений»[29].
Проблема конкретизируетсяКареевым посредством анализа роли выдающейся личности в истории, отношений междунею и массами. Рассматривая, в частности, соответствующие концепции Т. Карлейляи Л. Н. Толстого как крайности, абсолютизирующие либо личную инициативу, либобезличный характер истории, Кареев считает единственно научным синтетическийподход к проблеме. Нет роли личности вообще, нет никакой границы, по однусторону которой стояли бы «герои», а по другую – толпа. В прагматическойистории можно выявить в контексте внутренних и внешних причин градацию, лестницувлияния одних людей на других. Преимущественно двигают общество личности,которые создают и распространяют новые идеи и комбинируют силы общества длядвижения, выражая назревшие потребности[30]. Гениальность, величиекрупной личности в том и состоит, чтобы понять, как комбинировать социальныеэлементы, создать силу, двигающую общество в определённом направлении. Но приэтом «научная историология должна возвратить великих людей человеческой массе»,ибо масса и состоит из личностей, великих и малых, а не есть нечто безликое[31].В прагматическом движении действуют все, то есть имеет место коллективноевзаимодействие. Но как это преломляется в эволюции культурной? Здесь необходимообратиться к пониманию Кареевым социальной законосообразности.
Рассматривая личность вкачестве истока и субъекта всех социальных изменений, Кареев, тем не менее,стремится к строгому детерминизму. Социолог фиксирует два типа социальнойдетерминации: 1) каузальная детерминация, или последовательность событий(причем в прагматике каузальность принимает форму психологической мотивации);2) эволюционная детерминация, или последовательность состояний, фаз, смена социально-культурныхформ. Кареев всегда отрицал наличие каких-либо законов истории, предрешающихеё течение, что тем не менее, не означает отсутствия социальной детерминации. Впрагматической истории действуют психологические и социологические законы,открываемые номологическими науками. Всякий факт, событие, подчеркиваетКареев, есть равнодействующая, в которой суммируется поведение индивидов, ихвзаимовлияние друг на друга, результат наложения множества причинных цепей.Правда, в других контекстах Кареев называет законообразной и причинную связь,хотя и с оговорками. Дело в том, что раз дана причина, то она с необходимостьюприводит к результату, и в этом смысле в общественной жизни все подчинено закономерности,не исключающей, однако, случайностей[32].
В полном же смысле оналичии социальных законов можно говорить только в связи со сменой социальныхсостояний. Это эволюционные законосообразности, где В связано с А не как егоследствие, но как новый вид, форма, состояние предмета, то есть имеются в видустадии развития общества и его элементов. Путь открытия таких законов –сравнительное изучение культур. Правда, связь состояний также носит каузальныйхарактер, что позволяет нам говорить о каузальных законах. Причем при сменесостояний роль отдельной личности как бы смазывается сложением множества целей,хотя в конечном счёте и история культуры есть результат закономерно повторяющихсяпри сходных условиях действий людей. В различных условиях законы, каузальностипо-разному комбинируются и всякий раз возникает неповторимая амальгамапрагматизма и культурных форм, выражающаяся в сугубо конкретных инепредопределённых социальных результатах. Однако мы уже перешли к анализупонимания Кареевым социальной эволюции.
4. Теория прогресса всоциологической концепции Н. И. Кареева
Как и большинствосоциологов своего времени, Кареев строгий эволюционист. Суть историческогопроцесса, по Карееву, заключается во взаимодействии личности и среды. В болееузком смысле эволюция есть изменение социальной организации и культуры какединой системы, что конкретизируется во взаимодействии людей. Эволюционные процессыопределяются также условиями их протекания. Условия эти можно свести, считаетКареев, к трём группам: географические (физические), антропологические (этнические,биологические), собственно исторические (культурные и прагматические)[33].
Кареев указывает назоологические истоки общественности, или «общественных уз». Исходный путьобщественности – естественная связь женщины с ребёнком, что определяет особоезначение родства и его сознания, изменения форм родовой связи, в особенностисемьи, в становлении общества. Необходимость интеграции общества, его защиты,регулирования экономических отношений создавала и укрепляла все новыеобщественные узы, развивала общие верования. Но всё это оказывалось возможнымлишь благодаря наличию у людей способностей к психическому взаимодействию. Каковыже фундаментальные характеристики социальной эволюции?
Надо прежде всегоучитывать, отмечает Кареев, роль географических условий, особенно на раннихэтапах эволюции. Весьма значимы также демографические факторы и расовые особенности.Что касается национальности, то это не столько врождённое, сколькоприобретённое свойство, высший продукт психического взаимодействия в пределахрасы, это сознающая свое единство культурная группа. Кареев также обращается канализу взаимодействия внутреннего и внешнего в социальном процессе, общения ивзаимовлияния народов, подвергая в этой связи острой критике концепцию Н. Я.Данилевского. Общей тенденцией эволюции, считает социолог, является интернационализация,нарастание единства человечества, всемирно-исторической преемственности.
