Национальная экономика общее основы курса

–PAGE_BREAK–2.    Признаки, субъекты «Национальной экономики», методология и модели ее развития.
В целом НЭизучаетэкономикусвоейстраныкакединоецелое, отслеживаетсоциально-психологические, идеологическиепроцессывстране, которыеимеютнезаурядноевлияниена уровеньорганизациииэффективностьфункционированияэкономическойсистемы.

Целью
ееисследованийявляется не тольковыяснениясоциально-экономическихявлений, происходящихвстране, ноиусовершенствованиевнутреннейивнешнейэкономическойполитики, поскольку, например, кредитно-денежные, бюджетно-налоговыеметодыгосударственногорегулированиямогутвлиятьна экономикукакположительно, так иотрицательно.Учитываято, чтоне все средства, которыедали положительныйэффектводной стране, обеспечаттакойсамыйэффектвдругой, НЭ призванная определитьвосприимчивостьилиневосприимчивостьположенийконкретнойтеориидля страныпри определенныхобстоятельствахна каждомэтапеееразвития.

Поскольку НЭочень сложнаясистема хозяйствования, то объектомее исследованияявляется разнообразныеприродно-хозяйственные, социальные и экономическиепроцессы и явления, которыепроисходят вней. СубъектамиНЭ является домашние хозяйства, предприятия,фирмы, предпринимательские структуры и само государство. Все они вступают между собойвопределенные экономические отношения, которыеприобретают форму вертикальных и горизонтальных связей. Любой субъект НЭ является обособленным, но подчиняется экономическим интересам своей деятельность. Вместе с тем деятельность всех экономических субъектов в НЭ должна подчиняться общегосударственным интересам национальной безопасности.

Общимдля субъектовкаждогоуровняуправленияирегулированиеявляется принятие решений винтересахгосударства, региона, конкретного производителя. Этимиинтересамиявляются:

□для
государства (на макроуровне)– поступление прибыливбюджет государстваиегораспределение(ГБ);

□для
региона (на мезоуровне)— поступлениевбюджет регионаиегораспределение(ГР);

□для
производителя(на микроуровне) — получениеприбыли(ГП) в его бюджет (для рабочего— его заработнаяплата, для владельца— приростдоходов предприятия) иегораспределениедля воспроизводства:для обновленияосновного капитала, производства новой продукции, повышениеквалификацииработников ит.п.

В государственном управлении должны преобладать интересы государственные над частными, в региональном — региональные над частными, для производителя– частные, но с учетом региональных и государственных интересов, все это создает определенные условия решения интересов на государственном и региональном уровне. (См. рис. 1.1).

               

Рис. 1.1. Схема согласования интересов между субъектами национальной экономики
     Если на уровне региональном или государственном представители власти будут предоставят преимущество частным интересам, это приведет к аритмичности движения денежных потоков, производства, потребления, и, соответственно, снижению производства, инвестиций, к росту инфляции, безработице, коррупции, криминализации и других отрицательных процессов, которые вызовут снижение уровня жизни населения.

Экономическая система отдельной страны является единым целым, ее целостность обеспечивают национальная конституция, национальное законодательство, которое регулирует отношения в сфере производства, распределения и потребление. Законодательство каждой страны имеет собственные национальные особенности.Страны, которые объединяются в экономические союзы, обязательно унифицируют экономическое законодательство согласно положениям заключенных союзов (например, ЕЭ). Тем не менее, каждая страна ведет учет на основе показателей производства и потребление, поскольку заинтересованнаявукреплениисвоейэкономикииповышенииблагосостояниялюдей.

НЭ
всвоем развитии должен опираться на фундаментальные законы теоретической экономики и нормативно-законодательные акты, что является правовой базой ее функционирования, важную роль в этом играетКонституция и Законы Украины.Поэтому предметом НЭ– является система законов и закономерностей, которыерегулируют процессы и взаимосвязивсложнойхозяйственнойсистеме государства. Исследованиеэтой сложнойсистемы базируется на методологии.         

Методология – это система научных знаний о
путях,методах и способы познания истины. Методология НЭ базируется на системе наиболее значительных принципов, методов и способов познания развития экономики Украины. НЭ вшироком аспекте является системой знаний о закономерностях и законах функционирования национального хозяйства государства как единогоцелого. Поэтому применениевее изучении общенаучных методов дает возможность глубже анализировать макроэкономические процессы, что происходят в реальной жизни.

Кобщенаучным методам относят:

1.     Методы эволюции, диалектики и исторической хронологии

2.     Методы логики (логический анализ);

3.     Структурно-функциональные методы (программно-целевой метод);

4.     Методы науки синергетики;

5.     Методы индукции и дедукции (метод системного анализа);

6.     Метод научной абстракции и теоретического моделирования;

7.     Методы математического моделирования (математический и статистический анализ).

Методы эволюции, диалектики и исторической хронологии предусматриваютпознаниеэкономических процессов и явлений в постоянном развитии, научно обосновывая, учитывая эволюционные взаимозависимости и тенденции исторического развития вНЭ.

