*На улице шёл дождь, и ученики хмуро смотрели в окна, на которые стекали капли воды похоже, урока на открытом воздухе сегодня не будет

*На улице шёл дождь, и ученики хмуро смотрели в окна, на которые стекали капли воды – похоже, урока на открытом воздухе сегодня не будет. Тишину прорезал стук каблуков в коридоре, и через минуту в кабинет спешно зашла профессор Зари. Улыбнувшись, она попросила прощения за опоздания* – Итак, добрый день всем собравшимся в моем кабинете. Сегодня у нас четвертый урок Истории Квиддича. Запишите тему занятия: «Лекция №4. Функции игроков квиддича» [1]. Как вы знаете, в игре принимают участие 14 человек, по семь в каждой команде. 3 загонщика, 2 охотника и по одному вратарю и ловцу. Как же сделать так, чтобы игроки команды работали сплоченно, дружно и внимательно? На эту тему написаны тысячи и тысячи книг. Я не имею в виду именно квиддич, но и в общем целом – как построить из нескольких человек идеальную команду. Прежде, чем непосредственно затронуть тему об умелом тренерстве команд, хочу дать небольшую теоретическую часть о функциях игроков – как они играют, какие роли в команде и прочее. Хотя, конечно же, кто такие загонщики, охотники, ловцы и вратари вы знаете, и знаете, как и кто должен играть в тех или иных ролях, но… но мое дело – придерживаться учебного плана. = ^ Игроки в квиддичской команде. Вратари (защитники) Вратари, безусловно, существовали уже в XIII веке (см. главу 4), но их роль с тех пор изменилась. Согласно Захарию Брюзге, вратарь “должен первым спешить к корзинам, ибо его задача не дать кваффлу в них попасть. Он должен остерегаться и не залетать слишком далеко от своих ворот, дабы не подвергать их опасности в своё отсутствие. Тем не менее, быстрый вратарь может забить гол и успеть вернуться к своим воротам, чтобы не дать противнику сравнять счёт. Стоит ли предпринимать такие действия, оставляется на усмотрение самого вратаря?…”. Из процитированного отрывка следует, что во времена Брюзги вратари были нападающими с некоторыми дополнительными функциями. Они имели право перемещаться по всему полю и забивать голы. К тому времени, когда Квинт Умфравилль написал “Благородную забаву колдунов” (1620), задача вратаря упростилась. К игровому полю были добавлены штрафные площадки, и вратарям рекомендовалось не покидать их пределов. Тем не менее, вратарь может вылететь из штрафной, дабы испугать другого или преградить ему путь. Кстати, в свое время я была как раз вратарём. =) *Стелла улыбнулась и продолжила дальше урок* Загонщики (отбивающие) Обязанности загонщиков мало изменились с течением времени. Мы можем предположить, что загонщики появились сразу же после возникновения бладжеров. Их первой обязанностью было защитить членов своей команды, для чего они и используют биты (как некогда дубинки, вспомните письмо Гудвина Нина). Загонщики никогда не должны были забивать голы. Более того, нет никаких сведений о том, что они вообще когда-нибудь держали кваффл в руках. Чтобы отбивать бладжеры, загонщикам необходимо быть крепкими физически. Из-за этого, как правило, эту роль играли колдуны, а не ведьмы. Загонщикам также необходимо отличное чувство равновесия, так как иногда, чтобы нанести удар по бладжеру, им надо оторвать от метлы обе руки. Охотник (нападающие) Охотник – старейшая специальность игрока в квиддич, ведь некогда игра состояла только из забивания голов. Охотники бросают кваффл друг другу и зарабатывают своей команде по десять очков при каждом попадании в один из обручей ворот. Единственное за историю квиддича изменение в правилах нападения произошло в 1884 году, через год после того, как обручи заменили корзины. Было введено новое правило, гласившее, что только охотник с Кваффлом может влететь в штрафную площадку. Если более чем один охотник оказывался в штрафной, гол не засчитывался. Это правило было создано для того, чтобы запретить “подставу” – маневр, при котором два охотника влетают в штрафную площадку и сшибают вратаря, тем самым оставляя ворота свободными для третьего охотника. Отклики на это нововведение были опубликованы в “Ежедневном оракуле”. ^ “НАШИ ОХОТНИКИ НЕ НАДУВАЮТ!” Таков был отклик ошеломленных поклонников квиддича в Великобритании вчера вечером, когда Отдел волшебных игр и спортивных состязаний объявил о так называемом “штрафном за подставу”. “Количество подстав увеличивается, – сообщил нам усталый представитель отдела. – Мы полагаем, что новое правило позволит избежать участившихся в последнее время травм вратарей. Отныне только один охотник сможет атаковать вратаря, в отличие от сегодняшней ситуации, при которой трое охотников его избивают. Игра станет чище и справедливей”. В этот