Довольно подробно Карееванализирует проблему соотношения постепенной эволюции и внезапных кризисов вистории. «История вся слагается из эволюции и кризисов, и главная причинапоследних – нарушение статического закона взаимного соответствия элементовкультуры и социальных форм»[34]. Для Кареева несомненнопреимущество эволюционных изменений. Однако общая эволюция включает множествоэволюционных рядов, которые могут вторгаться друг в друга, что и становитсяпричиной кризисов, которые оказываются таким образом интегральными элементамиобщей эволюции. Результатом кризиса может быть революция, то есть остроезаболевание общества, а потому в конечном счете революция завершаетсясамоотравлением – реакцией, насилием, деспотизмом. И хотя революция имеет объективныеистоки, состоящие прежде всего в неспособности правящих кругов к изменениям,её вполне можно избежать благодаря реформам.
Историческое развитие,подчеркивает Кареев, неравномерно. Это прагматически выражается в акциях иреакциях, шагах вперед и назад из-за столкновений и борьбы групп с различнымиинтересами. Какой-то строгой последовательности акций и реакций нет, всёопределяется соотношением борющихся сил. Однако нужно учитывать, что народныемассы чаще всего консервативны, легко поддаются демагогии, свободе предпочитаютравенство. При этом важно различать психологический и социологический генезисподобных реакций.
Эволюция имеетобъективный характер. Однако человеку важно понять смысл движения, и онобращается к проблеме прогресса, которую Кареев считал главной идеей философииистории и которая всегда находилась в центре его внимания. Историософическаяидея прогресса, по его мнению, объясняет смысл истории, синтезируяномологический и идиографический к ней подходы. Прогресс обозначает как бы«идеальную дорогу истории», чаемый нами благоприятный её смысл, и потому егоопределение есть сфера законного субъективизма.
Существуют ли объективныеоснования для такой оценки истории? Кареев весьма тщательно рассматриваетразличные аспекты теории прогресса, причем внимательный читатель заметит, чтоучёный концептуально и методологически работает в основном в ключе модели П. Л.Лаврова, но не повторяя её, а выдвигая собственную интерпретацию. Идеяпрогресса, отмечает Кареев, имеет двоякий источник. Во-первых, основой для неёслужит обобщение реальных фактов улучшения жизни людей. Во-вторых, она вытекаетиз наших идеалов, чаяний, упований[35].
Реконструируя историюпроблемы прогресса, Кареев делает вывод, что только во второй половине XIX в., особенно в связи с развитиемконцепции эволюционизма, сложились возможности для научного решения этой проблемы.Чтобы отвечать критериям научности, теория прогресса должна быть результатомобобщения реальных фактов и учитывать следующие моменты: прогресс следуетрассматривать не в образе единого и исключительного закона истории, но только вформе совокупности определенных явлений; прогресс может совершаться и в отдельныхнародах, и в их группах, а потому не требует представления о внутреннемединстве человечества; он не предполагает планомерности хода истории, нетребует её конструирования, но даёт только точку отсчета для её оценки. Задачасоциологии – выявить те свойства социальных явлений, при которых прогрессвозможен, и тем самым способствовать такому воздействию на социальную эволюцию,чтобы она двигалась в сторону прогресса. Правда, в поздних трудах Кареевапоследний мотив мы практически не встречаем. Из названных критериев вполне понятно,почему Кареев всегда выступал против излишней детализации формулы прогресса.
Формула эта, согласноКарееву, должна включать в себя три элемента: социальный идеал, определениепути его осуществления, принципы перехода от одних оснований деятельности кдругим. В соответствии с этим «цель прогресса – развитая и развивающаясяличность, то есть наибольшая мера свободы, доступной человеку; самый прогресссостоит не в чём ином, как в самоосвобождении личности путём переработки культурныхидей и социальных форм в виду указанной цели». Общее понятие прогресса,считает Кареев, «мы можем разложить на пять понятий частных: прогрессумственный есть воспитание способности к духовным интересам и улучшениемиросозерцания; прогресс нравственный есть воспитание способности действоватьпо убеждению и улучшение принципов этики; прогресс политический есть развитиесвободы и улучшение государства; прогресс юридический есть развитие равенства иулучшение права; прогресс экономический есть улучшение солидарности иулучшение способов совместного добывания средств к существованию»[36].Названные элементы весьма детально рассмотрены в сочинениях Кареева.