В исследованиях НЭ широко применяют методы логики, которыедают возможность строить логические схемы взаимосвязей между разнымисферами и секторами НЭ, производить логический анализ.

Значительноеместо вмакроэкономическом анализе НЭ принадлежит структурно-функциональному методу, которыйпредусматриваетрассмотрение, будькакой компоненты НЭ как системы с обязательным исследованием функции взаимодействующих элементов, с помощью этого метода осуществляется анализ структурных измененийв экономике и определяет системные признаки НЭ, независимо от трансформационных изменений, которыеявляются временными.

С ним тесно связан ипрограммно-целевой метод, который в условиях формирования рыночных отношений приобретает большое значение для подготовки и разработки комплексных программ по отраслям и территориям, охватывающим все этапы работы от сбора фактических данных, оценки свойств территориальных систем, установления закономерности их функционирования, прогноза развития до экспертизы проектов, связанных с изменением территориальных систем.

Методы
синергетикикак науки, которая изучает условия самоорганизации
сложныхсистем, которыесостоят из компонентов разнойприроды. Именно такой системой является НЭ, котораявпространственно-временных координатах состоит из природо-хозяйственныхи социально-экономических подсистем разногоиерархического уровня.

Методы индукции и дедукцииможно использовать как такие, что олицетворяют движение мысли (макроэкономического анализа) от единичного к
всеобщему, от знания меньшего кзнанию большего, а также в обратномнаправлении – от всеобщегок единичному.

Метод системного анализавключает всестороннее изучение каждой системы, ее связи, рассматривает целостность системы хозяйственного комплекса страны. Анализ и синтез явлений и комплексного развития регионов особенно важен в современных условиях.

Метод научной абстракции и теоретического моделирования определяет наиболее значимые стороны любого макроэкономического процесса,
которыйдает возможность сначала охарактеризовать каждоеиз них, в общем, а потом определяются присущие ему разногласия, а дальше рассматриваются конкретные проявления этого явления.Познаниехозяйственнойсистемы должен базироваться на конкретных данных.

Одной из важных проблем методологии НЭ естьобъединенияколичественного и качественного анализа, которыйосуществляется с помощью математических и статистических методов:

Методы математического моделирования висследованиях НЭ должны базироваться на научно-обоснованныхтеоретических моделях ее развития. Глубокийтеоретический анализ на основе оценки соответствия техили других явлений НЭ объективным экономическим законам является основой для дальнейшего математического моделирования сложныхэкономических взаимосвязей в государстве. Метод экономико-математического моделированияпозволяет рассчитывать варианты поведения систем при различных данных и выбрать оптимальный вариант(минимум затрат при максимуме производства), используются квадратные и прямоугольные матрицы, линейное программирование, построение графиков и др. Моделирование– упрощенное воспроизведение реальности, отражающее в обобщенной форме ее существенные черты и взаимосвязи. В арсенале системного моделирования – логические, блоковые, матричные, картографические и др. модели.

Статистических методы:

Балансовый методпозволяет увязать объемы производства с различными видами ресурсов региона, капитальными вложениями, трудовыми затратами и установить необходимые пропорции(в общем виде «приход-расход»). Это прежде всего общий баланс производства и распределения общественного продукта, внешнеторговый или топливно-энергетический балансы и др.

Статистические методыслужат для обработки и анализа многообразной количественной информации, характеризующей территориальные и отраслевые аспекты социально-экономических явлений.Позволяют наглядно представить как временной срез процессов и явлений, так и их динамику по всей стране, регионам или в сравнении с другими странами, а также оценить надежность и точность выводов, сделанных на основе статистического материала.

Чем больше методов использует специалист (студент) в изучении дисциплины или научных исследовании, тем точнее анализ, т.е. нельзя пользоваться только одним или двумя методами.

Политику можно осуществлять разными методами. Метод (греч. путь к чему-либо) – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В общем понимании метод отвечает на вопрос: «Как, каким образом?». Методами  государственного регулирования экономики являются: правовой, экономический, административный и пропагандистский, которые в свою очередь они подразделяются  на прямые и косвенные. Наиболее распространена точка зрения о существовании – планового и рыночного методов.

·  Правовые методы регулирования экономики осуществляются на основе и в рамках государственного хозяйственного законодательства через систему установленных норм и правил, которые являются обязательными для субъектов права.

·    Экономические методы представляют собой совокупность способов и экономических рычагов (финансовых или материаль­ных стимулов) воздействия государства на экономические интересы субъектов хозяйствований, что и обуславливает их развитие.

·  Административные методыосновываются на использовании силы государственной власти, прямого управления экономикой, то есть способы запрещения, принуждения, разрешения и др.

·   Пропагандистские методы используют для реализации влияния государства на формирование гражданского мнения, общественного сознания,   экономического мышления и пропаганды правового и экономического пути развития экономики страны.