момент представитель Отдела был вынужден удалиться, так как разъярённая толпа начала бросать в него кваффлы. Колдуны из Отдела Соблюдения магических законов прибыли, дабы рассеять толпу, угрожавшую “подставить” самого Министра магии. Веснушчатый мальчик шести лет покинул зал в слезах. “Я любил подставу, – всхлипнул он в разговоре с “Ежедневным оракулом”. – Мы с папкой любили зырить, как размазывают вратаря. Я больше не пойду на квиддич”. “Ежедневный оракул”, 22 июля 1884 г. Ловец (ищейки) Это, как правило, самые лёгкие и быстрые игроки. Ловцам необходим острый глаз, равно как и умение летать, держась только одной рукой или не держась руками вообще. Учитывая важность их роли для исхода игры – поимка снитча очень часто позволяет вырвать победу в безнадежных, казалось бы, ситуациях – весьма вероятно, что именно против ловцов будут применены нечестные приёмы. И действительно, при всём том, что некий флёр очарования сопровождает ловца, как игрока, летающего лучше других, именно им, как правило, достаются самые тяжёлые травмы. “Выведи ловца из строя”, – гласит, согласно Бруту Скримгеру, первое правило “Откровения отбивающих”. *Зари обвела взглядом учеников, быстро записывающих лекцию. Когда скрип перьев прекратился, она продолжила* А теперь поговорим немного о психологии игры в квиддич. Вообще-то говоря, квиддич – это, прежде всего, наглядная демонстрация быстроты, силы, ловкости, концентрации волшебника. Это тренировка и испытание не только физических качеств мага, но и его волшебных умений. Именно в игре лучше всего познается истина, говорят маглы. И, в данном случае, они абсолютно правы. Игра в Квиддич, особенно с раннего детства: ^ 1) приучает волшебника к мгновенному отражению атаки и вырабатывает скорость реакции, что необходимо при Защите от темных искусств; 2) оттачивает его движения для дальнейшего совершенствования в Чарах и Трансфигурации; 3) в процессе игры волшебник учится держать в поле зрения максимальное количество объектов и стремится оптимально находить наиболее подходящий вариант действий в экстремальной ситуации; 4) формируется его целеустремлённость. Значительное место в понимании значения Квиддича для всего магического мира имеет понятия «команда». Квиддич как командная игра: а) «лечит» юных волшебников от эгоизма, потому что нужно научиться радоваться удачному ходу товарища, как достижению общей командной цели; б) нацеливает на победу не для себя лично, а для всего коллектива; в) формирует отношение мага к друзьям и врагам. Строгое соблюдение правил игры учит правилам сосуществования магов в волшебном обществе; г) вырабатывает «командный дух», который предусматривает желание и умение работать сообща. Так как сделать так, чтобы команда была отличной? На самом деле путей много. К тому же, все зависит от того, какой тип у вашей команды. Есть три варианта команды: 1) команда, которая играет давно, и состав ее не сменялся; 2) команда, в которой произошла замена какого-то игрока на нового; 3) и команда, которая полностью обновлена, и где никто из игроков не играл вместе раньше и/или приходят по два-три загонщика, которые уже играли вместе, или , например, охотники, т.е. в большинстве своем новая команда, но с возможными элементами старой. Для каждой из таких команд надо учитывать разные факторы, рассмотрим подробнее. Взять команду первого типа, т.е. которая играет давно. ^ Такой команде играть легче всего, так как, игроки знают друг друга давно, знают манеру игры каждого из участников, эта команда сыгранна и имеет четко сложенные и продуманные действия. У них множество отработанных комбинаций, которые они могут применять в игре, они всегда могут подстраховать друг друга. Им легче уловить момент для паса, или для проведения атаки. Главное, чтобы у подобной команды был лидер, а лучше два – тренер и капитан, если конечно капитанство и тренерство не сочетаются в одном лице. Тренер это лидер, но это лидер на тренировках, на составлении плана игры, но не на поле. На поле же необходим совершенно иной главарь, негласный, но которого слушаются и уважают все, и чьи решения не оспариваются. На капитане висит огромная ответственность, он должен суметь убедить игроков в их силе, в их умение, и координировать действия всех игроков, при этом, не забывая и про свои обязанности на поле. Чаще всего у давно собранных команд лидер на протяжении долгого периода один, и это плюс, так как этот человек становится авторитетом, он проверен на протяжении определенного периода, и раз он так долго капитан, значит, команда принимает его. Второй тип, это когда в команду по той или иной причине приходит новый игрок. Здесь обстоит дело сложнее, т.