Одновременно Карееввыделяет пять этапов прогресса, различие между которыми определяется ролью силы(насилия) в социальном взаимодействии (борьбе) и соответственно уровнемсвободы, равенства и солидарности: 1) первобытные общества (господство грубойсилы, антагонизм, анархия); 2) общества, сохраняющие господство грубой силы,антагонизм, но уже централизованные и дифференцированные (соединениедеспотизма с анархией); 3) общества с существенным ослаблением качествпредыдущего этапа; 4) общества, где грубая сила уходит на задний план и ведущуюроль выполняет правовое регулирование, гражданское самосознание (сочетаниесвободы и порядка); 5) общества идеальные, которым свойственны полная солидарность,царство истины и справедливости. На ранних ступенях истории прогресс весьманепрочен, но он становится всё более определяющей тенденцией по меревзаимоприспособления потребностей, усиления регулирующих начал, увеличенияколичества субъектов личной инициативы, этого главного фактора общественных перемен.
Что касается логики(общего закона) реализации прогресса, то Кареев, не приемля философии Гегелякак системы, использует тем не менее его триадический принцип. Прогрессчеловечества может совершаться только в форме выхода из естественного состояниячерез приспособление личности к надорганической среде и последующее отрицаниевласти этой среды на основе средств, полученных из неё же самой. Содержаниеэтого процесса Кареев усматривает, следуя П. Л. Лаврову, в переделке критикоюмысли надорганической среды. При этом нужно учитывать наложение двух процессов– эволюции среды и эволюции личности, в ходе чего происходит два перелома:начало подчинения личности надорганической среде и начало подчинения средыличности. Эволюционирующая среда стремится к отрицанию личности, её подчинению,но она же даёт средства для ее саморазвития, преобразования культуры иорганизации в интересах развития личности. По этой же формуле развиваются иотдельные элементы прогресса[37].
Заключение
Вполне возможно, чтоознакомление с социологической концепцией Кареева приведёт к выводу о некоторойеё вторичности по сравнению с социологией П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского.И все же нельзя отрицать выдающуюся роль Кареева в истории российскойсоциологии и в доказательстве того, что «у социальной жизни есть свои законы инельзя насиловать эту жизнь, а такое насилование будет всегда, когда непринимается в расчёт, что не всё желательное немедленно же и осуществимо»[38].Кареев перевёл идеи субъективной школы на чёткий социологический язык исистематизировал их, придал социологии удобопонятную академическую форму. В тоже время и сам он достаточно оригинален как социолог. Его концептуальная проработкапроблем социальной организации весьма значима, особенно в контексте движения кструктурно-функциональному анализу общества. Нельзя отрицать приоритет Кареевав постановке ряда проблем гуманитарного познания. Перспективной оказалась егоидея сближения социологии с культурологией. Заслуживает особого внимания ипрактика применения Кареевым социологических моделей в историческихисследованиях, ещё ждущая специального анализа. Несколько модернизируя ситуацию,можно отметить, что Кареев дал один из первых вариантов такого социологическогопостроения, в котором относительно гармонично сочетались бы чисто научныйанализ с гуманистическим мировидением[39].
Творчество Карееваостаётся пока малоисследованным, и задачей нашей науки является его скорейшийвсесторонний анализ. Труды этого учёного сохраняют для сегодняшних поколений нетолько большое историко-научное значение, но и служат образцом широкойэрудиции, примером выполнения человеком науки гражданского долга и источникомидей, столь необходимых нам для сохранения преемственности в развитииотечественной социологии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Голосенко И. А.,Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв.– М.: Онега, 1995. – 477 с.
2. Зборовский Г. Е.История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 608 с.
3. Кареев Н. И.Общий ход всемирной истории: Очерки главнейших исторических эпох. – Заокский:Источник жизни, 1993. – 238 с.
4. Кареев Н. И.Основы русской социологии. – СПб.: Издательствово Ивана Лимбаха, 1996. – 216 с.
5. Кареев Н. И. Прожитоеи пережитое. – Л.: Издательствово Ленинградского университетата, 1990. – 324 с.
6. Кукушкина Е. И.Русская социология XIX- начала XX века. – М.: Изд-во Московскогоун-та, 1993. – 183 с.
7. Медушевский А. Н.История русской социологии. – М.: Высшая школа, 1993. – 450 с.
8. Миненков Г. Я.Введение в историю российской социологии. – Минск: Экономпресс, 2000. – 343 с.
9. Новикова С. С.История развития социологии в России. – М.: Институт практической социологии;Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. – 275 с.
10. Новикова С. С.Социология: история, основы, институционализация в России. – М.: Московскийпсихолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 248 с.
11. Развитиесоциологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века) / Под ред. Е. И.Кукушкиной. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 312 с.
12. Социология вРоссии. – М.: Институт социологии РАН, 1998. – 263 с.
13. Социология вРоссии XIX- начала XX веков: История социологии; Социологическое образование:Учебное пособие. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. –305 с.
14. Социология вРоссии XIX- начала XX веков: Социология как наука: Учебное пособие. – М.:Международный университет бизнеса и управления, 1997. – 293 с.
15. Социология вРоссии XIX- начала XX веков: Общество. Законы истории. Прогресс. Цели и нормыжизни. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001. – 279 с.