Кпрямым методам относят установление стандартов здравоохранения, экологии, качества товара, конкуренции, а ккосвенным методам политика цен и доходов, государственный бюджет, денежная, налоговая и кредитная политика.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Наиболее емким понятием в НЭ представляется понятие «модель»(фр. образец), которая охватывает все многообразие методов, рычагов, форм регулирования и др. Условно понятие модель отвечает на вопросы: «Что есть данное явление?», «Каково оно?»…
Социально- экономический аспект модели заключается в том, что она всегда конкретна, всегда специфична. В мировой практике существует достаточное множество моделей государственного регулирования экономики – американская, французская, японская, шведская, немецкая, южнокорейская и т. д.
Модели развития и управления национальной экономикой:
Американская-либерализованная система управления национальной экономикой, в которой основной акцент переносится на рыночные регуляторы экономических процессов. Ориентированна на развитие научно-технического прогресса, что позволяет экономить на заработной плате и сформировать предпринимательский менталитет. Государственное регулирование сводится к использованию правовых и опосредствованных методов с целью создания «правил игры» и благоприятных условий для развития бизнеса. Жесткое антимонопольное регулирование внутреннего рынка и лидерство страны на мировых рынках позволило американскому бизнесу получать дополнительные выгоды. Деловая активность США определяет ход экономического цикла в других странах, а национальные деньги стали выполнять функцию мировых денег. Явное лидерство на рынке технологических достижений, за счет вложений в человека. На «человеческий капитал» приходится 3/4  национального богатства.

Японская-централизованное регулирование социально-экономического развития страны со стороны государства на основе использования преимущественно экономических, опосредствованных и неформальных методов государственного регулирования экономикой. Японская структурная политика совместила техническое, технологическое перевооружение экономического потенциала страны и достижения межотраслевого равновесия (структурная сбалансированность). Обновление производства на основе лицензий, активная промышленная политика, подкрепленная новациями эффективного менеджмента, модернизация производства, способствовали успешному освоению мирового рынка и стимулированию товарного экспорта. Дефицит сырьевых ресурсов заставил добиться новаторства в области использования ресурсоэкономных технологий. Система пожизненного найма, доминирующая психология коллективизма, солидарности, подчинения личных интересов коллективным и государственным. Япония нашла способы использования традиций и устоев нации в новом пути развития, но модель развития индустриального типа она уже исчерпала. Необходимо разрабатывать новую стратегию экономического роста.

Шведская-управление социально-экономическим развитием страны на основе активного вмешательства государства в процесс распределения и перераспределения доходов, создание сильной системы социальной защиты населения, доминирование идей равенства и солидарности.

Главное в модели – регулирование социальных и трудовых отношений, не ущемляя при этом интересов каких-либо групп общества, хозяйствующих субъектов и национальной экономики. Реализуется эта цель посредством политики налогообложения (ставки налогов — очень высокие, а налоговая служба — эффективна) и концепции «активной политики в области труда». Осуществляется комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию социального бедствия – безработицы, а не выплата им пособий. При этом доля государственных расходов на социальное обеспечение составляет более 40% ВВП. Швеция вошла в тройку стран мира самым высоким уровнем дохода на душу населения и одним из самых низких уровней неравенства.

Французская – особенностью этой модели является пятилетнее планирование экономики. Планы носят индикативный (рекомендательный) характер. Уже выполнено 12 пятилетних планов и десятки целевых программ. Здесь планируется развитие национализированного сектора; методом программных контрактов страна регулирует производство и денежно-финансовую политику, в том числе процессы накопления динамичной налоговой политики. Сочетая общенациональные цели с тенденциями рыночного спроса Франция программирует обмен и потребление на основе государственного регулирования ценообразования, стимулирует развитие частного капитала и др. Разрабатываются государственные программы общественного воспроизводства интенсивного типа.

Немецкая-система управления национальной экономикой с активным использованием рыночных регуляторов, прежде всего конкуренции, и созданием на государственном уровне эффективной системы социальной защиты граждан…

Также в НЭ
можновыделить такие макромодели(см. табл… 1) 

Таблица 1

Классификация макромоделей национальной экономики

№ п/п

Критерии классификация моделей НЭ

Типы моделей

1.   

По способу выражения исследуемого объекта:

·        Логические,

·         Табличные,

·         Экономико-математические,

·        Графические….

2.   

По продолжительности периода, который подлежит исследованию:

·        Краткосрочные,

·        Долгосрочные…

3.   

По степени открытости экономической системы:

·        Закрытые (не учитывают внешних экономических связей),

·        Открытые (учитывают их) …;

·  Экологическо — сбалансированные (учитывают требования экологической безопасности окружающие среда)

4.   

По полноте охвата экономических субъектов:

·        Простые,

·        Сложные…

5.   

По характеру отображения фактора времени:

·        Статические,

·        Динамические…

6.   

По критериям анализа достижения конечных результатов:

·        Равновесные,

·        Неравновесные,

·          Структуралистические

(равновесие является результатом перераспределения доходов),

·        Сбалансированные….

7.   

По цели исследования:

·        Текущие,

·        Управленческие,

·        Прогнозно – стратегические…

3.
Основные экономические показатели национальной экономики.

ПоказателиНЭ можноклассифицироватьна такие группы:

1.