к. команда сплоченная, знает друг друга, новому человеку всегда тяжело в новом коллективе, а тем более, когда на его плечи ложится серьезная нагрузка, в виде ответственности за игру всей команды. Новому игроку нужно быть очень активным, коммуникабельным, наблюдательным, и подмечать малейшие детали в игре, в поведении игроков. Ему необходимо привыкнуть к стилю команды. У каждой команды есть определенный набор жестов, обозначающих определенные комбинации на поле, и новичку необходимо запомнить их все. Так что старой команде с новым игроком приходится больше тренироваться, чтобы новичок втянулся в игру, понял и принял дух команды, атмосферу, царящую на тренировках, и принял правила команды. Здесь так же много зависит от капитана и тренера, необходимо сделать так, что бы новый игрок ни замкнулся, не ушел с себя и свои проблемы, а поддержать его, помочь, показать, рассказать, исправить, если надо, показать новенькому, что он тоже часть этой семьи. Третий тип, новая команда. ^ Тут все значительно проще, но требует больше времени. Из новособранной команды можно лепить, что угодно, как из пластилина, у них нет еще определенной формы, нет понимания друг друга. В этом случае необходимо затратить колоссальные усилия и много времени, чтобы игроки привыкли друг к другу, поняли стиль каждого из них, сыгрались. Но если на начальном этапе команде повезет, и тренер сможет их сплотить, показать, что они могут играть как единое целое, то в дальнейшем из них может получиться отличная команда. Но самое главное на начальном этапе привить дух единства, командный дух. Выбор нового игрока в команду всегда сложен, нужно подобрать не просто хорошего игрока, а еще и хорошего человека. В команде не должно быть склоков по вопросам лидерства, по вопросам игры кого-то из команды, не должно быть недопонимания, и уж никакой внутренней вражды. Последнее может привести команду к краху, что просто недопустимо. Сыгранность команды и в дальнейшем сплоченность достигается усиленными тренировками, привыканием игроков друг к другу. Так же очень важно, что бы каждый игрок осознавал свои функции в игре, и нес полную ответственность за свои действия (бездействие), так же чтобы присутствовало чувство, что “от меня зависит не меньше,чем от ловца/вратаря/загонщика и т.д.”, в зависимости от того на какой позиции играет человек. Должно быть осознание того, что “если я не смогу, не справлюсь, команда может проиграть, а это недопустимо”. Каждый игрок должен совершенствоваться по мере своих возможностей. Очень многое зависит от арсенала различных приемов в запасе каждого игрока. Это должны быть как индивидуальные приемы, так и рассчитанные на привлечение других игроков. ^ Исходя из всего вышеизложенного, изучение Истории Квиддича является важным источником формирования волшебника как члена магического сообщества. *Профессор Зари остановилась, вглядываясь во внимательные лица учеников. Казалось, что они уже готовы брать в руки тренерство своих команд и самосовершенствоваться с помощью квиддича. Впрочем, им это только в пользу* Всё записали? Вопросов нет? Вот и отлично. А теперь о самой нелюбимой части урока *отгадайте о чем именно =)))* – о домашних заданиях. =) Впрочем, они сегодня не сложные. ^ Домашняя работа. Основное задание: 1. Расскажите, о чем написана брошюра Квинта Умфравилля “Благородная забаву колдунов” (1620 год). Напишите, какие там главы, их названия, несколько предложений о каждой главе. Почему господин Умфравилль считал игру в квиддич великолепной? Его точка зрения на игру. (не менее 30 предложений) 2.. Создайте ситуацию – вас взяли в команду по квиддичу. Вы едете домой и рассказываете родителям, что вы теперь играете в команде на той или иной позиции. А ваши же родители не хотят, чтобы вы играли в квиддич. Напишите их точку зрения, почему вам не нужен квиддич (должно быть много аргументов с их стороны). И то, как вы простыми словами уговариваете их дать вам добро на то, чтобы быть игроком в квиддич. (не менее 20 предложений) Если у кого-то возникнут вопросы по лекции или домашнему заданию, если что-то непонятно или хотите попросить об отсрочке – обращайтесь в ПРИВАТ (либо на e-mail, либо на u-mail в diary.ru, либо в жж). Правила оформления ДЗ написаны выше (см. первый пост в теме). Так как у нас случились непредвиденные обстоятельства с форумом и так же я немного припоздалась с лекцией, то домашние задания присылать за день до 5й лекции, до 17го ноября, 15.00 по Московскому времени! Оценки будут выставлены 18го ноября, вместе с лекцией. ———————————————— [1] – В лекции использованы материалы, взятые с домашних работ учеников – Ноэль (Слизерин) и Итиль (Гриффиндор). Выражаю им огромную благодарность.