Показателиобщеэкономическойхарактеристики страны:

o         Экономгеографическое положение (ЭГП) и
общеполитическая и экономическаяхарактеристика
страны -геополитическая и общеэкономическая характеристика; охватывает пространственное размещение страны, ее близких и отдаленных соседей, территориальное и государственное устройство, анализ политической ситуации, количество партий и т.п.; наличие и структура сырьевых ресурсов (количественная, качественная, экономическая оценка ПРП); естественные, климатические, ресурсные особенности страны;

o         Характеристику населения  — численность населения и его состав (половозрастной, национальный, религиозный), расселение и демографические процессы, территориально-административная деление, наличие трудоспособного населения, количество занятых работников в экономике и по видам хозяйственной деятельности;

o         Характеристика экономики -количество и структура предприятий, среднегодовая стоимость основного капитала;  среднегодовая стоимость оборотного капитала; количество банков, размер кредитных ресурсов и т.п.

     Показатели общеэкономической характеристики страны характеризуют общий экономический потенциал и ожидаемые результаты, если его использовать согласно требованиям объективных экономических и общественных законов. Основными требованиями является продуктивное использование единицы работы и капитала и эффективное (прибыльное) производство единицы продукции.

     Обобщающий итог функционирования национальной экономики характеризуется показателем валового внутреннего продукта (ВВП). Он может быть рассчитан на стадии производства и на стадии использования продукции. На стадии производства ВВП рассчитывается как сумма валовой добавленной стоимости (ВДС) и чистых налогов на продукты. Разность между валовым выпуском (X) и промежуточным потреблением (AX) дает показатель валовой добавленной стоимости (V): V= X – AX.       На стадии использования продукции ВВП рассчитывается как сумма конечного потребления, валового накопления (инвестиций) и экспортно-импортного сальдо. Для определения динамики физического объема ВВП его компоненты исчисляются в неизменных ценах определенного периода (квартал, полугодие, год).

Показатели валового внутреннего продукта (ВВП) Украины за 2000 — 2007 гг.

в фактических ценах: от 170 млрд. грн. (2000 г.), 226 (2002 г.), 345 (2004 г.), 544 (2006 г.) до 713 млрд. грн. (2007 г.), в 2008 г. ожидался 810 млрд. грн.

В Украине была зафиксирована максимальная годовая инфляция среди стран СНГ в январе 2009 г. — 22,3% к январю 2008 года. Падение промышленного производства в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года он составило 34,1%. Счетная палата заявляет о снижении ВВП на 21,1% за 1 квартал 2009г.

2.
 
Показателипроизводительныхсил, как основногофакторапроизводства.

     Экономический потенциал характеризуют количество и качество задействованных производительных сил, т.е. факторы производства: Т — стоимость привлеченной работы, или Т = ТкЦт, где Тк — количество занятых работников (чел.); Цт — цена труда одного занятого (грн.); К — стоимость задействованного основного капитала или К = КпЦк, где Кп — натуральное количество задействованного основного капитала; Цк — цена единицы задействованного основного капитала (грн.); Ф — стоимость используемого оборотного капитала, т.е. Ф=Ф0Ц0, где Ф0-натуральное количество сырьевых, материальных, энергетических и вторичных ресурсов (тонн, штук, кг и т.д.); Ц0 — цена единицы оборотного капитала (грн.); t — время работы занятых работников (час, неделя, месяц, год).

3.   
Показателиуровняжизни
населения.

  Уровень жизни определяют уровнем дохода населения и его платежеспособностью. Величина дохода зависит от объема произведенного ВВП и его распределения между потребителями. Тем не менее, платежеспособность населения зависит не только от динамики цен на потребительские товары и услуги. Если потребительские цены неизменные или возрастают меньшими темпами, чем доходы населения, то уровень жизни населения возрастает. Если цены возрастают быстрее, чем доходы, то уровень жизни снижается.

Важнейшие показатели уровня жизни населения Украины в 2007 г.:

—  производство ВВП на душу населения (15,3 тыс. грн);

—  уровень заработной платы и средний доход семьи (среднемесячная номинальная заработная плата работника на конец года – 1654 грн.);

—  уровень потребительских цен, индекс потребительских цен (116,6%  к 2006 г.);

—  реальное производство ВВП и реальные доходы (ВВП – 713 млрд. грн., доходы  в бюджет 220 млрд. грн., план 2008 г. 310, а реально 250 млрд. грн.);

—  стоимость потребительской корзины, или стоимость набора важнейших продовольственных товаров (Сейчас прожиточный минимальный уровень в стране – 626 грн., а стоимость потребительской корзины – 939 грн.!);

—  уровень безработицы, инфляции и др. Уровень официально зарегистрированных безработных  — 2,3%, количество – 642 тыс., в 2008 г. – 7%, количество до 1,5 млн. чел., по методологии МОТ в 2007 г. 7%, а  сейчас более 14%.

Инфляци
и – 18-24% в последние месяцы 2008 г. — нач. 2009 г.  

4.
Развитие международной торговли (торговый баланс)

       
Торговый
баланс — это взаимозависимость между совокупным экспортом и импортом НЭ. Когдастрана экспортирует большечем импортирует она имеет положительноеторговое сальдо, а когдаимпорт превышает экспорт, страна имеет дефицит торгового баланса и должна оплачивать импорт за счет иностранных кредитов, которыйставит ее взависимость от других государств.

Экспорт товаров и услуг – 58, импорт – 66 млрд. долл. США, в 2008 г. (план) экспорт 76,6 импорт – 80 млрд. долл. США, торговое сальдо отрицательное – 3,4 млрд. долл. США, а реально – экспорт 78,6, импорт — 92,1, торговое сальдо отрицательное – 13,5 млрд. долл. США

5. Индексыи показатели, которыеотображают структуру НЭ

Для более глубокого анализа комплексного развития национальной экономики применяют также ряд индексов и показателей, которыеотображают системные сдвиги в структуре национального хозяйства страны. К ним, например, можно отнести; Индекс человеческого развития, Индекс стоимости жизни, Индекс потребительских цен, Индекс промышленныхконкурентоспособных компаний, Индекс технологического развития, Индекс человеческого капитала, Индекс инновационных возможностейи т.п..

Индекс человеческого развития(ИЧР) — это специальный показатель, которыйобъединяет трисоставных(ВВП, грамотность и продолжительностьжизни) и дает сложнуюоценку человеческого прогресса. Он модифицирован вдвухсвоих видах: в показателях образованияи доходах (ВВПна душу населения). Считается, что страны сИЧР меньше 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития; 0,6-0,8 — средний; выше 0,8 — высокийуровень развития.

Украина отвечают группе стран со средним уровнем ИЧР и занимает 76 место среди 177 стран.

Индекс
человеческого капиталавключает уровень грамотности и количество людей, которыеимеют среднее образованиеи количество людей с высшим образованием(в процентах от всего населениестраны). За расчетами Мирового Банка вУкраине данныйпоказатель является довольно высоким — в2005-2006 гг. он составлял 0,81 или 27 место среди других стран мира, он больше, чем, например, в Германии или Швейцарии. Данныйфакт связан, впервую очередь с тем, что вУкраине соответственно традициям СССР образованиюпредоставляетсядовольно большоевнимание, поскольку человек признается основным фактором инновационного роста. Так, долялицс высшим образованиемв вековойгруппе 20-29 лет вУкраине составляет 12%, в то время как вСША этот показатель колеблется на уровне9-9,3%.

Индекс
качества и стоимости жизни— характеризует уровнем изменениецен на товары и услуги, которыми пользуется население. Уровень изменение цен определяется через индексы цен на отдельные группы благ и услуг, сводимые затем в средние индексы цен. На уровне изучения НЭ — это, прежде всего, изменение среднего уровня цен применительно к какому-либо временному периоду (месяц, полугодие, год). Применяется для динамики реальной заработной платы. Сейчас прожиточный минимальный уровень в Украине – 626 грн., минимальная заработная плата с 01.01.2009 г. — 605 грн., с 01.04.09 г. – 625, к концу 2009 г.- 669 грн. Действующий должностной оклад государственного служащего (1 тарифный разряд) – 545 грн. Качество жизни в Украине является одним из самых низких среди проанализированных стран – 98 место в 2005 г. среди 111 стран и 62 место среди 192 стран в 2008 г.

Индекс
промышленныхконкурентоспособных компаний— показатель относительной конкурентоспособности изделий национальной промышленности, которыеэкспортируются. Украина занимает 84 место среди 117 стран.

Индекс технологического развития— показатель, которыйотображает роль техники и науки вразвитииНЭ. Он учитывает количество занятого персонала на НИОКР, количество патентов и научных публикаций врасчетена миллион жителей государства. ВУкраине этот показатель уменьшился на конец 2005 г. начало 2006 г. на 0,053 единицв сравнении с 1995 г. и составлял 0,6 (что отвечает39 месту среди других стран мира), он меньше, чем вБолгарии, Литве, Беларуси.

На низком уровне находится государственное финансирование фундаментальной и прикладной науки вУкраине. За последние годыпроцент его финансирования избюджета составилвсего 0,4%. На 2005-2006 гг. былозапланировано 0,6%, вопреки правительственным директивам, по которым его финансированиедолжно былосоставлятьбольше6%.

Индекс инновационных
возможностей— интегральный показатель, которыйопределяется как суммаИндекса человеческого капитала и Индексатехнологического развития наций. Уровень экспорта высокотехнологической продукции Украины составляет 5% от общего количества промышленныхтоваров страны, тогда как в развитых государствах доляэкспорта высокотехнологической продукции превышает 60-80% от общего количества экспорта промышленныхтоваров. Постоянно снижается уровень инновационной активности отечественных предприятий….(Нац. економ. Круш с. 40 – 46)

Индекс глобальной конкурентоспособности экономики – дает  оценку среднесрочных перспектив экономического роста (на 5-8 лет). Позиции Украины среди других стран, по оценке Всемирного экономического форума 73 место среди 131 страны и существенных изменений в ближайшей перспективе не предвидятся, а значит эффективного и устойчивого развития не будет. (Данилишин Б., Веклич О. Украина в международных рейтингах устойчивого развития. Стр.13-23)

    продолжение
–PAGE_BREAK–4.    Особенности формирования, современные тенденции и уровень развития национальной экономики Украины.
     Чрезвычайноважнымс теоретическойипрактическойстороныпониманияНЭ каксистемывзаимодействующихэлементов, котораяимеетядро, цельидругиехарактеристики.Национальноехозяйстводолжносоздаватьорганическуюцелостностьвзаимосвязанныхчастных, коллективныхигосударственных типовхозяйств, расположенныхвпределахстраны.
Без
такойцелостностигосударствоне будетиметьнадлежащейэкономическойбазы.

Экономика
государствадолжнабытьсамодовлеющей, иметьвозможностьвыполнятьосновныегосударственныефункции, а именно, обеспечивать:

1)
экономическийрост;

2)
занятостьнаселения;

3)
экономическуюэффективность;

4)
стабильностьцен;

5)
экономическуюсвободу;

6)
справедливоераспределениедоходов;

7) благоприятные
условияпроживания;

8)
экономическийсуверенитет(безопасность) страны. (Злупко, с. 9)

     Системностьивзаимосвязанностьотраслей ихозяйств— этосущественныйпризнакНЭ, благодарякоторомуона отличаетсяот обычногоразмещенияхозяйственныхобъектоввпределахполитическогообразования.Составляющиминациональнойэкономикиявляются
ееотрасли: промышленность
,
сельскоехозяйство, строительство, транспорт
,
связь, банковскаясистема, здравоохранение, образование
и т. п. Промышленность, всвою очередь, делитсяна обрабатывающуюидобывающую; обрабатывающая— на тяжелуюилегкуюидр.

Соотношениемеждуотдельнымиотраслями экономикиназываютотраслевойструктурой, которая
отражаетобщественноеразделениетруда.

     Общественноеразделениетрудаозначаетспециализациюна изготовленииопределенныхвидовпродукциииливыполненииотдельныхопераций.Что
даетвозможностьэффективнееиспользоватьмастерстволюдей ипроизводственныересурсы.

Различаютразделениетруда внутриобществаивнутрипредприятия. Разделениетруда внутриобществаоказываетсявсуществованииразныхотраслей ипроизводств, т.е.специализациирегионов и страны. Внутрипредприятияразделениетруда происходитмеждуцехами, мастерскимиит.п.

Разделениетруда на предприятиидаетвозможностьрасчленитьпроцессна многомелкихспециализированныхоперацийилизадач, что делает их легче и дешевле.(Злупко, с. 10)

Национальнуюэкономическуюсистему характеризуют:

      а)  признаканациональногосуверенитета
: независимостьи национальнаягосударственность; суверенитет: законотворчества,исполнительнойвласти, хозяйственнойдеятельности, внешнеэкономическойдеятельности. Утверждаютсяконституциейизаконами страны, направленнымина регулированиеэкономических, социальных, политическихимеждународныхотношений.

      б)       ресурсно — производственныепризнаки
: трудовойи природно-ресурсныйпотенциал; научныйитехнико-технологическийпотенциали национальнаясобственность. Показываютоценкупроизводительныхсилчерезфизически-качественныеиэкономическиекритерии.

      в)  хозяйственно-организационныепризнаки: национальнаяфинансово-кредитнаясистема, особенно денежнаяединица; собственная таможеннаяи транспортнаясистемы; национальнаясистема управленияирегулирование; производственнаяи социальная инфраструктура. Эти признакивоплощаютсявнациональнойсистемеоборотаэлементовпроизводительныхсил, национальномэкономическомуправленииирегулировании. Национальнуюсистему оборотаэлементовпроизводительных сил образовываюттакиесистемы:

—денежная— национальнаяденежнаяединица, система денежногообращения;

—финансовая— финансыгосударства, предприятий, население;

—кредитная— кредитныеучреждения, кредитныересурсы, правовоеиэкономическоеусловиякредитования.(Заблоцкий, с. 115)

     Национальноеэкономическоеуправлениеирегулированияобразовывают:

— макроэкономическое— процессынародонаселения, объемиструктура производстванациональногопродукта, пропорциинационально-хозяйственногокомплекса,  индексыценикурс национальнойденежнойединицы;

— региональное— процессызанятости, деятельностьместныхбюджетныхучрежденийжилищно-коммунальнойинфраструктуры;

— микроэкономическое— процессыформированияобъемовиструктурыпроизводства, обеспечениеэффективностииспользованияосновного, трудового иоборотногокапиталов, реализациипродукции, получениеприбылейивыполнениеобязательствперед государственнымиирегиональнымибюджетами.

      г)  товарообменныепризнаки: внутренниерынкитоваров, ценныхбумаг,работиуслуг; систем выходана мировыерынки. Оказываютсявсоциальнойзначимостипродукта; способностиудовлетворятьнуждычеловека; качестватоваровиуслуг; ценеединицытоваровиуслуг; конкурентоспособноститоваровиуслуг на ихсегментах рынка; соотношенииспросаипредложенияна тоилииной сегмент рынка.

     ПересчитанныепризнакиНЭ, и ихпоказателиопределяютсостояниеэкономическойсистемыстраны.(Заблоцький, с. 116)

     Для обеспеченияэффективногофункционированиянациональнойэкономическойсистемыважнымявляется осознанияииспользованиемеханизмадействияобъективныхэкономическихзаконов— товаропроизводства, товарооборотаихозяйственнойсбалансированности.

     Закон
товаропроизводства
требуетсозданияпродуктаQц, стоимостькоторогообеспечивалабывозмещениематериальныхзатратQпцпиполучениедополнительногопродукта, иливалового внутреннегопродукта: Qц= Qnцn+ dQц

     СовокупныйпоказательВВП= dQцобозначаетстоимостьтоваровиуслуг, произведенныхотраслями национально-хозяйственногокомплексаипредназначенныхдля конечногопотребления.

     Закон
товарообменаопределяетотношенияотносительнообменасозданногопродуктамеждупродавцом(предложение) ипокупателем(полученныйденежныйдоход илиспрос): Q = Г/ц. ВаловойвыпускQцраспределяютна промежуточноепотреблениемеждусубъектамипроизводствакакполуфабрикатныйдля изготовленияконечногопродукта относительноего потребления.

     ВВПраспределяютна фонд потребления, которыйреализуетсяв соответствии нужд потребительскогорынка,по потребительскимценам, ина фонд накопления, которыйреализуетсяпо потребностям черезрынок,по соответствующимценам.

     Закон
хозяйственнойсбалансированностиотображаетсостояниеравновесиямеждупредложениемQциспросомnдД м, где  nд— коэффициентоборотностиденежноймассыД м:    Qц= nд/Д м

     Этотзакон требуетсоответствияколичестваикачествапроизводительныхсил странынуждам обществаотносительносозданияипотреблениянациональногопродукта. Структуреобщественныхнужд должнаотвечатьструктура общественногопроизводства, т.е.соотношениемеждуегоотраслями, которыевыражаютхозяйственныепропорцииисостояниеобщественногоразделениятруда. Структура национальногопроизводстваопределяетсянатуральнымиистоимостнымипоказателями— ВВП, Ткцт, Кп цк, Ф0Цидр.(Заблоцький, с. 117)

     Онихарактеризуютсяопределеннымипропорциями, систематизировавкоторые, можновыделитьтакиегруппы:

— воспроизведенные— междупроизводствомсредствпроизводстваипредметовпотребления, междупотреблениеминакоплениемпри распределениисозданногопродукта;

— отраслевые— соотношениемеждуразнымиобластями НЭ;

— территориальные— размещениепроизводствавотдельныхэкономическихрайонах;

— внешнеэкономические— вывозпродукцииизразныхрегионовивывозпродукцииразныхобластей ирайоноввзарубежныестраны.

     Количественныепоказателиуказанныхпропорцийопределяютструктуру экономическойсистемывообщеипроизводствавчастности.Ониявляютсяосновойформированияэкономическойполитикистраны, поискаресурсовдля усовершенствованияпроизводственныхпроцессов.

Усовершенствованиеструктурыпроизводствапредусматривает:

— совершенствованиесоциально-экономическойструктурыэкономики, котораяохватываетоптимизациюпроизводстваиформ собственностина средствапроизводства, созданныйпродукт, т.е.установлениецелесообразныхпропорциймеждучастнойиобщейсобственностью, созданиепредпосылокреализациичастных, коллективныхигосударственныхинтересов;

— усовершенствованиеорганизационно-экономическойструктурынациональнойэкономики, т.е.оптимизациюразныхформ организациипроизводства, вчастностималых, средних, большихпредприятий, ихобъединенийит.п.;

— усовершенствованиепроизводственно-технологическойструктурыэкономики,  внутреннейорганизациипродуктивныхсил, т.е.установлениепропорциймеждусферойматериального производстваисферойуслуг, промышленностьюисельскимхозяйством, производствомсредствпроизводстваипредметовпотребление, добывающимииобрабатывающимиотраслями, высокозатратнимиималозатратнимипроизводствами.

НЭимеетотраслевуюсистему организациипроизводстваиуправление.

     Отрасль
экономики-совокупностьпредприятийиорганизаций, объединенныхобщностьюфункций, которыеонивыполняютвсистеметерриториальногоразделениятруда. Отраслеваяструктура экономикиотображаетпроцессобщественногоразделениятруда, указываяна функциональныеотличиямеждуотдельнымиотраслями.Этодаетвозможностьанализироватьмежотраслевыепропорцииисвязи, эффективностьидинамикупроизводства.(Заблоцкий, с. 118)

Сферыдеятельностииотраслипроизводстваобъединяютвгруппы:

а)
сфера производства:

o    промышленность, сельскоехозяйство, строительство — процессапроизводства;

o    транспорт исвязь, обслуживаниенатурального производства, т.е.обеспечениедоставки материальныхценностейпотребителям;

o    торговля, материально-техническоеснабжение, общественноепитание, заготовка, т.е.продолжениепроцессапроизводстваисозданиеприростадобавленнойстоимости;

б)
сфера услуг:

o    жилищно-коммунальноехозяйствоибытовоеобслуживаниенаселение;

o    образование, здравоохранение, культура иискусство, наука инаучноеобслуживание;

o    органыуправленияиобороны;

o    кредитование, страхованиесоциальногообеспеченияизащитамалообеспеченных.

Анализотраслевойструктурыэкономикидаетвозможностьоптимизироватьисбалансироватьпропорциивсей экономики.(Заблоцкий, с. 119)

     ЭффективностьфункционированияНЭ — удовлетворениенасущныхнужд общества, накоплениенационального

богатстваисостояниеокружающей среды— решающеймерой
зависятвот типаэкономическойсистемы.(Злупко, с. 11)

Секторная структура.Обобщенно рыночная экономика может быть изображена в виде институциональных секторов, взаимодействие между которыми характеризует важнейшие экономические пропорции, связанные с производством, распределением и перераспределением доходов, между производством товаров и услуг, между реальным и финансовым секторами, между производством и потреблением и т.п. Методологической основой секторного деления экономики является Система национальных счетов (СНС), принятая международными организациями в 1993 г. (См. схему )

     Экономическаясистема—
этоспособорганизацииНЭ
.
Основнымиэлементамиэкономическойсистемыявляется, во-первых, способсогласованиядеятельностисубъектовхозяйства, илиспособрешенияосновныхпроблем организацииэкономики; во-вторых, собственностьна производственныересурсыиизготовленныежизненныеблага.

     Хозяйство (хозяйственный комплекс)любого обществапредусматриваетсогласованиеирешениемножествапроблем.Средиих естьтри, которыеназываютосновными, илифундаментальными, проблемами организацииэкономики:

Чтовырабатывать?Каквырабатывать? Для кого вырабатывать? (Злупко, с. 12)

     Чтовырабатывать?Которыеблага ивкакомколичествевырабатывать? Сколькокаждоготоварадолжновырабатыватьсяэкономикаисколькокаждойизуслуг следуетпредложить?Икогдаэтосделать? Чтосейчасследуетвырабатывать— одеждуилиобувь, немноговысококачественныхдорогих рубашекилимногодешевых? Вырабатыватьмногопредметовпотребленияинемноготоваровпроизводственногоназначения, или наоборот?

     Какследуетвырабатыватьблага? Какиефирмыимеютэтоделать? Какиетехнологиииресурсыследуетиспользоватьдля производствапродуктов?Изчеголучшевырабатыватьэлектроэнергию— изнефтиилиизугля?Ктодолжныобрабатыватьземлю, а кто— учитучениковистудентов? Какцелесообразнеевырабатыватьблага — спомощьюмашин имеханизмовилиручнойработы?На частных(приватизированных) илигосударственныхпредприятиях?

     Для кого вырабатыватьблага?Кемпользоватьсяплодами экономическихусилий, т.е.какраспределятьизготовленныеблага междуразнымииндивидамиидомохозяйствами?Какоемыхотимиметьобщество: гдемного богатыхимногобедных, иливкоторомпреобладаетсреднийкласс, а богатыхибедныхмало?

     Вразныхэкономическихсистемах используютразныеспособырешенияэтихтрехпроблем организацииэкономики.Экономическиесистемыразличаютсяне толькоза этимипризнаками, а иза тем, ктовладеетэкономическимиресурсами; ктоявляетсявладельцемземлиизаводов, угольныхшахт илесов; ктовладеетдомами иотелями, продуктивнымскотом иавтомобильнымипутями. Вэкономике, котораяосновываетсяна частнойсобственности, экономическимиресурсами ипроизведеннымипродуктами распоряжаютсябольшейчастьючастныелицаифирмы, которыеимпринадлежат.Тем не менее, вовсехстранахсчастнойсобственностьюгосударствовладеетзначительнымиактивами, которыевключаютземлю, леса, транспортнуюсеть, жилыеи стратегические объектыит.п.

     КаждойНЭ присущиесвоиособыечерты, тем не менее, различаютдва типаэкономическихсистем: традиционное, илинатуральное, хозяйствоитоварноехозяйство.Товарноехозяйство, всвою очередь, можетбытьрыночнымилиадминистративно-командным.Экономикимногихстранявляютсяпереходными, т.е.одну экономическуюсистему изменяетдругая.

     Формированиеукраинскойэкономикисовпалоспереходом от командно-административнымкрыночнымотношениям.Созданиесоциально-рыночнойэкономики— этостратегическийкурс Украины, реализациякоторогосвязана, прежде всего, сутверждениемчастнойсобственности.(Злупко, с. 13)

     СостояниеНЭ влияетна политическийклиматвстране, социальноеиморальноесамочувствиелюдей. ПоэтомуцельютеорииНЭ является не тольковыяснение, объяснениеи состояниеэкономической системы, представленнойвстране, но иформированиенаучныхосновусовершенствованиянациональнойэкономической, политикииэкономическойсистемыв целом. (Заблоцкий, с. 8)

    продолжение
–PAGE_BREAK–